Здоровьесберегающие технологии в детском саду
учебно-методический материал на тему

Черных Светлана Анатольевна

Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни были и остаются первостепенной задачей детских садов.

    Я поставила перед собой цель: создать комплекс эффективных условий для  охраны и   укрепления  здоровья  детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesbereg._tehnologii.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье сберегающие   технологии в ДОУ

     Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни были и остаются первостепенной задачей детских садов.

    Я поставила перед собой цель: создать комплекс эффективных условий для  охраны и   укрепления  здоровья  детей.

   Задачи: 

  • сохранить здоровье детей;
  • создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;
  • обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период   дошкольного детства.

Виды здоровье сберегающих технологий в ДОУ:

  • лечебно - профилактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
  • валеологическое  просвещение  родителей,
  • здоровье сберегающие образовательные технологии в детском саду.

Система здоровьесбережения в ДОУ:

  • различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);
  • комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком; максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
  • оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки)  и инновационные технологии оздоровления и профилактики (сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);
  • организация рационального питания в домашних условиях;
  • медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
  • соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;

Виды здоровьесберегающих технологий:

  • Подвижные и спортивные игры
  • Релаксация
  • Утренняя гимнастика
  • Бодрящая гимнастика
  • ЛФК
  • Гимнастика пальчиковая
  • Гимнастика дыхательная
  • Гимнастика для глаз
  • Корригирующая гимнастика
  • Самомассаж
  • Физминутки (Динамические паузы)
  • Арттерапия
  • Беседы  о «Здоровье».

Я хочу заострить ваше внимание на некоторых  из них, которые считаю для себя наиболее интересными.

Релаксация (расслабление)        

Первыми специалистами, применившими метод релаксации в своей деятельности  были американский психолог Э.Джекобсон и немецкий врач-невропатолог И.Шульц.

Релаксационные паузы в нашей группе проводятся  по необходимости. Расслабление достигается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому приему дается образное название: «Улыбка», «Муравей», «Драгоценность» и т.д.  Так как в настоящее время  очень много детей  с синдромом гиперактивности,  то  эта тема очень актуальна.

Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение.

Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.

Гимнастика пальчиковая

В педагогической практике  мы уже   давно  используем  игры с пальчиками  в разных  видах  образовательной деятельности. Дети с удовольствием выполняют упражнения. Одновременно развивается речь, моторика, возникают положительные эмоции.

 Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще до нашей эры, в Древнем Китае. Игры с участием рук и пальцев приводит в гармоническое отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии.        

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Методика проведения. Все упражнения делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и четким произношением текста. Необходимо добавлять упражнения для  развития  мелкой моторики рук.

Для неумелых детских пальчиков очень полезна будет такая игрушка — тренажер для застегивания пуговиц.

В своей педагогической деятельности я широко применяю  следующие тренажеры для развития мелкой моторики:

Сухой пальчиковый бассейн ( Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы,5- 10 минут как бы перемешивает содержимое.

Можно сопровождать это следующими словами:

 "Месим, месим тесто,

 Есть в печи место.

 Будут-будут из печи

 Булочки и калачи".

  •  Или можно спрятать там мелкие игрушки или конфеты, пусть ребенок ищет их).
  • Игра "Разноцветные снежинки" (возраст - 4 года). Направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности.

 Воспитатель показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Он    просит детей раскрасить снежинки.

  • «Мозаика из пуговиц»
  • Игры с прищепками:

Картотека  подобранной мной пальчиковой гимнастики  по различным темам  представлена комиссии.

Гимнастика для глаз

 Профилактика зрительных нарушений - актуальная тема. Болезни глаз у детей - не только медицинская, но и социально-психологическая проблема, потому что около 90% информации ребенок получает через органы зрения. Вот почему для качественного восприятия окружающего мира так важно правильное формирование здорового зрения и постоянный контроль состояния зрения детей.        

Проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время  с младшего возраста.        Материалы представлены комиссии.

Гимнастика дыхательная

Еще одно необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать.  Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.

 Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь.

Ваша задача – научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т.п.        

Гимнастика бодрящая        

Ежедневно после дневного сна, 8-10 мин.        

Форма проведения различна: гимнастика в постели; упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки; индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа; водные процедуры, легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях, корригирующая гимнастика.

Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает.

Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Воспитатель начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.

Самомассаж

Наиболее простыми, доступными пониманию, запоминанию и исполнению ребенка являются комплексы самомассажа, представленные в игровой, сюжетно-ролевой форме.

Комплекс облегчает пробуждение организма, стимулирует деятельность внутренних органов, оказывает общеукрепляющее воздействие, мобилизует защитные силы организма, стимулирует его способность к естественному исцелению, способствует повышению работоспособности, психо-эмоциональной разрядке, улучшению настроения. Поэтому он полезен  детям, для которых важно закладывать основы здоровья, формировать привычку «быть здоровым», готовить организм к все возрастающим школьным нагрузкам. Регулярные занятия имеют и воспитательное значение. Они способствуют формированию у детей привычки следить за своим здоровьем, тонко чувствовать состояние своего организма и восстанавливать резервы не дожидаясь начала заболевания. (например упражнения: «лепим пельмени», « гладим котенка», «Третий глаз», «99 болезней»).

 Арттерапия        

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека:

  • звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы;
  • духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы, причем медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным;
  • музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная, соответствует интеллектуальной сфере человека. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью;
  • струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания;
  • вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло. Выражение «чарующий голос» очень актуально в настоящее время, так как умение выразительно произносить слова стало настоящим искусством подчинения людей своей воли, создания определенного имиджа, что чрезвычайно важно для политика, руководителя и любого другого человека, кому необходима коммуникабельность.

Замедлив тем музыкального произведения, можно сделать дыхание более глубоким, спокойным.

На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас.

В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей:

- утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом;

- для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются;

- пробуждению детей после дневного сна поможет тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.

Сказкотерапия

Действительно, сказки пользовались и продолжают пользоваться популярностью у маленьких дошколят. Ведь у детей преобладает абстрактное мышление – а это значит, что информация, переданная посредством ярких образов, наиболее восприимчива.

Сказкотерапия – занятие с помощью сказки, направленное на решение какой-либо проблемы. Этот метод восходит к давним временам – еще наши пра-пра-бабушки за проступок не бранили, а рассказывали сказку. Сказки знакомили детей с реальностью, давали понять «что такое хорошо», а «что такое плохо».

Сегодня к функции сказки добавилась и ее диагностическая роль: занятия в детском саду сказкотерапией помогают быстрее адаптироваться к ДОУ, раскрывают и развивают внутренний потенциал ребенка.

Занятия в детском саду сказкотерапией могут включать в себя как известные сказки, так и придуманные воспитателем или родителями. Главный герой в таких сюжетах очень похож на конкретного ребенка. Со стороны поступки лучше видно, и малыш с легкостью сможет соотнести себя с героем. Важно преодолеть все препятствия в сказке, чтобы и в действительности ребенок увидел выход из сложившихся ситуаций.

В качестве авторов могут выступать и сами дети. Детская сказка показательна, она раскрывает переживания малышей, которые они стесняются обсуждать со взрослыми или о которых родители даже и не подозревали.

Проводить ли занятия в детском саду сказкотерапией или нет, однако «сказка – ложь, да в ней намек, детям в садике урок»!

Ароматерапия для детей очень полезна, потому что дети всегда положительно реагируют на аромамасла в силу своей чувствительности. Детям очень нравятся сладковатые ароматы. Но, исходя из того, что организм ребёнка не полностью развит, аромамасла стоит использовать по минимуму. Лучшим решением в применении ароматерапии для детей будет нанесение эфирных масел на глиняные фигурки, подушечки, аромамедальоны,  апельсиновые и грейпфрутовые корки, фигурки из необработанного дерева.

Плюс ко всем её достоинствам, ароматерапия для ребёнка является и лекарственным средством от различных заболеваний: простуды, ветрянки, расстройства желудка, кашля и других детских недомоганий. Именно поэтому для профилактики сезонных, инфекционных, вирусных заболеваний также используется ароматерапия в детском саду.

Песочная терапия для детей – это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка - это необходимая, естественная и любимая деятельность.

 В играх с песком у детей лучше развиваются познавательные функции (восприятие, внимание, мышление, память), речь, моторика, коммуникативные навыки. Усиливается желание ребенка экспериментировать или работать самостоятельно.

 В игре с песком ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером своей сказки. То, что таилось в глубине детской души, выходит на свет и персонажи игры приходят в движение.

Дети любят строить и разрушать сказочные города, любят лепить буквы в песке, пишут печатными буквами слова. Рисуют в песке причудливые узоры, «ходят» ладонями, кулачками, каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.

 Опыт работы с детьми показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

 - дети чувствуют себя более успешными;

 - на занятиях весело, нет скуки и монотонности;

 - в детском саду ребёнок легче адаптируются в коллективе;

 -  страх и напряжение исчезает.

Мандалотерапия. ( в переводе с санскрита «круг»).

Гиперактивные  и нервозные дети не являются феноменом в наше время, это не чудо. Поэтому здесь мандала рассматривается как средство медитации.

 Инструкция

1.  Ребенку предлагается мандала: «Посмотри, какой волшебный круг. Это волшебная поляна, на которой растет семья цветов. Найди самый главный цветочек в круге, который не похож на другие. Раскрась его. Посмотри: рядом с этим цветочком растут его близкие. Покажи, где цветок «мама», «папа», «сестра», «брат» и др. Разукрась их. Расскажи, какие это цветы. Кто еще есть на этой волшебной поляне (друзья, знакомые)? Что нужно для цветов, чтобы они были счастливы? Что мешает цветам на этой поляне?»

2.  Ребенку предлагается закрасить контуры (рамку): «Выбери цвет, который подходит для этой поляны. Почему ты выбрал этот цвет? Что он для тебя значит? Что ты сейчас чувствуешь?»

Из полученных данных, можно понять о взаимоотношениях в семье, комфортно ли ребенку в  семье или  детском саду. В нашем современном обществе очень много детей, которые воспитываются в неполных семьях и испытывают дефицит внимания и любви. Так вот для того, чтобы вовремя  увидеть это и дать ребенку  все то, чего ему не хватает, нужны такие  технологии.

Цель:

  1. Развитие творчества
  2. Развитие произвольности поведения
  3. Снятие внутреннего напряжения  и релаксация
  4. Развитие мелкой моторики рук
  5. Воспитание аккуратности
  6. Активизация бессознательности.

Существует десять золотых правил здоровьесбережения:

 1. Соблюдайте режим дня!

 2. Обращайте больше внимания на питание!

 3. Больше двигайтесь!

 4. Спите в прохладной комнате!

 5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

 6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

 7. Гоните прочь уныние и хандру!

 8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

 9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

 10. Желайте себе и окружающим только добра!

 Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Материал полезен педагогам  на занятиях с использованием ИКТ. Гимнастика поможет снять усталость с глаз , укрепить мышцы глаза...

Деловая игра для воспитателей и инструкторов по физической культуре"Значение и использование здоровьесберегающих технологий в детском саду."

Деловая игра для педагогов, инструкторов по физическому воспитанию в ДОУ. Значение и использование в ДОУ: физкультминуток, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений, оздоровительных игр, массажа...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду.

Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности детей.Правильное дыхание играет значительную роль для сохранения и укрепления здоровья детей. Пение снимает стрессы, помогает избавиться от не...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни.Здоровье – состояние физического и социального благополучия челов...

Новейшие здоровьесберегающие технологии в детском саду

Здровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к сво...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемо...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду.

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:*приобщение детей к физической культуре;*использова...