Картотека минуток здоровья
картотека (старшая группа) на тему

Гагаринова Татьяна Олеговна

В картотеке комплексно интегрируются темы окружающего мира с содержанием разнообразных видов "минуток здоровья", что позволяет повысить уровень мотивации, умственную работоспособность детей, восстановить и сохранить их психофизическое состояние.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon broshyura_minutki_zdorovya.doc340.5 КБ

Предварительный просмотр:

Т.А. Новомлынская

«МИНУТКИ ЗДОРОВЬЯ»

В ДОШКОЛЬНОМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

УЧРЕЖДЕНИИ

Армавир  

 2010 г.

       

74.105

Н 72

        Н72 Новомлынская Т.А. «Минутки здоровья» в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – Армавир, 2010. –  44 с.

     

  В данном пособии педагогам предлагается система развёрнутого планирования  «минуток здоровья» для детей старшего дошкольного возраста в непосредственно образовательной и свободной деятельности. В ней     комплексно интегрируются темы окружающего мира с содержанием разнообразных видов «минуток здоровья», что позволяет повысить уровень мотивации, умственную работоспособность детей, восстановить и сохранить их психофизическое здоровье.                            

Материалы получили положительный отзыв на КПК педагогов ДОУ города и региона.  

        Методическое пособие предназначено для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Сформировать у маленького ребёнка интерес к своему здоровью, ответственность, внутреннюю активность, повысить самооценку, а также расширить кругозор позволяют «минутки здоровья». Это разнообразные упражнения, направленные на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний, развитие крупной и мелкой моторики, речи, положительного самоощущения. «Минутки здоровья» проводятся не только в организованной, но и в свободной деятельности детей. Они хорошо вписываются в систему оздоровительной деятельности любой современной программы по воспитанию дошкольников, так как построены в соответствии с современными подходами и направлены на формирование здорового образа жизни.

Занятия с интеллектуальной нагрузкой требуют от детей различных сложнокоординированных движений. Однако механизмы, обеспечивающие эти движения, ещё не сформированы. Мышцы ребёнка могут находиться в состоянии длительного статического напряжения, что приводит к общему утомлению дошкольников. При этом ухудшаются внимание, память, работоспособность и в целом резко снижается педагогическая эффективность детской деятельности.

Данное пособие предлагает педагогам систему развёрнутого планирования «минуток здоровья» для детей старшего дошкольного возраста в непосредственно образовательной и свободной деятельности. В ней комплексно интегрируются и органично сочетаются темы окружающего мира с содержанием разнообразных видов «минуток здоровья», что позволяет повысить уровень мотивации, а также умственную работоспособность детей, активизировать мышление дошкольников, восстановить и сохранить их психофизическое здоровье. В планировании представлены следующие темы: «Овощи-фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Насекомые», «Обитатели водоёма», «Растения», «Неживая природа», «Человек», «Труд взрослых», «Транспорт». Педагог имеет возможность выбрать в соответствии с темой окружающего мира тот или иной вид «минуток здоровья», а их – пять,  и использовать его содержание в разных видах деятельности.

          «Минутки здоровья» включают в себя игровой закаливающий массаж и самомассаж, гимнастику здорового зрения, корригирующие

3

упражнения для мышц спины и стопы, дыхательную гимнастику, релаксационные   игры   и   упражнения   на   снятие  мышечного   и эмоционального напряжения. Исходя из особенностей развития детей, именно в период дошкольного детства накапливаются яркие, образные впечатления. Поэтому методическую основу содержания «минуток здоровья» составляют разнообразные игровые приёмы. Использование в их контексте малых форм народного фольклора (потешек, приговорок, закличек и т.п.) «оживляет» игровые ситуации общения яркими образами, позволяющими детям обыграть выполняемые движения в нужном темпе и ритме.

Содержание «минуток здоровья» требует чёткого соответствия смыслу стихотворения и динамике развития сюжета. Очень нелегко подобрать такие двустишия и четверостишия для всех видов «минуток здоровья» в контексте обозначенных тем. Поэтому многие тексты авторские, в которых слиты воедино слог, ритм, темп, движение, смысл.

 Маленькие «спектакли», которые разыгрывают дети, оздоравливаясь и развиваясь, длятся всего 1-3 минуты, а текст укладывается в маленькое четверостишие. Например, игровой самомассаж шеи и грудной области «Лечим медвежонка» (текст автора), который предлагается в теме «Дикие животные»:

Медвежонок наш простужен,

Мёд ему сегодня нужен.

Мы дадим ему на ужин. (Поглаживать шею от подбородка к грудному отделу.)

А потом, а потом мёдом грудку разотрём. (Поглаживать область грудной клетки дугообразными движениями рук сверху вниз и наоборот.)

        Каждый вид «минуток здоровья» своеобразен. Так, игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, которая проводится для разных частей тела и биологически активных зон в направлении кроветока от периферии к центру для положительного воздействия на все наши органы и системы. Упражнения  здорового зрения – необычные путешествия по офтальмотренажёрам, снимающие значительные зрительные нагрузки детей. Данные упражнения предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям, а также  включают  самомассаж.  Для фиксации  взгляда   используются   зрительные  метки – картинки,     деревянные

4

палочки с предметами на конце, схемы зрительно-двигательных проекций, составляющие единый игровой сюжет. Дыхательная гимнастика – тренинг правильного дыхания, включающий отработку вдоха и выдоха, что позволяет повысить возбудимость коры больших полушарий мозга и активизировать детей на занятии.  Гимнастика для мышц спины и стопы -  комплекс интересных поз и перевоплощений, которые снимают статическое напряжение и укрепляют мышцы спины и стопы. Психогимнастика – психомышечная тренировка. Ребёнок, осваивая чередование напряжения и расслабления различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей, корпуса), учится сознательно управлять своим телом и саморегулировать своё эмоциональное состояние и поведение.

Ежедневное применение «минуток здоровья» в работе с дошкольниками позволит снизить умственное утомление, улучшить функциональное состояние внутренних органов и систем, деятельность коры головного мозга, насытить энергетические каналы позитивной энергией, повысить общий тонус, иммунитет у детей, активизировать их познавательные процессы, создать положительный эмоциональный настрой.

        Использование «минуток здоровья» требует от педагогов целенаправленного руководства и предполагает создание соответствующей картотеки дидактического и методического материала. Это поможет своевременно предложить дошкольникам интересный  занимательно-оздоровительный материал, периодически корректируя и дозируя его содержание и продолжительность.

        Оригинальность «минуток здоровья» по своей форме и содержанию (например, игровой самомассаж «Ёж» (с массажными щётками, имитирующими ежика); дыхательно-звуковой комплекс «В зоопарке» с имитацией поз животных; «Пальминг» (оптическое голодание) – для глаз; «Камень превращается в верёвочку» (контрастные образы напряжения и расслабления) и т.д.), а также их насыщенность разнообразной практической и игровой деятельностью позволит ребёнку глубже познать свой организм и возможности его использования, повысить интерес к собственному здоровью, потребность в самостоятельном проведении оздоровительных пауз в детском саду и семье, воспитать его в русле национальных традиций.

        

5

Системное планирование «минуток здоровья»

в непосредственно образовательной и свободной деятельности

 детей старшего дошкольного возраста

/п

Тема

окружающего

мира  

Виды

«минуток

здоровья»

Содержание

массаж и самомассаж

гимнастика для глаз

дыхательная  гимнастика

гимн-ка для спины и стопы

релаксационные упражнения

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

2.

«Овощи  -

фрукты»

+

+

«Капуста» (массаж спины)

Мы капусту рубим, рубим. (Рубящие движения рёбрами ладоней.)

Мы морковку трём, трём. (Трущие движения костяшками пальцев.)

Мы капусту солим, солим. (Точечные прикосновения пальцами.)

Мы капусту жмём, жмём.  (Прожимание мышц пальцами.)

Сок капустный пьём, пьём. (Поглаживающие движения пальцами.)

«Лимон»

(расслабление мышц рук)

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.  (Опустить руки вниз и представить, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок.)

Я его слегка сжимаю –   (Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак.)  

Сок лимонный выжимаю. (Почувствовать, как напряжена рука.)

Всё в порядке, сок готов.

1

2

3

4

5

6

7

8

3.

4.

5.

6.

«Овощи  -

фрукты»

+

+

+

+

Я лимон бросаю, руку расслабляю. (Бросить

«лимон» и расслабить руку.)

Выполнить это же упражнение левой рукой.

«Сбор урожая»

(укрепление мышц стопы)

Помидоры дружно рвали

И по вёдрам рассыпали. (Сидя на стуле, между стопами зажат мяч, сгибание и разгибание ног в коленях.)

Лук собрали и горох –

Урожай у нас не плох! (Пальцами ног захватить мелкий предмет, приподнять его и удерживать 5 – 10 сек.)

«Огуречик» (авт. текст)

(формирование правильной осанки)

Подняться со стула или встать у стены.

Огуречик, огуречик – интересный человечек.

(Напряжение и расслабление мышц спины через вхождение в образ огуречика.)

Плечи расправляет, головку поднимает. (Стоять ровно, лопатки сблизить, голову гордо поднять.)

И стоит, как часовой, возле грядки полевой. (Спина прямая, плечи отвести назад.)

«Сбор фруктов»

(формирование правильной осанки)

Мы фрукты собирали: абрикосы, вишни рвали. (Стоя, потянуть одну руку вверх, словно срываешь с дерева плод, подняться на носочки, спина прямая.)

И корзинки наполняли. (Опустить руки вниз.)

Повторить другой рукой.

«Яблоко» (авт. текст)

(профилактика нарушений зрения)

Нарисуем яблоко круглое и сладкое.

И большое-пребольшое, очень вкусное такое. (Нарисовать глазами «яблоко» сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.)

1

2

3

4

5

6

7

8

7.

8.

9.

10.

«Овощи  -

фрукты»

+

+

+

+

+

«Ароматная груша» (авт. текст)

(дыхательная медитация)

Отработка правильного дыхания через работу с образами.

Ах, какая груша! Её можно скушать? (Представьте сочный и спелый плод груши.)

Сладкая, приятная, очень ароматная! (А теперь закройте глаза и представьте, что вы вдыхаете аромат груши. Нежный, сладкий, душистый аромат груши… Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Повторить несколько раз.)

«Разговор овощей» (авт. текст)

(укрепление дыхательной мускулатуры)

Произнесение слогов посредством дыхания без напряжения голосовых связок.

Как-то овощи на грядке заговорили по порядку.

Горох: « Ох! Ох! Ох»!

Тыква: « Ква! Ква! Ква!»

Кабачок: « Чок! Чок! Чок!»

Репа: « Па! Па! Па!»

Огурцы: «Цы! Цы! Цы!» и т.д. (Спокойный вдох и выдох, на выдохе – произнесение слогов.)

«Арбуз» (авт. текст)

(нормализация тонуса глазных мышц)

Вот какой у нас арбуз:

Несмышлёный карапуз.

Вдаль покатился – на место воротился.

Снова покатился – домой не воротился. (Перемещение взгляда с дальней точки на ближнюю.)

Влево покатился,вправо покатился(Медленные движения глазами влево, затем вправо.)

Покатился и…разбился. (Зажмуривание глаз.)

«Слива»

(самомассаж ладоней)

Сливу я держу в руке, (Положить массажный мячик на правую ладошку.)

Зажимаю в кулаке. (Крепко сжать его.)

Отпускаю, разжимаю (Раскрыть ладонь.)

И ладошками катаю. (Катать между ладонями.)                    

1

2

3

4

5

6

7

8

11.

12.

13.

14.

Домашние

 животные

+

+

+

+

«Мя-у! – Фр-р-рр!»

(отработка правильного дыхания)

Взрослый читает стихотворение, а дети выразительно произносят звукоподражания на выдохе.

Кошка, как тебя зовут? – Мя-у (мя-у, мя-у…).

Стережёшь ты мышку тут? –Мя-у (мя-у, мя-у)

Дети поглаживают по коленям ладошками на протяжно-мелодичное «Мя-у».

Кошка, хочешь молока? – Мр-р-рр! Мр-р-рр!

А в товарищи щенка? – Фр-р-рр! Фр-р-рр!

Со звукоподражанием «фр-р-рр!» дети делают глубокий выдох и «выпускают когти».

«Собачка» (авт. текст)

(снятие зрительного утомления)

Собачка бежит вправо, собачка бежит влево. (Дети делают медленные движения глазами вправо, а затем влево, не поворачивая головы, с ориентиром на зрительные метки, например, на деревянную палочку с «собачкой» на конце.)

И снова это делает она очень умело.(Повторяют те же движения.)

Собачка к носу движется, а потом обратно.

На неё смотреть нам очень приятно! (Переводят взгляд с дальней точки на ближнюю и наоборот.)

 «Козлик»

(массаж биологически активных зон кожи)

Я – козлик. Ме-е! Ме-е! Ме-е! (Поглаживают шею ладошками от подбородка сверху вниз.)

Что у тебя на уме? (Четырьмя пальцами массируют лоб от середины к вискам.)

Капустка в огороде, (Указательными пальцами растирают крылья носа.)

Да не полезешь при народе! (Ладонями растирают уши.)

«Гуси» (авт. текст)

(нормализация дыхательной функции)

Жили у бабуси (Стоя, руки назад книзу; поднять голову.)

1

2

3

4

5

6

7

8

15.

16.

17.

18.

Домашние

 животные

+

+

+

+

Два сердитых гуся. (Наклониться вперёд, прогнувшись, вытянуть шею – глубокий вдох.)

«Ш – ш – ш…» (Продолжительный выдох.)

«Петушок»

(укрепление мышц спины)

Трух, трух, трух! Ходит по двору петух.

Сам со шпорами, хвост с узорами (Ходьба с высоким подниманием колена, спина прямая, руки в стороны.)

Под окном стоит, на весь двор кричит:

 «Ку-ка-ре-ку!» (Голову приподнять, плечи расправить, руки на поясе.)

«Олени»

(расслабление мышц рук)

Посмотрите: мы – олени,

Рвётся ветер нам навстречу (Руки скрещены над головой, пальцы широко расставлены; руки твёрдые, как у оленя рога; напряжение неприятно)

Ветер стих. Расправим плечи.

Руки снова на колени. (Уронили руки на колени.)

А теперь – немного лени…

Руки не напряжены и расслаб-ле-ны… (Расслабились: вдох – выдох.)

Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают ваши пальчики.

Дышится легко… ровно… глубоко…

«Гуси - утки»

(укрепление свода стопы)

Вышли гуси на прогулку

И идут по переулку. (Ходьба  перекатом с пятки на носок.)

Утки с боку на бок переваливаются,

Им ходить так очень даже нравится.  (Ходьба на наружных краях стоп.)

«Щенок»

(тренировка глазных мышц)

Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока. (Поднести к глазам ладони, хлопать ресницами, щекоча ладони.)

1

2

3

4

5

6

7

8

19.

20.

21.

Домашние

 животные

+

+

+

А щенок не лает, глазки закрывает. (Закрыв глаза, поглаживать веки.)

«Упрямый ослик»

(нормализация тонуса дыхательных мышц,

укрепление связок гортани)

Ослики весело идут, по сигналу останавливаются (вдох), на выдохе кричат: «Й-а, й-а, й-а!»

Что же ты хочешь, мой милый Й-а,

Сена, лепёшек иль молока? (Ослик, получив желаемое, прекращает кричать.)

«Тигр превращается в кошечку» (авт.)

(умение создавать контрастные образы, чередуя напряжение и расслабление мышц)

Тигр, тигр, ты не злись! (Дети изображают «коготки тигра» полусогнутыми напряжёнными пальцами.)

Лучше в киску превратись. Кошечка играет,

Лапки расслабляет (Дети распускают «коготки», превратив их в мягкие лапки.)

Коготки не остры – доброй быть так просто! (Мышцы расслаблены.)

Упражнение при желании можно повторять и тогда кошечка превращается в тигра. Дети напрягают мышцы:

Киска хочет тигром быть –

Надо когти выпустить

И сердито зарычать.

Лучше с тигром не играть!  И т.д.

«Кролики»

(лёгкое поглаживание

тыльной поверхности кисти)

Во дворе у Толика маленькие кролики.

Беленькие кролики, целых восемь штук (Массируемая правая рука «изображает» кролика, а массирующая левая гладит ласковыми, аккуратными движениями.)

По утрам мы с Толиком кормим наших кроликов,

И едят морковку кролики из рук. (Меняем местами массируемую и массирующую руки.)

1

2

3

4

5

6

7

8

22.

23.

24.

Домашние

 животные

+

+

+

«Ждём вас на дорожке…»

(профилактика плоскостопия)

Козоньки рогатые, козоньки бодатые,

Ждём вас на дорожке, разомните ножки. (Ходьба на пятках, держа руки перед собой, опустив кисти-«копытца».)

Барашек – свисток, левый рог – завиток,

Правый рог – завиток, на груди – цветок. (Ходьба, сведя ноги вместе, руки на поясе.)

Уточка – крылатка, у неё повадка,

У неё походка – качается, как лодка! (Ходьба, сведя вместе пятки, руки вдоль туловища, кисти перпендикулярно руке – «крылышки».)

Стоит олень на стройных ногах,

Вся краса у оленя в рогах! (Ходьба с высоким подъёмом колена, скрестив руки над головой, раздвинув пальцы – «рога».)

Упражнение можно проводить по частям на разных занятиях по данной теме.

«Корова»

(регулировка процесса дыхания,

развитие дыхательных мышц)

Вот мы слышим -  на лугу

Зазвучало: «Му-му-му!»

Будем тоже мы мычать и дыханье проверять. (Дети делают глубокий спокойный вдох и продолжительный выдох – «му-у-у…»)  

«Мурочка-Снегурочка»

(самомассаж тела)

Мурка шёрстку прилизала, (Дети поочерёдно поглаживают руки от кисти к плечу.)

Новый банник повязала. (Мягко поглаживают шею сверху вниз.)

А ещё нашла у кошки (Трут ладони друг о друга.)

Рукавички (Показывают ладошки.)

И сапожки (Поглаживают колени.)

Улыбнулась Мурочка: (Ставят руки «полочкой» и качают головой вправо-влево.)

-Я теперь – Снегурочка! (Ставят руки на пояс и выпрямляют спинку.)

1

2

3

4

5

6

7

8

25.

26.

27.

28.

Дикие

животные

+

+

+

+

«Волк»

(нормализация тонуса дыхательных мышц)

Волк зимой холодной

В лесу воет злой, голодный: (Голову поднять вверх, вдох.)

«У-у-у-у-у…» (Губы сложить трубочкой и протяжно тянуть на выдохе, напрягая мышцы шеи.)

«Сердитый ёжик» (авт. текст)

(отработка правильного дыхания)

Потерял сегодня ёжик пару новеньких сапожек.

Он расстроился, присел и сердито запыхтел:

«Пф – пф -  пф»… «Ф-ф-ф-ф…» (Короткий вдох через нос – пауза – несколько редких выдохов или продолжительный выдох.)

«Ёжик»

(самомассаж носа)

Пыхтя, тащил домой грибок

Проворный маленький зверёк.

Ни головы, ни ножек, -

Конечно, это ёжик. (Указательными пальцами растирать крылья носа и массировать ноздри сверху вниз и снизу вверх.)

«На прогулке»

(развитие свода стопы)

На носочках ходят мыши,

Чтобы кот их не услышал. (Ходьба на носках, руки на поясе.)

Тук, тук, тук, тук  - моих пяток слышен стук.

Так кабанчики идут, никогда не упадут. (Ходьба на пятках, руки за спиной.)

А потом прошёл медведь,

Любит мишенька шуметь. (Ходьба на внешней стороне стопы.)

Пантера бесшумно по лесу идёт,

Пантера сегодня добычу найдёт. (Ходьба крадучись с постановкой ноги с носка на всю ступню.)

Лёд, лёд, лёд, лёд, а по льду пингвин идёт.

Скользкий лёд, скользкий лёд,

1

2

3

4

5

6

7

8

29.

30.

31.

32.

Дикие

животные

+

+

+

+

Но пингвин не упадёт. (Ходьба, носки разведены в стороны, руки опущены, ладони отведены в стороны.)

Можно выбрать любых «животных» (виды ходьбы) и отправиться вместе с ними на прогулку.

«Хоботок»

(расслабление мышц губ, нижней челюсти)

Подражаю я слону, губы хоботком тяну. (Вытянуть губы «хоботком»; губы напряглись.)

А теперь их отпускаю и на место возвращаю. (Расслабить губы.)

Губы не напряжены и расслаб-ле-ны…  (Теперь губы стали мягкими, ненапряжёнными.)

«Белка»

(укрепление внутренней мышцы глаза)

Белка прыгает по веткам,

Гриб несёт бельчатам-деткам. (Взгляд смещать по диагонали влево – вниз – прямо, вправо – вверх – прямо, вправо – вниз – прямо, влево – вверх – прямо и постепенно увеличивать задержки в отведённом положении, дыхание произвольное.)

«Мышка»

(массаж кистей рук)

Маленькая мышка в норке

Тихо грызла хлеба корку.  (Дети скребут ногтями по коленям.)

«Хрум, хрум!» -  что за шум? (Сжимают пальцы в кулачки и разжимают их.)

Это мышка в норке хлебные ест корки. (Растирают ладони друг о друга.)

«Тушканчик» (авт. текст)

(укрепление мышц спины)

Я – тушканчик, я – тушканчик.

Я как маленький чуланчик (Руки за головой.)

Спинку ровно я держу,

Прыг – и в кустик ухожу. (Присесть, спина прямая, плечи отвести назад.)

1

2

3

4

5

6

7

8

33.

34.

35.

36.

Дикие

животные

+

+

+

+

«Волчище»

(нормализация тонуса глазных мышц)

Что, волчище, рыщешь?

Что ты, серый, ищешь? (Движения глазного яблока влево – пауза – затем вправо.)

Я поужинать хочу – волчью ягоду ищу. (Круговые движения глаз по часовой и против часовой стрелки, не поворачивая головы.)

«Лиса»

(снятие зрительного напряжения)

Ходит рыжая лиса, щурит хитрые глаза. (Крепко зажмурить и открыть глаза.)

Смотрит хитрая лисица,

Ищет, чем бы поживиться. (Медленно прослеживать взглядом вправо, затем – влево за движущимся предметом – лисой, не поворачивая головы.)

Пошла лиска на базар, посмотрела на товар. (Взгляд направлен вниз, затем – вверх.)

Себе купила сайку, лисятам – балалайку. (Самомассаж века путём лёгкого надавливания на него тремя пальцами.)

«Слоник» (авт. текст)

(регулировка процесса правильного дыхания)

Я – весёлый слоник Бой,

Я люблю играть с водой.

Воду хоботом беру, (При вдохе дети имитируют всасывание воды хоботом.)

А потом, как лейка, лью. (При выдохе – имитируют разбрызгивание воды; воздух выдыхается через сжатые зубы.)

«Крокодил»

(профилактика плоскостопия)

Крокодил на солнце грелся,

Целый день в воде вертелся.  (Сначала повороты, а затем  вращение стопы с предельно согнутыми пальцами  из  и.п.  сидя  на  стуле,  ноги  прямые

слегка приподняты.)

1

2

3

4

5

6

7

8

37.

38.

39.

40.

Дикие

животные

+

+

+

+

«Жираф» (авт. текст)

(расслабление мышц шеи)

Вот идёт наш друг жираф, у него на шее шарф.

Смотрим вверх, смотрим вниз –

Мышцы шеи напряглись!

Возвращение обратно – расслабление приятно.

Смотрим влево за шарфом,

Вправо – за другим концом.

Возвращение обратно – расслабление приятно.

Шея не напряжена и расслаб-ле-на…

«Лечим медвежонка» (авт. текст)

(массаж шеи и грудной области)

Медвежонок наш простужен,

Мёд ему сегодня нужен.

Мы дадим ему на ужин. (Поглаживание шеи от подбородка к грудному отделу.)

А потом, а потом мёдом грудку разотрём. (Поглаживание области грудной клетки дугообразными движениями рук сверху вниз и наоборот.)

«Катится колючий ёж» (авт. текст)

(профилактика зрительного утомления)

Без тропинок, без дорожек

Катится колючий ёжик,

Катится по кругу ёж.

Он и сам на круг похож. (Дети представляют колючего ёжика и медленно вращают глазами по кругу сначала по часовой, а затем против часовой стрелки, не поворачивая головы.)

Вот колючий ёж устал и катиться перестал. (Дети осторожно массируют веки пальцами.)

При выполнении упражнения можно использовать схему (круг с нарисованными стрелочками для движения глаз).

«Бурундук»

(самомассаж лица)

Щёчка, щёчка – два мешочка. (Массируют щёки)

Три-четыре корешочка. (Проводят пальцами от середины лба до подбородка.) Лапкой в щёчку –

Стук, стук: - На здоровье, Бурундук! (Стучат кулачками по щекам.)

1

2

3

4

5

6

7

8

41.

42.

43.

44.

Птицы

+

+

+

+

«Сова и лиса»

(восстановление зрения)

На сосне сидит сова, под сосной стоит лиса. (Медленно перемещают взгляд вверх – вниз, не поворачивая головы.)

На сосне сова осталась, (Выполняют круговые вращения глазами по часовой стрелке.)

Под сосной лисы не стало. (То же против часовой стрелки.)

Можно использовать зрительные тренажёры для фиксации взгляда. 

«Весёлые спортсмены»

(укрепление мышц стопы)

Важно цапля прошагала, ноги высоко держала. (Ходьба на месте, высоко поднимая бедро с «подошвенным сгибанием» стопы.)

Начиная тренировку, журавли ступают ловко. (Ходьба на носках, руки на поясе.)

Лебедь лапки разминает,

Лебедят он наставляет:

В небе будете летать,

В речке плавать и нырять. (Сидя, активное сгибание и разгибание стоп.)

«Жаворонки»

(массаж биологически активных зон кожи)

Жаворонушек на проталине распевает, (Проводят большими пальцами по шее от подбородка вниз.)

Он зовёт весну красную, вызывает. (Кулачками энергично проводят по крыльям носа.)

Не летать снегам в чистом поле, растопились,

(Массируют лобную зону – от середины лба к вискам.)

Буйной реченькой в сине море укатились. (Сделав из указательного и среднего пальцев «вилочку», энергично растирают ушную зону.)

«Кукушка»

(укрепление глазных мышц)

Дети вытягивают вперёд правую руку и фиксируют взгляд на указательном пальце. Это

1

2

3

4

5

6

7

8

45.

46.

47.

Птицы

+

+

+

«кукушка».

Летела кукушка мимо сада,

Поклевала всю рассаду (Медленное движение взглядом влево – вправо, не поворачивая головы.)

И кричала: «Ку-ку-мак,

Раскрывай один кулак!» (Прослеживают движения пальца вверх-вниз.)

Ты, кукушка, не кричи, а немножко помолчи. (Закрывают глаза ладонями.)

«Ку-ку!»

(укрепление дыхательной мускулатуры)

Где она? Никто не знает, на каком сидит суку,

В прятки с солнышком играет и кричит ему… (Глубокий вдох.)

«Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!» (Три коротких выдоха с паузой после каждого из них.)

«Дятел»

(массаж спины)

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил, как долотом.  (Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями  по спине.)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Долбит дятел крепкий сук. (Поколачивают пальцами.)

Клювом, клювом он стучит,

Дятел ствол уже долбит. (Постукивают кулачками.)

Дятел в дуб всё тук да тук…

Дуб скрипит: что за стук? (Постукивают рёбрами ладоней.)

Дятел клювом постучал, постучал и замолчал. (Поглаживают ладонями.) 

«Ласточка»

(профилактика нарушений осанки)

Спереди – шильце, сзади – вильце,

На груди – белое полотенце. (Стоять на одной ноге, отведя вторую ногу назад, руки в стороны, стараясь сохранить равновесие.)

1

2

3

4

5

6

7

8

48.

49.

50.

51.

Птицы

+

+

+

+

«Снегири»

(расслабление мышц рук)

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири. (Руки сжать в кулачки и с силой прижать к туловищу.)

Распушили пёрышки, греются на солнышке. (Пальцы разжать, руки расслабить, почувствовать, как уходит напряжение.)

Руки не напряжены и расслаб-ле-ны…

«Воробей»

(массаж лица)

Сел на ветку воробей и качается на ней  (Двумя ладонями провести от бровей до подбородка и обратно вверх, не слишком надавливая.)

Раз-два-три-четыре-пять – не охота улетать. (Массировать височные впадины указательными пальцами обеих рук, совершая вращательные движения.)

«Попугай на жёрдочке» (авт. текст)

(формирование правильной осанки)

На жёрдочке  наш  попугайчик  сидит

И за красивой осанкой следит. (Стоять у стены, касаясь её затылком, спиной, ягодицами, икрами , пятками.)

Посмотрит налево – через левое плечо,

Посмотрит направо – через правое ещё. (Повороты головы через правое и левое плечо, спина прямая, голову приподнять.)

Ровненько сидит, за осанкою следит.

«Птичка» (авт. текст)

(снятие мышечного и эмоционального напряжения)

Птичка в клетке бьётся, в руки не даётся,

Очень хочет птичка на волю улететь. (Руки сложены ладошкой перед грудью; птичка бьётся в клетке, пытаясь освободиться, - руки напряжены и с усилием двигаются то влево, то вправо.)

Дверца приоткрылась –  птичка устремилась

В небо и спокойно над землёй парит. (Тело в расслабленном состоянии, руки поднимаются  

1

2

3

4

5

6

7

8

52.

53.

54.

55.

Птицы

+

+

+

+

вверх и, разъединившись в свободном парении, опускаются.)

«Ворона» (авт. текст)

(активизация дыхательной функции)

Ворона пела в хоре, сидя на заборе: (Вдох.)

«Кар-р, ка-а-арр…» (Произносить протяжно на выдохе.)

Каркала певица, охрипла и потом

Стала петь беззвучно и с закрытым ртом. (На выдохе дети поизносят звуки энергично с закрытым ртом.)

«Птичка-невеличка»

(отработка правильного дыхания)

Вот так птичка, собой невеличка!

Станешь дуть, а она: «Фьють! Фьють!» (Стоя, руки за спиной, сделать спокойный вдох и несколько энергичных выдохов, работая мышцами живота и произнося: «Фьють!»)

« Зяблик»

(укрепление мышц шеи)

Зяблик: «Пинь – пинь – пинь!

Шубу скинь – скинь – скинь!» (Руки на поясе, локти в стороны – это «крылышки» у зяблика. Повороты головы вправо – влево.)

Зяблик распелся, зяблик согрелся. (Вращение головой по часовой и против часовой стрелки.)

«Совушка-сова» (авт. текст)

(профилактика нарушений зрения)

Совушка-сова, большая голова. (Движения глазами вправо – влево, не поворачивая головы.)

Маленькие ножки, а глаза как плошки. (Вращение глазами по кругу по часовой и против часовой стрелки.)

Днём спит, (Закрывать глаза.)

Ночью глядит: (Открывать глаза.)

Луп – луп – луп, луп – луп – луп… (Широко открывать глаза.)

1

2

3

4

5

6

7

8

56.

57.

58.

Насекомые

+

+

+

«Мотылёк» (авт. текст)

(профилактика зрительного утомления)

Вот летает мотылёк,

Крылышками порх! порх! (Быстро и легко моргать глазами.)

Он летит на огонёк.  (Остановиться, посмотреть на ближнюю точку – «огонёк».)

Поскорей улетай, свои крылышки спасай! (Моргать глазами быстрее.)

Улетел…(Посмотреть на дальнюю точку вслед улетающему мотыльку.)

«Муравей» (авт. текст)

(чередование напряжения и расслабления

 мышц ног)

На пальцы ног залез «муравей».

Муравьишка-муравей,

Слезь ты с пальцев поскорей! (С силой потянуть носки на себя, ноги напряжённые, прямые.)

Если сам не слезешь ты,

Сброшу я тебя в кусты! (Сбросить «муравья» с пальцев ног, расслабить мышцы.)

«Муха»

(игровой закаливающий самомассаж ушей, повышение защитных свойств организма).

Муха-горюха села на ухо. (Загнуть вперёд всеми пальцами ушные раковины, прижать и отпустить.)

Сидела, сидела, никуда не летела. (Кончиками большого и указательного пальцев тянуть вниз обе мочки ушей.)

Жужжала, жужжала, ухо чесала. (Большим и указательным пальцами захватить козелок, сдавить, повернуть его во все стороны.)

Песню пела: «За- за- за», и по уху ползла. (Всеми пальцами массировать ушные раковины.)

Посидела, посидела, дальше полетела: (Массировать противозавиток – хрящевой выступ, находящийся сзади наружного слухового прохода.)

«Н –н –н…» (Прижать ладони к ушам.)

 

1

2

3

4

5

6

7

8

59.

60.

61.

62.

63.

Насекомые

+

+

+

+

+

«Весёлые спортсмены»

(укрепление свода стопы)

Паучок на пне сидит и ногами шевелит. (Сидя, активное сгибание и разгибание стоп.)

Под кустом кузнечик спал,

Ноги, вывернув, держал. (Повороты стоп внутрь и наружу.)

«Паук»

(самомассаж рук)

Диво дивное – паук, восемь ног и восемь рук.

Если надо наутёк, выручают восемь ног.

Сеть плести за кругом круг выручают восемь рук. (Граблеобразное круговое растирание ладони одной руки подушечками пальцев другой руки – пальцы слегка расставлены в стороны, как лапки у паука.)

«Жук»

(укрепление дыхательной мускулатуры)

Усы раздвинув смело, жуки жужжат в траве.

«Ж-ж-у, - сказал крылатый жук, -

Посижу и пожужжу: ж- ж -ж». (Развести руки в стороны, расправить плечи, голову держать прямо – вдох. Скрестив руки на груди, опустить голову, сжимать грудную клетку, произнося: «ж – ж – ж» - выдох.)

«Пчёлки» (авт. текст)

(нормализация тонуса дыхательных мышц)

Пчёлки летают, медок собирают. (Делают спокойный вдох, не поднимая плеч).

Зум- зум-зум! Зум-зум-зум! (Наклоняясь, руки-«крылышки» отводят назад и делают продолжительный выдох.)

«Стрекоза» (авт. текст)

(профилактика нарушений осанки)

Я – стрекозка-стрекоза, есть и крылья, и глаза.

Шейка тоненькая, спинка ровненькая  (Стоять на носках, руки на поясе, локти назад.)

1

2

3

4

5

6

7

8

64.

65.

66.

67.

68.

Насекомые

+

+

+

+

+

«Бабочка»

(укрепление мышц глаз)

Над цветком цветок летает

И порхает, и порхает… (Дети прослеживают взглядом без поворота головы «полёт» бабочки от «цветка к цветку» с использованием зрительного тренажёра. Траекторию, по которой должен двигаться взгляд, показывает бабочка на палочке. На конце каждого «цветка» (стрелки) бабочка останавливается, и глаза отдыхают. По форме траектория движения может быть разной.)

«Пчёлка» (авт. текст)

(снятие мышечного и эмоционального напряжения)

Пчёлка летает, жало выпускает:

«Ж-ж-ж…» - ужалит. (Сжать руки в кулаки, мышцы туловища и ног тоже напряжены.)

К цветку припадает, медок собирает,

В колоду таскает: «Ж-ж-ж…» (Расслабить мышцы, отдохнуть.)

«Комары» (авт. текст)

(регулировка процесса дыхания)

Комарики-комары налетели во дворы,

Звенели, звенели, на спины нам сели,

Укусить хотели – топ-топ… 

А мы их руками – хлоп-хлоп… (Сделать вдох и резкий выдох ртом, хлопнуть себя по спине.)

«Гусеничка» авт. текст)

(профилактика плоскостопия)

Ножку ставим на носок, а потом на пятку.

Гусеничка идёт, значит, всё в порядке. (Ходьба перекатом с пятки на носок одноимённым и разноимённым способом.)

«Жук»

(самомассаж кистей рук)

Молча жук сидел в канавке. (Сидя, согнуть пальцы обеих рук, изображая жука, и положить кисти на ноги.)

Молча жук пополз по травке. (Двигать пальцами

1

2

3

4

5

6

7

8

69.

70.

71.

72.

Насекомые

+

+

+

+

по ногам к коленям.)

А когда он полетит – зажужжит он, загудит: (Поднимают руки и быстро шевелят пальцами.)

«Ж-ж-ж…» (Быстро вращают указательными пальцами и жужжат.)

«Пчела»

(укрепление глазных мышц)

Эй, пчела! Где ты была? (Дети смотрят на пчелу на палочке.)

Тут и там. (Дети медленно переводят взгляд влево, затем вправо за пчелой, не поворачивая головы.)

Где летала? – По лугам.  (Смотрят вверх, а потом вниз.)

Что ребятам принесла?

Мёд! – ответила пчела. (Массируют веки, надавливая слегка пальцами.)

«Оса» (авт. текст)

(формирование правильной осанки)

Посмотрите на осу, на крылатую красу:  (Стоя, ноги вместе, спина прямая, повороты головы вправо за  правое плечо, затем влево за левое плечо до упора – там «оса».)

Спинка прямая, талия тонкая,

А жало звонкое! (Гордо поднять голову на вытянутой шее, развернув плечи.)

«Муравьишка»

(самомассаж рук)

Муравьишка по тропинке (Дети «пробегают» пальцами правой руки по левой от кисти к плечу.)

На плече несёт травинку, (А теперь пальцами левой руки по правой.)

К домику не близок путь. Помогите кто-нибудь. (Прижимают ладони друг к другу и сильно потирают их.)

«Шмель» (авт. текст)

(нормализация дыхания)

Шмель-шмелёк гудит, как ветерок:

«У-у-у-у-уу…»  (Продолжительный выдох.)

1

2

3

4

5

6

7

8

73.

74.

75.

76.

77.

78.

Обитатели

водоёма

Обитатели

водоёма

+

+

+

+

+

+

«Улитки»

(самомассаж носа)

От крылечка до калитки

Три часа ползли улитки.

Три часа ползли подружки,

На себе таща избушки.  (Указательными пальцами растирать крылья носа и массировать ноздри сверху вниз и снизу вверх.)

«Рыбка» (авт. текст)

(отработка правильного дыхания)

Вдалеке, вдалеке рыбка плавает в реке:

«Буль-буль-буль… Буль-буль-буль…» (Вдох – пауза – три коротких выдоха с паузами.)

«Крокодил»

(профилактика плоскостопия)

Крокодил на солнце грелся,

Целый день в воде вертелся. (Сначала повороты, а затем  вращение стопы с предельно согнутыми пальцами  из  и.п.  сидя  на  стуле,  ноги  прямые

слегка приподняты.)

«Лягушата»

(самомассаж тела)

Лягушата: «Ква! Ква!»

Стучим по грудке «раз» -  «два».

И немного по бокам – хлоп-хлоп тут и там. Лапки-ладошки хлопают по ножкам. Погладили ладошки и ручки, и ножки…

«Лягушки»

(расслабление мышц губ, нижней челюсти)

Вот понравится лягушкам –

Тянем губы прямо к ушкам!

Потяну и перестану и нисколько не устану!

Губы не напряжены и расслаб-ле-ны.

«Кит» (авт. текст)

(нормализация тонуса глазных мышц)

Кит плывёт как большой пароход. (Широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль.)

Влево плывёт,вправо плывёт (Движения глазами

1

2

3

4

5

6

7

8

79.

80.

81.

82.

Обитатели

водоёма

+

+

+

+

влево – вправо.)

А потом…как нырнёт! (Закрыть глаза и зажмурить их.)

«Пескарь» (авт. текст)

(укрепление мышц спины)

В речке водится пескарь.

Он средь рыбок рыбий царь.

Сам на троне сидит, свысока на всех глядит. (Спина прямая, плечи разведены, голова приподнята – удерживать позу до 1 минуты, затем после паузы снова повторить.)

«Речные рыбы»

(самомассаж пальцев рук)

Окунь, щука, сом, судак, а ещё большой карась.

Назови  ещё всех раз. (Растирание прямыми движениями по типу «надеваем перчатку» каждого пальца одной руки пальцами другой руки. Повторить с пальцами другой руки.)

«Ерши-малыши»

(профилактика нарушений зрения)

Дети «путешествуют» по зрительному тренажёру. Это может быть рисунок речных кругов, разных по размеру, в которых плавают рыбы. Или просто схемы-круги со стрелками, изображающими направление движения взгляда.

На реке – камыши. Расплясались там ерши:

Круг – постарше, (Медленное вращение глазами по большому кругу по часовой (против часовой) стрелке, не поворачивая головы.)

Круг – помладше, (Аналогичное движение глазами по кругу меньшего размера.)

Круг – совсем малыши! (Такое же движение  по самому маленькому кругу.)

Круги могут находиться на ближнем и дальнем расстоянии друг от друга, и тогда дети переводят взгляд с ближней точки на дальнюю и наоборот.

«Дельфин» (авт. текст)

(укрепление дыхательной мускулатуры)

Дельфин нырял, дельфин дышал: « Буль-буль…»

(Наклон вперёд, руки назад-вверх – выдох.)

1

2

3

4

5

6

7

8

83.

84.

85.

86.

Растения

+

+

+

+

«Полевые цветы»

(самомассаж пальцев рук)

На лугу растут ромашка,

Лютик едкий, клевер-кашка.

Что ещё? Гвоздика, смолка,

Колокольчик, хвощ – как ёлка.

Подорожник, василёк,

Граммофончик-вьюнок.  (Растирание круговыми движениями по типу «надеваем колечко» каждого пальца одной руки пальцами другой руки.)

«Ёлочка»

(нормализация здорового зрения)

Ёлочка, ёлочка, зелёная иголочка.  (Медленные движения глазами вверх – вниз, не поворачивая головы, за ёлочкой на деревянной палочке.)

С буйным ветром спорится, (Отвести тренажёр вдаль и посмотреть на ёлочку.)

Дотронься – уколется. (Перевести взгляд на ближнюю точку – к носу.)

Ой! (Зажмурить глаза.)

«Одуванчик»

(развитие дыхания)

Как воздушный шар на ножке,

Одуванчик у дорожки.

Одуванчик – шарик белый.

Дунул я. И улетел он! (Дети делают спокойный вдох, не поднимая плеч, затем задерживают дыхание и делают продолжительный выдох: «ф-ф-ф-ф-ф…»)

«Росток»

(профилактика нарушений осанки)

В землю зёрнышко посадим – очень малое оно. (Дети садятся на корточки, сжимаются в комочек, голову прячут в колени.)

Но, как солнышко засветит,

Прорастёт моё зерно  (Очень медленно, словно росток, дети начинают подниматься, имитируя проросшие растения.)

Появляется росток – очень ровный стебелёк.

(Дети стоят ровно, спина прямая, руки прямые

1

2

3

4

5

6

7

8

87.

88.

89.

90.

Растения

+

+

+

+

вверху соединены в «замок». Проверяют, у кого самая ровная и красивая спина  -  «стебелёк».)

«Шиповник» (авт. текст)

(чередование напряжения и расслабления мышц)

У розовой шляпки – лапки-царапки.

Колючий шиповник – природы дар. (Дети представляют, что они собирали шиповник и укололи руки о его иголки – мышцы тела напряжены от  боли.)

Но он нам приносит лечебный, целебный,

Вкусный, полезный напиток-отвар  (А теперь угощаемся вкусным напитком – мышцы тела приятно расслабляются.).

Напряженье улетело и расслаблено всё тело.

Мышцы не напряжены и расслаб-ле-ны…

«Грибы»

(самомассаж пальцев рук)

Топ-топ -  пять шагов, в туесочке пять грибов.  (Сжимают пальцы в кулачки и разжимают их)

Мухомор красный – гриб опасный,

А второй – лисичка, рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка, розовое ушко.

А четвёртый гриб – сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый, ешь его смело! (На каждое название гриба надавливают на каждый палец руки, начиная с мизинца, и загибают его, а большой палец выставляют вверх. Повторяют с пальцами другой руки.)

«Анютины глазки»

(тренировка силы мышц глаз)

Анютины глазки зажмурили глазки. (Слегка зажмуриться.)

Анютины глазки открылись, как в сказке. (Широко открыть глаза).Повторить несколько раз.

«Земляника»

(дыхательная медитация)

Красна, сладка, душиста,

Растёт низко, к земле близко.

1

2

3

4

5

6

7

8

91.

92.

94.

Растения

+

+

+

(Детям предлагается представить сладкую и спелую землянику. А теперь закройте глаза и представьте, что вы вдыхаете её аромат. Нежный, сладкий, душистый аромат земляники… Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку; на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе просачивается наружу. Вдох. Выдох.)

«Лепестки» (авт. текст)

(профилактика плоскостопия)

Дети идут по «дорожке здоровья», состоящей из разных по качеству поверхности «лепестков».

Вот цветочки, посмотри, потеряли лепестки.

Мы по ним пойдём, наши ножки разомнём.

Этот гладкий лепесток,

Есть колючий хвощ-цветок.

Колокольчик – синий цвет

С язычком, а звону нет.

Есть шершавый лепесток,

Ландыш – беленький звонок. 

«Волшебный цветок» (авт. текст)

(расслабление мышц рук, ног, туловища)

Сначала был бутон, клейкие листочки,

Прижаты лепесточки

Плотно-преплотно… (Сидя на корточках, руки плотно прижаты к голове, мышцы напряжены.)

А потом, а потом стал красивым цветком,

Распустился благородно… (Медленно встать, руки через стороны опустить вниз, голову приподнять, мышцы расслаблены.)

«Гриб-грибок» (авт. текст)

(самомассаж головы)

Гриб-гриб-грибок, (Указательными пальцами растирать крылья носа.)

Покажи свой лоб-лобок. (Массировать лобную зону – от середины лба к вискам.)

На тебя погляжу, в кузовок положу. (Проводить пальцами от бровей до подбородка и обратно вверх, не слишком надавливая.)

1

2

3

4

5

6

7

8

95.

96.

97.

98.

Растения

+

+

+

+

«Гриб»

(снятие зрительного напряжения)

Шляпка, шляпка, шляпка,

Ножка, ножка, ножка.

Вот и гриб Антошка. (Дети представляют шляпку гриба и медленно обводят её глазами, не поворачивая головы, по часовой стрелке. Затем те же движения с воображаемой ножкой гриба. Повторяют все движения против часовой стрелки.)

«Подснежник»

(активизация функции внешнего дыхания)

Подснежник родился, сквозь снег пробился,

На свет явился: А-а-ах! (Сидя, руками обхватить колени. Вдох  - вставая, медленно поднять руки вверх, в стороны, зафиксировать положение, задержав дыхание. На продолжительном выдохе тихо произнести: «А-а-ах!»)

«Яблонька»

(формирование правильной осанки)

Тяги, тяги, потягушеньки,

На деток подрастушеньки.

Растите, детки, здоровыми,

Как наша яблонька садовая!(Подняться на носки, прогнуться спиной назад, руки поднять вверх ладонями вперёд. Повторить в медленном темпе.)

«Грибная семья»

(массаж пальцев рук)

Меж еловых мягких лап  (Сжимают и разжимают пальцы рук.)

Дождик кап-кап-кап! (Стучат указательным пальцем по ладони.)

Где листок к листку прилип, (Потирают ладони друг о друга.)

Вырос гриб, гриб, гриб, гриб, гриб… (Выставляют большой палец и поглаживают им каждый палец, начиная с мизинца.)

Не один гриб, друзья, это целая семья! (Поглаживая, выставляют все пальцы руки.)

Повторить с пальцами другой руки.

1

2

3

4

5

6

7

8

99.

100

101

Неживая

природа

+

+

+

«Дождик»

(самомассаж бедра)

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька. (Легко, в ритме стихотворения постукивать пальчиками по бёдрам.)

Лужу резал, лужу резал,

Резал, резал, не разрезал (Делать пилящие движения рёбрами ладоней.)

И устал, и перестал. (Поглаживать бёдра ладонями.)

«Снежинка»

(коррекция зрения)

Мы снежинку увидали, со снежинкою играли. (Берут снежинку на палочке, вытягивают руку перед собой, фокусируют взгляд на снежинке.)

Снежинки вправо полетели,

Глазки вправо посмотрели. (Медленно отводят руку вправо, следя глазами за снежинкой, не поворачивая головы.)

Снежинки влево полетели,

Глазки влево посмотрели. (Движения глазами влево.)

Ветер вверх их поднимал и на землю опускал. (Поднимают руку вверх и опускают вниз, медленно следя глазами за снежинкой; затем приседают, опустив снежинку на пол.)

Глазки закрываем, глазки отдыхают. (Закрывают глаза ладонями.)

«Ветры»

(отработка правильного дыхания)

Дети делают короткий вдох носом и продолжительный выдох, произнося звук «с» и выполняя соответствующие движения.

Мы подуем высоко: с-с-с… (Встают на носки, поднимая руки.)

Мы подуем низко: с-с-с… (Приседают, руки на пояс.)

Мы подуем далеко: с-с-с… (Вытягивают вперёд руки.)

Мы подуем близко: с-с-с… (Подносят ладони ко рту.)

1

2

3

4

5

6

7

8

102

103

104

105

Неживая

природа

+

+

+

+

«Весёлые спортсмены» (авт. текст)

(укрепление мышц и свода стопы)

Собираемся в поход,

Много нас открытий ждёт.

(Дети выполняют разные виды ходьбы и бег.)

Мы по камушкам идём – на носочках босиком.

По колючкам – бегом.

По песочку – перекатом

На носок и вновь на пятку!

«Камень превращается в верёвочку» (авт.)

(чередование напряжения и расслабления мышц)

Камень – мы напрягаемся. (Напрягают все мускулы тела.)

Верёвочка – расслабля-ем-ся… (Постепенно расслабляют все мышцы.)

«Дождик»

(массаж спины)

Движения выполняются в направлении сверху вниз (от периферии к центру).

Дождик бегает по крыше – бом! бом! бом! (Дети встают «паровозиком» и похлопывают друг другу ладошками по спинкам.)

По весёлой звонкой крыше – бом! бом! бом!  (Постукивают пальчиками.)

Дома, дома посидите – бом! бом! бом!(Легко постукивают кулачками.)

Никуда не выходите – бом! бом! бом! (Растирают рёбрами ладоней – «пилят».)

Почитайте, поиграйте – бом! бом! бом! (Разминают пальцами плечи  впереди стоящего ребёнка.)

А уйду – тогда гуляйте… Бом… Бом… Бом… (Поглаживают спину мягкими движениями ладоней.) 

«Солнышко и тучки»

(профилактика нарушений зрения)

При выполнении упражнения использовать зрительные метки. Это могут быть картинки тучек, расположенных по углам квадрата стены («неба»), или воображаемые тучки.

1

2

3

4

5

6

7

8

106

107

108

Неживая

природа

+

+

+

Тучки по небу ходили,

Красно солнышко дразнили. (Не поворачивая головы, дети медленно переводят взор с одной тучки на другую по направлению, указанному педагогом – можно пронумеровать тучки или поставить указатели-стрелки и т.п.)

А мы солнышко догоним, а мы красное поймаем. (Переводят взор на солнышко в середину «неба» и отдыхают.)

Солнышко услыхало, красное поскакало. (Обводят глазами большой круг по часовой, потом против часовой стрелки. Педагог может пустить солнечный зайчик по «небу», а дети будут прослеживать взглядом его движение.)

По возможности это может быть и электронная физкультминутка для глаз.

«К солнышку»

(нормализация дыхания)

Руки к солнцу поднимаю и вдыхаю, и вдыхаю. (Поднимают руки через стороны вверх, делая вдох через нос.)

Ну а руки опускаю, воздух тихо выдыхаю. (Через стороны опускают руки и тихо произносят на выдохе: «Ф-ф-ф…»)

«Льдинки» (авт. текст)

(коррекция стопных нарушений)

Ледяное стекло я разбил,

Много льдинок с собой прихватил.

Я по льдинкам пойду, свои ножки разомну. (Дети представляют, что пойдут по дорожке из льдинок и выполняют разные виды ходьбы.)

На пяточках, на пяточках, на внешней стороне

Сейчас пройду на пальчиках…

Ой, больно стало мне!(соскакивают с «льдинок») 

«Сосулька»

(профилактика нарушений осанки)

Белая морковка зимой растёт ловко! (Медленно поднимать руки в стороны, не отрываясь от стены; вытягивать руки высоко вверх, изображая рост

«сосульки», ноги прямые.)

1

2

3

4

5

6

7

8

109

110

111

Человек

+

+

+

«Неболейка»

(самомассаж биологически активных зон кожи)

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело. (Поглаживать ладонями шею мягкими движениями сверху вниз.)

Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать. (Указательными пальцами растирать крылья носа.)

Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком. (Приложить ко лбу ладони «козырьком» и растирать его движениями в стороны – вместе.)

«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты умело! (Раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать ушную зону.)

 Знаем, знаем – да-да-да, нам простуда не страшна! (Потирать ладошки друг о друга.)

«Глазки»

(снятие зрительного напряжения)

Движения глазами выполнять медленно, не поворачивая головы.

Глазки влево, глазки вправо,

Вверх и вниз, и всё сначала.

      Быстро, быстро поморгай –

      Отдых глазкам своим дай!

Чтобы зоркими нам быть –

Нужно глазками крутить. (Вращать глазами по кругу.)

Зорче глазки чтоб глядели, разотрём их еле-еле. (Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.)

« Большой и маленький» (авт. текст)

(укрепление дыхательных мышц)

Вот какой я большой! (На вдохе подняться на носки, тянуть поднятые руки вверх; зафиксировать это положение на несколько секунд.)

Вот какой я маленький! (На выдохе опуститься и со звуком «у-х-х!» присесть, обхватив голени и прижав к коленям голову.)

1

2

3

4

5

6

7

8

112

113

114

115

Человек

+

+

+

+

«Стена осанки»

(формирование правильной осанки)

Подравнялись.  Посмотрели  

Через левое плечо,   через правое ещё.

Ровненько стоим, за осанкою следим: (Выполняют у стены осанки.)

Затылок, лопатки, ягодицы, икры, пятки. (Проверяют, чтобы все названные части тела касались стены – тогда осанка будет красивой.)

«Кулачки»

(расслабление мышц рук)

Руки на коленях, кулачки сжаты.

Крепко, с напряженьем пальчики прижаты.

Пальчики сильней сжимаем,

Опускаем, разжимаем…

Руки не напряжены и расслаб-ле-ны…

«Любопытная Варвара»

(расслабление мышц шеи)

Любопытная Варвара смотрит влево,

Сморит вправо, (Повороты головы вправо-влево.)

А потом вперёд – тут немного отдохнёт.

Шея не напряжена и расслаблена…

А Варвара смотрит вверх! Выше всех,

Дальше всех! (Смотреть вверх, напрягая мышцы).

Возвращается обратно – расслабление приятно

А теперь посмотрим вниз –

Мышцы шеи напряглись!

Возвращается обратно – расслабление приятно

Шея не напряжена и расслаб-ле-на…

«Пальчик-мальчик»

(самомассаж пальцев рук)

Пальчик-мальчик, где ты был? (Стучать мизинцами обеих рук друг о друга.)

С этим братцем в лес ходил, (Большими пальцами гладить мизинцы в направлении от периферии к центру.)

С этим братцем щи варил, (Большими пальцами поглаживать безымянные пальцы.)

С этим братцем кашу ел, (Большими пальцами гладить средние пальцы.),

1

2

3

4

5

6

7

8

116

117

118

119

120

Человек

+

+

+

+

+

+

С этим братцем песни пел. (Большими пальцами гладить указательные пальчики.)

«Пальминг» (оптическое голодание) – авт.

(расслабление мышц глаз)

Глазки ладошками закрылись

И в пещере очутились.

Раз-два-три, ничего не видим мы…  (Опершись о стол локтями, мягко прикрыть глаза ладонями так, чтобы не было ни одного просвета. Расслабиться.)

«Погреемся»

(укрепление дыхательной мускулатуры)

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки! (Стоя, ноги вместе, руки в стороны – вдох; быстро скрестить руки перед грудью, хлопнуть ладонями по плечам, произнося «у-х-х!», «у-х-х!» - сделать несколько коротких выдохов с паузами, вернуться в и.п.)

«Балерина» (авт. текст)

(профилактика плоскостопия)

Мы не Саши, не Ирины, мы сегодня балерины.

Мы на пальчиках идём и ничуть не устаём. (Сидя на стуле, ноги поставить на пальчики и, словно балерина, шагать вперёд, пока ноги не встанут полностью на всю ступню. Шажками можно «рисовать различные фигуры» - солнышко, ёлочку, домик.)

«Пальчик» (авт. текст)

(нормализация тонуса глазных мышц)

Пальчик к носу поднесём, (Медленно поднести указательный палец к носу, не сводя с него глаз.)

А потом отведём. (Отвести палец подальше на вытянутую руку, следя взглядом.)

Поморгаем, помолчим и опять всё повторим. (Поморгать глазами и повторить всё сначала.)

«Разминка»

(укрепление мышц стопы)

Мы разминку начинаем, дружно стопы мы вращаем. (Сидя на стуле, одна нога на колене другой. Круговое вращение стопы влево-вправо.) 

1

2

3

4

5

6

7

8

121

122

123

124

125

Труд

взрослых

+

+

+

+

+

«Пекарь» (авт. текст)

(самомассаж воротниковой зоны)

Мешу, мешу тесто, есть в печке место.

Поскорей подавай – будем печь каравай! (Поглаживать шею спереди, сбоку и сзади мягкими движениями рук сверху вниз.)

«Айболит»

(профилактика зрительного утомления)

Дети «путешествуют» по офтальмотренажёру. По кругу расположены зрительные метки – герои известной сказки, а в середине круга под деревом сидит Айболит.

Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит. (Фиксируют взгляд на докторе Айболите.)

Приходи к нему лечиться, и корова, и волчица,

И жучок, и червячок, и медведица  (Дети обводят их глазами по часовой и против часовой стрелки и «отправляют лечиться» к доктору.)

Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит! (Поморгать глазами и расслабиться.)

«Косари» (авт. текст)

(отработка правильного дыхания)

Раз! – косили, два! – косили: ж-ж-жух! ж-ж-жух! (Стоя на месте, вдох; на выдохе делают энергичные движения руками в стороны-вперёд.)

Сено в копны все сносили: ш-ш-шух! ш-ш-шух! (Вдох – выдох, руки опустить вниз.)

«Строитель»

(укрепление мышц спины)

Посмотрите, вот какой дом высокий и большой

Все разместятся друзья в доме, что построил я (Приподняться на носки, руки поднять вверх и развести в стороны, спина прямая, плечи развести.)

«Моряк»

(расслабление мышц рук, ног, туловища)

Ноги расставить пошире, руки за спиной. Качнуло палубу – прижать к полу правую ногу, выпрямить-

ся, расслабиться. Качнуло в другую сторону…

1

2

3

4

5

6

7

8

126

127

128

129

Труд

взрослых

+

+

+

+

Стало палубу качать, ногу к палубе прижать!

Крепко ногу прижимаем, а другую расслабляем.

Сели, руки на колени, а теперь немного лени.

Напряженье улетело, и расслабилось всё тело.

Дышится легко…  ровно… глубоко…

«Повар»

(самомассаж пальцев рук)

Повар каши наварил, кашу всем положил. (Растирают ладони круговыми движениями.)

Кошке – в чашку, жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску курице, цыплятам

И в корытце поросятам. (Надавливают на каждый палец руки, начиная с мизинца, и загибают его)

«Дворник»

(снятие усталости с мышц глаз)

Вы, метёлки, метите, метите,

И усталость сметите, сметите,

И усталость сметите, сметите,

Глазки нам хорошо освежите. (Выполнять частое моргание без напряжения глаз с небольшой паузой в середине текста.)

«Космонавты» (авт. текст)

(нормализация тонуса дыхательных мышц)

Шлем, скафандр надеваем, (Вдох самопроизвольный. Скользящим движением снизу вверх «надевают скафандр, шлем» - «ш-ш-шик» (выдох), «вжик» - «застёгивают молнию» (выдох).

Герметичность проверяем. («Проверяют герметичность» – повороты головы с выдохами в стороны, коротко «ш».)

«Строитель» (авт. текст)

(профилактика плоскостопия)

Месим, месим мы раствор,

Будем строить коридор. (Стоя, пятки вместе, носки врозь. Подняться на носки и пятками, прочертив в воздухе круг, встать «шалашиком».)

Кирпичи поднимай и раствор набирай! (Перекат

1

2

3

4

5

6

7

8

130

131

132

133

Труд

взрослых

+

+

+

+

с пятки на носок и обратно.)

«Пожарные» (авт. текст)

(расслабление мышц рук, туловища)

Мы несём огнетушитель –

От пожара избавитель.

Выше – ниже поднимаем,

Крепче, крепче нажимаем и огонь заливаем (руки и тело напряжены).

Нет пожара – отдыхаем (расслабление мышц).

Мышцы не напряжены и расслаб-ле-ны…

«Кузнец»

(самомассаж живота)

-Эй, кузнец, молодец! (Поглаживание живота по часовой стрелке.)

Захромал мой жеребец… (Похлопывание ребром ладони.)

Ты подкуй его опять. (Похлопывание кулачком.)

-Отчего не подковать! (Снова поглаживание.)

Вот – гвоздь (Лёгкое пощипывание пальцами рук)

Вот – подкова! (Рисование указательными пальцами обеих рук подковы на животе.)

Раз, два -   (Удары кулачками по очереди.)

И готово! (Снова поглаживание.)

«Шофёр»

(снятие зрительного напряжения)

Качу, лечу во весь опор. (Медленное движение глазами по кругу по часовой стрелке, не поворачивая головы.)

Я сам – шофёр и сам – мотор. (То же против часовой стрелки.)

Нажимаю на педаль, (Указательный палец подносим к носу и послеживаем за ним взглядом.)

И машина мчится вдаль. (Отводим палец далеко вперёд и переводим взгляд на дальнюю точку.)

«Водолаз» (авт. текст)

(отработка правильного дыхания)

Три, два, раз! Входит в море водолаз.

Трубку проверяет, в трубку выдыхает: «фу-фу-фу…» (Вдох – короткие выдохи в кулак.)

1

2

3

4

5

6

7

8

134

135

136

137

138

Техника

+

+

+

+

+

«Паровоз»

(массаж спины)

Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу, (Похлопывание по спине ладонями.)

Стоять на месте не хочу! (Поколачивание кулачками.)

Колёсами стучу, стучу (Постукивание пальцами)

Садись скорее, прокачу!(поглаживание ладонями)

Чу, чу, чу! (Лёгкое поглаживание ладонями.)

«Самолёт»

(укрепление глазных мышц)

Использовать зрительный тренажёр – самолётик на деревянной палочке.

Пролетает самолёт, с ним собрался я в полёт. (Перевод взгляда с ближайшей точки на дальнюю)

Правое крыло отвёл, посмотрел. (Движение глазами вправо, не поворачивая головы.)

Левое крыло отвёл, поглядел. (То же влево.)

Я мотор завожу и внимательно гляжу. (Движение взглядом по кругу.)

Поднимаюсь ввысь, лечу, возвращаться не хочу. (Движение взглядом вверх – вниз.)

«Поезд» (авт. текст)

(развитие дыхания)

Поезд отправляется: «Ту-ту-у!», «Ту-ту-у!» (Вдох - продолжительный выдох.)

Движенье ускоряется: «Чух-чух-чух…» (Короткий шумный вдох носом – выдох.)

Остановка – расслабляется: «С-с-с… (Вдох – продолжительный выдох.)

«Камаз»

(укрепление свода стопы)

Вот Камаз идёт гружёный,

Медленно ползёт тяжёлый. (Ходьба на наружных краях стоп.)

А в обратный путь пустой

Понесётся он стрелой. (Лёгкий бег на носках.)

«Подъёмный кран» (авт. текст)

(расслабление мышц ног)

1

2

3

4

5

6

7

8

139

140

141

142

Техника

+

+

+

+

Кран подъёмный принял груз.

Кто внизу стоит – не трусь!

Держим… держим… напрягаем… (Сидя, ноги поднять, держать 2-3 секунды. Ноги напряглись.)

Опустили! Разгружаем (Резко опустить ноги, расслабить.)

«Машина» (авт. текст)

(самомассаж груди)

Я – машина легковая, быстрая и заводная.

Очень быстро завожусь: ж-ж-ж-ж… (Поставить пальчики все, кроме больших, на середину грудины от вилочковой железы вниз по одной линии и делать вращательные движения по часовой, а затем против часовой стрелки со звуком «ж-ж-ж-ж».)

И по улицам я мчусь: «Пи-и-и…» (Нажимать на точку между грудными отделами в области сердца

«Вертолёт» (авт. текст)

(нормализация тонуса глазных мышц)

Вот отправился в полёт

Наш чудесный вертолёт. (Медленно поднимать глаза высоко вверх и фиксировать взгляд на «вертолёте».)

Быстро крыльями кружит,

И жужжит, жужжит, жужжит. (Вращать глазами по кругу, не поворачивая головы, по часовой и против часовой стрелки.)

Ж-ж-ж-ж… (Зажмурить глаза.)

«Пожарная машина» (авт. текст)

(укрепление дыхательной мускулатуры)

Машина пожарная красная и на пути опасная.

Мчится быстро, и непременно

Звучит пожарная сирена: « И-и-и… У-у-у…!» (На вдохе тянуть «и-и-и», на выдохе – «у-у-у».)

«Ракета»

(формирование правильной осанки)

Ждут нас быстрые ракеты

Для полёта на планеты. (Подняться на носки, руки высоко вверх, спина прямая.)

ЛИТЕРАТУРА

  1. Детство. Программа воспитания и развития ребёнка в детском саду. Под редакцией Т.И. Бабаевой. – С-Пб., 2000.
  2. Гуляева О., Чеботарёв А. Дыхательная гимнастика. Методическое пособие. – М., 2007.
  3. Картушина М.Ю. Зелёный огонёк здоровья. Программа  оздоровления дошкольников. – М., 2007.
  4. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 5 – 6 лет. – М., 2004.
  5. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст). Программно-методическое пособие. – М., 2000.
  6. Малюкова И. Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму. // Дошкольное воспитание - № 2, 2008.
  7. Малюкова И. Игровые упражнения как средство повышения эффективности гимнастики для глаз. // Начальная школа плюс До и После. - № 5, 2010.
  8. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – С-Пб., 2009.
  9. Полтавцева Н.В., Гордова Н.А. Физическая культура в дошкольном детстве. Старший дошкольный возраст. – М., 2004.
  10. Синицына Е. Умные пальчики. – М., 1999.
  11. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М., 2007.  

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка……………………………………………3      

  1. Системное планирование «минуток здоровья» на занятиях по познавательному развитию для детей старшей группы:

 -  тема № 1 «Овощи-фрукты» ………………………………………6

 -  тема № 2 «Домашние животные» ………………………………..9

 -  тема № 3 «Дикие животные» ……………………………………13

 -  тема № 4 «Птицы» ……………………………………………….17

 -  тема № 5 «Насекомые» …………………………………………. 21

 -  тема № 6 «Обитатели водоёмов» ………………………………..25

 -  тема № 7 «Растения» ……………………………………………..27

 -  тема № 8 «Неживая природа» …………………………………...31  

 -  тема № 9 «Человек» ……………………………………………...34

 -  тема №10 «Труд людей» ………………………………………....37

 -  тема №11 «Техника» ……………………………………………..40

3. Литература…………………………………………………………42


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека минуток вхождения в день

учебно-методическое пособие...

Картотека минуток здоровья

В картотеке комплексно интегрируются темы окружающего мира с содержанием разнообразных видов "минуток здоровья", что позволяет повысить уровень мотивации, умственную работоспособность детей,...

Картотека минуток физической активности

Физминутки собраны из разных источников и напечатаны на карточках одинакового размера, остается их распечатать на принтере и распределить по названиям, тогда легко найти разминку, которая впишется в т...

Картотека минуток безопасности

Одна из главных целей, ради которой проводится это ежедневное экспресс-занятие с детьми – настроить их на мысли об опасности и «ловушки» которые могут встретиться в жизни....

Картотека минуток безопасности

quot;Минутки безопасности" проводятся с целью повлиять на процесс стихийного формирования навыков поведения путем создания у детей соответствующей установки. Одна из главных целей, ради которой ...

Мастер-класс для педагогического состава МДОАУ №32 г. Оренбурга на тему: "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. Значение "минуток здоровья в ходе ОД и процессе обучения рассказыванию по сюжетной картине.

Мастер-класс для педагогического состава МДОАУ №32 г. Оренбурга на тему: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. Значение «минуток здоровья» в ходе образовательно...

Картотека минуток здоровья

Игры со здоровьесберегающими технологиями...