Массер - класс "Использование современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе"
материал на тему

Терасмес Анна Станиславовна

Масстер-класс для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6»

г.НАЗАРОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Мастер - класс

 «Использование современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»

        Оформила:

                                                                               Инструктор по

                                                                                        физической культуре

        Терасмес А.С.

2015г.

Мастер-класс 

«Использование современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»

  Цель: систематизировать знания педагогов о современных здоровьесберегающих технологиях, применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.

Ход.

   Народная мудрость гласит: «Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости».

   К сожалению, в наш стремительный век новейших технологий, исследований и разработок, проблема сохранения здоровья стоит очень остро. Статистика бьют тревогу. Многие причины – от нас не зависящие и изменить что-либо не в наших силах. Но есть одна, на мой взгляд, очень важная – это формирование у детей дошкольного возраста потребности в сохранение и укреплении своего здоровья. Только физически развитые и практически здоровые дети достигают успехов и вершин познания мира.

  Здоровье – состояние физического, душевного  и социального благополучия человека. 

  От чего же зависит здоровье ребенка?

Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% – от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% – от деятельности системы здравоохранения, а на 50% – от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Если на первые 50% здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.

   Здоровьесберегающие технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, направленная на укрепление и сохранение здоровья детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровье сберегающей педагогики. Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни. 

  Современные здоровьесберегающие технологии

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

2.Технологии обучения здоровому образу жизни.

3.Коррекционные технологии.

 

Педагогические

здоровьесберегающие

Технологии

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Технологии обучения здоровому образу жизни

Коррекционные технологии

- Стретчинг

- Динамические паузы

- Ритмопластика

- Физ. минутки

- Подвижные и спортивные игры

- Релаксация

- Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная бодрящая)

- Гимнастика корригирующая.

- Физкультурные занятия

- Проблемно-игровые :игротренинги, игро- терапия

- Коммуникативные игры

- Точечный самомассаж

- Технологии музыкального воздействия

- Арт-терапия

- Сказкотерапия

- Технологии воздействия цветом

- Психогимнастика

 

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

  • Ритмопластика - система физических упражнений, имеющих целью всестороннее гармоническое развитие тела. Ритмопластика сочетает в себе два направления: физкультуру и хореографию. (музыкальная разминка) Система физических упражнений, выполняемых под музыку, способствует развитию у детей мышечной свободы, выразительности, красоты, грациозности, ритмичности движений, музыкальности, чувство ритма и пластику. (Прыгнем повыше, ножками топнем…)
  • Гимнастика корригирующая - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. (упражнения на фитбол мячах, гимнастика для стоп)  Система индивидуальных  заданий, направленных на развитие и коррекцию конкретных видов движений и мышц.
  • Подвижные и спортивные игры - как часть ннод, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. «У кого мяч», «Не зевай», «Земля и небо». Спортивные игры – игры, по которым проводятся соревнования. Это игры с правилами, где используются естественные движения, и достижение цели не требует высоких физических и психических напряжений.
  • Физ. минутки – упражнения во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей.
  • Динамические паузы – смена деятельности, между ннод, на протяжении всего дня. Значение физкультминуток и динамических пауз в том, чтобы снять утомление у ребенка, обеспечить ему активный отдых и повысить работоспособность и настроение.
  • Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами, развитие мелкой моторики. Тренировка тонких движений пальцев  кисти рук.
  • Артикуляционная гим-ка - Упражнения для формирования правильного произношения: выработки полноценных движений губ, языка, челюсти
  • Гимнастика дыхательная - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы,  развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка. Специальные упражнения, позволяющие очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребенка.
  • Гимнастика бодрящая - ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег. Переход от  сна к бодрствованию через движения. Поднятие настроения и мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.
  • Гимнастика для глаз - ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.
  • Стретчинг – упражнения на растягивание мышц, полезны и необходимы всем, независимо от возраста и степени развития гибкости. Специально разработанная система упражнений, направленная на совершенствование гибкости и подвижности в суставах и на укрепление этих суставов.

Технологии по профилактике зрительного утомления (группа №6)

  Проблема зрения всегда актуальна и мы представим свой опыт работы   по профилактике зрительного утомления  с детьми дошкольного возраста. Целью нашей работы является,    использовании различных средств  для профилактики зрительного утомления и развития основных зрительных функций  у детей дошкольного возраста.

  Профилактика зрительного утомления имеет два вида упражнений: Аккомодацию – снятие аккомадиционного утомления аппарата хрусталика т.е на развитие одной внутренней мышц, на конвергенцию на развитию внешних 6 мышц

   Существует много есть методик по профилактике и охраны зрения. Я вас кратко  познакомлю с ними и расскажу о приемах и упражнений которые мы используем в группе. Методика У.У. Бейтса. 

  Прием «Пальминг» (расслабляющее воздействие на глаза темноты. Это смыкается веки обоих глаз не надавливая на глазные яблоки, плотно прикрывайте глаза ладонями, чтобы в поле зрения каждого глаза была идеальная темнота. Длительность занятия 10-15 минут. Частота занятия – не менее двух раз в день. Полезно заниматься пальмингом и перед сном).

  Соляризация (она позволяет улучшить зрение путем  воздействия на глаза солнечного света.  Выполняется в несколько этапов).это сложно и трудно  использовать и останавливаться не будем.

Методика В.Ф. Базарного.

Для снятия зрительного утомляемления на уроках использованы два тренажера

1.Тренажер со зрительными метками в разных участках группы и класса фиксируются привлекающие внимание яркие объекты – зрительные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки. Расположены они по углам. Картинки подобраны с таким расчетом, что вместе они составляет зрительно игровой сюжет. Меняется 1 раз в 2 неделю сюжет меняется . ПР (Бабочки, транспорт)

2. Предлагает «Плакат-схема»  зрительно-двигательных троекторий. На нем с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток: вперед- назад , влево - вправо, по и против часовой стрелки, по «восьмерке». Каждая троектория имеет цвет. Это делает схему яркой. Красочной и привлекает внимание. Упражнения выполняется только стоя, при выключенном свете.

  Методика Э.С Аветисова

Специальные упражнения для глаз по Аветисову- это движение глазными яблоками во всех возможных направлениях вверх-вниз, в стороны, по диагонали, а также упражнения для внутренних мышц глаз. Из надо сочетать с общеразвивающими, дыхательными и корригирующими упражнениями

Предлагает упражнения:

           - для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости);

           - для укрепления глазодвигательных  мышц);

           -   для улучшения аккомодации)

Мы используем Метка на стекле (по Аветисову) позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости

Методика В.А.Ковалева

  В своей группе мы используем  методику доцента  Валерия Анатольевича Ковалева. В процессе письма и чтения большая часть нагрузки приходится на работу органов зрения и последствием этого становится снижение остроты зрения уже на первом году обучения в школе и появление признаков нарушения осанки. Первой физкультминуткой в его системе является «запуск» глаз в работу (массаж активных точек лица)- активизирует кровообращение и способствует активизации сетчатки глаза.

 Вторая физкульминутка проделывается периода высокой зрительной работоспособности на 2-3 занятии. На 15 минуте по команде педагога дети «рисуют» прямоугольники по периметру рисунка тренажера «Видеазимут». Движение глазами осуществляется при относительно неподвижном лицеи и способствует резкому улучшению кровоснабжения тех участков оболочки глаза, к которым крепятся глазодвигальные  мышцы. Дошколята 5-6 раз по каждой траектории. Может лежать на столе, на стене висеть. Стараться фиксировать угловатые точки-ориентиры небольшой задержкой внимания на них. Помогут это сделать фигурки или рисунки.

В отдельных случаях дети  могут выполнять гимнастику, следя глазами за  Тренажер «Флажок, которым педагог управляет траектории движения флажка совпадает с рисунком почтового конверта. Вся гимнастика 1 минута. Используется в игре  на физминутках, на улице, на НОД.  Его можно применять для тренировке аккомодации.

 Пять флажков разного цвета: понедельник- красный

Вторник- желтый или зеленый, как и в среду, затем голубой и фиолетовый. Есть варианты упражнений (показ карточек).

 Это упражнение для снятия  аккомадационного аппарата хрусталика на последних занятиях, позволяет эффективно снижать степень утомления глаз при напряженном чтение, рисовании, письме. Картинки можно делать согласно тематическому планированию.

 Тренажер «Солнышко»

Это самый простой тренажер

Валерий Анатольевич говорит общее время на выполнение специальных упражнений не превышает 6 минут в сутки для профилактики. Выполняем2-3  физкультминутки каждый день с использованием различных  средств для профилактики зрительного утомления и развития основных зрительных функций

  Тренажер «Ракетка» Это еще планируем сделать. Поставить ракетку перед собой, держа в правой руке. А теперь установить ее в положении комфортного видения т, е как читаем книгу, затем пододвигайте ее с себе пока рисунок яблока  станет чуть-чуть «расплываться». Как только это произошло подвинем ракетку обратно до момента четкого видения. Делать 10 раз для двух. По 10 на каждый глаз ,надо закрыть другой глаз другой ракеткой.

    Работа в группах. Педагоги объединяются в 2 группы. Задание: привести пример технологии (бодрящая гим-ка, пальчиковая, дыхательная, артикуляционная, физ. минутки, динамические паузы) провести со всеми педагогами, и определить в какое время на протяжении дня можно проводить определенную технологию.

  • Релаксация – упражнения для расслабление всего организма. В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. «Птички» Система расслабляющих упражнений, направленная на восстановление между процессами равновесия возбуждения и торможения и снижение двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление)

Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками даёт положительные результаты:

- снижение уровня заболеваемости;

- повышение работоспособности, выносливости;

- развитие психических процессов;

- улучшение зрения;

- формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;

- развитие общей и мелкой моторики;

- повышение речевой активности;

- увеличение уровня социальной адаптации.

  Таким образом, используя в педагогическом процессе здоровьесберегающие технологии, мы способствуем сохранению и укреплению здоровья детей, что является приоритетной задачей в воспитании и обучении подрастающего поколения. В результате регулярных занятий здоровый ребёнок станет более совершенным, а отстающий в развитии быстро догонит своих сверстников.

 Игра «Аплодисменты друг другу» Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов, тема: «Современные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе».

Рассказывается о видах здоровьесберегающих технологии, как они приминяются в работе с детьми....

Использование современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Использование современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, воспитателя МБДОУ МО г. Краснодар "Детский сад № 36"...

Современные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения (методические рекомендации)

Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития....

«Авторская циклограмма использования современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»

laquo;Авторская циклограмма использования современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»...

«Современные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе в соответствии с ФГОС в ДОУ»

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании –  обеспечить высокий уровень реального здоровья воспитанников детского сада и воспитание культуры здоровья.Приме...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В настоящее время одной из ключевых задач страны в целом, образования в частности, является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения....