Тема «Формирование здорового образа жизни детей 4-5 лет»
проект на тему
Тема «Формирование здорового образа жизни детей 4-5 лет»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.7 КБ |
Предварительный просмотр:
2017-2018 учебный год
Тема «Формирование здорового образа жизни детей 4-5 лет»
Пояснительная записка.
Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и к окружающим. В этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Проблемы:
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста.
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи.
От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной.
Обозначенная проблема особенно значима в дошкольный период детства – наиболее благоприятный для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений об образе жизни.
Цели:
-расширять и закреплять представление детей о пользе для здоровья овощей, о сборе урожая и использовании в пищу различных частей огородных растений;
-формировать представления о значении санитарно-гигиенических процедур для здоровья человека;
-формировать представления дошкольников о здоровье и болезненном состоянии человека; раскрыть причину некоторых заболеваний, вызванных несоблюдением санитарно-гигиенических правил;
-формировать представления детей о возможности укрепления здоровья с помощью физических упражнений, приобщать детей к спорту;
-формировать у детей представления об особенностях жизни в большом городе; о факторах окружающей среды, оказывающих особое влияние на здоровье человека;
-формировать у дошкольников осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накопление знаний о здоровье.
Задачи:
-охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность;
- объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной оздоровительной работы;
-формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью;
-воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры;
-развивать основные физические способности(силу, быстроту, ловкость и др.), приобщать детей к спорту;
-способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта;
-усвоить правила питания и закрепить представление о пользе овощей и фруктов;
- закреплять представления о влиянии природных факторов окружающей среды на здоровье.
Участники:
1.воспитатели;
2.родители;
3.медработник.
Предполагаемый результат:
1.Овладение детьми навыками ЗОЖ;
2.Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном учреждении заболеваний;
3.Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода;
4.Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников;
5.Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
Сентябрь: «Питание и здоровье»
Познакомить с полезными продуктами – овощами и фруктами (лук, капуста, яблоко, груша, зелень и др.).
Рассказать детям о пользе для человека овощей и фруктов. Объяснить, что организму требуется пища, богатая витаминами, которых много во фруктах, овощах, зеленом луке и т.д.; познакомить с витаминами, их значением.
Работа с детьми:
1. Беседа «Фрукты овощи полезны взрослым и детям».
2.Советы доктора -Здоровая Пища.
3.Пальчиковые игры.
4.Подвижная игра «Огуречек-огуречек».
5.Игры: «Что разрушает здоровье, что укрепляет?», «Сделай правильный выбор», «Отгадай-ка», «Угадай витамин», «Назови полезный продукт», Витаминное угощение.
6.Русская народная сказка «Репка».
7. Чтение стихотворений «Про девочку, которая плохо кушала», «Робин-Бобин»
8.Загадки: про лук, морковь, капусту, грушу, огурец и др.
9.Занятие «Растения вокруг нас. Овощи».
10.Дидактические игры: «Витамины - это таблетки, которые растут на ветке», «Узнай на вкус», «Наполни баночку витаминами».
Работа с родителями:
1.Анкетирование «Здоровье вашего ребенка».
2.Консультация "Здоровый образ жизни ваших детей"
3. Родительские собрания: «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду и дома».
Октябрь.
Закрепить представление о пользе употребления овощей и фруктов.
Ознакомить с правилами питания.
Продолжать знакомить с полезными продуктами
Работа с детьми:
1.Аппликация на тему: «Осенний урожай».
2.Раскрашиваем продукты, полезные для здоровья.
3.Учим золотые правила питания: а) не переедать; б)есть в одно и то же время простую свежеприготовленную пищу; в)тщательно пережевывать, не глотать; г)перед приемом пищи сделать 5-6 дыхательных упражнений.
4.Игра-демонстрация «Питание-дело серьезное».
5. Обсуждение с детьми «Законов питания».
6.Практическая часть занятия «Посадка лука».
Работа с родителями:
1. Папка передвижка для родителей: "Здоровое питание - главное лекарство"
6. Практикум «Секрет приготовления вкусных и полезных для ребенка блюд». Приобретение родителями практических умений в приготовлении полезных для ребенка блюд.
4-ая неделя Октября и Ноябрь: «Чистота и здоровье».
Гигиена тела: уход за руками, лицом, ушами.
Рассказать о значении для здоровья санитарно-гигиенических процедурах. Рассказать о микробах.
Рассказать о роли зубов в переработке пищи. Значение здоровья зубов для здоровья всего организма. Уход за зубами и полостью рта.
Закрепить представление о важности для здоровья санитарно-гигиенических процедур.
Продолжать знакомить с санитарно-гигиеническими процедурами.
Работа с детьми:
1.Провести диагностику по теме «Культурно-гигиенические навыки»
2.Беседа - как правильно мыть руки и лицо. Заучивание слов: Я здоровье сберегу, сам себе я помогу! От простой воды и мыла у микробов тают силы.
4.Беседа «чистота- залог здоровья».
5.3агадки про брови, глаза, нос, зубы, язык, руки, пальцы
6.Проведение опытов
7.Оздоровительная минутка- самомассаж ушей
Ноябрь и первая неделя декабря: «Здоровье и болезнь».
Рассказать детям о здоровье и болезненном состоянии человека; раскрыть причину некоторых заболеваний, вызванных несоблюдением санитарно-гигиенических правил. Напомнить детям о микробах и среде их обитания. Рассказать о микробах, как причина некоторых заболеваний.
Закреплять представления о признаках здоровья и болезни.
Закрепить навыки правильного мытья рук, используя игровые ситуации.
6.Досуг «Осторожно микробы!»
7. «Сказка о микробах».
8.Игры: «Угадайка», «Найди правильный ответ», «У кого пена выше».
9.Чтение стихотворений «Как у нашей Любы…», «Мойдодыр», «Девочка чумазая», «Про мимозу».
10.Упражнение «Спрятанный сахар».
11.Беседа-зачем человеку зубная щетка.
12.Дидактические игры: «Да и нет», «Кто у нас красивый», «Угадай, кто позвал».
13.Стихи: «Грипп», «Животик», «Аллергия», «Насморк», «Ангина», «Горло», «Айболит», «Ветрянка», «Простуда», «Тетка Хандра», «Врач по имени Пчела», «У жирафа ангина».
14.Экспериментирование «Растаявший снег».
15. Раскраски «Побеждай микробы, играя!».
Работа с родителями:
1.Консультации родителей о профилактики заболеваний.
2.Консультация для родителей «Здоровье ребенка в наших руках»
3.Консультация для родителей «Значение режимных моментов для здоровья ребенка».
4. Познакомить родителей с разными видами гимнастики;
5.Мастер-класс для родителей на тему «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!
4-ая неделя Декабря- Январь: «Физкультура и здоровье».
Рассказать о пользе физической подвижности.
Формировать представления детей о возможности укрепления здоровья с помощью физических упражнений.
Закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр.
Продолжать заниматься физическими упражнениями и спортом
Работа с детьми:
1.Беседа по теме: «Если хочешь быть здоров, спортом занимайся!».
2.Утренняя гимнастика.
3.Оздоровительный бег.
4.Физкультминутки: «Жираф», «Осьминог», «Птица», «Обезьяна», «Лошадь», «Аист», «Кошка».
5.Тематическое занятие: «Поиграй со мной дружок».
6.Пальчиковая гимнастика: «Дом», «Гости», «Горшок», «Комар», «Котик», «Апельсин».
7.Сюжетно-игравое занятие: «Путешествие в лес».
8.Интегрированное занятие: «Музыкальное путешествие».
9.Игры: «Несколько секретов о самом себе», «Здоровье в порядке, спасибо зарядке», «Делаем зарядку».
10. Упражнения: «Потягушечки», «Жираф», «Ветряная мельница», «Что стоишь качаясь, тонкая рябина…», «Ванька-встанька», «Прыжок-хлопок», «Гора» (для осанки)
11.Спортивные развлечения. «Мы растем сильными и смелыми», «Зимние радости», «Кто быстрее?».
Работа с родителями:
1.Консультация для родителей «Понятие и методика закаливания».
2.Папка-передвижка "Советы инструктора ФК"
3.Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья» Создать условия для творческого сотрудничества детей, родителей и сотрудников детского сада.
3. Фотовыставка «Оздоровительные традиции в семье» .Распространение лучшего опыта семейного воспитания.
4. Стенгазета «Малыши-крепыши». Расширить представление родителей об оздоровительной деятельности в группе, в д/саду.
Апрель-Май «Здоровье и окружающий мир».
Особенности жизни в большом городе.
Рассказать о факторах угрозы здоровью (шум, загрязнение окружающей среды, интенсивные транспортные потоки, много людей).
Формировать представление детей о факторах окружающей среды большого города, оказывающих влияние на здоровье человека.
Закреплять представления о влиянии природных факторов окружающей среды на здоровье.
Продолжать знакомит детей с другими источниками загрязнений в городе.
Предложить детям рассмотреть кустарники, растущие вдоль забора на территории детского сада. Рассказать о намеренной посадке растений и о защитных функциях ( защита от пыли, шума, палящего солнца).
Расширить и закрепить представление о значении растений для жизни человека.
Продолжать знакомить детей с растениями.
Работа с родителями:
1.Беседы по теме.
3.Проделать опыт с детьми - показать им прозрачный контейнер с ватными дисками, которые дети принесли после наблюдения за состоянием зеленых насаждений вблизи дорог.
4.Коллективные детские рисунки, на которых по следам наблюдения отражено состояние зеленых насаждений вблизи дорог и автомобильных стоянок.
5.Беседа «Растения в городе, поселке».
6. Игра «Холодно-жарко».
7.Кукольное представление «Где Тимошка здоровье искал», «Как природа нам помогает здоровыми быть».
8.Дидактические игры: «Группировка предметов», «Как вырасти здоровым?», «Различия и сходство предметов», «Что изменилось?», «Назови по порядку», «Разложи по порядку», «Что сначала, что потом», «Городок здоровья».
9.Стихи про растения.
10.Загадки о растениях.
11. Выставка детских работ по изобразительной деятельности «Здоровый образ жизни».
Работа с родителями:
1.Дать задание родителям во время прогулки понаблюдать за движением транспорта на улице. Обратить внимание на загрязненность зеленых насаждений вблизи дорог.
2.Родительское собрание на тему: «О здоровье всерьёз»
Презентация для родителей на тему: «Закаливание -как фактор укрепления здоровья
Приложение:
Беседа «Фрукты овощи полезны взрослым и детям»
Программное содержание:
1.Продолжать обогащать представления об овощах и фруктах.
2.Закрепить умение классифицировать, выделять признаки (внешние: форма, величина, цвет; особенности поверхности, вкусовые, обонятельные признаки овощей и фруктов).
3.Уточнить и пополнить знания детей об овощах и фруктах, как продуктах питания, их пользе;
4.Упражнять в проведении элементарных опытов по выявлению вкусовых качеств;
5.Закреплять навыки исследовательской деятельности;
6.Закреплять умение узнавать овощи и фрукты по описанию, отвечать на вопросы полно;
7.Упражнять в употреблении прилагательных, обозначающих признаки и качества овощей и фруктов. Пополнить словарный запас словами: садовод, овощевод, выращивать, ухаживать;
8.Воспитывать любознательность, развивать восприятие, память и речь.
Словарная работа: названия овощей, фруктов; овощ, , осень, грядка, рассада, посадка, урожай, огород, сад, витамины.
Зрелый, вкусный, полезный, румяный, душистый, горький, сладкий, кислый, гладкий, шершавый, сочный.
Оборудование:
Корзина с овощами, картины: «Сбор урожая в саду», «Школьный огород», «Ящик ощущений», подносы, кукла-осень.
Материалы для проведения опытов: тарелка с кусочками нарезанных овощей и фруктов, вилки, салфетки.
Аудиозапись спокойной музыки, музыкальное сопровождение к песне «Что нам осень принесла?», магнитофон.
Ход занятия:
Звучит спокойная музыка. Воспитатель приглашает войти детей в групповую комнату, обращает внимание на гостью (кукла-осень).
-Ребята, как вы думаете, как зовут нашу гостью? Как вы догадались? (ответы детей).
-Здравствуйте, ребята, я принесла вам свои дары. Узнайте что это. Я буду читать стихотворения, а вы – договаривать слова. А отгадки складывать в корзину.
Здесь весною было пусто,
Летом выросла….(капуста)
Собираем мы в лукошко
Очень крупную….(картошку)
От дождя земля намокла-
Вылезай толстушка….(свёкла)
Из земли за чуб плутовку
Тянем сочную….(морковку)
Помогает деду внук
Собирает с грядок….(лук)
Вот зелёный толстячок-
Крупный, гладкий….(кабачок)
И красавец, великан-
Тёмно синий….(баклажан)
А теперь пойдём мы в сад
Там созрел уж….(виноград)
Для Володи и Катюши
Соберём в корзину….
Вот и всё! Хоть и устали,
Урожай мы весь собрали!
-Ребята, посмотрите, у нас в корзине все овощи и фрукты смешались. Давайте покажем осени, что мы знаем овощи и фрукты. Поиграем в игру «Разложи овощи и фрукты». На один поднос выложим только фрукты, на другой только овощи.
-А теперь давайте проверим, не ошиблись ли мы?
Осень: Вы ребята молодцы, я вижу, что вы знаете овощи и фрукты.
-Ребята, пойдёмте к стульчикам. Давайте поиграем пальчиками (пальчиковая гимнастика 2 раза).
Мы капусту рубим,
Мы морковку трём
Мы капусту солим,
Мы капусту жмём.
Осень: Ребята, осень пора сбора урожая. Посмотрите на эту картину, как вы думаете, как она называется? (при затруднении помогает) Рассмотрите её.
-Где выращивают овощи?
-На чём растут овощи?
-Как готовят землю к посадке?
-Что сажают в землю?
-Как ухаживают за овощами?
-Когда собирают урожай?
-Кто ухаживает за овощами?
-Послушайте ребята мой рассказ. Овощи растут в огороде. Весной землю в огороде сначала копают, потом делают грядки. На грядки сеют семена и сажают рассаду. Летом грядки поливают, пропалывают от сорняков, рыхлят землю. А осенью собирают урожай. Ухаживает за овощами овощевод.
Осень: Ребята, а вы, наверно знаете, что у разных овощей съедобны разные части. У одних овощей – вершки, а у других – корешки, а у третьих и вершки и корешки.
-Хотите поиграть в игру «Вершки-корешки», подойдите к этому столу. Разложите овощи на три группы: на один поднос положите овощи у которых съедобны вершки, на другой, овощи у которых съедобны корешки, а в середине на тарелку положите те овощи, у которых съедобны и вершки и корешки. (Дети выполняют задание коллективно и проверяют правильность выполнения)
Детей приглашают сесть на стулья. Воспитатель вывешивает другую картину, обращает внимание детей на неё.
-Что изображено на этой картине?
-Что выращивают в саду?
-На чём растут фрукты?
-Кто ухаживает за садом?
-Фрукты выращивают в садах. Они растут на деревьях. Ухаживает за садом садовод.
-Хотите побывать во фруктовом яблочном саду? Закройте глаза и представьте, что мы пошли с вами гулять и пришли в сад. В саду стоит яблонька. А на её ветке висит красивое, румяное яблочко. Сильно яблоньку трясём, в руки яблочко возьмём. Ах, какой приятный вкус и душистый (ароматный) запах. Глаза откройте, посмотрите на ладошку, на ней яблочко лежит, вдохните его аромат. (Дыхательная гимнастика 3 раза)
Осень: Осень щедрая пора, хочу вас угостить своими дарами.
-Попробуем ребята, угощенье осени, пройдите за стол. Посмотрите, кто узнал, что лежит на тарелочках? Наколите на вилку то, что бы вы хотели попробовать. Попробуйте и опишите вкус овощей и фруктов. Какой на вкус помидор? И т. д.
-Во всех овощах много витаминов, значит, все они полезны для человека. Не зря говорят: «Обед без овощей, что праздник без музыки». Но перед едой их нужно мыть, как осень сделала сегодня. Вам понравилось угощенье? Спасибо осень за твои дары.
Осень: Я, осень – весёлая пора! Хотите поиграть со мной? Подойдите к этому столу. Посмотрите, в этот волшебный ящик я сложила овощи и фрукты. «Ручку в ящик опусти! Овощ нам определи и скорее назови!» Как ты догадался, какой это овощ? Какой он на ощупь?
Осень: Мне друзья уже пора, до свиданья детвора!
-Очень жалко расставаться, но мы будем ждать встречи с тобой в следующем году. Ребята, а давайте на память о нашей встрече сделаем подарок осени? Что бы вы хотели подарить осени? (ответы детей). Я думаю, что осень будет рада послушать нашу песенку о ней. (Дети исполняют песню) Попрощаемся с нашей гостьей осенью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему: «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста»
Реферат на тему: «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей на тему: «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей на тему: «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста»...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей здорового образа жизни"
Цель семинара: систематизировать знания педагогов по формированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста.Задачи семинара:Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе ...
Педсовет №3 Тема: «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через разнообразные формы физкультурно-оздоровительной»
Педсовет №3Тема: «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через разнообразные формы физкультурно-оздоровительной» Цель: объединить усилия коллектива для по...

Сообщение из опыта работы на тему: «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста»
Формирование основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста является одной из самых эмоциональных проблем дошкольного возраста. Этот период является основополагающим в становлении личности человека, то станов...

Статья на тему: «Формирование здорового образа жизни детей»
Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека 21 века и будущим России....

Консультация для воспитателей на тему: «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста»
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личнос...