Проект "Звукотерапия" в ДОО
проект на тему

Крупина Анастасия Алексеевна

Звукотерапия – одно из наиболее интересных и пока малоисследованных направлений традиционной медицины. Терапевтический эффект этой методики базируется на частотном колебании различных звуков, резонирующих с отдельными органами, системами или всем организмом человека в целом.

Использование звука в лечебных целях - естественно. Двумя основными ее элементами являются: музыкотерапия и звукотерапия. Музыкотерапия оказалась полезной для лечения головной боли, укреплении памяти, стимуляции способности к обучению или задержкой в развитии у детей, показано при хронических болях и стрессе, и для улучшения физического функционирования организма. Применение звука может запустить механизм самолечения в организме человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zvuk_562_na_sayt.docx48.87 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 562

Проект «Элементы «Звукотерапии»,

как новая инновационная форма здоровьесберегающих технологий  

с детьми с ТНР 5-7 лет»

Составитель:

инструктор по физической культуре

Крупина А.А.

1 квалификационная категория

2017г.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

«Элементы «Звукотерапии»,

как новая инновационная форма здоровьесберегающих технологий  

с детьми с ТНР 5-7 лет»

Звукотерапия – одно из наиболее интересных и пока малоисследованных направлений традиционной медицины. Терапевтический эффект этой методики базируется на частотном колебании различных звуков, резонирующих с отдельными органами, системами или всем организмом человека в целом.

Использование звука в лечебных целях - естественно. Двумя основными ее элементами являются: музыкотерапия и звукотерапия. Музыкотерапия оказалась полезной для лечения головной боли, укреплении памяти, стимуляции способности к обучению или задержкой в развитии у детей, показано при хронических болях и стрессе, и для улучшения физического функционирования организма. Применение звука может запустить механизм самолечения в организме человека.

Когда человек с самого детства окружен прекрасными звуками, он способен тоньше чувствовать, быстрее реагировать, легче понимать окружающих. У него глубокое воображение, он способен к творческому мышлению.

Звукотерапия  решает коррекционные, образовательные, воспитательные задачи. К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической, артикуляционной).

Использование звукотерапии в образовательном процессе в сохранении и укреплении психического здоровья детей и социального окружения.

В нашем дошкольном образовательном учреждении, комбинированного вида учителя-логопеды провели речевой обследование детей в возрасте 4-7 лет, которое показало, что из 155 воспитанников. 31 ребенок в возрасте 5-7  лет - с тяжелыми нарушениями речи и 32 ребенка с различными отклонениями, что составляет 58 % от общего количества обследованных детей (92 чел.). Такой вывод говорит о том, развитие речи в данном учреждении, в котором две группы детей с тяжелыми нарушениями речи, имеет широкий масштаб проблемы, которую должны учитывать в образовательном процессе все педагоги, задействованные в НОД.   Использование всестороннего речевого развития в воспитании детей поможет в дальнейшем избежать многих проблем в получении среднего образования, обеспечит полноценное общение  детям среди сверстников и социальным окружением. А также применение здоровьесберегающих технологий по развитию речи с другими детьми нашего ДОО. Воспитание и обучение ребенка с акцентом на речевое развитие значимая  задача современного образования.

В первую очередь необходимое условие для успешного развития речи у ребенка, являются здоровьесберегающие технологии.  Одна из явных проблем в овладении речью ребенком - это  звукопроизношение, которая не позволяет ребенку организовывать  разнообразную  игровую  деятельность. Поэтому необходим поиск новых инновационных форм  для использовании в здоровьесберегающей технологии области «Физическое развитие» -звукотерапя.

Исходя из актуальности проблемы в развитии речи у дошкольников,  были  сформулированы  объект и  предмет проекта.

Тема проекта: использование  элементов «Звукотерапии», как новых инновационных форм здоровьесберегающих технологий  с детьми с ТНР 5-7 лет

Объектом исследования является процесс речевого развития детей дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий.

Предмет исследования – создание логопедических (речевых) условий сопровождения двигательной активности детей дошкольного возраста, на основе развития предметно-пространственной окружающей среды.

Участники проекта: инструктор по физической культуре, учителя-логопеды, дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Тип проекта: долгосрочный

Вид проекта: игровой, творческий

Актуальность проблемы: Поиск и внедрение эффективных методов и форм образовательного процесса для успешного овладения речью, укрепления здоровья ребенка и приобщения воспитанников и их родителей к здоровому образу жизни посредством здоровьесберегающих технологий.

Цель: сформировать речевую активность через здоровьесберегающие технологии  и активное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослым.

Задачи: 1.  Обогащать активный словарь.

 2. Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха (звукопроизношение, умение выразительно повторять за педагогом).

5. Использование мультимедийных технологий в работе с дошкольниками с нарушением речи.

6. Использование мультимедийных технологий в работе с дошкольниками с нарушением речи.

7. Создание тесного взаимодействия  ДОУ с родителями воспитанников по вопросу развития речи с помощью здоровьесберегающих технологий.

8. Создание единого образовательного банка по звукотерапии:  мультимедийной (музыка, звуки природы), картотека по звукопроизношению.

Методика звукотерапии подразделяется на ряд специфических направлений.

ЗВУКОТЕРАПИЯ

Произношение звуков.

Унисонное звучание гармонизирует организм, приводит его в порядок.

В зависимости от характеристик звуки обладают успокаивающим или раздражающим эффектом. Высокочастотные звуки  плохо действуют на мышление, воображение, память, выводят из равновесия, вызывают головную боль.

От низких - возникает головная и сердечная боль, непроизвольно сокращаются мышцы. Они меша ют сконцентрироваться или успокоиться.  А Звуки среднечастотного диапазона  комфортны для человека – нормализуют сердечную деятельность, дыхание, эмоциональный фон.

Используя возможности собственного голоса можно создавать «положительно заряженные звуки,  которые помогают снять мышечное напряжение, в частности с мышц челюстей, гортани и горла.

Звучание голоса говорит о нашем самочувствии. Хриплые, трескучие, сиплые голоса свидетельствуют о болезни. Чем звонче, чище, гармоничнее звуки, которые произносит человек, тем лучше его здоровье.

Характер человека можно определить по тому, как он говорит. Человек с тихим голосом и в жизни не позволяет быть себе громким. Он не может защитить себя в ситуации, когда нужно активно проявиться через громкий звук. Людям, не уверенным в себе, трудно произнести звук «р-р-р», зарычать, как хищник.

Разные звуки порождают разные вибрации и по-разному влияют на самочувствие. Например, при произнесении звука «И» вибрируют голосовые связки, гортань и уши, возникают колебания в голове, из тела выводятся вредные вибрации, улучшается слух.

Доктор тибетской медицины В. Востоков так рекомендует произносить звук «и»: «Попробуйте издать сильный и пронзительный звук «и-и», раздвинув губы, как в улыбке. Делайте это в виде крика издалека, звук должен быть ровным и одной высоты в начале, середине и конце. Нельзя начинать мощно, а заканчивать слабым писком. Остановитесь раньше, чем вам не хватит дыхания, перед концом звука всегда должен оставаться небольшой запас воздуха. Отдохните и повторите 2-4 раза. Постепенно можно заметить воздействие колебаний на голову, возникают приятные ощущения. Это помогает очистить мозг, глаза, нос, уши».

 Самый громкий звук – это крик, естественная реакция организма на сильное переживание. Необходимо давать возможность детям покричать в  «Мешочек криков», в  ковшик  из ладоней или в подушку, для того, чтобы помочь избавиться от внутренних переживаний. Можно использовать как активизирующую игру перед началом занятия, а можно повесить такой мешочек на постоянное место в группе и предупредить детей, что если им захочется, они должны кричать в него.

Звукотерапию возможно применять во время взаимодействия с детьми, например, при проведении утренней гимнастики или гимнастики пробуждения.

Слова

Существует два пути воздействия словом: с помощью ритма и с помощью образов, которые вызывают в подсознании человека те или иные слова.

К словотерапии  можно отнести и чтение стихов (рифмотерапию).

Особенно в своей работе педагогу необходимо использовать благоприятные слова для улучшения самочувствия ребенка.

Совершенствуется методика лечение ультразвуком.

Колокольный звон, оказывает действие ультразвуковых волн,  излечивает тяжелейшие виды депрессий и других психических заболеваний. Особенно это касается малинового звона больших колоколов.

В образовательном процессе педагог может использовать лишь маленький аналог подражания ультразвуку - звуки колокольчиков разных форм и размеров, с целью привлечения внимания или переключения деятельности.

Музыкотерапия

Влияние музыки, распространяется на центральную нервную систему  и на функции других жизненно важных физиологических систем.

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития. Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия (прослушивание музыкальных произведений, музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия. Сегодня этот метод активно используется в коррекции эмоциональных отклонений у детей младшего возраста. Они касаются их страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении и др.

использовать в работе с детьми широкий спектр музыкальных инструментов и виды музыки, воздействующие на различные функции организма.    

Например,  для  укрепления и оздоровления  дыхательной  функции можно использовать духовые инструменты (глиняные свистульки, свирели,  игрушечные дудочки, губные гармошки, блок-флейты  и др.),  при слабой  мелкой моторике пальцев - клавишные инструменты (игрушечное пианино или детский синтезатор), при эмоциональных проблемах, для снятия стресса или, напротив, активизации эмоциональной сферы личности ребенка - прослушивание музыки для релаксации, а также записей-шумов природы (звуков моря, леса, грозы и др.).

Музыка оказывает на нас огромное влияние, действуя на психику, эмоции, душу и тело. Звуки определённой тональности могут приводить человека в различные состояния: возбуждение, радость, грусть, и даже панический страх.

Во многих странах мира наибольшее распространение музыкотерапия получила как лечебная педагогика, лечебно-воспитательный метод.

Влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия. Детям полезно слушать классику и колыбельные. Музыка не только развивает детей,  но и оздоравливает их.

Ни в коем случае нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. Наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.

Влияние быстрой и громкой музыки!

Деятельность нашего организма напрямую зависит от гормонов. Они активизируют деятельность различных органов, благодаря чему изменяется наше физическое и эмоциональное состояние. При прослушивании различной музыки мозг подаёт сигналы организму производить те или иные гормоны. Быстрая и громкая музыка поднимает уровень кортизола, отчего человек становится более возбуждённым, раздражённым.

Влияние медленной и спокойной музыки!

Прослушивание медленной и спокойной музыки действует совершенно иначе. Уровень кортизола и адреналин снижается, работа всех органов нормализуется, организм начинает мобилизовать свои внутренние ресурсы. С помощью такой музыки можно бороться со стрессами и депрессиями, а отсутствие стресса гораздо быстрее приведёт к выздоровлению!

Мелодии, доставляющие человеку радость

1) Замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений.

2) Способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления.

3) Стимулируют выделение пищеварительных соков и повышают аппетит.

давление.

Развитие чувства музыкального ритма

У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма. Выражается это в том, что они немузыкальны, как правило, с трудом заучивают стихи, так как не воспринимают музыкального ритма стихотворения, не улавливают его рифмы. Всем детям, имеющим недостатки восприятия ритма, очень полезны занятия под музыку, так как именно музыка и движение способствуют его воспитанию. При проведении этих занятий в первую очередь ставится задача — сформировать у дошкольника чувство музыкального ритма в движении.

Звукотерапии - звуки природы.

Терапия звуками природы является одним из лечебных направлений звукотерапии и нетрадиционной медицины. Звуки природы очень полезны  для людей, живущих в крупных городах.

Благотворное влияние звуков природы на организм человека.

Лечебные звуки природы приводят к самовосстановлению организма от болезней, гармонизирует энергетику, способствуя восстановлению энергетического баланса, стимуляции головного мозга для высокопродуктивной деятельности. Все гармонизирующие звуки улучшают психическое состояние, устраняют депрессию и стресс, нормализуют кровяное давление, сердечную деятельность, нервную и гормональную системы, лечат психосоматические заболевания. Они позволяют отдыхать после  физических, эмоциональных и умственных нагрузок.

К исцеляющим звукам природы относятся: шум моря и ветра, звуки дождя, шелест листвы, а также звуки, издаваемые животными, такие как: пение птиц, кваканье лягушек, стрекот сверчков и кузнечиков, кошачье мурлыканье, звуки китов и дельфинов. Пение птиц или шум дождя помогут привести в порядок нервную систему. Звуки, которые издают дельфины, помогают при поражении головного мозга.

При нахождении в лесу, в саду или на улице, необходимо обращать внимание детей на красоту клумб, цветников, газонов, деревьев и листьев, на красоту бабочек, оперение и пение птиц. 

Желательно с детства приучать ребенка к любованию окружающего нас мира. Звуками природы могут быть гром, рокот моря, шелест листьев, журчание ручья, шум дождя или водопада.

Кроме того, разные животные могут создавать приятные и отталкивающие звуки, к примеру: лай собак или рычание тигра. Необходимо научиться слушать пение птиц, и замечать их многоголосие и неповторимую красоту голоса, ведь это одно из выражений музыки природы.

Результат воздействия звука, музыки заключается в установлении гармонии в энергетических полях организма, и звуковая стимуляция – один из путей к здоровью. 

Воздействие пения на организм. «Пение – как лечение»

 Умело подобранная музыка оказывает положительное влияние на целенаправленную деятельность, способствуя ритмической настройке организма, при которой физиологические процессы протекают более эффективно. Прослушивание музыки может успокоить и поднять настроение. Мелодичная, негромкая, умеренно медленная, минорная музыка оказывает успокаивающее действие. Положительные эмоциональные переживания при звучании приятных мелодий усиливает внимание, активизирует эмоциональную центральную нервную систему и стимулирует интеллектуальную деятельность.

Со времен самых древних цивилизаций людям известна целительная сила звуков произносимых собственным голосом. Современная медицина давно уже обратила внимание на то, что пение, оказывает благотворное влияние на здоровье человека. Пение – тот самый необходимый инструмент, позволяющий найти радость жизни  и  улучшить здоровье. Голос, оздоравливаясь, в процессе вокальной тренировки, оздоравливает весь организм.

Пение помогает избавляться от стрессов и повышает жизненный тонус. С помощью пения можно вызвать и выразить те или иные чувства. При помощи пения можно привести в порядок легкие улучшить кровообращение и цвет лица, исправить осанку, улучшить дикцию и постановку разговорной речи, даже исправить такой дефект, как заикание.

Особенно важно пение для детей. Невозможно переоценить влияние пения на здоровье ребенка. Дети, занимающиеся пением, отличаются от своих сверстников положительной эмоциональностью, самодостаточностью.

Пение и наши внутренние органы.

Вокал – это уникальное средство самомассажа внутренних органов, который способствует их функционированию и оздоровлению. Звуковые волны, попадая в резонансные частоты, соответствующие тому или иному органу, вызывают его максимальную вибрацию, оказывая на этот орган непосредственное воздействие.

Такую звукотерапевтическую практику давно знали, и до сих пор используют в Индии и Китае.

Гласные.

“А” – помогает снять боли различного происхождения, лечит сердце и верхние доли легких, помогает при параличе и респираторных заболеваниях, оказывает мощное действие на весь организм, способствуя насыщением тканей кислородом.

“И” – помогает в лечении глаз, ушей, тонкого кишечника. “Прочищает” нос, стимулирует работу сердца.

“О” – лечит кашель, бронхит, трахеит, воспаление легких, снимает спазмы и боли, облегчает течение туберкулеза легких.

“У” – улучшает дыхание, стимулирует работу почек, лечит горло и голосовые связки, а также все органы, расположенные в области живота.

“Ы” – помогает при лечении ушей, улучшает дыхание.

“Э” – улучшает работу головного мозга.

Согласные.

Научно доказана целебная сила некоторых согласных звуков.

“В”, “Н”, “М” – улучшают работу головного мозга.

“К”, “Щ” – помогают при лечении ушей.

“Х” – освобождает организм от отработанных веществ и негативной энергии, улучшает дыхание.

“С” – помогает при лечении кишечника, полезен для сердца, сосудов, желез внутренней секреции.

Звукосочетания.

“ОМ” – помогает в снижении артериального давления. Он приводит в баланс тело, успокаивает ум, устраняя причину повышенного давления. Этот звук распахивает сердце, и оно становится способным принимать мир, любя, не сжимаясь от страха или негодования.

“УХ”, “ОХ”, “АХ” – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергетики.

Данные звуки надо обязательно пропевать. Обязательно следует обращать внимание с какой интенсивностью пропеваются звуки. Если протекает сердечно – сосудистое заболевание, то не следует делать упражнение слишком интенсивно; если необходима терапия органов брюшной полости – наоборот, чем интенсивнее, тем лучше.

Вокальные занятия являются профилактикой в первую очередь простудных заболеваний. Вокал нужен, чтобы “прокачивать” все наши трахеи и бронхи. Вокальная работа – отличная тренировка и вентиляция легких. Это очень важно для растущего организма ребенка. У людей, которые систематически занимаются пением, увеличивается жизненная емкость легких и добавляет организму запас прочности.

Во время пения человек вдыхает воздух быстро, а выдыхает медленно. В результате в крови снижается содержание кислорода, и соответственно увеличивается доза углекислого газа. Углекислый газ в данном случае является раздражителем, активизирующим внутренние защитные силы организма, которые во время заболевания начинают работать в усиленном режиме. Таким образом, пения является отличной профилактикой простудных заболеваний.

Пение и легкая форма заикания.

Занятия вокалом совершенствуют речевую функцию организма. Чем раньше заикающийся ребенок начнет заниматься пением, тем больше у него есть шансов избавиться от этого недостатка. Одно из препятствий, которое стоит перед заикающимся, это произношение первого звука в слове. В пении одно слово перетекает в другое и как бы льется вместе с музыкой. Ребенок слушает, как поют другие, и старается попадать в такт. При этом происходит сглаживание акцента. Уже доказано, что легкая степень заикания может устраниться полностью, если человек занимается пение регулярно. Во всем мире с помощью хорового пения детей успешно лечат от легкой формы заикания. Главное – это регулярные занятия.

Пение и депрессия.

Положительное действие пения на человека, использовалось нашими предками для излечения с самыми разнообразными заболеваниями. Известно давно, что пение – как сольное, так и хоровое – испокон веков использовалось для лечения душевных недугов.

Петь в любом случае полезно, даже если человек считает, что у него нет ни голоса, ни слуха. Научившись выражать свои эмоции голосом, человек получает эффективное средство для снятия стрессов, внутреннего напряжения. Занятия пением способствуют психическому развитию и укреплению нервной системы.   

И все же, чтоб обезопасить себя и своего ребенка от проблем с голосом и посещений фониатора, старайтесь, чтоб ваши дети:

в обычных ситуациях разговаривали бы спокойно, не "на повышенных тонах";         

     2) самым маленьким не давайте возможности беспокоить вас долго своим криком;

     3) чаще проветривайте комнату, где находится ребенок, т.к. несвежий, запыленный воздух также вреден для голоса, кстати, как и для всей дыхательной системы;

     4) конечно же, разгоряченный человек, после физических упражнений не должен пить холодную воду и выходить в легкой одежде на мороз;

     5) во время заболеваний верхних дыхательных путей и гриппа старайтесь не нагружать голосовые связки, не кричать и длительно не напрягать голос.

     Анализ закономерностей развития голоса, а также многообразие причин его нарушения приводят к тому, что профилактика "здорового голоса" необходима. Она должна начинаться с раннего детства, причем особое значение профилактика должна приобретать в переломные моменты развития голоса.

Таким образом, пение не только форма обучения музыке, способ организации досуга и различных мероприятий, но это еще и мощный оздоровительный фактор, обеспечивающий эффективность воздействия на организм поющих, равную спортивным тренировкам "умеренной мощности".  «Хочешь быть здоровым – ПОЙ!»

Литература.

1. Т.А. Карпова, магистр народной медицины, профессор, академик МАЭН,
ректор Международной академии социальной экологии;

2.“Энциклопедия традиционной народной медицины” Москва, ООО 3.“Издательство АСТ”: “Сопричастность” 2002 г.

4.© Здоровье-МЭИ 2000г. 

5. http://tallisman.ru/звукотерапия-исцеление-звуком/лечение-звуками-природы/
6.
http://kirilenko-nya.ru/zvukoterapija.html