"Дыхательная гимнастика - технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста"
консультация по теме

Доронина Светлана Владимировна

Сегодня сохранение и укрепление здоровья одна из главных стратегических задач развития страны. поэтому важным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них здорового образа жизни, а так же устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhat.gimnastika.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика, как технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста

         Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны.

Поэтому важным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

В дошкольном учреждении используются следующие виды здоровьесберегающих технологий:

1. Медико-профuлактические;

2. Физкультурно-оздоровительные;

3. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

4. Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

5. Технологии валеологического просвещения родителей.

Все здоровьесберегающее педагогические технологии условно можно разделить на три категории:

- Технологии сохранения и стимулирования здоровья;

Динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

- Технологии обучению здоровому образу жизни: физкультурные занятия, точечный массаж, коммуникативные игры, проблемно-игровые (игротреннинги, игротерапия) и др.

- Коррекционные технологии: технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Применение в работе ДОУ,  здоровьесберегающих педагогических технологий,  повышает результативность учебно-воспитательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.  

Дыхательная гимнастика является технологией сохранения и стимулирования здоровья.

Для чего нужна дыхательная гимнастика?

1. Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям.

2. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.

3. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздрю влияют на функции мозга.

4. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека: стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать и ощущать одышку из-за слабого развития дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, и их дыхание быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки.

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.

Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение

Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.

Дыхательная гимнастика способствует повышению общего жизненного тонуса ребёнка, сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.

Развивает дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшает лимфу и кровообращения в лёгких, улучшает деятельность сердечно – сосудистой системы.

Известно немало методик дыхательной гимнастики (по К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой, по системе йоги и др.), но механически следовать какой-либо из них не целесообразно.

• нижнее или «брюшное», «диафрагмальное» (в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений; в основном вентилируется нижняя часть легких и немного - средняя) ;

• среднее или «реберное» (в дыхательных движениях участвуют межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх; диафрагма также слегка поднимается) ;

• верхнее или «ключичное» (дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плеч при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном вентилируются верхушки легких и немного - средняя часть);

• смешанное или «полное дыхание йогов» (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части легких).

Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие основные правила:

- воздух набирать через нос;

- плечи не поднимать;

- выдох должен быть длительным и плавным;

- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками);

- дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект;

- необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действие.

С целью систематического использования дыхательных упражнений они должны включаться в комплексы утреней гимнастики, оздоровительной гимнастики после сна, на НОД по физическому развитию и физкультурных минутках во время проведения непосредственно образовательной деятельности.

Примеры упражнений для гимнастики правильного дыхания.

1. «ТРУБАЧ»

• Сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленно выдыхая, громко произносить

«ду-у-у-у».

Повторить 4—5 раз.

2. «ЧАСИКИ»

• И. п. - Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить

• 1-взмах руками вперёд-тик (вдох)

• 2-взмах руками назад-так (медленный выдох)

• Повторить 5-6 раз.

3. «ПЕТУХ»

• Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны сделать «вдох», а затем медленно

• опуская руки, выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку».

• Повторить 5—6 раз.

4. «КАША КИПИТ»

• Сидя, одна рука лежит на животе, другая—на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая живот — выдох.

• Выдыхая, громко произносить

• «ф-ф-ф-ф-ф».

• Повторить 3—4 раза.

5. «ПАРОВОЗИК»

• Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая

«чух-чух-чух».

• Повторять в течение 20—30 секунд.

6. «НАСОС»

• Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону—выдох, руки

• скользят вдоль туловища, при этом громко произносить

«с-с-с-с-с», «с-с-с-с».

• Повторить 6—8 наклонов в каждую сторону.

7. «РЕГУЛИРОВЩИК» Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая

• отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха

• произносить «р-р-р-р-р».

• Повторить 5—6 раз.

8. «ВЫРАСТИ БОЛЬШОЙ»

• Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки—вдох,

• опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х».

• Повторить 4—5 раз.

9. «МАЯТНИК»

• Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, руки открыты встороны. Наклонять туловище в право и влево.

• При наклоне—выдох, произносить

«т-у-у-у-х-х».

• Повторить 3—4 наклона в каждую сторону.

10. «ГУСИ ЛЕТЯТ»

• Медленная ходьба в течение 1—2 минут. Поднимать руки в стороны — вдох, руки вниз—выдох,

• произносить «г-у-у у-у».

Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребёнка. Надо всегда помнить заповедь

Гиппократа «Не навреди!»

Педагог должен обеспечить эмоциональное тепло и поддержку каждому ребёнку.

Надо помнить, что положительные результаты возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ, в понимании важности, значимости дыхательной гимнастики в работе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Пальчиковая гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста.

Пальчиковая гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста....

"Дыхательная гимнастика" – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста»

Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возрастаВ работе c детьми дошкольного возраста мы используем дыхательные гимнастики...

Консультация родителям «Пальчиковая гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста»

laquo;Пальчиковая гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулированияздоровья детей дошкольного возраста»Здоровьесберегающая технология – это система мер, включа...

«Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста. Картотека дыхательной гимнастики»

Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста            В работе...

Консультация для родителей на тему: «Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста»

      В работе c детьми дошкольного возраста мы используем дыхательные гимнастики, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья. Дыхательная гимнастика – это систе...