ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ В ДОУ.
статья на тему

Бугаева Ольга Николаевна

Пути реализации здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ЗОЖ: пути реализации.49.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии : пути реализации в ДОУ».

 Статья о здоровьесберегающих технологиях предназначена для воспитателей, а также других сотрудников детских садов, использующих их в воспитательном процессе. В данной статье описаны виды здоровьесберегающих технологий, их актуальность, а так же, как их можно внедрять в образовательный и воспитательный процесс в ДОУ.

 Цель статьи: раскрыть смысл необходимости внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ и описать механизмы осуществления этой деятельности. Здоровье человека всегда будет актуальной темой. Его невозможно удержать лекарствами. Есть более действенное средство - движение. Физические упражнения непременно должны войти в образ жизни каждого человека, который думает о том, что нужно сохранять на всю жизнь работоспособность, здоровье и полноценную жизнь.

 Дошкольный возраст - это решающий этап в формировании основ психического и физического здоровья детей. Именно в эти годы интенсивно формируются органы и развиваются функциональные системы организма. В последние годы замечена устойчивая тенденция снижения уровня здоровья дошкольников, все больше детей показывают нарушение речевого и психического развития. Это все делает необходимым поиск механизмов, которые бы помогли изменить ситуацию.

Главная задача воспитателей детского сада - подготовить дошкольника к будущей самостоятельной жизни, предоставив ему необходимые условия для получения и закрепления устойчивых навыков, умений, знаний, воспитав в нем необходимые привычки. Но, может ли каждый педагог или просто взрослый человек относиться равнодушно к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, к его заметному ухудшению? Одним из ответов и выступает востребованность среди педагогов здоровьесберегающих технологий.

 Здоровьесберегающие технологии – это  организованная совокупность приемов, программ, методов организации процесса образования, которая не причиняет ущерба здоровью детей; качественная характеристика педтехнологий по критерию их действия на здоровье участников педпроцесса; технологическая база здоровьесберегающей педагогики.

 Цель здоровьесберегающих технологий - предоставить каждому дошкольнику высокий уровень здоровья, дав ему необходимый багаж умений, знаний, навыков, которые нужны для здорового образа жизни, заложив в нем культуру здоровья. Эта цель достигается путем решения многих задач педагогом в ходе своей деятельности. Воспитатели учат детей культуре здоровья, как следует ухаживать за своим телом, т.е. разумному отношению к личному здоровью, безопасному поведению.

 Задачи здоровьесберегающих технологий:

 1. Объединить усилия родителей и педагогического коллектива для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, профилактики нарушений осанки и плоскостопия;

2. Обучить воспитанников безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в городе и в природных условиях;

3. Осуществить преемственность между ДОУ и школой посредством физкультурно-оздоровительной работы.

 Здоровьесберегающие технологии в целом делятся на 4 группы:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников. Динамические паузы (физкультминутки, включающие пальчиковую, дыхательную, гимнастику для глаз и артикуляционную гимнастику); Спортивные и подвижные игры; Тренажеры, контрастная дорожка.
  2.   Технологии обучения ЗОЖ. Физкультурные занятия; Гимнастика после сна; Точечный массаж; Бассейн; Спортивные праздники, развлечения; СМИ (ситуативные малые игры - подражательная ролевая имитационная игра); День здоровья.
  3.   Технологии музыкального воздействия. Музыкотерапия; Сказкотерапия

              Технология коррекции поведения.

Педагог, ощущающий себя сторожилой здоровья детей, который воспитывает культуру здоровья детей и их родителей, сам должен быть здоровым, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, уметь оценивать объективно свои недостатки и достоинства, связанные с профессией. Он должен составить план по самокоррекции и начать его осуществлять. Чтобы реализовать обогащенное физическое развитие и оздоровление детей в ДОУ применяются нетрадиционные приемы. В каждой группе должен быть оборудован "Уголок здоровья". В нем должны находиться традиционные пособия (массажёры, массажные коврики, спортивный инвентарь), а также нестандартное оборудование, изготовленное своими руками: "Сухой аквариум". Он способствует снятию напряжения и усталости, расслабляет мышцы плечевого пояса. Пробковый коврик. Ходьба по такому коврику делает массаж стоп ног. Вертушки, султанчики. Необходимы для развития речевого дыхания, чтобы тренировать работу легких, увеличивать их объем. Массажеры, в том числе самодельные.

Известно, что на ладонях рук есть много точек, массажируя которые можно воздействовать на разные точки организма. Коврики и веревки с узелками. Нужны для массажа ступней ног, который способствует развитию координации движений. Оздоровительную гимнастику нужно проводить ежедневно после сна, босиком под музыку. В оздоровительные режимы группы должны входить спектры медико- восстановительных методик: гимнастика для глаз (снимает статическое напряжение глазных мышц, улучшает кровообращение); мимические разминки; пальчиковая гимнастика (влияет на развитие мелкой моторики, стимулирует развитие речи, внимания, пространственного мышления, помогает развить быстроту реакции); дыхательная гимнастика (укрепляет и развивает грудную клетку); точечный массаж; упражнения и игры для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия. Здоровьесберегающая деятельность формирует в результате у ребенка мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие. Реализация поставленных целей на практике Динамические паузы. Организует и проводит воспитатель во время занятий, 2-5 минут. Сюда входят элементы дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз. Правильное дыхание помогает избежать гайморита, астмы, неврозов, избавляет от насморка, головной боли, простуды, расстройства ЖКТ, сна, помогает быстро восстановить работоспособность после физического и умственного утомления. Чтобы дыхание было полноценным, должны быть соблюдены следующие правила: Дышать нужно только через нос, ритмично и равномерно; Стараться наполнять легкие воздухом по максимуму на вдохе, а на выдохе максимально выдыхать; Занятия должны быть прекращены при возникновении малейшего дискомфорта; Дыхательная гимнастика должна проходить в хорошо проветренном помещении, в доброжелательной обстановке; Комплекс упражнений воспитанники должны осваивать постепенно. Через каждую неделю прибавляется по одному упражнению. Систематическое проведение физкультминуток способствует улучшению психоэмоционального состояния, меняет отношение к себе и своему здоровью в лучшую сторону. Физкультминутки может проводить кто-то из детей. Подвижные и спортивные игры. Проводить их должны воспитатели или руководитель физического воспитания. Используются в качестве физкультурного занятия в спортзале, в игровой комнате или на прогулке. Релаксация. Проводит руководитель физвоспитания, психолог или воспитатели в любом подходящем помещении. Подходит для всех возрастных групп. Рекомендуется использование во время проведения релаксации спокойной классической музыки (Рахманинов, Чайковский, звуки природы). Пальчиковая гимнастика. Рекомендована с младшего возраста с подгруппой, либо индивидуально. Проводит гимнастику логопед или воспитатель. Полезна абсолютно всем детям, но особенно необходима тем, у кого наблюдаются проблемы в развитии речи. Такую гимнастику можно проводить в любое время, в том числе во время занятий. Гимнастика для глаз. Должна проводиться ежедневно, по 3-5 минут, в любое свободное время, на занятиях. Снимает зрительную нагрузку. Дыхательная гимнастика. Внедряется в различных формах физкультурно- оздоровительной работы, на физкультминутках, во время занятий, а также после сна - во время общей гимнастики. Бодрящая гимнастика. Организуется и проводится ежедневно после дневного сна, 5-10 минут. Свободная форма проведения: обширное умывание, упражнения на кроватках; ходьба по рельефным дощечкам. Проводит воспитатель. Гимнастика ортопедическая и корригирующая. Проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы. Проводит физкультурный работник или воспитатель. Физкультурные занятия. Должны проходить в хорошо проветренном помещении, 2-3 раза в неделю, в спортзале. Младший возраст - 15-20 минут, средний - 20-25 минут, старший возраст - 25-30 минут. Проводить должны руководитель физкультуры или воспитатели. Проблемно-игровые ситуации. Организуются в свободное время, можно во второй половине дня. Строго время не фиксируется, проводятся занятия в зависимости от поставленных педагогом задач. Занятие можно организовать даже незаметно для детей, педагог включается в игровую деятельность. Целенаправленное формирование элементарных основ психической саморегуляции детей 5-летнего возраста может быть достигнуто через сюжетно-ролевые игры, подвижные игры и физкультминутки. Коммуникативные игры "Познаю себя" Е.В. Харлмаповой и М.В. Карепановой. Один раз в неделю по 30 минут, начиная со старшего возраста. Сюда входят этюды, беседы и игры разного уровня подвижности, занятия рисованием, которые способствуют быстрой адаптации детей в коллективе. Проводит психолог. Занятия из серии "Здоровье" для детей и родителей в качестве познавательного развития. Один раз в неделю по 30 минут. Проводят во второй половине дня, начиная со старшего возраста. Организуют и проводят воспитатели. Самомассаж. Проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы, либо во время физкультминуток с целью профилактики простудных заболеваний. Психогимнастика. Проводит психолог. Один раз в неделю, начиная со старшего возраста по 25-30 минут. Технология воздействия сказкой. Сказка - это зеркало, которое отражает настоящий мир через призму личного восприятия. В ней может быть все, чего не может быть в жизни. На занятиях по сказкотерапии с ребятами можно создавать словесные образы. Вспоминая старые образы и придумывая новые, дети расширяют свой образный репертуар, внутренний мир ребенка становится богаче. Это настоящий шанс понять и принять себя и мир, измениться в нужном направлении и повысить самооценку. Так как чувства существуют положительные и отрицательные, то и образы у детей возникают и радостные, и пугающие. Одна из важнейших целей занятий - отрицательные образы преобразовать в положительные. Чтобы мир ребенка стал красивым и радостным. Спокойное состояние нервной системы дает ребенку здоровье. Сказку может рассказывать взрослый или это может быть групповое рассказывание, когда рассказчик не один человек, а группа детей. Технологии музыкального воздействия. Реализуются в разных формах физкультурно-оздоровительной работы. Применяются с целью снятия напряжения, повышения эмоционального настроения и т.д. Занятия могут проводить воспитатель и музыкальный руководитель. Дополнительно используются методы закаливания: Умывание водой после дневного сна; Полоскание рта и полоскание горла отварами трав (ромашка, шалфей, календула), которые обладают антисептическим действием на слизистую оболочку дыхательных путей, либо раствором морской соли. Проводиться должно ежедневно после обеда, в течение 2 недель  поочередно; Хождение босиком вместе с воздушными ваннами может проводиться на физкультурных занятия и после дневного сна. В здоровый образ жизни входит адекватная физическая активность, личная гигиена, рациональное питание, здоровый психологический климат в семье, школе, детском саду, внимательное отношение к личному здоровью, отсутствие вредных привычек. Здоровье сберегающие технологии, которые применяются в работе с родителями :

Консультации с родителями, беседы, рекомендации по поводу профилактики болезней, пользе дополнительных прогулок и занятий в спортивных секциях, по поводу соблюдения личной гигиены; Также ответить на все эти вопросы можно на родительских собраниях;

 Оформления папок-передвижек; Личный пример педагога; Нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы;

 Анкетирование;

Совместные акции: дни здоровья, спортивные праздники;

 Буклеты, памятки из серии "Пальчиковая гимнастика", "Как правильно закаливать ребенка?";

 Дни открытых дверей;

Обучение родителей методам  оздоравливания детей (практикумы, тренинги); Выпуск газеты ДОУ и т.д.

 Создание условий здоровьесберегающего воспитания дошкольников подразумевает: Организацию деятельности детей в игровой форме;

Организацию культуротворчества дошкольников;

 Построение педагогического процесса в образе модели культуры;

Снабжение деятельности детей игрушками, оборудованием, играми, пособиями. Эта вся работа должна проводиться комплексно, на протяжении всего дня. В этой работе должны участвовать и педагогические, и медицинские работники: педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.

Родители - главные воспитатели ребенка. От того, как организован режим дня ребенка, сколько внимания родители уделяют здоровью ребенка, зависит его настроение, психологический комфорт. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в детском саду, может или поддерживать ежедневно дома, и закрепляться, либо не находить поддержку, тогда информация, полученная ребенком, будет для него тягостной и лишней.

 Итак, забота о здоровье - одна из самых важных задач каждого человека. Здоровье среди всех благ на Земле - самый ценный дар, который невозможно ничем заменить, но люди о нем не заботятся так, как это необходимо. Важно понимать, что забота о детском здоровье сегодня - это полноценный трудовой потенциал всей нашей страны в ближайшем будущем. Педагоги, врачи, родители, все хотят, чтобы наши дети учились хорошо, становились с каждым годом сильнее, вырастали и выходили в большую жизнь людьми не просто знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье - бесценный дар!

 Список литературы:

1. Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание. -2004.-N1.-С.114-117.

 2. Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. -2005.-N4.-С.61-65.

3. Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. -N2.- С.171-187.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование закаливающих процедур и здоровьесберегающих технологий в реализации системного подхода в укреплении психо-физического здоровья детей"»

План мероприятий творческой группы  над второй годовой задачей  детского сада «Использование закаливающих процедур и здоровьесберегающих технологий в реализации системного подхода...

«Разноцветные карандаши» Непрерывная образовательная деятельность с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий по реализации образовательной области "Художественно-эстетические развитие"

Закреплять умение различать цвета и правильно называть их.Развивать общую и мелкую моторику.Учить наклеивать изображение на заданную часть листа.Развивать навык рисования прямых линий, учить рисовать ...