Главные вкладки

    Правильная осанка и профилактика нарушений осанки
    консультация по теме

    Бойко Светлана Владимировна

    Уважаемые родители! Кого по-настоящему волнует здоровье наших детей? Правильно – только нас. Только мы сами можем создать оптимальные условия для физического развития ребёнка, воспитать правильные двигательные навыки, сформировать у него сознательное отношение к своему телу.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pravilnaya_osanka.docx19.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Правильная осанка и профилактика нарушений осанки

    Уважаемые родители! Кого по-настоящему волнует здоровье наших детей? Правильно – только нас. Только мы сами можем создать оптимальные условия для физического развития ребёнка, воспитать правильные двигательные навыки, сформировать у него сознательное отношение к своему телу.

    К сожалению, на сегодняшний день около 70% детей дошкольного возраста имеют различные виды нарушений осанки. Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями, или дефектами осанки. Нарушения осанки не являются заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается.

    Наиболее часто встречающиеся нарушения осанки у дошкольников: искривления позвоночника в виде боковых его отклонений (сколиозы); чрезмерные отклонения позвоночника в грудном отделе (кифозы) и в поясничном отделе (лордозы); плоскостопие и врожденная косолапость; асимметричное положение плеч и др.

    Причин неправильной осанки и ее дефектов много: гиподинамия и, как следствие, недостаточное развитие мышц спины, живота, бедер, шеи, груди, удерживающих позвоночник в нужном положении; ходьба с опущенной головой, сидение с опущенными плечами и согнутой спиной. Развитию дефектов осанки способствуют несоответствующая росту ребенка мебель, неудобная одежда, неправильные позы и привычки детей (например, опора при стоянии на одну ногу, чтение и рисование лежа в постели на боку); однообразные движения (отталкивание одной и той же ногой при езде на самокате, при прыжках во время игр; ношение какого-либо груза в одной и той же руке). Значительную роль в возникновении нарушений осанки играет неудовлетворительный общий режим жизни ребенка (пассивный отдых, отсутствие прогулок на открытом воздухе, недостаточный сон, нерациональный режим питания). Развитию нарушений осанки способствуют также частые инфекционные и острые респираторные заболевания, ослабляющие организм и ухудшающие физическое развитие. Так же деформация скелета, самым неблагоприятным образом сказывается на развитии внутренних органов и приводит к различным расстройствам их деятельности. Правильная осанка – залог здоровья и успеха в жизни!

    Формирование осанки – процесс длительный, начинается на первом году жизни и завершается к 20-25 годам. Хорошую осанку, как и любую другую привычку, можно и нужно воспитывать. Вы, взрослые должны помочь ребёнку выработать привычку правильно держать своё тело. Причём начинать надо с первых месяцев жизни, когда происходит формирование позвоночника, его физиологических изгибов. Массаж и гимнастика для детей 1-го года жизни служат хорошей основой правильного развития опорно-двигательного аппарата. Вам,  родителям важно знать, что чем младенец свободнее и разнообразнее в своих движениях, тем успешнее он развивается. Вредно туго пеленать, ребёнка, оставляя его без движения. Вредно постоянно носить малыша на одной и той же руке (или на одном боку), т.к. развивается стойкая асимметрия мышечного тонуса. Не стоит торопиться раньше времени сажать или ставить на ножки ребёнка; он сам это сделает, когда его мышцы будут готовы к такой нагрузке. Крайне, неблагоприятно на формирование  осанки, сказываются не до конца излеченная мышечная кривошея, дисплазия тазобедренных суставов и, конечно рахит.

    Огромное значение в профилактике дефектов осанки имеет своевременное, полноценное ползание. Ползание – это отличная тренировка мышц всего тела, причём без статичной нагрузки на позвоночник.

    До 3-х лет важно сформировать у ребёнка правильный навык ходьбы и стояния.

    1. Массаж и гимнастика для детей от рождения до 3-х лет.
    2. Во время прогулок нельзя вести малыша за одну и ту же руку, т.к. это ставит плечевой пояс в косое положение и искривляет позвоночник.
    3. Гуляя с ребёнком, проводите больше времени на специально оборудованных площадках
    4. Удовлетворяйте естественную потребность ребёнка в движении. Пусть он больше лазает, бегает, прыгает, преодолевает препятствия. Таким образом у него формируются и совершенствуются различные двигательные навыки (ловкость, сила, быстрота, координация).
    5. Играйте с детьми сами или организуйте подвижные игры среди малышей. Как это ни странно, но не все дети умеют играть.

    Итак, правильно организованный двигательный режим, активная и разнообразная двигательная деятельность вашего ребёнка – основа профилактики нарушений осанки, сколиозов и других дефектов опорно-двигательного аппарата.

    И вот ещё один важный момент, о котором мы забываем (или не знаем): ребёнок с трудом выдерживает не подвижные позы. Чем младше ребёнок, тем сложнее ему стоять или сидеть спокойно.

    Дети дошкольного возраста растут и развиваются быстро, поэтому со стороны родителей нужен постоянный контроль за тем, как ребёнок стоит, ходит, сидит, в какой позе предпочитает спать. Неправильные позы – основная причина нарушений осанки.

    Стоять следует прямо. Но свободно; тяжесть тела равномерно распределять на обе ноги. При привычной манере отставлять ногу в сторону, формируется косое положение таза. Чрезмерный наклон головы вперёд или запрокидывание её назад приводит к изменениям изгибов позвоночника, нарушению устойчивости тела.

    При ходьбе учите ребёнка ставить стопы параллельно и удерживать вертикальную ось тела.

    Поза сидя имеет большое значение. Если вы сейчас воспитаете устойчивый навык сидеть правильно, то в школе ваш ребёнок избежит значительных проблем со здоровьем. Важно, чтобы ребёнок сидел прямо, не сгибая туловище, голова слегка наклонена вперёд.  Ноги упираются в пол всей стопой и согнуты в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах под прямым углом. Спина опирается на спинку стула, или кресла, а бёдра лежат на двух третях сиденья. Нельзя допускать, чтобы ребёнок сидел, положив одну ногу на другую, или убирал ноги под сиденье, т.к. под коленями проходят крупные кровеносные сосуды и в таких позах они пережимаются. Особенно следите за плечами – они должны быть на одном уровне. Нельзя позволять опираться на одну руку, поворачивая плечо при письме или рисовании. Это самая большая ошибка, которая формирует стойкую привычку и, как следствие нарушение осанки. Объясните ребёнку, как правильно надо сидеть при письме или чтении – этот навык надо постепенно довести до автоматизма.

    Поза во время сна не менее важна, чем положение тела днём. Во время сна ребенок может часто менять положение своего тела (ведь дети спят днем 1,5-2 часа, а ночью 10-11 часов). Нельзя допускать, чтобы малыш спал, свернувшись «калачиком», с подтянутыми к груди ногами. В этом положении смещаются лопатки, сдавливаются верхние ребра в грудной полости, искривляется позвоночник. Вся тяжесть тела падает на две точки – плечевой и тазобедренный суставы, а позвоночник провисает между ними. Связочно-мышечный аппарат перерастягивается.

    Лучше всего, если ребенок спит на спине, Очень важный элемент постели – подушка. Она должна быть – во-первых, и быть небольшой и упругой – во- вторых , матрац ровный, плотный.

    Итак, дорогие родители, покоя нет ни днём, ни ночью: постоянный контроль! Но не надо пугать ребёнка строгими окриками: «Встань ровно!», «Выпрями спину!». Ещё хуже, если родители угрожают привязать доску к спине. Такие угрозы и замечания только напугают ребёнка, увеличат нервно-мышечное напряжение, что проявится в ещё более скованных и неестественных позах. Надо постепенно и бережно прививать любовь к правильным позам, терпеливо убеждая ребёнка, что они удобнее и менее утомительны, - тогда навык будет устойчивым и останется на всю жизнь.

    Основным средством формирования правильной осанки, а также профилактикой ее нарушений являются специальные физические упражнения. Они способствуют развитию гибкости, подвижности суставов, укреплению определенных мышц шеи, рук, ног, спины, живота; улучшают кровообращение и способствуют развитию координации и формированию правильной осанки.

     Предлагаем вам и вашему малышу несколько несложных упражнений, которые вы сможете выполнять вместе:

    1.«Качалочка»

    На лесной полянке играли медвежата, смешно покачиваясь на спине. Давай и мы попробуем также покачаться! Лежа на спине, ноги вместе. Сгибая ноги, прижмите колени к груди и обхватите колени руками. Покачайтесь на спине вправо-влево, вперед-назад.

     2. «Велосипед»

    Лежа на спине. Крутим педали велосипеда в горку (медленно), с горки (быстро) со звуковым сопровождением (ж-ж-ж).

    3.»Ах, ладошки, вы, ладошки»

    Встаньте прямо и заведя руки за спину, соедините ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположите кисти так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти нужно приподнять, спину выпрямить, плечи отвести назад. Удерживать позу и произносить: «Ах, ладошки, вы, ладошки! За спиною спрячем вас! Это нужно для осанки, это точно! Без прикрас!» медленно опустить руки вниз, встряхнуть кисти рук.

    4.»Кошечка»

    Встать на четвереньки. «Добрая кошечка»- прогибая спину, на выдохе произносить «мяу-мяу», «кошечка сердиться»- округлить спину, на выдохе произносить «ш-ш-ш».

    Для формирования правильной осанки полезны упражнения, выполняемые у вертикальной плоскости (касание спиной, затылком, ягодицами и пятками стены или гимнастической стенки), и упражнения с удержанием на голове предмета (мешочка с песком, деревянного кубика, резинового мяча, деревянного или резинового кольца). Такие упражнения хорошо выполнять у зеркала, чтобы ребенок мог фиксировать правильное положение тела

    И пожалуйста, помните, дорогие родители! Изменять плохие привычки всегда сложнее, чем воспитывать хорошие: чем раньше вы начнёте серьёзно заниматься со своим ребёнком, тем быстрее достигните устойчивого результата! 

    Начинайте беспокоиться о здоровье своих малышей ещё «с пелёнок» и обязательно найдите время для занятий с ними. Важным моментом в формировании правильной осанки ребёнка является личный пример. Выполняйте упражнения вместе с ребёнком, держите спину ровно и будьте здоровы!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Правильная осанка и профилактика нарушений осанки.

    Помощь молодым родителям. Как правильно формировать правильную осанку у детей....

    «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»

    «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»...

    Инновационный педагогический проект «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»

    Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности...

    «Осанка: правильное формирование и профилактика нарушений».

    В статье указаны причины появления плохой осанки, способы определения нарушения осанки у ребенка, конкретные советы  по профилактике нарушений осанки в домашних условиях , а также памятка дл...

    Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности

    Разработка инновационных оздоровительно – профилактических технологий для нашего ДОУ – первоочередная и своевременная задача. Актуальность выбранной работы определена особой социально &nda...

    Нарушения профилактик нарушения осанки.

        Осанка – это то, как мы сидим, или стоим....