Консультация для воспитателей "Развивающая педагогика оздоровления"
консультация на тему

Касаткина Ирина Владимировна

Одной из основных задач содержания деятельности ДОУ является о обеспечение сохранности физического и психологического здоровья детей. 

Человеческое дитя — здоровое...развитое...Это не только идеал и абстрактная ценность, но и практически достижимая норма жизни. Как добиться этого?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Развивающая педагогика оздоровления»

                   «Физическое воспитание есть огромный,

но таинственный космос, через постижение

которого можно приблизиться к истине и счастью»

                                                                                                                         Н.Н. Ефименко

         1. Человеческое дитя — здоровое...развитое...Это не только идеал и абстрактная ценность, но и практически достижимая норма жизни. Как добиться этого?

            Обращает на себя внимание следующее противоречие. Со одной стороны, роль движений в целостном психологическом развитии ребенка является очевидной и общепризнанной. С другой стороны, двигательная активность, различные формы ее целенаправленной организации занимают более чем периферию образовательного процесса. То же можно сказать и об оздоровительной работе.

          Все это ведет к утрате ускоренных в движении потенциальных источников развития ребенка, рост детской заболеваемости. Для получения устойчивого развивающего и оздоровительного эффекта мало лишь увеличить удельный вес движений в жизни ребенка, хоть на фоне прогрессирующей гиподинамии и это не лишено смысла. К успеху автоматически не приведет и расширение диапазона оздоровительных процедур. Все зависит от того, как двигаться и как оздоравливать.

        2. В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особое значение. По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. Нервные процессы детей отличаются быстротой истощаемостью, поэтому эмоциональное напряжение сопряжено с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций. Родители и педагоги нередко сталкиваются с такими проявлениями детей, как частая смена настроений, повышенная раздражительность, плаксивость, утомляемость. Дети грызут ногти, крутят волосы, плохо засыпают, много и бесцельно двигаются.

        Одной из основных задач содержания деятельности ДОУ является о обеспечение сохранности физического и психологического здоровья детей раннего возраста. Эта задача включает в себя разные направления работы:

1. Лечебно—профилактическая работа, которая включает физиолечение, массаж, фито— и витоминотерапию, здоровый сон, закаливание, качественный уход за детьми и формирование  у них привычек здорового образа жизни.

2. Обеспечение психологической безопасности ребенка. Оно предполагает многовариативный режим жизнедеятельности, использование как макро - , так и микро — циклов интеллектуальных и физических нагрузок.

3. Оздоровительная направленность образовательного процесса — это система мер, обеспечивающих гигиену нервной системы ребенка во время занятий
(длительность занятий, физминутка для предупреждения переутомления).

         3. До сих пор подход к решению проблем физического воспитания дошкольников был узко педагогический (научить, овладеть) и узко медицинский. В настоящее время в результате ряда исследований, проведенных в области различных научных дисциплин (психологии, педагогики, физиологии, медицины и др.) был найден другой подход, альтернативно-комплексный, междисциплинарный. В результате была создана новая, современная педагогика — развивающая педагогика оздоровления. Она предполагает выборку у ребенка отношения к собственной духовно-телесной организации как к зеркалу, точнее как к своеобразной голограмме Мира. Воздействуя на эту «голограмму» в игре, ребенок сможет реально гармонировать свои отношения с действительностью. Подробное воздействие благоприятно сказывается на психофизическом развитии ребенка, способствует поддержанию его психоматического благополучия, заметному снижению уровня заболеваемости.

             Развивающая двигательная игровая деятельность носит ярко выраженный творческий характер. Главная цель развивающей педагогики оздоровления состоит в формировании двигательной сферы и создании психолого-педагогических условий развития детей на основе их творческой активности. Именно на этой основе у детей может культироваться  осмысленное отношение к собственному телу.

             Сложившаяся в ДОУ практика физического воспитания по-своему учитывает возрастные особенности дошкольников, но традиционные методики избирают в качестве приоритетного направления работы «натаскивание» детей при выполнении утилитарных движений. В фундаменте  традиционных методик лежит определенная схема  формирования двигательных навыков — прямой показ взрослого образца движения, многократное воспроизведение образца детьми.

             В доступной форме ребенок с самого начала должен понять, что мир движений — не обыденная действительность, к которой необходимо приобщиться. Только человеку свойственно ставить перед собой вопрос, который задал себе русский поэт О. Мандельштам: «Дано мне тело. Что мне делать с ним - таким единым и таким моим?»

            Как ни парадоксально, проблема подлинного управления движениями является практически неразрешимой для традиционной педагогики. Согласно теории детского психолога А.А. Запорожца, движения, прежде чем превратится в управляемые, должны стать ощущаемыми. Это ощущение своих движений достигается за счет одушевления детских движений. Этому способствуют специальные игровые задания, выполняя которые, ребенок должен преодолевать стереотип действия (движения) с данными предметом. Например, мяч можно не только бросать, качать, но и раскручивать его на полу как юлу, раскачиваться на нем, пронести его на голове вместо шляпы и т. п.

          Нужно помочь ребенку войти в состояние одушевления. Например, ребенок не может прокатить мяч в воротца, педагог говорит: «Не получается? Ничего страшного. Ты пока отдохни, а руки пока пусть поработают вместо тебя. Похвали их, погладь. Они могут и тебя научить. Какие они у тебя ловкие, умелые».

          Логическим продолжением развития выразительности движений служит работа по эстетическому оформлению двигательного опыта. Основа такого оформления — сопряжение движения и музыки. Музыка должна не сколько « озвучивать» движения ребенка, сколько выступать для него особым объектом двигательного освоения. По другому это можно назвать восприятием музыки через движения. В целях организации восприятия музыки рекомендуется использовать произвольные танцы, не требующих основной хореографической подготовки, в которых ребята самостоятельно выполняют элементы танцевальных движений в соответствии с характером музыки и переживаемым эмоциональном состоянием, упражнения на «пропивание» движений.

ПРИНЦИПЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

  1. Принцип развитие творческого воображения.

        Так, имитируя позу кошечки, ребенок естественно преображается в движении. Не надо объяснять ему, как расслабить те или иные мышцы. Его образная память воспроизводит яркие кошачьи черты. Они преломляются сквозь призму детского воображения и вот уже малыш пластично выгибает спину, урчит, ползает на коленках. В этот момент включаются все био - активные точки, расположенные на коленях, локтях и пальцев рук. В позе кошечки ребенок чувствует себя комфортно и непринужденно — именно в такой позе он находился в утробе матери. Недаром, любой человек, испытывающий боль, напряжение, тяжесть, на какое — то время сжимается в комочек, что способствует оптимальному прохождению и распределению энергетических потоков внутри тела.

                 Другой пример. В процессе игровой психогимнастики, когда дети вызывают у себя различные ощущения типа холод — тепло, они при посредстве собственного воображения овладевают навыками произвольной терморегуляции организма. Например, воспитатель, указывая на недомогания ребенка, обращается к детям: « Ребята а где горчичники? Давайте поможем Саше». « Дети желающие помочь заболевшему товарищу, прикладывают свои ладошки к больным местам. И эти живые «горчичники» начинают прогревать намного эффективнее, чем настоящие, - проявляется эффект эмоциональной отдачи. Может показаться удивительным, что наблюдения свидетельствуют о том, что дети при этом не заражаются и не болеют. Энергия позитивного и сильного эмоционального порыва создает своеобразный иммунитет.

2. Основной принцип оздоровительной работы — это формирование осмысленной моторики.

             А.В. Запорожец в своих классических исследованиях показал, что движение может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным. Увы, традиционная практика физического воспитания вопреки этому исповедует принцип управляемости без ощущаемости и осмысленности.

          Вот конкретный пример попыток сформировать такую бессмысленную моторику. В массовой практике физкультурно—оздоровительной работы обычно игнорируются те смысловые ориентировки, которые определяют у ребенка постановку правильной осанки. Взрослые постоянно подчеркивает, что сидеть прямо, - значит сидеть красиво, но почему это так, для ребенка остается бессмысленным.

            У ребенка необходимо формировать ориентировку на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве. Это может быть сделано при помощи специальных игровых упражнений: « Стоп -кадр» (имитация фотографий - «Лошадка перед прыжком»), имитация и самостоятельное придумывание контрастных поз — перевертышей (« Собака на заборе», «Кошка в мышиной норе», « Пассажир в чемодане»).

             Творческий развивающий характер должен носить и собственно упражнение на формирование осанки (напряжение и расслабления мышц спины с изображением движений разных животных — медведя, слона, бабочки, зайца). Эффект развития осмысленной моторики может быть усилен, если ребенок вступает  своеобразный «диалог  с органами собственного тела» как самостоятельно действующими лицами.

          В подобные диалоги можно вступать и с руками, и с сердцем и с другими частями тела. Благодаря этому, ценность здоровья будет воспринята ими не как внешняя словесная декларация, исходящая от взрослого, а как изнутри осмысленная жизненная необходимость.

 

  1. Принцип создания и закрепления целостного психоматического позитивного состояния при различных видах деятельности.

        Так, можно использовать на не физкультурных занятиях игровые упражнения типа « Лепим умелую и уверенную руку». Ребенку предлагается побывать в роли скульптора, который выполняет « ваятельные» функции. Работая с каждым пальчиком (разминая, разглаживая), он придает ему особый характер. Он создает воображаемую семью. Здесь и «мама» и «папа» , и «братья», «сестричка» и «я» - крепкая семья. То же делает и с ладошкой, тыльной стороной.

       Данное упражнение способствует развитию осмысленной моторики мелких мышц руки, воображения, созданию положительного эмоционального настроя, чувства психологической защищенности (благодаря «семейному контексту») и вместе с тем активизации биологически активных точек кожи — БАТК,  расположенных на руке. Такое упражнение рекомендуется использовать на занятиях изо — деятельностью и конструированию. Ребенок не просто работает, а играет со своим телом. Он мнет, разглаживает, «лепит» тело, как бы заново создавая его по законам красоты. Определенные участки тела становятся своего рода психоматическими голограммами, массируя их, ребенка воздействует на весь организм в целом.

  1.  Принцип формирования у детей способности к содействию и сопереживанию.  Один из примеров этой формы работы — ситуация с «живыми горчичниками». Делая массаж друг другу, дети обмениваются тактильными посланиями. Каждое движение носит смысл адресованного обращения одного ребенка к другому. Через тактильный контакт, который так редок или весьма формализован в ДОУ («взялись за руки», учить передавать предмет друг другу), дошкольник выражает свое внутреннее состояние, отношение к товарищу и рассчитывает получить ответ на свое обращение.

         4. Другой пример нетрадиционной педагогики — технология психолого — педагогической системы « Очарование» Л.Д. Глазыриной. Реализовать это правило на практике для отдельных воспитателей не представляет особого труда, особенно для тех, которые обладают высокой степенью духовности, т. к. они руководствуются принципом уважительного отношения к личности ребенка. Следуя этому правилу, воспитателю необходимо соблюдать ряд требований:

        - умение очаровать ребенка собой, своей личностью, своим внешним видом;

        - очаровать ребенка им собой;

        - развить в детях способность очаровывать друг другом;

        - проявлять интерес к окружающим предметам, действиям с ними физическим упражнениям и движениям.

         Рекомендуемая технология предлагает воспитателю несколько иные формы физического развития, воспитания, оздоровления и образования.

При этом необходимо следующее:

        - нагрузка физическая, умственная должна соответствовать общему состоянию ребенка в данный момент;

        - наличие сюрпризного момента, который должен быть для детей неожиданный и приятным; он может быть связан с различными сторонами жизни детей, например, днем рождения одного из детей. Они посвящают имениннику упражнение, комплекс упражнений и т. п. Это и приход в группу нового ребенка, это и появление на занятии любимой игрушки и т. п.

       - использование на занятии (с целью решения физического воспитания) различных предметов ( веревочки, листочки, ведерки и т. п.).

       - моменты экспромта на занятии должны служить задачам воспитания. Это одно из самых сложных требований. Как правило, они возникают на занятиях постоянно. Они вызваны различными непредвиденными ситуациями, эмоциональным состоянием детей, их желанием выразить себя в движении. Методикой разрешения экспорта владеет далеко не каждый  воспитатель. Это требует от воспитателя определенного напряжения сил, ума. Умение использовать экспромт дает возможность педагогу развить свои творческие способности до высочайшего уровня педагогического мастерства, которое называется педагогическим почерком.

        Данная система требует естественности во всем: в поведении, ситуации. Естественность для каждого ребенка — это ощущение комфорта. Педагог должен владеть не только определенной суммой знаний, умений, но и уметь создать комфортные условия для обучения, спокойно отреагировать на любую даже негативную ситуацию.

         Большое внимание в предлагаемых занятиях отводится интеллектуальному развитию ребенка. Физические упражнения — средство, используемое в системе «Очарование», не только с целью оздоровления детей, но и для их интеллектуального развития. (из кн. Л.Д.Глазириной «Физическая культура — дошкольникам»)

Материал взят из книги

В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров «Развивающая педагогика оздоровления»,

Москва, 2000 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "Педагогика оздоровления в системе коррекции у детей общего недоразвития речи"

   В данной статье рассматриваются вопросы здоровьесберегающего физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Определены цели и задачи работы,...

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развивающей педагогики оздоровления дошкольного образовательного учреждения».

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развивающей педагогики оздоровления дошкольного образовательного учреждения»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "Возможности использования фитбол-мяча в развивающей педагогике оздоровления".

Консультация для воспитателей"Возможности использования фитбол-мяча в развивающей педагогике оздоровления"....

Консультация для воспитателей. "Организация прогулки с использованим развивающей педагогики оздоровления"

Использование интересных  игр, игровых упражнений на прогулке летом, для оздоровления детей дошкольного возраста....

Консультация «Педагогика оздоровления в системе коррекции ОНР»

Консультация «Педагогика оздоровления в системе коррекции ОНР»...

Консультация для педагогов «Роль воспитателя в развивающей педагогике оздоровления дошкольного образовательного учреждения»

Консультация для педагогов«Роль воспитателя в развивающей педагогике оздоровлениядошкольного образовательного учреждения»...

Консультация для педагогов "Роль воспитателя в развивающей педагогике оздоровления дошкольного образовательного учреждения" Опубликовано 07.03.2022

Консультация для педагогов "Роль воспитателя в развивающей педагогике оздоровления дошкольного образовательного учреждения"...