ЗОЖ
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНЛОГИИ. ПЛАНЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_konkursa.docx37.14 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

                                                             

        

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Что такое здоровьесберегающие технологии? Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации различных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу Всемирной Организации Здравоохранения).

Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий:

  • Здоровье физическое.
  • Здоровье психическое.
  • Здоровье социальное.
  • Здоровье нравственное.

Критерии оценки здоровья:

  • Уровень работоспособности.
  • Оценка наличия вредных привычек.
  • Выявление физических дефектов.
  • Оптимальный двигательный режим.
  • Рациональное питание.
  • Закаливание и личная гигиена.
  • Положительные эмоции.
  • Социальное благополучие.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности

педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.

Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!

Принцины здоровьесберегающих технологий:

  • принцип «Не навреди!»;
  • принцип сознательности и активности;
  • непрерывности здоровьесберегающего процесса;
  • систематичности и последовательности;
  • принцип доступности и индивидуальности;
  • всестороннего и гармонического развития личности;
  • системного чередования нагрузок и отдыха;
  • постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
  • возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса и др.

«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Классификация здоровьесберегающих технологий  в дошкольном образовании – определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду. В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

  • медико-профилактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;  
  • здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного   образования;  
  • валеологического просвещения родителей;
  • здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимных моментах и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это, прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

Очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на  здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Форма занятий в ДОУ:

  • с использованием профилактических методик;
  • с применением функциональной музыки;
  • с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью;
  • через оздоровительные мероприятия;
  • создания здоровьесберегающей среды.

Средства здоровьесберегающих технологий:

1.Средства двигательной направленности:

  • элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание);
  • физические упражнения;
  • физкультминутки, лечебная физкультура, подвижные игры, гимнастика, самомассаж и др.

2.Оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапия, ингаляция).

3.Гигиенические факторы (выполнение санитарно-гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима дня….)

Методы здоровьесберегающих технологий: фронтальный, групповой, практический метод, познавательная игра, игровой метод, соревновательный метод, метод индивидуальных занятий.

Существуют следующие приемы:

 1.Защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения).

2.компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, массаж...)

3.Стимулируюшие (элементы закаливания, приемы психотерапии, фитотерапии).

4.Информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, педагогам).

Здоровье физическое - это состояние, при котором у человека имеет место гармония физических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.

У детей до семи лет среди заболеваний занимают: 1 место - заболевания органов дыхания; 2 место - инфекционные и паразитарные болезни; 3 место - болезни нервной системы и органов чувств; 4 место - заболевания органов желудочно-кишечного тракта.

С учетом этого программа здоровьесбережения включает следующие компоненты:

  • Рациональное питание.
  • Оптимальная для организма двигательная активность.
  • Соблюдение режима дня (с учетом индивидуальных биоритмов:

«жаворонки», «голуби», «совы»). «Жаворонки» - рано просыпаются, но и рано ложатся спать; «совы» - просыпаются поздно, высокоактивны ночью, ложатся поздно; «голуби» занимают промежуточное положение, среди взрослого населения они составляют 50% общей численности. Учет индивидуальных биоритмических особенностей - необходимое условие для рациональной организации деятельности, а последовательно и режима дня.

Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.

Повышение психоэмоциональной устойчивости.

 Необходимо проводить диагностику здоровья детей. Диагностика - процесс распознания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека, истолкование и обобщение полученных данных о здоровье.

Цель диагностики здоровья детей - способствовать укреплению здоровья ребенка, его гармоничному развитию. Диагностируя здоровье детей, на практике выделяют 2 направления:

оценка физического развития;

оценка физиологических возможностей организма (резервов здоровья).

Основной причиной успешной работы в данном направлении может являться только наличие системности.

Существует десять золотых правил здоровьесбережения:

  • Соблюдайте режим дня!
  • Обращайте больше внимания на питание!
  • Больше двигайтесь!
  • Спите в прохладной комнате!
  • Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
  • Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
  • Гоните прочь уныние и хандру!
  • Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
  • Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
  • Желайте себе и окружающим только добра!

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.

Занятия проводятся индивидуальные и групповые (физкультурные занятия). Существуют следующие формы работы: утренняя гимнастика, гимнастика до занятий в детском саду, физкультминутки, игры, развлечения, соревнования и др. Цель таких занятий - активный отдых, восстановление и укрепление здоровья, сохранение и повышение работоспособности.

План по здоровьесбережения в подготовительной группе

Сентябрь

  1.  Утренняя гимнастика(ежедневно в течении года).
  2.  Кварцевание группы (ежедневнов течении года)
  3. Занятия по физкультуре на воздухе. 1 раз в неделю( в течении года)
  4. Цикл бесед по закреплению культурно-гигиенических навыков
  5. Создание проекта «Моя родословная"

 Октябрь

     1.Экскурсия на пришкольный участок.

    2. Анкетирование родителей «ЗОЖ вашей семьи»

    3. Закаливание «дорожки здоровья» (ежедневно в течении года)

    4. Пальчиковые, дыхательные, артикуляционные, бодрящие(после сна) игры ( ежедневно в течении года)

Ноябрь

  1. Решение проблемных ситуаций «Научим героев сказок вести себя правильно». Чтение произведений Н.Носова про незнайку
  2.  Цикл бесед на тему «Опасные предметы»
  3. Сюжетно-ролевые игра «Санаторий»

Декабрь

  1. КВН – Викторина «Хочу всё знать»
  2. Родительское собрание «в здоровой семье здоровые дети» (создание совместного проекта по теме)
  3. Неделя зимних игр и забав ( выставки рисунков по теме)

Январь

  1. Участие семей воспитанников в «Лыжне России»
  2. Решение проблемных ситуаций: « Безопасность на дорогах». Рассказы  из опытов детей.

Февраль

  1. Беседа на тему «Моё здоровье» (уточнить назначение предметов личной гигиены). Чтение К. Чуковского «Мойдодыр».
  2. Проблемные ситуации «Что хочу, то и ем» (создание проекта «Вредные и полезные привычки»)
  3.  Спортивный досуг «Мама, папа и я – спортивная семья».

Март

  1. Решение проблемной ситуации «Побеждай микробы»
  2. Просматривание м/ф про желтого бегемота (Прививки надо делать)
  3. Игровая ситуация «Мы переходим улицу»

Апрель

  1. Познавательно-исследовательская деятельность «Наш друг – светофор» (рассматривание иллюстраций, конструирование по теме)
  2. Дидактическая игра «Зайчик заболел»
  3. «Волшебные витамины – где они живут». (Рисунки и рассказы детей)

Май

  1. Решение проблемной ситуации «Спасатели спешат на помощь»
  2. Спортивный досуг «Давайте поиграем»
  3.  Цикл бесед «Лечебные и ядовитые растения»

Ожидаемые результаты:

В результате реализации программы будут:

- снижена или стабилизирована заболеваемость (в зависимости от первоначального уровня)

- повышено качество знаний за счёт снижения негативного воздействия процесса обучения и воспитания на психофизиологический статус обучающихся

-  апробированы элементы методик по ранней диагностике, прогнозу и коррекции трудностей социальной адаптации, предрасположенности  к вредным привычкам

- увеличено число детей, соблюдающих нормы и требования ЗОЖ

- разработаны рекомендации для родителей, учителей-предметников позволяющие систематизировать работу по проблеме здоровьесбережения

- включено в план работы   школы регулярное проведение массовых внеклассных мероприятий направленных на физическое развитие обучающихся.

Анкета для родителей

 «Здоровый образ жизни»

  1. Как Вы оцениваете состояние здоровья своего ребенка?

а) хорошее

б) нормальное

в) плохое

  1. Как часто Вы проверяете состояние здоровья своего ребенка?

а) раз в месяц

б) раз в полгода

в) раз в год

г) в этом нет необходимости

  1. Вы занимаетесь физкультурой и спортом?

а) постоянно

б) часто

в) очень редко

г) не занимаюсь

  1. Ваш ребенок занимается физкультурой и спортом?

а) постоянно

б) часто

в) очень редко

г) не занимается

  1. Как Вы относитесь к употреблению спиртных напитков?

а) считаю недопустимым

б) возможно умеренное употребление во время праздников

в) это недопустимо в присутствии ребёнка

г) не считаю это проблемой

  1. Как Вы относитесь к курению?

а) это вредная привычка

б) это недопустимо в присутствии ребёнка

в) не считаю это проблемой

  1. Считаете ли Вы свое питание рациональным?

а) да

б) отчасти

в) нет

г) затрудняюсь ответить

  1. Считаете ли Вы питание своего ребенка вне детского сада рациональным?

а) да

б) отчасти

в) нет

г) затрудняюсь ответить

        Достижения цели предполагает решения ряда задач:

     В результате освоения программы элективного курса«Технологии укрепления и сбережения здоровья» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта :

  - Развить познавательные интересы у школьников на основе приобретения и применения новых знаний о факторах здоровья

    - Воспитать  у школьников бережное и ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Вести здоровый образ жизни.

   - Развитие  стремлений  к  получению  дополнительной  информации  по  вопросам  сохранения  и  укрепления  здоровья  своего  и   своих  близких.

   - Воспитание  потребности  в  здоровом  образе  жизни,  возможности приобретения умений  и навыков жить в гармонии с самим собой


Анкета для родителей.

1. Что такое здоровый образ жизни?  (Вы можете выбрать несколько ответов)   

занятия спортом

отсутствие  вредных привычек

здоровый сон

личная гигиена

рациональное питание

положительные эмоции

соблюдение режима дня

предупреждение заболеваний, закаливание

выкуривание в меру сигарет в день

чтение журналов и газет о здоровом образе жизни

полноценная духовная жизнь

просмотр ТВ допоздна

2. Как Вы думаете, для чего нужно вести здоровый образ жизни? (Вы можете выбрать несколько ответов)  

 

иметь хорошее здоровье

чтобы быть современным культурным человеком

быть внешне привлекательным, иметь хорошую фигуру

быть физически сильным, уметь постоять для себя

быть успешным в жизни, добиваться успеха

общаться с любимым человеком, создать счастливую семью

3. Что Вы делаете для укрепления здоровья своего ребёнка? (Вы можете выбрать несколько ответов) 

 

стараюсь больше бывать на свежем воздухе, на природе

борюсь с вредными привычками

направляю в  спортивную секцию

стараюсь, чтобы ребёнок выспался, не переутомлялся

рекомендую зарядку, гимнастику

слежу за соблюдением режима и рациона питания

стараюсь не злоупотреблять работой на компьютере, телевизором

соблюдаю режим дня

направляю  на занятия фитнесом, шейпингом, танцами

направляю в бассейн

занимаюсь закаливанием

регулярно посещаю врачей, выполняю их рекомендации

4. Выбрать один вариант ответа.

Считаете ли Вы правильным и здоровым режим и рацион питания Вашего ребёнка?

Завтракает ли сын (дочь) дома перед детским садом?

Да

Да, всегда завтракает

Не вполне

Иногда завтракает

Нет

Нет

5. Оцените условия пребывания ребёнка в детском саду (Выбрать один вариант ответа по каждому критерию).

Условия пребывания в детском саду

Вполне приемлемо

Нуждается в улучшении

освещение в группе и рекреациях

чистота и порядок в группе и рекреациях

безопасность детей, сохранность их имущества

состояние придошкольного участка

психологическая атмосфера в детском саду в целом

психологическое сопровождение учебного процесса, помощь психолога

оптимальность температурного режима в группае (в зависимости от сезона)

атмосфера уюта и комфорта (дизайн помещений, озеленение)

мебель и оборудование группы

санитарное состояние и оборудование туалетов

наличие и качество питьевой воды

Анкета для педагогов.

1. Что такое здоровый образ жизни?  (Вы можете выбрать несколько ответов)   

занятия спортом

отсутствие  вредных привычек

здоровый сон

личная гигиена

рациональное питание

положительные эмоции

соблюдение режима дня

предупреждение заболеваний, закаливание

выкуривание в меру сигарет в день

чтение журналов и газет о здоровом образе жизни

полноценная духовная жизнь

просмотр ТВ допоздна

2. Как Вы думаете, для чего нужно вести здоровый образ жизни? (Вы можете выбрать несколько ответов)   

иметь хорошее здоровье

чтобы быть современным культурным человеком

быть внешне привлекательным, иметь хорошую фигуру

быть физически сильным, уметь постоять для себя

быть успешным в жизни, добиваться успеха

общаться с любимым человеком, создать счастливую семью

3. Оцените собственное физическое здоровье  по пятибалльной шкале.

«5»

«4»

«3»

«2»

«1»

4. Что Вы делаете для укрепления собственного здоровья? (Вы можете выбрать несколько ответов)

   

стараюсь больше бывать на свежем воздухе, на природе

избегаю вредных привычек, борюсь с ними

занимаюсь спортом

стараюсь выспаться, не переутомляться

делаю зарядку, гимнастику

соблюдаю режим и рацион питания

стараюсь не злоупотреблять работой на компьютере, телевизором

соблюдаю режим дня

занимаюсь фитнесом, шейпингом, танцами

плаваю в бассейне

закаливаюсь

регулярно посещаю врачей, выполняю их рекомендации

5. Оцените собственное психоэмоциональное  здоровье  по пятибалльной шкале.

«5»

«4»

«3»

«2»

«1»

6. Выбрать один вариант ответа.

Считаете ли Вы правильным и здоровым свой режим и рацион питания?

Завтракаете ли Вы дома перед работой?

Да

Да, всегда завтракаю

Не вполне

Иногда завтракаю

Нет

Нет

7. Выбрать один вариант ответа.

Питаетесь ли Вы в детском саду?

Оцените, пожалуйста, качество питания в детском саду:

Питаюсь в детском саду

В детском саду не питаюсь

8. Как лично Вы оцениваете состояние здоровья современных дошкольников? (Выбрать один вариант ответа).

хорошее

все с некоторыми отклонениями по состоянию здоровья

удовлетворительное

неудовлетворительное

10. Что, на Ваш взгляд, сильнее всего влияет на формирование культуры здоровья современных дошкольников?

семья

Интернет

система дошкольного обучения и воспитания

телевидение

медицина

книги, газеты, журналы

11. Считаете ли Вы обоснованной тревогу общества по поводу состояния здоровья современных дошкольников?

да

нет

Анкета для родителей

1. Откуда вы получаете знания о ЗОЖ

               а) из специальных книг

               б) из средств массовой информации

               в) из беседы

  1. Вы ведёте ЗОЖ

               а) да

               б) отчасти

               в) нет

               г) затрудняюсь

  1. Вы прививаете ЗОЖ своим детям

               а) да

               б) затрудняюсь ответить

  1. Если вы прививаете, то каким способом

                а) с помощью бесед

                б) на личном примере

                в) совместно

                г) с помощью спортивных занятий

  1. Вы употребляете спиртные напитки

                а) очень редко

                б) не употребляю

                в) часто употребляю

  1. Вы курите?

                а) нет

                б) очень редко

                в) часто

                г) бросил

  1. Как дети проводят досуг

                 а) у бабушки

                 б) гуляют во дворе

                 в) смотрят телевизор

                 г) с друзьями

                 д) занятия спортом

АНКЕТА

Отношение родителей к здоровью и здоровому образу жизни своего ребенка.

 

Уважаемые родители, просим Вас ответить на следующие вопросы:

 1. Болел ли Ваш ребенок в последние полгода? _________________________

Если болел, перечислите заболевания __________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Сколько дней болел Ваш ребенок? __________________________________

3. Что было причиной его болезни? ____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. У ребенка есть постоянный режим дня? ______________________________

5. Ежедневно ли Ваш ребенок выполняет утреннюю гимнастику? __________

6. Ежедневно ли он чистит зубы? _____________________________________

7. Сколько времени ежедневно проводит ребенок на свежем воздухе? ______

__________________________________________________________________

8. Употребляет ли фрукты, овощи? Сколько раз в день? __________________

__________________________________________________________________

9. Уважает ли ребенок окружающих его людей и не спорит по пустякам? ___

__________________________________________________________________

10. Регулярно ли Вы с ребенком проводите закаливание? _________________

11. Всегда ли одеваете ребенка по погоде? ______________________________

12. Занимается ли ребенок в спортивной секции, танцами или другими видами двигательной активности не менее 1 часа в день (помимо занятий физкультурой в детском саду)? _______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

13. У ребенка есть книги о здоровье и здоровом образе жизни? ____________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Есть ли у Вас дома физкультурно-оздоровительный комплекс? _________

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО