Статья " Современная киберсоциализация и ее влияние на психическое здоровье старших дошкольников"
статья на тему

Губанова Ирина Махсутовна

В данной работе изучается влияние киберсоциализации и киберпространства в целом на психическое здоровье старших дошкольников, а именно на их суицидальные наклонности. Целью статьи является исследование влияние Интернета на киберсуицид. В процессе написания были изучены сайты и виртуальные группы, которые содержат информацию о том, как совершить самоубийство, также изучались различные современные сериалы для детей, пропагандирующие суицид, насилие над собой и другими людьми. Приведены возможные пути решения проблемы киберсуицида. Итогом данного исследования является вывод о том, что в современном киберпространстве дошкольникам легко получить информацию о самоубийстве, они регулярно просматривают сериалы, пропагандирующие самоубийство, приобретают в магазинах игрушки-героев данных сериалов, читают журналы. Стоит отметить, что Интернет не является главной причиной повышения количества самоубийств среди дошкольников и подростков, однако требуется предпринимать меры, ограничивающие потребление детьми определенного интернет-контента.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННАЯ КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Губанова И.М.

ГБОУ школа 1959 детский сад «Улыбка»

Аннотация:

В данной работе изучается влияние киберсоциализации и киберпространства в целом на психическое здоровье старших дошкольников, а именно на их суицидальные наклонности. Целью статьи является исследование влияние Интернета на киберсуицид. В процессе написания были изучены сайты и виртуальные группы, которые содержат информацию о том, как совершить самоубийство, также изучались различные современные сериалы для детей, пропагандирующие суицид, насилие над собой и другими людьми. Приведены возможные пути решения проблемы киберсуицида. Итогом данного исследования является вывод о том, что в современном киберпространстве дошкольникам легко получить информацию о самоубийстве, они регулярно просматривают сериалы, пропагандирующие самоубийство, приобретают в магазинах игрушки-героев данных сериалов, читают журналы. Стоит отметить, что Интернет не является главной причиной повышения количества самоубийств среди дошкольников и подростков, однако требуется предпринимать меры, ограничивающие потребление детьми определенного интернет-контента.

Ключевые слова: киберсуицид, самоубийства, суицид среди детей, киберпространство, Интернет, информационные технологии, киберсоциализация.

Киберпространство является уже привычной для современной молодежи и людей в общем средой жизнедеятельности, являющейся субъектом киберсоциализации. Киберпространство обладает положительными сторонами в его применении для удовлетворения людьми актуальных потребностей, например, свободы самовыражения, поиска единомышленников, мобильности получения информации.

Специфика существования в киберпространстве влияет на идентичность молодежи, поскольку киберпространство обладает иными условиями и коммуникационными возможностями, нежели реальная жизнь. Стоит почеркнуть, что в современном мире можно наблюдать перманентно увеличивающуюся стрессогенность факторов социализирующей среды, однако пространство сети Интернет воспринимается людьми в качестве «ненастоящего» на сознательном и подсознательном уровне, которое не подразумевает под своей сущностью опасности, не требует ответственности за поступки, не создает стрессы и насилие [6].

Многие дошкольники, которые пользуются современными информационными технологиями, проводят все свободное время в киберпространстве (нередко это негативно отражается на жизнедеятельности в реальности), не осознавая того, что, приобщаясь к киберсоциализации, они, на самом деле, квазисоциализируются, что данная желаемая ими самореализация в киберпространстве представляет собой псевдосамореализацию [6].

Влияние, которое оказывает Сеть является двойственным, поскольку в некоторых случаях применение Интернета заметно облегчает деятельность и способствует решению актуальных для людей задач. Однако, во многих случаях время, проведенное в киберпространстве, затрачивается бесцельно на различные развлекательные ресурсы.

Основываясь на всевозможных социологических, социально-педагогических и психологических исследованиях Бондаренко С.В., Васильевой И.А., Гудимова В.В., Келера Т., Плешакова В.А., Нестерова В.В. и других ученых, которые непосредственно связаны с изучением особенностей социализации, общения и поведения в киберпространстве дошкольников и школьников, можно сделать вывод, что Сеть в качестве социокультурного феномена имеет определенные социально-педагогические характеристики, которые детерминируют процесс социализации молодого поколения [7].

Как выявлено Всемирной организацией здравоохранения, каждый год в мире осуществляется свыше миллиона самоубийств, причем данная цифра регулярно увеличивается [8]. Российская Федерация относится к государствам с высоким показателем самоубийств среди молодого поколения [2].

Количество самоубийств среди старших дошкольников и школьников является тревожным, поскольку регулярно множество детей, которые решаются на самоубийство, совершают нередко более 80 попыток. По этой причине назвать точные цифры среди молодежи не представляется возможным.

В процессе информатизации нынешнего общества стремление и отношение к суициду молодого поколения заметно переменилось. С развитием киберпространства заметно повысилось количество молодежи, которая предпочитает общение в виртуальной реальности, что провоцирует разрушение взаимоотношений между людьми в реальности и образование депрессивного состояния [3]. В периоды стресса и кризиса, сложных жизненных моментах, школьники и старшие дошкольники (которые не ограничены в доступе в Интернет), в поисках собеседников и друзей заходят на сайты, которые пропагандируют суицид. Особенно старшим дошкольникам несложно найти открытую пропаганду суицида, поскольку в современное время в Интернете, как и по кабельным телеканалам, регулярно демонстрируют мультфильмы, пропагандирующие суицид, насилие, а куклы-герои данных мультфильмов открыто продаются в магазинах и пользуются большой популярностью среди дошкольников (примером может послужить мультсериал, а также серия кукол «Monster High» [5]). Так называемая «Школа монстров» (в переводе с английского) завоевала отечественный рынок детской продукции, впоследствии вышел сериал. Возрастной цензор, который официально установлен на многих сайтах – 5+, однако, герои данной серии кукол являются ничем иным, как чудовищами и монстрами, основанными на героях фильмов ужасов. В сериале, как и в одноименных комиксах, некоторые герои активно говорят о самоубийстве, мечтают о нем. И данных кукол приобретает современное поколение молодежи, а также дошкольников.

В киберпространстве нетрудно найти информацию о методах и местах совершения самоубийства [10], что предоставляет молодому поколению возможность осознать, что в обществе суицид не запрещен, что «мысли о самоубийстве являются нормой, а не патологией» [4].

Социальное моделирование суицидального поведения в литературе, печатных изданиях, средствах массовой информации, обсуждение в киберпространстве являются причиной, провоцирующей массовые самоубийства. О психической болезни героизации суицида было сказано Бехтеревым В.М., которые полагает, что внушение предоставляется чтением литературы о случаях суицида, а также устным внушением при самоубийстве группы лиц [1]. В дальнейшем было выявлено новое понятие – «киберсуицид», впервые использованное Раджагопалом С. [12] Киберсуицид является самоубийством, совершающимся в процессе знакомства и общения в киберпространстве, то есть в Сети. Различают групповые (массовые) и индивидуальные самоубийства. Как отмечал Раджагопал С., групповые случаи суицида в Японии могут быть единичными в государстве, где общий уровень самоубийств является высоким. Стоит отметить, что имеется тенденция повышения количества самоубийств, когда дошкольники и школьники заканчивают жизнь вместе с единомышленниками [12].

Помимо интернета - ресурсов, которые положительно описывают самоубийство, имеются киберсообщества, оказывающие поддержку молодому поколению в кризисной ситуации. Подобные ресурсы закрывают за пропаганду суицида, однако, предполагается, что их деятельность является более продуктивной. Требуется учитывать, что отечественные сайты о суициде нередко размещены на иностранных хостингах, по этой причине закрыть к ним доступ не представляется возможным, о чем сказано в пресс-релизе Роспотребнадзора [9].

Как полагает Ключко Е.И., борьбу с киберсуицидом требуется начинать с повышения качества жизни граждан [3]. Киберсуицид является симптомом болезни общества, отражающим его состояние [4]. Коммуникации современных дошкольников в Сети являются поводом для самоубийств, однако осуществление поиска причин повышающейся динамики количества самоубийств среди школьников и дошкольников требуется проводить в реальной жизни, а не в киберпространстве.

 Необходимо подчеркнуть, что Интернет, телевидение и средства массовой информации, а также прочие современные информационные технологии, является лишь инструментом, посредством которого образовался киберсуицид. Суицидальные намерения молодежи в процессе киберсоциализации сформированы и усилены за счет того, что в киберпространстве дети еще более одиноки, нежели в реальной жизни, поскольку для них смерть является продолжением виртуальной жизни. СМИ способны оказывать положительное влияние на общество, а также на отдельных людей, понижая количество попыток самоубийства, а также предотвращая их. Опыт зарубежных стран, которые эффективно борются с киберсуицидом, показал, что помощь, которая предоставляется потенциальным самоубийцам, осуществляемая посредством киберпространства, является более продуктивной, нежели меры по блокированию нелегальных и опасных интернет - ресурсов.

Стоит подчеркнуть, что в борьбе с киберсуицидом среди дошкольников немаловажную роль играет семья, поскольку именно она способна контролировать объемы использования Интернета ребенком, определять и предугадывать его изменения настроения, выявлять формирование суицидальных наклонностей, предотвращая попытки к самоубийству. Также именно родственники способны определить истинные причины, подтолкнувшие ребенка на суицид, разрешить возникшие проблемы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бехтерев В.М. Роль внушения в общественной жизни. - СПб.: издание К.Л. Риккера, 1898. 53 с.
  2. Гомзикова С. Россия остается страной самоубийц. // Свободная пресса.2011. 30 января.
  3. Ключко Е.И. Воздействие интернета на суицидальное поведение молодежи//Общество. Среда. Развитие. 2014. №1. С.69-72
  4. Мурсалиева Г. Нужны ли мы себе? Реальные жертвы виртуальных клубов // Дети в информационном обществе. - 2009, № 2. С. 60-64.
  5. Официальный сайт производителя кукол и сериалов «Monster High» - 25/10/2017 – Интернет-ресурс. Режим доступа: http://play.monsterhigh.com/en-us/index.html (26.10.2017)
  6. Плешаков В.А. Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens'а до Homo Cyberus’а//М.: Прометей, 2012. 121 с.
  7. Плешаков В.А., Угольков Н.В. Интернет как фактор киберсоциализации молодежи//Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2013.№3. С.117-120
  8. Предотвращение самоубийств (SUPRE) // Всемирная организация здравоохранения. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.who.int/mental_health/prevention/suicide/suicideprevent/ru/index.html (25.02.2013)
  9. Пресс-релиз о взаимодействии с интернет-сообществом по профилактике суицида. - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. - 11.03.2013. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://rospotrebnadzor.ru/news/-/asset_publisher/w7Ci/content/пресс-релиз-о-вза-имодеиствии-с-интернет-сообществом-по-профилактике-суицида?redirect=http://rospotrebnadzor. ru/news? p_p_id%3D101_INSTANCE_w7Ci%26p_p_lifecycle%3D0%26p_p_state%3Dnormal%26p_p_ mode%3Dview%26p_p_col_id%3Dcolumn-3%26p_p_col_count%3D1 (23.10.2017) 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние экологической культуры на духовно-нравственное здоровье старших дошкольников с нарушением речи

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Встречи с природой помогают формировать реалистические знания об окружающем мире, гу...

Конфликты в семье и их влияние на психическое здоровье детей.

В материале освещается вопрос самой сути конфликтов и их негативное влияние на психическое здоровье детей и рекомендации для родителей....

Эффективность влияния подвижных игр на повышение двигательной активности и укрепления здоровья старших дошкольников

Эффективность влияния подвижных игр на повышение двигательной активности и укрепления здоровья старших дошкольников...

Статья «Современные здоровьесберегающие технологии как средство воспитания культуры здоровья дошкольников»

Здоровье – это состояние физического и социального благополучия человека.Сегодня, мы, как никогда, должны заботиться о здоровье наших детей, воспитывать в них желание заниматься спортом и вести здоров...

Статья «Современные игрушки и их влияние на развитие детей дошкольного возраста»

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качест...

Влияние танцевальной музыки на здоровье старших дошкольников

Материал предназначен родителям. Описана роль танцевальной музыки на эмоцинальную сферу старших дошкольников. Даны рекомендации родителям....