Консультация для родителей "Здоровье ребёнка в наших руках. Закаливаем ребёнка правильно"
консультация на тему

Елена Николаевна Шулаева

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Данная консультация содержит материал по закаливанию ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_rebyonka_v_nashih_rukah.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей воспитанников.

Тема: «Здоровье ребёнка в наших руках.
Закаливаем ребёнка правильно».

Подготовила: инструктор по физической культуре
МБДОУ общеразвивающего вида
детского сада №50 «Гнёздышко» Коломенского г.о.
Шулаева Елена Николаевна

Как добиться этого?  Об этом мы и хотели бы поговорить с вами сегодня.
В современном обществе, в Х)(1 веке, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям и способностям.
Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.
Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе и нашего дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Наш город, Москва, является одним из крупнейших городов мира с высоким уровнем развития промышленности, науки, культуры, техники. Однако некоторые факторы городской окружающей среды отрицательно сказываются на развитии и здоровье ребенка.
Так, загрязнение окружающей среды вредными веществами приводит к заболеванию миндалин, аденоидов и лимфатических узлов у детей. А длительное пребывание в таких неблагоприятных условиях вызывает перенапряжение адаптационных возможностей организма и приводит к истощению иммунной системы. Возникают хронические заболевания бронхолегочной системы, ЛОР-органов и другие болезни.
Рост количества детских заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой, но и с самим образом жизни семьи ребенка, во многом зависящим от семейных традиций и характера двигательного режима. При недостаточной двигательной активности ребенка (гиподинамии) неизбежно происходит ухудшение развития двигательной функции и снижение физической работоспособности ребенка.
Принимая во внимание общую тенденцию ухудшения состояния здоровья детей столицы, Правительство Москвы и Департамент образования Москвы приняли комплексную целевую программу Образование и здоровье* в 1998 году.
Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте (п. 1 ст. 18 Закона РФ Об образовании).
К сожалению, в силу недостаточно развитого культурного уровня нашего общества, здоровье еще не стоит на первом месте среди
потребностей человека. Поэтому многие родители не могут служить для ребенка положительным примером здорового образа жизни, так как часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают многочасовые просмотры телепередач и видеофильмов закаливанию, занятиям физкультурой, прогулкам на свежем воздухе. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни.
Что же могут сделать родители для приобщения  детей к  здоровому образу жизни? (высказывания родителей)
Прежде всего необходимо активно использовать целебные природные
факторы окружающей среды: чистую воду, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух, фитоцидные свойства растений, так как естественные силы природы представляют собой привычные компоненты окружающей среды и необходимы проводиться в любую
погоду, за исключением особо неблагоприятных условий. При
этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим
требованиям. Во время прогулки нельзя допускать, чтобы
дети длительное время находились в однообразной позе. Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат.
Перебранки в присутствии ребенка в одних случаях способствуют
возникновению у него невроза, а в других усугубляют уже имеющиеся
нарушения нервной системы. Все это существенно снижает
защитные возможности детского организма. Учитывая это, мы всегда должны стараться быть в хорошем настроении. Вспомните:
стоит нам улыбнуться — сразу становится легче, нахмуриться —
подкрадывается грусть. Нахмурились - начал выделяться адреналин,
способствующий грустному, тревожному настроению, улыбнулись—
помогли другому гормону — эндорфину, обеспечивающему
уверенное и бодрое настроение. Ведь один и то же факт в
одном случае способен быть незаметным для нас, а в другом —
вызовет гнев, испортит настроение. А ведь наше раздражение механически
переходит и на ребенка.
Эмоциональная устойчивость и связанное с ней поведение воспитываются. Здесь важно умение правильно и рационально относиться
к тому, что видится, воспринимается, слышится.
Так давайте же больше улыбаться и дарить радость друг другу.
Мы должны не только охранять детский организм от вредных
влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Кроме этого, режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.
Прогулка является одним из существенных компонентов режима
дня.
Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы
организма, и в первую очередь — работоспособность. Пребывание
на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма
и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуется аппетит и сон. Прогулка должна необходимо изменять их вид деятельности и место игры. Хорошо  сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми. Неограниченно должны гулять не менее 2 раз в день по 2 часа, летом.
Не менее важной составляющей частью режима является сон,
который особенно необходим ослабленным детям. Важно, чтобы
малыш ежедневно (и днем, и ночью) засыпал в одно и то же
время.
Таким образом, домашний режим ребенка должен быть продолжение режима дня детского сада. Полноценное питание — включение в рацион
продуктов, богатый витаминами А, В, С и Д, минеральными солями (кальцием фосфором, железом, магнием, медью), а также белком. Всё
блюда для детей желательно готовить из натуральных продуктов, нерафинированных, без добавок, специй и консервантов. Чаще
включать в рацион детей творог, гречневую и овсяную каши.
Немаловажное значение имеет и режим
питания, то есть соблюдении определенных интервалов между приемами пищи.  У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни Если же ребенка насильно принуждают заниматься физкультурой, а также соблюдать правила гигиены, то
ребенок быстро теряет интерес к этому. При поступлении ребенка в школу важно учитывать не только интеллектуальное развитие, но и уровень его физического развития. И нет никакой необходимости пичкать ребенка перед школой знаниями. Принцип не навреди должен быть заложен в основу воспитания и развития ребенка. Следует помнить, что «раннее
обучение» приводит к перегрузкам, отрицательно сказывается на
здоровье, провоцирует неврозы и другие нежелательные явления,
в результате чего снижается интерес к учебе.
Подготовка к школе в детском саду осуществляется не только
на занятиях по математике и развитию речи, но и на физкультурных занятиях, на которых у детей формируются необходимые для
успешного обучения в школе внимание, мышление, память, речь,
воображение, тонкая моторика рук, координация движений; а также
и в игровой деятельности детей. Игра — ведущая деятельность в
дошкольном возрасте. Чем лучше ребенок играет в сюжетно-ролевые игры, тем успешнее он будет заниматься в школе. Игра хорошо готовит к школе. Пока психика у ребенка развивается, он должен играть. Без игры у детей формируется чувство страха вялость и пассивность. Игра — ведущая человеческая потребность. Недаром сейчас по телевидению передают много игровых программ для взрослых, которые не наигрались в детстве.
Для укрепления здоровья и нормализации веса эффективны ходьба и бег, которые предохраняют организм человека от возникновения болезней. Они обладают выраженным тренирующим эффектом и способствуют закаливанию организма.
Что такое закаливание? (высказывания родителей)
Смысл закаливания состоит в том, чтобы со временем с помощью специальных процедур повысить устойчивость человека к охлаждению за счет того, что организм при этом всякий раз будет реагировать целесообразными защитными реакциями — увеличением выработки тепла и уменьшением теплоотдачи. При закаливании одновременно происходит и повышение иммунитета за счет увеличения выработки в организме интерферона и других защитных факторов. Поэтому было бы здорово, если бы закаливание стало общим семейным делом.
Кто из Вас дома проводит с ребенком закаливающие мероприятия и какие? (ответы родителей)
А теперь я предлагаю послушать высказывания ваших детей (включается магнитофонная запись)
Не называл ребенка по имени, педагог просит ответить на вопросы: Дети, зачем надо закаляться? Закаляетесь ли вы дома? Как? С кем ты это делаешь? Каждый ли день? Нравится ли это тебе? А почему ты не делаешь?
Закаливание, как отмечал Е.А. Аркин, для ослабленного ребенка имеет большее значение, чем для здорового. Наряду с традиционными методами закаливания (воздушные ванны, водные ножные ванны, полоскания горла) широко используются и нетрадиционные.
— Контрастное воздушное закаливание (из теплого помещения дети попадают в холодное*).
— Хождение босиком. При этом укрепляются своды и связки стопы, идет и профилактика плоскостопия. В летний период предоставляйте детям возможность ходить босиком по горячему песку и асфальту, по мелким камушкам и шишкам, которые действуют как сильные раздражители. Напротив, теплый песок, мягкая трава, комнатный ковер действуют успокаивающе При ходьбе боси
ком увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается деятельность.
Контрастный душ - наиболее эффективный метод закаливания в домашних условиях.
(После непродолжительной зарядки ребенок встает под душ,
обливается водой З6—38 градусов в течение 30—40 секунд, затем
температура воды снижается на 2—З градуса, а продолжительность обливания сокращается до 20—25 секунд. Процедура повторяется 2
раза. Через 1—1,5 недели разница температур воды возрастает до
4—5 градусов и в течение 2—З месяцев доводится до 19—20 градусов).
— Полоскание горла прохладной водой со снижением ее темпера туры является методом профилактики заболевания носоглотки.
(Полоскание горла начинается при температуре воды 36—37 граду-
сов, снижается каждые 2—З дня на 1 градус и доводится до комнатной)
При этом следует помнить, что перерыв в закаливании на 2—З
недели снижает сопротивляемость организма простудным факторам поэтому крайне нежелателен.
Нельзя не учитывать и индивидуальные особенности ребенка,
его возраст, его чувствительность к закаливающим процедурам. Не рекомендуется проводить закаливание на фоне отрицательных эмоциональных состояний, например, страха, обиды, беспокойства.
Это может привести к невротическим расстройствам.
Какой же можно сделать вывод по поводу закаливания? (высказывания родителей)
Да, если мы хотим видеть своего ребенка здоровым — надо ежедневно проводить закаливающие процедуры. В *минимум* закаливания включать воздушные и водные процедуры, правильно подобранную одежду
Закаливать организм ребенка можно и продуктами питания.
Повысить сопротивляемость организма помогают некоторые растения — биостимуляторы и адаптогены. Последние приспосабливают, адаптируют организм к воздействию некоторых вредных физических, химических, биологических факторов, в том числе к непривычным условиям среды.
Давайте поговорим, какие же пищевые продукты,  вещества
помогают ребенку стать более закаленным?
(раздать родителям
карточки для ответов на вопросы)
Правильные ответы:
1. Черная смородина и шиповник повышают устойчивость организма к охлаждению и ОРВИ.
2. Напиток защитный — морковный сок. Рекомендуется пить свежий морковный сок от 1 столовой ложки до половины стакана
в день, но не более ‘00 г, так как в больших количествах он способен вызвать желтушное окрашивание кожи. Кроме того, у некоторых детей он вызывает аллергию.
З. Соки являются более чистыми экологическими продуктами. Они быстрее усваиваются организмом (уже через час) и, следовательно, чуть ли не сразу после употребления включаются в обмен веществ, что благотворно влияет на восстановительные процессы организма. В соках много воды, но это поистине живая вода — она обогащена биологически активными веществами растительных клеток.
Все соки обладают общеукрепляющим действием, стимулируют пищеварение и усвоение пищи, а также выводят из организма
токсические вещества, в том числе и радиоактивные (морковный
и яблочный). Наконец, соки — это еще и источник витаминов,
минеральных солей и многочисленных микроэлементов.
Чтобы повысить защитные силы организма ребенка, рекомендуется прием витаминов. Слово «витамин» происходит от латинского вита — жизнь: Вита- мины участвуют в обмене веществ и регулируют отдельные биохимические и физиологические процессы. Недостаток витаминов в пище или изменение процессов их усвоения приводит к нарушению обмена веществ и в конечном счете к развитию гипо- и авитаминозов. Чтобы достичь определенного уровня насыщенности витаминами, необходимо применять препараты, включающие комплексы витаминов в оптимальных соотношениях, особенно в зимне-весенний период. Кстати, использование поливитаминов по 1 —2 драже в день в обычных дозировках в период эпидемии гриппа и гриппоподобных заболеваний снижает заболеваемость детей не менее чем в 2 раза.
Удар по здоровью ребенка наносят вредные наклонности родителей. Не секрет, что дети курящих отцов и матерей болеют бронхолегочными заболеваниями гораздо чаще, чем дети не куря. Тяжелые последствия для здоровья ребенка имеют травмы и несчастные случаи.
Скажите, пожалуйста, что в условия дома может представлять опасность для жизни ребенка? (высказывания родителей)
Да, дети очень любознательны и во всем стараются подражать нам, взрослым. Они могут включать электронагревательные приборы, любят играть с мелкими предметами, особенно яркими и блестящими (кольца, пуговицы, броши, булавки). Иногда их сосут, засовывают в нос, ухо, проглатывают. И нередко инородные тела, попадая в дыхательные пути (семечки, орехи, монетки) вызывают угрозу жизни ребенка. Опасность представляют и оставленные на виду таблетки, так как происходит отравление лекарствами.
Поэтому родителям следует:
— постоянно контролировать действия ребенка и рассказывать, что и где опасно;
— не следует оставлять на виду предметы бижутерии, косметические принадлежности, лекарства, горячие кастрюли, химические вещества и моющие средства, открытые окна и балконы;
— запретить ребенку брать в рот монеты, пуговицы, сосать пальцы.
Помните, здоровье ребенка в ваших руках
Вместе с тем давно уже замечено: в тех семь, где взрослые болеют мало, и дети, как правило, здоровы.
Решение родительского собрания
1. Внедрять здоровый образ жизни в каждую семью.
2. Домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада.
З. Систематически проводить закаливание ребенка в условиях семьи.
4. В выходные дни обязательно выходить с детьми на прогулку
не менее 2 раз в день. Пусть на прогулке ребенок больше двигается.
5. Проверить дома все травмоопасные места и не допускать детского травматизма.
6. Всем родителям принести поливитамины для проведения витаминотерапии в группе.
Закаливать организм ребенка можно и продуктами питания
Повышать сопротивляемость организма помогают некоторые растения. Так, например жители дальнего Востока знают, что плоды китайского лимонника повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным погодным условиям: дождю, ветру и морозу.
На Алтае такую особенность открыли в корнях левзеи и родиолы розовой — золотого корня.
Систематический прием элеутерококка внутрь с компотом или молоком на протяжении 1—2 месяцев позволяет снизить заболеваемость гриппом и гриппоподобными заболеваниями у детей более чем в
2,5 раза.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Здоровье ребёнка в наших руках."

В современном обществе, в 21 веке, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку, к его знаниям и способностям. Забота о здоровье ребёнка стала занимать во всём мир...

презентация6 Консультация для родителей "Здоровье ребёнка в наших руках!"

презентация по работе с родителями, содержащая информацию по здоровьесбережению дошкольников...

Консультация для родителей "Здоровье ребёнка в наших руках"

Консультация для родителее первой младшей группы "Здоровье ребёнка в наших руках"...

Конспект индивидуальной консультации с родителями воспитанников по вопросам психического и физического развития дошкольника "Здоровье ребёнка в наших руках"

Быть здоровым - естественное  желание каждого человека. Забота о воспитании здорового ребёнка является приоритетной  в работе любого дошкольного учреждения.В дошкольном детстве закладывается...

Консультация для родителей "Здоровье ребёнка в наших руках."

Консультация для родителей "Здоровье ребёнка в наших руках."...

Консультация для родителей "Здоровье ребёнка в наших руках!"

Здоровье ребёнка в наших руках!В современном обществе, в 21 веке, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку, к его знаниям и способностям. Забота о здоровье реб...