Какой срок жизни имеет человеческий организм?
статья на тему

Вовк Светлана Анатольевна

Проблемы активного долголетия. Сохранение здоровья и работоспособности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon srok_zhizni.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Какой срок жизни имеет человеческий организм?

     И. И. Мечников считал смерть раньше ста пятидесяти “насильственной”. Многие другие ученые считали, что человек должен жить до ста шестидесяти лет.

     А как обстоит дело с долгожительством у зверей, животных и растений? Известно, что лошади живут тридцать лет, ворон – сто, некоторые щуки и крокодилы – триста лет, а обитающая в Новой Зиландии ящерица туатара – четыре столетия. Деревья живут еще дольше: секвойя – две тысячи лет, смоковнице в Гефсиманском саду и Иерусалиме около трех тысяч лет, баобабу на остраве Тенериф – пять тысячелетей.  

     Справедливо ли, что человек умирает так рано?

     Бабочки-эфимеры живут два часа, страус – сорок лет, сокол – почти двести. В чем же дело? Мечников считал, что страус живет мало потому, что у него развит толстый кишечник и яды, попадая в него, постоянно отравляют организм. А у сокола такого толстого кишечника нет.

     Люди всегда пытались решить проблему долголетия, используя различные, часто неожиданные способы. Считают: фараоны жили долго, потому что принимали слабительные и рвотные средства, выводящие яды из организма.

     Великий физиолог И. И. Павлов доказал, что все органы связаны между собой, их деятельность регулируется корой полушарий головного мозга. Связь организма с внешней средой происходит при помощи нервной системы. Организм отвечает на все поступающие сигналы соответствующими реакциями. Нет такого заболевания, которое не было бы связано с нервной системой, играющей ведущую роль в жизненной деятельности организма. От ее состояния зависит многое. Например, два кролика получили одинаковое количество яда. Остался жив тот, который был предварительно усыплен, а тот, который не спал, погиб.

     Профессор Подъямпольский внушил больному, что ему в лечебных целях сделают прижигание раскаленным металлом. Потом он прикоснулся к руке карандашом и это вызвало у пациента ожег второй степени с волдырями.

     Академик И. П. Павлов считал, что болезнь – это порочная связь нервной системы (коры головного мозга) с пораженным органом и если удастся разорвать эту связь, больной пойдет на поправку.

     Все знают, как быстро улучшается состояние больного от неожиданной радости, приятной встречи. Улучшение наступает потому, что переключение разрывает порочную связь и мозг “забывает о больном органе”.

     Но не только положительные, но и отрицательные эмоции могут разрывать порочные связи – лишь бы эти эмоции были очень сильными.

     Представьте: у вас болит нога, вы хромаете. Но вот на вас набросился грабитель. Что произойдет с ногой? Никаких болей. Вы побежите очень быстро. Не случайна поговорка: ”Страх окрыляет пятки ”.

     В основе подобной одержимости лежит так называемая доминанта – очаг повышенного возбуждения центральной нервной системы, который подавляет любую другую деятельность.

     Древние говорили, что врач имеет три лекарства – травы, минералы и слово. Словом можно очень помочь, но зато неосторожно брошенное слово может нанести непоправимый вред.

     По пути из Египта в Индию генерал Жюно шепнул Наполеону, что его жена Жозефина ему неверна. Эта весть вызвала у Бонапарта бешеную реакцию и конвульсии. Говорили, что поверженный духом полководец уже не смог должным образом организовать осаду крепости Сен-Жан-д`Акр и продолжать поход в Индию.

    И. И. Панаев вспоминает, как личный врач Пушкина доктор Спасский словом убил больного. “Доктор возвращался от умирающего Пушкина. Больной, к которому он приехал, схватив руку доктора спросил:

  • Скажите есть ли какая-нибудь надежда, доктор? Могу ли я поправиться?
  • Никакой, - ответил Спасский.- Все умрем, батюшка! Вот и Пушкин умирает. Слышите ли? Пушкин! Так уж нам с вами можно умереть!

     Больной со стоном опустил голову на подушку и умер в один день и в один час с Пушкиным.” В этом случае доктор, потеряв самообладание, нарушил врачебную заповедь: Не вреди!

     Стоит вспомнить слова Ларрея, лейб-медика Наполеона. “Раны у победителей заживают быстрее.” У кого лучше настроение, тот быстрее и поправляется. Ларрей, принимавший участие во всех походах Наполеона, обратил внимание на то, что при одинаковых ранениях воины побеждающей армии Бонапарта поправлялись значительно быстрее солдат противника. Человеческие возможности во многом зависят от эмоционального состояния человека.

     Накопленным отрицательным эмоциям необходим выход. Таковы законы эмоции: раз они накопились – обязательно должны разрядиться. Иногда эта разрядка принимает самые неожиданные формы.

     Петр I приговорил свою возлюбленную Марию Гамильтон к казни за ее любовь к денщику. Ни после пыток, ни на эшафоте от своей любви к Ивану Орехову она не отказалась, и когда Петр к ней приблизился, то увидел в глазах лютую ненависть, он дрогнул, осознавая свое бессилие: любовь Марии к Орехову была сильнее смерти. Отвергнув царскую любовь и пощаду она подошла к помосту и склонила голову к плахе. А потом на виду у всей толпы с окровавленного эшафота Петр поднял отрубленную голову Марии и целовал ее (разрядив эмоции!).

     Задержать возникшую эмоцию, особенно когда она связана с корой головного мозга, человек обычно не в состоянии. Можно подавить внешние признаки эмоции, а спазмы сосудов, сердцебиение подавить невозможно. На этом основан метод расследования преступлений. Отрицающий свое преступление при предъявлении ему косвенных улик выдает себя не внешними проявлениями (ни один мускул не дрогнет на его лице), а изменениями пульса, ритма дыхания, кровяного давления. Известен случай, когда на карте города НЬЮ-ЙОРКа показали предполагаемое место преступления, а данные специальных приборов, фиксирующих состояние подозреваемого, указал лишь одно мест, где и был спрятан труп.

     Спартанский юноша украл лисицу и спрятал ее под плащом. Его остановили. Чтобы не выдать себя, он смог подавить внешние проявления эмоции, стерпеть боль, даже когда лисица прогрызла ему живот. Спартанца уличили только тогда, когда он упал замертво.

     Энергия задержанных эмоций всегда найдет себе выход. Обуздать накопленную эмоцию сложно. Это удается людям с очень сильной волей.

     При любых отрицательных эмоциях организм выделяет в кровь гормоны, в том числе адреналин, который сужает сосуды, повышает кровяное давление, активизирует энергетические процессы.

     Если эмоции очень сильные (например, тяжелое потрясение), то защитные средства могут не помочь, и тогда организм “сгорит” в пламени реакций. Чтобы не “взорваться изнутри” от сильных потрясений, надо во что бы то не стало стремиться “сжечь”, израсходовать лишние гормоны, следует вдоволь нарадоваться, а то “печаль, не выраженная слезами, заставит плакать другие органы.” А если будут “плакать”, т.е. сжиматься сосуды сердца (коронары), то это создает угрозу для жизни. Слезы отвлекают “удары по сердцу” на себя. Чем больше отрицательных эмоций “вытечет наружу” вместе со слезами, тем меньше сожмутся сосуды.

     Обычно при стрессовых ситуациях (при нападении бандита) организм начинает обороняться. Кора больших полушарий через подкорновые элементы сигнализирует гипоталмусу (отделу головного мозга, где расположены регулирующие приборы вегетативной и эндокринной систем). Он, получив сигнал тревоги, мобилизует все силы для сопротивления. Из желез внутренней секреции в кровь срочно выбрасываются гормоны, активизируется обмен веществ, мобилизуется резервный жир и сахар. В ускоренный ток крови выбрасывается армия эритроцитов, которые благодаря гемоглобину способствуют быстрому насыщению тканей кислородом. Прекращается пищеварение и высвобождающаяся из желудочно-кишечного тракта дополнительная кровь (энергия) направляется в мышцы и мозг для отражения угрозы.

     Когда стрессовые атаки сильны и часты, энергетических ресурсов в организме может не хватить, адаптационные механизмы выйдут из строя. Из-за истощения, из-за недостатка и нарушенного баланса гормонов все труднее будет стимулировать угасающие функции организма, и человек в конце концов погибнет. Это бывает, когда отключаются могучие силы саморегуляции, когда очередная отрицательная эмоция наслаивается на предыдущую, т.е. одна эмоция еще не разрядилась, а другая уже наступает со страшной стрессовой тяжестью.

    Эмоции играют важную приспособительную роль. По определению профессора П. В. Симонова: ”Эмоции – это специальный нервный аппарат, который помогает мозгу действовать при недостатке точных сведений о путях и способах достижения жизненных целей.”

     Долгое время считали, что “центры эмоций” находятся в глубинных отделах мозга, однако в последнее время выяснилось, что важную роль в эмоциональных реакциях играет и кора больших полушарий, при чем левое связано с положительными, правое с отрицательными эмоциями. Выяснилось. Что правое полушарие “заведует ” эмоциональным, образным восприятием мира, левое – логическим мышлением.

     Зная расположение центров, ответственных за эмоции, американский профессор Х. Дельгадо вступил в единоборство с разъяренным быком. В момент опасной атаки ученый-матадор нажал кнопку маленького радиопередатчика, раздражавшего определенный отдел бычьего мозга, где был вживлен электрод, - и бык остановился, несмотря на то, что Дельгадо на арене был с красным плащом. После нажатия второй кнопки, бык повернулся и безразлично побрел к изгороди.

     Судя по опытам, пишет профессор П. В. Симонов, особо опасны для здоровья человека не активные отрицательные эмоции, а пассивные – отчаяние, тревога, боязливость, депрессия, чувство вины, сожаления, угрызений совести.

     Когда нет эмоций, личность человека меркнет. Люди с эмоциональной тупостью перестают реагировать, перестают желать, для человека это катастрофа.

     В отдельных случаях отрицательные эмоции и стресс не зло, а благо, так как иногда неприятности и страдания могут превратить человека в сгусток энергии. Известно, что самый бурный заряд творческой энергии у Пушкина был в Болдинскую осень, когда поэт был в разлуке с невестой Н. Н. Гончаровой, и в очень короткий срок создал целый ряд произведений.

     Чтобы не возникли вредные эмоции, пишет академик П. Анохин, следует между стимулом и эмоций включать интеллект и логику. Совет мудрый, но трудновыполнимый, так как не каждый способен правильно оценивать ситуацию и разумно защищаться. Многие заболевания возникают от раздражений, от излишеств и перенапряжения, от невозможности разрядить свои отрицательные эмоции. Схема болезни такова: Раздражение (внешнее или внутреннее) вызывает извращенную реакцию организма, а она ведет к столкновению процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, а столкновения ведут к поломке “живого механизма”.

     Великими знатоками человеческих эмоций были писатели, художники, артисты. Они отразили это в произведениях искусства. Эмоции отражаются на внешнем облике человека. Известно, что эмоция злости выражается оскалом зубов и блеском глаз, при боли и страданиях всегда приподняты внутренние части бровей, изумление выражается раскрытием глаз и рта, при пренебрежении характерны полуоборот и опущенная нижняя губа.  

     Обратимся к историческим личностям, известными своей жестокостью. Рассказывали, что, когда блестели ”стальные глаза” Наполеона, трепетал даже храбрейший Ланн. Почему? Блеск глаз – это накопленная энергия, а она, как мы знаем, должна разрядиться. Сын конюха, дважды спасавший жизнь Бонапарта, маршал Ланн трепетал потому, что разрядка эмоции у корсиканца была беспощадной. После битвы под Абакуром, на севере Африки, где высадилось 15 тыс. турок, Наполеон всех их уничтожил, хотя многих можно было взять в плен. То же он сделал при осаде крепости Яффа: уничтожил 5 тыс. пленных. Хотя дал честное генеральское слово, что если яффцы сдадутся, он всем сохранит жизнь. По преданию, один из самых жестоких деспотов истории Тимур в детстве был изуродован отцом и стал хромым. Где проходили орды “железного хромца”, там всегда оставались руины. Взор у Тимура был тусклым, лицо – безжизненным. Историки пишут, что он не улыбнулся ни разу за 30 лет! И любил строить пирамиды из человеческих черепов.

    Жестокость – отвратительное и безнравственное в человеческом обществе. Если люди хотят долгой и счастливой жизни, то они должны добиваться установления между собой добрых, дружеских отношений, искореняя зло, зависть, эгоизм. Это существенно не только с точки зрения социальной, но и с физиологической. Сосуды расширяются не только от минеральных ванн, сна и смеха, но и от встречи с добром и красотой! У итальянцев есть такое выражение: ”Спешите делать добро!” Очень нужно чтобы люди помогали друг другу. Добро в человеке пробуждается от соприкосновения с прекрасным. Искусство – самый мощный рычаг для стимулирования положительных эмоций.

Библиография

  1. Айрапетов С. Г. “Красота, эмоции и здоровье”. Изд-во “Молодая Гвардия”, М., 1987
  2. Бардин С.М. “Учитесь властвовать собой”. Изд-во “Советская Россия”, М., 1976
  3. Таран Л. Н. “Дети и их воспитание”. Изд-во “Знание”, М., 1981
  4. Ярошевский М.Г. “Истории психологии”. Изд-во “Мысль”, М., 1985

       

           

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Право на достойную жизнь имеет каждый"

Эссе: право на достойную жизнь имеет каждый ребенок с ОВЗ...

Ценность книги для современного ребенка, который с первых дней жизни имеет дело с цифровыми технологиями.

Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных на современном этапе. В соответствии с ФГОС, сегодня необходимо приобщать ребенка к книге, к чтению уже в дошкольный период, иначе трудно...

Значение художественной литературы в жизни наших детейХудожественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает пре

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает пр...

К. Ушинский «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Ни какие уставы и программы, ни какой искусственный организм заведения, как бы хитро он

laquo;Особая сфера воспитательной работы-ограждение детей, подростков и юношества отодной из самых больших бед- пустоты души, бездуховности…Настоящий человек начинается там где есть святыни ду...