Подвижные игры (старшая группа)
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Павлечко Анастасия Сергеевна

Тема недели: «До свидания лето, здравствуй детский сад!»

- подбор игр для данной темы связан с общением детей, коллективными заданиями, командными играми;

- отмечать детей, которые проявили больше усердия в командных играх, были более внимательными и т.п.

 

«Угадай, чей голосок?»

Цель: совершенствовать слуховую память и внимательность; воспитывать честность.

Интенсивность: малоподвижная.

Инвентарь: нет.

Описание игры: Дети становятся свободно по залу с закрытыми глазами. Воспитатель ходит м/у детей и кого похлопает по плечу, тот должен громко сказать: «Мяу!» или «Гав!», или «Му!» и т.п. Все ребята стараются угадать  того, кто кричал. Игра повторяется 2-3 раза.

Примечания: Следить, чтобы дети не подсматривали. Отметить тех, кто был самым внимательным.

Усложнение: 1.При повторении игры дети меняют свои места. 2. Говорят шёпотом.

 

 «Мяч соседу»

Цель: способствовать развитию координационных способностей, быстроты и ловкости; совершенствовать навык обращения с мячом.

Интенсивность: средней подвижности.

Инвентарь: 2-4 мяча.

Описание игры: Игроки образуют круг, размещаясь, в шаге друг от друга. Игрокам, которые стоят друг напротив друга, даются мячи. По сигналу руководителя игроки начинают передавать мячи из рук в руки по часовой стрелке. Задача игроков – быстро передавать мячи, чтобы один мяч догнал другой. Игрок, у которого в руках окажется два мяча – проиграл, выходит из игры. Игра длится 3-5 минут.

Примечания: Нельзя передавать мяч через игрока, бросать мяч. Если игрок уронил мяч, то он идёт, поднимает мяч и становится на своё место, в это время второй мяч не останавливается. Побеждают те игроки, которые ни разу не уронили мяч. 

Усложнение: 1. Постепенно в игру добавлять еще мячи.

2. Передавать мяч за спиной или только левой (правой) рукой и т.п.

3. По сигналу передавать мяч в другую сторону.

 

«Третий лишний»

Цель: развивать быстроту, ловкость и двигательную координацию; способствовать развитию внимания и морально-волевых качеств.

Интенсивность: подвижная, с бегом.

Инвентарь: нет.

Описание игры: Все встают в круг лицом попарно: один человек, а за спиной другой. Одна пара остается за кругом. По сигналу один догоняет другого. Тот, кто убегает, может спастись от погони, встав к любой паре третьим. Вставать нужно перед первым игроком пары, тогда стоящий у него за спиной игрок становится третьим (лишним) и должен убегать от погони. Тот, кого догоняли и коснулись сам становиться догоняющим и должен ловить.

Примечания: Убегающий должен бегать  строго по внешнему кругу (не разбегаясь по всей площадке) в противном случае игрок считается пойманным. При ловле нельзя хватать игроков. Нельзя пробегать через круг. Следить, чтобы другие игроки не препятствовали.

Усложнение: 1. Изменить вид передвижения – прыжками на двух ногах, на одной ноге, подскоками и пр. 2. Убегающему, можно пробегать через круг, а догоняющему нет. Но задерживаться в кругу нельзя.

 

«Прятки до …»

Цель: совершенствовать такие качества, как осторожность, внимание, терпение и самостоятельность; формировать исследовательскую и познавательную черты характера.

Интенсивность: средней подвижности, на внимание.

Инвентарь: нет.

Описание игры: Выбирается водящий. Дети договариваются, до какого числа он будет считать, прежде чем пойдет на поиски всех остальных. Вторая договоренность: водящим нового кона становится тот, кого отыскали первым или последним (тогда игра называется «до первого» или «до последнего»).

Водящий закрывает глаза и вслух произносит счет. В это время остальные игроки должны успеть спрятаться. Водящий открывает глаза и пускается на поиски. Если кто-то из игроков видит со своего места, что водящий ушел, то он может выбежать, подбежать к месту водящего и постучать: «Тук-тук, за себя!» Так игрок спасает себя от возможности стать водящим в следующем кону.

Примечания: Перед игрой объяснить детям, чтобы они прятались как можно лучше, оговорить условные границы, за которые нельзя прятаться. Иногда, пока водящий зажмуривает глаза, кто-то из игроков может остаться возле него, чтобы сразу же «застучаться». На этот случай водящий должен произнести еще важную присказку: «Кто за мной стоит, тот в огне горит!» - пусть прячутся и играют по всем правилам!

Усложнение: Тот, кого нашли, бежит с водящим на перегонки до места, где начиналасьигра. Победивший игрок спасает себя от возможности стать водящим в следующем кону.

 

«Перемена мест»

Цель: закреплять знания и умения о видах перестроения; развивать внимание и скорость реакции.

Интенсивность: подвижная, на внимание.

Инвентарь: нет.

Описание игры: Разделившись на две равные группы, играющие выстраиваются шеренгами на разных сторонах площадки. Стоя перед группами так, чтобы всем было видно, воспитатель показывает движения (легкие гимнастические упражнения). Все должны эти движения повторять. Неожиданно воспитатель дает команду: «Перемена!» Обе шеренги должны быстро, не сталкиваясь, поменяться местами.

Выигрывает та группа, которая быстрее в полном порядке построилась на новом месте. После этого игра возобновляется.

Примечания: Меняться местами можно только после сигнала воспитателя.Следить, чтобывсе дети повторяли движения.

Усложнение: 1. Показ и команды осуществляет ребенок. 2. Строиться каждый раз по-новому  - круг, колонна, парами и пр.

«Запрещенное движение»

Цель: закреплять знания и умения о видах перестроения; развивать внимание и координацию движений.

Интенсивность: средней подвижности, на внимание.

Инвентарь: нет.

Описание игры: Играющие образуют круг. Водящий заранее договаривается с ними, какое движение они не должны делать, например: поднимать руки вверх или приседать, или хлопать в ладоши и т.д. Несколько раз повторяет, чтобы все это запомнили. Затем водящий показывает движения, которые дети повторяют. Кто повторит запрещенное движение – выбывает из игры.

Примечания: Движения можно выполнять под музыку. Игра продолжает до 3-5 выбывших, затем водящий меняется. Отметить тех, кто ни разу не был выбывшим.

Усложнение: Отменить показ движений, а давать только устные команды.

 

«Вышибалы»

Цель: закреплять навык метания мяча в подвижную цель; способствовать развитию глазомера, меткости и внимательности.

Интенсивность: подвижная, с метанием.

Инвентарь: плоский обруч, мяч.

Описание игры: Выбирается водящий — «вышибала». Он стоит в центре площадки (например, в плоском кольце или начерченном круге), в котором он должен обязательно находиться во время броска мяча. Дети стоят свободно.

По сигналу водящего:«Раз, два, три — беги!» - дети разбегаются по залу, водящий старается попасть в них мячом (по ногам). Те, в кого попали мячом, садятся на скамейку или отходят в сторону. Игра продолжается до 3-5 «выбитых», затем происходит смена водящего из числа не «выбитых» детей.

Примечания: При разучивании правил этой игры  лучше, если водящим будет воспитатель.Водящий может бросать мяч только со своего места. Следить, чтобы дети не сталкивались.

Усложнение: 1. «Вышибала» может выбивать с любого места. 2. Детям нельзя сходить со своих мест, можно только уклоняться, приседать, подпрыгивать и пр.

 

«Липучка»

Цель: способствовать развитию умения ориентироваться в пространстве, ловкости и внимательности; учить детей взаимодействовать друг с другом, согласовывать действия.

Интенсивность: подвижная, с бегом.

Инвентарь: нет.

Описание игры:  Все дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются  поймать сверстников. При этом приговаривают: «Я - липучка – приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.

Примечания: До начала игры предупредить детей о том, чтобы они действовали согласованно, дружно. Те ребята, которые разомкнули руки («порвали липучку») из игры выбывают.

Усложнение: 1. «Липучая» компания должна образовать круг и таким образом передвигаться. 2. Сцепляться  определенным способом – руки на плечи, под руки, спиной друг к другу и пр.

 

«Уголки»

Цель: способствовать развитию ловкости, пространственной координации и скорости реакции; развивать вестибулярный аппарат.

Интенсивность: подвижная, с бегом и равновесием.

Инвентарь: нет.

Описание игры: Для этой игры можно использовать песочницу квадратной формы или просто нарисованный на земле квадрат. Водящий находится в центре песочницы и внимательно наблюдает за игроками, которые размещаются в углах квадрата. А они могут перебегать из одного угла в другой – вдоль сторон квадрата или даже по игровому полю. Водящий может либо осалить кого-то из перебегающих игроков, либо занять свободное место в уголке.

Примечания: Если игра проводится на песочнице, предупредить о возможности травм. Вдвоем в углу находиться нельзя.

Усложнение: Пробегать через поле нельзя, только по бортикам песочницы.

 

«Вдвоем в обруче»

Цель: закреплять знания о различных видах ходьбы,  бега и прыжков; развивать ловкость, пространственную координацию и скоростные качества.

Интенсивность: подвижная, на внимание

Инвентарь: обручи.

Описание игры: Обручи лежат на полу по кругу. В каждом обруче — двое детей. Воспитатель дает задание: легкий бег (или подскоки, или боковой галоп и т.д.) и включает музыку. Дети выполняют движения около обручей по большому кругу до тех пор, пока играет музыка. Как только музыка перестает играть, дети должны бегом занять любой обруч попарно. Тот, кто не успел, становится проигравшим. Игра повторяется 2-3 раза.

Примечания: Дети должны находится на одинаковом расстоянии от обручей. Занимать обруч можно только после окончания музыки.

Усложнение: 1. Пара не должна меняться и при выбывании одного игрока из пары, выбывает и второй. 2. При каждом повторении игры, пара должна каждый раз образовываться новая.

 

«Успей выбежать»

Цель: способствовать развитию ловкости, внимания и скорости реакции; закреплять знания о различных видах ходьбы,  бега и прыжков; учить согласованности действий.

Интенсивность: подвижная, на внимание.

Инвентарь: нет.

Описание игры: Дети делятся на две команды. Одни образуют круг, другие играющие в середине. Дети по кругу, взявшись за руки, идут (или бегут). Стоящие в центре круга хлопают в ладоши в такт ходьбы (или бега).

По сигналу педагога: «Хоп!» - дети останавливаются и поднимают вверх сцепленные руки. Педагог считает до трех. За это время стоящие в середине должны выбежать из круга. После счета «три» дети быстро опускают руки. Не успевшие выбежать, считаются проигравшими.

Примечания: Выбегать можно только после сигнала воспитателя. Вырываться, после того как дети опустят руки нельзя.

Усложнение: Дети по кругу, после сигнала, не останавливаются, а только поднимают руки. Дети должны успеть пробежать в образовавшиеся «ворота».