Главные вкладки

    Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры для детей.
    статья (младшая группа) на тему

    Меркушева Светлана Викторовна

    Пальчиковая гимнастика и игры развивают ловкость пальцев, их подвижность, а весёлые стишки помогают детям снять эмоциональное напряжение и поднять настроение. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл palchikovaya_gimnastika_dlya_malyshey.odt26.97 КБ

    Предварительный просмотр:

                          Пальчиковая гимнастика для вашего малыша.

    Многочисленными исследованиями ученых была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный (речевой) аппарат, но и развивать движения пальцев. Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством стимуляции активности коры головного мозга, что способствует развитию мышления и внимания. 

    Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше  нечем занять (например в дороге или в очереди).

    Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае.Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки-белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело - разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккапунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности аккапунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце. А если пальчиковую гимнастику еще и разнообразить пальчиковым театром, то это подарит вам и ребёнку много положительных эмоций!     "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи рук и пальцев. Многие пальчиковые игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д. Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь "пальчиковую игру", он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок. Также "пальчиковые игры" способствуют развитию слуховой памяти. Ребенок в непринужденной форме заучивает веселое стихотворение, тем самым, тренируя память.

    Простые правила игры                                                                                                                    1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).
    2. Обязательно чередуйте три типа движений: сжатие, растяжение и расслабление.
    Как еще активизировать пальчики    малыша:                                                                                        1. Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял).
    2. Нанизать на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.
    3. Игры с деревянными бусами, счетами, пирамидками.
    4. Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр                                                                                                                             5. Лепка из теста или пластилина.                                                                                                                                Это только малая доля тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и
    с пользой провести время.                                                                                                               Несколько упражнений пальчиковой гимнастики для детей в стихах:                                                                                          

    Друзья - садоводы

    Палец толстый и большой
    В сад за сливами пошёл.
    (Ладошка собрана в "кулачок". Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)
    Указательный с порога
    Указал ему дорогу.
    (Отгибаем указательный пальчик, далее "сгибаем-разгибаем")
    Средний палец самый меткий,
    Он сбивает сливы с ветки.
    (Отгибаем средний пальчик, "сгибаем-разгибаем" его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)
    Безымянный подбирает,
    (Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)
    А мизинчик-господинчик
    В землю косточки бросает!
    (Отгибаем мизинчик)

    Апельсин

    (Рука сжата в кулачок)
    Мы делили апельсин.
    (Крутим кулачком вправо-влево)
    Много нас, а он один!
    (Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
    Эта долька для ежа,
    (Разгибаем указательный пальчик)
    Эта долька для чижа,
    (Разгибаем средний пальчик)
    Эта долька для утят,
    (Разгибаем безымянный пальчик)
    Эта долька для котят,
    (Разгибаем мизинчик)
    Эта долька для бобра,
    (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
    Ну, а волку - кожура.
    (Двумя руками показываем волчью пасть)
    Он сердит на нас - беда!
    (Складываем руки домиком)
    В домик прячемся - сюда!

               Шарик

    (Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)
    Надуваем быстро шарик.
    (Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут)
    Он становится большой.
    (Соприкасаем ладошки друг с другом полностью)
    Вдруг шар лопнул,
    воздух вышел -
    (Смыкаем вместе пальчики)
    Стал он тонкий и худой!

       Летела сова (Машем руками)
    Летела сова,
    Весёлая голова.
    Летела-летела,
    (Кладём руки на голову)
    На головку села.
    Села, посидела,
    Головой повертела
    (Снова машем руками)
    И опять полетела.                                                                                                                                    
    Паучок                                                                                                                                      (Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
    Паучок ходил по ветке,
    А за ним ходили детки.
    (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)
    Дождик с неба вдруг полил,
    (Хлопок ладонями по столу/коленям.)
    Паучков на землю смыл.
    (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)
    Солнце стало пригревать,
    (Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
    Паучок ползёт опять,
    ("Паучки" ползают по голове.)
    А за ним ползут все детки,
    Чтобы погулять на ветке.                                                                                                                  
    Зимняя прогулка                                                                                                                (Загибаем пальчики по одному)
    Раз, два, три, четыре, пять
    ("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
    Мы во двор пришли гулять.
    ("Лепим" комочек двумя ладонями)
    Бабу снежную лепили,
    (Крошащие движения всеми пальцами)
    Птичек крошками кормили,
    (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
    С горки мы потом катались,
    (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
    А ещё в снегу валялись.
    (Отряхиваем ладошки)
    Все в снегу домой пришли.
    (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
    Съели суп и спать легли.                                                                                                                          
    Белка                                                                                                                                                  (В самом начале кулачек сжат)
    Сидит белка на тележке,
    Продаёт она орешки:
    (Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)
    Лисичке-сестричке,
    Воробью, синичке,
    Мишке толстопятому,
    Заиньке усатому…                                                                                                                              
    Наша семья                                                                                                                                   (По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)
    Этот пальчик большой -
    Это папа дорогой.
    Рядом с папой - наша мама.
    Рядом с мамой - брат старшой.
    Вслед за ним сестренка -
    Милая девчонка.
    И самый маленький крепыш -
    Это славный наш малыш.                                                                                                      
    Пятачок  (Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны вправо)
    Поросенок Пятачок
    Отлежал себе бочок!
    (Встаём, выпрямляемся, поднимаем руки вверх - потягиваемся)
    Встал на ножки,
    Потянулся!
    (Приседаем на корточки и делаем наклон вперёд, руки держим прямо перед собой)
    А потом присел,
    Нагнулся!
    (Встаём, делаем прыжки на месте. Руки на поясе, делаем ходьбу на месте)
    И немножко поскакал,
    И на месте пошагал.
    (Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны влево)
    А потом опять прилёг, -
    Но уже на левый бок!

    Лодочка                                                                                                                                                Две ладошки прижму,
    И по морю поплыву.
    (Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)
    Две ладошки, друзья, -
    Это лодочка моя.
    (Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")
    Паруса подниму,
    (У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)
    Синим морем поплыву.
    (Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой")
    А по бурным волнам
    Плывут рыбки тут и там.
    (Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")                                                                                    
    Мышка                                                                                                                                               Мышка в норку пробралась,
    (Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
    На замочек заперлась.
    (Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
    В дырочку она глядит,
    (Делаем пальчиками колечко)
    На заборе кот сидит!
    (Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

    Кораблик

    По реке плывёт кораблик,
    (Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")
    Он плывёт издалека,
    (Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль")
    На кораблике четыре очень храбрых моряка.
    (Показать 4 пальца)
    У них ушки на макушке,
    (Приставляем обе ладошки к своим ушам)
    У них длинные хвосты,
    (Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)
    И страшны им только кошки, только кошки да коты!
    (Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")
    В конце этой игры можно спросить у ребёнка:
    -Что за моряки были на кораблике?
    Ответ: мышки

    Рыбки

    (Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)
    Пять маленьких рыбок играли в реке,
    (Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)
    Лежало большое бревно на песке,
    (Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.)
    И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!"
    (Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).)
    Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко."
    (Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)
    А третья сказала: "Мне хочется спать!"
    (Быстро качаем ладонями – дрожь.)
    Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
    (Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)
    А пятая крикнула: "Здесь крокодил!
    (Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)
    Плывите отсюда, чтоб не проглотил!"

    Шла кукушка

    (Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)
    Шла кукушка мимо рынка,
    (Ладони соединяются "ковшом" – корзинка.)
    У неё была корзинка,
    (Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)
    А корзинка на пол - бух!
    (Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.)
    Полетело десять (девять, восемь) мух!

    Пчёлки

    (Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке".)
    Домик маленький на ёлке,
    Дом для пчёл, а где же пчёлки?
    (Заглядываем в "улей".)
    Надо в дом постучать,
    (Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.)
    Раз, два, три, четыре, пять.
    Я стучу, стучу по ёлке,
    Где же, Где же эти пчёлки?
    (Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.)
    Стали вдруг вылетать:
    (Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)
    Раз два, три, четыре, пять!

    Медузы

    (Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.)
    Две огромные медузы
    Прилепились пузом к пузу.
    (После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.)
    Выгнем щупальца сильнее-
    Вот как гнуться мы умеем!

     Ладушки ладошки

    (Играя в эту пальчиковую игру можно проявить фантазию. Выполняйте движения которые вам подскажет сюжет стихотворения.)
    Мыли мылом ручки.
    Мыли мылом ножки.
    Вот какие ладушки,
    Ладушки ладошки!
    Наварили кашки
    Помешали ложкой.
    Вот какие ладушки,
    Ладушки ладошки!

    Строили ладошки
    Домик для матрешки.
    Вот какие ладушки,
    Ладушки ладошки!

    Курочке Пеструшке
    Накрошили крошек.
    Вот какие ладушки,
    Ладушки ладошки!

    Хлопали ладошки
    Танцевали ножки.
    Вот какие ладушки,
    Ладушки ладошки!

    Прилегли ладошки
    Отдохнуть немножко.
    Вот какие ладушки,
    Ладушки ладошки!

    Надеюсь, что эти  упражнения пальчиковой гимнастики для детей  помогут  ребенку начать болтать  без умолку


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

    Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА и ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

    Рекомендации для родителей...

    Пальчиковая гимнастика и Пальчиковые игры

    Документ содержит картотеку пальчиковых игр для детей раннего возраста...

    Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

    Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

    Статья "Значение пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для развития речи детей дошкольного возраста"

    Статья поможет узнать значение пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики, как и когда необходимо заниматься с детьми в различные периоды дошкольного детства....

    Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

    Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...