Роль родителей в оздоровлении детей
статья на тему

Никитина Светлана Григорьевна

Здоровье – это состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и  физических дефектов.

Известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов (особенности внутриутробного развития, наследственная предрасположенность, социальные условия и др.). К наиболее значимым внешним факторам, определяющим развитие ребенка, относится семейное воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_roditeley_v_ozdorovlenii_detey.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Роль родителей в оздоровлении детей

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является очень актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети.

Здоровье – это состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и  физических дефектов.

Известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов (особенности внутриутробного развития, наследственная предрасположенность, социальные условия и др.). К наиболее значимым внешним факторам, определяющим развитие ребенка, относится семейное воспитание. Родители имеют возможность развивать личность ребенка, исходя из его индивидуальных возможностей, которые знают лучше, чем кто-либо другой. Они хотят видеть своих детей здоровыми, жизнерадостными, активными, выносливыми, сильными, умными. Е.Н.Вавилова(1986) отмечает, что наряду с совершенно естественной заботой о чистоте тела ребенка, удовлетворении потребностей в пище крайне необходимо обеспечить и потребность в движениях.

Однако родители не всегда знают, что же нужно делать, чтобы обеспечить ребенку нормальное развитие.

Недостаточные знания возрастных особенностей  развития детей, применение дома ошибочного двигательного режима в период грудного возраста приводят к тому, что в три года дети приходят в детский сад уже с нарушениями координации движений и неправильной осанкой.

С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Вначале эти движения беспорядочны. Однако постепенно они начинают приобретать более координированный и целенаправленный характер: хочет достать игрушку, дотянуться до мамы, поднять рукой свою ногу. Формирование этой важной для жизнедеятельности потребности в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие ребенка взрослые создают необходимые условия, способствуют своевременному освоению доступных по возрасту движений. Надо стимулировать желание ребенка преодолевать некоторые затруднения: положить на его дороге небольшую палочку, предложить подлезть под ветку, взойти на бугорок. Надо знать, что малышу свойственно многократное повторение движений как во время овладения ими, так и после уже появившегося двигательного умения. Без устали ребенок влезает на ящик и слезает с него, бесконечное число раз, бросает на пол игрушку, мяч, погремушку и требует, чтобы ему подавали ее. Взрослые должны терпеливо относиться к этим стремлениям малыша, помогать ему созданием условий, своим неподдельным интересом к его попыткам действовать, к его достижениям в двигательной деятельности (В.А.Доскин, Л.Г.Голубева, 2002).

Отношение родителей к физическому воспитанию детей существенным образом зависит от системы их ценностных ориентаций на различные качества и способности личности; от места, которое они в этой системе отводят ценностям физической культуры, физическим способностям человека в том числе.

К сожалению, уровень знаний и умений большинства родителей в области воспитания здорового ребенка невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их детям уже требуется помощь медиков или психологов. Это обусловлено тем, что большинство родителей не понимают самой сущности здоровья, рассматривая его только как отсутствие заболеваний. Поэтому средства укрепления здоровья детей они видят только в лечебных и закаливающих мероприятиях, рациональном питании. При этом совершенно не учитывается взаимосвязь всех составляющих здоровья – физического, психического и социального.

Интенсивность же физического развития детей, их здоровье зависят во многом от активности родителей, их отношения к физическому развитию детей, и от создания дома рационального двигательного режима. Он должен включать в себя организованную и самостоятельную двигательную деятельность детей. К организованной деятельности относятся следующие формы:

  • ежедневная утренняя гимнастика;
  • подвижные игры и упражнения на воздухе и в помещении;
  • физкультминутки;
  • гимнастика после дневного сна;
  • совместные с родителями прогулки на детской площадке, в парке, в лесу.

Утренняя гимнастика может включать в себя ходьбу, бег, дыхательные упражнения, прыжки, упражнения корректирующие осанку (повороты, наклоны, приседания, упражнения для укрепления мышц спины и живота в положении сидя и лежа). Ребенок охотно будет заниматься зарядкой, если взрослые делают упражнения вместе с ним.

Для организации самостоятельной двигательной деятельности детей, родителям следует позаботиться о создании физкультурно-игровой среды дома. Правильный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования способствуют развитию двигательной сферы ребенка, позволяют более полно удовлетворить его потребность в движении, формируют базовые умения и навыки, расширяют возможности использования разных видов упражнений. Так, лазанье по гимнастической стенке, канату, упражнения на перекладине, кольцах значительно увеличивают амплитуду движений, улучшают гибкость опорно-двигательного аппарата. Упражнения с мячом, обручем способствуют развитию быстроты двигательных реакций, балансирование на крупном набивном мяче, цилиндре, ходьба по шнуру, палке развивают координацию и ловкость. С целью укрепления мышц стопы и профилактики плоскостопия можно использовать массажеры, мелкие предметы (колечки, карандаши, шарики) для захвата их пальцами ног, ребристые доски, гимнастическую палку. Рациональные подбор и размещение физкультурного оборудования создают также благоприятные условия для раскрытия творческих замыслов ребенка, который получает возможность самостоятельно выбирать интересные для него движения (Г.И.Погадаев,2003).

Одним из важных требований к отбору оборудования является безопасность его использования устойчивость и прочность. Для обеспечения страховки, предотвращения травматизма желательно иметь гимнастический мат.

В комплекты оборудования можно включать разные по величине предметы: крупногабаритные (гимнастическая лестница, мягкие модули, детские минни-стадионы) и мелкие (резиновые кольца, мячи, шары, обручи и т. д.). При создании физкультурно-игровой среды родителям нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его интересы.

Однако можно заметить, что интенсивность физического развития детей, их здоровье зависят не столько от наличия дома спортивного комплекса и оборудования, сколько от физкультурно-спортивной активности родителей и их отношения к физическому развитию детей. Решающее влияние на приобщение детей к физическим упражнениям и к здоровому образу жизни оказывают личный пример родителей, совместные занятия с детьми двигательно-игровой деятельностью и правильная оценка ценности занятий физическими упражнениями.

Нельзя не согласиться с утверждением Г.С. Никифорова (2003), что, в дошкольном возрасте дети отличаются повышенной чувствительностью к мнениям и оценкам окружающих; они эгоцентричны, что проявляется в желании быть в центре внимания; испытывают высокую потребность в эмоциональных контактах. В связи с этим очень важно отношение родителей к здоровью ребенка. Адекватная оценка родителями здоровья ребенка в значительной степени отражается на особенностях его поведения и самочувствии. Формирующийся в процессе общения с родителями и другими взрослыми уровень знаний и представлений ребенка-дошкольника об окружающем мире отражается на особенности его представлений о собственном теле, внешнем облике, самочувствии. Реальное отражение своего здоровья детьми дошкольного возраста в значительной степени обусловлено оценкой и отношением родителей к здоровью ребенка.

Все здравомыслящие родители понимают, что их здоровье и здоровье их детей – важная жизненная ценность. Однако отношение родителей к здоровью ребенка нередко носит формальный характер. На вопрос: «Что нужно ребенку чтобы он был здоров?» большинство родителей утверждают: хорошее питание, свежий воздух, хорошее медицинское обслуживание. Почти никто из них, не обратил внимания на то, что для здоровья ребенка важно и полноценное общение с ним, эмоциональные контакты, а также понимание родителями истинных потребностей ребенка (Г.С. Никифоров, 2003).

Общеизвестна роль физической культуры в  развитии человека, и чем раньше мы начнем формировать у детей привычку начинать день с зарядки, тем прочнее будет здоровье.

Пример родителей ничем незаменим. К сожалению, лишь 12% семей в России начинают день с гигиенической зарядки. Для сравнения: в США – 78%, в Японии 68%.

  Понятие «здоровый образ жизни» - концентрированное выражение                 взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья и развития условиях. Он выражает определенную ориентированность деятельности личности в направлении укрепления и развития личного (индивидуального) и общественного здоровья. Здоровье по сути своей должно быть первейшей потребностью человека, но удовлетворение этой потребности, доведение ее до оптимального результата носит сложный, своеобразный, часто противоречивый характер и не всегда приводит к необходимому результату. Эта ситуация обусловлена рядом обстоятельств, и прежде всего тем, что:

  • в нашем государстве у населения еще не сформирована, в достаточной степени, положительная мотивация на бережное отношение к своему здоровью;
  • в человеческой природе заложена медленная реализация обратных связей (как негативных, так и позитивных воздействий на организм человека);
  • здоровье в обществе, еще не стало на первое место в иерархии потребностей человека.

Абсолютно ясно, что ведение здорового образа жизни предполагает:

  • стремление к физическому совершенству;
  • достижение душевной, психической гармонии в жизни;
  • обеспечение полноценного питания;
  • исключение из жизни саморазрушающего поведения (курения, алкоголизма, наркомании, гиподинамии и др.);
  • соблюдение правил личной гигиены, закаливание организма  (Г.С.Никифоров, 2003).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ. Праила родителям по оздоровлению детей

Основные правила закаливания детского организма. зарядка. Выбор правильных игрушек...

Сообщение из опыта работы на тему: "Роль родителей в оздоровлении и приобщении ребенка к здоровому образу жизни".

Активная профилактика нарушения здоровья у детей предполагает обучение здоровому образу жизни и формирование правильного отношения детей к своему здоровью. Конечно, не стоит ждать осмысления ценности ...

Сообщение из опыта работы на тему: "Роль родителей в оздоровлении и приобщении ребенка к здоровому образу жизни".

Сообщение  из опыта  работы  на тему: "Роль  родителей  в оздоровлении  и  приобщении  ребенка  к  здоровому  образу жизни"....

Сообщение из опыта работы на тему: "Роль родителей в оздоровлении и приобщении ребенка к здоровому образу жизни".

Сообщение  из опыта  работы  на тему: "Роль  родителей  в оздоровлении  и  приобщении  ребенка  к  здоровому  образу жизни"....

"Роль родителей в оздоровлении и приобщении ребенка к здоровому образу жизни".

quot;Роль  родителей  в оздоровлении  и  приобщении  ребенка ...

"Роль родителей в оздоровлении и приобщении ребенка к здоровому образу жизни".

Сообщение  из опыта  работы  на тему: "Роль  родителей  в оздоровлении  и  приобщении  ребенка ...

Консультация для родителей " Роль родителей в оздоровлении дошкольников"

Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением, ведь это значит заложить фундамент в развитие з...