Картотека упражнений по артикуляционной гимнастике
картотека на тему

Сухарева  Ирина Алексеева

Упражнения по артикуляционной гимнастике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  учреждение

«Детский сад №38»

г. Сыктывкар

Картотека упражнений

по артикуляционной гимнастике

Составила: музыкальный руководитель

первой квалификационной категории

Сухарева Ирина Алексеевна

Введение

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

Совместно с логопедом мы составили комплекс упражнений необходимых  для работы артикуляционного аппарата для правильного произношения звуков, которые применяю на занятиях по образовательной области «Музыка»

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. 4. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
 

упр. для губ

упр.для губ и щек

упр. Для языка

динамические. упр-я

упр-я для нижней челюсти

упр-я на звуки

1. Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2.
Хоботок (Трубочка).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3.
Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4.
Бублик (Рупор).
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
5.
Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок.
Чередование положений губ.
6.
Кролик.
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для развития подвижности губ

1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
2.
 Улыбка - Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
3.
Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
4.
Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".
7.
Уточка.
Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
8.
Недовольная лошадка.
Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.
Если губы совсем слабые: 
- сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,
- удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),
- удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть.

1.Покусывание, похлопывание и растирание щек.
2.
Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3.
Голодный хомячок.
Втянуть щеки.
4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка

1. Птенчики.
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
2.
Лопаточка. 
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
3.
Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
4.
Иголочка (Стрелочка. Жало). 
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
5.
Горка (Киска сердится). 
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
6.
Трубочка.
Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
7.
Грибок. 
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
10.
Вкусное варенье.
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
11.
Оближем губки.
Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

1.Птенчики.
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
2.
Лопаточка. 
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
3.
Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
4.
Иголочка (Стрелочка. Жало). 
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
5.
Горка (Киска сердится). 
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
6.
Трубочка.
Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
7.
Грибок. 
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

1. Часики (Маятник).
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
2.
Змейка.
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
3.
Качели.
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
4.
Футбол (Спрячь конфетку).
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
5.
Чистка зубов.
Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
6.
Катушка.
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.
7.
Лошадка.
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
8.
Гармошка.
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
9.
Маляр.
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
10.
Вкусное варенье.
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
11.
Оближем губки.
Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

1. Трусливый птенчик.
Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.
2.
Акулы.
На счет "один" челюсть опускается, на "два" - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет "три" - челюсть опущена на место, на "четыре" - челюсть даигается влево, на "пять" - челюсть опущена, на "шесть" - челюсть выдвигается вперед, на "семь" - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.
3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.
4.
 Обезьяна.
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.
5.
Сердитый лев.
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее - с шепотным произнесением этих звуков.
6.
Силач.
Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

1. Чьи зубы чище?
Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Описание: широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
2.
Маляр
Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Описание: улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.
3.
Кто дальше загонит мяч?
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
4.
Вкусное варенье.
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
6.
Барабанщики

Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
7.
Лошадка.
Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
8.
Приклей конфетку.
Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх.
5.
Кто дальше загонит мяч. 
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.


Литература:
1.Е.Краузе "Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие" Издательство: Корона-Принт
2. Анищенкова Е. С. "Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников". Издательство: АСТ
3. "Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет"
Издательство: Карапуз Год издания: 2003
4. Костыгина В. "Бу-Бу-Бу. Артикуляционная гимнастика (2-4 года)"
Издательство: Карапу.з Год издания: 2007
5. Пожиленко Е. А. "Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей..."
Издательство: Каро Год издания: 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ...

Картотека упражнений для артикуляционной гимнастики

Картотека содержит практический материал ( артикуляционную гимнастику) для развития звуковой культуры речи детей дошкольного возраста....

Картотека упражнений для артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастикаУпражнение для расслабления мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).  Упражнение укрепляет жевательно-артикуляторные мышцы....

КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙДЛЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ...

Картотека упражнений для артикуляционной гимнастики

Картотека упражнений для артикуляционной гимнастики....

Картотека упражнений для артикуляционной гимнастики

Картотека упражнений для артикуляционной гимнастики...

Картотека упражнений для артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет....