Конспект "Путешествие в страну органов чувств"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Гусева Ирина Валентиновна

Занятие на формирование у детей представления о значимости органов чувств для жизнедеятельности человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_puteshestvie_v_stranu_organov_chuvstv.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №77

Конспект

 открытой НОД

в старшей группе №5

«Путешествие в страну органов чувств»

Провела: воспитатель высшей категории

Гусева И.В.

октябрь, 2014 год

г.Раменское

Цель: 

- формировать у детей представление о значимости органов чувств  для жизнедеятельности человека.

Задачи: 

- побуждать детей к познанию органов  чувств,  значением  органов чувств;

-развивать зрительное, музыкально-слуховое, тактильное, вкусовое,  обонятельное восприятие, память, мышление;

- учить делать выводы на основе наблюдений,  экспериментирования;

- развивать активную речь детей;

- воспитывать потребность быть здоровыми, желание соблюдать правила личной гигиены, заботиться о своем  организме.

Оборудование и материалы

  • Презентация к ООД
  • Ноутбук
  • Карточки к дидактической игре «Что полезно, а что вредно для глаз»
  • Фломастеры, распечатка: "Что внутри?" (6 бутылочек с разными  крышечками /белой, синей, красной, зелёной, оранжевой, жёлтой, внутри которых находятся: горох, песок, хлопья геркулеса, монетки, скрепки)
  • Фломастеры, распечатка: "Угадай по вкусу" (набор продуктов: мёд, клюква, солёный крекер, горький шоколад, вода).
  • Апельсин.

В: Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие, и наш путь будет лежать в страну Органов Чувств.
Рассаживаемся по местам в нашем весёлом паровозике и отправляемся в путь!
(слайд №1,музыка)
А вот и первая остановка  
(Слайд №2)
В: Сойти на этой станции можно, если мы отгадаем загадку:
Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса,  Помогают нам: …. (глаза)  
(слайд №3)
В: Правильно, ребята! Это - глаза. Глаза - это наш орган зрения.
Это самые удивительные, загадочные и совершенные органы в нашем теле. Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем нас мире. Ребята, а как бы мы жили, если бы у человека не было глаз? (слайд №4)
Воспитатель предлагает с помощью эксперимента выяснить, зачем глаза человеку. Предлагает детям крепко закрыть глаза.
В: Скажи, что у меня в руках? А что я сейчас делаю? (2-3 бесшумных действия)
Затем воспитатель просит открыть глаза и спрашивает, так зачем же глаза человеку. Ответы детей, дополняют друг друга.
О чём же мы узнаём с вами с помощью глаз?
(Ответы детей, слайд №5)
В:
 Правильно, благодаря глазам мы видим, что происходит вокруг нас, мы различаем цвета, форму, величину предметов, их расположение.
А представьте, как бывает трудно человеку с плохим зрением где-то в городе, на улице, поэтому встречая таких людей, не забывайте предложить свою помощь, проявите внимание, заботу, уважение. Не проходите мимо!
Дидактическая игра «Что полезно, а что вредно для глаз»
Воспитатель предлагает детям взять по одной карточке (морковь, компьютер, телевизор, черника, яркий свет, чтение лежа, солнцезащитные очки, внимательно рассмотреть, подумать и решить, что для глаз вредно – положить к грустной рожице, а полезное – к смешной рожице. Объясняют свой выбор.
Что нужно делать, чтобы глаза лучше видели и не уставали?
 (Нужно делать гимнастику для глаз).   
Выполнение упражнений зрительной  гимнастики  
Все время по порядку глазки делают зарядку.
Утром, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
(Посмотреть вверх-вниз, голова остается неподвижной, упражнение снимает глазное напряжение)
Вместе в жмурки мы играем,
Плотно глазки закрываем.
Жмуримся и открываем-
Так игру мы продолжаем.
(плотно закрыть глаза, досчитать до пяти и широко открыть глаза; упражнение снимает глазное напряжение.)
А потом мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль.
Что вблизи и что вдали –
Глазки рассмотреть должны.

(смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку; упражнение укрепляет мышцы глаз, совершенствует их координацию.)

Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

В: Садимся в поезд и едем дальше. А вот следующая остановка, и опять загадка (слайд №6)

Слышат всё они вокруг.

Кто есть враг, а кто есть друг!

Люди носят в них серёжки.

У коровок рядом рожки.

На макушке у зверушки.

И зовут сестричек … ушки. (слайд №7)  

Ухо - это орган слуха, второй по важности орган чувств у человека.

Что мы слышим ушами? (Ответы детей, слайд №8)

В: (обобщает ответы детей) Мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку, звуки транспорта и т.д.

Дидактическая игра "Что внутри?" (слайд №9)

В: У вас на столе стоит 6 бутылочек с разными  крышечками /белой, синей, красной, зелёной, оранжевой, жёлтой/. Вы не можете посмотреть, что внутри, но вы можете услышать. Определите, что лежит внутри каждого кубика. Заполните таблички: напротив картинки нарисуйте кружок того цвета, какого цвета крышечка, в котором этот наполнитель лежит. Например: вы считаете, что скрепки лежат в бутылочке с красной крышечкой, значит, напротив скрепок нарисуйте красный кружок. Посмотрим, какой стол быстрее справиться с этим заданием?

(Дети выполняют задание, подводятся итоги)

Чтобы уши были здоровы и хорошо слышали, есть правила, которые нужно выполнять.

Кто знает, что нельзя делать:

Ковырять в ушах

Не допускать попадания воды

Не использовать для чистки ушей неподходящие предметы.

В: Наш весёлый паровозик готов вести нас на следующую станцию. Давайте-ка отгадаем, как она называется? (Слайд № 10)

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит.

 (Ответы детей) (слайд №11)

В: Нос - это орган обоняния, страж воздушных ворот нашего организма.

Некоторые люди считают, что нос – это только украшение лица. Самый маленький нос – весьма важная часть лица. Носом мы дышим, а ещё нос помогает почувствовать и различать запахи.

Что мы чувствуем носом? (Слайд №12).

Запах, мы чувствуем только тогда, когда делаем вдох носом.

(воспитатель за спиной в руках сжимает цедру апельсин, чтобы пошел аромат)

Что вы чувствуете? (Ответы детей)

А теперь задержите дыхание ненадолго: Что происходит? (Ответы детей)

В: Правильно, вы уже не чувствуете запаха, хотя апельсин находится на прежнем месте.

Плохо, когда при болезни нос заложен? (Ответы детей)

Надо беречь органы дыхания: проветривать помещение, в котором находишься, делать влажную уборку каждый день. Воздух будет на много лучше, если в доме есть комнатные цветы

Чтобы ваши носики чувствовали себя хорошо, предлагаю сделать

дыхательную гимнастику:

Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко - легко подышим.

В.: Мы покидаем станцию "Нос" и едем дальше. Слайд №13. Станция №4.

Загадка:

Всегда во рту,
А не проглотишь.

Что это? (Ответы детей, слайд №14)

Зачем человеку язык? (Ответы детей)

Язык - орган вкуса у человека. Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Что это за вкусы вы мне назовёте сами, после того как мы поиграем с вами в игру.

Дидактическая игра "Определи на вкус" (слайд №15)

Перед вами пять продуктов. Определите их на вкус и заполните таблички, нарисовав какому герою, соответствует продукт, подходящего вкуса на вашем столе.

Посмотрим, какой стол на этот раз справиться быстрее и точнее?

(Работа детей, ответы, подведение итогов)

В: Молодцы! Отправляемся в путь. Вот и последняя остановка. Слайд №16.

Отгадайте загадку, чтобы узнать название этой станции:

Любят труд, не терпят скуки,
Всё умеют наши ... (Ответы детей, слайд №17)

В: Правильно, руки! Для чего нам руки? Что мы ими делаем? (Ответы детей, слайд№18)

А как называется верхний слой, которым покрыты руки?

Загадка вам поможет:

Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое:
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша: (Ответы детей) (слайд №19)

Кожа - это орган осязания. Именно кожей человек чувствует шероховатость или гладкость поверхности, к которой прикасается. Кожей мы ощущаем тепло и холод, ветер и жар. Кожа может помочь решить нам, что для нас хорошо, а что плохо. Кожа ещё один страж нашего организма.

Дидактическая игра "Определи на ощупь".

Сейчас посмотрим, сможем ли мы узнать на ощупь друг друга.

В: Вот, ребята, мы и узнали обо всех органах чувств человека! (Слайд №20)

Давайте вспомним их:

Что такое? (Ответы детей)

  • Один говорит,
  • Один нюхает,
  • Двое глядят,
  • Двое слушают,
  • Двое трогают

В: Как вы думаете, что надо делать обязательно, чтобы органы чувств "служили вам верой и правдой?

Соблюдать следующие правила гигиены:

  • относиться бережно, содержать в чистоте;
  • не переохлаждаться;
  • не обжигаться;
  • не засиживаться долго у телевизора и компьютера, чтобы не уставали глаза;
  • не читать книги при плохом освещении;
  • не включать громко музыку, особенно в наушниках.

Берегите себя, заботьтесь о себе!

Давайте сядем в наш паровозик и отправимся обратно в сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие по стране органов чувств" /Использование ИКТ технологий в обучении/

                               Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста.      ...

Конспект познавательно – речевого занятия в подготовительной группе "Путешествие по стране органов чувств".

Конспект познавательно – речевого занятия в подготовительной группе "Путешествие по стране органов чувств"....

"Путешествие в страну органов чувств"

Конспект интегрированной совместной деятельности в средней группе "Путешествие в страну органов чувств"....

Конспект совместной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшей речевой группы Тема: «Игра-путешествие в страну органов чувств»

Конспект открытого мероприятия совместная деятельность с элементами экспериментирования для детей старшей речевой группы Тема: «Игра-путешествие в страну органов чувств». Цель: расширить з...

Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе «Путе-шествие по стране органов чувств»

Закреплять знания детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира. Формировать потребность в здоровом образе жизни. Воспитывать желание заботиться о своём здоровье и стремит...

занятие по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие по стране органов чувств".

Цель: формировать  представления об органах чувств, как наших помощниках в познании окружающего мира....

Конспект интегрированной совместной деятельности с детьми 4-5 лет. Тема: «Путешествие в страну органов чувств».

Конспект интегрированной совместной деятельности с детьми 4-5 лет.Тема: «Путешествие в страну органов чувств»....