«Подвижные игры в летний период на участке»
консультация на тему

Лапкина Светлана Александровна

«Подвижные игры в летний период на участке»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

 «Подвижные игры в летний период на участке»

Летнюю работу в ДОУ принято называть оздоровительной. Этим определяется ее основная цель. Важно максимально использовать летний период для укрепления здоровья и отдыха детей.

Организуя игровую деятельность детей в течение дня, следует учитывать погоду. В жаркую погоду дети должны играть в более спокойные игры. Проводить их нужно в затененных местах участка. В это время хороши игры с водой, пускание мыльных пузырей, настольные игры. В пасмурные дни должно быть больше подвижных спортивных игр.

    Подвижная игра – сознательная  активная двигательная деятельность ребенка, предполагающая точное и своевременно выполнение заданий , которые связаны с обязательными для всех играющих правилами. Соблюдение правил игры имеет большое воспитательное значение. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной ответной реакции на сигналы типа « Лови!», « Беги!», « Стой!».

Классификация подвижных игр разнообразна:

- с бегом;

-с прыжками;

- метанием;

- народные п. и.;

- спортивные упражнения.

Очень популярны у детей игры «Ловишка» в разных вариантах (с ленточками; с платочком; ловишки в парах; «ловишка, лови!», «Кот-котофей», «Король лев», «Бездомный заяц»)

В жаркую погоду рекомендуется проводить хороводные игры. («Карусели», «Горелки», «Жаворонок», «Селезень и утица», «Белые гуси», «Волк- волчок», «Золотые ворота» и др.)

Игры в кругу также не дадут переутомиться детям в жаркую погоду, а дети получат заряд бодрости. («Третий лишний», «Караси и щука», «Охотник и зайцы», «Вокруг домика хожу» и др.)

Игры с прыжками включают в себя «Классики», «Резиночка». Можно разнообразить схему классиков, установить способы прыжков.

Спортивные упражнения включают в себя элементы таких игр, как бадминтон, прыжки на короткой скакалке, баскетбол, футбол.

Предлагаю содержание некоторых подвижных игр.  

 «Выше ноги»

Перед игрой дети выбирают территорию, за пределы которой нельзя выбегать. Затем выбирают одного ловца. Он начинает ловить игроков, что убегают. При этом дети стараются оторвать ноги от земли (стать на скамейку или камень). В таком положении ловец не имеет права их осалить. Если ловец догонит игрока, то они меняются ролями. Ловцу запрещается подстерегать игрока, а остальные не должны оставаться с поднятыми ногами более чем 20-30 секунд.

«Светофор»

Описание игры На земле обозначают две линии метрах в 4-5 друг от друга, ведущий (светофор) становится между этими линиями, а все играющие должны встать за одной из них. Ведущий, отвернувшись от игроков называет какой-нибудь цвет и все игроки, у кого есть такой цвет в одежде переходят за другую линию. Те, у кого нет одежды такого цвета, должны пробежать мимо «светофора», а он в свою очередь должен коснуться кого-нибудь из «нарушителей».  »Нарушитель» становится ведущим.

«Игры с мячом»

В начале игры ребята садятся в круг. Ведущий дает мяч одному игроку и включает музыку. Пока она звучит, дети перекатывают мяч друг другу. Как только музыка стихает, выбывает тот, у кого оказывается мяч. В конце игры из всех детей остается один, самый ловкий. Он и получит приз.

«Попади в цель»

Дети стоят за линией круга. В центре круга – ведущий. У одного из игроков мяч. Те, что стоят за кругом, кидают мяч в ведущего, стараясь попасть в него, или передают мяч товарищу, чтобы тот сделал бросок. Ведущий бегает, уклоняясь от ударов мяча. Игрок, который не попал мячом в ведущего, стает на его место.

Игры с мячом развивают у ребенка зрительно-моторную координацию. Мяч можно бросать друг другу, скатывать с горки, катить по земле, бросать в цель или корзину. Учите малыша пинать мяч как правой, так и левой ногой.
«Игра с обручем»

Дети бросают небольшой мяч из - за спины через плечо правой или левой рукой, стараясь попасть в обруч (на расстоянии 2м).

Обруч можно не только использовать по назначению. Поиграйте с ним в интересные игры:

  • Положите обруч на пол и бросайте в него предметы.
  • Обруч может превратиться в руль – ребенок придумает веселую поездку на поезде, машине или самолете.
  • Если положить на дорожке несколько обручей, то можно прыгать по ним, как по кочкам, изображая лягушку.
  • Обруч может быть домиком, в который будет прятаться мышка, убегая от кошки.
  • Поставьте несколько обручей на ребро – получился отличный тоннель для ребенка. Предложите ему проползти внутри него.

                                     Пускаем мыльные пузыри
Вам кажется, что это очень легко? Ничего подобного! Ведь малышу придется научиться складывать губы трубочкой, дуть, да и, кроме того, ровно держать бутылочку, чтобы ее содержимое не выливалось. Покажите ребенку, что пузыри можно надувать не только специальной палочкой, но и соломинкой. Такие игры развивают речевое дыхание у ребенка.

                                              Играем со скакалкой.
Прыгать через скакалку ребенок научится не сразу, а уже ближе к школе. Но это вовсе не означает, что с ней нельзя придумать множество интересных развивающих игр. Положите скакалку на пол, предложите ребенку перепрыгнуть через нее. Постепенно поднимайте ее выше и выше – через нее можно пролезать внизу, чтобы не задеть, перешагнуть. Из скакалки можно сложить интересные предметы – чашку, машинку, квадратик и т.д.

                                                    Тили-тили-стоп.

 Ведущий произносит — тили-тили-стоп. Участники разбегаются в разные стороны. На слово «стоп» останавливаются. Ведущий отгадывает, сколько шагов к каждому игроку.

    Подвижная игра может исполнять роль дидактической со всеми ее особенностями. Благодаря ощущению радости движения ребенок выполняет дидактическую задачу игры более эффективно без ущерба для здоровья, так как не ущемляется потребность дошкольника в природной подвижности.

 

     Подвижная игра становится эффективным средством закрепления знаний, умений, навыков (математика, сенсорика, грамота, коммуникабельность и т.д.) Физические упражнения и положительные эмоции, получаемые в ходе подвижной игры, способствуют решению ее дидактической задач, влияют на восприятие, память, внимание, способность быстро ориентироваться, сопоставлять, делать выводы.

 

    При организации подвижной игры следует  придерживаться  следующих правил:

 

  • Правила игры должны быть просты, четко сформулированы и понятны детям той возрастной группы, для которой она проводится.
  • Игра должна способствовать развитию мыслительной и двигательной активности.
  • Игра не должна подвергать детей риску, угрожать их здоровью.
  • Каждый участник игры должен принимать в ней активное участие.
  • В играх должны решаться как двигательные, так и обучающие задачи.
  • Игру нельзя оставлять незаконченной.
  • Инвентарь для игры должен быть красивым, интересным, безопасным.

 

  Игры с правилами делятся на подвижные и малоподвижные.

Подвижными играми называются такие, в основу которых кладется движение. Эти игры требуют  наличия определенного пространства и определенной затраты не только психической, но и мышечной энергии.

         Малоподвижными играми называют такие, в основу которых кладется не движение, а развитие таких качеств, как внимание, сообразительность, быстрота реакции. Эти игры обычно проводятся в тот момент, когда дети должны отдохнуть и успокоиться. Целесообразнее их проводить после подвижных игр как момент отдыха после движений.

На участке, можно использовать игры  с использованием художественных литературных текстов, игровых образов и сюжетных ситуаций. Такие игры не продолжительны по времени, и потому возможно их неоднократное повторение с меняющимися водящими.

ОСОБЕННОСТИ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ПРАВИЛАМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

У детей младшей группы кругозор еще не велик, мышление конкретно, внимание неустойчиво, поэтому им даются игры с простым, несложным сюжетом. Движения, которые входят в игры, просты и разнообразны - это преимущественно основные, жизненно необходимые движения:  ходьба, бег, подлезание, прыжки, равновесие и т.д. В играх малышей отсутствует элемент соревнования.
Рекомендуемые игры:
- «Солнышко и дождик»,
- «Мыши и кот»,
 
- «Воробушки и автомобиль»,
- «Цветные автомобили»,
- «По ровненькой дорожке»,
 
- «Поймай комара»,
- «Пузырь»,
- «Кто бросит дальше мешочек?»,
- «Попади мешочком в круг».

В средней группе, как и в младшей, проводятся игры, в которых нет образа, но в средней группе в них носят элемент соревнования, сначала индивидуального, а затем и коллективного.
В средней группе также даются игры, сопровождающиеся текстом, причем исполнение текста может быть хоровым; например, в играх «У медведя во бору», «Перебежки», «Мы веселые ребята» и т.д. Текст дает ритм движению, помогает развитию речи у детей; окончание текста служит сигналом к прекращению действий или к началу новых движений. Произнесение текста является иногда отдыхом после интенсивных движений, например, после бега сопровождает спокойную ходьбу в играх «Мы веселые ребята». «Карусель».
Рекомендуемые игры:
- «Найди себе пару»,
- «Чья колонна скорее соберется»,
- «Самолеты»,
- «Мы веселые ребята»,
- «У медведя во бору»,
- «Гуси-лебеди»,
- «Зайцы и волки»,
- «Охотник и зайцы»,
- «Кто скорей снимет ленту»,
- «Кто скорей добежит до флажка»,
- «Затейники».

В старшей и подготовительной группе увеличивается количество игр, в которых нет образов: даются разного рода «ловишки», игры с мячом и т.д.
Игры детей этого возраста также построены на основных движениях - беге, прыжках, метании, лазании, но к детям предъявляются больше требований в отношении качества движений, правильности и точности их выполнения. Например, нужно идти по кругу, не нарушая формы круга, легко бегать.
Правила игры усложняются. Выполнение правил требует от детей торможения, выдержки, сосредоточенности внимания, наблюдательности, ловкости.
Дети этого возраста лучше владеют своими движениями и более заинтересованы результатом игры, поэтому в игры включается коллективное соревнование.
Рекомендуемые игры:
- «Мышеловка»,
- «Ловишки из круга»,
- «Хитрая лиса»,
- «Два мороза»,
- «Ловишка», « бери ленту»,
- Эстафеты с бегом, прыжками, метанием и т.д.

 Пред тем, как начать игру воспитатель должен провести коротенькую беседу, чтобы настроить детей на игру, познакомить их с правилами или рассказать о повадках того животного, образ которого используется в игре. Игре также может предшествовать небольшой рассказ или пение.

Такая  предварительная настроенность чрезвычайно существенна для эмоционального восприятия игры, для самого усвоения содержания  игры и для лучшей организации детского коллектива. Игра, даваемая просто, без предварительной вводной беседы, часто плохо воспринимается детьми, кажется им скучной и неинтересной, вяло проходит и не дает того педагогического эффекта, который мы хотим получить от игры. Бессюжетные игры не требуют предварительной беседы.

При объяснении игры воспитатель располагает детей так, чтобы все дети видели его мимику, жесты, движения и ясно слышали его речь. Живая, веселая, образная речь воспитателя способствует настроенности ребят и поднятию интереса к игре.

Не следует объяснять все правила сразу, так как дети, желая быстрей приступить к самой игре, быстро их забывают, плохо усваивают и забывают выполнять. Объяснение правил должно чередоваться с активным действием детей. Правила можно дополнять в процессе самой  игры. Правила во время проведения подвижных игр выполняются детьми безоговорочно.

Окончив игру, воспитатель должен сказать о достижениях детей во время игры или о тех ошибках, которые были допущены во время игры, и которых можно избежать.

Подготовила Лапкина С.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Подвижные игры в летний период на участке"

Как правильно подобрать подвижную игру на прогулке в летний период с учетом погодных условий...

Консультация для воспитателей по теме: «Подвижные игры в летний период на участке»

Консультация для воспитателейпо теме:«Подвижные игры в летний период на участке» Летнюю работу в ДОУ принято называть оздоровительной. Этим определяется ее основная цель. Важно максимально исполь...

Подвижные игры в летний период с детьми младшего возраста.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка, внимание, память, ловкость, дисциплинированность. Кроме того, игра - это...

Консультация для воспитателей по теме: «Подвижные игры в летний период на участке»

Консультация для воспитателейпо теме:«Подвижные игры в летний период на участке»...

Консультация для воспитателей по теме: «Подвижные игры в летний период на участке»

           Летнюю работу в ДОУ мы называем оздоровительной. Этим определяется ее основная цель. Важно максимально использовать летний период для укрепления здоровь...