Здоровьесберегающие технологии на занятиях с дошкольниками
методическая разработка по теме

Здоровьесберегающие технологии способствуют воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышают познавательную активность и, самое главное, улучшают психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей. Здоровьесберегающие технологии педагог может использовать при проведении занятий и во время других режимных моментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx33.31 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на занятиях с дошкольниками

Здоровьесберегающие технологии способствуют воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышают познавательную активность и, самое главное, улучшают психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей. Здоровьесберегающие технологии педагог может использовать при проведении занятий и во время других режимных моментов.

Зрительная гимнастика

Гимнастика для глаз необходима для сохранения зрения. Упражнения для глаз используем для профилактики нарушения зрения, они снимают зрительное напряжение, укрепляют глазные мышцы. Можно поморгать, попросить зажмуриться, широко открыть глаза и посмотреть вдаль. Также детям интересно следить за пальчиком, который, то приближается к носу, то отдаляется от него.

Полезно выполнять упражнение «Ленивая восьмерка». Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы.

Очень простое упражнение «Глаз – путешественник». Развесить в разных углах и по стенам группы или кабинета различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы,  найти глазами тот или иной предмет, названный учителем.

Упражнение "Ладошки"с использованием цветотерапии.

Изготовить 4 ладошки: синего, красного, желтого и зеленого цвета.

Для снятия усталости с глаз, перед сменой вида деятельности, взять ладошку определенного цвета и предложить следить за тем, что рисуется ладошкой  в воздухе, это может быть фигура, буква. Например, для активизации умственной деятельности, снижения тормозных процессов можно взять ладошку синего  цвета и нарисовать ей фигуры (прямоугольник рисовать в одну сторону 3-4 раза; круг в другую сторону). Здесь подключается уже в работу Цветотерапия.

Так, зеленый цвет (цвет оптима)-вызывает у ребенка интерес к познанию, настраивает на работу. Рекомендуется его использовать  после эмоционального возбуждения и двигательной активности, создает настроение.

Красный цвет – использовать для активизации физиологических процессов. Я хочу посоветовать вам, воспитателям, рекомендовать носить детям во время болезни или перед вспышкой гриппа одежду красного цвета (футболочки, платьица, джемпера), потому что красный цвет пагубно влияет на болезнетворные микробы.

Желтый цвет- центр наибольшей светимости в спектре, тем самым стимулирует зрение, снимает нервное напряжение, успокаивает.

Упражнение"Солнышко"

Изготовить 2 рукавички, в центре ладошек расположены желтые диски, это солнышко. Детям предлагается молча следить за движением солнышка, рука отводится в сторону, затем ее убираем, двигаем другой рукой. Движения идут вправо- влево, вверх – вниз. «Солнышко поднялось на небе высоко-высоко, потом закатилось за гору спать…».

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

Игры с элементами Су-джок терапии.

Что же такое Су-Джок? Это в первую очередь самомассаж, который  не только полезен, но и очень интересен детям и положительно сказывается на самочувствии. Су-джок терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, является достаточно хорошей системой самооздоровления. Упражнения  нормализуют мышечный тонус, развивают координацию движений и мелкую моторику; активизируют различные области коры головного мозга, способствуют установлению межполушарных связей. Совершенствуются навыки пространственной ориентации, развивается память, внимание.

Использование Су-джок массажеров в комплекте с металлическими кольцами, в сочетании с различными играми, упражнениями способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной работы с ребёнком.

Массаж Су-джок шарами

На    ладони     находится   множество биологически активных точек,  эффективным способом  их стимуляции является массаж специальным шариком.

Прокатывая шарик между ладошками,  дети массируют  мышцы рук.

Массаж эластичным кольцом помогает стимулировать работу   внутренних органов.

Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец

кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является

массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом.

Эту работу можно проводить перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом в течении одной минуты для того чтобы снять напряжение и подготовить свои пальцы к работе.

Все движения шариком сопровождаются в соответствии с текстом стихов или потешек.

1.Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
Этот шарик непростой, - (любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой - (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть - (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем - (катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем, - (катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)
В руку правую возьмём, 
В кулачок его сожмём.

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем
(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
В руку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем
(Выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы положим шар на стол

И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки. 
«Шарик»
Шарик я открыть хочу. 
Правой я рукой кручу. 
Шарик я открыть хочу. 
Левой я рукой кручу.
(Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика).
2.Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая  потешку)
Этот пальчик — дедушка,
(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)
Этот пальчик — бабушка,
(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)
Этот пальчик — папенька,
(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)
Этот пальчик — маменька,
(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)
Этот пальчик — Ванечка (Танечка, Данечка и т. д.)
(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец).

        Су-Джок-шары также можно использовать для развития цветовосприятия, при обучении детей  звуковому анализу слов; при работе над  грамматическим строем речи, при обучении счету и т.д.  («Разложи шарики по цвету», «Найди все синие «(красные, желтые, зеленые) «Сделай разноцветные шарики» (сине-красный, зелено-желтый), «Веселые звуки», «Твердый-мягкий», «Назови ласково» «Один-много»)

Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

Технология интересна тем, что подобные упражнения можно проводить не только  педагогам в детском саду, но и дома самим родителям.

Дыхательная гимнастика

Очень важно уделять внимание правильному дыханию. Важно, чтобы дети дышали не поверхностно, а полной грудью.

Считается, что правильное дыхание избавляет человека от многих болезней и не допускает их появления. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Это очень актуально для маленьких детей, так как в большинстве своем это гиперподвижные, легко возбудимые дети. Большинство из них имеют увеличенные аденоиды, хронический насморк, что приводит к привычке постоянно дышать ртом.

Йоги отмечают, что дышать ртом так же неестественно, как принимать пищу через нос. Они утверждают, что дети, которые дышат через рот, отстают в умственном развитии.

Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие. Для детей особенно важно научиться удлинять выдох. Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. 

Требования к выполнению дыхательных упражнений: выполнять упражнения каждый день по 3 – 6 мин, в зависимости от возраста детей; проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке; вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот; вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно; после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 сек.

Для дыхательной гимнастики можно подобрать разное оборудование: «Султанчики», дудочки, свистульки, шарики, пособия на сдувание: «Сдуй бабочек», «Сдуй божьих коровок», «Сдуй снежинки».

Можно предложить детям подуть в коктельные трубочки для игр: «Буль – буль», «Буря в стакане», «Прогони фасолинку», «Найди спрятанную картинку», «Нарисуй букву на крупе», «Занавесочки».

Пальчиковая гимнастика

        Исследования отечественных физиологов подтверждают, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Они установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного на печень и почки, мизинца - на сердце.
     
«Если руки неумелы, 

Если пальчики несмелы, 

Трудно ручку удержать, 

Буквы ровно написать 

Не удержишь карандаш – 

Не получится пейзаж».   В. Лирясов 

Пальчиковая гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста. Представляет собой набор упражнений, направленных на развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, т.е. совместных действий систем организма человека (мышечной, зрительной, нервной, костной), формирующих способность выполнять точные, мелкие движения пальцами и кистями.

 Существуют самые разнообразные формы занятий по развитию движения кистей и пальцев рук.


1. Статические изображения пальцами предметов, образов окружающего мира: фигуры из пальчиков «флажок», «цветок»;
2. Динамические движения пальцев в ритме сопровождающего игру текста в стихотворной форме: «Прогулка», «Замок», «Белка»;
3. Движение пальцев с предметами: карандашом, орехами, палочками, маленьким мячиком, шнурами, резиновыми кольцами, прищепками и другими предметами;
4. Ира с мозаикой;
5. Лепка пластилином, солёным тестом, глиной;
6. Работа с бумагой: рваная аппликация, складывание, вырезание и наклеивание бумаги, оригами;
7. Игры с крупой, семенами: пересыпание круп из одной ёмкости в другую, разбор разных видов круп, выкладывание из крупы изображений;
8. Действия с водой: переливание воды из одной ёмкости в другую;
9. Действия с песком: пересыпание песка, лепка из сырого песка;
10. Действия с мелкими игрушками;
11. Действия с пуговицами: застёгивание, расстёгивание;
12. Действие с верёвочками: завязывание и развязывание узлов, бантиком;
13. Рисование на бумаге в разных техниках;
14. Показ пальчикового театра;
15. Конструирование из лего.

Пальчиковая гимнастика улучшает память, умственные способности ребенка, устраняет его эмоциональное напряжение, улучшает деятельность сердечно - сосудистой и пищеварительной систем, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

Речедвигательная ритмика

Речедвигательная ритмика — это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвует общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.

Автор технологии речедвигательной ритмики — Мухина Алла Яковлевна. 

Речедвигательная ритмика это движения, а дети любят двигаться. Ребёнку предлагаются для подражания различные движения, сочетающиеся с одновременным произнесением звуков и слогов. Оздоровительный эффект речедвигательной ритмики направлен на становление правильного диафрагмально-рёберного типа дыхания. Речедвигательные упражнения способствуют формированию двигательно-кинестетической основы в составе двигательного акта. И, наконец, в процессе использования речедвигательных упражнений развиваются просодические компоненты речи, улучшаются ее мелодико-интонационные характеристики. Кроме того:

  • развиваются неречевые процессы: слуховое внимание и память, произвольное внимание, пространственные представления, общая и мелкая моторика, координация движений, мимическая мускулатура;речедвигательные
  • упражнения могут проводиться в помещении или на улице, индивидуально или с подгруппой детей;
  • методика подходит для детей разных возрастов;
  • особых условий для проведения занятий не требуется (например, музыкального сопровождения, специального оборудования);
  • речедвигательная ритмика может проводиться в виде системы упражнений, а при желании могут использоваться её элементы — на занятиях, в организационных моментах, динамических паузах, играх.

ГЛАСНЫЕ   ЗВУКИ

        

Звук

Исходное положение

Движения

А

     Руки впереди, подняты на уровне диафрагмы, локти до конца не выпрямляются, пальцы округлые.  Спина прямая, ноги вместе.

  При произнесении [А__] руки разводятся в стороны, поясница прогибается, подбородок приподнят.

О

  Руки впереди внизу округло соединены.

 

     При произнесении [О__] руки разводятся через стороны, поднимаются вверх и округло соединяются над головой.  Подбородок немного приподнимается.  Во время движения поясница прогибается; работают мышцы спины вдоль позвоночника; напрягаются мышцы бёдер.

У

 

     Руки согнуты в локтях, кисти на уровне груди сильно сжаты в кулаки.  Прыжком вверх выпускаются указательные пальцы.

 

  При произнесении [У__] кисти выводятся вперёд, но указательные пальцы направлены вверх.  Корпус прямой, подбородок приподнимается.

Э

  Руки впереди, подняты на уровне диафрагмы.  Пальцы округлены, локтевые суставы до конца не выпрямляются.

 

  При произнесении [Э__] руки разводятся в стороны, слегка поднимаются вверх, кончики пальцев опускаются на плечи, локти немного опускаются вниз.  Подбородок в начале воспроизведения приподнимается, а в конце - опускается.  [Э] произносится в диапазоне нарастания звучания, а затем – в диапазоне затухания.

И

 

   Руки согнуты в локтях, кисти на уровне груди слабо собраны в кулаки, указательные пальцы направлены вверх.

 

    При произнесении [И__] руки вывести вверх.  Одновременно приподняться на носки.

Ы

 

   Руки согнуты в локтях, плечи прижаты к бокам, кисти сжаты в кулаки и повёрнуты к себе.

    При произнесении [Ы] воспроизвести полукруглые движения кулаками и предплечьями от себя, слегка подогнув колени.  Подбородок опускается.

        Это лишь некоторые примеры использования здоровьесберегающих технологий  в нашей работе. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению образовательной и совместной деятельности педагогов и дошкольников.
        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий на занятиях по плаванию»

«Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий на занятиях по плаванию»...

Здоровьесберегающие технологии на занятиях с дошкольниками.

Здоровьесберегающие технологии способствуют воспитанию интереса ребенка к процессу обучения, повышает познавательную активность, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей. Педагоги мог...

Консультация "Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий на занятиях по плаванию» для детей 5-6 лет

Консультация "Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий на занятиях по плаванию» для детей 5-6 лет...

Конспект занятия «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном воспитании дошкольников»

Цель занятия: Укрепление психического и физического здоровья каждого ребенка. Выявление и развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здо...

Конспект открытого занятия в старшей группе «Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников «Микробы — враги или друзья?»

Цель: Формировать привычку к здоровому образу жизни.Задачи:Образовательные:- закрепить представления детей о микробах, болезнях, здоровье;- расширять представления детей о способах распространени...