Богатырские игры
картотека на тему

Хамская Лидия Петровна

богатырские игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogatyrskie_igry.docx72.04 КБ

Предварительный просмотр:

          Вариант  реализации  4 этапа проекта

                      «Богатырские  игры»                                                                                                      

        в подготовительной к  школе   группе,

                          с  детьми  6-7  лет.

7.  Задачи  для  реализации проекта  с  детьми  6  - 7  лет.

Образовательные:

Продолжать знакомить  детей  с  защитниками  Отечества  в  разные  исторические  периоды (  богатырями,  полководцами  и  т.п.), героями  былинного    и  нартского  эпоса . Упражнять  детей  в  выполнении  основных  видов  движений,  проявлении  осознанного  отношения  к  сохранению  собственного  здоровья, с  помощью народных подвижных  игр.

Развивающие: 

Развивать  воображение,  быстроту,  ловкость,  образное  мышление  двигательную  память,  познавательную  активность.

 

Воспитательные:

   воспитывать  толерантность;  интерес к  народной культуре,  традициям, навыки  здорового  образа  жизни, желание участвовать  в  народных  подвижных  играх ,  умение  самостоятельно  их  организовыать.  

8. Сроки  реализации  проекта  с  детьми 6 - 7 лет:

1 учебный  год.

Начало работы по проекту:

  сентябрь .

Завершение работы по  проекту:

 май  

9. Этапы  работы  над  проектом.

Этапы работы

Время проведения

Содержание деятельности

с детьми и родителями

             Задачи

  на  каждом  этапе

                     1.Подготовительный

Сентябрь

1.Изучение воспитателем  метод. литературы.

 2. Проведение диагностики, анализа  проблем.

3. Введение    проблемной ситуации для  создания  мотивации  детей.  

4.Разработка  содержания  основных  составляющих  проекта - физкультурных  занятий  на   воздухе  с  использованием  народных  подв.игр,  мотивации.

5. Проведение бесед с роди-телями, специалистами с  целью  вовлечения  их  в  осуществление  проекта.

6. . Дом. задания родителям по подбору картотеки,  фоно и видеотеки, иллюстраций и картинок о  героях   народного  эпоса. Изготовление  шапочек-масок,  «доспехов» и других    «богатырских» атрибутов.

Изучение выявление потребностей  детей; сбор необходимых материалов в соответствии с  их потребностями; формулирование проблемы проекта (совместно с детьми и родителями).

Определение содержания  работы  по  проекту; ознакомление родителей с предполагаемой работой  по  реализации  проекта, создание мотивации  у  родителей  для  активного  участия в проекте

          2. Основной

С октября по май.

Реализация  намеченного  содержания (подготовка к  разработанным физкуль-турным  занятиям,   через    ознакомление  с  народным  календарём,  историческими  событиями,  связанными   с  героическими  поступками  Защитников  Отечества.

Помочь детям   почувствовать  восхищение  поступками  героев, испытать  радость и удовлетворение  от  участия  в  народных  играх; формировать  осознанное  отношение  к  своему   здоровью

        3. Заключительный

3-4

неделя

ноября,

февраля,

мая

Подготовка  и  проведение  презентации  проекта.

Дать  детям  возможность   проявить  свои знания  народных  подвижных  игр,  качество  двигательных  навыков, проявить  свои  эмоции  от  участия  в  двигательной  деятельности  с  использованием  народных  подвижных  игр  и  фольклора,  вызвать  желание   вести  здоровый  образ  жизни,  больше  двигаться, тренироваться.  чтобы  быть  всегда  здоровыми  и  способными  стать  на  защиту слабых.

Определить возможные  перспективы дальнейшей работы.

  10.        Перспективный план реализации  проекта

          «Богатырские  игры» в  подготовительной  к  школе  группе                

Недели

    Мотивация

  Содержание

     Ц е л ь

Материалы

                                                                                   Октябрь

1

Рассказ воспитателя о покровителе земли Русской- Сергее

Радонежском.

(12д;313)

П/и «Пятнашки»(4р;378),

(2д;18)

П/и «Большой мяч»(2д;27)

П/и «А я по лугу»

(31д;38)

Познакомить детей с жизнью Сергея

Радонежского

«Здоровый дух»;

Закреплять правила;

познакомить с новой  игрой;

закреплять текст.

2.

Рассказ воспитателя о том,что

 икона Пресвятой Богородицы считалась защитницей

земли русской.

(29д;293,294)

П/и «Ловишки в кругу»(2д;22)

П/и «Большой мяч»

(2д;27)

Х/и «Две подружки-

Катеньки» (31д;38)

Продолжать знакомить покровителя-ми Земли Русской;

Познакомить с новой игрой

«Ловишки в

кругу»;

Закреплять умение

вести мяч.

3.

Рассказ воспитателя «Горы

Лашин»

(героине адыгского

эпоса)(1.6. ДХПЛ)

П/и«Подними платок»;(2д;47)

П/и «Стать друг за другом»;(9р;189)

П/и «Метание с плеча»(2д;71)

Знакомство с элементами танца лезгинка; прыжки на одной ноге с продвижением; метание мешочков вдаль.

4.

Рассказ воспитателя о Грузии

горной стране, расположенной недалеко от КБР.(10р;35)

 Ходьба и бег по

горным тропинкам.

 П/и «Игра в колокол»,«Заро-бана»(2д;146)

П/и «Защитник», «Давлаоба»(2д;

157);П/и«Игра в

лягушек»«Бака-хода» (2д;153)

Познакомить детей со страной Грузии- играми и забавами детей этой страны;

Развивать быстроту реакции, бега.

Недели

 Мотивация

 Содержание

          Ц е л ь

  Материалы

                                                                   Ноябрь

1-я

неде-

ля

Рассказ воспитателя о подвиге Минина,

Пожарско-го: «Люди русские- пора пришла помочь родимой Руси»

П/и «Кто дальше бросит

копье»;(2д;89)

П/и «Игра в лошадки»; (2д;202);

М/п «А я по лугу» »;(31д;38)

Совершенствовать

навыки движения,

развивать умение красиво двигаться,

 воспитывать желание помогать

слабому.

Пеньки, кегли,

деревянные

гимнастичес-

кие палки, мел

П-я

неде-

ля

Рассказ воспитателя о под-

виге князя Дмитрия Дон

ского- защитника Отечества.

(3.1 ДХПЛ)

П/И «Ловишки в кругу»(2д;22);

П/и «Достань шапку»;(2д;49)

М.н/и «Две подружки-

Катеньки».

(31д;38)

Учить детей  изменять свои движения по сигналу, развивать наблюдательность, быстроту смены движений, воспитывать желание двигаться.

Шапка, мел

Ш-я

неде-

ля

Беседа по народной пословице: «Кто смел, тот на коня сел».

Вспомнить героев кабар-динского эпоса

(9р;164).

П/и «Журавли»

(2д;52), (9р;193);

П/и «Слепой медведь»; (2д;48)

П/и «Подними  платок» (2д;47)

Учит детей действо-

вать одновременно, правильно выпол-нять движения; развивать смекалку,

выдержанность,  ловкость.

Короткие палки или по 2 кубика на ребёнка; платок, мел

1У-я

неде-

ля

Рассказ воспитателя об Армении; условия жизни в горах, быт людей.

П/и «Козлик-козлик»(8р;206);

П/и «Пастух и стадо»(4р;365);

П/и «Цветы и ветерки» (2д;216).

Учить детей выполнять различные движения с предметом; развивать умение метать, ловко уворачиваться; воспитывать честность, любознательность.

Гимнастические

палки, мел, ша-

почка-волка.

Недели

         

        Мотивация

 Содержание

       

         Цель

Материалы

                                                                Декабрь

1-я

неде-

ля

7 декабря-«Екатерина Санница».Поговорка: «Екатерина на санях

катит к зимнему Егорию» (9 декабря)

 

1.«Игра в лошадки»; (2д;202)

2. П/и «Два мороза»(7д;94)

3.Х/и «Катерина» (31д;38)

Познакомить с новой игрой, бег парами; развивать интерес к народным традициям.

Санки

П-я

неде-

ля

14 декабря – «Наум наставит на ум» -отправляли детей на

ученье к грамотеям «Мастерам грамоты»

1. «Мяч кверху»

(2д;19),(6р;185).

1.«Игра в лошадки»; (2д;202)

3. «А я по лугу»

(31д;38)

Познакомить с правилами новой игры;

Упражнять в подбрасывании и ловле, метании мяча.

Ш-я

неде-

ля

Беседа с детьми по кабардинской народной сказке «Пчелы Глямоко», о заботе человека о пчелах;

о необходимости сна для человека.

1. П/и «Достань шапку» (2д;49)

2.П/и «Повелитель лунки»;(9р;186)

3.«Стать друг за другом»;

(9р;189)

Движение парами с выполнением заданий; развивать координа-цию движений, равновесия; вос-питывать интерес к кабардинским и балкарским на-родным играм.

1У-я

неде-

ля

  НОВОГОДНИЕ

   КАНИКУЛЫ.

Подвижные   игры  по  выбору детей. зимние  забавы.

Дать  детям  возможность проявить  свои  умения  в  самостоятельной  организации  на-родных подвиж-ных  игр  со  сверстниками.

Недели

         

        Мотивация

 

  Содержание    

        Ц е л ь

Материалы

                                                                   Январь

П-я

неде-

ля

Знакомство с живописью Сурикова. Игры по мотивам картины  «Взятие снежного городка».

П/и «Кто дальше»;(2д;79)

П/и «Охотники и зайцы»;(30д;93)

П/и «Нарты-сани»;(2д;103)

Учить детей метать снежные комья в горизонтальную и движущуюся цель;

Умение метать вдаль правой и левой рукой.

2-3 обруча, силуэты животных на палочках, снежки.

Ш-я

неде-

ля

Обычаи православных верующих в день «Крещения» по  воспитанию  привычек  здорового  образа жизни. Пословица «В здоровом теле – здоровый дух)

П/и «Передай мяч»;(30д;99)

П/и «Бездомный заяц» (30д;83)

П/и «Хитрая лиса»;(30д;99)

Учить детей ходить  бегать  в колоне по одному, изменять движения по сигналу;

Воспитывать коллективизм, умение выполнять правила.

2 мяча, мел, лента или любой предмет.

1У-я

неде-

ля

Знакомство с творчеством П.П.Бажова: произведение

«Малахитовая шкатулка»

П/и «Игра с платочком «(2д; 84)П/и «Соколиный бой» (2д;93)

П\и «Сокол и лиса»(2д;97).

Закрепить умение ходить высоко поднимая колени;

Развивать ловкость,

внимание;

Упражнять в метании мяча в движущуюся цель.

Платочки, предметы разной высоты 5-15см. малые мячи, цель, шапочки, лисы и сокола.

Недели

           Мотивация

  Содержание

     Ц е л ь

  Материалы

                                                                     Февраль

1-я

неде-

ля

Беседа с детьми о богатыре Ставре Годиновиче и о том, кто его из подземелья выручил.(1.5;ДХПЛ)

П/и «Заря» (2д;23)

П/и «Стадо» (2д;33).

МП/и «Молчок (с выполнением заданий по показу ведущего).

Разучить слова к знакомой по правилам игре.

Познакомить с новой игрой «Стадо»;

Воспитывать интерес к здоровому образу жизни.

П-я

неде-

ля

Беседа о дне «Ефрема Скряги»- 10 февраля и приметах народного календаря.

П/и «Стадо»(2д;33)

П/и «Пятнашки»

(2д;18)(Пятнашка имитирует какое-либо животное).

МП/и Птицелов» (2д; 28).

Продолжать знакомить с народным календарем; разнообразить сюжет уже знакомых игр; развивать быстроту движений, ловкость.

Ш-я

неде-

ля

Беседа по кн. сказке «Богатырь, сын медведя»

(Батыр-значит богатырь)

(1.7.ДХПЛ;58)

П/и «Стрелок» (2д;41)

П\и  «Защитник» (2д;157)

МП/и «Надень папаху» (2д;46)

Формировать интерес к народному творчеству кабар-динцев; знакомить с новыми п/и;

Упражнять в метании; развивать быстроту реакции.

                                               

Неделя

   

  Мотивация

   

Содержание      

       

    Ц е л ь

 

 Материалы

                                                                       Март

1-

неделя

«Тимофей весновей:  заклички весны»

П/и «Заря»(2д;23)

П/и «Бездомный заяц»;30д;83)

П/и «Охотники и зайцы»;(30д;93)

Умение организовать и участвовать в народных играх.

Лента, маленькие собачки, мел, звери на палочках.

П-

неделя

«Евдокия капилюшница» - приметы,

загадки.

 П/и  «Ручейки и озёра»;(2д;101)

П/и  «Чур у дерева»;(8д;119)

П/и  «Круговая верёвочка»;(8д;110

Продолжать знакомить с

народными традициями и играми.

Голубая лента,

мел.

Ш-неделя

Весна и реки КБР.

Народная мудрость.

П/и «Перетягива

 ние каната»

(2д;66)

П/и «Палка»

(2д;66)

П/и «Жмурка-но

сильщик»(2д;68).

Развивать

ловкость, силу,

умение и ориен-

тироваться с

 закрытыми глазами

Канат, палки

5-6 штук пред-

мета.

1У-

неделя

«День  В.В. – их

значение (27 марта).

П/и «Защитники»(2д;157)

П/и«Конное поло»(2д;147);

П/и «Снятие шапки» (2д;147).

Развитие

внимания, быстроты движений.

Палки – 4 шт.,

2 шапки, мел.

Недели

           Мотивация

  Содержание

     Ц е л ь

  Материалы

                                                                                Апрель

1-я

неде-

ля

7 АПРЕЛЯ «Благовещение».

Рассказ об истории праздника и традициях. (8д;87,88)

П/и «Солнце»

(2д;107)

П/и «Ястреб и утки»(2д;9З)

МП/и «Ручеек»

(8д;127)

Продолжать знакомство с народным календарем, познакомить с новой игрой; развивать быстроту, реакцию; воспитывать любовь к народному творчеству.

П-я

неде-

ля

16 апреля- Никитын день. В

этот день просыпается водяной.(8д;17,105)

П/и «Ястреб и утки»(2д;93)

П/и «Лодочка»

(8д;105)

П/и, МП/и «А я по лугу»(31д;38).

Знакомство с народным календарем; упражнять в прыжках через раскаченную веревку;

воспитывать стремление действовать сообща.

Ш-я

неде-

ля

Рассказать детям легенду о Сосруко.

П/и «Защитник»

П/и «Липкие пеньки» (2д; 40)

МП/и  «Надень папаху» »;(2д;46)

Продолжать знакомить с кабардин-

ским фольклором

1У-я

неделя

Рассказ воспитателя о том,откуда к нам пришёл футбол.

П/и «Веди мяч ногой» (32д;83)

П/и «Футбол» (32д;87)

П/и «Попади в ворота»(32д;83)

Познакомить со

значением слова «футбол»; развивать умение

вести мяч ногой.

М я ч

11. Ресурсы.

11.Рекомендуемая  литература.(р)

11.1.  Дайн Г.Л.  Детский  народный  календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.,2001.

2.Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение  детей  к  истокам  русской  народной  культуры. СПб;Детство – Пресс, 2008.

3. Кондрыкинская Л.А.,С  чего начинается родина? Москва. Творческий центр, 2004.

4. Куприна Л.С.,Бударина Т.А., Маркеева О.А.,Корепанова О.Н. и др., Знакомство  детей  с  русским  народным  творчеством. Санкт-Петербург, «Детство – Пресс»,2008.

5. .Микляева Н.В., Микляева Ю.В.,Новицкая М.Ю. Управление  образовательным  процессом  в  ДОУ  с  этнокультурным (русским) компонентом, М., Айрис – дидактика, 2006.

6.Новицкая  М.Ю., Наследие, патриотическое воспитание в детском саду М. «Линка-Пресс», 2003.

7.Новицкая М.Ю., Райкова. Детский  фольклор. М.,2002.

8. Нуждина  Т.Д.,Чудо всюду – мир людей. Энциклопедия для  малышей, с. 59-61.

9. Шадова Л.П., Штепа Т.Ф.,  Национально – региональный  компонент  дошкольного  образования.ИПК.Нальчик,2003.

10. Шадова Л.П., Штепа Т.Ф, Азбука  мира. ИПК, Нальчик,2002.

11.2. Дополнительная  литература.(д)

1. Елисеева   Л.Н .Хрестоматия для  маленьких, М.,1987.

2.Кенеман А.В., Детские  подвижные игры  народов СССР. М., «Просвещение»,1988.

3. Литвинова М.Ф., Русские народные подвижные игры.Москва «Просвещение», 1986.

4. Новицкая  М.Ю., Науменко  Г.М.. Раз, два, три, четыре, пять, мы  идём  с  тобой  играть! Детский  игровой  фольклор. – М.1995.

5.Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения  на  воздухе. М., 1983.

6. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова  Л.Д., Осенние праздники, игры и забавы для детей.  Москва «Творческий центр», 1998.  

7. Петров  В.М., Гришина Г.Н., Короткова  Л.Д. Зимние праздники, игры и забавы, Москва «Творческий центр», 1999.

8.  Петров  В.М., Гришина Г.Н., Короткова  Л.Д. Весенние народные игры и забавы, Москва «Творческий центр», 1999.

9. Петров  В.М., Гришина Г.Н., Короткова  Л.Д., Летние праздники, игры и забавы. Москва «Творческий центр», 1999.

10. Покровский  Е.А.  Детские  игры.СПб.,1994.

11. Селиванова   Ф.М.. Хрестоматия  по  фольклору. Москва «Просвещение», 1972.

12. Шалаева  Г., Все обо всем.  Москва «Ключ-С»,  «Слово», 1995

   Как появилась Киевская Русь, древнерусская народность, Князь Олег. Т.9, с. 263.

13. Шалаева Г.Все обо всем. Москва «Ключ-С»,«Слово»,1995Что такое Ермак?с.37, Т.8.

14.Шалаева  Г., Все обо всем.  Москва «Ключ-С»,  «Слово», 1995

 Сколько царей было в России? с. 20.

15. Шалаева  Г., Все обо всем.  Москва «Ключ-С»,  «Слово», 1995

Как появилась русская борьба? Т. 8, с. 26.

16. Шалаева  Г., Все обо всем.  Москва «Ключ-С»,  «Слово», 1995

Под чьим началом воевали  знаменитые Илья Муромец и Алеша Попович.

Т. 8, с. 211.

17. Шалаева  Г., Все обо всем.  Москва «Ключ-С»,  «Слово», 1995

 Как на Руси появился царь?  Т.6, с. 14.

18. Шалаева  Г., Все обо всем.  Москва «Ключ-С»,  «Слово», 1995

Кто такой Илья Сусанин?  Т. 6, с. 204.

19. Шалаева  Г., Все обо всем.  Москва «Ключ-С»,  «Слово», 1995

 Откуда пошло русское УРА?  Т. 6, с. 232.

20. Шалаева  Г., Все обо всем.  Москва «Ключ-С»,  «Слово», 1995

Кто такой Ломоносов? Т. 7, с. 172.

21. Шалаева  Г., Все обо всем.  Москва «Ключ-С»,  «Слово», 1995

Что такое Ледовое побоище?  Т.7 , с. 180.

22. . Шалаева  Г., Все обо всем.  Москва «Ключ-С»,  «Слово», 1995

Как появились некоторые детские игры? Т.3, с. 433.

23. . Шалаева  Г., Все обо всем.  Москва «Ключ-С»,  «Слово», 1995

Что такое лапта? Т.12, с. 86.

24. . Шалаева  Г., Все обо всем.  Москва «Ключ-С»,  «Слово», 1995

Почему  Князя Ярослава называют  «Мудрым»? Т.12, с. 293.

25. Шалаева  Г., Все обо всем.  Москва «Ключ-С»,  «Слово», 1995

 Почему древнерусского князя Олега называют «Вещим»? Т.12, с.288.

26. Шалаева  Г., Все обо всем.  Москва «Ключ-С»,  «Слово», 1995

 Как выглядело древне-русское войско? Т.10, с. 238.

27. Шалаева  Г., Все обо всем.  Москва «Ключ-С»,  «Слово», 1995

Как награждали воинов в древней Руси? Т.10, с. 244.

28. . Шалаева  Г., Все обо всем.  Москва «Ключ-С»,  «Слово», 1995

 Существовала ли на самом деле Застава богатырская? Т.10, с. 270.    

29.   Шалаева Г. Всё обо  всём. Москва. «Ключ –С», «Слово»,1995. Т.13

11.3. Детская художественная и познавательная  литература.(ДХПЛ)

1.  О богатырях:

1.1.  До самого синего Дона Москва, С. Голицын , «Малыш», 1986.

1.2. Илья Муромец, А.Н.Нечаев Москва, «Малыш», 1969.

1.3. Нечаев А.Н. «Добрыня Никитич». Москва, «Малыш», 1982.

1.4. Садко. Москва, «Детская литература», 1980.

1.5. Богатырские русские сказки. Под  ред. Л. Кондрашовой. Москва, «ЭКСМО», 2005.

1.6. Гора Лашин  Н.,1989

1.7.  Кабардинские народные  сказки.Н.,1989.

2. О героях  отечественной  войны  1812.

2.1. Бородино. М.Ю. Лермонтов. Москва, «Малыш», 1985.

2.2. Рассказы о Суворове . С.Алексеев. Москва «Детская литература»,1989

2.3. Как Суворов перешел через Альпы. О.Орлов. Москва, «Детская лите-

       ратура», 1983.

3. О  великих людях России.

3.1.О Дмитрии Донском. На поле Куликовом.  Г.Шторм. Москва, «Детская

     литература», 1987.

3.2. О Петре-1…  Корабельные пути. А.Дорофеев. Москва, «Малыш», 1989.    

                                                                                 

12.  Предполагаемые  результаты:

   Проявление  уважительного  отношения к  защитникам  Отечества разных  исторических  периодов (богатырям,  полководцам, героями  былинного    и  нартского  эпоса) более   уверенное  владение  основными  видами  движения.

Проявление  воображения,  быстроты,  ловкости,  образного  мышления,  двигательной  памяти,  познавательной  активности, интереса к  народной культуре,  традициям, навыков  здорового  образа  жизни, желания участвовать  в  народных  подвижных  играх ,  умения  самостоятельно  их  организовывать.  

                                                                                                 Приложение № 2.

                                                 М а т е р и а л

                   для беседы о русских богатырях с детьми старшего

                                       дошкольного возраста.

         (Введение традиции проведения богатырских игр – 1 раз в неделю).

Ц Е Л Ь:  Уточнить и расширить представления детей о русских богатырях.

                 Закрепить знания о самых известных: Илье Муромце, Добрынине

                 Никитиче, Алеше Поповиче, оружие богатырском.  Активизиро-

                 вать в речи слова: богатыри, оружие, былины.

                 Развивать воображение, любознательность, память, желание поз-

                 накомитьтся с новой подвижной игрой.

                 Воспитывать гордость и уважение к подвигам древних героев, бо-

                 гатырей – защитников Родины. Вызвать желание стать такими же

                 сильными и смелыми как они,  разбудить патриотические чувства.

ВОЗМОЖНАЯ ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА:

                 Рассказ – знакомство о богатырях; чтение отрывков из «Слово  о

                 полку Игореве»;  рассматривание репродукции В.Васнецова

                «Богатыри»;  иллюстраций в книгах с выделением в речи названий

                богатырского оружия; заучивание пословиц и поговорок о силе и

                 смелости.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ  МАТЕРИАЛ:

                 Репродукция  В.Васнецова  «Богатыри», запись песни «Богатырс-

                 кая  наша сила – сила духа, сила воли», музыка А. Пахмутовой,

                 слова Н. Добронравова.

     В давние, давние времена большую опасность  для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на  Русь, разоряли села и деревни,

забирали в плен  женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.

(В какой книге написано об этом? «Слово о полку Игореве»).

      И каждый раз вставали на  защиту своей Родины русские люди – богаты-

ри,  защитники Земли русской. Много песен и былин складывал народ об  их

силе и подвигах, об  этих играх, храбрых воинах.

(Каких русских богатырей вы знаете? – «Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).

У богатырей были свои доспехи:

(Рассказы детей по картине о шлеме, кольчуге, мече, копье, луках со стрела-

ми).

       Люди восхищались героями, рассказывали об их могучей силе и отваге необыкновенные истории. Случалось так, что от восторга подвиги воинов преувеличивали. Поэтому богатыри оказывались во много раз сильнее обыкновенных людей. Например, про Илью Муромца, крестьянского сына рассказывали, что он был так могуч, что один одолел сорок

разбойников. А Добрыня Никитич его верный товарищ побеждает врага не

только силой, но и умом. Он играет с татарским Ханом в шахматы и выигрывает у него «Коня доброго и казну золотую». А после этого разбивает татарское войско..

      Алеша Попович не так силен, как Илья и Добрыня, он одолевает врага хитростью и храбростью.      О героях-богатырях народ сочинял  песенные сказания и бережно пере-  давал их от поколения к поколению.  Эти сказания называются былинами, потому что в них рассказывается то, что было в старину.Былины похожи на русские сказки: у былинных  героев сказочная сила, какой не бывает у простых людей и доброе сердце. Былины – это героические песни. Их не рассказывали, а пели. Обычно пел один человек- сказатель, а остальные приходили послушать о славных подвигах любимых русских богатырей.

      (Какие сказки – былины вы знаете?)

- С. Крупина  «Русские богатыри»:  Стольный Киев – град когда-то

                                                               Был столицей всей Руси,

                                                               За столом, в его палатах

                                                               Пили мед богатыри.

                                                                   Но, пображничав в столице,

                                                                   Отдохнуть от ратных дел,

                                                                   Торопились на границы

                                                                   Защищать родной предел!

                                                               О победах их и силе

                                                                Песни до сих пор поют

                                                                А заставы, где служили.

                                                                Богатырскими зовут!

      Но не только заставы и сказки зовут богатырскими, люди желают друг другу богатырского здоровья!

      Что значит «богатырские»  здоровье? Как вы думаете? (Значит, чтобы человек всегда был крепким, сильным, как богатырь) . В старину, как и вы сейчас, дети играли в различные веселые подвижные игры в которых нужно было быстро бегать, далеко прыгать, быть ловким, смелым, сильным. Вот такие игры часто  тоже называли богатырскими.    А вы знаете такие…?  Хотите узнать ещё?  Но, прежде чем мы начнем играть, вспомните пословицы и поговорки о смелости, силе и отваге.

      Игра по кругу с мячом:    Каждый ребенок вспоминает и проговаривает пословицу, кто не может вспомнить, выходит из круга. Побеждает тот, кто станется последним.

      Примерный  перечень  пословиц:

1.  «Кто смел, тот на коня сел»

2.  «Смелость – силе воевода»

3.  «Смелому- горох хлебать, а не смелому – и щей не видать».

4.  «Хоть на двое разорваться, да волку не достаться».

5.  «Либо в стремя ногой, либо в пень головой».

6.  «Пуля дура, штык молодец».

7.  «Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит»

8.  «На Руси не все караси, есть и ерши».

9.  «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет»

10. «На героя слава бежит».

                                                                                                       Приложение № 2.

                           «ЗАЩИТНИКИ  ЗЕМЛИ  РУССКОЙ»

    с именами которых можно познакомить детей в процессе работы над

   проектом «Богатырские игры» с использованием народного  календаря.

                                             

                                            СЕНТЯБРЬ:

5 сентября 1380

12 сентября        

– Куликовская битва.

- День памяти святого князя Александра Невского.

19 сентября        

  - Михайлов день – именины великого полководца Михаила Илларионовича  Кутузова, героя ( день рождения).  

16 сенября                              

начало Отечественной войны  1812 г.

                                            ОКТЯБРЬ:

8октября  

11 октября                                              

- День памяти  преподобного Сергея Радонежского, покровителя Русской Земли.

 - День памяти преподобного Ильи Муромца, святого богаты ря  Земли Русской.

                                                 НОЯБРЬ:

4 ноября  

8 ноября            

- День единения  - Подвиг Минина и Пожарского «Люди русские! Пришла пора помочь родимой Руси»;

- Дмитриев день. Именины святого князя Дмитрия Донского(1350-1389), собирателя русского войска и защитника Отечества.

                                                     ДЕКАБРЬ:

1 декабря

         

6 декабря    

19 декабря              

 - Платон и Роман – праздник народных зимних игр и забав,   начало зимы: «Каков Платон и Роман, такая и зима».

- День памяти святого Георгия Победоносца – небесного покровителя княжеской семьи и русского воинства. - Юрьев день – зимний. Именины князя Юрия Долгорукова(90-е годы Х1 в 1157 г.) – основателя Москвы, будущей столицы государства Российского.

- Николин день- зимний, день памяти святителя Николая Чудотворца , любимого святого Русской зимы. Именины русского композитора Николая Андреевича Римского Корсакова (1844-1908), автора опер. «Снегурочка», «Ночь  перед Рождеством», «Садко» (о богатыре из Новгорода) «Сказка о царе Солтане», «Сказание о граде Китеже», «Золотой петушок   (День рождения – 18 марта;)

                                                     Я Н В А Р Ь:

14января    

27 января                                            

 - День памяти святителя Василия Великого, именины                                                                                                                                                                                                                              русского художника Василия Ивановича Суриков(12 марта 1848-1926), создателя картины   «Взятие снежного городка».

- День рождения русского писателя Павла Петровича Бажова  ( 1879-1950).

                                                        ФЕВРАЛЬ:

23 февраля

- День защитников Отечества ( современные богатыри)

                                                         М А Р Т:

18  марта    

     

23  марта        

- День рождения  Римского Корсакова, «Садко».                          

- День военно-морского флота (подводного) Современные  «богатыри».

                                                       А П Р Е Л Ь:

5 апреля-1242 г.

15 апреля  

30 апреля                

 – Ледовое побоище, Александр Невский «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».

- День рождения Виктора Михайловича Васнецова (1848- 1926) художника, создавшего в своих произведениях  сказоч ные  и былинные образы «Богатыри» - именины  28 апреля.

- День пожарной охраны (Современные  «богатыри»).

                                                            М А Й:

6 мая  

9 мая                            

- День Георгия Победоносца.

- День Победы.

                                                                                                      Приложение №3

          Модель проведения занятий по проекту: «Богатырские игры»  

1  часть:   Мотивация, связанная с информацией по народному календарю;

                 вводная разминочная часть, включающая в себе различные виды

                 ходьбы и бега с образным познавательным содержанием  «По тра-

                 вушке- муравушке», «Медвежата в тайге» и т.п.

П часть:   П/игры средней подвижности.

                 П/игры большой подвижности.

                 П/игры малой подвижности.

Ш часть:  Ходьба и бег аналогичной вводной части, упражнение на восста-

                 новление дыхания с использованием фольклора; закрепление

                 информации по народному календарю;   подведение итогов дея-

                 тельности в соответствии с вводной мотивацией.