Использование здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДО
статья на тему

Песнякова Гизела Геннадьевна

Здоровьесберегающие технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                            Песнякова Г.Г., воспитатель

                                                                                            ГБДОУ детский сад №34 Пушкинского р-на

                                                                                            Санкт-Петербурга

                                                         ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ

Использование здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДО

    В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самой актуальных. Понятие «здоровьесберегающие технологии» прочно вошло в образовательную систему. Стратегия реализации здоровьесберегающих образовательных технологий как составляющая внедрения ФГОС –  это такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без нанесения ущерба их здоровью. Сегодня к актуальным проблемам детского здоровья относятся: гиподинамия, детские стрессы, тревожность, агрессия и пр.

В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н.Дубровский, Ю.П.Лисицын, Б.Н.Чумаков), психологи (О.С.Осадчук), педагоги (В.Г.Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф.Змановский, М.Лазарев, О.В.Морозова, Т.В.Поштарева, Л.Г.Татарникова, О.Ю.Толстова, О.С.Шнайдер). Как отмечает ряд авторов (А.Ф.Амент, С.Ф.Васильев, М.Л.Лазарев, О.В.Морозова, Т.В.Поштарева, О.Ю.Толстова и др.) большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников здорового образа жизни играет система дошкольного образования.

 Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение высокого уровня здоровья воспитанников детского сада, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни, валеологической  компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказание самостоятельной элементарной медицинской, психологической  самопомощи.

  Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показателей заболеваемости детей.

Для проведения успешной работы по здоровьесбережению необходимо внести в планирование воспитательно-образовательного процесса и реализовать следующие пункты:

   1. Обучение детей  приёмам здорового образа жизни.

 Оздоровительная гимнастика. Оздоровительная гимнастика является обязательной частью работы ДОУ, которая строится с учетом здоровьесберегающих технологий. Физкультура выполняет и воспитательную функцию. Она воспитывает сознательное отношение к использованию физических упражнений, прививает гигиенические навыки, приобщает к закаливанию организма естественными факторами природы.

 Игры – релаксации (игры с водой; игры с песком; сказкотерапия; музыкотерапия) Педагоги используют тексты рифмовок М. Лаписовой, релаксацию по Э.Джекобсону и др. Релаксация необходима и полезна детям, когда они находятся в состоянии стресса, переутомлены, растеряны, перевозбуждены или близки к этому. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

 Разные виды массажа( массаж стоп ,ушных раковин, пальчиковая гимнастика, Су-Джок) По высказыванию Сухомлинского: ум ребенка, находиться на кончиках его пальцев. Развивая мелкую моторику пальцев, мы развиваем умственные способности ребенка. При приемах самомассажа задействуются мелкая моторика, при  этом воздействие идет не только на ум ребенка, но и на внутренние органы. Самомассаж кистей рук регулирует работу всех внутренних органов и систем человека. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

 Элементы упражнений йоги помимо очевидного развития силы, гибкости, равновесия, пространственной ориентации и ловкости, развивают еще один интересный пласт – психические процессы, свойства и качества. Ранее ребенок совершал простые действия, зачастую направленные вовне, а во время занятий йогой – сложные действия, с направлением внимания вовнутрь. Посредством телесных действий ребенок тренирует такие свойства внимания как: сосредоточенность или концентрация, устойчивость, переключение, распределение и объем. Эти свойства внимания, когда они полноценно развиты, являются главным условием для продуктивного труда, обучения, спортивной и другой деятельности ребенка.

 Привитие детям гигиенических навыков начинается с раннего возраста. По мере овладения культурно-гигиеническими навыками ребёнок становится более самостоятельным и уверенным в своих силах. Для поддержания интереса педагоги часто используют  фольклор, дидактическую куклу, наглядные алгоритмы и художественную литературу.

 Физкультминутки во время занятий. Физкультминутка - это физические упражнения, направленные на восстановление работоспособности детей, улучшения их самочувствия, повышения внимания, предупреждение утомляемости, нарушений осанки, т.е. на оздоровление организма детей.

 Специально организованные занятия лечебной физкультуры. Использование системы специально организованных коррекционных занятий лечебной физкультурой является   эффективным средством коррекции нарушенных и компенсации недоразвитых функций. Позволяет своевременно предупредить появление вторичных отклонений в развитии.

 Массовые оздоровительные мероприятия, например: соревнования, дни здоровья , прогулки-походы. Все эти мероприятия направлены на восстановление эмоциональной сферы и развитие коммуникативных качеств с учетом индивидуальных особенностей детей. Такие мероприятия способствуют формированию характера, слиянию физического, эмоционально-нравственного и социального аспекта в развитии каждого ребенка. Формируется чувство “команды”, ответственности за общее дело, стремление к победе, взаимопомощь и взаимовыручка.

 Упражнения для глаз  используется в профилактических и оздоровительных целях, чтобы предупредить зрительное (зрительно-психогенное и зрительно-вегетативное) утомление у детей во время занятий.

 Витаминопрофилактика. Например включение в меню отвара шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты.

 Аромотерапия по В. А. Иванченко используется с целью понижения заболеваемости, повышения защитных сил детского организма, профилактики респираторных заболеваний.

 Закаливание. Для закаливания используют естественные факторы природы: воздух, воду, солнце. В результате систематического закаливания происходят приспособительные реакции, способствующие расширению диапазона переносимых колебаний внешней температуры.

 Психогимнастика - не физкультура, не механическое повторение физических упражнений. Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяет деятельность психических функций (мышления, эмоции, движения), а с помощью комментариев взрослого к этим процессам подключается и внутреннее внимание детей.

 Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой считается уникальной, так как у неё нет аналогов во всём мире. Система предусматривает совершенно необычный вдох носом вместе с движениями, сжимающими грудную клетку и включающими в активную работу все части тела.
На слизистой оболочке носа располагаются рецепторы, которые рефлекторно связаны почти со всеми органами и системами нашего организма. Так как, физическая активность требует поступления большого количества кислорода, то именно при выполнении этой гимнастики он значительно лучше усваивается тканями всего организма, повышая его иммунитет.

 Фонетическая и логопедическая ритмика. В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

 Занятия по ОБЖ воспитают в детях чувство ответственности за свою безопасность и жизнь. Педагог в игровых ситуациях отрабатывает умение ребёнка самостоятельно применять правила ПДД, обращения с огнем, острыми предметами, правила поведения с незнакомцами,на водоёмах, в лесу, в общественных местах. Прививает простейшие навыки оказания первой помощи. Детство не обходится без ушибов и царапин, поэтому педагог учит воспитанников не  паниковать, а четко действовать в соответствии со случившимся, разбирает и анализирует  решение конкретных ситуаций.

 2 Работа с семьей: пропаганда здорового образа жизни, консультации, индивидуальные беседы, выступления на родительских собраниях, распространение буклетов, выставки, проведение совместных мероприятий.

 3 Работа с педагогическим коллективом : проведение семинаров – практикумов, выставок, консультаций, проведение и посещение занятий направленных на здоровьесбережение, посещение научно-практических конференций.

 4 Создание условий и развивающей среды: приобретение массажёров, тренажёров, спортивных снарядов и модулей. Для пополнения развивающей среды рекомендован сухой бассейн. Занятия в «сухом» бассейне способствуют избавлению от мышечной и эмоциональной напряженности. Во время «плавания» ребенок ощущает постоянный контакт кожи с шариками, тем самым, получает массаж всего тела. Идет стимуляция проприоцептивной и тактильной чувствительности. Шарики в бассейне действуют как общий массаж, оказывая влияние на расслабление гипертонуса мышц и торможения гиперкинезов. Изготовление материала для профилактики плоскостопия и нарушения осанки. Также педагогами осуществляется подбор и обновление картотек, разработка отдельных оздоровительных комплексов, ведение кружков.

  Применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающих технологий сформирует у воспитанников полезные привычки в начале жизненного пути,  повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДО

Материал выступления на Всероссийской научно-практической КОНФЕРЕНЦИИ "Актуальные вопросы введения и реализации ФГОС дошкольного образования". Тема выступления "Использование здоровьесб...

Использование здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДО

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольн...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО

На современном этапе развития общества выявляется тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Проблема здоровья актуальна для родителей, воспитателей и общества. Экологическая и социальная н...

Статья на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДО»

В статье раскрыто понятие"здоровьесберегающая технология", дана классификация здоровьесберегающих технологий, перечислены условия для успешной работы по здоровьесбережению в ДОУ....

Использование здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДО

Дошкольный возраст - это решающий этап в формировании основ психического и физического здоровья детей. Именно в эти годы интенсивно формируются органы и развиваются функциональные системы организма. В...

Использование здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДО

Одним из аспектов укрепления здоровья участников педагогического процесса ДОУ в условиях ФГОС  выступает создание здоровьесберегающей среды.Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании...

Использование здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДО

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической куль...