"Охрана здоровья ребенка" - советы родителям.
учебно-методический материал на тему

Маруненко Евгения Александровна

Приемы закаливания. Семейная спортивная эстафета.Физкультурно игровая среда. игры с родителями зимой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nekotorye_priyomy_zakalivaniya.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые приёмы закаливания

1. Обширное умывание.

Ребёнок должен:

открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.

Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».

Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».

Намочить обе ладошки и умыть лицо.

Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.

Примечание.

Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т.д.

2. Сон без маечек.

Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.

3. Сухое растирание.

После утренней гимнастики, физкультурного занятия, во время гимнастики после сна воспитатель надевает на руку махровую рукавичку и растирает ребёнка. Затем варежка сбрасывается в специальную ёмкость и сдаётся в стирку.

Семейная спортивная эстафета

1. Эстафета с мячами и скакалками (инвентарь: баскетбольные мячи, скакалки, гимнастические маты).

Папа, зажав между коленями мяч, прыжками перемещается до лежащего обруча; кладет в него мяч, берет скакалку, возвращается к команде и передает скакалку маме.

Мама прыгает через скакалку, бежит к гимнастическому мату; ложится на него лицом вниз, руки сцеплены за спиной, затем, не поворачиваясь, встает, не расцепляя рук, и возвращается к финишу, прыгая через скакалку.

Капитан выполняет ведение мяча одной рукой до обруча; возвращается к финишу, держа мяч в руках.

2. Комбинированная эстафета (инвентарь: кегли, стойки).

Папа передвигается «каракатицей» до отметки, бегом возвращается к исходной позиции.

Капитан преодолевает то же расстояние, прыгая «зайчиком», обратно возвращается бегом.

Мама бежит до отметки, поставив на ладони обеих рук по кегле, при возвращении к линии старта держит кегли в руках.

3. Танцевальное выступление.

4. Мини-футбол.

Для игры приглашаются папы, которые должны забить мяч в ворота (дается 5 попыток).

5. «Сцепка вагонов» (инвентарь: стойки).

Папа обегает стойку и возвращается к команде.

Папа и мама выполняют то же упражнение, держась за руки друг за другом.

Задание повторяется семейной командой в полном составе (руки не расцеплять).

6. Игра со зрителями.

Назвать спортивные игры, где в мяч играют руками (волейбол, баскетбол, гандбол, большой теннис, настольный теннис, водное поло, бейсбол, лапта, стритбол, регби, американский футбол).

Назвать виды спорта,

, фристайл, водные и горные лыжи). соревнования по которым проводятся на воде (плавание, водное поло, прыжки в воду, гребля, парусный спорт, водно-моторный спорт, водные лыжи).

Назвать виды спорта, в которых используются лыжи (лыжные гонки, биатлон, прыжки с трамплина

7. Каждый член команды надувает по одному шарику на время.

8. «Разноцветные гирлянды» (инвентарь: обручи, шарики).

По сигналу семьи подбегают с шарами к гимнастическим обручам, к которым их привязывают.

9. «Кто быстрее?» (инвентарь: мячи, обручи, стойки).

Папа ведет мяч до баскетбольного щита, выполняет бросок в кольцо до попадания; возвращается к команде, ведя мяч одной рукой.

Мама несет обруч до стойки и оставляет его.

Капитан бежит и пролезает через обруч.

10. Танцевальное выступление.

11. Заключительная эстафета (инвентарь: скамейка, клюшка, шайба, городки, мяч, обруч).

Каждый участник должен проползти по скамейке, взять клюшку и обвести вокруг стоящих городков шайбу, бросить мяч в обруч, потом положить мяч на место и тем же способом вернуться в команду.

12. Подведение итогов и награждение.

Советы по физическому воспитанию детей

Совет 1: Поддерживайте интерес ребенка к занятиям физической культурой, ни в коем случае не выказывайте свое пренебрежение к физическому воспитанию и развитию.

Пример взрослых в этом вопросе чрезвычайно важен. Как вы относитесь к физическому воспитанию, так будет относиться к нему и ваш ребенок. Часто ребенок живет под грузом запретов: не бегай, не шуми, не кричи громко. А ущемление потребности в самовыражении больнее всего ударяет по самооценке и активности растущего человека. «Почему ты не делаешь зарядку? Почему так долго сидишь перед телевизором? Почему так поздно ложишься спать?» — все это пустой звук для ребенка. Родители должны хорошо знать потребности и возможности своего ребенка и как можно полнее учитывать их.

Совет 2: Высокая самооценка — один из мощных стимулов для ребенка выполнять любую работу, будь то домашние задания или утренняя гигиеническая гимнастика. Всемерно поддерживайте в своем ребенке высокую самооценку — поощряйте любое его достижение, и в ответ вы получите еще большее старание. На занятиях физической культурой необходимо выдерживать единую «линию поведения» обоих родителей — не должно быть противоположных распоряжений (мама — «хватит бегать»; папа — «побегай еще минут пять»). Если это происходит — ни о каком положительном отношении ребенка к физкультуре просто не может быть и речи.

Совет 3: Наблюдайте за поведением и состоянием своего ребенка во время занятий физическими упражнениями. Иногда родители не могут понять, почему ребенок капризничает и не выполняет, казалось бы, элементарных распоряжений родителей. Причиной могут быть и усталость, и какое-то скрытое желание (например, ребенок хочет быстрее закончить занятие физкультурой, чтобы посмотреть интересную телепередачу). Постарайтесь понять причину его негативных реакций. Не жалейте времени и внимания на то, чтобы установить с ним душевный контакт.

Совет 4: Ни в коем случае не настаивайте на продолжении тренировочного занятия, если по каким-то причинам ребенок этого не хочет. Нужно, прежде всего, выяснить причину отказа, устранить ее и только после этого продолжить занятие.

Совет 5: Не ругайте своего ребенка за временные неудачи. Ребенок делает только первые шаги в неизвестном для него мире, а потому он очень болезненно реагирует на то, когда другие считают его слабым и неумелым. Особенно остро это проявляется, если родители не знают, как дать ребенку понять, что они уважают его чувства, желания и мнения.

Совет 6: Важно определить индивидуальные приоритеты ребенка в выборе физических упражнений. Практически всем детям нравятся подвижные игры, но бывают и исключения. Например, ребенок хочет подражать своему любимому герою книги или кинофильма, но каких-то качеств, например физической силы, ему не хватает. В этом случае не удивляйтесь, если ваш ребенок вдруг попросит купить ему гантели или навесную перекладину для подтягивания.

Совет 7: Не меняйте слишком часто набор физических упражнений ребенка. Если комплекс ребенку нравится, пусть он выполняет его как можно дольше, чтобы прочно усвоить тот или иной навык, движение.

Совет 8: Важно соблюдать культуру физических упражнений. Ни в коем случае не должно быть расхлябанности, небрежности, исполнения спустя рукава. Все должно делаться «взаправду».

Совет 9: Не перегружайте ребенка, учитывайте его возраст. Никогда не заставляйте ребенка выполнять физические упражнения, если он этого не хочет. Приучайте его к физической культуре и воспитанию исподволь, собственным примером.

Совет 10: Три незыблемых закона должны сопровождать вас в физическом воспитании детей: понимание, любовь и терпение.

Физкультурно-игровая среда ребенка

Для каждого возрастного периода дошкольного детства характерны свои проявления двигательной активности. Поэтому родителям следует позаботиться о разнообразии двигательной деятельности ребенка, а также продумать физкультурно-игровую среду ребенка в условиях семьи.

Самостоятельность, уверенность в себе, чувство удовлетворения являются хорошим стимулом для развития целенаправленной двигательной активности.

Для обогащения и разнообразия двигательной деятельности ребенка в семье взрослые должны позаботиться о создании физкультурно-игровой среды. Дома удобно ежедневное использование спортивно-игровых комплексов, состоящих из металлических конструкций с различными приспособлениями (канатом, кольцами, качелями, матами).

Для того, чтобы интерес к спортивному комплексу у ребенка не угасал, занятия на нем могут носить сюжетно-игровой характер: поездка на парусном корабле, «Кругосветное путешествие», «Мы — спортсмены» и т. д.

При организации физкультурно-игровой среды ребенка лучше создавать в детской комнате разные игровые зоны для организованных и самостоятельных игр детей с использованием различного спортивного инвентаря (мяч, ракетка, обруч, скакалка, тренажеры разного типа и т. д.).

Игры с мячом:

Поймать мяч, отскочивший от земли. «Брось мяч на землю так, чтобы ты его мог поймать!» Площадка должна быть ровной, иначе мяч будет отлетать в стороны и ловить его будет трудно.

Бросить мяч в стену и поймать его после отскока. «Брось в стену так, чтобы поймать его». Вначале дети бросают мяч очень осторожно и он ударяется о стену на высоте живота или груди ребенка. Ловить мяч легче, если он попадает в стену на высоте, превышающей рост ребенка.

Прыжки:

Прыжок в цель (круг) диаметром 60–80 см, расстояние от места прыжка 30–50 см.

Прыжок вверх, в момент прыжка хлопнуть в ладоши.

Прыжок на дальность (цель обозначается веревкой, расстояние 40–60 см).

Для старших — с бортика песочницы прыжок с поворотом.

Опорные прыжки с поворотом 90°. Чтобы ребенок в прыжке мог повернуться, укажите ориентир — предмет, к которому он должен повернуться.

Для старших. Прыжок согнув ноги с поворотом: встать рядом с бортиком, взяться за края двумя руками, оттолкнувшись двумя ногами, перепрыгнуть через бортик и приземлиться с противоположной стороны.

Лазание:

Лазание по наклонной лестнице способствует развитию у детей ловкости и координации движений и очень желательно это учесть при организации физкультурно-игровой среды ребенка:

Переступить ногами между рейками лестницы, пока позволяет высота реек.

Поднявшись по лестнице, повернуться спиной к ней и спуститься вниз. При спуске руками держаться за продольные брусья.

Стоя под лестницей с нижней стороны, подняться на носках и руками взяться за рейку, ногами опереться на одну из нижних реек. Смотреть на лестницу.

Физическая нагрузка должна сменяться отдыхом — только при этом условии в процессе двигательной активности будет происходить достаточное накопление в мышцах питательных веществ.

Если не тренировать мышцы, держащие корпус, у ребенка могут возникнуть такие отклонения в осанке, как круглая спина, сколиоз, кифоз. Чтобы предотвратить всевозможные нарушения, необходимо выработать правильную осанку путем тренировки этих мышц. Умение правильно держать корпус не только придает приятный внешний вид, но и оказывает большое влияние на состояние здоровья, на жизнедеятельность всего организма в целом.

Для выработки правильной осанки полезно делать специальные упражнения. Осанка человека дает много информации о человеке, о его физическом развитии, о состоянии здоровья и даже о его самочувствии и настроении.

Человек с прямой спиной вызывает у нас впечатление очень уверенного в себе и удачливого, гордого и уважаемого. А вот человек сутулый кажется нам неуверенным, постоянно в каких-то проблемах, невезучим, в плохом настроении… Сутулая спина вызывает ощущение покорности человека всему и всем.

Как узнать, когда мы стоим правильно? Есть пять точек, которые должны находиться примерно на одной линии (в положении стоя):

мочки ушей

плечи

кисти

тазовые кости

колени

Упражнение для укрепления мышц спины:

Исходное положение: лежа на животе, руки сложены в замок на затылке.

Поднять верхнюю часть тела (плечи и грудь) от пола.

Выполнять упражнение 3 раза по 10 повторов каждый раз, между подходами отдыхать около одной минуты или сколько нужно.

Если не получается выполнять упражнение 10 раз (ребенок чувствует боль или усталость) — пусть выполняет столько раз, сколько получается. Через несколько дней увеличьте количество повторений на одно поднятие больше. И так потихоньку доберетесь до 10.

Усложненный вариант (к нему можно переходить через две-три недели регулярного выполнения первого упражнения):

Исходное положение: лежа на животе, руки сложены в замок на затылке.

Вместе с верхней частью тела поднять и ноги.

Выполнять так 3 раза по 10 повторов каждый раз.

После выполнения упражнения обязательно надо растянуть мышцы спины:

Исходное положение: сидя на полу, просунув руки под коленями.

Выгнуть спину назад как можно сильнее. Задержаться в таком положении на 10 вдохов-выдохов.

Используйте приведенные выше рекомендации по организации физкультурно-игровой среды ребенка для полноценного физического развития его организма.

Охрана здоровья ребенка: советы родителям

Совет 1: Старайтесь активно участвовать в охране здоровья ребенка и оздоровлении его организма. Не только рассказывайте ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывайте, как полезны для здоровья выполнение правил личной гигиены, утренняя зарядка, закаливание, правильное питание.

Совет 2: Научите ребенка неукоснительно соблюдать гигиенические требования к чистоте тела, белья, одежды, жилища, так как все это является очень важными элементами охраны здоровья ребенка.

Совет 3: Приучайте ребенка строить свой день, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки на свежем воздухе, а также полноценное питание и крепкий сон — лучшая профилактика утомления и болезней.

Совет 4: Помогите ребенку овладеть навыками самоконтроля за здоровьем, особенно при выполнении физических упражнений. Для этого заведите дневник наблюдений и записывайте вместе с ребенком данные о его физическом состоянии: вес (массу тела), рост, частоту пульса, самочувствие (сон, аппетит и т. д.).

Совет 5: Научите ребенка правильно пользоваться естественными оздоровительными факторами — солнцем, воздухом и водой. Воспитывайте у ребенка стремление и привычку к закаливанию организма и оздоровлению.

Совет 6: Помните, что в движении — жизнь. Занимайтесь вместе с ребенком спортом, больше гуляйте, играйте на свежем воздухе. Здоровый образ жизни, культивируемый в семье, — залог здоровья ребенка.

Совет 7: Для охраны здоровья ребенка очень важно организовать ребенку правильное питание и воспитывать положительное отношение к соблюдению режима питания. Ребенок должен знать, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья.

Совет 8: Научите ребенка элементарным правилам профилактики инфекционных заболеваний: держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает; не пользоваться чужой посудой или зубной щеткой; не надевать обувь или головные уборы других детей. Если ребенок болен сам, чихает и кашляет, он должен знать, что надо прикрывать рот и нос маской или платком, не играть с друзьями, выполнять назначения врача.

Совет 9: Познакомьте ребенка с правилами безопасного поведения в доме, на улице, на отдыхе и учите его выполнять эти правила, чтобы избегать ситуаций, опасных для здоровья и жизни.

Совет 10: Читайте научно-популярную литературу о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, о том, как научить его охранять и укреплять свое здоровье.

Закаливание ребенка

Наша любовь к ребенку заключается не только в создании наилучших бытовых условий, но и в необходимости приложить немало усилий по закладке фундамента крепкого здоровья ребенка. Одним из таких элементов является закаливание ребенка, которое включает в себя целый комплекс разнообразных форм — это и прогулки на свежем воздухе в любую погоду, и проветривания детской комнаты и спальни; обливания, обтирания, умывания прохладной водой.

Одежда

Важным в закаливании ребенка является правильно подобранная одежда, способствующая полноценному движению и развитию естественной терморегуляции. Следует помнить, что ребенок должен вернуться с прогулки не с потными, а с сухими ногами.

Воздушные ванны

Для закаливания ребенка следует при переодевании оставлять его на некоторое время обнаженным, при этом давая ему возможность двигаться. Затем, ориентируясь на реакцию ребенка, можно постепенно увеличивать продолжительность воздушной ванны (через 2–3 дня) или понижать температуру воздуха.

Специальное закаливание ребенка водой

Простой и доступной методикой является специальный закаливающий массаж:

1-я неделя: растирание сухой рукавичкой;

2-я неделя: растирание влажной рукавичкой, смоченной в теплой воде;

3-я неделя: растирание влажной рукавичкой с постепенным понижением температуры;

4-я неделя: растирание массажной щеткой.

После закаливающего растирания ребенка следует одеть в сухое белье.

При заболевании или плохом самочувствии ребенка — вся схема закаливания начинается заново и продолжается в том же порядке.

Полоскание горла водой

Данное закаливание лучше проводить вместе с ребенком. Набрать в рот воды комнатной температуры и делать булькающие движения со звуком «а-а-а». Постепенно температуру воды можно снижать до водопроводной и ниже (если у ребенка хорошая носоглотка).

Что же дает закаливание детям?

Закаливание ребенка очень важно для его здоровья и оказывает следующие действия:

снижение риска простудных заболеваний;

рост сопротивляемости вирусным заболеваниям;

укрепление и развитие мышц тела;

ускорение интеллектуального развития ребенка;

вырабатывание общей стрессоустойчивости;

формирование сильного характера вашего ребенка и его будущего здорового образа жизни.

Не стоит забывать и о проделывании всех предлагаемых ребенку вариантов закаливания также и на себе! Это двойная радость и польза ребенку. Когда ваш ребенок ощущает вашу не только теоретическую, но и практическую поддержку, он легче и быстрее привыкает к интересной и насыщенной играми жизни!

Зимние игры для детей с участием родителей

В современном мире в таких крупных мегаполисах, как Москва, ребенку очень сложно гармонично развиваться. Век высоких технологий сводит наши движения к минимуму, а ведь дошкольный период жизни — важнейший этап в формировании здоровья ребенка, обеспечивающий единство физического, духовного, психического и интеллектуального развития.

Зачастую у нас не хватает времени позаниматься со своим ребенком. А ведь игры и упражнения для детей с участием родителей, например зимние, помогут решить проблемы эмоциональных отношений между вами и вашим ребенком, подарить радость от совместной деятельности.

Прогулка — это источник новых впечатлений и радостных эмоций. Если продумать игры на прогулке с малышом заранее, то после нее он будет чувствовать себя бодрым и веселым, узнает много нового, а мама разделит радость игры со своим ребенком.

Хорошо, если ребенок зимой находится и играет на свежем воздухе до четырех-пяти часов в день. Нужно постепенно приучать малыша выходить на улицу в любую погоду, даже при температуре воздуха -10 градусов Цельсия. Однако продолжительность прогулки в таком случае сокращается до 40–60 минут. Все зависит от самочувствия ребенка, степени его закаленности, подвижности, от того, как он переносит мороз, ветер, влажность воздуха.

Примеры зимних игр для детей с участием родителей

1. «С кочки на кочку»

Игра заключается в следующем — мама чертит на снегу круги диаметром 30–40 сантиметров. Расстояние между кругами — 40–50 сантиметров. Малыш выступает в роли лягушонка. Ему надо прыгать с кочки на кочку (то есть из круга в круг), стараясь побыстрее перебраться с первой кочки на последнюю. Отталкиваться надо обязательно обеими ногами: присесть, согнув ноги в коленях, затем прыжок.

2. «Сбеги с горочки»

Мама предлагает ребенку забраться на небольшую горку с пологим склоном, а потом медленно сбежать вниз, к ней в руки.

3. «Меткий стрелок»

Вместе с малышом мама делает куличики из снега, выстраивает их в ряд, помещает друг на друга. Мама учит малыша лепить снежки, предлагает снежком сбить нужный куличик. Мама должна показывать пример детям — вместе с ними кидать снежки и стараться попасть в цель. Следует требовать от малыша настойчивости, не разрешать сбивать куличики руками.

4. Игра «Ледяные дорожки»

Эта детская зимняя игра с участием родителей поможет ребенку научиться удерживать равновесие на льду. Ребенок идет по ледяной дорожке, передвигая ноги по льду, стараясь не упасть.

5. «Барьеры»

Мама лопатой собирает снег и превращает его в барьеры различной величины. Малыши быстро перебираются через все барьеры, не задев их.

6. «Детский хоккей»

Для этой игры понадобится детский набор для хоккея. Папа показывает малышу, как правильно держать клюшку, как бить ею по шайбе и куда надо стремиться попадать. Эта игра доступна как мальчикам, так и девочкам.

Маленькие дети не могут долго играть в одно и то же. После игры, которая потребовала от ребенка затраты энергии, можно пройтись c ним по парку, отдохнуть или перевести игру в спокойное русло. Однако, это не значит, что родителям надо брать малыша за руку и медленно ходить с ним по дорожкам. Предложите ему поиграть в более спокойную игру.

7. «Снеговик»

Папа лепит с малышом снеговика, дает ребенку веточки и просит ребенка сделать снеговику глаза, нос и рот.

В этой игре важно не ограничиваться лепкой традиционного снеговика — ведь из снега, как и из пластилина, можно создавать самые разные и невероятные скульптурки и картины. Эта нехитрая детская игра при участии родителей познакомит ребенка с формами и размерами предметов. Можно вылепить гусеницу, черепаху, ежика с яблоками на иголках и других всевозможных зверушек с использованием шаров различного размера. Для украшения прихватите из дома старые пуговицы, орехи, горох, кругляшки морковки, фасоль и бусинки.

8. «Скати с горочки»

Папа сооружает небольшую, но крутую горку и делает несколько плотных снежков. Малыш должен скатить с горки все снежки по очереди, не упустить, не уронить и не раздавить ни одного.

9. «Следопыт»

Мама идет по чистому снегу, стараясь сделать шаги как можно меньше. Затем по этим следам отправляется ребенок. Его задача — попасть след в след.

В играх и забавах ребенок может долго находиться на свежем воздухе, не уставая.

Что пригодится на прогулке с зимними детскими играми:

санки (если вы хотите, чтобы ваш ребенок самостоятельно катался с горки, то для его безопасности приобретите пластмассовые санки);

ледянка;

седушка (удобный коврик под попку малыша — незаменим, если ребенок захочет присесть или встать на колени);

ведерко;

лопата;

формочки;

два совочка — для мамы и малыша;

машинка-самосвал;

Какие детские зимние игры особенно нужны ребенку?

В первую очередь, для развития ребенка важны те детские игры, которые исходят из его собственной инициативы: то есть те игры, сюжет которых он выдумывает сам — сюжетно-ролевые или режиссерские. Именно в них в наибольшей степени происходит развитие ребенка — не упражняются какие-то отдельные функции, а именно происходит общее развитие. Однако возникают эти игры не на пустом месте. Любые другие игры (инициатором в которых выступает взрослый) также в итоге способствуют — льют воду на мельницу развития самодеятельной игры. Поэтому важно, чтобы ребенок владел игровой культурой во всем ее многообразии: в раннем и младшем дошкольном возрасте — это сюжетно-отобразительные игры (в которых ребенок повторяет то, что видит вокруг), самодеятельные сюжетные игры (в которых ребенок обращается к сюжетам, которые интересны ему, придумывает их сам). К старшему дошкольному возрасту сюда добавляются разнообразные игры с правилами. Но не следует игнорировать и такие виды игр, как досуговые, подвижные, игры-экспериментирования, разнообразные народные игры.

Правила детских игр:

Детская игра должна приносить радость и ребенку и взрослому.

Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть.

Все задания дети должны выполнять самостоятельно.

Обязательно начинайте с посильных задач.

Воспитывайте бережливое отношение к играм.

Для самых маленьких оживляйте игру сказкой или рассказом.

Создавайте в игре непринужденную обстановку. Не сдерживайте трудовую активность ребенка.

Устраивайте соревнования с другими детьми и взрослыми.

Увлечения детей проходят «волнами», поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, «забывайте» о ней на месяц-два, а потом пусть малыш «случайно» вспомнит о ней.

ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Воспитанию детей в нашей стране придается большое значение — оно по справедливости считается задачей большой государственной важности.

Физическое воспитание складывается из мероприятий, направленных к тому, чтобы вырастить здоровых, выносливых, жизнерадостных, трудоспособных людей.

В систему мероприятий, необходимых для правильного физического развития детей, входит организация их жизни в соответствии с требованиями гигиены и борьба с заболеваемостью. В советской семье интересы детей стоят на первом месте. Каждая мать старается создавать для своего ребенка лучшие условия, обеспечить ему хорошее питание, уберечь от заболеваний. Очень важно, чтобы у родителей было ясное представление о том, что именно нужно для правильного развития ребенка того или иного возраста. Наряду с созданием благоприятных условий жизни большое внимание надо уделять и повышению сопротивляемости организма ребенка, его способности быстро, без вреда для здоровья, применяться к изменениям привычных условий. Значительную роль при этом играет использование в целях закаливания естественных сил природы: воздуха, воды, солнечных лучей.

Для полноценного физического развития ребенка необходимо, чтобы он занимался физическими упражнениями, играл в подвижные игры, пользовался лыжами, коньками, совершал пешеходные экскурсии.

В подвижных играх, физических упражнениях развивается быстрота, ловкость движений, а также находчивость, выдержка, умение действовать сообща.

Таким образом, в физическом воспитании должны найти свое место как меры по укреплению здоровья ребенка и закаливанию его организма, так и умело подобранные игры, физические упражнения.

Чем яснее родители и воспитатели осознают важность всех указанных задач, тем легче найти общую линию воспитания в семье и в детских учебно-воспитательных учреждениях (детский сад, школа).

Настоящая лекция в основном посвящена вопросам физического воспитания детей-дошкольников. Младший школьный возраст затронут лишь отчасти — в пределах первого года пребывания в школе.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЖИМУ ДНЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА

Воспитание полезных навыков и привычек имеет особенно важное значение в дошкольном периоде жизни ребенка. В этом возрасте в коре больших полушарий головного мозга легко образуются новые временные нервные связи, называемые условными рефлексами, которые потом закрепляются и часто остаются на всю жизнь в виде навыков и привычек.

Приучая детей к определенному режиму, к выполнению гигиенических требований, мы создаем у них полезные для организма навыки и тем самым сохраняем их здоровье.

Твердый режим дня, установленный в соответствии с возрастными особенностями детей, — одно из существенных условий нормального физического развития ребенка.

Давно известно — каждый испытал это на себе, — что потребность в еде, сне, деятельности и отдыхе появляется в определенные часы, если человек привык есть, спать, работать в установленное время. Понятно, что пища лучше усваивается, если выделение пищеварительных соков начинается еще до того, как она попадает в рот, что сон наступит быстрее и отдых будет более полным, если в привычный час человека «клонит ко сну».

Основное требование к режиму — это точность во времени и правильное чередование, смена одних видов деятельности другими.

Должно быть установлено время, когда ребенок ложится спать, встает, ест, гуляет, выполняет несложные, посильные для него обязанности. Время это необходимо точно соблюдать. Бывает, что родители, «жалея» ребенка, разрешают ему то позже лечь, то не вовремя встать, то остаться дома в часы прогулки. Такие нарушения установленного распорядка не проходят бесследно: они отражаются на сне ребенка, его аппетите, общем

самочувствии. Ребенок начинает к огорчению родителей, не понимающих причины его поведения, нервничать, капризничать.

Режим может несколько изменяться в зависимости от сезона, от распорядка жизни в семье. Но некоторые общие правила должны соблюдаться всегда. Правила эти относятся в основном к организации сна, питания, прогулок.

Сон. Только во время сна ребенок получает полный отдых. Сон должен быть достаточно продолжительным: дети 3—4 лет спят 14 часов в сутки, 5—6 лет — 13 часов, 7—8 лет — 12 часов. Из этого времени необходимо, особенно для младших детей, выделить часа полтора для дневного сна.

Но дело не только в количестве часов сна. Дети должны ложиться вовремя, не позднее 8—9 часов вечера. Если ребенок спит в общей комнате, взрослым приходится в это время несколько ограничить себя, так как яркий свет, чрезмерно громкие или волнующие ребенка разговоры, естественно, мешают ему заснуть сразу, а потом, в силу перевозбуждения, сон наступает с большим трудом.

Возбуждают ребенка и слишком шумные игры перед самым сном, и рассказанные ему на ночь страшные сказки. Наоборот, успокаивающе действуют приготовления ко сну — все то, что ребенок должен выполнять ежедневно: уборка игрушек, умывание, раздевание и т. д.

Сон детей должен протекать в гигиенических условиях (отдельная кровать, не слишком

мягкая постель, чистый, прохладный воздух в помещении); перед сном комнату надо обязательно проветривать. Не следует бояться держать форточку открытой, когда ребенок спит, даже зимой, если он тепло укрыт.

Питание. Ребенку, так же как и взрослому, пища нужна как источник энергии, необходимой для основных жизненных процессов в организме, для поддержания теплового равновесия, для движения, для работы. В детском возрасте требуются еще и дополнительные затраты энергии, связанные с ростом и развитием организма ребенка. Чем моложе ребенок, тем быстрее идет его рост.

В пище дети должны получать все необходимые вещества: полноценные белки (их особенно много в мясе, рыбе, яйцах, в молочных продуктах), жиры — преимущественно в виде сливочного масла, углеводы, содержащиеся в муке, в крупах, в сахаре, в картофеле, в различных овощах, фруктах.

Для нормального роста и развития детям особенно важны витамины — их много в капусте, моркови, помидорах, в черной смородине, апельсинах, лимонах и других овощах, ягодах и фруктах, а также в сливочном масле, яйцах, молоке и рыбьем жире.

Устанавливая режим питания, надо помнить следующее. Дети получают питание 4—5 раз в день. Первая еда дается через полчаса, во всяком случае не позднее чем через час после пробуждения ребенка, а последняя — часа за полтора до сна. Между приемами пищи должны быть установлены промежутки в 3—4 часа, их надо строго соблюдать.

Наиболее сытная еда дается в обед, менее сытная — во время утреннего завтрака и ужина, а самое легкое питание — в полдник и на второй завтрак, если ребенок питается 5 раз в день.

Приводим примерное меню и распорядок питания для ребенка-дошкольника.

Первый завтрак — из двух блюд. Кроме стакана жидкости (чай с молоком, молоко, кофе), на завтрак следует давать какое-нибудь горячее блюдо: кашу, картофель, макароны, яичницу, фаршмак из селедки, а также овощи или фрукты, ягоды.

Если по условиям жизни в семье общий обед готовят к 3—4 часам, детям необходимо дать второй завтрак (через 2 1/2—3 часа после первого), более легкий.

Нет надобности готовить для детей дошкольного возраста специальный обед — они могут в основном есть то же, что и взрослые, если это не слишком тяжелая, жирная или острая пища, приправленная перцем, горчицей, уксусом.

Обед ребенка должен состоять из трех блюд; на третье следует давать свежие фрукты или кисель, компот.

В промежутках между обедом и ужином — легкий полдник: чай или молоко, булочка с маслом, с медом, печенье, фрукты.

Ужин — из двух блюд: например, запеканка из каши (овощей, макарон), творог, сырники, картофельные котлеты и т. п. и стакан молока, простокваши.

Прогулка. Как бы точно ни соблюдалось время сна и еды, режим нельзя признать правильным, если в нем не предусмотрено время для прогулки. Чем больше времени дети проводят на открытом воздухе, тем они здоровее. В сельских местностях, где жизнь детей весной и летом обычно целиком проходит на воздухе, они выгодно отличаются от городских и крепостью здоровья, и внешним видом: румяные, загорелые, всегда в движении, они не боятся солнца, не простуживаются, промокнув под дождем. Надо стремиться к тому, чтобы дети, живущие в городских условиях, также как можно больше были на воздухе.

В осеннее и зимнее время дети должны быть на воздухе не менее 4 часов. Лучшее время для прогулок с детьми — между завтраком и обедом (2—2 1/2 часа) и после дневного сна, до ужина (1 1/2—2 часа). В сильные морозы длительность прогулок несколько сокращается.

Причиной отмены прогулки для здорового ребенка могут быть исключительные обстоятельства: проливной дождь, большой мороз с сильным ветром.

На опыте работы детских садов установлено, что дети дошкольного возраста, приученные к ежедневным прогулкам, могут гулять и при температуре 20—25° мороза, если нет сильного ветра и если они одеты соответственно погоде.

На прогулку в холодные зимние дни дети должны выходить в теплом пальто, шапке с наушниками, валенках и теплых варежках или перчатках. На севере, где климат суровее, детей надо приучать гулять и при более низкой температуре: важно, чтобы ребенок привыкал к климату, в котором он живет.

В зависимости от условий дети могут гулять на участке своего дома или за его пределами. В первом случае следует позаботиться о том, чтобы во дворе было место, где они могли бы спокойно играть. Площадку, предназначенную для игр, летом надо подметать и поливать во избежание пыли, зимой — расчищать от снега. Если двор, как это бывает нередко в больших городах, не подходит для игр детей, надо выбрать поближе к дому место для ежедневных прогулок: сквер, бульвар, парк.

Время от времени полезно совершать с детьми более длительные прогулки, постепенно увеличивая расстояние — для младших до 15—20 минут ходьбы, для более старших — до 30 минут, с небольшими остановками на 1—2 минуты во время пути.

Придя на место, дети должны отдохнуть или спокойно поиграть перед тем, как возвращаться обратно.

ЗАКАЛИВАНИЕ ОРГАНИЗМА РЕБЕНКА

Преимущества человека закаленного, сохраняющего здоровье и работоспособность при любых условиях, ясны каждому. Закаленный человек свободно переносит и холод и жару, не простудится от сырости, сквозняка, от того, что промокнет под дождем. Обычно под закаливанием понимают приспособление организма ребенка к изменениям температуры окружающей среды, в первую очередь к понижениям температуры.

Закаливание нужно начинать с детства: в молодом организме, как мы уже указывали, легче образуются новые навыки и привычки, полезные для ребенка. Но для того, чтобы они закрепились, стали прочными, нужно проводить закаливание последовательно, систематически.

Не следует подвергать детей резким температурным воздействиям; приучать их к изменениям температуры надо постепенно, но настойчиво. Постепенно надо облегчать одежду детей в весеннее время, постепенно снижать температуру воды при обтирании или обливании. Таким способом можно достигнуть хороших результатов без риска для здоровья детей.

При выборе мер закаливания необходим совет врача. Так, детям, страдающим, например, малярией, противопоказаны солнечные ванны, купание в реке; некоторые дети, физически ослабленные, нуждаются в особой дозировке при проведении закаливающих процедур и т. д.

Нужно внимательно присматриваться к тому, как дети переносят охлаждение, как действует на них жара.

Здесь может иметь значение и возраст, и недавно перенесенное заболевание, и состояние нервной системы. Вместе с тем причиной отрицательного отношения ребенка к мерам закаливания нередко является его изнеженность, нежелание исполнять то, что ему непривычно.

Дети, по той или иной причине чувствительные к охлаждению, нуждаются в особом подходе, в большей постепенности при применении мер закаливания. Посоветовавшись с врачом, необходимо внести в способ проведения закаливания указанные им поправки.

Совсем отказываться от закаливания без особых причин не следует, так как для детей, резко реагирующих на охлаждение, оно как раз очень важно.

Систематическое закаливание лучше всего начинать весной или летом с тем, чтобы, видоизменяя способы закаливания, закреплять полученные за лето результаты осенью, зимой.

Из специальных мер закаливания в летнее время применяются воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, купание в естественных водоемах.

Воздушные и солнечно-воздушные ванны применяются с целью приучить детей к непосредственному соприкосновению всей поверхности тела с воздухом различной температуры. Кроме температуры, здесь имеет значение и влажность и движение воздуха.

Жарким летом, когда дети весь день ходят в одних трусиках, особой необходимости в приеме специальных воздушных ванн нет. Но весной, когда еще нет привычки к воздуху, и в прохладные дни, которых немало и в летнюю пору, они очень полезны.

Для воздушных ванн выбирают площадку, защищенную от ветра; проводить их можно и на террасе, на открытом балконе. Дети должны быть совершенно обнажены или одеты в короткие трусики.

Вначале воздушные ванны продолжаются всего 3—4 минуты. Увеличивая каждый раз продолжительность ванны, можно довести ее до часа. Начинать воздушные ванны лучше всего в тихую погоду при температуре не ниже 23- 24°.

Когда создается привычка к действию воздуха на обнаженное тело, можно проводить воздушные ванны и в более прохладную погоду. Во время воздушных ванн дети должны быть в движении; в прохладные дни надо подбирать более подвижные игры, в теплые дни — спокойные. Можно предложить ребенку какое-нибудь интересное задание: бросать и ловить мяч определенное число раз так, чтобы он ни разу не упал, прокатить деревянный обруч до конца дорожки, обежать 2—3 раза вокруг дерева, беседки в саду и т. п.

Солнечные ванны. Солнечные ванны оказывают на организм ребенка общее укрепляющее действие, усиливают обмен веществ в организме, повышают его сопротивляемость к различным заболеваниям. В коже под влиянием солнечных лучей образуются вещества, богатые витамином D, что улучшает усвоение солей кальция и фосфора и предупреждает заболевание рахитом. Пребывание на солнце полезно также потому, что дети привыкают переносить тепловое действие солнечных лучей и чувствуют себя бодро даже в жаркую погоду.

Но солнце может оказывать и отрицательное влияние: после продолжительного пребывания на солнце у некоторых детей появляются слабость, раздражительность, иногда плохой сон. Поэтому необходимо внимательно следить за самочувствием детей как во время приема солнечной ванны, так и после ее окончания.

Солнечные ванны проводят по точно определенным правилам. Место, выбранное для приема солнечных ванн, должно быть сухое. Лучше всего проводить солнечные ванны на раскладной кроватке или на топчане. Можно также пользоваться подстилкой (байковое одеяло, цыновка).

Ребенок ложится так, чтобы тело его было освещено солнцем, а голова находилась в тени (ее можно покрыть белым платком, панамой). Продолжительность солнечной ванны вначале всего 4 минуты, причем ребенок меняет положение, последовательно подставляя солнцу спину, правый и левый бок, живот. Через каждые 2—3 ванны ко времени облучения прибавляется еще по одной минуте для каждой стороны. Постепенно длительность солнечной ванны можно довести до 25—30 минут.

Через 2—3 минуты по окончании солнечной ванны детям надо сделать обливание водой температуры 28—26° и организовать им отдых в тени в течение получаса.

Обтирание — наиболее мягко действующая водная процедура, которую можно применять не только здоровым, но и ослабленным детям.

Обтирание делается следующим образом: рукавичкой, сшитой из ткани, обычно употребляемой для полотенец («вафельной», мохнатой, холщевой), обтирают тело по частям — руки, шею, грудь, живот, ноги, спину, сейчас же вслед за этим растирая их сухим полотенцем до легкого покраснения. Руки и ноги обтирают, начиная от пальцев, вверх. По

мере того как у ребенка создается привычка к воде, переходят к обтиранию в два приема: сразу всю верхнюю часть тела до пояса, а затем всю нижнюю часть.

Температуру воды, употребляемой для обтирания, надо с 30°, постепенно снижая, доводить до комнатной. Подготовив детей к воздействию воды обтиранием, можно переходить к обливанию.

Обливание. Для здоровых детей предварительная подготовка к водным закаливающим процедурам обтираниями в летнее время не обязательна: можно сразу начинать их с обливания при условии соблюдения правила постепенности. Первоначальная температура воды должна быть 30° (если ребенок изнежен, то 32°). Через каждые 3 дня температура воды снижается на один градус и доводится до 22—20° для 3—5-летних детей, до 19—18° для детей 6—8 лет.

В теплые дни полезно обливать детей на воздухе, в холодные, сырые и ветреные — в помещении. После обливания надо крепко растирать тело полотенцем.

Купание. Начинать купание надо при установившейся погоде, лучше всего при температуре воды 22—24°. Но если по условиям климата этого ждать очень долго, то следует подготовить детей к купанию обливаниями прохладной водой (по указанным выше правилам); тогда им можно начинать купаться и при более низкой температуре воды (20—19°).

Место для купания должно быть чистое, дно ровное. Дети должны купаться один раз в день и находиться в воде не более 5—8 минут. Нельзя допускать, чтобы у ребенка появлялась дрожь, посинение губ — такое купание, безусловно, вредно. Когда дети привыкнут к купанию, не следует прекращать его и в более прохладные дни. В такие дни, однако, необходимо уменьшать время пребывания в воде (до 1—2 минут), после купания быстро и крепко растереть тело ребенка и тепло одеть его.

Лучшее время для купания — между завтраком и, обедом (спустя 1 1/2 часа после еды). Если это время для родителей неудобно, то детям можно купаться часов в 5 пополудни, но не перед заходом солнца; хотя вода в это время и бывает теплой, но в воздухе уже становится прохладно.

Во время купания ребенок должен находиться в движении. При благоприятных условиях детей 5—6 лет можно уже учить плавать. Обучая ребенка плаванию, прежде всего надо дать ему привыкнуть к воде.

Внимательное отношение взрослых к ребенку, уверенность последнего в том, что он всегда вовремя получит поддержку, помогают преодолеть боязнь воды, которая бывает у некоторых детей. Можно предложить детям ряд интересных, постепенно усложняющихся заданий: опираясь руками на дно, делать плавательные движения ногами; затем предложить ему попробовать проплыть короткое расстояние до обучающего его взрослого, до берега и т. д.

Из указанных выше способов закаливания родители останавливаются на том, который более соответствует их возможностям, и, выбрав, проводят его систематически.

Одновременно с этими специальными мерами некоторые элементы закаливания (например, обязательное мытье до пояса и мытье ног прохладной водой) должны быть включены в обычные, ежедневно выполняемые ребенком гигиенические процедуры.

Надо научить детей старшего дошкольного возраста мыться до пояса самостоятельно: снять нижнюю рубашку, обернуть полотенце вокруг талии (чтобы вода не затекала), вымыть с мылом руки до локтей; затем, набирая в пригоршню воду, обмыть руки до плеч, лицо, шею, грудь; обтереть спину помогает кто-нибудь из взрослых. Затем ребенок перекидывает через шею полотенце и быстрыми движениями растирает тело.

Мытье ног неподогретой водой — хорошее закаливающее средство. Многие знают по опыту, как чувствительны к охлаждению подошвы у незакаленных людей и как важно с этим бороться; кроме того, ежедневное мытье ног необходимо в целях гигиены. Надо научить детей мыть ноги, пользуясь мылом и мочалкой, в отдельном тазу, поливая водой из кувшина, вытирать ноги специально выделенным для этого полотенцем или тряпкой.

Детям младшего дошкольного возраста, понятно, нужна помощь старших и при мытье до пояса, и при мытье ног.

Привычку к ежедневному мытью до пояса и обмыванию ног прохладной водой следует сохранять в течение всего года. Если условия позволяют, то можно осенью и зимой продолжать обливание или обтирание. В комнате при этом не должно быть холодно, все должно быть приспособлено к тому, чтобы водная процедура проходила быстро.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, ГИМНАСТИКА

Основные движения, ребенка в возрасте от 3 до 7 лет постепенно совершенствуются. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить, как ходят, бегают, прыгают трехлетние и семилетние дети, как выполняют они задания, связанные с быстротой, ловкостью, умением владеть своими движениями, действовать сообща, преодолевать препятствия.

Но не только возраст играет здесь роль. Все эти ценные качества и умения развиваются хорошо, если ребенок имеет возможность упражняться; в противном случае он и к концу дошкольного возраста остается неловким в движениях, несмелым.

Важно подбирать для детей игры и доступные упражнения, всесторонне развивающие их. В подвижных играх развиваются физические силы детей, крепнет здоровье, лучше становится аппетит, сон.

В играх с товарищами у ребенка воспитывается характер. Приходится подчиняться правилам игры, считаться с интересами других детей, сдерживаться. Нельзя, например, заплакать, если кто-нибудь нечаянно толкнет. Надо честно выполнять правила игры: не бежать до сигнала, не вырываться, если поймали, не подглядывать за участниками игры в прятки. Кто плачет по пустякам, нарушает правила, тот не пользуется уважением товарищей: его неохотно принимают в игру, над ним смеются, а мнение сверстников для детей очень важно.

В коллективном воспитании детей — в детском саду, детском доме, на летних площадках — подвижным играм уделяется большое внимание. Ежедневно с детьми проводится та или иная игра, выбираются игры с разными видами движений: с бегом, прыжками и т. д.

Младшим детям (в возрасте 3—4 лет) нужны игры с самыми простыми, интересными для них заданиями: в игре «Найди свой домик» они должны добежать до флажка определенного цвета, в игре «Наседка и цыплята» — подлезать под натянутую веревку, в любимой всеми народной игре «У медведя на бору» — убегать от ловящего.

Для детей постарше (5—6 лет) подбираются игры с более разнообразными движениями, иногда в различных сочетаниях. «Зайцы» прыгают на полянке, а при появлении «волка» убегают от него, «козы» могут попасть в свой «дом», только перепрыгнув через «ров». Игра в «кошки-мышки» требует проворства, большой согласованности действий. В некоторых играх на первый план выступают элементы соревнования: выигрывает тот, кто скорее добежит до флажка, кто дальше забросит мяч или шишку, кто сумеет докатить обруч до дерева так, чтобы он ни разу не упал.

В домашнем воспитании детей подвижные игры также должны занимать большое место. Бывает, что в семейной обстановке подвижность ребенка тяготит родителей. Они стараются подобрать для детей более спокойные занятия, требуют сидеть смирно. Подавление активности ребенка приводит к тому, что он постепенно становится вялым, малоподвижным, или, наоборот, у него могут появиться бурные вспышки недисциплинированности. У детей должны быть игрушки, которые удовлетворяли бы их потребность в движении: мячи, каталки, прыгалки, зимой — лопатки, санки, а для более старших — лыжи.

Некоторые игрушки дети могут делать сами с помощью взрослых. В глазах детей такие игрушки имеют особую прелесть; кроме того, при изготовлении игрушек дети приобретают ряд трудовых навыков, что в настоящее время, в связи с введением политехнического обучения в школе, очень важно.

Покупая игрушки или изготовляя их домашним способом, нужно иметь в виду, что они должны соответствовать возрасту ребенка. Большое значение имеет в этом отношении размер игрушек. Например, мячи для 3—4-летних детей лучше покупать крупного размера (20—25 см в диаметре) или среднего (10—12 см). Малышам трудно играть с маленьким мячом: его неудобно катать, ловить, он легко выскальзывает из неумелых рук. Дети 6—7 лет, лучше владеющие своими движениями, хорошо справляются и с мячами небольшого размера (8 см в диаметре).

Обруч для катания должен быть не ниже пояса ребенка, чтобы ему не нужно было сгибаться на бегу, подгоняя обруч рукой. Правильную длину прыгалки можно определить следующим образом: если поставить ребенка на середину растянутой на полу прыгалки, то концы ее, поднятые вверх, должны приходиться несколько выше уровня пояса ребенка.

Хорошо дать детям для игр несколько ящиков и гладко оструганных досок различных размеров. Дети делают из них несложные сооружения. Перекидывают, например, доску через два опрокинутых ящика — и готов мост; через него идет «поезд» или бежит, высоко поднимая ноги, «лошадка». В другой раз ящики — «пароход», наклонная доска — «трап». В таких играх развиваются ловкость, смелость.

Кроме свободных игр, значительное место в физическом воспитании детей принадлежит так называемым «подвижным играм с правилами». Эти игры происходят, в зависимости от условий, во дворе, в саду, на поляне возле дома. Положительное значение подвижных игр еще более увеличивается, если кто-либо из старших помогает детям в их организации.

Иногда пионеры берут на себя шефство над дошкольниками. Имеется опыт организации детских площадок при домоуправлениях, где играми руководят специально приглашенные воспитатели.

Зимой для детей рекомендуется приобретать лыжи и санки, причем детям надо сразу объяснить, как ими правильно пользоваться. Лыжи можно давать детям, достигшим 5—6-летнего возраста. Лыжи должны быть подходящего размера (120—124 см), с хорошо приспособленным креплением; палки должны быть несколько выше плеча ребенка. Палки даются только тогда, когда дети научатся свободно передвигаться без них. Детей надо научить ходить «движками» (не отрывая ног от почвы), делать повороты. Овладев правильными приемами хождения на лыжах, ребенок меньше устает.

Полезно также катание на коньках. Коньки требуют от ребенка умения уравновешиваться на узкой опере, а также умения управлять собой, преодолевая чувство робости, боязни упасть.

Для детей, начинающих учиться, обычно рекомендуют коньки «снегурочка»: благодаря более широкому лезвию и меньшей высоте они дают большую устойчивость. Устойчивостью обладают также коньки конструкции Поликарпова. При пользовании тем или иным типом коньков необходимо обращать внимание на прочность крепления. Коньки должны быть настолько хорошо прикреплены к обуви, чтобы никакой подвижности, никаких колебаний между коньками и ботинками не было.

Ввиду этого целесообразнее всего, пользуясь коньками типа «снегурочка», наглухо прикрепить их к ботинкам; кроме того, надо научить детей шнуровать ботинки так, чтобы они плотно охватывали ногу в голеностопном суставе.

Обучение детей катанию на коньках лучше начинать на утрамбованной снежной площадке и только тогда, когда они научатся уверенно передвигаться и овладеют правильным скольжением, разрешить им скольжение на льду.

В воспитании физически крепкого, всесторонне развитого ребенка значительное место отводится также гимнастике. Воспитательницы детского сада каждый день проводят с детьми утреннюю гимнастику, состоящую из вводной ходьбы, 3—4 специально подобранных упражнений для укрепления мышц плечевого пояса и мышц, расширяющих грудную клетку, для мышц спины и живота; каждое упражнение повторяется от 4 до 6—8 раз. Кроме того, в утреннюю гимнастику входит бег друг за другом или бег, связанный с небольшими игровыми заданиями; гимнастика заканчивается ходьбой. Все вместе занимает 5—8 минут. Такая гимнастика может быть с успехом использована и в домашних условиях.

К занятиям гимнастикой надо приготовиться: заранее выбрать упражнения, проделать их несколько раз самим, чтобы они выходили правильно, четко, позаботиться о костюме для детей (трусики, майка, тапочки). Хорошо иметь небольшой коврик или подстилку для упражнений в лежачем положении. Комната должна быть хорошо проветрена. Понятно, что проведение утренней гимнастики в домашних условиях возможно по преимуществу в тех семьях, где имеются лица, обладающие навыком в выполнении упражнений. В нашей стране, где среди населения широко распространены занятия физкультурой, такие семьи нередки.

Кроме утренней гимнастики, построенной по указанному плану, детям можно в течение дня давать ряд интересных заданий, выполнение которых способствует развитию ловкости, гибкости, смелости. Примеры таких заданий: пролезть между ножками стула; пробежать под вращаемой другими веревкой и многое другое. Следует также присматриваться к тому, как ребенок ходит, бегает, прыгает, и, если нужно, показать ему правильные приемы движений.

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ ИХ В ШКОЛУ

Переход ребенка от условий воспитания в семье к школе — переломный момент в его жизни. Школа предъявляет к детям ряд новых для них требований, связанных с систематическим обучением, с пребыванием в коллективе.

Все те навыки, которые ребенок получил до школы в области личной гигиены, связанные с едой, сном, поддержанием порядка, особенно важны для него, когда он начинает посещать школу. Аккуратный внешний вид школьника, умение поддерживать порядок в учебных принадлежностях, быстрота и ловкость движений, привычка к общению с товарищами в совместных играх дают ему большие преимущества и имеют важное значение для его общего самочувствия и для успеваемости. Поэтому, подготавливая. детей к школе, необходимо обратить особое внимание на воспитание и закрепление полученных навыков, тщательно наблюдать, за тем, чтобы ребенок следовал им с первых же дней посещения школы.

Для школьников 1—2-х классов установлен следующий режим, разработанный Институтом физического воспитания и школьной гигиены Академии педагогических наук, утвержденный Управлением школ Министерства просвещения РСФСР. Пробуждение — в 7 часов утра, утренняя гимнастика, закаливающие процедуры (обтирание, душ), уборка постели, умывание — 7 часов — 7 часов 30 минут. Ребенок, хорошо владеющий гигиеническими навыками, приученный выполнять их быстро, свободно справляется со всем этим и в 7 часов 30 минут садится завтракать.

Учебные занятия в школе продолжаются 4 часа. По приходе из школы — обед (13 часов — 13 часов 30 минут); отдых в течение часа (детям 7 лет полезно в это время спать).

После отдыха — обязательное пребывание на воздухе: прогулка, подвижные игры и развлечения, лыжи, коньки, санки и т. д. Для этого отводится время от 14 часов 30 минут до 16 часов. После этого приготовление уроков (1—1 1/2 часа) и снова пребывание на воздухе. От 19 до 20 часов — ужин и свободные занятия.

Приготовления ко сну, чистка одежды, обуви, проветривание комнаты, вечерний туалет — 20 часов — 20 часов 30 минут, сон — с 20 часов 30 минут до 7 часов.

Для детей, учащихся во вторую смену, день также должен начинаться в 7 часов. После утреннего завтрака — получасовая прогулка, потом приготовление уроков, затем свободные занятия и помощь семье. Перед обедом с 11 часов 30 минут до 13 часов — пребывание на воздухе (игры, развлечения); после обеда — школа. По возвращении из школы — пребывание на воздухе, ужин, свободные занятия, приготовления ко сну.

Таким образом, для учащихся в первой и второй смене неизмененными остаются продолжительность сна и пребывания на воздухе (3—4 часа), время для приготовления уроков (1 — 1 1/2 часа). Необходимо следить за строгим выполнением детьми режима.

Большое внимание следует уделять созданию гигиенических условий для домашних занятий, детей. Приготовление уроков требует усидчивой работы за столом, поэтому прежде всего необходимо позаботиться об организации места, где школьник готовит уроки.

Рабочее место ребенка (за специальным или общим столом) должно быть хорошо освещено, свет должен падать слева, чтобы тень от пишущей руки не ложилась на тетрадь.

Высота стола и стула должна соответствовать росту ребенка. Если же ему приходится заниматься за общим столом, то на стул надо положить плоскую волосяную подушку или

одну-две специально выстроганные доски с тем расчетом, чтобы разница между высотой стола и высотой сиденья стула была не менее 22 и не более 27 см; под ноги следует поставить скамеечку. Стул надо вплотную придвинуть к столу так, чтобы он заходил на 2—3 см за передний край стола. Оба локтя ребенка должны лежать на столе. Неправильная посадка служит одной из причин сутулости, упущения плеча, а иногда и искривления позвоночника.

Особенно часто такие явления наблюдаются у физически слабых детей. Нередко бывает, что родители не замечают неправильностей в осанке детей и узнают об этом случайно, например на приеме у врача.

Плоская грудь, выдвинутые вперед плечи, отстающие («крыловидные») лопатки не только некрасивы — отклонения эти мешают правильному кровообращению, свободному, глубокому дыханию.

В борьбе с указанными недостатками имеет значение не только наблюдение за правильным положением тела во время учебных занятий. Надо обращать внимание на то, как держится ребенок в свободное от занятий время, не носит ли тяжелых вещей всегда в одной руке. Школьные учебные принадлежности рекомендуется носить за спиной в ранце, а не в сумке или портфеле.

Наряду с этим детям необходимо систематически укреплять наиболее слабые группы мышц; чаще всего это мышцы, разгибающие спину, мышцы, сближающие лопатки, а также мышцы живота. Ежедневная утренняя гимнастика, хорошо и четко выполняемая, оказывает большое влияние на осанку; иногда приходится добавить несколько специально подобранных упражнений.

Для укрепления мышц спины, мышц, сближающих лопатки, полезны, например, такие упражнения: лежа на спине, поднимать и опускать при вытянутых в стороны руках верхнюю часть туловища; стоя, делать круговые движения руками: вперед, вверх, назад, вниз («колесо»).

Стоя у стены, плотно прижавшись к ней, приседать и подниматься, не отрываясь от плоскости стены (желательно выбрать стену без плинтусов).

С целью упражнения брюшных мышц можно дать ряд упражнений на коврике, например: лежа на спине с вытянутыми ногами, делать сгибание ног в коленях, подтягивание их к животу и вытягивание («короткие и длинные ноги»); из положения «лежа на спине» садиться, стараясь не отрывать ног от пола, и снова ложиться; из положения «сидя, скрестив ноги» вставать (если возможно, делать это без помощи рук).

Конечно, нельзя в таких случаях давать все перечисленные упражнения сразу: выбираются 2—4 упражнения, причем каждое из них повторяется не более 4—5 раз.

Физические упражнения помогают также в борьбе с нередко наблюдающимся в этом возрасте уплощением стопы. Вначале малозаметное, легко поддающееся исправлению уплощение свода стопы может привести к выраженному плоскостопию — тяжелому и

трудно исправимому недостатку.

Укрепление мышц ног достигается общим воздействием различных физических упражнений и, кроме того, применением некоторых специально подобранных (сгибание, разгибание стоп, кружение стоп, ходьба на носках 1—3 минуты). Если есть подозрение на плоскостопие у ребенка, мать должна обратиться к врачу.

Особое внимание надо обращать также на обувь ребенка: она должна быть по ноге, не сжимать пальцев ног, поддерживать стопу; ношение сандалий, которые имеют прямую плотную подошву, при плоскостопии не рекомендуется. Очень полезно летом ходить босиком.

Общее укрепляющее действие на детей младшего школьного возраста оказывают подвижные игры. В играх и физических упражнениях школьников больше разнообразия, чем у детей дошкольного возраста. Младшие школьники тоже охотно играют в мяч, прыгают через веревочку, подгоняют палкой или рукой обруч, но при этом ставят перед собой более сложные задания: успеть 3 раза хлопнуть в ладоши перед собой или за спиной, прежде чем поймать брошенный вверх мяч, прокатить обруч между двумя палочками, воткнутыми в землю, не задев ни одной, и т. п. У них появляются и новые игры с разделением на команды, с более ясно выраженными элементами соревнования. К таким играм относятся лапта, городки, «день и ночь», разного рода эстафеты. Школьники начинают интересоваться спортом, пока еще в виде «спортивных развлечений». Надо поощрять интерес детей младшего школьного возраста к лыжам и конькам, научить их пользоваться ими с соблюдением всех правил для начинающих.

Летом при наличии подходящих условий следует учить детей плавать, совершать с ними пешеходные экскурсии, не утомляя их при этом, соблюдая установленные для данного возраста нормы передвижения.

Живая связь с учителем и школьным врачом облегчает родителям разрешение неясных для них вопросов. Важно с самого начала быть в курсе того, какие установки получает школьник на уроках физического воспитания, какие игры и виды спорта следует поощрять, исходя из возраста и состояния здоровья ребенка.

Воспитание здорового, физически хорошо развитого человека требует дружной совместной работы семьи и школы.

"Быть здоровыми хотим"

       В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

       Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные физкультурные, музыкальные и интегрированные занятия., партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

       Оздоровительные занятия способствуют решению следующих задач:

сохранению и укреплению здоровья детей;

развитию сенсорных и моторных функций;

формированию потребности в двигательной активности;

профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний;

привитию навыков элементарного самомассажа;

развитию интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве);

развитию эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

формированию гармоничной личности (умение дружить, чувство уважение, доброты, самокритичности).

       Оздоровительные занятия варьируются во времени. Занятия рекомендуется проводить во второй половине дня. При проведении занятия необходимо учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние. В структуру занятий включаются различные виды деятельности: наряду с дыхательными и двигательными упражнениями, психогимнастическими этюдами ребенок поет, танцует, импровизирует. Синтез различных видов деятельности подчинен одной цели - мотивации здорового образа жизни и формированию здоровья.

       Важнейшая роль в занятиях отведена музыке, которая является интегральной основой всего занятия. С помощью музыки проводится развивающий дозированный эмоциональный тренинг, приводящий к улучшению психологического и физиологического состояния организма ребенка. Все общеразвивающие и двигательные упражнения сопровождаются звучанием четкой, равномерно звучащей музыки, способствующей развитию чувства ритма у детей.

       Помимо оздоровительных интегрированных занятий рекомендуется проводить занятия познавательного цикла, знакомящие детей со строением тела человека и безопасным поведением в быту и на природе.

       В каждом занятии представлены различные виды массажа. Динамических и оздоровительных пауз, пальчиковых игр.

       Методика проведения всех видов массажа, упражнений на развитие всех видов дыхания соответствует существующим научно обоснованным оздоровительным системам.

       При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т.д.). При массаже пальцев рук можно использовать следующие приемы:

вытягивание каждого пальца и надавливание на него;

растирание пальцев одной руки пальцами другой. Как бы надевая на каждый пальчик колечко.

       Выполняя упражнения на развитие дыхания по методике А.Н. Стрельниковой. следует соблюдать следующие правила:

делать активный короткий вдох носом;

выдох должен уходить после каждого вдоха самостоятельно через рот;

вдох делать одновременно с движением;

все вдохи и движения выполнять в темпе марша.

       Чтобы занятие проходило динамично, необходимо менять темп проведения различных упражнений. Так, дыхательную гимнастику и упражнения для коррекции осанки желательно проводить в спокойном темпе, фонопедические упражнения и речевые игры - в подвижном темпе, а общеразвивающие упражнения в умеренном или в темпе марша.

       Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Педагог должен обеспечивать эмоциональное тепло и поддержку каждому ребенку. Демонстрировать только положительное эмоционально выраженное отношение к детям.

       

Движение и здоровье

       Насколько важно движение в человеческой жизни, известно каждому. Но между знанием и практикой часто расстояние бывает больше, чем до Луны. А между тем известно также и то, что люди, тренирующие свою мышечную систему, пусть даже совсем небольшой, но обязательно повседневной активностью, гораздо менее подвержены несчастным случаям. Статистические данные из практики детских врачей, врачебных комиссий и страховых компаний свидетельствуют о чрезвычайной важности движения и правильного питания в жизни детей. К слову, и взрослых тоже.

       Дети, как известно, продукт своей среды - она формирует их сознание, привычки. Природой предусмотрено, что молодые существа изучают мир прежде всего через опыт и поведение своих родителей. Именно родители прививают детям стратегии выживания, закладывают, скажем так, рабочие программы.

       Человеческий мозг, особенно это касается бессознательного мышления, напитывается впечатлениями. В дальнейшем 80% нашей деятельности руководствуется этим бессознательным опытом. Поэтому чрезвычайно важную роль играют просвещение детей в вопросах потребностей здорового тела, обучение, тренировка как в детском саду, так и в семье. Детям необходимо объяснять значимость не только тех или иных действий и привычек, но - и это главное - подавать собственный пример.

Утром, еще в постели, надо, чтобы ребенок сделал несколько упражнений по растяжке мышц.

Душ! От этой утренней процедуры ребенок должен получить наслаждение настоящего веселого водного праздника.

Теперь за аппетитный завтрак! Ведь это важнейшая трапеза дня. Поэтому ни в коем случае не завтракайте на ходу. Лучше всего, если к столу на протяжении долгого времени подается одно и то же. Это способствует выработке в организме настоятельной потребности в завтраке.

       За завтраком важны мирные разговоры о предстоящем дне, в том числе о потребностях организма.

       А в выходные устройте настоящий семейный праздник (праздник, к слову, не всегда означает застолье). Неплохо заранее его спланировать, посвятив исключительно вопросам здоровья:

завтрак в этот день хорошо бы готовить вместе, всей семьей;

вместе заняться гимнастикой, поиграть в подвижные игры;

отправившись на прогулку, например в лес, в поисках различных лечебных трав, поговорите об их действии и о благотворном влиянии природы на здоровье;

желательно, чтобы в течение дня ребенок выполнял различные упражнения ("Если ты потянешься и потом расслабишь мышцы, у тебя появится ощущение тепла во всем теле. Напряги затылочные мускулы, и ты почувствуешь, как усиливается после этого кровообращение".)

       Однако только говорить о значимости здоровья - это мало; надо предпринимать повседневные, пусть мелкие, но обязательно многочисленные шаги. Тогда непременно сложиться тот здоровый фундамент, на котором в дальнейшем может быть выстроено прекрасное здание человеческой жизни. Так давайте уже с самых ранних лет учить наших детей беречь свое здоровье и заботиться о нем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям "Здоровый ребенок - счастливые родители!"

В данном материале раскрывается польза занятий плаванием для растущего организма ребенка!...

Охрана здоровья ребенка: советы родителям.

Охрана здоровья ребенка: советы родителям.Совет 1: Старайтесь активно участвовать в охране здоровья ребенка и оздоровлении его организма. Не только рассказывайте ему, что нужно делать, чтобы не болеть...

Охрана здоровья ребенка.

Рекомендации для родителей по охране здоровья ребенка....

Советы родителям "Охрана здоровья ребенка"

Советы содержать рекоминдации для родителей по укреплению и сохранению здоровья ребенка...

Советы родителям Охрана здоровья ребенка

Старайтесь активно участвовать в охране здоровья ребенка и оздоровлении его организма. Не только рассказывайте ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывайте, как полезны для...

"Здоровый ребенок -счастливые родители"советы родителям

Десять советов родителям по укреплению здоровья детей....

"Охрана здоровья ребенка"

Любовь к ребенку заключается в закладке фундамента здоровья ребенка...