ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК ФАКТОР ВНЕДРЕНИЯ ФГОС
статья на тему

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА В ДОШКОЛЬНОМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchaya_sreda_v_doshkolnom.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА В ДОШКОЛЬНОМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК ФАКТОР

 ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

Бураншеева А.И., Голубева Л.Е., Гордеева Н.Э.

ГБДОУ №108 Фрунзенского района, г. Санкт-Петербург

ВВЕДЕНИЕ. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: здоровье, здоровьесберегающая среда, здоровьесберегающие технологии.  

АКТУАЛЬНОСТЬ. Актуальность исследования. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании-технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа «здоровый ребенок-успешный ребенок», невозможно решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

ЦЕЛЬ доклада  заключается в раскрытии основополагающих факторов, способствующих организации здоровьесберегающей среды в ДОУ как фактора внедрения ФГОС ДО.

МЕТОДЫ. Согласно современным представлениям на основе ФГОС ДО, целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей. Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» у разных авторов трактуются по-разному. Н. К. Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса — детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения. Цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ:

- Относительно ребенка-обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

-  Относительно взрослых-содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Также если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий дошкольного учреждения и будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, и обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, то будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств. К современным здоровьесберегающим технологиям относятся: ритмопластика; динамические паузы (физкультминутки); подвижные и спортивные игры; релаксация; технологии эстетической направленности; гимнастика пальчиковая; гимнастика для глаз; гимнастика дыхательная; гимнастика пробуждения; оздоровительный бег; физкультурное занятие; проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия) и коммуникативные игры; занятия из серии «Здоровье», самомассаж; технологии музыкального воздействия; технологии воздействия цветом; технологии коррекции поведения; сказкотерапия и т. п.

Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий включают:

- Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ;

- Организацию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ;

-Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения;

- Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ;

- Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых;

- Работа валеологической направленности с родителями в ДОУ [2, с.36]. Данные технологии имеют оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность, в итоге, формирует у ребенка привычку к здоровому образу жизни. Эта работа осуществляется комплексно: воспитателями, инструктором по физическому воспитанию, музыкальными руководителями, логопедами, педагогом-психологом. Данные технологии помогают гармонизации психоэмоционального состояния, учат детей понимать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать и чувствовать свое тело.

Система здоровьесбережения в ДОУ включает:

- различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);

- комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);

- физкультурные занятия всех типов;

- оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, ручные массажеры, тактильные дорожки);

- организация рационального питания;

- медико-профилактическая работа с детьми и родителями;

- соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;

- комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.

Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ:

- Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности;

- Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;

- Разнообразие форм физкультурно-досуговой деятельности с дошкольниками;

- Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей;

- Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;

- Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;

- Обеспечение физического и психического благополучия ребёнка в ДОУ.

 Укрепление здоровья ребенка — это не периодические мероприятия, а идеология воспитания, поведенческая база, которая остается с человеком на всю жизнь.

Результатами внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются:

1.  Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.

2. Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками всех групп.

3. Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.

4. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.

5. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;

6.  Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем современности и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья. Эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной включенностью в общую систему, направленную на благо здоровья детей и педагогов и отвечающую единству целей и задач.

В статье описываются применяющиеся в работе ДОУ здоровьесберегающие педагогические технологии, повышающие результативность воспитательно-образовательного процесса, формирующие у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование здоровьесозидающей среды и использование здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении компенсирующей направленности

Проектирование здоровьесозидающей среды и использование здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении компенсирующей направленности.Грамотное проектирование и организация развивающей сре...

Рекомендации по работе с педагогическим персоналом в создании здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении

  Испытывая стрессы, ребенок теряет не только психическое, но и физическое здоровье. Как считают И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова здоровье ребенка напрямую связано с его душевным р...

Консультация на тему: «Игры с водой и песком как компонент здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения».

Консультация на тему: «Игры с водой и песком как компонентздоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения». Здоровье детей, их физическое, психическое и эмоциональное благополуч...

«Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»

Форма занятия: мини-лекция, круглый стол, работа творческих микрогрупп, индивидуальная практическая работа.Методы: теоретический анализ литературы, беседа, постановка проблемных вопросов, обсуждение.З...

Консультация «Организация предметно – развивающей среды в дошкольном учреждения в соответствии ФГОС»

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового  Федерального государственного   образовательного стандарта ...

Долгосрочный проект "Формирование здоровьесберегающей среды и внедрение здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС ДО" «Гибкие пальчики»

Проект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» с учетом здоровьесберегающих технологий....

Долгосрочный проект «Формирование здоровьесберегающей среды и внедрение здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС ДО Профилактика плоскостопия.

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Уже в детском саду практически не осталось детей с первой группой здоровья, пост...