Утренняя гимнастика для детей
материал на тему

Ярных Олеся Рауфовна

Утренняя гимнастика является одним из важнейших оздоровительных мероприятий в дошкольном учреждении и в семье. Начинать проводить ее надо с двух лет. В дошкольном учреждении  проведение утренней гимнастики тесно связано с организованным началом дня, переключением внимания детей на совместные формы деятельности во время режимных процессов, самообслуживания, занятий и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon utrennyaya_gimnastika_i_zdorove_detey.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Утренняя гимнастика и здоровье детей

Утренняя гимнастика является одним из важнейших оздоровительных мероприятий в дошкольном учреждении и в семье. Начинать проводить ее надо с двух лет. В дошкольном учреждении  проведение утренней гимнастики тесно связано с организованным началом дня, переключением внимания детей на совместные формы деятельности во время режимных процессов, самообслуживания, занятий и т.д. При организации утренней гимнастики, особенно в первые дни посещения  малышом детского сада, воспитателю следует дифференцированно подходить к каждому ребенку. Некоторые дети не сразу включаются в упражнения. Настаивать на их непременном участии не надо. Важно, чтобы ребенок постепенно сам захотел участвовать  в утренней гимнастике и включался по собственному желанию. Постепенно дети привыкают и охотно занимаются с воспитателем.

Содержание гимнастики составляют 3-4 общеразвивающих упражнения. Каждое повторяется 4-5 раз.

Кроме общеразвивающих упражнений включается ходьба, легкий бег и поскоки. Длительность ходьбы и бега составляет 15-30 с. Для проведения общеразвивающих  упражнений в начале года используется свободное построение. Важно, чтобы малыши не мешали друг другу. Надо помочь им разместиться по всей площади. Постепенно воспитатель приучает детей строиться в круг, используя сначала нарисованный круг на полу или на земле.

Как подбирать общеразвивающие упражнения для утренней гимнастики?

Вначале надо дать упражнения для плечевого пояса и рук. Они проводятся, как правило, из исходного положения стоя. Затем идут упражнения для ног и туловища. Упражнения следует проводить из разных исходных положений (сидя на полу, стульях, скамейках, лужа на спине и на животе).

Общеразвивающие упражнения для детей этого возраста чаще всего основаны на подражаний. Малыши могут подражать известным персонажам, например махать крылышками, как бабочки, воробышки, изображать качающиеся деревья. Взрослый объясняет, показывает действие, одновременно выполняя его вместе с детьми. В объяснении, показе важно выделить главное звено и направление движения, подчеркивая некоторые его характеристики. Воспитатель не требует от детей четкого воспроизведения общеразвивающих  упражнений. Важно, чтобы малыши выполняли их радостно, получали удовольствие от самих движений и совместных действий с воспитателем. Постепенно в результате многократного повторения дети овладевают исходным положением, выполняют заданное направление движения, могут выполнять его уже по слову взрослого.

После общеразвивающих упражнений проводиться ходьба и бег или поскоки на месте (2 раза по 10-15 с. с небольшой паузой для отдыха). Можно в конце утренней гимнастики провести вместо бега и ходьбы небольшую подвижную игру.

В летний период утренняя гимнастика проводится  на участке. Ее можно провести в виде дозированной ходьбы (30 м) в сочетании с бегом и другими видами движений (см. Подвижная игра № 73).        


Примерные комплексы утренней гимнастики

«ДЕТИ СПРЯТАЛИСЬ»

  1. Ходьба и бег за воспитателем. Построение с помощью воспитателя в круг.
  2. И.п.: стоя, руки за спиной. «Показали руки» (вытянули вперед), «Спрятали руки» (вернулись в и.п.)
  3. И.п.: стоя, руки на поясе. Поднять правую (левую) ногу, согнуть в колене вперед-вверх, обхватить руками, прижать к себе (спрятали ногу). Повторить 3-4 раза для каждой ноги.
  4. И.п.: стоя, руки на поясе. Присесть, руками обхватить колени, наклонить голову («дети спрятались»). Вернуться в исходное положение и сказать: «Вот я». Повторить 4-5 раз.
  5. Прыжки на месте (6-8 раз). Повторить 2 раза.
  6. Медленная ходьба за воспитателем.

«ЧАСИКИ»

  1. Ходьба стайкой за воспитателем. На сигнал взрослого перейти на бег, закончить ходьбой.
  2. Построение в круг.
  3. И.п.: стоя, ноги врозь, руки внизу. Мах руками вперед со словами: «Тик», мах руками назад со словами: «Так». («Часики идут»). Повторить 4-5 раз.
  4. И.п.: стоя, ноги слегка расставлены. Наклониться вперед со совом: «бом», вернуться в и.п. («Часы бьют»). Повторить 4-5 раз.
  5. И.п.: то же. Присесть, руки положить на колени («Пружина лопнула»). Повторить 4-5 раз.
  6. И.п.: стоя, руки на поясе. Бег на месте (или 5-8 прыжков). Повторить 2 раза.
  7. Спокойная ходьба.

«МОТОЦИКЛ»

  1. Ходьба в колонне по одному за взрослым. Бег врассыпную.
  2. Построение в круг.
  3. И.п.: стоя, руки согнуты в локтях, перед грудью. Круговые движения рук перед грудью («Заводим мотор»). Дети произносят: «Р-р-р». Вернуться в и.п.
  4. И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Круговые движения ногами, согнутыми в коленях («Мотоцикл поехал»), вернуться в и.п. Повторить 3-4 раза.
  5. И.п.: то же. Повернуться на живот («Мотоцикл делает поворот»), вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз.
  6. Ходьба за воспитателем.


«ШАР»

  1. Ходьба в чередовании с бегом в колонне по одному.
  2. Построение в круг.
  3. И.п.: стоя, ноги вместе, руки внизу. Поднять руки вверх, потянуться («Шар наполняется воздухом»), присесть, руками обхватить колени, спрятать голову («Шар лопнул»). Дети произносят: «Ш-ш-ш». Повторить 4-5 раз.
  4. И.п.: стоя, руки на поясе, ноги слегка расставить, повернуться влево, затем вправо(«Шар вращается»). Повторить 2-3 раза в каждую сторону.
  5. И.п.: то же. Прыжки на месте на двух ногах («Шар прыгает»). Повторить 2-3 раза.
  6. Бег врассыпную («Шары улетают») в течение 10-15 с.

«ГУСИ»

  1. Ходьба и бег врассыпную за взрослым.
  2. И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Поднять руки в стороны, помахивая ими вверх-вниз («Гуси летят»). Повторить 4-5 раз.
  3. И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Наклониться, вперед прогнувшись, произнести: «Ш-ш-ш» («Гуси шипят»). Повторить 4-5 раз.
  4. И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки в стороны. Присесть, опустить руки, вернуться в исходное положение («Гуси спрятались»). Повторить 4-5 раз.
  5. И.п.:  стоя, руки произвольно на поясе. Подскоки на двух ногах на месте (6 прыжков). Повторить 2 раза. Дети, не умеющие прыгать, делают «пружинку».

«ПТИЧКИ»

  1. Ходьба стайкой за воспитателем со сменой направления. Легкий бег врассыпную «Птички летят». Построение с помощью воспитателя в круг.
  2. И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены вдоль туловища. Поднять руки в стороны, опустить, сказать: «Чик-чирик», вернуться в исходное положение. Повторить 4-6 раз.
  3. И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки за спиной. Наклониться вперед-вниз и постучать пальцами по коленям, сказать «Клю-клю», вернуться в и.п. Повторить 4-6 раз.
  4. И.п.: стоя, руки опущены. Прыгать легко на двух ногах 5-6 раз. Повторить 2 раза.
  5. Ходьба стайкой за воспитателем.

«С КУБИКАМИ»

  1. Ходьба в сочетании с бегом за воспитателем, который меняет темп движения.
  2. Построение в круг.
  3. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны, в руках кубики. Дети соединяют руки в стороны. Повторить 5-6 раз.
  4. И.п.: лежа на животе, руки согнуты в локтях. Кубики подтянуть к плечам. Выпрямить руки вперед – показать кубики взрослому, вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз.
  5. И.п.: стоя, руки с кубиками опущены. Присесть, коснуться кубиками пола, выпрямиться, поднять руки вверх. Повторить 4-6 раз.
  6. Поскоки на месте 15-20 с. Положить кубики на место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс утренней гимнастика для детей подготовительной группы "Зимние забавы"

Просмотр администрацией ДОУ организации режимных моментов...

Картотека утренней гимнастики для детей раннего возраста (дети 2-3 лет).

Картотека утренней гимнастики для детей раннего возраста (дети 2-3 лет)....

КАРТОТЕКА Тематических комплексов утренней гимнастики для детей логопедических групп и детей массовых групп детского сада от 4 – 5 лет.

Как известно, неполноценная речевая деятельность откладывает отпечаток на формирование у детей се...

Конспект утренней зарядки для 1 младшей группы УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

Конспект утренней зарядки для 1 младшей группы УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ...