Статья "Физическая культура как средство экологического воспитания дошкольников"
статья

Дошкольный возраст — это начальный этап формирования личностных качеств, целостной ориентации человека. В этот период закладывается позитив­ное отношение к природе, себе и другим людям. Фундамент экологического образования, несомненно, должен заклады­ваться в дошкольном возрасте, тем не менее, оно не должно рассматриваться как изолированное направление работы в ДОУ. Экологическое образование имеет мировоззренческое значение, поэтому необ­ходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса в ДОУ. Это предполагает тесное сотрудничество всех специалистов на основе интегри­рованного подхода к экологизации различных видов деятельности дошкольни­ков. Интеграция предполагает взаимопроникновение разных видов деятельнос­ти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_ekologii.docx27.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Физическая культура как средство экологического воспитания дошкольников»

Круглова Светлана Николаевна

Инструктор по физкультуре

МДОУ детский сад «Светлячок» д. Гавриловка

Ковернинский район

Нижегородская область

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция его ухудшения требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Современная экология обогатилась новыми знаниями, приобрела интегральный характер и стала наукой, которая затрагивает все сферы экономической, социальной, духовной жизни человека и общества. Экологическое образование официально признано обществом как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем.

Каждому из нас важно понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет право их игнорировать. Существующее на данном этапе обострение экологических проблем диктует необходимость работы по формированию у детей экологического сознания.  Главная направленность — подчеркнуть единство природы и человека, их взаимосвязь и взаимозависимость. Смыслом обучения каждого ребенка является осознание себя частью природы, развитие у него экологического мышления, а это сопровождается соблюдением определенных норм поведения, которые и будут служить критерием оценки экологической воспитанности.

Дошкольный возраст — это начальный этап формирования личностных качеств, целостной ориентации человека. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, себе и другим людям. Экологическое образование имеет мировоззренческое значение, поэтому необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса в ДОУ. Тенденцией целостного системного подхода к изучению природы является интеграция. Она предполагает взаимопроникновение разных видов деятельности (наблюдения, исследования, игра, беседа, изобразительная деятельность, чтение, прослушивание музыкальных произведений, воспроизведение объектов природы, инсценирование) в одном занятии, что помогает освоить новые знания. Интеграция помогает обьединить научно-естественное и гуманитарно-эстетическое направления образования.

Работа в данном направлении потребовала конструирования модели интеграции разных форм дошкольного образования, разработки вариативного компонента содержания экологического образования по формированию у детей экологически развитого сознания на основе овладения доступными представлениями и знаниями о природе. Чтобы не увеличивать объем и темп учебной нагрузки, педагоги отметили целесообразность и преимущество использования интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность.

Наиболее органичное сочетание представляют, на наш взгляд, экологическое образование и физическая культура. Они имеют общую цель: понимание ценности жизни и здоровья, формирование культуры личности, что предполагает интегрированное решение следующих основных задач: 

Задачи физического воспитания

Задачи экологического воспитания

1. Формировать у дошкольников осознанное отношение к физической активности на основе освоения представлений и знаний о физической культуре.

1. Формировать у детей дошкольного возраста умения разнообразной деятельности в природе и становлении экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.

2. Повышать уровень физической подготовленности на основе формирования и совершенствования двигательных умений и навыков и развития двигательных качеств и способностей.

2. Помогать детям самостоятельно понимать происходящие в природе процессы, явления. Учить проводить собственные исследования мира природы, обобщать накопленный материал.

3. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни на основе формирования интересов и мотивов к физкультурным занятиям.

3. Накапливать у детей эмоционально-позитивный опыт общения с природой. Учить ребенка осознавать себя частью природы.

Одной из важнейших задач МДОУ детского сада «Светлячок» является охрана и укрепление здоровья детей. В этой связи актуальным является ведение физкультурно-экологической работы, которая на основе интеграции познавательной и двигательной деятельности одновременно решает задачи оздоровления детей и повышения у них и их родителей экологической грамотности. Повышение эффективности образования дошкольников в области физической культуры и в области экологии возможно при условии их интеграции, что может быть достигнуто за счет формирования у детей экологических знаний в процессе занятий физическими упражнениями, а также взаимодействия сотрудников дошкольного учреждения и родителей.

Физкультурно-экологические занятия имеют общепринятую структуру: подготовительную, основную и заключительную части. Увлекательной и интересной для детей является игровая форма проведения занятий. Через игру дети смогут успешно изучать экологические знaния и физкультурные, перевоплощаясь в различные образы живой природы. Физические упражнения могут быть представлены взаимосвязью c содержанием природоведческих наблюдений и рассказов o окружающей нас природе. Двигательное воображение детей поможет сделать оздоровительный, образовательный процесс более занимательным и эффективным [6, с. 138].

Основными средствами физкультурно-экологических занятий являются жизненно важные движения в ходьбе, беге, прыжках, перелезание, метании, строевые упражнения, общеразвивающие упражнения («Листопад», «Поймай снежинку», «По грибы»), упражнения дыхательной гимнастики («Листья шуршат», «Сдуй снежинку с ладошки», «Обними себя»), подвижные игры («Хитрая лиса», «Перелет птиц», «Два мороза», «Совушка — Сова»), сезонные упражнения спортивного характера (катание на санках, лыжах и т.д.).
Также в нашем детском саду проводятся квесты с экологической направленностью, в содержание которых педагоги включают специальные задания, требующие от детей проявления знаний и представлений о природе и основах экологической культуры. При этом расширяется их кругозор, формируются нравственные и волевые качества (дружба, взаимопомощь, инициатива, настойчивость, выдержка, коллективизм и др.), укрепляется здоровье. Родители воспитанников принимают активное участие в организованных квестах, занятиях, что наполнило их новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников, изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди родителей воспитанников.

Детский туризм зарекомендовал себя, как эффективная форма активного отдыха, которая позволяет при минимальных затратах времени, увеличить резервы здоровья; восстановить силы, работоспособность, расширить функциональные возможности детского организма, обогатить двигательный опыт, пополнить объем знаний в области экологии, туризма, краеведения. Туристические прогулки имеют ни с чем несравнимый оздоровительный эффект. Интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях (походы пешком, на лыжах) развивает у дошкольников интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни. Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребёнку при отсутствии у него серьёзных патологий.

Даже обычные физкультурные занятия на воздухе расширяют знания детей о природных и погодных условиях, помогают установить причинные связи, что в свою очередь, влияет на развитие мышления и речи. Успех физкультурно-экологической работы обеспечивается несколькими обязательными условиями:

- постоянным общением детей с природой ближайшего окружения в процессе занятий физическими упражнениями;

- созданием эколого-оздоровительной развивающей среды для детей;

- накоплением и систематизацией учебно-наглядного, методического материала и оборудования;

- повышением квалификации и уровня экологического образования и культуры работников ДОУ;

- пропагандой физкультурно-экологических знаний среди родителей, детей

и педагогов ДОУ;

- установлением связей с различными учреждениями (школой, обществом охраны природы) для взаимодействия по всевозможным аспектам экологического образования;

- разработкой, подготовкой и участием в проведении различных форм физкультурно-экологической работы с детьми и родителями.

Главное в воспитании экологической культуры дошкольников это взаимосвязь экологического воспитания со всеми сторонами детской деятельности. Чем крепче будет это взаимосвязь, тем лучше будет результат.

Список литературы:

1.Лободин В.Т. В стране здоровья: Программа эголого – оздоровительного воспитания – М.: Мозаика –синтез, 2011

2. Сидорова Т.В. Физкультурно – экологическая работа в дошкольных учреждениях: Методическое пособие /АГПИ им. А.П. Гайдара – Арзамас: АГПИ, 2006

3. Стеркина Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения //Дошкольное воспитание. 1996, № 6

4. Яковлева Т.С. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду М.: Школьная Пресса, 2006

5. Кушина Е.Г. Эколого – валеологическое образование – Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2009

6. Сидорова Т.В. Физкультурно-экологическая работа в дошкольных учреждениях: методическое пособие / Т.В. Сидорова, изд-во «Арзамас», 2006. - 138 с. 
7. Кузнецова М.Н. Оздоровление детей в саду – Система мероприятий / - М.: Айрис – пресс, 2008

8. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду – М.: Изд. Дом Карапуз, 2001

9. Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. Прогулки в природу: Учебно – методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений // - М.: Просвещение,2002

10. Аронова Е.Ю., Хашабова К.А. Физкультурно – оздоровительная с дошкольниками в детском саду и дома – М.: Школьная Пресса, 2007 11.Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно – методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу Мир природы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая тропа – как средство экологического воспитания дошкольников

Предложен материал по созданию и использованию экологической тропы на территории детского сада....

Экологическая тропа – как средство экологического воспитания дошкольников

Консультативный материал по организации экологической тропы...

Консультация для воспитателей "Экологическая тропа как средство экологического воспитания дошкольников"

В консультации представлена методика оформления экологической тропы в ДОУ...

Экологическая тропа детского сада как средство экологического воспитания дошкольников

Представлен опыт организации экологической тропы на территории ДОУ...

Инновационный проект  по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Проект   по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»...

Инновационный проект самообразования по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Цель проекта: Определить эффективность влияния дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую лите...