"Организация кружковой работы по обучению детей дошкольного возраста игре в шашки".Выступление на Августовской конференции педагогических работников образовательных организаций МО "Кабанский район".
материал (старшая, подготовительная группа) по теме

Реализуя вариативную часть программы, мы организуем работу по дополнительному образованию, создавая кружки коррекционной направленности, кружки, направленные на развитие одарённых детей и кружки на развитие тех видов деятельности, которые не предусмотрены программой «От рождения до школы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudo_-_shashki_word_2.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

Организация кружковой работы по обучению детей

дошкольного возраста игре в шашки.

  В связи с принятием ФГОС ДО изменились подходы к воспитанию и образованию детей.

Реализуя вариативную часть программы, мы организуем работу по дополнительному образованию, создавая кружки коррекционной направленности, кружки, направленные на развитие одарённых детей и кружки на развитие тех видов деятельности, которые не предусмотрены программой «От рождения до школы».

 Один из таких – шашечный кружок «Чудо – шашки».

        Начиналось всё с того, что я сама очень люблю эту игру, многие члены нашего коллектива играют в шашки. Мы являемся активными участниками поселенческих, районных соревнований по шашкам. И невольно возникла мысль научить этой игре своих воспитанников. Наверное сразу могут возникнуть вопросы: зачем?, где это в жизни пригодиться?,  как освоить шашки?

На эти вопросы я постараюсь ответить.

Зачем?

Шашки по праву признаны одной из самых интеллектуальных игр. И я считаю, что учить детей играть в  дошкольном возрасте  шашки  и нужно и полезно!

Процесс обучения азам игры в шашки способствует развитию у детей ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений, учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результат своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, настойчивостии изобретательности, фантазии, а также формирует волю к победе в напряжённой в борьбе.

Ребёнок, обучающейся этой игре, становиться собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

        Где это  может пригодиться?

Наиболее простой пример: допустим ,  перед вами таблица с информацией и графиком изображения каких – либо величин. Если у вас нет вышеперечисленных качеств, то вы анализируете информацию из  таблиц , строчку за строчкой, тратя на это очень много времени, и всё равно точно не понимая взаимосвязи. Человек, играющий в шашки, думает быстрее, запоминает больше и воспринимает содержание таблицы гораздо быстрее и осмысленнее

Я глубоко убеждена, что шашки однозначно развивают скорость принятия решений и притом решений правильных и быстро взвешенных.

Ведь любое решение не годиться, иначе проиграешь. А в жизни очень важно уметь принимать именно правильные решения. Кроме того, как важно в жизни иметь самодисциплину, абстрактное мышление. творческую фантазию и сообразительность, настойчивость и решительность.

        Как освоить шашки?

 Обучать детей игре в шашки я начинаю со старшей группы, т.к. в этом возрасте дети могут играть по установленным правилам, у детей более устойчивое внимание и усидчивость.

        Но знакомство с шашками начинается гораздо раньше. Ещё в младшей группе кукла «Шашечная Королева» дарит детям комплект шашек и в ответ на вопрос детей – что это такое? Начинается постепенная работа по ознакомлению детей с игрой в шашки. Прежде всего, необходимо дать ребёнку возможность обследовать руками фигурки с наружной и внутренней стороны, что они  круглой формы, твёрдые, чёрного и белого цветов, строим пирамидки с чередованием цвета, лесенки, выкладываем цветы, солнышко.

        Потом появляется доска и игры с доской: зайчик прыгает по чёрным клеточкам, лисичка по белым, матрёшка путешествует по доске, ракета летает с одного угла доски на другой и т. д)

        Затем предлагаю детям такие простые игры, как « Стрелялки», «Уголки», «Кто быстрее расставит шашки»

        Непосредственно обучать игре в шашки начинаю с 5 лет. Мною разработан проект , цель которой: Раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников в процессе обучения игре в шашки. Задачи на экране.

        Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут (30 занятий, 15 часов)

        Форма занятий – коллективная, подгрупповая и индивидуальная  в зависимости о темы занятия.

        Обучения детей игре в шашки происходит поэтапно, по принципу:  от простого к сложному, главное, чтобы процесс обучения детей проходил ненавязчиво и интересно.

        Знакомить детей с новым для них материалом необходимо в простой и очень доступной  для их понимания форме. Например, рассказывать детям о правилах игры в шашки можно в виде  сказки или в стихотворном варианте. Шашки -  это храбрые воины, доска -   поле битвы.

        Мы с детьми заучиваем стихотворение, которое очень помогает детям быстро освоить правила этой умной игры.

        1.Начинать бой можешь смело – первый ход всегда за белой!

        2.шашки медленно, но метко шагают лишь по чёрным клеткам!

        3. НАВЕРНО, ПРОСТЫМ ШАШКАМ НЕ ВЕЗЁТ, ЧТО ХОДЯТ ШАШАКИ ЛИШЬ ВПЕРЁД!

        4. Знают все: и стар и млад, шашкой рубим вперёд, назад!

        5.Шашка соперника сразу погибнет, если твоя перепрыгнет!

        6. Полям вдруг конец настанет, сразу дамкой станет!

        7. Тронул шашку – ходи!

        8. Цель игры – побить «врагов» и чтоб не было ходов!

        В кружке у нас такая традиция: перед началом игры в шашки мы с Шашечной Королевой вспоминаем правила игры – хоровое проговаривание.

        Существуют такие риски, как потеря интереса к игре. Дети, как правило, увлекаются также быстро, как и теряют потом интерес. Поэтому стараюсь разными приёмами подпитывать интерес к игре в шашки. Во - первых, организация занятий в форме игры, игры – конкурсы, игры путешествия, игры - соревнования, интеллектуальные  (викторины) игры, присутствия игрового персонажа – Шашечной Королевы, использования нестандартного материала (цветные шашки).

         Очень вдохновляет детей участие в соревнованиях. Каждый год мы с детьми участвуем в спортивной акции « Вместе с папой, вместе с мамой быть здоровыми хотим», где родители и мои воспитанники участвуют в шашечных соревнованиях. На площадке царит игровой азарт, желающих сыграть партию в шашки очень много.

        Стало  доброй традицией перед выпуском детей в школу проводить «Шашечный турнир», где с большим интересом встречаются дети и родители в честных шашечных соревнованиях. Шашечный турнир посещает сама « Её величество Королева Шашек».  Всем  очень нравится, дети и родители довольны интересно проведённым временем. Все участники награждаются медалями и подарками.

        Хотелось бы обратить ваше внимание, что во  время игры в шашки стараюсь распределить детей таким образом, чтобы ребёнок играл не только с игроками сильнее , но также слабее него ( победы  в игре будут стимулировать его, а вот частый проигрыш может отрицательно повлиять на дальнейшее желание ребёнка играть в шашки).Важно каждого ребёнка хвалить время от времени и никогда  нельзя критиковать за проигрыш – это отобьёт у него желание играть в шашки. В случае поражения учу детей не огорчаться, а делать выводы, учу анализировать ошибки и верить в победу.

        Наше дошкольное образовательное учреждение ставит перед собой задачи: 1. Обеспечивать индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка  и создать детям все условия для получения дополнительного образования.

        С целью реализации этих задач наш детский сад взаимодействует с различными учреждениями дополнительного образования.

        Я как руководитель шашечного кружка, особое внимание уделяю сотрудничеству с Кабанским  Домом творчества, в частности, с руководителем кружка «Русские Шашки» Елановым В.Г.  – мастером спорта России по шашкам. Мы посещаем Дом творчества, получаем мастер – классы от В.Г.Еланова, проводим совместные обучающие тренировки. Опыт взаимодействия детского сада с Домом  творчества показывает, что образовательный процесс становится более эффективным, открытым и полным. Хочется рассказать вам о том, что многие мои кружковцы после выпуска из школы из стен детского сада продолжают посещать кружок уже в

По результатам анкетирования видно, что родители воспитанников детского сада заинтересованы в обучении детей игре в шашки, но не всегда могут уделить детям время для игры, поэтому организую работу так, чтобы родители всё же включились в эту работу: изготовление шашек – самоделок, приглашение на занятие кружка, участие в шашечных турнирах.

        И в заключении хочется сказать – когда берёшь в руки пластилин, ты способен вообразить, что из него можно сделать? Это, кажется, так просто: возьми пластилин и начинай мять и лепить. Однако  есть люди, для которых это не так просто, т. к. они не могут мыслить образно и воображать. У некоторых эта способность включена с рождения или подключается сама, другим её надо активировать. Поэтому детям, у которых эта способность отсутствует, необходимо её своевременно подключить.

Это, разумеется, можно сделать различными путями, но один из наиболее естественных и простых – освоить и регулярно   играть в русские шашки.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах и улицах города в современных условиях

В презентации представлены материалы по обучению дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах и улицах города, раскрыты задачи, принципы, содержание, напрвление и аспекты  работы по про...

Организация работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах города в современных условиях

В докладе представлены задачи, направления и нормативно-правовая основа работы, принципы построения образовательногот процесса, показаны созданная для успешной работы предметно- развивающая ...

«Организация кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста «Золотые ручки» (экопластика)»

Природа всегда была неиссякаемым источником творчества. Разнообразие ее форм - вызов человеческой фантазии. Войти в этот таинственный мир, познакомится с его особенностями поможет работа с природным м...

программа по обучению детей дошкольного возраста игры в шашки

программа предназначена для воспитателей дошкольных учреждений по обучению детей игры в шашки...

Дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности по обучению детей дошкольного возраста игре в русские шашки «Чудо – шашки» на 2022-2024 учебный год

         По содержанию программа является физкультурно-спортивной, по функциональному назначению – учебно-познавательной, по форме организации – кружковой....