Конспект заседания детско-родительского клуба НА ТЕМУ: "Значение пальчиковой гимнастики в развитиии речи детей дошкольного возраста"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Бондарцева Ольга Анатольевна

Конспект предназначен воспитателям детского сада и родителям детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_provedeniya_roditelskogo_kluba_my_vmeste.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект заседания детско-родительского клуба «Мы вместе»

На тему: «Значение пальчиковой гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста»

                                                                              Подготовила: Бондарцева О.А

Москва, 2016 г

Заседание родительского клуба на тему: «Значение пальчиковой гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста»

Цель: создание эмоционально-положительного настроя на совместную работу, атмосферу взаимного доверия между родителями и воспитателями; сформировать у родителей представление о роли пальчиковых игр в развитии детей.

Задачи для педагогов:

- познакомить родителей с приемами развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста

- показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;

- познакомить с правилами проведения пальчиковой гимнастики;

- развивать речь детей, расширять словарный запас.

Задачи для детей:

- развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;

Задачи для родителей:

- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;

- создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики.

Участники проекта:

1. Воспитатели: Бондарцева Ольга Анатольевна, Макарова Наталья Валентиновна

2. Дети;

3. Законные представители детей.

Средства достижения поставленных задач:

- применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;

- использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т.д.;

- информационные листы для родителей;

- разучивание стихов, потешек;

Место проведения: помещение группы.

Подготовка к заседанию родительского клуба:

1.Приглашение родителей на заседание.

2.Распечатка пальчиковой гимнастики.

3.Памятка для родителей «Как проводить пальчиковую гимнастику»

4.Подготовка музыкального сопровождения.

План проведения.

1.Вступительный этап:

-Сообщение воспитателей «Значимость и сущность пальчиковой гимнастики для развития речи и головного мозга детей дошкольного возраста.

2.Основной этап:

— Знакомство родителей с комплексом пальчиковой гимнастики.

3. Заключительный этап:

- Продуктивная деятельность детей совместно с родителями – рисование «Мое настроение»

Ход мероприятия

Вступительный этап.

В помещении звучит мелодия. Родители с детьми проходят в группу, присаживаются на стульчики.

Воспитатель.

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашей встрече. Сегодня мы с вами собрались на заседание родительского клуба, чтобы рассказать вам о значимости и сущности пальчиковой гимнастики для полноценного развития ребенка, а также познакомить вас с тем, как ее проводить.

 Еще В.А. Сухомлинский говорил, что «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX начале XXI века их стало 55,5% (данные М.Е. Хватцева). Что же делать? Как помочь нашим детям?

Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.

Занятия пальчиковой гимнастикой помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

Кроме этого, пальчиковые игры — прекрасный способ развлечь ребенка и с пользой провести время в очереди в поликлинике, во время путешествия на поезде или в самолете. Но и в обычных ситуациях им чаще стоит уделять время

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.

3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой.

4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Итак, речь ребёнка совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее от – пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты психические функции, речь.

Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.

На разработку темы заседания повлияла необходимость ориентировать родителей на правильный выбор пальчиковой гимнастики для детей, взаимодействие с ребёнком в процессе этих упражнений.

Основной этап

Дети и родители становятся в круг, напротив друг друга (родитель со своим ребенком).

- Проведение игры «Ладошки»

Также стоя в кругу родитель делает шаг налево, и становится с другим ребенком.

- Проведение коммуникативной игры «Дрозд».

Дети и родители садятся на стулья по периметру группы, воспитатель – напротив. Проводится комплекс пальчиковой гимнастики:

- «Семья»;

- «Сорока – белобока»;

- «Капуста»;

- «Замок»;

- «Мышка»;

- «Помощники»;

- «Котик»

3. Заключительный этап

Родителям с детьми предлагается сесть за столы и нарисовать свое настроение по замыслу. Материалы и оборудование для изображения выбираются самостоятельно (краски, карандаши, фломастеры, пастель; кисти, салфетки, пальчики и т.д).

По окончании – демонстрация работ.

 

Памятка для родителей

Как проводить пальчиковую гимнастику?

  • Прежде чем предлагать пальчиковую игру (гимнастику) ребенку, познакомьтесь с ней сами, разберитесь с движениями пальцев.
  • Для разминки и подготовки к проведению игр предложите ребенку пальчиком правой, а затем и левой руки нарисовать круг, линию — вертикальную и горизонтальную. Если игра предполагает движения одной рукой, то постепенно ребенок должен научиться выполнять движения пальцев и правой, и левой рукой. Пусть ребенок сжимает и разжимает кулачок.
  • После такой разминки прочитайте стихотворение и покажите движения пальцев и кистей. Покажите ребенку, как «рассказывать» стихи руками. Пусть он повторяет за вами, а затем постепенно выполняет упражнение самостоятельно. Хорошо, если ребенок сможет придумать новые игры, слова, образы и движения. Выучив одну игру, он обязательно постарается инсценировать другие стишки и песенки. Если ребенок не выполняет упражнение в точности, а фантазирует, не сердитесь, отнеситесь к этому как к творческому подходу. Если у него плохо получается повторять за вами, помогите ему. При возникновении трудностей можно взять руку ребенка и сделать движение вместе с ним. После заучивания движений можно обходиться только словесным описанием.
  • Сразу много игр давать не стоит, ограничьтесь одной-двумя в день. Лучше повторите каждую игру два-три раза. И старайтесь найти удобное время, когда и вы, и ребенок готовы с удовольствием провести несколько минут вместе за интересным и полезным занятием.