Здоровьесберегающие технологии в ДОО
картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Петренко Ирина Владимировна

Здоровьесберегающие технологии в ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_doo.docx47.36 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в ДОО.

Составил: Музыкальный руководитель

                              МБДОУ «Д/с КВ № 16» г. Ачинска

                   Петренко И.В.

 От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества в целом. В нашем детском дошкольном образовательном учреждении активно внедряются технологии здоровьесбережения и комплексно решаются задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка. Современные методы здоровьесбережения присутствуют во всех видах педагогической деятельности.

    Музыкально-оздоровительная работа — это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

     Музыка воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека. Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей.     Этот вывод послужил стимулом для создания данной музыкально-оздоровительной работы с дошкольниками, соединяющей традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями. Валеологические знания, полученные детьми на музыкальных занятиях, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой, со своей семьёй и окружающим миром.

     Предлагаемые небольшие по объёму и длительности оздоровительные игры и упражнения приносят детям не только пользу для здоровья, но и огромную радость.

      Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.

  Новизна системы:

  1. На музыкальных занятиях, в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников актуально и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Например, начинать каждое занятие с валеологической песни-распевки, дающей позитивный настрой. Слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем или пальчиковой игрой. Перед пением песен – заниматься дыхательной и артикуляционной гимнастикой, оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.
  2. Проведение интегрированных музыкально-валеологических занятий. Такие занятия проходят с участием родителей, медицинских работников, инструктора по физвоспитанию.
  3. Применение новых форм взаимодействия с семьёй по музыкальному воспитанию, включающих вопросы сохранения здоровья детей в центре и дома.

Цели и задачи

Цель: организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребёнку укрепление психического и физического здоровья. Выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Задачи:

   образовательные:

- развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности. Используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка,

- создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности;

   воспитательные:

- формировать положительное отношение ребёнка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе,

- воспитывать уважительное отношение к культуре страны, народа, родного города, создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств;

   оздоровительные:

- сохранять психическое и физическое здоровье,

- создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребёнка.

 

Р е з у л ь т а т а м и этой музыкально-оздоровительной работы являются: 
• Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей. 
• Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка. 
• Повышение уровня речевого развития. 
• Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями). 
• Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды.

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях


Виды музыкальных занятий

     Основная форма музыкальной деятельности – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребёнка.

     Виды занятий — индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию — типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные. 
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:


Валеологические песенки - распевки.

    С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты (в том числе из программы «Здравствуй» М. Лазарева) и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.


Дыхательная гимнастика. 
Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем трудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции — в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра.  В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.


Артикуляционная гимнастика. 
Основная цель артикуляционной гимнастики — выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения проводятся совместно с логопедом детского сада перед зеркалом. Артикуляционные гимнастики Е. Косиновой, Т. Куликовской способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.


Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно - глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, иннтонационнофонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.

 
Игровой массаж тоже проводится на музыкальных занятиях. Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку, делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношению к собственному телу. Ребенок может легко 
этому научиться в игре. Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной, А. Галанова повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.


Пальчиковые игры. 
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

Речевые игры. 
Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, занятиях театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Музыкотерапия — важная составляющая музыкально-оздоровительной работы. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия по Н. Ефименко проводится педагогами  в течение всего дня — детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.


      Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и методы. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который - активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.

Перспективный план музыкальных занятий с технологиями здоровьсбережения

 

п/п

Вид 
деятельности

Программное содержание

Репертуар

Сентябрь - октябрь

1

Активное слушание музыки

Приучать внимательно слушать исполняемое произведение с использованием следующих приемов: слушать, лежа на ковре с закрытыми глазами; рассматривая иллюстрацию; предварительно прослушав сказку об этом произведении; выполняя определенные движения всем телом или одними руками; познакомить с пьесами из «детского альбома» П. И. Чайковского

Фортепианные пьесы П. И. Чайковского: «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Игра в лошадки»»

2

Музыкально- дидактическая игра. Элементарное музицирование

Учить различать мажор и минор (веселую и грустную музыку), используя разноцветные карточки (яркие цвета — мажор, темные — минор) и музыкальные инструменты (мажор — барабан, бубен, трещотки, минор — металлофон, «шуршунчики» (пластиковые бутылки, шумовые коробочки, маракасы из пластмассовых контейнеров), ксилофон)

Музыкально-дидактическая игра «Мажор или минор?». Музыка для слушания: «Веселый крестьянин» Р. Шумана, «Грустная песня» Г. Свиридова, пьесы П. И. Чайковского, русские народные мелодии, «Колыбельная Светланы» (Т. Хренников, А. Гладков)

3

Пальчиковая игра

Развивать мелкую моторику пальцев рук, сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью

Пальчиковые игры: «Дружба», «В гости»  

4

Дыхательная гимнастика

Познакомить с дыхательной гимнастикой А. Н. Стрельниковой, учить вдыхать носом, выдыхать ртом (вдох — шумный, резкий, короткий, как хлопок в ладоши, предельно активный; выдох — абсолютно пассивный, через рот — «не видно и не слышно»)

Дыхательное упражнение «Ладошки»

5

Оздоровительные упражнения

Разучить комплекс оздоровительной гимнастики для горла, лечебные игры; тренировать носовое дыхание; формировать ритмичный и глубокий выдох; разучить с детьми игры на преодоление болезней носа и горла

Оздоровительные игры: «Кто громче», «Побулькаем»

6

Артикуляци- онная гимна- стика

Вырабатывать качественные, полноценные движения органов артикуляции.

Артикуляционные упражнения «Знакомство с язычком и его домиком»

7

Пение

Распевать детей с использованием чистоговорок по звукам мажорного трезвучия, мажорного звукоряда вверх и вниз; разучить песни об осени, передавая ее разный характер: осень дождливая, урожайная, золотая, веселая и грустная; приучать петь плавно, не выкрикивая отдельные слова и слоги

Чистоговорки: массаж лица «Ежик», «Пчела»«Жа-жа-жа». Песни: «Осень» Е. Войтенко, «Ах, какая осень!» З. Роот,
«Осень - желтая листва» Е. Гомоновой

8

Музыкально- ритмические движения

Ориентированне в пространстве: учить двигаться врассыпную по всему залу, не наталкиваясь друг на друга; тренировать детей быстро становиться в круг. 
Основные движения: учить выполнять бодрый шаг в колонне по одному, шаг с высоким подниманием ног, движение по залу «змейкой». Танцевальные движения: познакомить с танцевальным движением «ладушки», отрабатывать технику исполнения дробного шага вперед и в кружении, работать над ритмичным выполнением танцевального движения «ковырялочка», приставного шага с хлопками

Музыка для движений: «Марш» Дж. Верди, «Военный марш» Г. В. Свиридова, «Марш» И. Дунаевского из к/ф «Веселые ребята», «Крыжачок» (белорусский народный танец), «Полянка» (русская народная мелодия), «Пружинка», «Плясовая» Т. Ломовой

9

Пляски, хороводы

Учить выполнять движения, одновременно четко исполняя песню, следить за ровным кругом, красивым шагом

Хороводы: «На горе-то калина» (русская народная мелодия, обработка А. Новикова), «Земляничка» Л. Яхнина и Г. Гладкова

10

Музыкальные и подвижные игры

Приобщать к активному участию в играх, соблюдая все правила; учить двигаться по залу, не сталкиваясь друг с другом, начинать и заканчивать движения строго по тексту

Игры с пением: «Плетень» (русская народная мелодия, обработка И. Кишко), «Ищи» Т. Ломовой

11

 Речевые игры

 
«Развивать координацию речи с движением, развивать общие речевые навыки, внимание, быструю реакцию на смену текста и музыкального материала

«Кто нам песенку поет?», «Степка -растрепка» (описание см.: «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»: «Речевые игры»)

12

Игровой массаж

Показать, как правильно выполнять самомассаж биологически активных зон лица для предотвращения простудных заболеваний; обратить внимание на легкость прикосновения пальцев к лицу

Комплекс массажа лица «Лепка»

 

 

Ноябрь - декабрь

1

Активное слушание музыки

Побуждать активно слушать музыку, двигаясь соответственно образу и характеру музыкального произведения, импровизируя с атрибутами (листочки, деревянные палочки); продолжать знакомство с пьесами из «детского альбома» П. Чайковского; учить рассказывать о содержании, характере пьес, средствах музыкальной выразительности с использованием иллюстраций, игрушки

Произведения для слушания: 
«Вальсы» Ф. Шопена, «Полька» Ю. Чичкова, фортепианные пьесы П. Чайковского: «Баба Яга», «Игра в лошадки»

2

Элементарное музицирование

Побуждать озвучивать шумовыми инструментами небольшие сказки, импровизировать на заданную тему, передавать ее характер; учить ассоциировать звучание шумового инструмента с определенным зрительным образом

Инструментальные импровизации на темы: «Теремок», «Осенняя сказка»

3

Музыкально- дидактическая игра

Учить работать с пиктограммами, соотносить прослушанный музыкальный материал с той или иной пиктограммой, выражающей какое-либо чувство (радость, удивление, грусть, страх, злость, счастье и т. д.), со стихотворением из «Азбуки настроений», характеризующим музыкальное настроение

Музыкально-дидактическая игра «Гномы» с набором карточек. Музыка для слушания: «Веселая пастушка» (французская народная песня, обработка В. Астровой), «Грустная песенка», «Веселая песенка» Г.г.Струве «В пещере горного короля» Э. Грига

4

Пальчиковая игра

Продолжать разучивать пальчиковые игры, следить за чёткими движениями пальцев, активным проговариванием текста

Пальчиковые игры: «На лужок», «Сидит белка на тележке», «Повстречались»

5

Дыхательная гимнастика

Продолжать работать над правильным вдохом – выдохом детей

«Ладошки», «Погончики»

 

 

 

 

 

 

6

Оздоровительные упражнения

Активизировать фонационный выдох с помощью фонопедических упражнений

Игровые фонопедические упражнения: «Резиновая игрушка», «Погреемся» (см.: «Оздоровительные упражнения»)


 

Артикуляционная гимнастика

Развивать мышцы речевого аппарата детей, закрепить у детей знание органов артикуляции

Комплекс артикуляционной гимнастики «Домашняя сказка»

8

Пение

Работать с детьми над четкой дикцией и правильным интонированием в логопедических распевках на основе чистоговорок; учить детей исполнять песни по партиям, следить за своевременным вступлением голосов; работать над выразительной интонацией, плавным исполнением линии фразы

Логопедические распевки: «Гол в окне», «Гора». Песни «Дождя не боимся» Минкова М. и Энтина Ю., «Листопад» Т. Попатенко, «Здравствуй, Родина моя!» Ю. Чичкова и К. Ибряева

9

Музыкально- ритмические движения

Ориентирование в пространстве: учить детей хорошо знать правую и левую стороны, быстрое перестроение из колонны по одному в пары, бег и движение, имитирующее походку животных, движение врассыпную чередовать с быстрым перестроением в круг. Основные движения: отрабатывать хороводный шаг, следя за осанкой, положением рук, головы, движением ног; добиваться плавного движения рук в различных упражнениях; работать над ритмичным выполнением бокового галопа. Танцевальные движения: работать над качеством исполнения приставного шага вперед, в сторону, сопровождая для большей ритмичности хлопками; учить детей кружиться в одну сторону, высоко поднимая колени или легко подпрыгивая; побуждать импровизировать знакомые танцевальные движения, соотнося их с характером музыки. Упражнения с предметами: учить выполнять движения с лентой

Музыка для движений: «Марш» Н. Леви, «Марш» А. Витлина, «Итальянская полька» С. Рахманинова, «Во поле береза стояла», «Барашенька», «Ах ты, береза» (русские народные песни), «Танец» С. Затеплинского, «Как у наших у ворот» (русская народная мелодия, аранжировка В. Астровой), «Немецкий танец» Ф. Шуберта, «Уж я колышки тешу» (русская народная песня, обработка Е. Тиличеевой). «Упражнение с лентой» (шведская народная мелодия, обработка Л. Вишкарева)

10

Пляски, хороводы

Учить детей ходить «змейкой» по всему залу, исполнять сольные движения, двигаться и красиво петь одновременно, ровно сужать и расширять круг

Танец «Кадриль с ложками» (русская народная мелодия, обработка Е. Туманяна), «Танец с балалайками» З. Роот

11

Музыкальные и подвижные игры

Продолжать разучивать подвижные игры, следить за выполнением всех правил, импровизировать 
движения

Музыкальные игры «Звероловы и звери» Е. Тиличеевой, «Дождь» (русская народная песня)

12

Речевые игры

Эмоционально выполнять движения по тексту, координировать речь и движение

Речевые игры: «Лисичка-сестричка», «Волки и зайцы» (см.: «Речевые игры»)

13

Игровой массаж

Учить выполнять массаж спины друг другу; показать детям приемы массажа, движения рук

Массаж спины «Что в горбу?», «Веселый музыкант» (см.: «Игровой массаж»)

Январь - февраль

1

Активное слушание музыки

Приучать внимательно дослушивать музыкальное произведение до конца; знакомить с музыкой, рисующей природу; сопровождать слушание движениями (падающие листья, кружение ветра)

Музыка для слушания: «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь» из цикла «Времена года» П.Чайковского, «Утро» Э.Грига

2

Музыкально- дидактическая игра

Продолжать работу с пиктограммами, соотносить характер прослушанного музыкального произведения с карточками-пиктограммами

Музыкально-дидактическая игра «Гномы» — набор карточек. Музыка для слушания: «Болезнь куклы», «Новая кукла» П. Чайковского

 

 

 

 

 

3

Элементарное музицирование

Учить детей четко и ритмично аккомпанировать на детских шумовых инструментах; побуждать импровизировать различные ритмические рисунки

«Светит месяц», «Я на горку шла» (русские народные песни)

4

Пальчиковые игры

Развивать внимание и быструю реакцию на смену движений и жестов, четкую дикцию

Пальчиковые игры: «Вверх ладошки!», «Вот помощники мои», «Гости» 

5

Дыхательная гимнастика

Развивать у детей глубину вдоха, работать над правильным движением рук при вдохе

Дыхательные упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Насос»

6

Оздоровительные упражнения

Разучить комплекс оздоровительных упражнений; проследить за точным выполнением всех движений языком, использовать при показе игрушку «Ротик»

Оздоровительные упражнения для горла: «Лошадка», «Ворона», «Змеиный язычок», «Зевота», «Смешинка»

7

Речевая игра

Развивать координацию речи с движением; развивать творческое воображение, подражательность, общие речевые навыки; добавить в игры сопровождение самодельных музыкальных инструментов, звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы)

Речевые игры со звучащими жестами: «Солнышко», «Листопад» (см.: «Речевые игры»)

8

Артикуляци- онная гимна- стика

Продолжать развивать речевой аппарат дошкольников с помощью артикуляционных упражнений, сопровождать выполнение упражнений движениями рук

Комплекс артикуляционных упражнений «Прогулочная сказка»

9

Пение

Работать над правильным и своевременным дыханием во время пения; учить петь плавно, не разделяя слова на слоги, внимательно дослушивать окончание вступления, вовремя начинать и заканчивать песню, исполнять с солистами и по подгруппам

Песни: «Будет горка во дворе» Т. Попатенко и Е. Авдиенко, «Елка» Н. Куликовой и М. Новиковой

10

Музыкально- ритмические движения

Ориентирование в пространстве: чередование бега и ходьбы на носочках врассыпную с перестроением в 2—3—4 круга, движение двумя ровными шеренгами навстречу друг другу. 
Основные движения: кружение парами шагом с высоким подниманием ног и поскоками, «пружинка» с хлопками, с поочередным выставлением ног на пятку или на носок, пружинящий шаг, сужая круг, расширяя круг, по кругу. Танцевачьные движения:отрабатывать технику исполнения танцевальных движений «присядки» и «качалочки», работать над ритмичным исполнением притопов и прихлопов

Музыка для движений: «Полька» 
П. Чайковского, «Марш» Л. Вишкарева, «Гопак» (русская народная мелодия), «Полька» (латвийская народная мелодия, обработка А. Жилинского), «Во саду ли, в огороде» (русская народная мелодия, обработка И. Арсеева) «Коробейники» (русская народная песня), «Немецкий танец» Ф. Шуберта

11

Пляски, хороводы

Учить четко и ритмично выполнять движения в танце, работать над одновременным исполнением всеми детьми движений под пение хороводов; отработать индивидуальные танцевальные номера к утреннику

Хороводы: «Новогодняя хороводная» С. Шнайдера, «Хорошо, что снежок пошел» А. Островского. Танец фей (муз. П. Мориа, «Токката»

12

Музыкальные и подвижные игры

Побуждать детей импровизировать знакомые движения (танцевальные и физкультурные), активно принимать участие в подвижных играх, эмоционально исполнять роль ведущего

Подвижные игры: «Шел король по лесу»«Найди себе пару» (венгерская народная мелодия)

13

Игровой массаж

Разучить комплекс упражнений самомассажа головы для воздействия на активные точки, улучшающие кровообращение

Массаж головы: «Надо голову помыть», «Сено», «Роботы», «Расческа» (см.: «Игровой массаж»)

 

 

Март - апрель

1

Активное слушание музыки

Продолжать знакомить детей с понятиями о вокальной, инструментальной и оркестровой музыке; учить определенными жестами показывать различные виды музыкального творчества («дирижировать оркестром», «играть на каком-либо музыкальном инструменте», подпевать вокалистам). Показать презентацию «Музыкальные инструменты» со звучанием отдельных инструментов симфонического оркестра

Музыка для слушания: «Рассвет на Москва - реке» М. Мусоргского, «Зима» А. Вивальди из цикла «Времена года», «Органная токката» И. Баха, пьесы из «детского альбома» П. Чайковского в фортепианном и симфоническом исполнении

2

Музыкально- дидактиче- ская игра

Развивать у детей звуковысотный слух с помощью музыкально-дидактических игр

Музыкально-дидактические игры: 
«Цирковые собачки», «Узнай песенку по двум звукам» Е. Тиличеевой

3

Элементарное музицирование

Изготовление вместе с детьми самодельных музыкальных инструментов, импровизация небольших сюжетов с их использованием на тему «Зимние прогулки»

«Коробейники», «Полянка» (русские народные песни)

4

Пальчиковая игра

Соединить пальчиковую гимнастику с массажем биологически активных точек рук

Массаж пальцев: «Прогулка», «Матрешки»

5

Дыхательная гимнастика

Продолжать разучивать упражнения гимнастики Стрельниковой, обращая внимание на осанку детей, правильное положение рук

Дыхательное упражнение «Кошка» («Присядь с поворотом»)

6

Речевые игры

Учить произносить фразы с различной динамикой голоса: на пиано говорить тихо, но не шепотом, на форте громко, но без крика

Речевые игры: «Сторож» (см.: 
«Оздоровительные игры»), «Котик Рыжик» (см.: «Игровой массаж»)

7

Оздоровительные упражнения

Развивать у детей подвижность и гибкость позвоночника, укреплять глазные мышцы с помощью упражнений для коррекции осанки на основе китайского искусства движения

Упражнения для коррекции осанки: «Кошка просыпается», «Медведь осматривается вокруг и защищается от врага», «Сова вглядывается в темноту»

8

Артикуляционная гимнастика

Работать с детьми над коррекцией произношения, укреплением дыхательного аппарата

Комплекс артикуляционных упражнений «Спортивная сказка»

9

Пение

С помощью логопедических распевок работать над умением петь с различной динамикой, распределять дыхание в музыкальной фразе; формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от первой октавы до до второй октавы; учить брать дыхание перед началом песни, между ее музыкальными фразами; работать над дикцией, четким произношением слогов.

Логопедические распевки: «Курочка», «Песня ослика Иа» 
Песни: «К нам приходит Новый год» В. Герчик и Е. Петровой, «Елка» Е. Тиличеевой и Е. Шмановой, «Новогодняя песенка» В. Савельевой и П. Синявского,

10

Музыкально- ритмические движения

Ориентирование в пространстве: работать с детьми над быстрым и точным перестроением из колонны по одному в колонну по двое; учить двигаться по залу врассыпную различным шагом, не сталкиваясь друг с другом. 
Основные движения: совершенствовать умение бегать легко на носочках, поскоками, двигаться прямым и боковым галопом; оттачивать умение ритмично и согласованно двигаться в парах; учить двигаться ровными шеренгами, учитывая длину шага. Танцевальные движения: работать над поочередным выбрасыванием ног вперед в прыжке, учить выполнять полуприседание с выставлением ноги

Музыка для движений: «Маленький марш» Т. Ломовой, «Марш» Дж. Верди, «Смелый наездник» Р. Шумана, «Кто лучше скачет» Т. Ломовой, «Маленькая полька» Д. Кабалевского, «Уж как по мосту-мосточку» (русская народная мелодия, обработка А. Быканова), «Игровая» И. Кишко

11

Пляски, хороводы

Работать над индивидуальными танцами; учить выполнять движения с предметами (атрибуты для инсценировки песен, блестящие шарфы)

Хороводы: «Новогодний хоровод» Г. Струне, «Добрый дедушка Мороз» О. Филякиной. Песня-инсценировка «Гномики» К. Костина, танец Зимушек «Уж ты, зимушка-зима» (русская народная мелодия)

12

Музыкальные и подвижные игры

Учить выразительно действовать с воображаемыми предметами, самостоятельно искать способ передачи в движениях музыкальных образов

Музыкальная игра-хоровод «Ой, мороз» Г. Вихаревой, танец-игра «Зайцы и лиса» Г. Вихаревой

13

Игровой массаж

Побуждать детей активно участвовать в проведении самомассажа для профилактики простудных заболеваний

Массаж биологически активных зон: «Обезьяна Чи-чи-чи», «Снеговик»

 

Май - июнь

1

Активное слушание музыки

Беседа об изобразительности музыки; учить ясно излагать свои мысли, чувства. эмоциональное восприятие и ощущения при анализе прослушанных музыкальных произведений; продолжать знакомить с симфонической музыкой на примере симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк»; предложить детям инсценировать сказку под музыку, используя детали костюмов

Музыка для слушания: «Январь» 
П. Чайковского, «Шарманка» д. Шостаковича, симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева

2

Музыкально- дидактическая игра

Учить различать разножанровую музыку и подбирать к ней соответствующую картинку

Музыкально-дидактическая игра «Подбери картинку», муз. В. Агафонникова

3

Элементарное музицирование

Формировать умение через музыкальную интонацию, спетую, сыгранную на музыкальном инструменте, моделировать художественный образ музыкального произведения

Музыкальная сказка «Утро в деревне» с использованием русских народных мелодий

4

Пальчиковая игра

При помощи пальчиковой игры развивать координацию движения пальцев рук

Пальчиковые игры: «Морковка», 
«Луноход», «Часы»

5

Речевые игры

Развивать координацию речи с движением, творческое воображение, подражательность, общие речевые навыки; добавить в игры сопровождение самодельными музыкальными инструментами, звучащими жестами

Речевые игры: «Шкатулка», «Тарарам-шурум-бурум»

6

Дыхательная гимнастика

Разучить новое упражнение гимнастики Стрельниковой; напомнить детям о правилах дыхания во время упражнения: активный вдох — пассивный выдох

Дыхательное упражнение «Обними себя»

7

Оздоровительные уп- ражнения

Тренировать детей двигаться, сохраняя ровную осанку, правильное положение головы и туловища; развивать память, внимание, умение сохранять равновесие

Игры на формирование правильной осанки: «Роботы», «Волшебные слова», «Восточный носильщик»

8

Артикуляци- онная гимна- стика

Выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции; учить имитировать движения животных

Комплекс артикуляционных упражнений «Зоологическая сказка»

9

Пение

Распевать детей, используя чистоговорки на твердый и мягкий звук (с); работать над умением пропевать слоги: СЯ-СЁ-СЮ-СИ-СЕ, петь с разными штрихами; учить ровно держать корпус при пении, следить за правильной артикуляцией, распределением дыхания; учить петь группой и с солистами

Логопедические распевки: «Музыкальная скороговорка», «Песок», «Лиса». Песни: «Все мы моряки» М. Садовского и Л. Лядовой, «Пригласи меня, папа, на вальс» Л. Олифировой

10

Музыкально- ритмические движения

Ориентирование в пространстве: выполнять чередование бега и ходьбы на носочках врассыпную с перестроением в 2-З-4 круга, движение двумя ровными шеренгами навстречу друг другу. Основные движения: отрабатывать кружение парами шагом с высоким подниманием ног и поскоками, «пружинку» с хлопками, с поочередным выставлением ног на пятку или на носок, пружинящий шаг, сужая круг, расширяя круг, по кругу. Танцевальные движения:отрабатывать технику исполнения «присядки», «качалочки»; работать над ритмичным исполнением тройных притопов и прихлопов

Музыка для движений: «Военный марш» Г. Свиридова, «Экосез» Ф. Шуберта, «Марш» д. Кабалевского, «Вальс» Г. Свиридова, «Погремушки» Г. Вилькорейской

11


Пляски, хороводы

 
Отрабатывать одновременное исполнение всех движений, особое внимание уделить первой (ведущей) паре с целью построения ровного круга, полукруга с одинаковыми интервалами между детьми; учить выразительно выполнять движение под пение, начинать и заканчивать танец строго под музыку


«Русский перепляс» (русская народная мелодия, обработка К. Волкова), «Итальянская полька» Д. Шостаковича. Танцы: «Полька» В. Косенко, «Топ-топ» М. Ольгина и С. Пожлакова

12

Музыкальные и подвижные игры

Побуждать детей импровизировать различные танцевальные и физкультурные движения сольно; выразительно передавать характер героя игры

Музыкальные игры: «Кто скорей?» М. Шварца, «Кот и мыши» Т. Ломовой

13

Игровой массаж

Разучить массаж для рук с целью оказания благотворного воздействия на биоактивные точки пальцев, соответствующие внутренним органам; вызывать ощущение легкости и радости

Массаж рук: «Строим дом»,
 
«Массаж для пальчиков 
рук»

Июль - август

1

Активное слушание музыки

Учить различать характер музыкального произведения, высказываться об эмоционально-образном содержании музыки; различать средства музыкальной выразительности; уметь передавать в движении различный характер образов

Музыка для слушания: 
пьесы «Аквариум», «Лебедь», «Куры и петухи» из цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санса,

2

Музыкально- дидактическая игра

Учить на слух определять прозвучавшее произведение и находить соответствующую ему иллюстрацию; продолжать работу над развитием чувства ритма

«Музыкальная табакерка» А. Лядова

3

Элементарное музицирование

Учить четко и ритмично аккомпанировать на детских шумовых инструментах; побуждать детей импровизировать различные ритмические рисунки (использовать погремушки, деревянные палочки, самодельные шумовые инструменты — «Оркестр парикмахеров»)

Музыкально-дидактические игры: 
«Музыкальный магазин» (знакомые детские песенки), «Ритмическое лото» Е. Тиличеевой

4

Пальчиковые игры

Учить детей правильно и ритмично выполнять движения пальчиками, выразительно произносить текст игры

Пальчиковые игры:» Божьи коровки», «Мы играем»

5

Речевая игра

Развивать координацию речи с движением, творческое воображение, подражательность, общие речевые навыки; добавить в игры сопровождение шумовыми инструментами, звучащими жестами

Речевые игры с музыкальными инструментами: «Кухонный оркестр», «Матрешки и Петрушка» (см.: «Речевые игры»)

6

Дыхательная гимнастика

Учить детей делать глубокий короткий вдох через нос с движениями рук и долгий выдох с произнесением различных звуков

Дыхательные упражнения: «Жуки», «Летчик и самолеты», «Надуй шарик»

7

Оздоровительные упражнения

Учить детей чувствовать напряжение и расслабление мышц туловища; развивать мьшцы шеи, ног

Ритмопластические упражнения «Медведь» Динамические упражнения «Медвежата»

8

Артикуляционная гимнастика

Развивать речевой аппарат детей, укреплять речевое дыхание; показать детям презентацию или иллюстрации к игре

Артикуляционная гимнастика «Утро с котиком Рыжиком»

9

Пение

Распевать детей по восходящему и нисходящему звукоряду из звуков гаммы до мажора, сопровождая пение движением; учить детей петь торжественные песни, выдерживая заданный ритм, не выкрикивая отдельные звуки и слова, передавать радостное настроение; работать над умением петь соло и по подгруппам; в песнях о маме вьдерживать линию мелодии, исполнять песни спокойно и выразительно, передавая ласковый и нежный образ

Приветственная коррекционная игра «Здравствуйте!» Песни: «Бескозырка» З. Александровой и В. Модель, «Мамин праздник» Ю. Гурьева и С. Вигдорова, «Самая хорошая» 
В. Иванникова и О. Фадеевой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...

"Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии».

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...