«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения и возможность их применения в домашних условиях»
консультация (старшая группа) по теме

 

С целью установления партнерского сотрудничества детского сада и семьи в вопросах здорового образа жизни детей с нарушением зрения, совершенствования практических навыков, необходимых для сохранения и укрепления здоровья детей, повышения грамотности родителей в области здоровьесберегающих технологий,путем совместной игры педагога и родителя был разработан сценарий родительского собрания в старшей группе «Солнышко».   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs.docx647.2 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 6 «Малахит»

г. Чебоксары Чувашской Республики»

Родительское собрание на тему:

«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения и возможность их применения в домашних условиях»

 

                                                                                             Подготовила и провела:

                                                                                 учитель-логопед

                                                                            Павлова Н.Г.

                                                                 

                                                                  Чебоксары 2018 г.


         Сценарий родительского собрания в старшей группе «Солнышко»

Хорошо здоровым быть!
Соков надо больше пить!
Гамбургер забросить в урну,
И купаться в речке бурной!!!
Закаляться, обливаться,
Спортом разным заниматься!
И болезней не боясь,
В тёплом доме не таясь,
По Земле гулять свободно,
Красоте дивясь природной!!!
Вот тогда начнете жить!
Здорово здоровым быть!!! 

Цель:  Способствовать установлению партнерского сотрудничества детского сада и семьи в вопросах здорового образа жизни детей с нарушением зрения, совершенствования практических навыков, необходимых для сохранения и укрепления здоровья детей

Задачи:

1. Формирование элементарных представлений о здоровьесберегающих технологиях и о возможности их применения родителями дома.

2. Установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника,  создание атмосферы общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.

3.Рассмотреть  виды современных здоровьесберегающих технологий.

4. Повысить грамотность родителей в области здоровьесберегающих технологий,путем совместной игры педагога и родителя. 

5. . Научить элементам пальчиковой гимнастики для развития речи, внимания, памяти, воображения.

6.Продемонстрировать несколько комплексов профилактической гимнастики для глаз.

7.Закрепление предьявленного материала с помощью буклетов  и стимулирования выполнения игр и упражнений в домашних условиях.

Оборудование:
1.литература по теме собрания;
2.мультимедийное оборудование для выступления;
3.буклеты для родителей,

Участники:  учитель-логопед ,родители.

Ход собрания:

       Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.

       Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. По данным системы здравоохранения в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается.Актуально значимым и востребованным становится применение в ДОУ здоровьесберегающих технологий.

       В своей работе я использую как традиционные,так и нетрадиционные виды здоровьесберегающих технологий.

     Традиционные: артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика,пальчиковая и зрительная гимнастика, самомассаж,логоритмические упражнения,динамические паузы.

Нетрадиционные: мимическая гимнастика,песочная терапия,Су-джок терапия, биоэнергопластика, кинезиологические упражнения,гидрогимнастик,релаксация. 1.Просмотр презентации « Здоровьесберегающие технологии»

Артикуляционная гимнастика

Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Регулярное выполнение поможет:

  •   - улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию
  • (нервную проводимость);
  •   - улучшить подвижность артикуляционных органов;
  •   - укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
  •   - уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;

                                                    Дыхательная гимнастика

      Цель дыхательной гимнастики– увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.

Дыхательная гимнастика – упражнения, способствующие развитию речевого дыхания, формированию длительного, направленного выдоха.

Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмального – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения – выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм ребенка комплексное лечебное воздействие. Дыхательные упражнения улучшают деятельность дыхательной мускулатуры, усиливают обменные и восстановительные процессы, позволяют развить сильную воздушную струю, которая необходима для правильной речи.

Зрительная гимнастика

      Цель зрительной гимнастики- профилактика нарушений зрения, формирование у детей дошкольного возраста  представлений о необходимости  заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части  сохранения и укрепления здоровья. Гимнастика  снимает зрительное напряжение, является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения,  обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата.

                                                            Гимнастика для глаз

Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям.

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут.

1.Посмотрите далеко,

Дети вытягивают руки вперед, смотрят на ладони.

Посмотрите близко,

Подносят ладони близко к глазам.

Посмотрите высоко,

Поднимают руки вверх

Посмотрите низко.

Опускают руки вниз.

2.Пролетает самолет,

С ним собрался я в полет.

Правое крыло отвел – посмотрел,

Левое крыло отвел – поглядел.

Я мотор завожу

И внимательно гляжу.

Поднимаюсь ввысь, лечу

Опускаться не хочу!

Динамические паузы

     Цель физкультминутки – снизить утомление и повысить умственную работоспособность детей на занятии, снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику; выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью, отрабатывать темп и ритм речи (проводятся в игровой форме в середине занятия).

Развитие мелкой моторики

Пальчиковые игры помогают развивать у ребенка мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизировать речевые навыки, память и мышление

 С этой целью используются на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки:пальчиковый театрграфические упражненияигры с прищепками сухой бассейн,игры со счётными палочками,шнуровки, пазлы и т.д.

Самомассаж

 Динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажем. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Сначала демонстрируют самомассаж ребенку перед зеркалом, затем тренируемся опираться только на ощущения.

 Логоритмика 

Широко известная и эффективная технология. В результате применения логоритмических упражнений улучшается выразительность движений, ритмичность, четкость, плавность, слитность. Это система двигательных упражнений, в которых движения рук, ног, головы, корпуса сочетаются с произнесением речевого материала. Все упражнения направлены на нормализацию речевого дыхания, формирования умения изменять силу и высоту голоса, правильное произнесение звуков и их сочетаний, умение регулировать темп речи.

                                                   Кинезеологические упражнения

Упражнения направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия,  на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое. C:\Users\Student\Desktop\DSC_3040.JPG

Релаксация

Релаксация - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Бывает непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности.

                 В результате использования приемов здоровьесберегающих технологий в логопедии:

- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; 
дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
- корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;
-формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
-развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.

2. Совместная игра с родителями «Физминутка «Мячик»

Яркий красный мячик, прыгает как зайчик (прыжки на месте)

Покатился по дорожке (бег на месте)

Подождал меня немножко (остановиться)

Наклонюсь, возьму его (наклониться)

И подброшу высоко (имитация движения)

        Для снятия статического напряжения в детском саду, а вы можете это делать и дома, применяются динамические паузы. Это ещё одна технология. Динамические паузы могут сопровождаться стихами или строится на словесных указаниях, могут включать в себя элементы гимнастики.

      

C:\Users\Student\Desktop\DSC_3059.JPG

       

 

                           3. Буклеты.Игры и упражнения для выполнения дома.

C:\Users\Student\Desktop\DSC_3054.JPG

Ритм жизни человечества в наше время вызывает огромное физическое и психологическое напряжение. Сколько ненужных, бесполезных движений мы делаем и подвергаем нервную систему излишней нагрузке. Физическая и умственная нагрузка, всплеск эмоции истощают организм и одного ночного отдыха ему недостаточно. Усталость тела мы чувствуем сразу, а вот на усталость мозга не всегда обращаем внимание. Если вы не можете сконцентрировать внимание на том, что делаете, это значит, ваш мозг устал и эффективно помочь ему может - релаксация.

Народная мудрость гласит: «Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости».

- Таким образом, чтобы наши дети были здоровы и научились осознанному отношению к своему здоровью, необходимо воспитывать потребность детей кздоровому образу жизни.

- "Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам", — так гласит восточная мудрость.

 Наша с вами задача — научить детей покорять эту вершину. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.

Вывод

         Использование здоровьесберегающих технологий в моей деятельности стало перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии  оптимизируют процесс коррекции речи детей, позволяют интереснее и разнообразнее организовывать логопедические занятия.

 

Литература:

  1. Буденная  Т.В.  «Логопедическая гимнастика». – СПб., 2003.
  2. Гаврючина  Л.В.  «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». – М.: ТЦ Сфера, 2006
  3. Гомзяк  О.С. «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников». – М., 2009
  4. Картушина М.Ю.    «Логоритмические занятия в детском саду». - М., 2004.
  5. Мальгавко  Н.В.  «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР» – Журнал «Логопед»,  2012- №1.
  6. Нищева  Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе  для детей с общим недоразвитием речи». – СПб., 2003
  7. Пожиленко  Е.А. «Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста». – СПб., КАРО, 2007.
  8. Панфёрова  И.В. «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике». – Журнал «Логопед», 2011 - №2.  

поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы

Сообщить об ошибке  |  Главная  |  Карта сайта  |  Поиск  |  Спешим делать добро!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи и опорно-двигательного аппарата"

Презентация из 2 частей о логопедической работе  с детьми с использованием элементов различных здоровьесберегающих технологий: использование оздоровительных поз, зрительной гимнастики, ортопедиче...

Долгосрочный исследовательско-творческий проект «Пескотерапия как здоровьесберегающий компонент в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения»

Данный материал имеет коррекционную направленность при использовании песка на коррекционных занятиях с детьми с нарушениями зрения...

«Новые тенденции в развитии информационных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения»

Новые тенденции в развитии информационных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения"...

Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.

Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...

Условия осуществления коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в ДОО

В данной статье рассмотрены формы организации коррекционной работы со слабовидящими детьми в условиях дошкольной образовательной организации, представлены критерии деления детей на подгруппы для прове...

Выступление из опыта работы по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми. имеющими нарушения в речи. в условиях реализации ФГОС"

Региональный семинар-практикум для педагогов и специалистов коррекционных дошкольных учреждений "Инновационные формы работы по коррекции речевых нарушений у дошкольников в рамках ФГОС ДО"...

Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения в домашних условиях "Электроприборы"

Материал для родителей по коррекционной работе с детьми дома...