Мастер-класс «Здоровый педагог – здоровый родитель – здоровый ребёнок»
методическая разработка на тему

Педагог обязан развивать в своих воспитанниках привычку, стремление к здоровому образу жизни. И конечно, как и в других сферах воспитания личности, помощь родителей в данном вопросе очень важна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_dlya_roditeley.docx33.99 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Здоровый педагог – здоровый родитель – здоровый ребёнок»

Цель: 

Формирование потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих.

Задачи:

  1. Познакомить участников мастер-класса с дыхательной гимнастикой, с видами самомассажа.
  2. Закреплять понятие здорового образа жизни.

ХОД:

Начать нашу встречу мне хотелось бы с притчи:

«Случилось это давным-давно, в те времена, когда Боги создали Человека и наделили его силой и могуществом. Человек ещё и на ноги не успел встать, как Боги осознали, что совершили большую ошибку. Они поняли, что ум Человека, его любопытство и неуемный дух познания таят в себе великую опасность: Человек может применить свои силы и мощь во вред себе и окружающему Миру.

И боги не на шутку испугались. Чтобы решить эту проблему, собрался Великий Форум. Были приглашены Боги из всех известных миров. Обсуждение было долгим и детальным. Все Богибыли совершенно уверены в одном: самые главные ресурсы и силы, которыми может воспользоваться Человек, надо спрятать так, чтобы он смог найти их лишь тогда, когда станет достаточно мудрым.

Но где спрятать самые драгоценные ресурсы? Именно этот вопрос стал основной причиной споров на Форуме Богов. Некоторые предлагали спрятать их на вершине самой высокой горы, другие предлагали поместить их в глубочайшие впадины океана. Но в итоге Боги поняли, что любопытный Человек всюду проникнет и может найти сокровища слишком рано. В этой ситуации даже у мудрейших Богов не было достойных идей. Наконец, самый младший Бог, который молчал до этого момента, сказал так:

- Почему бы нам не поместить главные сокровища внутрь Человека? Пока он не достаточно мудр, он сосредоточен на внешнем Мире и ни за что не догадается искать сокровища внутри себя. Боги так и сделали».                                         

И действительно,человек до сих пор ищет здоровье в себе, а найденное бережет и охраняет.В своей непосредственной педагогической деятельностия уделяю большое внимание охране жизни и здоровья детей. Считаю, что педагог обязан развивать в своих воспитанников привычку, стремление к здоровому образу жизни. И конечно, как и в других сферах воспитания личности, помощь родителей в данном вопросе трудно переоценить.

Уважаемые коллеги, сегодня я хочу рассказать вам, каким образом я работаю в данном направлении. Все мы занимаемся вопросами оздоровления детей, но у каждого есть свои особенности, свои приёмы и изюминки работы. Надеюсь, что в моем выступлении вы почерпнете что-то новое.

Дыхательная гимнастика.

Владимир Амосов говорил: «Как мы чистим ковер, выбивая его от пыли, так дыхательная гимнастика очищает наши легкие, и, следовательно, весь организм».         

Цель: обеспечить полноценную работу бронхов, очистить слизистую дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру. Упражнения дыхательной гимнастики являются наилучшей профилактикой простудных заболеваний, снимают возбуждение и усталость после динамичных нагрузок, восстанавливают силы.

С родителями проводятся дыхательное упражнение «Надувала кошка шар»

Надувала кошка шар,

 Акотенок ей мешал:

Подошели лапкой — топ!

 А у кошкишарик — лоп! Ш-ш-ш...

Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох,стараясь не поднимать плечи. Животик должен статькруглым, как шар. После небольшой задержкидыхания происходит продолжительный выдох спроизнесением звука «ш». Дети должны стараться,чтобы воздух выходил равномерно.

Такие занятия для детей дошкольного возраста могут проводиться не только в виде зарядки. Следует развивать фантазию, принося в детский коллектив новые упражнения.

Органы дыхания прекрасно укрепляет:

  • надувание воздушных шаров;
  • выдувание мыльных пузырей;
  • свист;
  • игры на дудочке и губной гармошке.

Рассмотрим еще несколько упражнений для дошкольников из дыхательной гимнастики.

  1. «Веселый футбол». Сделайте ворота из кубиков и маленький мяч из ваты. Задача детей – дуть на мяч, чтобы он закатился в ворота. А сколько веселья начнется, когда дошкольники станут дуть на мячик носом!
  2. «Маленькие художники». Малыши должны выдыхать на стекло так, чтобы можно было нарисовать фигурку, которую Вы скажете.
  3. «Бабочки». Нарежьте из бумаги бабочек, затем подвесьте их на нитки. Дети должны дуть так, чтобы бабочки летали.

Самомассаж.

В оздоровительной работе используется элементы самомассажа, которому можно обучать как детей, так и их родителей.

Самомассаж – это один из видов пассивной гимнастики, он активизирует кровообращение. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.

Разновидности самомассажа

  1. Ручной самомассаж. Производится с помощью собственных рук. При проведении ручного самомассажа используются приёмы, как классического массажа (поглаживание, растирание, разминание) так и элементы точечного, линейного массажа.
  2. Самомассаж с помощью немеханизированных устройств (массажные мячи).
  3. Щётки с ворсом различной жесткости, махровые варежки.
  4. Массажные коврики. Они могут применяться в любых условиях: после сна, перед занятиями физкультурой или после них.

Правила проведения самомассажа

  1. Чистые руки.
  2. Самомассаж производится по ходу тока крови (кровь по сосудам бежит от периферии к сердцу). Руки массируются от пальцев до локтя и от локтевого сустава до плеча (не массируйте подмышечные впадины, здесь находятся лимфатические узлы массаж которых запрещён, такие же узлы находятся в подколенной ямке и в области паха). Ноги массируются от пальцев к коленям и подколенным лимфатическим узлам, а потом выше к тазу. Грудную клетку – от середины в стороны, к подмышечным впадинам. Спину – от позвоночника в стороны. Поясницу массируют к паховым узлам, а шею от волосяного покрова вниз.
  3. Самомассаж должен производиться при таком положении тела, которое позволяет расслабить максимальное количество мышц.
  4. Перед массажем с рук надо снять все украшения и часы.
  5. Движения при массаже не должны вызывать резких болей и даже просто болезненных ощущений.

Для того чтобы выработать у детей хорошую привычку делать массаж регулярно, он не должен быть для них утомительным. Процесс самомассажа должен быть для детей в удовольствие, не причинять болевых ощущений, вызывать положительные эмоции, а его элементы и последовательность их выполнения должны легко запоминаться. Игровой самомассаж служит для детей хорошей тренировкой образного мышления, тренирует их память, помогает быстро и легко запомнить стихи и песни, способствует укреплению умственного ифизического здоровья.

Под игровым самомассажем понимается следующее:

  • имитационные упражнения;
  • мимические упражнения;
  • упражнения для стоп, рук, спины;

С родителями проводится игровой самомассаж

«У жирафа пятна, пятна…».

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Хлопаем по всему телу ладонями.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

Щипаем себя, как бы собирая складки.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела

Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

Точечный самомассаж для детей выполняется путем нажимания подушечками пальцев на кожу и мышцы в местах расположения энергетически активных точек. Этот вид массажа может служить расслабляющим или же возбуждающим средством, при использовании в комплексе оказывает на организм ребенка положительный эффект. Используется он в основном для нормализации нервных процессов и чаще всего это самомассаж подошв и пальцев ног, кистей рук, головы и лица.

Самомассаж рук оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей, активизирует биологически активные точки.   Детей знакомят с приемами классического массажа пальцев, ладоней, предплечий и плеч. Помимо приёмов классического самомассажа можно включить использование различных предметов (прищепки, орехи, карандаши, сухие мини-бассейны с фасолью, горохом).

Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:

массаж большого пальца – повышает активность мозга,

массаж указательного пальца – стимулирует желудок и поджелудочную железу,

массаж среднего пальца – улучшает работу кишечника,

массаж безымянного пальца – стимулирует печень,

 массаж мизинца – способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.

Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа:

1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками

2. Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс»: их нужно - вертеть в руках, - щелкать по ним пальцами, - «стрелять», - направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания

3. Массаж грецкими орехами: - катать два ореха между ладонями, - один орех прокатывать между пальцами - удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук

4. Массаж шестигранными карандашами: - пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами - удерживать в определенном положении в правой и левой руке

5. Массаж «четками». Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.

Самомассаж  ушных раковин.

Самомассаж ушных раковин способствует:

  • нормализации кровотока во всём организме;
  • улучшению общего состояния, приливу бодрости и работоспособности;
  • это – один из самых быстрых и эффективных методов оздоровительного самомассажа, так как ушная раковина имеет рефлекторную связь с органами и частями тела человека.

Рекомендации для выполнения самомассажа ушных раковин:

  • самомассаж ушных раковин производится одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук;
  • используются такие приёмы массажа: поглаживание, растирание, разминание;
  • должны быть учтены гигиенические основы массажа;
  • дозировка по времени – не более 2 минут;
  • частота проведения самомассажа ушных раковин 2 и более раз в день в зависимости от эффективности его действия и общего самочувствия;
  • дыхание при самомассаже должно быть ровным и спокойным.

Немаловажным является то, что такой вид массажа дети могут выполнять самостоятельно. При этом для самомассажа ушей не требуются какие-то специальные условия.

  1. «Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.
  2. «Потянули за ушки». Взяться пальцами за мочки ушей и потянуть ихвниз 4—5 раз.
  3. «Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержатьих в таком положении 2—3 секунды.

Самомассаж мышц лица

        1. «Рисуем дорожки». Движения пальцев от середины лба к вискам.

        2. «Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.

        3. «Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали.

        4. «Пальцевой душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками

пальцев по лбу.

        5. «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым

пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.

        6. «Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по

краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.

        7. «Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удержать в течение 3—5 секунд.

        8. «Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.

        9. «Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.

        10. «Грустный клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.

        11. «Клювик». Движение указательным и средним пальцами от углов

верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.

        12. «Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать

от середины подбородка к ушам.

        13. «Нарисуем кружочки». Круговые движения кончиками пальцев по щекам.

        14. «Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.

        15. «Паровозики». Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы век сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Можно сопровождать круговые движения ритмичным произнесением: «Чух, чух, чух».

        16. «Пальцевой душ». Набрать воздух под щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.

        17. «Испечем блины». Похлопать ладошками по щекам.

        18. «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам сегодня самомассаж, который орчень актуален для нас, женщин. Конечно, такой самомассаж мы не показываем детям, но тема моего выступления затрагивает здоровье взрослых, а для нас с вами здоровье – это и отличная внешность.

Массаж подбородка – техника, предотвращающая появление морщин и обвисшей кожи на подбородке. Так как эта зона — проблемная на лице, ей необходимо уделять особое внимание. Чтобы убрать морщины и второй подбородок, а так же предотвратить их появление, нужны такие массажные движения:

  • Для начала нужно разгладить кожу перед массажем. Руки должны двигаться снизу вверх, как бы слегка натягивая кожу: от центра подбородка до ушей. Разогревать кожу таким способом следует не меньше минуты.
  • После поглаживаний по той же траектории делайте легкие похлопывания напряженными пальцами (тыльной стороной). Такие массажные движения делайте в течение нескольких минут.
  • Затем кожу подбородка нужно пощипать, двигаясь от его середины до ушей.
  • Закончить массаж подбородка следует поглаживаниями и круговыми движениями пальцев. Самомассаж подбородка можно делать по несколько раз в день, а длиться он должен не менее 7 минут.

Самомассаж стоп дошкольники проводят в положении сидя, закинув одну ножку на колено другой ноги. Вначале массируется вся стопа (поглаживание, растирание, надавливание), растирают подошву от пятки к пальцам и обратно. Затем надо потянуть каждый палец и сжать стопу с боков двумя ладонями. Потом вновь поглаживают всю стопу и проводят вращательные движения пальцев и голеностопного сустава.
Массаж большого пальца требует более длительного воздействия, поскольку там сконцентрированы рефлексогенные зоны головы, основания черепа. Массаж стоп целесообразно проводить утром и в течение дня, но не перед тихим часом.

ПУГОВИЧНЫЙ МАССАЖ кистей и стоп(игры с пуговицами)

Коробку (например, из-под обуви заполняем пуговицами, желательно побольше и разного размера) . Потом выполняем упражнения:

Играем в «пуговичное море». Предлагаем ребенку опустить руки в коробку, поводить ладонями по поверхности пуговиц, захватить пуговицы руками, чуть приподнимая и разжимая руки.

Предлагаем малышу погрузить руки глубоко в «пуговичное море» и поплавать в нем, попробовать перетереть пуговицы между ладонями, набрать их в горсть и пересыпать их из ладошки в ладошку одной рукой, затем другой, потом обеими («переливать водичку») .

«Ищем ракушки». Предлагаем ребенку захватить «щепотку» пуговиц, отпустить, вытянуть самую большую, маленькую, круглую, квадратную и т.д.

«Ловим рыбку». Можно использовать пуговичный массаж и для стоп, выполняя круговые движения, глубоко погрузиться пошевелить пальцами, захватить пальцами и «выловить» из «пуговичного моря» красную или синюю «рыбку» и т.д.

«По дорожкам, по тропинкам» - хождение босыми ногами по пуговичным коврикам, дорожкам.

«Пуговки перебираем и стихи мы повторяем» - перебирать нанизанные на шнурок пуговицы пальцами с проговариванием стихотворений, чистоговорок и т.п.

Благодаря такому массажу мы активируем так называемый «мануальный интеллект», стимулируя кончики пальцев рук, ног, ладони и ступни. Таким образом, происходит активизация сенсорно-моторных функций, необходимых для успешного взаимодействия с окружающим миром. Массаж кистей и стоп также активизирует жизненно важные центры организма.

Интеллектуальный массаж профессора Ауглина 

Он прост в исполнении и эффективен для интеллектуального развития ребенка.

Профессор Фритц Р. Ауглин предложил методику и провел клиническую проверку специальный массажа, позитивные результаты которого говорят о безусловном влиянии внешних раздражений на кору головного мозга. Альтернативное название этой методики – интеллектуальный массаж. Эта процедура рекомендуется грудничкам с самого рождения. Пока малыш еще мал, массировать его таким образом может и мама. Со временем, когда малыш немного подрастет, надо учить его делать следующие упражнения самостоятельно:

  1. Взяться за мочки ушей, потянуть их по направлению вниз. Взявшись за верхний край ушных раковин, оттянуть их по направлению вверх. Взявшись за среднюю часть ушей, оттянуть их по направлению вперед и назад.
  2. Массировать контур щек вокруг глаз: указательным и средним пальцами «рисовать» круги вокруг глаз от глазницы до ушей, постепенно опускаясь к нижней челюсти и поднимаясь обратно, проходя углы рта к крыльям носа и выше вдоль носа до глазницы.
  3. Указательным и средним пальцем обеих рук рисовать очки вокруг глаз. Глаза должны быть широко открыты. Движения необходимо направлять от кончика бровных дуг, затем по контуру глазницы и далее до внутреннего края глазниц.
  4. Указательным и средним пальцем рук совершать круговые движения по контуру волос на лбу, переходя затем на подбородок. Движения следует проводить одновременно, но в разных направлениях. Правая рука движется по часовой стрелке, а левая – против часовой стрелки.
  5. Подушечками средних пальцев обеих рук активно массировать каждую точку по 10 раз. Точки располагаются симметрично относительно осевой линии лица:
  • точка 1: располагается на переносице, напротив внутренних углов глаз;
  • точка 2: располагается точно посередине носовой кости;
  • точка 3: располагается там, где заканчивается носовая кость, на уровне крыльев носа;
  • точка 4: для того, чтобы найти эту точку, поставьте указательный палец на кончик носа и продолжайте двигаться по направлению к крыльям носа.

Такой интеллектуальный массаж прост и эффективен, и может проводиться как воспитателем, так и непосредственно родителямина дому.

Литература:

1.Шафеева А.А. Логопедический массаж. – М., 2009

2.Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игровой логопедический массаж и самомассаж в коррекции речевых нарушений. СПб, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер -класс "Здоровый педагог-здоровый ребенок"

Данная разработка будет интересна как начинающим педагогам-психологам, так и психологам с большим стажем работы....

Мастер - класс для педагогов "Здоровый коллектив - здоровый дошкольник"

Способствовать формированию у педагогов умение и желание заботится о своём здоровье, потребность в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельност...

Мастер-класс "Здоровый педагог - здоровый ребенок!

quot;Эмоциональное выгорание" - характеристика, причины возникновения. Рекомендации по применению способов эмоциональной саморегуляции....

Мастер-класс для педагогов "Здоровая спина - здоровый педагог"

Проблемы со спиной – глобальная проблема нашего времени. Причины этого – дефицит движения и физической активности, работа сидя за компьютером, а также  нездоровый образ жизн...

мастер класс "Здоровый педагог - здоровый ребенок"

Практическое занятие с воспитателями...

Мастер-класс «Здоровый педагог-здоровый ребёнок»

Профессия педагога очень энергоёмкая. Она требует огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.И сегодня проблема сохранения психического здоровья педагогов особенно актуальна. С каж...

Мастер-класс для педагогов и родителей "Безопасность ребёнка в сети"

В данном разделе представлены материалы по теме "БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЁНКА В СЕТИ".Материалы могут быть интересны педагогам ДОУ и родителям дошкольников....