консультация для воспитателей
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Самарина Елена Петровна

в консультации рассказывается,как музыкотерапия влияет на здоровье ребенка,даются рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа №1056»

ул.Штурвальная, д.7, корп.2, Москва,125363

Телефон:(499)497-01-40

E-mail:1056@edu.mos.ru

www.sch1056sz.mskobr.ru

ОКПО 53820890, ОГРН 1027700590037,  ИНН/КПП 7733132610/773301001

________________________________________________________________________________________________

«Музыка и здоровье ребёнка. Музыкотерапия»


КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ


Подготовила:

           Музыкальный руководитель

                                                                                      ГБОУ Школа № 1056 ДО1  

            Самарина Елена Петровна

Москва, 2017

«Погрузите вашего ребёнка в колыбель музыки,
звуки разбудят каждую клеточку его организма,
откроют гармонию мира»
Михаил Лазарев.
В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Как музыка может влиять на здоровье ребёнка?


В музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления.
Во-первых, музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности   через три основных фактора:


1) Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменного процесса на уровне клетки.


2) Физиологический фактор музыки способен изменять различные функции организма – такие как дыхательная, двигательная, сердечнососудистая.


3) Психологический фактор через ассоциативные связи (связь, возникающая в процессе мышления, между элементами психики, в результате которой появление одного элемента, в определенных условиях, вызывает образ другого), медитацию способен значительно менять психическое состояние ребенка.


Во-вторых, музыка имеет фундаментальные начала всего живого: ритм, мелодию и гармонию. Она учит ребёнка чувствовать ритмы жизни, гармонизирует его собственные биоритмы, синхронизирует биохимические процессы организма.


В-третьих, музыка позволяет точно дозировать психофизическую нагрузку, начиная с прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов аэробики и танцев. 
Разные виды музыки воздействуют на различные функции организма. Например, при нарушении дыхательной функции можно использовать духовые инструменты, при нарушении мелкой моторики пальцев – клавишные инструменты, при психоневрологических нарушениях – прослушивание музыки.


В-четвёртых, музыка позволяет совершенствовать дыхательную функцию опосредованно. Например, исполняя музыкальное произведение на духовом инструменте, ребёнок должен подчинить своё дыхание тому размеру, который заложен в пьесе. Следует отметить, что эмоции тесно связаны с дыханием. Например, радость сопровождается дыханием в 17 вдохов в минуту, пассивная грусть - 9 вдохов в минуту, активная грусть – 20 вдохов в минуту, страх – 60 вдохов в минуту, гнев – 40 вдохов в минуту. В соответствии с этим, влияя на ритм дыхания через музыкальную фразу (пение, игра на духовом инструменте), мы можем моделировать эмоциональное состояние.


В-пятых, музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунитет, так как при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет ребёнка, и он чаще болеет.
Музыка действует на эмоции ребёнка, а любая эмоция, как известно, связана с определёнными биологическими реакциями в организме. Поэтому, в определённом смысле можно считать, что каждое музыкальное произведение вызывает различные изменения в биохимических процессах. Образно говоря, музыка И.С.Баха отличается от музыки П.И.Чайковского тем, что по-разному воздействует на эмоции слушателя: одна вызывает одни биохимические реакции, другая – иные. Кроме того, специально подобранная музыка позволяет дозировано «тренировать» эмоциональный мир ребёнка и повышать уровень иммунных процессов в организме, то есть приводит к снижению его заболеваемости. Музыка наряду с другими факторами оказывает глубокое влияние на эмоциональную сферу в силу своей вибрационной, ритмической и мелодической природы. Следовательно, с помощью музыки можно проводить развивающий дозированный эмоциональный тренинг, который приводит к улучшению психофизиологического состояния организма ребёнка и рождает ощущение здоровья и счастья в момент игры.
Музыка может использоваться и в реабилитации ребёнка вследствие её связи с правым полушарием мозга, ответственным за образное восприятие. Активизация деятельности правого полушария при музицировании, создание музыкальных образов приводит к оживлению эмоциональной сферы, что, в свою очередь, гасит доминантный очаг возбуждения, связанный с болезнью. Музыка развивает экспрессию человека – двигательную, речевую, мимическую. Прослушивание медитативной музыки приводит ребёнка в состояние полного расслабления, при котором восстанавливается естественное физиологическое дыхание.
Музыка позволяет снимать стрессы и может быть первым шагом на пути оздоровления. Можно рассматривать музыку ещё и как способ улучшения эмоционального фона в семье, что может привести к гармонизации взаимоотношений в ней, то есть музыка может стать одним из условий формирования здорового образа жизни в семье.
С древних пор музыка использовалась как лечебный фактор. Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали музыку для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния музыки, пытаясь определить ее роль как в восстановлении функций организма, так в формировании духовного мира личности. Известно, что уже Гиппократ и Пифагор специально “прописывали” своим больным курсы лечения музыкой, достигая высоких целительных эффектов! В России интерес к проблеме взаимосвязи музыки и медицины очевиден. По инициативе В. М. Бехтерева в России в 1913г. был основан Комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов, в который вошел ряд видных врачей и представителей музыкального мира. Специальные исследования С. С. Корсакова, В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. М. Сеченова, И. Р. Тарханова и др. выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека.
Интерес к музыкотерапии врачей, педагогов и психологов, которые на основе своих собственных опытов узнали терапевтическую ценность музыки, постоянно растет. Практический опыт психокоррекционной работы средствами музыкотерапии показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с разными проблемами в развитии: с нарушениями речи – заикающимися, аутичными, с проблемами в эмоционально-личностном развитии, с задержкой психического развития и др.

Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Врачуют естественные и искусственные звуки.

Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм:
-замедляют пульс
-увеличивают силу сердечных сокращений,
-способствуют расширению сосудов,
-нормализуют артериальное давление
-стимулируют пищеварение
-улучшают аппетит
-облегчает установление контакта между людьми
-повышают тонус коры головного мозга,
-улучшает обмен веществ,
-стимулируют дыхание и кровообращение
-усиливают внимание.

Самый большой эффект от музыки – профилактика и лечение нервно-психических заболеваний.

Музыкотерапия организуется в индивидуальной и групповой формах. Каждая из этих форм может быть представлена в трех видах:
-рецептивной
-активной
-интегративной

Рецептивная музыкотерапия (пассивная) существует в двух видах:
1. музыкопсихотерапия – решает задачи нормализации психоэмоционального состояния. Может проходить в различных формах – 1) «музыкальный сон» с последующей беседой и анализом образов (Что «снилось»?); 2) музыкально-образная медитация
2. музыкосоматотерапия – лечебное воздействие музыки непосредственно на тело человека. Воздействие осуществляется в процессе прослушивания специально созданных аудиомузыкальных программ («Антистрессовая», «Бронхиальная астма», которые помогают в лечении соматических заболеваний.

Активная музыкотерапия – активное включение ребенка в музыкотерапевтический процесс.
Включает следующие виды:
вокалотерапия, танцетерапия, психогимнастика, инструментальная музыкотерапия.

Интегративная музыкотериапия – интеграция физиологии, рефлексотерапии и музыкознания – синтез музыкального и зрительного восприятия:
музыкоцветотерапия, музыкоизотерапия – восприятие произведений изобразительного искусства под музыку или изображение музыки в рисунке.

Громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна для слуха и для нервной системы. Она подавляет нервную систему увеличивает содержание адреналина в крови.
Как считают специалисты Института Традиционной медицины и музыкотерапии, чтобы вылечить некоторые заболевания, достаточно регулярно слушать определенные мелодии:
Язва желудка: Л.Бетховен, В.Моцарт, П. Чайковский «Вальс цветов».
Утомляемость: Э.Григ «Утро», Мусоргский «Рассвет над Москвой-рекой», П.Чайковский «Времена года», Огинский «Полонез».
Угнетённость: Л.В.Бетховен «К радости».
Раздражительность: П.Чайковский «Сентиментальный вальс», К.Дебюсси «Лунный свет», Р.Шуман «Грёзы», Л.В.Бетховен «Лунная соната».
Нормализация кровяного давления: Мендельсон «Свадебный марш».
Головная боль, невроз: Огинский «Полонез».
Нормализует работу мозга: Э.Григ, сюита «Пер Гюнт», Л.В.Бетховен «Соната №7».
Развитие умственных способностей детей: Моцарт.
Младенческое беспокойство: Арфа.
Успокаивающие: «Утешение», «Ноктюрн», Ф.Лист. «Колыбельная», «Баркарола», «Фантазия – экспромт» П.Чайковского, «Размышление», «К Элизе» Л.В.Бетховен.
Расслабляющее действие: Д.Ласт «Одинокий пастух», К.Сен-Санс «Лебедь».
При снижении внимания: Р.Шуман «Грёзы», К.Дебюсси «Лунный свет».
Успокаивает, отгоняет тревогу: Ф.Шопен «Мазурка», Шуберт «Аве, Мария».


Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном.
Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям самого раннего возраста.
Особенности использования музыкотерапии:
-громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо);
-использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся всем детям;
-лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать внимание новизной); продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут одновременно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...