Релаксация
методическая разработка (средняя группа) на тему

Бабинцева Наталья Алексеевна

«Здоровье ребёнка превыше всего,

 Богатство земли не заменит его

. Здоровье не купишь, никто не продаст.

Его берегите, как сердце, как глаз»

. Ж. Жабаев.

           Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть! Такие нагрузки отрицательно сказываются на здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию.

            Еще очень важно научить ребенка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу, а также снимать эмоциональное напряжение после стрессовых ситуаций.   Большинству детей свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их слабую нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность – важные условия для становления естественной речи и правильных телодвижений. Детям нужно почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием.                  

     Релаксация — специальный метод, появившийся за рубежом в 30–40-х гг. ХХ века. Метод мышечной релаксации Э. Джекобсона основан на том принципе, что после сильного мышечного напряжения наступает их сильное расслабление. То есть, чтобы расслабить какую-то мышцу, нужно ее предварительно сильно напрячь. Напрягая попеременно разные группы мышц можно добиться максимального расслабления всего тела. Этот вид мышечной релаксации самый доступный, в игровой форме мы применяем его с детьми. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая воспитателю, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей заинтересованы «новой игрой», они хорошо расслабляются, что заметно по их внешнему виду: спокойное выражение лица, ровное ритмичное дыхание. В результате применения релаксации, у  детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными. Релаксационные упражнения полезны всем, но особенно — часто болеющим детям, возбудимым, тревожным. Они благотворно действуют на детский организм. В использовании приемов релаксации мы придерживаемся техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Сначала проводим релаксационный настрой, затем упражнения. Каждое занятие по релаксации начинается с позы покоя. Дети учатся расслаблять мышцы рук ног, шеи и живота. Выходим из этого состояния медленно и спокойно: сначала потянуться, словно после пробуждения ото сна, затем открыть глаза и потихоньку сесть. При использовании упражнений на релаксацию отдельных частей тела учитываем предыдущий вид деятельности детей (так, если было рисование или аппликация, то выполняем упражнения на расслабление мышц рук, спины, шеи) Если подобное упражнение выполняется в конце занятия, то детям предлагаем лечь на спину, руки вытянуть вдоль туловища, ноги выпрямить и слегка раздвинуть. Затем включаем музыку и проговариваем текст, способствующий более глубокому и активному расслаблению детей. В тексте даём различные позитивные установки: «Вам хорошо, спокойно, тепло, приятно. Когда вы встанете, вы будете здоровы, веселы, полны сил и т. д.». Для детей с повышенным мышечным тонусом необходим тактильный контакт (прикосновения, поглаживания). Например, говорим, что Колобок посмотрит, как они будут отдыхать, подойдет и погладит тех, кто будет это правильно делать. По окончании упражнений дети медленно садятся, затем встают и выполняют 3–4 упражнения с соблюдением ритма дыхания. Например: руки поднимают ладонями вверх — вдох, наклоняют туловище вперед, опускают руки — выдох.       Продолжительность релаксации — от 2 до 7 минут. С помощью релаксационных упражнений на занятиях создаётся положительный эмоциональный настрой, устраняется замкнутость, снимается усталость. С их помощью у детей развиваются навыки концентрации, пластика, координация движений. Упражнения сопровождаем различными текстами, помогающими детям лучше представлять тот или иной образ, войти в него. Детям предлагаем вспомнить, как они загорали на берегу реки, лежали на травке, ощущали тепло лучей солнышка. Чтобы усилить состояние релаксации, в сеансе внушения вводим сравнение типа: «будто мы лежим на травке, на зелёной, мягкой травке…». Релаксация по представлению подводит ребёнка к тому, что со временем он сам может расслабиться, успокоиться, то есть к возможности саморегуляции.  С этой целью в своей работе мы используем специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. “Птички”. Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. Обучение релаксации через рассказ — метод особенно приятный, как для ребенка, так и для самого рассказчика. Некоторые дети любят активную фантастику с массой всевозможных приключений

    Итак: релаксация – это гимнастические, активно выполняемые упражнения с максимально возможным снижением тонического напряжения мускулатуры. Упражнения на расслабления мышц играет чрезвычайно важную роль в воспитании правильной осанки. Они способствуют уменьшению чрезмерного напряжения мышц, снимают утомление, способствуют улучшению крово- и лимфооттока в перенапряженных мышцах. Упражнения по релаксации являются методом предотвращения стресса у детей и оказывают положительное влияние на их здоровье. Они учат детей снимать напряжение, не замыкаться на своих проблемах и через сюжетно-ролевые игры уметь находить причины этого состояния.

   Важно знать, что метод релаксации, по заключению специалистов является физиологически безопасным, и не дает негативных последствий.

Методические указания: процесс обучения релаксации по предлагаемой системе условно делится на три этапа:

1-й этап – мышечная релаксация по контрасту с напряжением;

2-й этап -  мышечная релаксация по представлению; внушение покоя и расслабленности;

3-й этап – внушение мышечной и эмоциональной релаксации, введение формул правильной речи.

Описание основных упражнений для расслабления рук, ног и корпуса по контрасту с напряжением.

Как правильно принимать позу покоя.

Педагог. На наших занятиях мы будем учиться экономно расходовать свои силы. Силы нужны человеку, чтобы играть, думать, заниматься спортом, правильно говорить, считать. Чтобы хорошо работать, нужно уметь и хорошо отдыхать! Сядем ближе к краю стула, обопремся  о спинку стула, руки свободно положим на колени, ноги слегка расставим. Эта поза покоя. Все занятия мы будем начинать с позы покоя.

Приложение:

«Олени»

И.п.: лежа на спине. Закрыв глаза и расслабляя все мышцы, слушают слова педагога.

Посмотрите мы – олени,

Рвется ветер нам навстречу!

Ветер стих,

Расправим плечи.

Руки снова на колени.

А теперь немножко лени…

Руки не напряжены и расслаблены…

Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают наши ручки, пальчики

Дышится легко…ровно…глубоко…

«Замедленное движение»

Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную негромкую музыку.

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.

Замедляется движенье, исчезает напряженье,

И становится понятно – расслабление приятно! (Н.Клюева, Ю.Касаткина)

«Зернышко»

Посадил каждый свое зернышко. Светит ясное солнышко. (сидя на коврах, дети обхватывают колени руками, голова опущена). Появились у зернышка корешки.(медленно вытягивают ноги вперед). Затем появились у зернышка росточки..Выросли растения вот такие! (руки поднимают вверх, встают на ноги, потягиваются).

«Шалтай Болтай»

Дети стоят в расслабленном состоянии, руки свободно свисают. Под текст дети выполняют повороты, руки болтаются как у тряпичной куклы.

Шалтай-Болтай сидел на стене.

Шалтай-Болтай свалился во сне.

Дети в расслабленном состоянии опускаются на ковер.

«Овощи»

Устали овощи, сели отдыхать.   Дети обмахивают лицо ладошками

Отдувается капуста: ах-ах-ах.

Морковка: эх-эх-эх.                        Хлопают по коленям

Горох: о-хо-хох!                             Легко ударяют пальцами по коленям

Огурец: ух-ух!                                Хлопают в ладоши.

«Снежная баба»

Дети представляют, что каждый из них – снежная баба, огромная, красивая. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнышко. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова. Потом одна рука, другая. Постепенно , понемножку начинает таять туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

«Прогулка на велосипеде»

Дети ложатся на спину, закрыв глаза и расслабив все мышцы, слушают слова педагога.

Утро. Прекрасная солнечная погода. Я еду на велосипеде по широкой ровной дороге. Вокруг красивые цветущие кусты сирени. Они благоухают. Щебечут птицы. Солнышко пригревает. Я чувствую его тепло на ногах, руках и шее. Тепло растекается по всему телу. Я абсолютно спокоен и уверен в себе. Все неприятности уходят. Настроение чудесное. Я улыбаюсь, и радость улыбки дарю окружающим. Я еду ровно и красиво. Спокойно и уверенно держу руль. Не спеша кручу педали.

«Птички»

  Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, если на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной поляне.

«Тишина»

Дети ложатся на спину: руки вытянуты вдоль туловища, ноги выпрямлены и слегка раздвинуты. Педагог включает музыку и проговаривает текст, способствующий более глубокому и активному расслаблению детей.

Тише, тише, тишина!

Разговаривать нельзя!

Мы устали, надо спать.

Ляжем тихо на кровать.

«Пушистые облака»

Дети ложатся на спину, закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной песенки «Пушистые облака».»Пробуждение»  происходит под звучание бубенчика.

Тихо-тихо, мой бубенчик, позвони, позвони.

Никого-никого, мой бубенчик, не буди, не буди.

Громко-громко, мой бубенчик, позвони, позвони.

Всех мальчишек и девчонок разбуди, разбуди.

Дети встали, потянулись и зайчишке улыбнулись,

С зайкой попрощались, в группу отправлялись.

«Просыпайся, глазок»

Дети ложатся на ковер, закрывают глаза и далее выполняют действия по тексту. В конце стихотворения встают на ноги и тянутся руками вверх.

Просыпайся, глазок! Просыпайся, другой!

Поздороваться солнышко вышло с тобой!

Посмотри, как оно улыбается!

Новый день, новый день начинается!

Это кто уже проснулся?

Кто так сладко потянулся?

Потягуни-потягушечки

От носочков до макушечки.

Мы потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся.

Мы уже растем, растем, растем!      (Н. Пикулева)

«Летний денек»

Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрыв глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:

Я на солнышке лежу,

Но на солнце не гляжу.

Глазки закрываем, глазки отдыхают.

Солнце гладит наши лица,

Пусть нам сон хороший снится.

Активизация.

Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!

Прогуляться вышел гром.

Громит гром как барабан.

«Паучок»

Дети ложатся на спину, закрывают глаза. Релаксация происходит  под звучание спокойной музыки.

Пау-пау-паучок,

Паутиновый жучок

Семь ночей не спал,

Сон про лето ткал.

Сон про солнышко-колоколнышко,

И про дождь грибной,

И про нас с тобой.    (Н. Пикулева)

«Лентяи»

Дети ложатся на спину, закрыв глаза и расслабив все мышцы. Слушают слова педагога.

  Сегодня дети много занимались, играли и, наверное устали. Я предлагаю вам немного полениться. Представьте себе, что вы  - лентяи и нежитесь на мягком-мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает все ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги. Отдыхают ручки у (называю имена детей). Приятное тепло охватывает все ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, все тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняют вас изнутри. Вы отдыхаете. Вы ленитесь. Приятная лень разливается по всему телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение.

Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счет «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшим, у вас бодрое настроение.

«Ленивая кошечка»

Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося «а-а-а».

«Бриллиантики»

Сесть на пятки. Спина прямая. Руки положить на бедра. Думайте о чем-нибудь приятном. «Я маленький, прекрасный камень, бриллиантик, сверкающий, притягивающий взгляд»  Бриллиантик вызывает чувство красоты, спокойствия.

«Загораем»

Педагог (воспитатель, инструктор по физической культуре) показывает и объясняет: «Представьте себе, что наши ручки и ноги загорают. Сидя, ноги и руки поднимаем, держим… Ноги и руки устали. Опускаем. Руки и ноги свободно отдыхают, расслабились. Слушайте и делайте, как я:

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем,

Выше руки поднимаем.

Держим, держим, напрягаем…

Загорели! Опускаем!                  Ноги резко опустить на пол,

Ноги не напряжены,                   руки на колени.

Руки не напряжены и рассла-а-блены.

«Корабли»

Педагог показывает и объясняет:

Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, поставьте ноги на ширину плеч, стопы от пола не отрывайте. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу: сильнее прижмите к полу правую ногу, тело наклонится влево, правая нога расслабится.

Слушайте и делайте, как я:

     Стало палубу качать –

     Ногу к палубе прижать!

     Крепче ногу прижимаем,

     А другую - расслабляем!

Сядьте и слушайте:

      Снова руки на колени,

      А теперь немного лени…

      Напряженье улетело,

      И расслабилось все тело…

      Наши мышцы не устали

      И еще послушней стали.

«Вибрация»

Дети стоят в расслабленном состоянии, руки свободно свисают. Под такт дети выполняют повороты, руки болтаются, как у тряпочных кукол.

Какой сегодня чудный день!

Прогоним мы тоску и лень.

Руками потрясли –

Вот мы здоровы и бодры!

«Космос»

Дети ложатся на спину, закрыв глаза и расслабляя все мышцы, слушая слова педагога.

Мы друзей хороших

На Луне нашли.

Пригласили в космос их и летим.

Мы парим, как ласточки,

В вышине,

Звездами любуемся

В тишине.

Ветерок – проказник

Вскоре прилетел.

Опустив на землю нас,

Нежно шелестел.

Ожидаемые результаты: хорошее настроение, создаваемое эмоциональным состоянием: на фоне расслабления при помощи мысленно обращенных к себе слов формировать состояние психического покоя или психической... это путь к здоровью.

Литература:

  1. Змановский Ю.Ф. «Здоровый дошкольник»
  2. Издательство Т.А. Йога для детей. Парциальная программа кружковой работы для детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «Детство ПРЕСС». 2015. – 192 с.
  3. Моргунова О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ. Воронеж: ООО «Метода», 2013 – 144 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: "Упражнения на релаксацию в работе с детьми"

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь...

Упражнения для релаксации детей.

УПРАЖНЕНИЯ  ДЛЯ  РЕЛАКСАЦИИ...

Использование метода мышечной релаксации в логопедической группе детского сада

В статье "Использование метода мышечной релаксации в логопедической группе детского сада" дается определение понятия "релаксация", а также на примере личного опыта рассказывается о применении релаксац...

Упражнения и техники релаксации для детей дошкольного возраста. Особенности мышечной и дыхательной техник релаксации.

Всего несколько минут интересных, простых и эффективных занятий обеспечат малышу хорошее настроение, поднимут уровень его интеллекта, снизят риск нервного срыва. Дети еще не способны самостоятельно сн...

Релаксация. (Упражнения и игры на релаксацию с детьми дошкольного возраста).-консультация для инструкторов по физической культуре

РелаксацияУпражнение на релаксацию “Порхание бабочки”( Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, слегка раздвинуты).Инструктор: “Закройте глаза и с...