"День здоровья" проводится ежемесячно в рамках технологии "Дети - Волонтеры"
методическая разработка по теме

составили: Н.В. Антонова

И.Н. Попова

Е.А. Неретина

ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ

Цель: Формирование интереса, эмоционально положительного отношения к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников.

Задачи: 1. Обогащать и углублять представления детей о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье.

2. Обогащать представления детей о гигиенической культуре.

3. Развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей.

4. Обогащать двигательный опыт детей.

5. Заинтересовать родителей в сотрудничестве с ДОУ по сохранению, укреплению здоровья детей.

В рамках волонтерского движения по направлению формирование здорового образа жизни было принято решение проводить день здоровья ежемесячно. Был составлен годовой план по темам, разработаны методические рекомендации по планированию детской деятельности в режимных моментах. День здоровья начинается, уже по традиции детского сада, с общей утренней гимнастики для детей, родителей и педагогов. В течение всего дня воспитатели ведут беседы, читают сказки, художественные произведения, заучивают загадки, стихотворения, пословицы и поговорки. Для родителей в каждой группе оформляется стенд «Будь здоров!» по теме месяца. Специалисты проводят развлечения и тематические занятия для детей всех возрастных групп с учетом возрастных особенностей.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План на год

Месяц

Тема, цель

Сентябрь

«Соблюдение правил гигиены,  как основа здорового образа жизни»

Цель: Формировать и прививать гигиенические навыки

Октябрь

«Профилактика простудных заболеваний»

Цель: помочь детям задуматься о своем здоровье, о его ценности, о том, что вредно, а что полезно.

Ноябрь

«Как устроен организм»

Цель: дать детям общее представление об особенностях,  строении и функционировании организма человека, взаимосвязи всех органов и систем

Декабрь

«Режим дня»

Цель: формировать представление детей о необходимости соблюдать режим дня для сохранения здоровья.

Январь

«Здоровое питание и витамины»

Цель: рассказать о пользе витаминов, их значении для жизни, взаимосвязи
здоровья и питания.

Февраль

«Закаливание и двигательная активность»

Цель: формировать представление об эффективных средствах сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний.

Март

«Спорт и подвижные игры»

Цель: пропаганда физической культуры и спорта, приобщение дошкольников к систематическим занятиям физическими упражнениями и видами спорта

Апрель

Развлечение «Если хочешь быть здоров!»

Цель: подведение итогов физкультурно-спортивной работы



Предварительный просмотр:

У нас в гостях Грязнуля

В группу входит Чистюля

Чистюля: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Чистюля.

Ребята, скажите, а кто знает, что означает слово ЗДРАВСТВУЙТЕ?

Варианты ответов детей

Чистюля: Конечно. Когда человек  здоровается, то он желает вам здоровья. Вот и я желаю вам много - много здоровья.

Ребята, я знаю, что у вас сегодня День здоровья. И вы целый день будете говорить о здоровье.

В группу входит Грязнуля (руки грязные, волосы лохматые, один гольф спущен, на щеке клякса и т.д.)

Грязнуля: Ух ты, какие у вас игрушки!

Чистюля: Что за чудо! Как тебя зовут?

Грязнуля: Меня зовут Грязнуля. Я хочу к вам в группу. У вас такие игрушечки, я так хочу с ними поиграть. (тянет руки к игрушкам)

Чистюля: Подожди, Грязнуля! В детский сад в таком виде приходить нельзя! Посмотри, какие у нас ребята! А ты с грязными руками к игрушкам лезешь! Разве можно брать игрушки грязными руками?

Грязнуля: Конечно, можно.

Чистюля: Ребята, разве можно брать игрушки грязными руками?

Ответы детей

Чистюля: А почему нельзя брать?

Ответы детей (на руках будут микробы, будем болеть и т.д.)

Чистюля: Правильно, ребята! Чтобы не болеть, надо обязательно мыть руки.  А скажите, пожалуйста, что еще мы делаем для того, чтобы сохранить свое здоровье?

Ответы детей (чистим зубы, умываемся, ухаживаем за одеждой, причесываемся и т.д.)

Грязнуля: Ой, а если я исправлюсь, вы разрешите мне поиграть с вами в игрушки?

Чистюля: Разрешим, ребята?

Ответ детей

Грязнуля выбегает за дверь и возвращается умытой, причесанной и т.д.

Чистюля: Вот теперь ты выглядишь как настоящая Гигиена. Ребята, давайте все вместе поиграем в игру?

Проводится игра:  

Старшая группа

Игра «Эстафета»

Цель: формировать представления о предметах личной гигиены.

Оборудование: разные игрушки, музыкальные инструменты, одежда, предметы гигиены.

Ход игры:

На столах лежат разные предметы. Дети делятся на 2 команды. Каждый участник подбегает к столу, выбирает предмет необходимый для умывания и возвращается к своей команде, передавая эстафету.

Младшая, средняя группа

Игра «Ровным кругом»

Цель: Уточнить знания детей о предметах личной гигиены, развивать творчество, воображение.

Оборудование: шапочки-маски с изображением мыла, зубной щетки, шампуня, мочалки, полотенца, зеркала, расчески.

Дети, взявшись за руки, встают в круг. В середине круга стоит ребенок, исполняющий роль мыла, дети двигаются хороводным шагом вокруг него и поют:

Ровным кругом друг за другом

Будем весело шагать,

Что нам мыло здесь покажет,

То и будем выполнять.

Мыло показывает, как надо намыливать руки. Дети повторяют движения. Затем соответствующее движение показывает полотенце, расческа, мочалка, шампунь.

Игра «Как нужно ухаживать за собой»

Цель: Формировать навыки контроля за выполнением правил личной гигиены.

Оборудование: волчок, фишки, карточки с вопросами.

Ведущий крутит волчок, который определяет карточку с вопросом. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.

Вопросы:

  1. Назови предметы, которые тебе понадобятся для умывания (мыло, полотенце)
  2. Назовите предметы, которые потребуются для того, чтобы принять душ (шампунь, мыло, гель для душа).
  3. Как часто нужно мыться (каждый день).
  4. Как часто нужно чистить зубы (Утром и вечером).
  5. Как часто нужно подстригать ногти (Не реже 1 раза в 10 дней).
  6. Как часто нужно мыть уши (Каждый день).
  7. Как часто нужно менять нижнее белье (Каждый день)
  8. Как часто нужно менять колготы (Каждый день).



Предварительный просмотр:

В гостях у ортопеда

Дети проходят в физкультурный зал. Их встречает Доктор. 

-Здравствуйте, дети! Хотите узнать, как вырасти здоровыми, красивыми и сильными? Иметь правильную осанку и походку?

-Тогда, приглашаю вас в путешествие по Стране Здоровья, а, именно, ко мне в гости!

- Прежде, чем отправиться в путь, мы успели на утренней гимнастике сделать небольшую разминку. Ведь путешествие нам предстоит долгое и трудное. Мы должны подготовить свое тело к предстоящим испытаниям.

- Итак, предлагаю вам снять обувь. Вот, мы и готовы!

Дети, друг за другом, следуя за Доктором,  идут по узенькой дорожке (канат) обычным шагом; по дорожке с возвышенностями; приставным шагом (канат, сложенный вдвое). Затем, по дороге, на которой попадаются колючки (резиновые массажные кочки);  ходьба на носках, на пятках, на наружной стороне стопы.

- Да, дорога была нелегкой! И многим не составило особых усилий для преодоления препятствий. А зависело это от состояния вашего опорно – двигательного аппарата, функций костно – мышечной системы.

-Присаживайтесь на скамейки, обувь поставьте рядом. Давайте познакомимся поближе! Я - врач - Ортопед, который занимается изучением профилактики, диагностики и лечения деформаций и нарушений этих систем, которые происходят в результате врожденных дефектов, пороков развития, последствий травм или заболеваний.

-Вижу, вы пришли не с пустыми руками. Думаю, что  вам не только знакомо само слово «массаж», но и предметы, с помощью которых его можно выполнять.

Дети показывают мяч «СУ-ДЖОК» («ежик»).

Доктор предлагает назвать инвентарь (оборудование), используемое для массажа: канат узкий и широкий, массажные резиновые кочки, дорожка с возвышенностями, массажные мячи (большие и маленькие), мяч «СУ-ДЖОК», дорожка специальная массажная и т.д..

Ортопед предлагает поиграть с «ежиками»:

1.И.п. сидя на скамейке. Поочередно, каждой ногой покатать мяч - «Почесать ежику спинку».

2.И.п. то же. Захватить мяч стопами ног, поднять его, подержать несколько сек. И опустить - «показать ежику солнышко».

3. И.п. то же. Захватить мяч стопами ног и покатать вдоль стопы  « пощекочем ежика».

 Ежик расстроился, что вокруг много мусора, который цепляется к его колючкам и просит детей разобрать мусор. Дети с радостью соглашаются.

4. И. п. стоя. Захватить пальцами ног предметы (карандаши, фантики, платочки пластмассовые крышки от бутылок) и переложить их в ведро.

5.Ребята катают ежика по наклонной доске и ходят по ней сами.

Упражнения №4 и №5 выполняются при наличии условий для босохождения.

Ортопед:

- А знаете ли, вы, что, играя таким образом с ежиками, у вас улучшится кровообращение стоп, укрепятся мышцы ног, сводов стоп и голеностопного сустава. Эти упражнения очень полезны для профилактики плоскостопия и его лечения.

- Что же такое плоскостопие?

ПЛОСКОСТОПИЕ - это достаточно серьезное заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно - двигательного аппарата ребенка, негативно влияет на общее самочувствие ребенка, снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение.

Плоскостопие - это уплощение свода стопы, которое чаще сочетается с пронации пятки (разворот пяток кнаружи - плоско - вальгусные стопы) и супинации переднего отдела стопы (разворот пяток внутрь – это плоско – варусные стопы).

Если у ребенка плоскостопие, то он быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Такой ребенок не может полноценно участвовать в подвижных играх, соревнованиях. Это, в свою очередь, отрицательно сказывается на общефизическом развитии, способности находить общий язык со сверстниками, снижает самооценку.

При движении, удары стоп о поверхность земли передаются вверх, почти без изменения и, достигая головного мозга, приводят к его микротравмам. Дети, страдающие плоскостопием, могут жаловаться на головные боли, они часто рассеяны, быстро утомляются.

- А что же надо делать, чтобы иметь здоровые и красивые стопы?

Ортопед:

- Вам, ребята, надо запомнить самые главные правила:

1.Нельзя донашивать чужую обувь.

2.Необходимо правильно подбирать обувь. Правильно подобранная, удобная обувь очень важна для нормального развития стоп ребенка, для профилактики плоскостопия. Тесная обувь, так же как и слишком свободная, вредна. Короткая и узкая обувь ограничивает движение в суставах, почти полностью исключает подвижность пальцев, приводит к их искривлению, врастанию ногтей, а также нарушает потоотделение и кровообращение. Поэтому, ноги в тесной обуви быстро замерзают, холодные стопы – частая причина простудных заболеваний, воспалительных процессов в почках и мочевом пузыре, Слишком широкая и свободная обувь приводит к смещению стопы при движении, в результате чего возможны подвывихи в голеностопном суставе, нарушается походка.

Для того, чтобы подобрать обувь, необходимо правильно определить размер стопы. Следует учитывать, что размер стопы при нагрузке увеличивается как в длину, так и в ширину. Поэтому, измерять размер стопы можно только у стоящего ребенка.

Детям предлагают измерить размер стопы друг друга:

Нужно встать на лист бумаги так, чтобы его края со всех сторон выступали за контуры стоп. Очерчивают стопы перпендикулярно установленным карандашом, начиная от середины пятки по внутреннему контуру до конца большого пальца, а затем по наружному контуру до той же точки.

Размер стопы определяется ее длиной, выраженной в миллиметрах. Длина измеряется линейкой от крайней точки обведенной пятки до наиболее длинного пальца, с округлением в сторону увеличения.

Это задание дети выполняют в группе с воспитателем, следуя инструкции.

Взять в руки новую детскую обувь (правильную).

При покупке новой обуви нужно обратить внимание на задник, он должен быть достаточно жестким, чтобы удерживать пятку в правильном положении. Особенно, это важно для часто болеющих, ослабленных  детей с признаками рахита, с искривлением ног. Таким детям лучше покупать высокие ботинки, которые надежно фиксируют голеностопные суставы.

Подошва, это тоже очень важно, должна быть эластичной, чтобы не препятствовать колыханию стопы при ходьбе. Кроме того, необходим маленький, высотой 2-3 см, каблучок.

Таким образом, подбор обуви дело крайне ответственное. Нельзя забывать, что нога ребенка растет очень быстро, поэтому, необходимо ее измерять не реже 1 раза в 2-3 месяца.

Итак, запомните! Признаки правильной обуви: жесткий задник, эластичная подошва, маленький каблучок.

3. Для профилактики плоскостопия полезно ходить босиком по различным поверхностям: по земле, траве, песку, гальке, по коврику с рельефными поверхностями, по шведской стенке, по лесенкам и т.д.

4. Стопы даны человеку для передвижения, а не стояния. Поэтому, необходимо больше двигаться.

5. И, конечно, залогом здоровья стоп является правильный гигиенический уход за ними.

Ежедневно, перед сном, необходимо мыть ноги теплой водой с мылом, Затем, тщательно вытирать их досуха, особенно – межпальцевые промежутки.

Ногти обрезать следует не реже 1 раза в неделю. Лучше это делать после общей ванны. Ногти нужно обрезать поперек, не округляя их по бокам. Никогда не обрезайте их до «предела», это чревато развитием вросших ногтей.

Иногда, можно устраивать «морские ванны». Морская соль, растворенная в воде, оказывает благотворное воздействие на стопы. Для большего эффекта, можно на дно ванны постелить рельефный коврик или насыпать гальку. Чем не Черное море?

Ортопед:

-Вы спросите: «А как узнать, проверить, есть ли у меня плоскостопие?»

Это очень просто и можно сделать в домашних условиях:

 

Надо смочить подошвы и встать на ровный пол босыми ногами, после чего сойти с этого места. На полу останутся отпечатки, которые можно оценить. То же самое можно сделать с помощью листа бумаги и краски, или вазелина. В любом случае, след на бумаге необходимо обвести, чтобы контуры не расплывались. После этого надо карандашом соединить пунктирной линией края внутреннего свода отпечатка стопы. Затем провести поперечную линию посередине и разделить ее на три равных отрезка. Если отпечаток в этом месте умещается в одну треть, то стопа имеет правильное строение. Если же отпечаток доходит до половины поперечной линии, стоит обратиться к ортопеду. И тогда вам нужно будет пройти определенный комплекс лечения плоскостопия, направленный  на укрепление всего организма. Лечебная гимнастика, массаж, физиотерапевтические процедуры, ортопедические стельки или обувь – мер для исправления достаточно. Важно, чтобы процесс коррекции был регулярным и продолжался до полного выздоровления.

Детям предлагается выполнить это задание дома с родителями.

Ортопед:

- А почему появляется плоскостопие?

Ортопед:

- Получается, что плоскостопие – заболевание. И это заболевание может быть врожденным. Причины возникновения плоскостопия передаются по наследству. Также плоскостопие может быть приобретенным, когда оно развивается в результате различных заболеваний – рахита, паралича и травм. Но самое интересное в том, что в выявленных случаях имеется так называемое статическое плоскостопие. Оно развивается из - за слабости связок и мышц.

Особенно опасна на фоне слабости мышечно-связочного аппарата перегрузка стоп: длительное стояние, долгая непрерывная ходьба, избыточный вес ребенка. Крайне неблагоприятно на состояние стоп сказывается ношение плохо подобранной, некачественной обуви. Особенно, часто плоскостопие развивается у детей с так называемой плоско - вальгусной установкой стоп, которая формируется в раннем возрасте.

Детям предлагается рассмотреть свою обувь при надевании, пробуя оценить ее состояние.

Ортопед:

-Дорогие ребята! На этом наше путешествие заканчивается…Мы возвращаемся в группы, унося с собой новый, небольшой, но важный, главное, здоровый багаж знаний о  своем организме.

Так же, напоминаю, что вам дано задание для выполнения в группе и домашнее задание, которое потребует помощи ваших родителей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День мыльных пузырей (в рамках «Недели здоровья»)

День мыльных пузырей (в рамках «Недели здоровья»)...

Игровой марафон "День веселого настроения" в рамках акции "День психического здоровья"

Задачи игрового марафона:Развитие групповой сплоченностиснятие психоэмоционального напряженияразвитие эмоциональной сферыразвитие комуникативных навыков...

Тематический «День вежливых слов» в рамках Всемирного дня «Спасибо».

11 января – самая вежливая дата в году.День «спасибо» - прекрасный повод напомнить о ценности вежливости.Часто ли мы благодарим других за то, что они сделали для нас что-то хорошее?Ч...

Тематический «День вежливых слов» в рамках Всемирного дня «спасибо»

Часто ли мы благодарим других за то, что они сделали для нас что-то хорошее? Часто мы забываем об истинном значении приятных слов, хороших манер, о том, как важно быть благодарным и нести с этими слов...

Тематическое мероприятие «День православной книги» в рамках праздника Дня славянской письменности и культуры для детей подготовительной к школе группы

Данный сценарий мероприятия представлен в рамках праздника Дня славянской письменности и культуры с воспитанниками подготовительной группы.  Оно направлено на популяризацию духовно-нравственной л...

Сценарий праздника «День домашних животных» в рамках акции «Три П: Понимаем, Помогаем, Принимаем»

Цель: развитие у воспитанников умения воспринимать домашних животных как партнёров в процессе общения, что необходимо для формирования гуманного отношения к миру природы. Привитие доброты, ответственн...

Сценарий развлечения для младшей группы «День доброй улыбки» в рамках акции «Весенняя неделя добрых дел»

Цель: создать положительный эмоциональный настрой в группе. Вызвать доброжелательные эмоции от общения со сверстниками через улыбку и эмоциональное восприятие весёлого настроения детей. Воспитывать ко...