рабочая программа по экспериментированию и безопасности жизнедеятельности
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Стахеева Людмила Владимировна

рабочая программа по экспериментированию и безопасности жизнедеятельности для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posobie.docx817.55 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ безопасности жизнедеятельности и валеологическое воспитание старших дошкольников через наблюдения и экспериментальную деятельность.

Обучение должно быть «проблемным»,

оно должно содержать элементы

 самостоятельной исследовательской работы.

Организовать его надо по законам

проведения научных изысканий, строиться оно

 должно как самостоятельный творческий поиск.

Тогда обучение уже не репродуктивная,

а творческая деятельность; тогда в нём есть всё,

что способно увлечь, заинтересовать,

пробудить жажду познания

  (А. И. Савенков).  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическое пособие по развитию у детей старшей группы (от 5 до 6 лет) основ безопасности жизнедеятельности через интеграцию валеологии с экспериментальной деятельностью разработано воспитателем муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №8 комбинированного вида» города Пикалево в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом их возрастных индивидуальных особенностей; реализует эколого-биологическую направленность.

Содержания пособия строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми.

Пособие ориентировано на воспитателей детских садов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста.

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время федеральные государственные стандарты диктуют нам направление на достижение у дошкольников следующих целей: развитие познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одаренности, сформированности у выпускников детского сада таких ключевых для общества качеств, как креативности, способности к поиску знаний, умения адаптироваться к социальным условиям жизни и природным условиям окружающей среды. Отсюда следует понимать, что детей необходимо подвести к пониманию безопасности жизнедеятельности человека – что мы и постараемся сформировать на занятиях через наблюдения за своим организмом.

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшей успешности его обучения в школе. Интерес ребенка к окружающему миру, к самому себе, желание освоить все новое – основа формирования этого качества.

Валеологическое воспитание и безопасность жизнедеятельности способствует формированию памяти, внимания, воображения, логического мышления; воспитанию таких качеств, как забота, бережливость, ответственность за свой организм.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания, дает представление о безопасности жизнедеятельности человека. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном перед другими детьми и взрослыми, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.E:\1.ра. программа\ЗАН. оРГАНЫ ЧУВСТВ\Органы чувств\qknFe7pqM0A.jpg

Новизна состоит в том, что здесь впервые отображена взаимосвязь формирования основ безопасности жизнедеятельности и валеологического воспитания дошкольников через экспериментальную деятельность и наблюдения над непосредственно работой человеческого организма.

Педагогическая целесообразность объясняется тем, что сочетает в себе учебный и воспитательные аспекты с учетом современных образовательных технологий. Применение данного пособия в образовательном процессе способствует формированию у дошкольников осознания ответственности за состояние здоровья своего организма.

Цель – формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников посредством развития познавательной активности через экспериментальную деятельность в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать элементарные представления о человеческом организме, строении тела человека и назначении внутренних органов;
  • изучать правила безопасного поведения человека в окружающем мире;
  • формировать навыки гигиены, способы оказания элементарной первой помощи;
  • учить применять данные навыки и способы на практике

Развивающие:

  • развивать познавательную активность детей;
  • осваивать средства и способы познания, обогащение опыта деятельности и представлений об окружающем;
  • учить анализировать проблемные ситуации, делать выводы;
  • развивать связную речь, обогащать словарный запас

Воспитательные: 

  • формировать у детей мотивацию к здоровому образу жизни и установку на приоритет здоровья перед болезнями;
  • воспитывать культурно - гигиенические навыки;
  • воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли.

Отличительные особенности данного пособия от уже существующих в этой области заключаются в том, что в ней реализуется метод социального партнерства – то есть детей обучают взаимодействовать не только со сверстниками, но и выступать на публике и перед взрослыми: защищая свой проект перед сверстниками, родителями, педагогами; вести диалог с медсестрой, больной бабушкой, спортсменом, поваром, аптекарем т.д.; таким образом, учат нахождению дошкольника в социуме.https://sun9-2.userapi.com/c831209/v831209208/8a634/4F6sv2TGCzk.jpg

Возрастные особенности. Содержание пособия ориентировано на детей старшего дошкольного возраста (56 лет). Это период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, активного развития физических, творческих и познавательных способностей. В этом возрасте складывается механизм управления своим поведением. Через общение со сверстниками дети учатся правилам взаимодействия. Расширяются интеллектуальные возможности детей вместе с общим кругозором. В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание, продолжает развиваться речь.  Происходит развитие всех познавательных психических процессов.

Формы и режим занятий. Занятия включают в себя теоретическую и практическую части. Теоретическая часть занятий включает в себя необходимую информацию о теме и предмете познания. Практическая –  способствует закреплению полученных знаний и формированию тех или иных навыков.

Формы работы: групповая, подгрупповая и индивидуальная. Это помогает формировать не только самостоятельную деятельность детей, но и коммуникативные взаимодействия.

Работа строится в форме СОД – совместной организованной деятельности (не регламентируется) и НОД  - непосредственно образовательной деятельности (1 раз в неделю во второй половине дня).

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Воспитанник будет иметь элементарные представления:

  • о строении внутренних органов человека (мозг, желудок, сердце, легкие, кишечник), кровеносной системы, опорно-двигательной системы (скелет, мышцы), об эпителии;
  • их местонахождении;
  • основных функциях.

Обучающийся будет уметь: различать понятия «часть тела» и «орган»; показывать на анатомическом атласе проекции некоторых внутренних органов.

Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи: стремиться вести правильный, здоровый образ жизни; защитить себя, близких и других при опасных ситуациях; оказать элементарную первую помощь.

Дошкольник научится участвовать в проектной деятельности: решать поставленные задачи проекта по тому или иному органу, добиваться результата и, как следствие, научится выступать в социуме, защищая проект перед другими детьми и взрослыми (в виде интервью для сверстников, беседы с пожилыми людьми об артрите, дискуссии со спортсменом о безопасном спорте, круглого стола с медсестрой, сюжетно – ролевой игры «Аптека» и т.д.)

Ребенок способен проявлять следующие отношения: активность и самостоятельность общения, развитые творческие способности.

В семьях воспитанников сформируется практика ведения здорового образа жизни.

Определение результативности происходит в конце изучения каждого блока (темы) в процессе моделирования, викторин, дидактических игр и т.д.

Результативность освоения материала оценивается в начале и конце учебного года – см.  Приложение № 1.

Условия реализации:

-  группа детей,

- специально организованная среда: интерактивный кабинет (интерактивная доска, ноутбук, проектор), мини-лаборатория (столы, стеллажи с необходимыми материалами для работы), диски


Таблица 1.

Учебно-тематический план

Темы

Общее количество часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Скелет – моя опора

4

1

3

3

Великий труженик. Сердце

4

1

3

4

Суперсоветчик-суперответчик. Головной мозг

4

2

2

5

«Необычная одежда человека» (кожа)

3

1

2

6

 С помощью чего я дышу

4

1

3

7

Невероятные превращения пищи в желудке

4

2

2

8

Наши главные помощники – органы чувств

4

1

3

9

Заключительное занятие

Викторина   «А все ли мы о себе знаем?»

1

0

1

Итого:

30

10

20


Содержание изучаемого курса (отдельный док-т)

Таблица 2.


Список используемой литературы:

  1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»;
  2. М.Н.Сигимова «Формирование представлений о себе у старших дошкольников»
  3. Нищеева Н. В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ;
  4. Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир»;
  5. научно-методический журнал «Методист» - статья «Экологическая лаборатория в д/с»автор Потапова Т. В.;
  6. Журнал «Ребенок в д/с» №2, 2014 год
  7. Каменская В. Г., Котова С.А. Концептуальные основы здоровьесберегающих технологий развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: учебное пособие/ Под ред. Н.А Ноткиной. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2008. – 224 с.
  8.  «Маленькие экологи» В. С. Афимьина; «Мы – волшебники» Л. Б. Петросян; «Школа фокусников» Н. А. Мирошниченко.
  9. Тарасова Т.А., Власова Л.С. Я и мое здоровье: Практическое пособие для развития и укрепления здорового образа жизни у детей от 2 до 7 лет: Программа занятий, упражнения и дидактические игры. – М.6 Школьная Пресса, 2008. – 80 с.
  10. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5-8 лет – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003. –  144 с.
  11. maam.ru, nsportal.ru.

Приложение № 1

Мониторинг знаний и практических умений.

Приложение № 2.

 Методический материал, практические опыты и наблюдения:

  1.  Игровой тренинг по раскрытию своего «Я» (старшая группа)

Цель: Способствовать раскрытию ребенком своего «Я».

Задачи:

- учить детей подчеркивать свою индивидуальность;

- формировать установку на взаимопонимание;

- поддерживать атмосферу благоприятного эмоционально- психологического микроклимата.

1. Упражнение «Расскажи о себе»

Дети, сидя в кругу, по очереди представляют себя, подчеркивая свои привычки, умения, привязанности. Например: Меня зовут Саша. Я люблю животных. У меня дома живет кошка, я играю с ней. Мне нравится рассматривать книги про богатырей. Для запоминания имен детей, можно использовать прием «снежного кома»: первый ребенок, сидя в кругу, называет имя свое, второй повторяет имя первого и свое, третий ребенок называет имена первого, второго и свое и т. д.

2. Упражнение «Мое ласковое имя»

Скажите, дети, какими ласковыми именами вас называют мама и папа, дедушка и бабушка, знакомые вам люди? В каких случаях это происходит? Когда от вас что- то требуют? Когда обращаются с просьбой? Или когда у ваших близких хорошее настроение? Как вы себя чувствуете, когда к вам обращаются ласково? Я сейчас буду кидать мяч каждому из вас, а вы  скажете друг другу приятные, ласковые и нежные слова.E:\1.ра. программа\откуда я взялся\A2wJeO68eWo.jpg

Домашнее задание детям. Запомнить какими ласковыми именами их вечером назовут родители и наследующий день рассказать об этом нам.

3. Упражнение «Моя любимая игрушка»

Какие игрушки есть у вас дома? А есть ли у вас любимая игрушка? Что же это? Как ее зовут? Где сейчас находится ваша любимая игрушка? Дети, сидя по кругу, рассказывают о своей любимой игрушке. Во время разговора может звучать тихая спокойная музыка.

4. Упражнение «Волшебный стул»

В середину круга ставится стул, на который сажают ребенка и все дети по - очереди называют его только хорошими словами, подчеркивая только положительные достоинства ребенка. Например: Павлуша, ты такой добрый, вежливый, никого не обижаешь, у тебя красивые глаза… Когда ты, Павлуша сидел на волшебном стуле, что ты испытывал? Тебе было приятно или неприятно слышать о себе приятные слова.

  1. Интерактивная игра «Собери человека»

Цель: смоделировать тело человека

Инструкция: перед вами на доске скелет, но в «разобранном» виде. Ваша задача – поставить все части скелета на свои места.

  1.  Игровое упражнение «Индийская женщина»E:\1.ра. программа\скелет\IMG_1503.JPG

Цель: профилактика здоровой осанки.

Инструкция: встать прямо, выпрямить спинку, на голову положить книгу потяжелее и стараться идти ровно, не уронив книгу.

  1.  Опыт «Всегда ли сердце работает одинаково?»

Цель: проверить, всегда ли одинаково бьется сердце.https://pp.userapi.com/c841430/v841430004/4897e/LbDrO0T72Hc.jpg

Инструкция: Как вы считаете, сердце всегда одинаково работает?

Ответы детей (направить их ответы на разное сердцебиение в разных режимах активности человека)

А давайте мы сейчас с вами проведем эксперимент: сделаем веселую зарядку и потом проверим, как бьются наши сердечки и сравним со стуком сердец до спортивных упражнений.

Минутка шалости

Я согнусь, разогнусь - выполняют наклоны вперед, руками касаясь - пола.
В мячик поиграю.
Попляшу, покручусь - выполняют прыжки на месте.
И здоровья наберусь! - выполняют прыжки с, выбрасыванием ног вперед, затем прыжки вокруг себя

Слушаем фонендоскопом, делаем вывод – стало биться сильнее и быстрее.

А теперь сделаем дыхательную спокойную гимнастику.

Минутка тишины

«Ладошки». И.П. встаньте прямо, согните руки в локтях и «покажите ладони зрителю». Делайте шумные, короткие вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки. 

Помните! Вдох носом – активный, выдох через рот - абсолютно пассивный, неслышный.   Закрыли глазки…  послушали тишину…. Дышим спокойно …

Послушаем теперь нашими приборами друг у друга, как стучат наши сердечки. Есть отличия? почему?

Ответы, выводы: да, верно сказали – при выполнении упражнений наши сердечки стучали быстрее и сильнее, т.к. сердцу в это время надо было больше перекачать крови к нашим внутренним органам, а в состоянии покоя и сердце немного дало себе передышку – билось спокойнее.

  1.  Опыт «Перекачивание крови сердцем».E:\1.ра. программа\сердце\проект Сердце\y_IUYReSCKU.jpg

Цель: показать важную работу сердца.

Инструкция:  К двум грушам (одна большая, другая маленькая) прикреплены трубочки от капельницы, которые ведут в прозрачные сосуды с наклейками внутренних органов. В грушах раствор воды с марганцовкой. При нажатии груши – раствор бежит по трубочкам в банки – так при сжатии сердца кровь поступает и питает наши органы. Большое и здоровое сердце (большая груша) быстрее качает кровь, маленькое и ненатренированное (маленькая груша) – медленнее.

E:\1.ра. программа\мозг\jjpP1RbfOjg.jpg

  1.  Интерактивная игра «Полезности и вредности для сердца»

Цель: выяснить с детьми, что полезно нашему сердцу, а что вредно

Инструкция: ребята, перед вами на доске в середине расположена корзинка. В нее необходимо перенести только полезные продукты.

  1. Проблемная ситуация «Докажем Страшиле, что у него есть мозг».E:\1.ра. программа\мозг\4oFtv29ElZw.jpg

Цель: учить детей анализировать, доказывать, делать выводы.

Инструкция: Ребята, из беседы мы узнали, что те, у кого есть мозг – умеют слышат, видеть, разговаривать, думать и т.д. Страшила из прочитанной нами книги «Волшебник Изумрудного города» считает, что у него нет мозга, хочет попросить его у Великого Гудвина. Давайте подумаем: наш герой умеем говорить? (еще как, он даже спорит все время с вороной!), слышать умеет? (да), видит? (да), и думать умеет? (да, он все время о чем- то размышляет). Значит, мы доказали, что у Страшилы есть мозг? (да).  Тогда нам следует поменять сказку и отправить героя к Гудвину за чем-то другим.

  1. Эксперимент «Играя – развиваемся» (влияние игр на развитие мозга)

Цель: с помощью игр на интерактивной доске показать детям, как они способны развивать наш мозг.E:\1.ра. программа\мозг\hOHButqFSq8.jpg

Инструкция: делимся на 2 группы: 1 – отправляем наблюдать за животными в уголке природы, 2 – начинаем играть на ИД по определенной теме от простой к сложной. (например, 6 игр с усложнением). Перед 5-й игрой прошу детей из 1-й группы продолжить играть на ИД. Справляется либо часть детей, либо никто. Делаем вывод – наш мозг надо тренировать. Те дети, которые играли с первой игры - справились, т.к. они сначала учились с простого, поняли это и могут выполнять более сложные задания. А дети из второй группы не справились, т.к. не было тренировки. Таким образом, доказываем, что благодаря играм мозг работает, и мы становимся умнее и можем выполнять сложные задания.

  1.  Первая помощь при кровотечениях.

 Цель работы: выработать умения и навыки в оказании элементарной медицинской помощи при кровотечениях, чтобы вовремя помочь человеку, оказавшемуся в беде.

Материалы и оборудование: кукла, аптечка с пластырем

Инструкция: покажи на кукле, как ты ей поможешь при ранке (если кровь сильно течет, то позвать взрослых, позвонить по номеру 03, если ребенок видит, что сам справится -  заклеить пластырем рану).

  1. Опыт «Водонепроницаемость кожи»

Цель: показать детям, что кожа водонепроницаема

Инструкция: Скажите, может ли человек промокнуть так, чтобы его можно было отжать? (Нет). А давайте капнем воды на кожу и увидим, пропустит ли она воду в себя. (дети выполняют, не получается, делаем вывод – кожа водонепроницаема)

  1. Наблюдение «Изучение строения кожи под лупой»

Цель: рассмотреть строение кожи с помощью лупы и доказать, что кожа - орган дыхания.

Инструкция: Возьмите лупу, лежащую на парте. Посмотрите через неё на верхний слой кожи. Что вы видите? (волоски, отверстия).

 Отверстия, которые вы видите, называются ПОРАМИ. Для чего они нужны? Вспомните, когда вы приходите после бани, какое вы испытываете ощущение? (ощущение легкости, кожа дышит) Это верно, через поры в организм поступает кислород. Значит, можно сказать, что кожа - это орган дыхания? (Да)

  1.   Изучение выделения пота через поры

Цель: доказать с помощью опыта, что кожа –орган выделения

Инструкция: Этот опыт мы проведем в группах. Выберите, кто в вашей группе будет помощником, а кто будет проводить опыт. Возьмите пленку у вас на столах и оберните ею руку до локтя (воспитатель показывает на себе как это сделать. Подождите немного – руке жарко? Теперь осторожно размотайте руку, возьмите лупу и посмотрите – что видите? Правильно, это капельки пота, откуда они там взялись – выделились из пор. Почему, потому что руке было жарко. Вывод – кожа – орган выделения.

  1. Изучение отмирания кожи. (Самоэксперимент)

 Цель: показать, что старая кожа отмирает и растет новая

Инструкция: Как вы думаете, как долго живут клетки кожи, ведь мы растем, они должны расти с нами или заменяться на новые? Сейчас проверим.

Возьмите черные кусочки материи и проведите по руке, прижимая кусочек ткани к руке. Теперь посмотрите, что осталось на ткани? – Белый налет. Возьмите лупы и рассмотрите, на что это похоже – на сухие чешуйки. Правильно, это сухие и мертвые клетки кожи, которые уже отслужили свою службу организму и заменились на новые. Вот почему нужно чаще принимать душ, чтобы освободить кожу от старых клеток. Вывод – кожа сама обновляется.

  1. Опыт «Роль кожи в теплорегуляции организма»

Цель работы: показать роль кожи в теплорегуляции организма.

Материалы и оборудование: лед, полотенце.

Инструкция: Приложить кубик льда к руке. Наблюдать появление мурашек. Подождать секунду. Проанализировать чувства организма. Сделать вывод.

15) Игры на дыхание:

1. «Кто загонит мяч в ворота».

Цель: показать функционирование легких

Оборудование: шарик от настольного тенниса или ватный шарик, ворота из стаканчика из-под йогурта.

Ход игры: - Сегодня, ребята, мы проводим соревнование «Кто загонит мяч в ворота». Итак, мы начинаем. Ваша задача – дуть как можно сильнее, чтобы мяч быстрее попал в ворота. Таким образом, мы увидим, как хорошо работают наши легкие.

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

2. «Горячий чай».

Цель: показать функционирование легких

Оборудование: стаканчики из цветного картона.

Ход игры:  - Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Сегодня гости вы мои, и горячим чаем всех я угощаю, а, чтобы не обжечься вам - дуть я предлагаю! Дети дуют на разрезанную бумагу, она шевелится – вывод – наши легкие – органы дыхания.

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

3. Игра «Дыхание»

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание.

Оборудование: картинки с изображением птиц, животных, людей, растений.

Ребенок находится в положении сидя. Взрослый произносит рифмовку:

Носиком дышу свободно,

Тише - громче, как угодно.

Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы,

Дышим он, и я, и ты.

Вдохи всем телом после каждой строчки.

4.  «Мой воздушный шарик»

Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; активизировать мышцы губ.

Оборудование: воздушные шары.

Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот.

Педагог сопровождает действия детей стихотворным текстом:

Вариант 1.

Мой воздушный шарик, раз, два, три.

Легкий, как комарик, посмотри.

Носом я вдыхаю, не спешу,

За своим дыханием слежу.

Вариант 2.

Каждый день я в шарик дую,

Над дыханием колдую.

Шарик я надуть стремлюсь

И сильнее становлюсь.

  1. Опыт «Работа желудка»

Цель: показать, как желудок переваривает пищу.

Инструкция: сейчас мы вместе с вами покажем, как работает наш желудок.  Берем кастрюльку, посмотрите, что там (каша с большими комками). Представьте, что кастрюля – это наш желудок. А каша – это пища, которая нам попала в желудок. Давайте повторим, что должно произойти в желудке, чтобы пища переварилась? (выделяется желудочный сок, который растворяет пищу). Наливаю воду струйкой в кашу – вот так сок пропитывает пищу. Хорошо «переваривается» жидкая однородная пища, комки остались.  Даю размешать детям до исчезновения комков. Дети делают вывод, что плохо приготовленная, плохо пережеванная пища затрудняет работу желудка. Это может вызвать различные заболевания.

Посмотрите, растворил наш сок пищу? (да). Что дальше будет с пищей? (быстро превратится в прозрачный раствор, который впитывает в себя кровь и разносит по всему организму.

Далее все, что не переварилось в желудке, проходит в длинный извилистый кишечник и выходит наружу).

Желудок переваривает пищу с помощью желудочного сока.

  1. Опыт по теме «Желудок» - «Что быстрее переварится».

Цель: показать, какие продукты быстрее переварятся в желудке

Инструкция: Перед детьми на стол ставится два стакана с водой: в один кидаю ложку рассыпчатого сахара, в другой – кусок.

В каком стаканчике сахар растворился быстрее? (где мелкий). А в каком - долго растворяется? (с кусочками).

Также происходит и в желудке. Если мы будем глотать пищу кусками, то желудку трудно ее переварить.

А если тщательно пережевывать, то и желудку легче переваривать еду. Вывод: перед тем, как проглотить еду, ее нужно тщательно пережевать!

E:\1.ра. программа\ЗАН. оРГАНЫ ЧУВСТВ\Органы чувств\1BHcVpxMugk.jpg

  1. Опыт «Угадай по запаху»

Цель: показать значение такого органа, как нос, в жизни человека

Инструкция: давайте поиграем в игру «Чудо – нос».  Посмотрите на экран, что мы там видим? (различные продукты: чеснок, духи, лимон, шоколад). А у меня на столе все в баночках перепуталось Вы сейчас с закрытыми глазами попробуйте отгадать по запаху, что в них находится. Только не забываем, что мы с вами настоящие исследователи и нюхать надо правильно (показ) (подношу баночку каждому ребенку, они определяют по запаху содержимое емкости, где находятся: чеснок, лимон, духи, шоколад и дают ответы, проверяем правильность ответов).

  1. Опыт «Угадай на вкус»

Цель: показать роль языка для жизни человекаE:\1.ра. программа\ЗАН. оРГАНЫ ЧУВСТВ\Органы чувств\yNwVfToWBTA.jpg

Инструкция: Давайте поиграем. Определите на вкус, что вы пробуете? (у каждого в руках ложка)

Дети закрывают глаза, воспитатель дает им попробовать продукты, имеющие разный вкус. Ребята, поднимите руки, у кого был сладкий вкус? Как вы думаете, что это было? (также с соленым и кислым вкусом): натертый шоколад, варенье, нарезанный лимон. 

Планы конспектов занятий по темам

План занятия по теме «ОТКУДА Я ВЗЯЛСЯ»

Цель: познакомить детей с историей появления живых организмов на свет на примере цыпленка и рыбы

Задачи:

- совершенствование знаний о живом;

- расширение представлений о настоящих и будущих социальных ролях;

- воспитание уважительного, внимательного отношения друг к другу.


Ход занятия

  1. Вводная часть. Приветствие и эмоциональный настрой детей на работу
  2. Основная часть
  1. Признаки живого и неживого (с помощью модели на интерактивной доске)
  2. Беседа с рассуждениями детей «Размножение растений, рыб»
  3. «Минутка шалости» - показ детьми рыб
  4. «Как появляются на свет птицы, щенки, котята». Повторение названий детенышей животных и взрослых
  5. «Минутка шалости – дети в роли любого животного
  6. Проблемная ситуация «А дети тоже из яичек вылупляются?». Рассуждения детей. Доступная для детей беседа «Как я появился на свет».
  7. Просмотр м\ф «Как я появился на свет», беседа по просмотру
  8. Работа с интерактивной доской – игра «Разложи по порядку» Дети раскладывают цепочку роста человека.

    Младенец – дошкольник – школьник – юноша - мужчина – дедушка.

    Младенец – дошкольница – школьница – девушка – женщина – бабушка.
    3. Заключительная часть, итог занятия.

План занятия по теме «Скелет – моя опора»

Цель: познакомить детей со строением и значением скелета и мышц в организме человека.

Программные задачи:

        Образовательные:

- дать детям представление о скелете и мышцах, их функциях и расположении в теле человека;

- закрепить знания детей о частях тела;

-         формировать основы здоровьесберегающего мышления, умение использовать полученные знания для своего оздоровления, укрепления здоровья;

-        формировать представления о профилактических мерах для сохранения правильной осанки.

        Развивающие:

-        развивать умение логически мыслить, четко и ясно отвечать на поставленные вопросы, делать выводы;

        Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение детей к своему организму;

- воспитывать у детей элементарные навыки здорового образа жизни.

Материалы: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к занятию, мультфильм.

Ход занятия:

  1. Вводная часть. Приветствие, настрой на работу.
  2. Основная часть.
  1. Игра «Дополни предложение» (части тела)
  2. Чтение стихотворения. Проблемная ситуация «Почему человек не похож на червяка?»
  3. Беседа «Скелет и мышцы»
  4. Встреча с бабушкой, ее рассказ о несвоевременной заботе о своем здоровье и о последствиях
  5. Физминутка
  6. Рассуждения о том, как надо заботиться о своем скелете, какие правила необходимо соблюдать
  7. Игра на интерактивной доске «Вредные и полезные продукты»
  8. Беседа-рассуждение об осанке, о том, как важно ее сохранить здоровой и красивой.
  1. Заключительная часть, подведение итогов

Конспект практического занятия

 «О предупреждении вывихов и травм, первая помощь»

Цель: формировать знания детей о предупреждении вывихов и травм, об оказании элементарной помощи в таких случаях

Задачи:

-  формировать знания у детей по теме «Скелет, мышцы»;

- познакомить детей с травмами скелета и с мерами их предупреждения, с приемами оказания элементарной медицинской помощи при травмах;

- воспитывать аккуратность, внимательность, умение предвидеть опасность, ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.

Ход занятия:

  1. Вводная часть. Приветствие, эмоциональный настрой детей на работу
  2. Основная часть.
  1. Проблемная ситуация: перед детьми две куклы – одна пластмассовая, вторая тряпичная. Чем они отличаются?
  2. Повторение имеющихся представлений по теме «Скелет, мышцы»
  3. Беседа «Что такое травма, какие бывают травмы»
  4. Практическая часть. Первая элементарная помощь при травмах (позвать взрослых, позвонить по номеру 03). Показ воспитателя на кукле «Заклеиваем пластырем ранку», «Перебинтовываем ссадину». Дети пробуют повторить.
  5. Решение ситуаций на интерактивной доске: «Коля порезал руку», «Саша ушиб коленку», «Вика подвернула ногу» и т.д. действия детей.
  1. Заключительная часть, обобщение полученных знаний на занятии

План конспекта занятия по теме «Великий труженик».

Цель: Дать детям представление о том, что сердце - важный орган человеческого организма, без которого человек не может жить.

Программные задачи:

Образовательные:

дать детям представление о сердце, его функциях и расположении в теле человека;

- закрепить знания детей о частях тела;

- формировать основы здоровьесберегающего мышления, умение использовать полученные знания для укрепления здоровья;

- расширять словарный запас детей (перекачивание крови, фонендоскоп);

Развивающие:

Развивать умение логически мыслить, четко и ясно отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательные: 

- воспитывать бережное отношение детей к своему организму;

- воспитывать у детей элементарные навыки здорового образа жизни.

Ход занятия:

  1. Вводная часть. Приветствие, эмоциональный настрой детей на работу
  2. Основная часть.
  1. Повторение пройденного. Игра «Покажи, что назову»
  2. Беседа «Внутренние органы», аудиозапись «Сердце». Беседа на тему «Местонахождение сердца в теле человека, его работа и важное значение для жизни каждого человека»
  3. Физминутка
  4. Интерактивная игра «Что плохо и хорошо для сердца»; беседа – рассуждение «Как нужно беречь наше сердечко»
  5. Минутка тишины
  6. Интерактивная игра «Добрый – злой герой»
  1. Заключительная часть, подведение итогов занятия

План конспекта занятия «Суперсоветчик – суперответчик» (мозг)

Цель: Дать детям представление о том, что мозг - важный орган человеческого организма, без которого человек не может жить.

Задачи:

Образовательные:

 - формировать знания о том, что мозг является своеобразным «командиром», принимающим сигналы от своих пяти «разведчиков» (глаза, язык, уши, нос, руки) и посылающим команды выполнить то или иное действие различным органам:

- закрепить знания детей об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание) и уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира.  

Развивающие: Развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.

Воспитательные: Формировать бережное отношение к своему организму, навыки сотрудничества, самостоятельности, активности.  

Ход занятия:

  1. Вводная часть. Приветствие, эмоциональный настрой на работу
  2. Основная часть
  1. чтение стихотворения В.Новикова, показ детьми частей тела на схеме тела человека (повторение имеющихся знаний)
  2.  Беседа «Головной мозг - самый главный наш орган», показ его вида на интерактивной доске, его местоположение в черепной коробке, дать понятие «Кора головного мозга», сравнить ее с грецким орехом.
  3. Знакомство детей с удивительным свойством мозга – памятью. «Помощники мозга» - глаза, уши, нос, язык, руки.
  4. Игра «Угадай, кто тебя позвал?» (докажем, что уши – наши помощники, вспомним правила бережного ухода за ними)
  5. Игра «Определи на вкус» (докажем. Что язык – тоже наш помощник)
  6. Игра «Узнай по запаху» (нос- третий наш помощник)
  7. Дыхательная гимнастика
  8. Игровое упражнение «Узнай друга» (руки- тоже наш помощник)
  9. Игровое упражнение «Зрительный диктант» (глаза –пятый помощник, правила ухода за глазами)
  10. Зрительная гимнастика

Составление вместе с детьми схемы «Как устроен наш мозг» (схема – мозг красной нитью ко всем органам и частям тела).

  1. Проблемная ситуация «Докажем Страшиле, что у него есть мозг». См. Приложение 3. (как мы узнали, те, у кого есть мозг – умеют слышат, видеть, разговаривать, думать и т.д. Страшила из прочитанной нами книги «Волшебник Изумрудного города» считает, что у него нет мозга, хочет попросить его у Великого Гудвина. Давайте подумаем: наш герой умеет говорить? (еще как, он даже спорит все время с вороной!), слышать умеет? (да), видит? (да), и думать умеет? (да, он все время о чем- то размышляет). Значит, мы доказали, что у Страшилы есть мозг? (да).  Тогда нам следует изменить сюжет сказки и отправить героя к Гудвину за чем-то другим.
  1. Заключительная часть, подведение итогов.

План проведения беседы «Сотрясение мозга, элементарная помощь при сотрясении» 

Цель: формировать знания по теме «Травмы головного мозга».

Задачи:

- повторить, что такое травма головы;

- дать представления о том, как узнать симптомы сотрясения мозга;

- формировать навыки оказания элементарной помощи при сотрясении мозга;

- учить детей размышлять, делать выводы;

- воспитывать чувство сопереживания другим.

Ход беседы:

  1. Вводная часть. Приветствие, настрой на беседу
  2. Основная часть:
  1. Закрепление имеющихся знаний по теме «Мозг» с помощью схемы «Как устроен наш мозг».
  2. Беседа – размышление «Как вы думаете, зачем нам нужно беречь нашу голову?», «Что такое сотрясение мозга, и в чем это выражается».
  3. Физминутка.
  4. Проблемная ситуация «Что делать, если у вашего друга признаки сотрясения мозга?» (позвонить по номеру 03, позвать взрослых, предложит другу лечь и ждать приезда скорой помощи).
  1. Заключительная часть. Закрепление полученных знаний по теме «Мозг».

План занятия «Необычная одежда человека» (кожа)

Цель:

Дать детям представление о том, что кожа - самый большой и важный орган человеческого организма, о ее значении для нашего организма.

Программные задачи:

Образовательные:

дать детям представление о коже, ее функциях и строении;

- закрепить знания детей о частях тела;

- формировать основы здоровьесберегающего мышления, умение использовать полученные знания для своего оздоровления, укрепления здоровья, оказания помощи.

Развивающие:

-  развивать умение логически мыслить, четко и ясно отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательные: 

- воспитывать бережное отношение детей к своему организму, представление о том, как заботиться о коже,

- воспитывать у детей элементарные навыки здорового образа жизни и элементарные правила оказания первой помощи.

Ход занятия:

  1. Вводная часть: эмоциональный настрой детей на работу
  2. Основная часть
  1. Проблемная ситуация. (На экране появляются два героя: один обычной внешности, другой – все тело красное. Вопрос – чем они отличаются? Подвести к выводу, что у второго – кожа больная).
  2. Рассматривание сначала на экране, потом у себя и у своих друзей кожи. Вопрос – почему кожу называют «одеждой человека»?
  3. Изучение строения кожи с помощью лупы. См. приложение № 3.
  4. Самомассаж.
  5. Беседа «Почему мы можем разгибать и сгибать свои конечности?».
  6. Изучение отпечатков кожи. (с помощью краски ставим на чистый лист пальчик и наблюдаем у всех разные отпечатки).
  7. Изучение осязания кожей.
  8. Вопрос к размышлению - Что нужно делать, чтобы кожа всегда оставалась здоровой и красивой? (предположения детей, выстраивание «правил соблюдения гигиенических навыков и соблюдения здорового образа жизни» на интерактивной доске)
  9. Повторение действий детей при ранах кожи
  1. Заключительная часть, подведение итогов занятия

План конспекта занятия по теме «Органы дыхания, заболевания органов дыхания и их предупреждение» (теоретическая часть)

Цель: дать детям знания о строении и назначении органов дыхания, о заболеваниях органов дыхания.

Задачи:

- дать детям первичные представления об органах дыхания и отметить их важное значение для человека;

- дать детям представления о заболеваниях органов дыхания и их предупреждении;

-  расширять кругозор детей, их словарный запас (ноздри, дыхательная трубка, грудная клетка, рёбра, лёгкие);

 - закреплять гигиенические навыки, умение бережного отношения к органам дыхания и правильного ухода за ними;

     - формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни и вызывать негативное отношение к вредным привычкам;

     - воспитывать любознательность, логическое мышление, сообразительность, умение внимательно слушать.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация «Органы дыхания», интерактивная игра «Что ты выберешь для здоровых легких?»

План занятия

  1. Вводная часть, эмоциональный настрой детей на работу.
  2. Основная часть:
  1. Повторение знаний с помощью игры «Части тела» об уже знакомых детям органах
  2. Проблемная ситуация: «Зачем в экологической комнате и у нас в группе так много растений?». Вывод с помощью воспитателя: для чистого воздуха.
  3. Беседа с показом на интерактивной доске «Органы дыхания» (их названия и местоположение: нос, рот, дыхательная трубка, грудная клетка, легкие).
  4. Физминутка
  5. Беседа по теме «Заболевания органов дыхания и их предупреждение» с выводами детей: необходимо вести здоровый образ жизни, следить за своим здоровьем, правилами гигиены.
  6. Интерактивная игра «Что ты выберешь для здоровых легких?»

  1. Заключительная часть, подведение итогов по занятию.

План проведения опыта «С помощью чего я дышу»

Цель: показать с помощью опыта важное значение органов дыхания.

Задачи:

- повторить полученные знания по теме «Органы дыхания»;

- расширять кругозор детей, их словарный запас (ноздри, дыхательная трубка, грудная клетка, рёбра, лёгкие);

- воспитывать любознательность, логическое мышление, сообразительность;

- учить делать умозаключения, анализировать ситуацию.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, проектор, монитор, воздушные шарики, бумажные салфетки, (на каждого ребёнка) зеркало.

Ход занятия:

  1. Вводная часть, эмоциональный настрой детей на работу
  2. Основная часть:
  1. Повторение полученных знаний на прошлом занятии с помощью показа презентации на интерактивной доске.
  2. Опыт «С помощью чего я дышу» (пробуем дышать, заткнув нос, дышать только через рот тяжело и все тепло выходит из нас -  вывод: воздух при дыхании сначала попадает в нос).

Рассматривание носа в зеркале (вывод: Нос – орган защиты от вредных запахов, убивает с помощью слизи микробы)

  1. Физминутка «Массаж носиков».
  2. Опыт «Работа легких»: в стеклянную емкость (вверх дном) помещаются «бумажные легкие», на емкость натягивается воздушный шарик. При оттягивании его легкие сжимаются - происходит вдох, при опускании – расширяются - происходит выдох. Показ сначала воспитателем, затем выполняют дети с проговариванием.

  1. Интерактивная игра «Отгадай и покажи»

  1. Заключительная часть, подведение итогов

План практического занятия «Первая помощь при нарушении дыхания».

Цель: формировать навыки оказания элементарной помощи при нарушении дыхания

Задачи: - совершенствовать полученные знания по теме «Органы дыхания»;

- развивать умение выбирать верное утверждение, анализировать, обобщать, делать выводы;

 - продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания)

- показать правила оказания элементарной помощи при нарушении дыхания;

- учить детей работать в группах;

- учить сопереживать другим и оказывать посильную помощь.

Ход занятия

  1. Вводная часть (приветствие, эмоциональный настрой на работу)
  2. Основная часть:
  1. Повторение знаний по теме «Органы дыхания» с помощью интерактивной игры
  2. Проблемная ситуация: Представьте, что на обеде во время приема пищи подавился ваш друг. Каковы будут ваши действия? (позвать взрослого). А если бы это произошло в отсутствие взрослого (дома, например, брат или сестра)? (позвонить 03 и объяснить ситуацию, потом позвонить родителям). А если бы у вас в этот момент не оказалось телефона? (дети делают предположения: постучать по спине, дать запить, закусить, пытаться самим вытащить инородный предмет, бежать к соседям и т.д.)
  3. Показ воспитателем на кукле: при попадании в горло инородного предмета постучать по спине между лопатками, пока предмет не выскочит (напомнить о правилах техники безопасности). Повторение детей словесно
  4. Физминутка
  5. Проигрывание сюжетно-ролевой игры «На приеме у врача»
  1. Заключительная часть, подведение итогов

План занятия по теме «Невероятное путешествие пищи по организму»

Цель: Познакомить детей с особенностями строения желудка и кишечника; процессами, происходящими в них.

Задачи:                                                                                      

     Образовательные:                                                                                                       

- познакомить детей с особенностями строения и функциями пищеварительной системы человека;                                                                    

 - учить осознанно подходить к своему питанию;

Развивающие:                                                                  

  - развивать стремление соблюдать режим питания;                                        

  - развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение;

Воспитательные:                                                                                                

      - воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье.

Ход занятия:

  1. Вводная часть. Приветствие и настрой на работу
  2. Основная часть
  1. Показ на интерактивной доске – «Угадайте, что изображено» (продукты: вредные и полезные)
  2. Беседа «Влияние продуктов на наше здоровье»
  3. Загадка про живот – строение пищеварительной системы: пищевод и желудок
  4. Беседа «Роль желудка для нашего организма»
  5. Понятие «Желудочный сок» и его значение для желудка
  6. Физминутка
  7. Просмотр мультфильма «Зимняя сказка» (1981), беседа «Почему у мишки заболел живот»
  8. Правила заботы о своем животике
  9. Игра ТРИЗ «Вредные и полезные продукты»
  10. Беседа с показом на интерактивной доске «Соблюдай режим при приеме пищи»
  1. Заключительная часть, подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности в старшей разновозрастной группе

Рабочая программа по формированию  основ безопасности жизнедеятельности  в старшей разновозрастной группе...

Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

        В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача   взрослых  (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать ...

Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста

         В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача   взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать ...

Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности в старшей разновозрастной группе

       Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Люди очень часто страдают из-за своей собстве...

Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности

В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать самых беззащитных граждан - маленьких дете...

Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности в разновозрастной группе «Островок безопасности»

В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать самых беззащитных граждан - маленьк...