Здоровьесберегающие технологии в детском саду
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Мырҙағәлина-Иҫәнбаева Ләйлә Әхмәҙулла ҡыҙы

Комплекс бодрящей гимнастики после сна в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gimnastika_posle_sna.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

Мурзагалина-Исянбаева Лейла Ахмадулловна

Воспитатель подготовительной группы

детского сада «Миляш» города Баймак

Здоровьесберегающие технологии

Комплекс  бодрящей гимнастики после сна в подготовительной группе

В современном обществе ребенок испытывает на себе целый комплекс неблагоприятных факторов: эмоциональные напряжения, информационные перегрузки, плохие экологические условия. В подобных условиях очень важно применять комплекс разнообразных средств, способствующих сохранению и укреплению здоровья организма.

Одним из мероприятий, оказывающих благоприятное воздействие на здоровье организма, является физические упражнения после дневного сна.

Основная цель гимнастики после дневного сна - поднять настроение и мышечный тонус детей, а также обеспечить профилактику плоскостопия, продолжать работу по укреплению здоровья детей.

Задачи:

  • Устранить некоторые последствия сна (отечности, вялость, сонливость и др.).
  • Увеличить тонус нервной системы.
  • Усилить работу основных систем организма (сердечно - сосудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других).
  • Проводить работу по профилактике плоскостопия.

Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность организма и подготовить его к восприятию значительных физических и психических напряжений. У детей, систематически занимающихся зарядкой, улучшается сон, аппетит, общее самочувствие, повышается работоспособность. Систематически проводимая зарядка служит хорошим средством укрепления здоровья.

Разработанный комплекс гимнастики после сна рассчитан на детей дошкольного возраста 4-7 лет. Один комплекс рассчитан на две недели. В зависимости от возраста увеличивается количество повторений упражнений. Педагог начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика проводится в кроватках с плавным переходом в групповое помещение или на ковре в групповом помещение. И включает в себя следующие элементы:

  • Потягивание.
  • Элементы самомассажа. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений.
  • Гимнастика для глаз проводится в целях предупреждения нарастающего утомления, для укрепления мышц и снятия напряжения. Важным условием является то, чтобы при выполнении упражнений голова ребенка была неподвижна, а двигались только глаза.
  • Укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад. При выполнении данного упражнения повышается внутриутробное давление, прямые мышцы пресса растягиваются. Преодолевается скованность позвоночника и его деформация.
  • Укрепление мышц спины и брюшного пресса путем наклона вперед. При выполнении данного упражнения поясничные нервы растягиваются и укрепляются, что улучшает гибкость позвоночника и способствует росту. Внутренние органы из-за сжатия обильно снабжаются кровью и очищаются.
  • Укрепление позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его в стороны. Данное упражнение увеличивает приток крови к позвоночнику и выходящим из него нервам, что оказывает воздействие на весь организм. Снимается нагрузка на сердце, легкие заполняются свежей кровью.
  • Укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног. Данные упражнения усиливает внутриутробное давлении, поэтому оказывается сильное воздействие на органы брюшины. Создавая общее напряжение в ногах и бедрах, упражнения стимулируют действие подкожных нервов, освежают мелкие кровеносные сосуды.
  • Укрепление и развитие стоп. Данное упражнение предупреждает развитие плоскостопия. Развивает подвижность суставов ног, способствует пластичности движений, улучшает осанку.
  • Ходьба по дорожкам здоровья способствует профилактике здоровья.
  • Дыхательные упражнения помогают организму обогащаться кислородом, снять нарастающее напряжение.
  • Водные процедуры. Так как прохладная вода обладает тонизирующим действием.

Главное правило - исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение.

Гимнастика пробуждения после дневного сна прочно вошла в систему физического воспитания детей и занимает в ней важное место.

Пробуждение - один из важнейших моментов, который способствует нормальному протеканию жизненно важных процессов для организма.

Гимнастика пробуждения после дневного сна это комплекс мероприятий, облегчающих переход от сна к бодрствованию, и при правильном руководстве имеющих оздоровительный характер. Ведь после пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание тормозных процессов, у ребёнка снижена умственная и физическая работоспособность, практически все виды чувствительности, существенно понижена скорость реакций. Заторможенное состояние центральной нервной системы может сохраняться в течение нескольких десятков минут или даже нескольких часов. Это в большой степени зависит от качества сна, а также от степени утомления организма в целом. Столь длительный переход от состояния сна к состоянию бодрствования не только не удобен, но и вреден для здоровья детского организма. Поэтому чрезвычайно важны мероприятия, помогающие облегчить переход от состояния сна к состоянию бодрствования. Наиболее эффективно ускоряют этот процесс те воздействия, которые стимулируют процессы возбуждения в нервной системе. Они стимулируются разнообразными внешними сигналами, поступающими в нервную систему. Чем больше этих сигналов, тем больше повышается активность нервной системы.

Процессы возбуждения в нервной системе стимулируют:

  • звуковые сигналы (например, музыка).
  • зрительные сигналы (например, яркий свет, особенно солнечный).
  • импульсация от различных органов тела (скелетных мышц, кожи и других, например, при выполнении физических упражнений, при массаже или при воздействии на кожу холодом).

Таким образом, чтобы облегчить протекание процессов перехода от состояния покоя после пробуждения к состоянию активного бодрствования необходимо, прежде всего:

  • включить музыку;
  • раздвинуть шторы, для поступления солнечного света;
  • открыть форточку, обеспечив доступ в помещение холодного воздуха (в зависимости от погодных условий);
  • выполнить комплекс физических упражнений на основные мышечные группы;
  • использовать коррекционную, оздоровительную ходьбу по дорожке здоровья (ходьба по ребристой дорожке, по мешочкам с наполнением - косточки, каштаны, голыши; спортивные коврики с шипами и т. д.);
  • и в заключении провести дыхательную гимнастику и водные процедуры.

Длительность гимнастики после дневного сна может быть 7-15 минут. Это определяется возрастом детей, состоянием здоровья.

Не рекомендуется применение в гимнастике после сна силовых упражнений и упражнений на выносливость. Наиболее простым способом оценки адекватности выбранной нагрузки является самочувствие после гимнастики.

Если в результате выполнения комплекса упражнений ребёнок ощущает себя хорошо, у него прекрасное настроение и самочувствие, значит, нагрузка была достаточной.

Комплекс упражнений после сна

Весёлые ребята (с элементами дыхательной гимнастики)

Лёжа в кроватке!

Мальчики и девочки дружно просыпаются. У мальчиков и девочек глазки открываются, веки поднимаются. Одеяло в сторону тут же убираются. 1, 2, 3, 4, 5 – гимнастику нашу нам нужно начать.

«Проснулись». И. п. – лёжа на спине. Потянуться в постели всем телом, руки над головой тянутся вверх, носочки – вниз. Потянуться – вдох, расслабиться – выдох. Повторять 5 раз, темп медленный.

«Лепим глазки». Погладить закрытые глаза от переносицы к верхнему краю глаз и обратно. Поморгать глазами. Повторять 3 раза, темп умеренный.

«Рисуем глазами». И. п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Выполнить круговое движение глазами. Сначала в правую сторону, затем в левую. Повторять 5 раз. Каждый ребёнок выполняет в своём темпе.

«Поцелуй маму». Ребёнок вытягивает губки вперёд (от себя, и к себе.

«Красные ушки». И. п. лёжа на спине. Растирать уши до покраснения, ощущения тепла. Каждый ребёнок выполняет в индивидуальном темпе.

«В домике». Сводим и разводим локти (вперёд, в стороны).

«Пузырики». Надуваем щёчки, и 2 руками их лопаем.

«Смешной живот». И. п. – лёжа на спине, руки на животе. Вдох – надуть живот (выпятить). Выдох – втянуть живот. Повторять 5-7 раз, темп медленный. Указание: вдох через нос, выдох через рот.

«Красим ножки». Сгибаем и разгибаем ножки в коленном суставе.

«Красим ручки».

«Разминка». Сгибаем ножки. Наклоняем ножки вправо и влево.

«Весёлые ножки идут по дорожке». Поднимаем левую ножку вверх одновременно с правой рукой, и наоборот. Повторять 5-7 раз.

«Велосипед». Имитируем движение ног на велосипеде.

«Ножницы». Правая и левая ножки в разные стороны.

«Горки». Руки сзади прямые, приподнимаем и опускаем таз.

«Ловкие ребятки». И. п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. По команде воспитателя «Животик» повернуться на живот. По команде «Спинка» повернуться на спину. Повторить 5 раз, сначала умеренно, затем быстро.

«Кошечка». Когда кошечка злая опускаем голову и произносим звук {ш}, когда добрая говорим МЯУ!

Дыхательное упражнение «Гудок парохода».Через нос дети с шумом набирают воздух, задерживая дыхание на 1-2 с. С шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, произнося звук {У}. Выдох удлинён. Указание: учить детей дышать в темпе 3-6 с. ; короткий вдох, задержка дыхания, длинный выдох.

Встали с кроватей!

1. Ходьба на месте;

2. И. п. ноги врозь, руки на пояс. Наклоны головой вперёд (назад, вправо (влево);

3. И. п. ноги врозь, руки в стороны. Рисуем 2 больших круга руками вперёд (назад);

4. И. п. ноги врозь, руки на пояс. Наклоны вперёд (назад, влево (вправо);

5. Бег на месте;

6. Ходьба на месте (восстановление дыхания);

7. И. п. ноги вместе, руки на пояс. Прыжки вперёд (назад, влево (вправо);

8. Прыжки на месте (2 хлопка внизу, 2 вверху);

9.«Сердитый ёжик». 1-2 руки в стороны, набираем воздух, 3-4 присаживаемся на корточки и произносим «УУУХ»!

ЗДОРОВЬЕ –ЭТО САМОЕ ЦЕННОЕ‚ ЧТО ЕСТЬ У ЧЕЛОВЕКА.

ЗДОРОВЬЕ В ПОРЯДКЕ – СПАСИБО ЗАРЯДКЕ!

Комплекс № 2 бодрящей гимнастики после сна!

Весёлый зоопарк (с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики)

Лёжа в кроватке!

Дети, за вами было интересно смотреть, когда вы спали. Кто-то сопел, как маленький котёнок, кто-то во сне потягивался, как лисёнок, а кто-то уткнулся в подушку, как маленький медвежонок. Давайте сейчас своими упражнениями изобразим некоторых животных.

Мальчики и девочки дружно просыпаются. У мальчиков и девочек глазки открываются, веки поднимаются. Одеяло в сторону тут же убираются. 1, 2, 3, 4, 5 – гимнастикунашу нам нужно начать.

«Звери проснулись». И. п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Зевнуть и хорошо потянуться. Повторить несколько раз, темп медленный.

А теперь, дети, отгадайте загадку.

Эта рыжая плутовка

И коварна, и хитра.

Быстрых зайцев ловит ловко,

Кур ворует со двора.

И мышами поживиться

Любит шустрая …ЛИСА!

«Хитрая лисичка». Улыбнуться, как хитрая лисичка. Повторить несколько раз.

Отгадайте следующую загадку:

В лесу зимой холодной

Ходит злой, голодный.

Он зубами щёлк!

Это серый … Волк!

«Приветствие волчат». И. п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Руки поднести к груди, затем вытянуть вперёд. Вернуться в и. п. Повторить 5 раз, темп умеренный.

Дети, филин – это кто? Птица или животное?

«Филин». И. п. – лежа на спине, одна рука лежит на животе, другая – на груди. Вытягивая живот – вдох, выпячивая живот – выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф». Повторить 4 раза, темп медленный.

«Ловкие зайчата». И. п. – лёжа на спине, руки вверх над головой. Поднять ноги, пальцами рук достать до пальцев ног. Вернуться в и. п. Повторить 5 раз, темп умеренный.

«Ловкие обезьянки». И. п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. По команде воспитателя «Животик» повернуться на живот. По команде «Спинка» повернуться на спину. Повторить 5 раз, сначала умеренно, затем быстро.

«Рычание медвежат». Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть «м-м-м-м», одновременно постукивая пальчиками обеих рук по крыльям носа.

«Сильный слон». И. п. – лёжа на спине, ноги согнуты в коленях. 1-3 – имитация ходьбы; 4 – вернуться в и. п. (30 с). Темп умеренный.

Какой замечательный у нас получился зоопарк. Вы не только красиво и правильно показали предложенных животных, но и все уже проснулись. Вставайте с кроваток, одевайтесь, умывайтесь.

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтобы смеялся роток,

Чтобы кусался зубок.

1. Ходьба на месте;

2. И. п. ноги врозь, руки на пояс. Наклоны головой вперёд (назад, вправо (влево);

3. И. п. ноги врозь, руки в стороны. Рисуем 2 больших круга руками вперёд (назад);

4. И. п. ноги врозь, руки на пояс. Наклоны вперёд (назад, влево (вправо);

5. Бег на месте;

6. Ходьба на месте (восстановление дыхания);

7. И. п. ноги вместе, руки на пояс. Прыжки вперёд (назад, влево (вправо);

8. Прыжки на месте (2 хлопка внизу, 2 вверху);

9.«Сердитый ёжик». 1-2 руки в стороны, набираем воздух, 3-4 присаживаемся на корточки и произносим «УУУХ»!

ЗДОРОВЬЕ –ЭТО САМОЕ ЦЕННОЕ‚ ЧТО ЕСТЬ У ЧЕЛОВЕКА.

ЗДОРОВЬЕ В ПОРЯДКЕ – СПАСИБО ЗАРЯДКЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Материал полезен педагогам  на занятиях с использованием ИКТ. Гимнастика поможет снять усталость с глаз , укрепить мышцы глаза...

Деловая игра для воспитателей и инструкторов по физической культуре"Значение и использование здоровьесберегающих технологий в детском саду."

Деловая игра для педагогов, инструкторов по физическому воспитанию в ДОУ. Значение и использование в ДОУ: физкультминуток, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений, оздоровительных игр, массажа...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду.

Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности детей.Правильное дыхание играет значительную роль для сохранения и укрепления здоровья детей. Пение снимает стрессы, помогает избавиться от не...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни.Здоровье – состояние физического и социального благополучия челов...

Новейшие здоровьесберегающие технологии в детском саду

Здровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к сво...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемо...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду.

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:*приобщение детей к физической культуре;*использова...