Главные вкладки

    Водные процедуры как средство закаливания и профилактики простудных заболеваний у детей в условиях ДОУ
    консультация (средняя группа) по теме

    Белоусова Ирина Юрьевна

    «Водные процедуры как средство закаливания и профилактики простудных заболеваний у детей в условиях ДОУ»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vodnye_protsedury.doc139.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    КРАСНОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДЕТСКИЙ САД №24  

    143405, Московская область, г. Красногорск, бульвар Южный, д.2А

    «Водные процедуры как средство закаливания и профилактики простудных заболеваний у детей в условиях ДОУ»

    ВЫПОЛНИЛ: ВОСПИТАТЕЛЬ

    СРЕДНЕЙ ГРУППЫ Белоусова И.Ю.

    г. КРАСНОГОРСК

    2018г

     Водные процедуры как средство закаливания и профилактики простудных заболеваний у детей в условиях ДОУ

    G:\Новая папка\20160621_095510.jpg

    В дошкольных учреждениях создаются все необходимые условия для своевременной профилактической работы и реабилитации детей (режим дня, материально – техническая база и другое). Все эти мероприятия дают возможность получать реабилитационный эффект при различных заболеваниях и показаны всем детям, имеющим постоянные или временные отклонения в состоянии здоровья. Плавание в детских образовательных учреждениях приобрело большую популярность, прежде всего потому, что появилась возможность эффективного закаливания детей. Методическая литература, отражающая вопросы обучения детей плаванию, лишь вскользь оговаривает проведение закаливающих процедур в бассейне. Акцент в ней смещён в спортивную, а не в оздоровительную сторону занятий в бассейнах ДОУ.

    Конечно, важно обучить детей плаванию, но не следует забывать и о больших оздоровительных возможностях бассейна детского сада. В последние годы среди средств оздоровления детей в ДОУ всё чаще упоминается плавательный бассейн. Занятия плаванием широко пропагандируются как мощное средство укрепления здоровья изакаливания организма детей дошкольного возраста.

    К сожалению, практика эксплуатации плавательных бассейнов в ДОУ показывает, что они как правило, мало используются для закаливания детского организма. Пребывание детей в бассейне превращается лишь в спортивную процедуру обучения плаванию: в подготовительной части – разминка, включающая несколько упражнений для общего развития; в основной части – овладение техникой того или иного стиля плавания и игры на совершенствование усвоенных движений; в заключительной части – произвольное купание.

    Занятия в бассейне начинаются со 2-ой младшей группы детского сада. Спортивная часть занятий детей посещающих дошкольное учреждение заключается не только в том, чтобы они научились плавать, но и освоили водную стихию и ознакомились со свойствами воды. Занятия должны быть насыщены игровыми элементами, которые прекрасно воспринимаются детьми: обливание, погружение под воду на различные уровни, выполнение дыхательных упражнений в воде. Такие занятия при их правильной организации и активном участии педагога по плаванию, создают идеальный комплекс мероприятий направленных на физическое развитие, физическую подготовленность, а также на укрепление здоровья и закаливание организма дошкольников.

    Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научится, тем лучше для него. Купание, игры в воде, плавание оказывают благоприятное воздействие на всестороннее физическое развитие ребёнка. Работоспособность мышц у дошкольников невелика, они довольно быстро утомляются при статистических нагрузках. Детям более свойственна динамика. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. В воде уменьшается статистическое напряжение тела, снижается нагрузка на ещё не окрепший детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается правильная осанка. В тоже время активное движение ног в воде в положении без опоры, укрепляет стопы ребёнка и предупреждает развитие плоскостопия.

    Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Улучшается деятельность сердечно сосудистой системы, увеличивается жизненная ёмкость лёгких.

    Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологическое свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Также укрепляется нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

    Во время занятий плаванием детям прививаются умения и навыки самообслуживания, что очень важно для их всестороннего развития. Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребёнка, но и на формирование его личности. Занятия плаванием развивают такие черты личности как целеустремлённость и настойчивость, самообладание и решительность, смелость и дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность. Общение с водой доставляет детям удовольствие и радость. Некоторые дети боятся входить в воду, боятся глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию, должны быть направлены, на то, чтобы помочь ребёнку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство.

    В настоящее время возрос интерес к использованию средств физического воспитания в оздоровительных и реабилитационных целях. Результаты исследований свидетельствуют о достаточно высокой эффективности их целенаправленного применения в профилактике и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей. В оздоровлении дошкольников применяются как традиционные, так и не традиционные методы и средства.

    Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений. Вместе с тем, данные свидетельствуют о низком проценте детей, умеющих плавать. Несмотря на усилия ряда исследователей по поиску наиболее эффективных средств, целенаправленно воздействующих на формирование техники движений в процессе обучения плаванию, желаемый результат пока не достигнут. Учебный процесс занимает длительные сроки, достаточно высок процент детей, не освоивших навык плавания. Это особенно актуально длядетей дошкольного возраста, поскольку в данном периоде происходит наиболее интенсивное формирование знаний, умений, навыков. С этим возрастом связано глобальное психическое новообразование – произвольность психических процессов и поведения, проявляющаяся в способности управлять своей умственной и двигательной деятельностью. Выполнение плавательных действий, связанных с перемещением тела человека в водной среде, создает определенные трудности для восприятия собственных движений и управления ими. Успешное овладение двигательным действием в значительной степени зависит от того, насколько развита у ребёнка способность правильного восприятия и оценки собственных движений, насколько адекватны его двигательные представления. Практика показывает, что в процессе обучения дети в большинстве случаев имеют неверные представления об изучаемом движении.

    В настоящее время перед нашим государством достаточно остро стоят проблемы здоровья подрастающего поколения, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, здоровом досуге.

    На наш взгляд среди многих массовых видов спорта, только плавание сочетает возможность гармоничного развития организма, ярко выраженную оздоровительную направленность и важное прикладное значение. По своим динамическим характеристикам плавание является одним из доступных средств физической культуры для лиц различного возраста и подготовленности.

    Плавание является уникальным видом физической активности. Специфические особенности воздействия плавания на детский организм связаны с активными движениями в водной среде. При этом организм человека подвергается двойному воздействию: с одной стороны – физических упражнений, с другой – уникальных свойств водной среды, в которой выполняются эти упражнения. Нельзя забывать, что вода имеет особое значение для человеческого организма, который на 80% состоит из воды (а клетки мозга на 90% состоят из воды, все жизненно важные процессы протекают в водной среде организма, а первые 9 месяцев развития человеческого организма происходят в водной среде. Опыт педиатров показывает, что раннее обучение плаванию способствует гармоничному развитию малышей и положительно влияет на развитие всех систем организма: улучшает дыхание, кровообращение, укрепляет опорно-двигательный аппарат, благотворно сказывается на деятельности центральной нервной системы

    . G:\Новая папка\image-0.02.01.8d8086675e4a63d6cd5c59c70de7ea4512d31d42c7b0f5528757793ab946fa21-V.jpg

    Забота о физическом развитии ребенка является почти столь же важной для его гармоничного развития, как рациональный режим, регулярное и полноценное питание, достаточный сон и частое пребывание на свежем воздухе.

    Раннее физическое развитие – это целый комплекс упражнений, методов и действий, направленных на физическое развитие малыша первых нескольких месяцев. Несомненно, раннее грудничковое плавание влияет на улучшение физического развития ребенка. Плавание – это физическое действие, основу которого составляет удержание и перемещение человека в воде в необходимом направлении. Во время плавания, которое является средством массажа кожи и мышц, ребенок преодолевает значительные сопротивления воды, постоянно тренируя опорно-двигательный аппарат, т. е. осуществляется своеобразная гимнастика. Во время плавания очищаются потовые железы, что способствует активизации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам.

    Горизонтальное положение во время плавания – это своеобразное состояние невесомости, которое активизирует кровоток, развивая и укрепляя сердечно - сосудистую систему. Лучше всего начинать обучению плаванию с 2–3-х недельного возраста, но не позднее 3 месяцев, потому что каждый ребенок рождается с определенными врожденными рефлексами, которые после 3 месяцев угасают. Это плавательные врожденные рефлексы, благодаря которым ребенок способен обучаться плаванию. Родители должны понимать, что обучение малыша плаванию возможно, пока у малыша не исчезли тонические рефлексы, на смену которым приходят статокинетические рефлексы, и обучение плаванию практически уже невозможно до 3–4 летнего возраста, когда ребенок будет в состоянии сознательно выполнять команды педагога по плаванию.

    Купание, плавание, игры и развлечения на воде – один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма. 

    G:\Новая папка\image-0.02.01.d137b9e8016d2ecd74c2fea53f6312d825fd44bca1af810de45dfd1e0a68c720-V.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Профилактика простудных заболеваний у детей в осенний период

        Не мало важную роль играет правильна одежда по сезону. Ведь очень часто многие дети предпочитают не носить головные уборы, а шапки для подростков – вообще отдельная исто...

    Закаливание водой - профилактика простудных заболеваний

    Закаливание является важным фактором сохранения здоровья детей. К средствам закаливания относятся воздушные и солнечные ванны, водные процедуры. Исппользование этих средств закаливания в сочетании с ф...

    Закаливание - одна из форм профилактики простудных заболеваний у детей

    этот материал поможет родителям подобрать для своего ребенка эффективные формы закаливания....

    Консультация для родителей «Роль закаливания в профилактике простудных заболеваний».

    Почему одни дети не боятся простуды, а другие от малейшего переохлаждения заболевают?Что нужно предпринимать, чтобы ребенок не был подвержен простудным заболеваниям?...