Зачем нужно чувство юмора?
статья на тему

Елена Васильевна Жучкова

Зачем нужно чувство юмора? Как оно помогает справляться с повседневными задачами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachem_nuzhno_chuvstvo_yumora.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Зачем нужно чувство юмора?

Психолог Сергей Коровкин о влиянии шуток на решение творческих задач, активности мозга во время восприятия юмора и общем между юмором и болью

В обыденном сознании существует представление, что чувство юмора — это признак ума. Эволюционные психологи предполагают, что юмор служит одним из факторов при половом отборе. Действительно, существует корреляция между чувством юмора и интеллектом. Интеллект подразумевает умение решать проблемы, но существенная его часть — это кристаллизованный интеллект, то есть эрудированность и умение оперировать накопленными знаниями. Однако интеллект может быть высоким и при отсутствии чувства юмора, которое скорее является признаком креативности. Креативность предполагает способность выходить за пределы, в каком-то смысле нарушать запреты, умение видеть нестандартные пути, свойства и отношения.

Связь чувства юмора с креативностью подтверждает тот факт, что юмор может облегчать решение творческих задач. В одном из наших исследований мы давали испытуемым просматривать смешные ролики на YouTube либо просили их генерировать шутки (остроумно заканчивать предложения). Когда после такого воздействия мы просили людей решать инсайтные задачи (или «задачи с подвохом»), они справлялись быстрее контрольных групп, в которых, например, люди смотрели ролики с неюмористическим содержанием.

За счет чего юмор повышает креативность? С одной стороны, он настраивает на игровой, несерьезный лад. Это позволяет преодолеть внутренние установки, барьеры, которые мы сами для себя определяем, когда решаем задачу. С другой стороны, юмор изменяет фокус внимания. Если человек серьезен, он сосредоточен и четко осознает небольшое количество элементов. Если же человек юмористически настроен, он расслаблен и фокус его внимания размыт и максимально широк. Для выхода за пределы установок в творческой задаче необходимо снизить концентрацию внимания, смягчить контроль. В каком-то смысле оба объяснения — через преодоление ограничений и изменение режима внимания — не противоречат друг другу: при решении творческой задачи нужно и ослабить хватку, и поискать решения в неожиданных местах.

Юмор строится на постоянном отслеживании противоречий, двусмысленностей, неоднозначностей в окружающем мире. Если хорошо одетый человек, который только что вышел из своего дорогого автомобиля, поскользнулся и упал в лужу, то это противоречие двух контекстов: высокого и низкого статуса. Пример более высокоинтеллектуального юмора — каламбуры, которые основаны на обыгрывании двусмысленностей в словах. Начало фразы задает один смысл слова, а конец апеллирует к какому-то другому смыслу того же слова. Как, например, в шутке из КВН: «Начальник омского отдела по борьбе с наркотиками уже четвертый год не может соскочить с этой должности».

Юмор также играет важную коммуникативную функцию. Если человек всегда настроен абсолютно рационально, это может говорить о его неполноценных коммуникативных способностях и неготовности к жизни в социальном мире. Потому что юмор часто используется при выборе партнеров по общению, для того чтобы отделить «своих» от «чужих». Часто у социальной группы с целью поддержания своей идентичности появляется свой специфический юмор, мемы.

Что происходит в мозге, когда нам смешно? Если человек слышит вербальную шутку, в его мозге последовательно активируются лобные доли и лимбическая система. Лобные доли отвечают за контроль психической деятельности, за планирование. Их активацию можно интерпретировать как попытки человека собрать элементы шутки воедино и распознать ее смысл. Лимбическая система связана с эмоциями и отвечает за реакцию на шутку в виде смеха.

В лобных долях есть зона, которая называется передней поясной корой. Она активируется не только при восприятии юмора, но и при решении творческих задач, а также в моменты внутренних конфликтов, — например, при решении теста Струпа, где слово «красный» написано зелеными чернилами и нужно назвать цвет чернил. Любопытно, что передняя поясная кора активируется также при восприятии боли. Возникает вопрос: что же общего между болью, инсайтом, противоречиями и юмором?

По-видимому, передняя поясная кора представляет собой некоторую систему реагирования на ситуацию, когда что-то пошло не так. Если я испытываю боль (например, прищемил руку, обжегся), значит, что-то пошло не так, мои автоматизмы плохо сработали, и надо изменить поведение, чтобы исправить ситуацию. В шутке тоже «что-то идет не так»: финал фразы оказывается неожиданным, возникает противоречие. Однако ситуацию в этих двух случаях мы оцениваем по-разному. В случае с болью мы говорим себе: «Что-то пошло не так, и с этим надо что-то делать». А в случае с шуткой ничего делать не надо, и поэтому мы испытываем положительные эмоции, смеемся. Так что можно сказать, что юмор — это способность подмечать противоречия и разрешать их в положительном ключе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачем нужны запреты?

Слова "нет" и "нельзя" помогают родителям заботиться о безопасности и здоровье ребенка, а самому малышу - получать представление о том, что такое хорошо и что такое плохо....

Консультация для родителей "Зачем нужна зрительная гимнастика детям"

Ни для кого не секрет, что многие родители практически не ограничивают время пребывание ребенка за компьютером и у телевизора, где зрение получает огромную нагрузку . Не приносит и пользы иг...

Практико-ориентированный проект «Чувства разные нужны, чувства разные важны». Развитие эмоциональной компетентности как фактор успешной подготовки детей 6-7 лет к жизни в современном обществе.

Одной из главных причин неэффективного сотрудничества и общения во взрослой жизни является отсутствие умений выстраивать отношения, которые приобретаются ребёнком уже в дошкольном возрасте. В подготов...

Занятие в рамках проекта"Чувства разные нужны, чувства разные важны"

Проведение целенаправленной работы по ознакомлению детей с миром чувств благоприятно сказывается на формировании их личностного развития. Дети учатся понимать себя и окружающих, жить в ладу с собой и ...

Задания для воспитателей по программе "Чувства всякие нужны, чувства всякие важны"

Еженедельные задания для воспитателей старшей группы...

Зачем нужно развивать чувство ритма?

Родители часто задают вопрос: "Зачем развивать чувство ритма?". Ритм является неотъемлемой частью фонематического слуха, а его развитие способствует предупреждению нарушений слоговой структу...

Как и зачем нужно учить детей безопасности? Что дети должны делать в чрезвычайных ситуациях? Почему безопасности нужно специально обучать?

В детстве родители часто давали нам наставления, вроде: “Не разговаривай с подозрительными людьми”. Нам чаще просто запрещали что-то делать вместо того, чтобы объяснить, как ну...