Нетрадиционное использование классических здоровьесберегающих технологий в оздоровлении дошкольников в летний период в старшей группе №2 «Семицветик».
методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа) на тему

В статье рассмотрены вопросы выявления механизмов и методов, с помощью которых можно организовать оздоровление детей в летний период , помогло использовать резервы своего организма ждля сохранения и укрепления здоровья и повышения его уровня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizproekt_po_teme_netraditsionnoe_ispolzovanie.docx93.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноке учреждение

детский сад №7 «Лесная поляна»

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Тема: Нетрадиционное использование классических здоровьесберегающих технологий в оздоровлении дошкольников в летний период в старшей группе №2 «Семицветик».

Воспитатели: Макушева Н.В,

 

Актуальность.  Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Известно, что здоровье зависит  от образа жизни человека. Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

Проблема в том, что общепринятая система физического воспитания и многие авторские программы:

-  Не  учитывают конкретных условий детских учреждений;

- Не предусматривают дифференцированного подхода к детям с их индивидуальными особенностями и здоровьем;

Данная проблема определила

Цель: выявление механизмов и методов, с помощью которых можно организовать оздоровление  в летний период в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей к здоровому образу жизни.

Оздоровительные задачи:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  •   совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, закаливания;

Образовательные задачи:

  •   формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
  • создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
  • выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.

Воспитательные задачи:

  • воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;
  •  расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире.
  • воспитание  физических качеств,  необходимых для полноценного  развития личности.

Ожидаемый результат:

  • Снижение уровня заболеваемости;
  • Повышение уровня физической готовности;
  • Сформированность  осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

 Планирование работы по реализации проекта

 I этап. Подготовительный

  1. Разработать перспективный план для проведения деятельности, дидактические игры и наглядные пособия.
  2. Составить план мероприятий, с учетом возрастных особенностей, задач развития, подобрать музыкальное, литературное сопровождение (по необходимости), необходимые атрибуты, продумать участие родителей.
  3. Подготовить подарки, поощрительные призы (картинки, наклейки, цветные мелки и др.)
  4. Подготовить план мероприятий по оздоровлению детей и пропаганде здорового образа жизни. (Приложение № 1)

Подбор литературы о профилактике здоровья.

Приложение № 1

План мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ

Информационный стенд на тему:

ˠ «Роль семьи в физическом воспитании детей»,

ˠ «Здоровый образ жизни»,

ˠ «Движение это жизнь».

ˠ Провести с детьми «День здоровья»;

ˠ Провести  досуг с детьми «Веселые эстафеты».

Провести консультации с родителями:

ˠ «Летний отдых»

«Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья»

«Чем занять ребенка на прогулке»

«Как приучить ребенка к домашнему труду и порядку»

Провести анкетирование среди родителей.

ˠ  «Определение уровня знаний о здоровом образе жизни»

ˠ  «Оценка деятельности ДОУ в рамках физического развития детей»

Составить перспективное планирование форм работы с родителями по здоровому образу жизни:

ˠ Фотовыставка « С физкультурой мы дружны, нам болезни не страшны».

ˠ Сделать картотеку дыхательной гимнастики по методике Стрельниковой, пальчиковой гимнастики, народных игр и хороводов.

 План индивидуальной работы с детьми:

II этап. Практический

Реализация проекта осуществляется через следующие виды детской деятельности: ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЗАКАЛИВАНИЕ

Цель: Формирование основ безопасного поведения и привычки к здоровому образу жизни. Организация двигательного режима с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Создание комфортного режима дня.  Применение закаливающих процедур, проведение оздоровительной и коррекционно-развивающей работы в летний период. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Вся работа по оздоровлению детей строится с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Основой являются результаты медико-педагогической диагностики. Обработка данных позволила выделить три группы здоровья  детей для осуществления дифференцированного подхода в процессе развития двигательных умений.  Это позволяет планировать физкультурно-оздоровительную работу с учетом имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Используя свои наблюдения, мы определили, что в работе с детьми необходимо соблюдать следующее:

1. Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребенка, уровню физического развития, биологическому портрету и группе здоровья.

2.   Необходимо сочетание двигательной активности  с  закаливающими  процедурами.

З. Обязательное включение в комплекс физического воспитания классических оздоровительных техник в игровой форме (релаксации, дыхательной и пальчиковой гимнастики, игрового массажа).

4. Проведение циклических движений для повышения выносливости (медленный бег, продолжительная ходьба,).

Именно эти сведения служат основанием для конкретных рекомендаций педагогам и родителям. В процессе работы с детьми предусматривается систематический медико-педагогический контроль.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Цель: расширение знаний по предупреждению бытового, дорожно-транспортного травматизма, пожарной безопасности. Развитие связной речи детей, умение составлять рассказы из личного опыта. Воспитание нравственности и любви к своей малой Родине. Развитие памяти, мышления, диалогической и монологической формы речи, воображения, интереса к и бережного отношения к книгам (рассматривание иллюстраций, рисунков, книг, составление описательных рассказов по рисункам, картинкам, из личного опыта. Чтение книг, произведений разного жанра).

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель: Формировать экологическое сознание, добрые отношения, интерес к опытно-экспериментальной деятельности, учить различать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, исследуя природные явления, воспитывать любовь, сочувствие и сопереживание ко всему живому, овладевать основами экологических знаний. Воспитывать умение соблюдать правила безопасности. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Развивать познавательную активность, самостоятельность, расширять кругозор, пополнять и активизировать словарь.

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Цель: развитие эстетического восприятия детей посредством изобразительной деятельности; формировать творческую личность, эстетический вкус, эстетическое отношение к миру. Развивать художественно-творческие способности детей (умение создавать художественный образ, самостоятельно выбирать материал, экспериментировать с ним при создании образа). Обогащать содержание детских работ; совершенствовать умения во всех видах художественной деятельности. Создать условия для экспериментирования с различными материалами.Развивать умения детей использовать в деятельности разнообразные изобразительные средства (мелки, свечи, акварель, пластилин, природный материал, цветную бумагу, гуашь, ножницы, глину, цветные карандаши, фломастеры, картон.) Развивать у детей зрительное восприятие объемных форм, устойчивый интерес к конструированию.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Цель: привлекать детей к посильному труду на участке, обучать правильным приемам работы с разным оборудованием. Воспитывать трудолюбие, интерес и осмысленное отношение детей к любой работе. Приучать старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, добиваться результатов.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Цель:  Развивать  интерес к разнообразным видам игровой деятельности, формировать дружеские взаимоотношения в процессе игры. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; умение сообща играть. Формировать сочувствие, отзывчивость. Развивать: ловкость, смелость, интерес к играм других народов; выдумку и фантазию в играх с песком и водой. Формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам. Закрепить умение соблюдать правила игры в подвижных играх.

Провести констатирующую диагностику по выявлению уровня физического, психического и социального развития детей;

Совершенствование материально-технической базы;

 Разработка сценариев  спортивных праздников и развлечений с привлечением родителей (Приложение № 3).

 Разработка  серий   консультаций для родителей  по здоровьесберегающим технологиям.

 Пропаганда здорового образа жизни через консультации, развлекательные мероприятия.

Организованная образовательная деятельность – два  раза в неделю.

Закаливающие процедуры – ежедневно (контрастное)

Досуги и дни здоровья – один раз в месяц

Анкетирование родителей (Приложение № 2)

III этап. Заключительный

  1. Получение реальных данных о здоровье детей и распределение по группам здоровья.

     Изучение новейшей литературы и написание перспективных планов с использованием оздоровительных технологий.

  1. Определить результаты деятельности в рамках проекта и перспективы развития. Мультимедийная презентация летнего проекта.
  2. Выставка рисунков в группе на темы летнего отдыха в рамках проекта и изготовление альбомов с рисунками и фотографиями.

Для достижения наилучших результатов, работа на этапах была организована по следующим блокам:

Блок № 1 - физкультурно-оздоровительный

Задачи.

1.Охранять и укреплять здоровье детей.

2.Формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, содействовать полноценному физическому развитию.

Основные направления работы с детьми

  • строго соблюдать санитарные нормы и правила охраны жизни и здоровья детей;

- расширить диапазон деятельности детей по самообслуживанию

Блок 2 - медико-профилактический

Задачи.

На основе глубокой диагностики физического состояния ребенка обеспечить индивидуальные меры укрепления здоровья,

Основные направления работы с детьми

проводить пропагандистско-педагогическую работу среди родителей, педагогов по предупреждению заболеваемости

Блок 3 - информационно-научный

Задачи.

Использовать методы наглядной агитации для пропаганды здорового образа жизни

Основные направления работы с детьми

  • отбор инновационных методов оздоровления, различных форм, средств и систем для использования в режиме дня детей;
  • работа с родителями.

Блок № 4 - психолого-педагогической коррекции

Задачи

Способствовать своевременному и полноценному психическому развитию ребенка.

Основные направления работы с детьми

создавать ситуации, в которых ребенок должен осмысленно возвращаться к тому, что он сделал;

рассказывать, как он это сделал, что получилось, и что он хотел сделать; отмечать и публично поддерживать любые успехи детей, рассказывать об их реальных и возможных достижениях и расширять их сферу.

Блок №5 духовно-национальный

Задача.

Формировать отношение ребенка к миру, укреплять познавательное отношение и закладывать основы созидательного.

Основные направления работы с детьми

Поощрять самостоятельную познавательную деятельность детей, их стремление узнавать что-то новое и прилагать к этому усилия.

Блок № 6 - ландшафтно-средовой

Задача

Организовать среду, доступную восприятию, пониманию ребенка, удовлетворяющую его потребности.

Основные направления работы с детьми

Создание уголка природы в группе; с помощью детей ухаживать за зелеными насаждениями на участке и цветами на клумбе;

поддерживать совместно с детьми порядок на участке и в группе.

Блок №7 – семейно-поведенческий

Задача

Учить детей проявлять доброжелательное отношение к родителям, быть внимательными к их просьбам, заботиться о близких, замечать состояние и настроение окружающих

Основные направления работы с детьми

Изучить понятия семейной жизни и здорового образа жизни, поведенческие функции детей в разных семьях.

Форма проведения:

ООД,  физкультурные досуги, праздники, анкетирование родителей,  консультации.

1. Специально организованная деятельность

- гибкий режим дня и оптимальная организация режимных моментов;

- гимнастика (с предметами, из подвижных игр, на свежем воздухе и т.д.);

- занятия по физической культуре на свежем воздухе (игровые, тематические, комплексные);

- подвижные игры, спортивные эстафеты, ОРУ, основные движения;

- оздоровительный бег;

- бодрящая гимнастика (включающая коррегирующие упражнения на профилактику плоскостопия, нарушения осанки; дыхательную, пальчиковую гимнастику, упражнения на напряжение и расслабление,);

- гимнастика пробуждения;

- закаливающие мероприятии (облегченная одежда, хождение по массажным коврикам, обильное мытье рук, утренний прием на улице, солнечные ванны);

- рациональное питание;

- психологическая поддержка;

- прием детей на улице в теплое время года;

2. Совместная деятельность с детьми:

индивидуальная здоровьесберегающая работа, подвижные игры, развлечения, участие в соревнованиях, минута тишины, музыкальные паузы, игровые беседы с элементами движений, Дни здоровья.

3. Самостоятельная деятельность детей в спортивном уголке, на спортплощадке .

4. Взаимодействие с семьей по оптимизации физкультурно-оздоровительной работы, совместная физкультурно-досуговая деятельность, наглядная агитация по вопросам физического воспитания (стенды, памятки, выставки), оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной активности, посещение родителями режимных моментов, обогащение литературы по здоровому образу жизни, анкетирование.

Все формы работы позволят повысить двигательную активность детей

Здоровьесберегающие технологии:

- народные игры, подвижные игры, спортивные игры;

- игровые упражнения, игровые задания;

- гимнастика коррегирующая;

- гимнастика пальчиковая;

- релаксация;

- прогулка;

- утренняя гимнастика;

- закаливание;

- бодрящая гимнастика;

- индивидуальная профилактическая работа;

- свободная двигательная активность;

- взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья.

Работа по проекту продолжается.

Приложение №3 Анализ заболеваемости.

Учебный год

Заболеваемость в процентах

2014 – 2015 учебный год

43% ≈ 7,3 человек

2015 – 2016 учебный год.

31% ≈ 5,3 человек

2016 – 2017 учебный год.

14 % ≈ 2,4 человека

Из графика видно, что процент заболеваемости снизился, дети окрепли, стали меньше болеть, процент заболеваемости продолжает стабильно снижаться.

Приложение №5

Критерии результативности усвоения программы:

Знания: – составляющие здоровья;

– особенности развития своего организма;

– правила личной гигиены и здорового образа жизни;

– основные группы питания;

– защитные силы организма;

– правила соблюдения режима дня;

– различные формы закаливания.

Умения: –ответственно относиться к своему здоровью;

– управлять своим эмоциональным состоянием;

– соблюдать правила личной гигиены;

– ухаживать за кожей, глазами, зубами;

– правильно распределять свой рацион питания;

– преодолевать психологические установки, препятствующие развитию личности;

– совершать самостоятельный выбор в пользу ЗОЖ;

– ставить цель, достигать ее и оценивать результат.

Навыки:

– ценностное отношение к миру, окружающим людям, самому себе;

– достигая поставленной цели использовать личные знания, опыт;

– отрицательного отношения к наркотикам, алкоголю и курению;

– четкой жизненной позиции направленной на положительное формирование личности в социуме;

– информированность по вопросам репродуктивного здоровья.

Индивидуальная работа с воспитанниками : с Артемом Д., Сашей З. Подбрось и поймай мяч. Цель: развитие ловкости, быстроты, координации движений. С Ильей , Алексеем отбивание мяча одной рукой. Цель: развивать моторику кисти.  С Ирой  Б,Кристиной Б.  Цель: закреплять умения прыгать на одной ноге. СНастей А.,Лизой К. Развитие прыжков (прыжки через скакалку).

Взаимодействие с родителями:  Консультация для родителей « Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья», «Чем занять ребенка летом», ». «О пользе природных факторов (солнце, воздух, вода) на организм ребенка», «Приучайте ребенка к труду». Фотовыставка «Как мы ухаживаем за растениями». Консультация  для родителей «Летний отдых».   Информационные листы» «Осторожно, солнечный удар!», «Правила безопасности на дорогах, на водоемах», «Осторожно ядовитые грибы, ягоды»

Приложение №1

Консультация  для родителей

«Здоровый образ жизни в семье»

Подготовила воспитатель

Макушева Н.В.

Человеческое дитя- здоровое...развитое. Это не только идеал и абстрактная ценность, но и практически достижимая норма жизни.

Воспитание детей - большая ,  ответственная работа и огромный труд. Важным является, чтобы ребенок рос в условиях душевного  комфорта, добропорядочности. Забота о здоровье ребенка становится приоритетной задачей  нашей дошкольной организации. Это и понятно, посколько стране нужны личности творческие, гармонично развитие, активные и здоровые.Здоровый и развитый ребенок  обладает хорошей сопротивляемостью к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально адаптирован.

 Возраст 4-5 лет- это период интенсивного роста и развития детей,  в котором формируются основные виды движения(бег,ходьба, лазание, метание и др), осанка, навыки и умения, формируются физические качества (с 7 лет гибкость).

          21 век начался с резкого ухудшения показателя здоровья дошкольников. На 8,1% снизилось число здоровых детей, на 6. 7% увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии и предрасположенностью к патологиям. Выросла на 1,5% численность детей с 3 группой здоровья (  дети, имеющие хроническую форму заболевания). Основная проблема- низкий уровень знаний о ценности своего здоровья и здоровья своих детей. 

            Всем известно, что здоровье  на половину зависит от образа жизни , от семейных традиций и характера двигательного режима, на четверть –от окружающей среды, и гораздо меньше оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в стране.

« Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка в младенческом возрасте»( п.1.ст.18 Закона РФ «Об образовании») К сожалению,  сегодня родители не могут служить положительным примером для своих детей , т.к. злоупотребляют алкоголем, курением, предпочитают многочасовые просмотры телепередач и длительное сидение в компьютерах, занятиям физкультурой, закаливанию, прогулкам на свежем воздухе . Зачастую родители просто не знают как приобщить ребенка к здоровому образу жизни, не создают условия,  которые способствовали бы повышению защитных сил организма,  его работоспособности.

           Самым важным  и правильным является правильно организованный режим дня- периоды бодрствования и отдыха, сна в течении дня, потребность в пище, в деятельности, отдыхе,  двигательной активности и др.  Кроме этого режим дисциплинирует детей, способствует формированию полезных  навыков, приучает к определенному ритму. У детей важно формировать интерес к оздоровлению организма. Чем раньше ребенок получит представление о теле человека, узнает о важности закаливания, движения,  тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Если же насильно принуждать ребенка заниматься физкультурой ,   а также соблюдать правила гигиены, то он потеряет интерес к этому. При поступлении ребенка в школу важным является не только интеллектуальное развитие  ребенка,  но и уровень его физического развития. Принцип « не навреди»  заложен в основу воспитания и развития ребенка. Следует помнить, что « раннее обучение» приводит к перегрузкам, отрицательно сказывается на здоровье, провоцирует неврозы и др.заболевания, в результате чего снижается интерес к учебе. Подготовка ребенка к школе осуществляется в детсаду не только на занятиях по математике, развитию речи, но и на физкультурных занятиях, в  которых  формируются психические процессы: внимание, мышление, память, речь, воображение, мелкая моторика рук, координация движений. Ходьба и бег- укрепляют здоровье, нормалтзуют вес, предохраняют  организм от возникновения болезней. обладают тренирующим эффектом  к закаливанию оранизма.

          Что такое закаливание?  Смысл закаливания  состоит в том, чтобы со временем с помощью спецпроцедур повысить устойчивость организма человека к охлаждению  при помощи защитных реакций- увеличением выработки тепла и уменьшением теплоотдачи. Одновременно в организме происходит  повышение иммунетета  за счет выработки  интерферона  и др. защитных факторов. Поэтому было бы здорово если  закаливание стало общим сесмейгым делом.   Что нужно сделать взрослым, чтобы каждый день жизни ребенка стал началом в укреплении здоровья детей?

- Велика роль примера самих родителей и старших членов семьи.  Занятия взрослыми физзарядкой и спортом, соблюдение режима дня.Дети глядя на взрослых  систематически будут  заниматься физ упр-ями, делать утреннюю зарядку, выполнять правила гигиены и закаливания. Работа по закаливанию детей проводится ежедневно в нашей группе. Родителям рекомендуем познакомиться с комплексом упражнений. Таким образом, только совместно мы добьемся более высоких результатов в физическом развитии детей.

Вашему вниманию представим несколько упражнений для укрепления здоровья , профилактики плоскостопия и зрения.

Консультация  для родителей

«Летний отдых».

Подготовила воспитатель

Макушева Н.В.

Настало лето – замечательное время года! Можно играть на воздухе, закаляться и оздоровляться. Летний отдых это долгожданный отдых и для родителей, и для детей. Поэтому очень важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным временем. Необходимо объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определенные правила безопасности.

Чтобы отдых принес только удовольствие вам и вашему ребенку постарайтесь соблюдать некоторые правила:

1. Если вы занимаетесь со своим ребенком, помните, что эти занятия должны быть короткими и проводить их лучше в утренние часы.

2. Следует помнить, что выезжая за город, или путешествуя по миру, следует обсуждать с ребенком полученные впечатления. Ваша задача расширять кругозор детей, соединяя имеющиеся знания и жизненный опыт ребенка.

3. Всеми силами отвлекайте ребенка от телевизора и компьютера, проводите все свободное время на свежем воздухе, купайтесь, катайтесь на велосипеде, самокате, роликах, играйте в футбол. Лето – это укрепление здоровья ребенка и от того как он отдохнет во многом зависит его здоровье весь следующий учебный год.

4. Старайтесь соблюдать режим дня, иначе очень трудно к нему возвращаться в сентябре. Не забывайте, что недосыпание развивает неврозы, возрастает утомление. Ребенок должен спать не менее 10 часов.

5. Следите за питанием ребенка. Мороженое, газировка, не принесут здоровья вашему ребенку.

6. Выбирайте только те виды отдыха, которые устроят вас и вашего ребенка.

7. Планируя экскурсию на отдыхе, обсудите с ребенком заранее, как он к этому относится, если реакция негативна, попробуйте найти компромисс. Попробуйте найти другую экскурсию, которая интересна и вашему ребенку. Советуйтесь с ребенком, будьте внимательным слушателем, ценность общения не в количестве времени, а в качестве общения (внимание, уважение, понимание).

8. Собираясь на отдых с компанией, старайтесь брать людей, которые разделяют ваши интересы. Оптимально ехать на отдых со схожим составом семьи. Одинаковые заботы, одинаковые проблемы, взаимопомощь, уход за детьми.

9. Заведите с детьми разговор о летнем отдыхе и любимом всеми занятии – купании ( в реке, море, озере). Подчеркните различия между морем, рекой, озером. Напомните о знаках, запрещающих купаться.

Помните:

Отдых – это хорошо. Неорганизованный отдых – плохо!

Солнце – это прекрасно. Отсутствие тени – плохо!

Морской воздух, купание – это хорошо. Многочасовое купание – плохо!

Купание – прекрасное закаливающее средство

Место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде чем дать ребёнку возможность самостоятельно войти в воду, необходимо убедиться в том, что в данном месте нет ям, глубокой тины, коряг, острых камней. В воде вместе с ребёнком обязательно должен находиться взрослый.

При купании необходимо соблюдать правила:

  1. Не разрешается купаться натощак и раньше чем через 1-1,5 часа после еды
  2. В воде дети должны находиться в движении
  3. При появлении озноба немедленно выйти из воды
  4. Нельзя разгорячённым окунаться в прохладную воду.
  5. Как за лето не утратить речевые навыки ребёнка

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Самая главная задача отдохнуть самим и оздоровить детей. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о проблемах своих детей.

                 Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.

Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах. Предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические альбомы, задания по лексическим темам и обучению грамоте, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры. Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.

                В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Ребенку и логопеду приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!

- Ежедневно выполняйте зарядку для языка (артикуляционную гимнастику):

1. «Вкусное варенье»

2. « Чашечка»

3. «Часики»

4. «Маляр»

5. «Индюк»

6. «Качели»

7. «Лошадка»

8. «Грибок»

9. «Чистим зубки»

- Продолжайте автоматизировать поставленные звуки.

                Как совмещать отдых и чтение

Лето - время отдыха, но не стоит забывать и о книгах. Пусть ребёнок прочитает вслух вам небольшой рассказ и не только перескажет его, а скажет, что он думает о поступках героев, выскажет своё мнение, попытается рассуждать. Тем самым связная речь будет постоянно развиваться, а словарный запас вашего ребёнка станет богаче.

Во время прогулок, поездок вы также можете читать разнообразные вывески, названия магазинов, кафе.

Подвижные игры с детьми на летнем отдыхе

Проводите больше времени на открытом воздухе в подвижных играх.

Игры с родителями – это неотъемлемая часть развития детей. Это и укрепление здоровья, и хорошее настроение. Совместные игры сближают родителей и детей. Ваш ребенок придет в восторг, когда увидит серьезного папу, весело играющего в мяч. Для дошкольника «игра – единственный способ освободиться от роли ребенка, оставаясь ребенком». Для взрослого - «единственный способ стать снова ребенком, оставаясь взрослым».

Отправляясь на отдых с детьми за город, с компанией, не забывайте взять с собой необходимые атрибуты для игры, это могут быть мячи, ракетки, а также многое другое, на что хватит выдумки.

Подвижные игры с предметами (с массажным мячом, скакалками, обручем, другим сезонным спортинвентарём) соревнования, эстафеты будут способствовать развитию двигательной сферы ребёнка, а именно объёма, силы, переключаемости движений, хорошей координации и моторной реакции, научат формировать стратегию поведения, особенно игры с правилами.

Во что же можно поиграть с ребенком, чтобы это доставило радость вам и вашим детям? Выбирайте те игры, которые доступны вашему ребенку. Учитывайте, что у детей быстро пропадет увлечение, если они не испытывают радость победы. Вспомните игры, в которые вы играли в детстве, научите этим играм своего ребенка. Это доставит огромное удовольствие и ему, и вам, воспоминания детства очень приятны! Попросите ребенка познакомить вас с играми, в которые он играет в детском саду со своими сверстниками. Будьте внимательным слушателем, ведь это самые ценные минуты вашего общения. Кроме отличного настроения игры способствуют улучшению взаимоотношений в семье, сближают детей и родителей. Предлагаем вам некоторый перечень игр, которые вы можете использовать с детьми во время летнего отдыха.

Игры с мячом

«Съедобное – несъедобное»

Это одна из древних игр. Ее правила довольно просты. Игроки стоят в ряд, ведущий кидает мяч по очереди каждому из игроков, при этом произносит какое-нибудь слово. Если слово «съедобное», игрок должен поймать мяч, если «несъедобное» - оттолкнуть. Если игрок ошибается, то он меняется местами с ведущим.

«Назови животное»

Можно использовать разную классификацию предметов (города, имена, фрукты, овощи и т. д.). Игроки встают по кругу и начинают передавать мяч друг другу, называя слово. Игрок, который не может быстро назвать слово, выбывает из игры. Играя в такую игру, вы расширяете кругозор и словарный запас своего ребенка.

«Догони мяч»

Если у вас на отдыхе оказалось два мяча, можно поиграть в эту игру. Правила очень просты. Игроки передают по команде мяч друг другу, стараясь, чтобы один мяч не догнал другой.

Осторожно! Грибы

В период лесных прогулок в летнее время родители, должны осуществлять строжайший надзор за ребенком, который собирает цветы, грибы и травы, пробует их. Не следует так же забывать о тщательном контроле, за использованием в пищу грибов, собранных детьми.

Каждый взрослый, которому доверено здоровье детей, должен хорошо знать, какой гриб взять, а какой выбросить.

Итак, для того чтобы избежать отравления ядовитыми грибами, нужно собирать только те, которые вы хорошо знаете.

Здоровье, и даже жизнь отравившегося грибами, во многом зависят от того, насколько своевременно ему окажут медицинскую помощь. Следует помнить, что при любом отравлении грибами, пусть даже на первый взгляд не тяжёлый, необходимо немедленно обращаться к врачу. Но и до прихода врача нужно действовать быстро и решительно.

При отравлении любым из ядовитых грибов следует постараться вывести ядовитые вещества из организма: принять слабительное, промыть желудок раствором марганцовокислого калия. Пострадавший ребёнок должен находиться в постели, ему вредно ходить и сидеть.

Любое отравление грибами сопровождает рвота и расстройство кишечника, вызывающее обезвоживание организма и мучительную жажду. Чтобы облегчить состояние больного ребёнка, нужно давать ему холодную, слегка подсоленную воду, холодный чай, кофе, молоко.

Лечат отравление грибами, как правило, только в больницах. Чтобы врачу легче было разобраться в причинах отравления, остатки грибов следует сохранить для исследования в лаборатории.

Как бороться с комарами.

Укусы комаров не только оставляют после себя мучительный зуд. Эти насекомые могут быть и по настоящему опасными, если они переносят возбудителя малярии. Известно более двух тысяч видов комаров. Причем далеко не все они являются переносчиками малярии. Несмотря на то, что в последнее время количество малярийных комаров в средней полосе увеличилось, в большинстве случаев мы наблюдаем обычные виды этих насекомых. Кровь сосут лишь особи женского пола и лишь тогда, когда они готовятся к откладыванию яиц. Протеины крови необходимы комарихам, для того чтобы отложить как можно больше яиц. Так, «голодная» комариха может отложить не больше 50 яиц, а сытая – уже до 300. Обнаружить свою добычу комар может за несколько километров! Жало его похоже на шприц, игла которого еще прикрыта особым протекторным чехольчиком. Как только жало введено в тело, в ткани человека тут же впрыскивается вещество, препятствующее сворачиванию крови. Для взрослого здорового человека не опасны даже пятьсот укусов комара. Однако для аллергика и одного может быть достаточно, чтобы вызвать тяжелую аллергическую реакцию и даже летальный исход. Что делать после укуса?

1. Сделать после укуса крепкий раствор пищевой соды и периодически обрабатывать зудящее место.

2. Смазывать укусы спиртовой настойкой календулы, борным спиртом, томатным соком. 3. Сделать холодную примочку.

4. При множественных укусах принять антигистаминное средство.

5. В походной аптечке или на даче непременно следует держать антигистаминный препарат, фенистил или фукорцин (снимают зуд и даже устраняют ожоги крапивы).

Народные методы при укусах комаров:

1. Обработать сметаной или кефиром.

2. Приложить к месту укуса лист черемухи или подорожника.

3. Смазать пораженное место бальзамом «Звездочка».

Хорошего семейного отдыха вам!

Приложение №3

«Здоровым быть модно»  

викторина с родителями  в старшей группе №2

Подготовила воспитатель

Макушева Н.В.

Цель: формирование ценностей здорового образа жизни дошкольников,

включая всех участников образовательного процесса.

Задачи: сформировать у дошкольников представление о здоровом образе

жизни; закреплять знания детей о том, как сохранить здоровье; обогащать

словарный запас детей по спортивной тематике и ЗОЖ, создавать

положительный эмоциональный настрой, вызвать желание заниматься

спортом; развивать познавательную активность детей, умению рассуждать,

делать выводы, воспитывать целеустремленность, волю и характер.

Оборудование: разрезные картинки (пазлы), мешочек, цифры, вопросы, написанные на листе бумаги, аудиозапись, мяч.

Ход

Ведущий: Модно быть здоровым. Ребята, что надо делать, чтобы быть здоровым?

Дети:

Чтобы быть здоровым,

Чистым и красивым

Нужно умываться

Белым нежным мылом!

Полотенцем растереться,

Причесаться гребешком,

В одежде чистую одеться

И в детский сад идти потом.

Ведущий : А что вы в детском саду делаете, чтобы быть здоровыми? (Ответы

детей)

Ведущий : Переходим к конкурсам. Предлагаю выбрать  и  разделится на команды родителей и детей. Поприветствуйте друг друга.  (Совместно с родителями и воспитанниками) (Дети сидят на стульях)

I конкурс «Я начну, а вы продолжайте»

Дружно хором отвечайте!

Детям: Холода не бойся, сам по пояс… (мойся).

Родителям: Больной лечись, а здоровый  (берегись).

Детям: В здоровом теле, … (здоровый дух).

Родителям: У кого, что болит, тот о том и (говорит).

Детям: Солнце, воздух и вода … (наши верные друзья).

Родителям: Отдай спорту время, а взамен получи … (здоровье )

Детям: Кто спортом занимается, тот силы … (набирается).

Ведущий : Обе команды справилисьс заданием- разминка. .

 Переходим ко II конкурсу, который  называется «Занимаемся спортом»

Все движенья с физкультурой принесут здоровья вам.

Про лекарства ты забудешь, выполняй команды сам!

Детям: «Сделайте круг!»

Родителям: «Построится в шеренгу по росту, и рассчитаться по

порядку».

Ведущий : Молодцы! С этим конкурсом вы тоже справились.

Продолжаем викторину и III конкурс называется «Спортивная викторина»

(Дети  сидят на стульях)

Пусть первым будет тот,

Кто со спортом живет!

  • Детям: Здоровье в порядке, спасибо... (зарядке)
  • Родителям: Сколько команд играют в хоккей? (2 команды)
  • Детям: Как называется вид спорта с клюшкой? (Хоккей)
  • Родителям : Игры –забавы из снега? (лепка снеговика, крепости)
  • Детям: Летние коньки ? (ролики)
  • Родителям: Вид Олимпийской эмблемы? ( соединения 5 колец)

Ведущий : Молодцы! В этом конкурсе вы показали хорошие знания.

Предлагаю  поиграть, равновесие вместе с родителями сохранять. Игровое упражнение «Цапля» (кто дольше простоит на одной ноге)

Ведущий : в другую игру поиграем. Игра называется «Помоги себе

сам». (Дети проходят и садятся на стульчики)

Что нужно, чтобы сохранить свое здоровье?

1. Улыбаться, говорить друг другу добрые слова.

2. Есть полезную пищу.

3. Чистить зубы.

4. Мыть руки.

5. Ежедневно гулять в любую погоду.

6. Заниматься спортом.

( Родители слушают и дополняют ответы)

Ведущий :  в следующем задании мы узнаем, кто из Вас самый быстрый и внимательный.

Игра называется «Собери картинку» (пазл)

Ведущий : А сейчас мы с Вами проведём тест «Оцени себя сам» (Тест выполняют и родители).

Поставь себе «5», (Дети проходят к столам и находят изображение цифры 5) если ты:

  • Любишь прогулки в любую погоду;
  • Любишь кататься на велосипеде;
  • Можешь подтянуться на турнике несколько раз;
  • Умеешь кататься на коньках и лыжах;
  • Играешь в хоккей, в футбол;
  • Умеешь прыгать через скакалку.

Ведущий: Если ты что-нибудь из этого не умеешь, то дай себе слово, что обязательно научишься это делать. А самое главное, воспитай в себе силу воли. Начинай свой день с зарядки, закончи его прогулкой, обязательно поиграй на свежем воздухе и ты сразу почувствуешь, что стал бодрым.

Ведущий : Предлагаю всем поиграть в игру «Продолжи». (Игра с мячом)

Здоровый человек - это … человек

1. крепкий;

2. сильный;

3. толстый;

4. бледный;

5. неуклюжий;

6. веселый;

7. ловкий;

8. красивый;

9. сутулый;

10. румяный;

11. стройный и т.д.

Ведущий : Переходим к IV конкурсу «Правила не только знаю, но еще их

соблюдаю»

Быть здоровыми хотим,

И об этом говорим! Вопросы- заморочки из бочки

(Родители и дети по очереди отвечают на вопросы, взяв написанный на листе бумаги вопрос из мешочка):

1. Назовите предметы, которые вам понадобятся для умывания? (мыло,

полотенце)

2. Как часто нужно мыться? (каждый день)

3. Как часто нужно чистить зубы? (утром и вечером)

4. Как часто нужно подстригать ногти? (не реже одного раза в 10 дней)

Ведущий : Молодцы!  Подведем итог и хочется сказать, да  здоровым быть модно. Желаю вам быть модными.

Приложение №1

Картотека дыхательной гимнастики на лето (июнь, июль, август) для старшей группы №2  

ДЫХАНИЕ ПО МЕТОДИКЕ А. Н. СТРЕЛЬНИКОВОЙ

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ

Подготовила воспитатель

Макушева Н.В.

«Разминка». И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое руки полусогнуты в. локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернутые друг к другу. Присесть, скрестив руки навстречу друг другу, вдох носом - активный, быстрый, ясно слышимый. Вернуться в и. п. Отдохнуть. О выдохе не думать, не контролировать его сознанием. Повторить упражнение подряд 8 раз без пауз. Темп 1-2 вдоха в секунду, двигаться строго ритмично. Повторить 10-20 раз.

 

«Наклоны» Частъ первая. И. п. - стоя, нога на ширине плеч, туловище прямое, руки опущены («по швам»). Наклониться вперед, руки произвольно опустить, слегка скрестив, вдох носом - быстрый, ясно слышимый. Вернуться в исходное положение не полностью - и снова вдох во время наклона вперед. О выдохе не думать, не мешать, но и не помогать ему. Повторить 8 раз, темп – 1 – 2 вдоха в секунду, наклоняться строго ритмично. Повторить 10-20 раз. Часть вторая. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое, руки на уровне плеч, согнуты в локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернуты друг к другу. Отклониться назад, руки резко скрестить перед грудью; вдох носом - быстрый, активный, ясно слышимый (но не шумный). Вернуться в и. п. не полностью - и снова вдох при наклоне назад. Повторить 8 раз, темп – 1 – 2 вдоха в секунду, движения ритмичные, о выдохе не думать (не мешать и не помогать выдоху). Повторить 10-20 раз.

«Маятник». И. п. - стоя, наклоняясь вперед, руки опущены вниз, Покачиваться вперед-назад. При наклоне вперед и вдохе руки скрещиваются. Вдох через нос, быстрый, активный, хорошо слышный (но он не должен быть нарочито шумным). Темп 1-2 вдоха в секунду. Повторить 10-20 раз. При выполнении указанных упражнений не надо стараться вдохнуть как можно больше воздуха - наоборот, вдох должен быть по объему меньше, чем возможно. Во время движений следует стараться освободиться от напряжения, установить индивидуальный естественный, но энергичный темп. Руки далеко от тела не уводить! Не помогать выдоху! Надо стараться сделать его незаметным, бесшумным. Следует помнить, что цель организация дыхания, а движение - лишь средство для этого. Каждое упражнение повторять с паузами в 1, 2, 3 секунды - так, чтобы получилось не менее 128-160 дыханий, а всего 600-640 дыхательных движений на четыре упражнения. Освоенные движения в последующем рекомендуется сочетать со звуковыми упражнениями.

В старшем дошкольном возрасте постепенно возрастает нагрузка на опорно-двигательный аппарат и другие системы организма за счет большей интенсивности и повышения дозировки упражнений. Вводятся круговые движения рук (вперед и назад), рывковые движения прямых и согнутых рук. В упражнениях для туловища делаются повороты и наклоны в стороны, повороты вокруг себя стоя и лежа. Больше внимания уделяется специальным дыхательным упражнениям. Широко используются различные индивидуальные пособия, кроме того, даются имитационные упражнения. Дыхательные упражнения выполняются в среднем темпе. Количество повторений увеличивается до 6-8 раз.

Упражнения на удлинение выдоха «Наклоны вперед». И. п. - ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Спокойный вдох в и. п. 1-2-3 - пружинистые наклоны вперед с тройным выдохом. Руки за спину, смотреть вперед. 4 - вернуться в и. п.

«Наклоны в сторону»(«Наклоны с зонтиком»). И. п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. Спокойный вдох в и. п. 1-2-3 - тройной наклон в сторону, поднять разноименную руку над головой - «накрылись зонтиком» - выдох. 4 - вернуться в и. п.

 «У кого дольше колышется ленточка». Каждый ребенок берет в руку узкую ленточку из тонкой цветной бумаги. Ноги на ширине плеч, руки внизу, слегка отведены назад. Спокойный вдох. На выдохе поднести ленточку ко рту, сделать небольшой наклон.

Специальные дыхательные упражнения «Задуй свечку». Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три коротких редких выдоха, словно задувая горящую свечу: «Фу! Фу! Фу!». Во время упражнения туловище держать прямо.

«Полное дыхание». Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх. Задержать дыхание (пока приятно). Выполнить энергичный выдох открытым ртом, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед («Ха!»). Выдыхать с облегчением, как будто освобождаясь от забот. Медленно выпрямиться. Упражнения на укрепление мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей. Упражнения можно выполнять стоя или в движении.

 «Ёжик». Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напряжена); выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

«Ушки». Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, а уши тянутся к плечам. Следить, чтобы при наклоне головы туловище не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц носоглотки. Выдох произвольный.

Пальчиковая гимнастикав старшей группе №2  

Лето(июнь, июль, август)

Подготовила воспитатель

Макушева Н.В.

   

«Игра с песком»

Педагог.

Все, что только захотим,

Из песка мы смастерим.

Хлопки в ладоши.

Коля лепит колобок

Ладошки сложить «ковшиком» и как бы лепить колобок.

А Иринка — теремок,

Соединить прямые ладони над головой («крыша»).

Люба лепит разных рыб,

Прижать ладони друг к другу и двигать ими вправо-влево.

Ну а Вера — белый гриб.

Одну руку сжать в кулак и сверху прикрыть ее ладонью другой руки («шляпка грибка»).Имена детей можно заменить именами детей данной группы.

«Мячик»

Педагог.

Раз-два-три —

Три хлопка.

Беру я мяч.

Соединяют большие и указательные пальцы рук, показывая мячик.

Раз-два-три —

Три хлопка.

Он мчится вскачь.

Руки согнуть в локтях, ладонями вниз. Поочередно поднимать и опускать руки.

Раз-два-три —

Три хлопка.

Бегу за ним,

Руки согнуть в локтях, пальцы сжать в кулаки. Поочередно поднимать и опускать руки.

Красно-желто-голубым.

(В. Степанов)

«Насекомые»

Дружно пальчики считаем-

Насекомых называем:

Сжимать и разжимать кулачки.

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зелёным брюхом.

Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

Вращать мизинцем.

Прячьтесь!

Спрятать руки за спину.

Цветы

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Головой качают, Тихо засыпают.

 Медленно разжимать пальцы из кулачков, покачивать кистями рук вправо – влево, медленно сжимать пальцы в кулаки, покачивать кулаки вперёд – назад.

Лето

В прятки пальчики играют

Сжимать и разжимать пальцы рук.

И головки убирают,

Открывать и закрывать глаза.

Словно синие цветки,

Распускают лепестки

Сводить и разводить пальцы «веером».

Наверху качаются,

Низко наклоняются.

Качание и наклоны кистей вправо-влево.

Колокольчик голубой

Поклонился, повернулся

К нам с тобой.

Круговые движения кистями.

Колокольчики-цветы

Очень вежливы, а ты?

Повороты кистями вправо-влево, ладони сверху опустить на стол.

 Лето

Что делать после дождика?

Соединяем по очереди все пальцы с большими.

По лужицам скакать!

Щёпоть одной руки приставляем в центр ладони другой.

Что делать после дождика?

Соединяем все пальцы рук с большими.

Кораблики пускать!

Рисуем обеими руками восьмёрку.

Что делать после дождика?

Соединяем все пальцы с большими.

На радуге кататься!

Руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает дугу.

Что делать после дождика?

Соединяем все пальцы с большими.

Да просто улыбаться!

Улыбаемся.

«Паучок»

 Пау – пау – паучок,

Паутиновый бочок,

Паучок всё вверх ползёт,

Паутинку он плетёт.

Паутинка хоть тонка –

Крепко держит мотылька.

Образовать пальцами рамку. Затем соединить пальцы обеих рук в замок. Не разжимая замка, поднять пальцы и помахать ими как крылышками

Ягодки

(Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают вниз.)
С ветки ягодки снимаю

(Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.)

И в лукошко собираю.
(Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.)

Будет полное лукошко.
(Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.)
Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть.
(Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.)
Легким будет к дому путь! (
Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше).


Корзина с ягодами

Вот корзина – так корзина!

(изображают удивление, разводят руки в стороны)

В ней крыжовник,
в ней малина,

И лесная земляника,

И садовая клубника,

Там брусника и черника!

(загибают пальцы, начиная с большого,

одновременно на правой и левой руках)

К нам ты в гости приходи-ка!

(делают приглашающий жест –

движение руками на себя)

Ягод, что найдем мы в ней,

Нет полезней и вкусней!

(поочередно ритмично ударяют

кулак о кулак и ладонь о ладонь)

Грибы

Я корзину в лес беру,

(указывают на себя, делают ладошки корзинкой)

Там грибы я соберу.

(разводят ладошки в стороны и снова соединяют)

Удивляется мой друг:

(показывают удивление, поднимая плечи вверх)

«Сколько здесь грибов вокруг?!»

Подосиновик, масленок,

(поочередно сгибают пальцы,

начиная с мизинца правой руки)

Подберезовик, опенок,

Боровик, лисичка, груздь,

Не играют в прятки пусть!

Рыжики, волнушки

Найду я на опушке.

Возвращаюсь я домой,

Все грибы несу домой.

А мухомор не понесу,

(грозят указательными пальцами)

Пусть останется в лесу!

(машут, прощаясь)



Русские народные игры и хороводы в старшей группе №2
Лето(июнь, июль, август)

Подготовила воспитатель

Макушева Н.В.

«Пирог»

Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог». Все поют: Да экий он высокинький, Да экий он широкинький, Да экий он мякошенький, Режь его да ешь. Во время пения при словах «высокинький» поднимают руки вверх, «широкинький» - разводят в стороны, «мякошенький» - гладят по животу. Сразу после слов «Режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов»

Игра «Петушиный бой»

 Играющие, стоя на одной ноге, толкают друг друга плечом, стараясь заставить один другого встать на обе ноги..

Игра «Перетяни веревку»

На полу кладут 2 обруча и протягивают веревку от середины одного до середины другого. Участники игры делятся на 2 команды. В обручи входят по одному человеку от каждой команды. По сигналу они бегут и меняются местами. Прибежавший первым в обруч соперника и выдернувший веревку из другого обруча считается победителем. После первой пары бежит вторая, третья и так до последней

Игра «Курочки и петушки»

Три пары в течение одной минуты собирают зерна (фасоль, горох, тыквенные семечки), разбросанные на полу. Побеждают те, кто больше собрал.

                Игра «Горелки»

Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонку. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Говорящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло! Глянь на небо, Птички летят, Колокольчики звенят: -Динь-дон, динь-дон, Выбегай скорее вон! По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат: Раз, два, не воронь, А беги, как огонь! «Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т.е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

Игра Игра «Перетяни веревку»

Выбирается ловишка. Он становится спиной к играющим. Дети подбегают к ловишке со словами: «Мы веселые ребята, любим бегать и играть, но попробуй нас поймать. Раз, два, три (хлопают в ладоши) – лови!». С окончанием текста ловишка догоняет детей.

Игра «Карусели».

Продолжаем мы веселье, Вес бегом на карусели. К обучу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другу. Обруч держит взрослый. «Кататься» на карусели можно под традиционный текст: Еле, еле, еле, еле Закружились карусели, А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите, Карусель остановите. Раз-два, раз-два, Вот и началась игра.

«Земля – вода – небо» (или «Зверь – рыба – птица»)

 Играющие должны знать названия рыб, птиц, зверей, чтобы игра проходила веселее и активнее. В первом и втором вариантах названия угадывается соответствие: небо – птицы, вода – рыбы и т.д. В игре принимают участие все желающие дети. Играющие садятся или становятся кругом лицом к центру. В середине круга – ведущий с мячом (лучше набивным). Ведущий произносит одно из слов названия игры и тут же бросает мяч в руки любому игроку. Тот ловит мяч, называет соответствующее животное, например, лису или медведя на слово «зверь» («земля»), и возвращает мяч ведущему. Если участник игры не успел назвать или неправильно назвал животное, не сумел поймать мяч, то он получает штрафное очко или отдает фант (любой мелкий предмет). Ведущий кидает мяч новым игрокам, стараясь всех держать в напряжении в ожидании мяча и необходимости быстро назвать нужное животное. Мяч можно дважды кинуть одному и тому же играющему. Когда накопится группа участников, имеющих штрафные очки, игру прерывают, чтобы разыграть фанты, а имеющим штрафные очки дать веселое групповое задание: спеть, сплясать, изобразить пантомиму и т.д. Затем игра продолжается с новым ведущим. Ведущий может кидать мяч только произнося уже слово «земля» или другое. Нельзя повторяться в названиях животных.

«Золотые ворота».

Золотые ворота, проходите, господа! В первый раз прощается, второй раз запрещается, А на третий раз не пропустим вас. Два ведущих делают ворота. Один – «серебряное блюдечко», другой – «наливное яблочко». Все проходят в ворота, с последним словом ворота опускаются, задерживая одного из игроков. Игрок: - «Золотые ворота, пропустите вы меня.» Ответ: - «Мы всех пропускаем, а тебя оставляем. Что выбираешь, Наливное яблочко или серебряное блюдечко? Игрок переходит на выбранную сторону. Так дети делятся на две команды, затем перетягивают канат.

«В лесу ».

Выбирается  ребенок. Он встаёт в центр, ему завязывают глаза. Все идут по кругу и поют. Имя ребенка Ты сейчас в лесу, мы зовем тебя Ау.Нука глазки закрывай не робей, кто позвал тебя узнпй поскорей...

(ребенок на кого указали называет по имени водящего)  Необходимо узнать, кто перед ним, назвать имя.

Поймай рыбку

Чтобы победить в этой игре нужно обладать хорошей реакцией и скоростью. Смысл этой забавы в том, что участники образуют круг, в центре которого стоит «вода» с веревкой и вращает ее по полу вокруг своей оси. Задача участников — подпрыгивать над веревкой. Тот игрой, который зацепится за нее, выбывает из игры.

Краски

Это очень подвижная и веселая игра. Согласно ее правилам, нужно выбрать двух участников: «монаха» и «продавца». Другие игроки становятся в шеренгу, а продавец говорит им шепотом любой цвет. После этого, происходит следующий диалог:

Монах заходит в магазин красок и говорит продавцу:

- Я монах в синих штанах, пришел за краской. - За какой?

Монах называет цвета (например, красный). В случае, если такого цвета нет, продавец отвечает:

- Нет такой! Скачи по красной дорожке, на одной ножке, найдешь сапожки, поноси, да назад принеси!

При этом, монаху дается задание: пройтись уточкой или попрыгать на одной ноге. Если, такой цвет есть, то продавец отвечает:

- Есть такая! - Сколько стоит? - Пять рублей 

После этого, монах хлопает по ладони продавца пять раз). Как только прозвучал последний хлопок, участник-«краска» вскакивает и бежит вокруг шеренги. Если монах его догоняет, то сам становится «краской», а тот, кого поймали становится на его место.

Классики

Резиночка

Комплекс утренней гимнастики №1 (июнь)

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Ходьба в колонне по одному, на носках, руки на поясе; бег в колонне по одному; ходьба и бег врассыпную; ходьба в колонне по одному.

ОРУ

Упражнения без предметов

1. И. п. – основная стойка [4] , руки на поясе. 1 – руки в стороны; 2 – руки вверх, подняться на носки; 3 – руки в стороны; 4 – вернуться в исходное положение (6 раз).

2. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки внизу. 1 – руки в стороны; 2 – наклон к правой (левой) ноге, коснуться пальцами рук носков ног; 3 – выпрямиться, руки в стороны; 4 – исходное положение (6 раз).

3. И. п. – основная стойка, руки на поясе; 1–2 – присесть, руки вынести вперед; 3–4 – вернуться в исходное положение (5–6 раз).

4. И. п. – основная стойка, руки вдоль туловища. 1 – шаг вправо, руки в стороны; 2 – наклон вправо (влево), правую руку вниз, левую вверх; 3–выпрямиться, руки в стороны; 4 – исходное положение (5–6 раз).

5. И. п. – основная стойка, руки вдоль туловища. 1 – правую ногу назад на носок, руки за голову; 2 – исходное положение. То же левой ногой (6–7 раз).

6. И. п. – основная стойка, руки на поясе. 1 – прыжком ноги врозь, руки в стороны; 2 – прыжком ноги вместе. Выполняется на счет 1–8 (или под музыкальное сопровождение).

Заключительная часть

1. Игра «Тишина»

Дети идут в обход площадки в колонне по одному.

Тишина у пруда,

Не колышется вода,

Не шумят камыши.

Засыпайте, малыши.

(На последние слова останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза на 10 сек.)

2. Ходьба в колонне по одному

Комплекс утренней гимнастики №2(июнь)

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Ходьба в колонне по одному; бег между предметами (кубики, кегли или набивные мячи).

ОРУ

Упражнения с палкой

2. И. п. – основная стойка, палка внизу. 1 – палку вперед, правую (левую) ногу назад на носок; 2 – вернуться в исходное положение (6 раз).

3. И. п. – основная стойка, палка на груди. 1 – присесть, палку вынести вперед; 2 – вернуться в исходное положение (5–6 раз).

4. И. п. – стойка ноги врозь, палка внизу. 1–2 – поворот туловища вправо (влево), руки прямые, колени не сгибать; 3–4 – вернуться в исходное положение (6 раз).

5. И. п. – сидя ноги врозь, палка на коленях. 1 – палку вверх; 2 – наклон вперед, коснуться носка правой (левой) ноги; 3 – выпрямиться, палку вверх; 4 – вернуться в исходное положение (по 3 раза).

6. И. п. – лежа на животе, палка в согнутых руках перед собой. 1 – прогнуться, поднять палку вперед; 2 – вернуться в исходное положение (5–6 раз).

7. И. п. – основная стойка, палка внизу. 1 – прыжком ноги врозь, палку вверх; 2 – вернуться в исходное положение. На счет 1–8, повторить 2–3 раза.

Заключительная часть

1. Игра «Съедобное — несъедобное»

Дети стоят по кругу. Водящий говорит задуманное им слово и бросает мяч одному из детей. Если задумано что-нибудь съестное (фрукты, овощи, сладости, молоко и др.), то ребёнок, которому бросили мяч, должен поймать его («съесть»). Если слово обозначает что-нибудь несъедобное, мяч ловить нельзя. Ребёнок, не справившийся с заданием, становится водящим, и игра повторяется.

Комплекс утренней гимнастики №3 (июль)

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Ходьба в колонне по одному, ходьба и бег врассыпную. На сигнал воспитателя (удар в бубен) все останавливаются на месте, где их застала команда, и принимают какую-либо позу. Воспитатель отмечает наиболее удачные фигуры.

ОРУ

Упражнения без предметов

1. И. п. – основная стойка, руки на поясе. 1 – руки за голову, правую (левую) ногу назад на носок; 2 – вернуться в исходное положение (6 раз).

2. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – руки в стороны; 2 – наклон вперед к правой (левой) ноге; 3 – выпрямиться, руки в стороны; 4 – исходное положение (4–6 раз).

3. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки за головой. 1 – поворот вправо (влево), правую руку в сторону; 2 – исходное положение (6 раз).

4. И. п. – стойка на коленях, руки вдоль туловища. 1–2 – сесть справа (слева) на бедро, руки вперед (рис. 24); вернуться в исходное положение (4–6 раз).

5. И. п. – сидя на полу, руки в упоре сзади. 1 – поднять вперед-вверх прямые ноги – угол (рис. 25); 2 – вернуться в исходное положение (5–6 раз).

6 И. п. – основная стойка, руки на поясе. Прыжки на двух ногах – левая вперед, правая назад, прыжком сменить положение ног. Выполняется под счет 1–8, затем пауза и снова прыжки (2–3 раза).

Заключительная часть

1Игра "У кого мяч?"

Играющие образуют круг. Выбирается водящий, он становится в центр круга, а остальные дети плотно придвигаются друг к другу, руки у всех за спиной. Воспитатель дает кому-либо мяч (диаметр 6–8 см), и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит: "Руки!" – и тот, к кому обращаются, должен выставить вперед обе руки ладонями вверх, показывая, что мяча у него нет. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг, а тот, у кого найден мяч, становится водящим. Игра повторяется.

2. Ходьба в колонне по одному.

Комплекс утренней гимнастики №4(июль)

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Ходьба и бег между предметами змейкой.

ОРУ

Упражнения с мячом большого диаметра

1. И. п. – основная стойка, мяч в обеих руках внизу. 1 – мяч вверх; 2 – шаг вправо (влево); 3 – приставить ногу; 4 – вернуться в исходное положение (6–7 раз).

2. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, мяч в согнутых руках перед собой. 1–2 – присесть, мяч вперед; 3–4 – вернуться в исходное положение (5–6 раз).

3. И. п. – стойка ноги врозь, мяч в обеих руках внизу. 1 – мяч вверх, руки прямые; 2 – поворот вправо (влево); 3 – выпрямиться, мяч вверх; 4 – вернуться в исходное положение (4–5 раз).

4. И. п. – сидя, ноги вместе, мяч на стопах, руки в упоре сзади. 1–2 – поднять ноги вверх, скатить мяч на живот, поймать его; 3–4 – вернуться в исходное положение (5–6 раз).

5. И. п. – основная стойка, мяч внизу. 1–2 – поднимаясь на носки, поднять мяч вверх; 3–4 – вернуться в исходное положение (6–8 раз).

Заключительная часть

1. Игровое упражнение "Не попадись".

Играющие располагаются вокруг шнура (черты), положенного в форме круга. В центре находится водящий-ловишка. Дети прыгают на двух ногах в круг и из круга по мере приближения ловишки. Тот, кого водящий успел запятнать (дотронуться), получает штрафное очко, но из игры не выбывает. Через 30–40 секунд игра останавливается, подсчитывают количество проигравших. Игра повторяется с другим водящим, выбранным не из числа ранее пойманных.

Комплекс утренней гимнастики №5(август)

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Ходьба в колонне по одному, на носках, руки на поясе; бег в колонне по одному; ходьба и бег врассыпную; ходьба в колонне по одному.

ОРУ

Упражнения без предметов

1. И. п. – основная стойка [4] , руки на поясе. 1 – руки в стороны; 2 – руки вверх, подняться на носки; 3 – руки в стороны; 4 – вернуться в исходное положение (6 раз).

2. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки внизу. 1 – руки в стороны; 2 – наклон к правой (левой) ноге, коснуться пальцами рук носков ног; 3 – выпрямиться, руки в стороны; 4 – исходное положение (6 раз).

3. И. п. – основная стойка, руки на поясе; 1–2 – присесть, руки вынести вперед; 3–4 – вернуться в исходное положение (5–6 раз).

4. И. п. – основная стойка, руки вдоль туловища. 1 – шаг вправо, руки в стороны; 2 – наклон вправо (влево), правую руку вниз, левую вверх; 3–выпрямиться, руки в стороны; 4 – исходное положение (5–6 раз).

5. И. п. – основная стойка, руки вдоль туловища. 1 – правую ногу назад на носок, руки за голову; 2 – исходное положение. То же левой ногой (6–7 раз).

6. И. п. – основная стойка, руки на поясе. 1 – прыжком ноги врозь, руки в стороны; 2 – прыжком ноги вместе. Выполняется на счет 1–8 (или под музыкальное сопровождение).

Заключительная часть

1. Игра "Удочка".

Дети становятся по кругу, на небольшом расстоянии друг от друга. В центре воспитатель вращает по кругу шнур, к концу которого привязан мешочек с песком. По мере приближения мешочка дети выполняют прыжок вверх так, чтобы не задеть его. Тот, кто коснулся мешочка, делает шаг назад и выбывает из игры. После небольшой паузы игра повторяется, вновь участвуют все дети.

2. Ходьба в колонне по одному

Комплекс утренней гимнастики №6 (август)

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Ходьба в колонне по одному с выполнением упражнений для рук по команде воспитателя (руки в стороны, за голову, на пояс) бег между предметами (кубики, кегли) змейкой.

ОРУ

Упражнения с кубиком

1. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, кубик в правой руке. 1–2 – поднять руки через стороны вверх, переложить кубик в левую руку; 3–4 – исходное положение (6–7 раз).

2. И. п. – стойка ноги врозь, кубик в правой руке. 1 – руки в стороны; 2 – наклон вперед, положить кубик у носка левой ноги; 3 – выпрямиться, руки в стороны; 4 – наклониться, взять кубик в левую руку. То же левой рукой (4–6 раз).

3. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, кубик в правой руке. 1 – присесть, кубик вперед, переложить в левую руку; 2 – встать, кубик в левой руке (6–7 раз).

4. И. п. – стойка в упоре на коленях, кубик в правой руке. 1 – поворот вправо, положить кубик у носков ног; 2 – выпрямиться, руки на пояс; 3 – поворот вправо, взять кубик; 4 – вернуться в исходное положение, переложить кубик в левую руку. То же влево (по 3 раза).

5. И. п. – основная стойка, руки произвольно, кубик на полу. Прыжки на правой и левой ноге вокруг кубика в чередовании с небольшой паузой. Выполняется на счет 1–8, повторить 2–3 раза.

Заключительная часть

1. Игровое упражнение "Великаны и гномы".

Приложение № 2

Анкета для родителей

I.  «Определение уровня знаний о здоровом образе жизни»

1.Укажите, пожалуйста, возраст вашего ребенка

от 4 до 5 –

от 5 до 6 –

2.Как вы считаете, что влияет на здоровье ребенка?___________________________________________________________

3.Соблюдаете ли вы здоровый образ жизни в семье?_________________________________

4.Знаете ли вы физические показатели, по которым можно следить за правильным развитием вашегоребенка______________________________________________________

5.На что, на ваш взгляд, должны обращать внимание семья и ДОУ, заботясь о здоровье и физической культуре дошкольника?____________________________________________

6.Назовите наиболее приемлемые закаливающие процедуры для вашего ребенка __________________________________________________________

7.Знаете ли вы, как укреплять здоровье ребенка дома?_______________________________

8.Нужна ли вам помощь детского сада? ______________ _____________________________

9.Какое направление развития для вашего ребенка вы предпочли бы (выбрать не более трех):

- Спортивная подготовка;

- Физическое развитие;

- Художественно – эстетическое;

- Социально – эмоциональное;

- Интеллектуальное;

- Обучение иностранным языкам.

II. «Оценка деятельности ДОУ в рамках физического развития дошкольников»

1.Знаете ли вы, какие оздоровительные мероприятия проводятся в ДОУ, группе?

 - да

 - нет

2.Как вы оцениваете работу дошкольного учреждения по оздоровлению детей?

 - хорошо

 - плохо

 - другой вариант_____________________________________________

3.Как вы оцениваете условия для физического развития детей в группе?

 - хорошо

 - плохо

 - другой вариант___________________________________________

4.Выполняете ли вы рекомендации специалистов?

 - да

 - нет

 - иногда_____________________________________________________

5.Есть ли у вас пожелания к организации оздоровительных мероприятий в ДОУ? (указать какие) _________________ ____________________________________________

                                      Спасибо за сотрудничество!

Приложение № 4

Методическое обеспечение проектной деятельности:

1 Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в ДОУ – М. : Мозаика Синтез, 2005 – 112с.

4. Вареник Е. Н. Физкультурно – оздоровительные занятия – М. : ТЦ Сфера, 2008, - 128с.

5. Вареник Е. Н. Утренняя гимнастика в ДОУ – М. : ТЦ Сфера, 2008 – 128с.

6. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 160с.

7. Горбатенко О. В. Кардильская Т. А., Попова Г. П. Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ – Волгоград: Учитель, 2008. – 159с.

8. Давыдова М. А. Спортивные мероприятия для дошкольников: М. :Вако, 2007. – 304с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в оздоровлений дошкольников

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в нашей работе. Цель моей работы:Повысить знания о значении физического развития  и закаливания в жизни детей. Ознакомить родителе...

Проект «Нетрадиционное использование классических здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников»

АктуальностьПеред детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Известно, что здоровье тол...

Проект Нетрадиционное использование классических здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников. 2019

laquo;Актуальной задачей физического воспитания, — говорится в Концепции дошкольного воспитания, — является поиск эффективных средств совершенствования и развития двигатель...

Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в оздоровлении дошкольников

Варианты нетрадиционных здоровьесберегающих технологий и способы их применения...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий на занятиях физкультуры по теме: «Цирковое представление» старшая группа «Солнышко»

Тема ООД: «Цирковое представление»Образовательная область: Физическое развитиеНаправление: приобщение к здоровому образу жизниЦель: формирование начальных представлений о здоровом образе ж...