Консультация по проблеме "Мышечные зажимы у дошкольников"
методическая разработка

Наталья Леонидовна Корчагина

В консультации представлено краткое описание возникновения мышечных зажимов у детей, даны краткие характеристики зажимов по сегментам, а также краткое  перечисление и описание упражнений по снятию мышечных зажимов. В приложении дано полное описание игр и угровых упражнений на преодоление мышечных зажимов. 

Материал может быть полезен для педагогов и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Парус» г.Волгодонска

Упражнения  для  снятия

 психо-мышечных  зажимов

                                             Педагог-психолог

                            МБДОУ ДС «Парус»

г.Волгодонска

                       Корчагина Н.Л.

г. Волгодонск

           Основная  потребность  человека,  как  и  любого  живого  организма, - это  потребность  в  безопасности. Когда  она  нарушается,  то  природой  человеку  даны  две  первичные  реакции – это  кусать  или  бежать. В  процессе  эволюции  люди  выработали  ряд  норм  и  правил  поведения,  которые  не  позволяют  человеку  поступать  так,  как  изначально  ему  было  дано  природой,  и  заставляют  его  подавлять  свои  влечения,  желания  и  конфликты. Любое  наше  переживание,  будь  то  порывы  гнева  или  любви,  в  конце  концов,  заканчиваются напряжением  какой-либо  группы  мышц.

           Если  эти  переживания  многократны  и  не  отработаны,  то  они  переходят  в  хронические  мышечные  зажимы. Психологи  называют  их  «мышечный  панцирь».

         Эти  мышечные  зажимы   приводят  к  искажению  и  разрушению  естественных  чувств,  к  потере  энергии  и  радости  в  жизни,  затрудняют  свободное  выражение  эмоций.

Психофизиологи  выделяют  7 основных  сегментов  мышц:

  1. на  уровне  глаз;
  2. на  уровне  рта;
  3. на  уровне  шеи;
  4. на  уровне  груди;
  5. на  уровне  диафрагмы;
  6. на  уровне  живота;
  7. на  уровне  таза,       в  которых  «закупориваются»  различные  неотраженные отрицательные  эмоции:

-    гнев;

-    страх;

-    обида.

  Они  также  могут  проявляться  в  виде  точечных  скоплений  молочной  кислоты  в  определенных  местах  по  всему  телу  и  блокировать  нормальную  работу  энергетических  каналов.

      Надавливая  и  массируя  эти  зажатые  мышцы,  или  воздействуя  на  них  при  помощи  специальных  физических  упражнений,  можно  ослабить  «мышечную  бронь  панциря». Биоэнергетика,  которая  тратилась  на  поддержание  мышечного  зажима,  после  воздействия  начинает  свободно  проходить  по  всем  частям  тела,  следовательно,  позволяет  открыться  энергетическим  каналам.

      Работу  по  снятию  зажимов  необходимо  вести  поэтапно:

- по  мере  расширения  границ  доверия между взрослым и ребенком;

- по  сегментам  мышц.

Сегмент

Проявления  зажима

Психологические

причины

Распускание  зажима и  

Рекомендованные  упражнения.

Глаза

В  неподвижности  лба,  пустом  выражении  глаз.

Не  отраженные  обиды

Посредством  широкого  раскрывания  глаз. «Удивление» - мобилизуются  веки  и  лоб  в  принудительном  и  управляемом  выражении.

Путем  свободного  вращения  глаз  и  движением  их  из  стороны  в  сторону.

Упр. «Солнечный  зайчик»,  «Лучик»,  «Калейдоскоп».

Рот (включает  мышцы  подбородка,  горла  и  затылка).

Челюсть  может  быть  как  слишком  сжатой,  так  и  неестественно  расслабленной.

Удерживает  эмоциональные  выражения  плача,  крика,  гнева,  кусания,  сосания,  гримасничания.

Путем  имитации  плача,  произнесения  звуков  и  звукоподражаний,  мобилизующих  губы; кусания.

Упр. «Орешек», «Мыльные  пузыри» (как  настоящие,  так  и  представляемые), «Муха  на  лице».

Шея (включает  глубокие  мышцы  шеи  и  язык)

Удерживает  гнев,  крик  и  плач.

Прямое  воздействие  на  эти  мышцы  ограничено,  следовательно  распусканием  могут  являться  крики,  вопли,  и  рвотные   движения.

Упр. «Утренняя  подзарядка»,  «Голосянки» (русская  нар. игра».

Грудь (включает  широкие  мышцы  груди,  плеч, лопаток,  всю  грудную  клетку  и  руки  с  кистями)

Путем  сдерживания  дыхания (это  основной  способ  подавления  эмоций).

Удерживает  смех,  гнев,  печаль,  страстность), ( руки  и  кисти  природой  даны  для  меткого  удара,  чтобы  рвать,  душить,  бить,  страстно  достигать  чего-то).

Распускается  средством  работы  над  дыханием,  в  особенности,  осуществления  полного  выдоха.

Упр. «4-х-фазное  дыхание», «Мыльные  пузыри», «Рисование  блоперами» (фломастеры-распылители).

Упр. для  рук : «Карандашик – кисточка»,  «Массажные  мячи»,  «Пальчиковые  игры»,  «Пулялки»,  «Попади  в  цель»,  «Разрывание  бумаги»,  «Бумажные  снежки»,  «Рисуночные  игры  с  витражными  красками»,  «Мухи  на  паркете».

Диафрагма (включает  мышцы  диафрагмы,  солнечного  сплетения,  внутренних  органов,  нижних позвонков).

Выражается  в  выраженной  выгнутости  нижнего  отдела  позвоночника  вперед.

Удерживает  сильный  гнев.

Необходимое  и  обязательное  условие – распустить  сначала  мышцы  с  1  по  4  сегмент,  прежде,  чем  перейти  к  распусканию  данного  сегмента.

Упр.  на  диафрагмальное  дыхание (певческое  дыхание,  спросить  у  муз.  руководителя)  «Надуем  мячики»,  «Надуем  арбузики» и т.д.

Живот (включает  широкие  мышцы  живота  и  спины).

Страх  нападения,  боязнь  щекотки,  подавление  злости,  неприязни.

Распускание  на  животе  путем  легкого  массажа  по  часовой  стрелке.

Упр. «Объелся»,  «Дыхание  животом».

Распускание  на  спине  путем  щадящих,  ласковых  прикосновений.

Упр. «Ласковый  мелок»,  «Комарик  укусил».

Организм  в  целом.

Скованность  в движениях,  эмоциональных  проявлениях.

Длительная  депривация (неудовлетворение)  позитивных  эмоциональных  потребностей (чаще  семейная  депривация, эмоциональная  холодность  родителей).

Общерасслабляющие  упражнения  «Солнечный  зайчик»,  «Котики», «Полет  в  облаках»,  «На  берегу  моря».

                                       

Литература

1. В.Райх, А.Лоуэн   «Телесноориентированная  терапия»

2. В.И.Петрушин      «Музыкальная  психотерапия»

3. Л.Д.Столяренко   «Основы  психологии»

4. Е.В.Котова            «В  мире  друзей»

5. О.И.Политика      «Дети  с  синдромом  СДВГ»

6. Т.Волковская,  Г.Юсупова  «Психологическая  помощь  дошкольникам  с ОНР»

7. О.В.Хухлаева       «Практические  материалы  для  работы  с  детьми  3-9 лет»

8. Т.Данилина, В.Зедгенидзе, Н.Степина «В  мире  детских  эмоций»

9. Н.Куражева, Н.Вараева  «Психологические  занятия  с  дошкольниками»

10. К.Рудестам «Групповая  психотерапия».

                                                                                                                                                           

                                                                                                                         Приложение

Игры  для  расслабления  глазного  сегмента

«Удивление»

При  помощи  яркой  игрушки,  атрибута  создать  ситуацию  удивления  для  реакции  широкого  раскрывания  глаз. Реакцию  для  закрепления  и  произвольного  выполнения  повторять  возле  зеркала.

     «Лучик»

При  помощи  детского  лазерного  луча  рисовать  круги  или  горизонтельные  линии  на  стене   на  уровне  глаз  ребенка  для  произвольного  прослеживания  за  ними   взглядом. Следить  за  тем,  чтобы  ребенок  не  напрягался  и  выполнял  это  упражнение  с  удовольствием.

    «Солнечные  зайчики»

Упражнение  аналогичное  с предыдущим,  но  инструментарием  служит  солнечный  лучик  от  зеркальца.

    «Калейдоскоп»

При  помощи  детского  калейдоскопа  поочередно  напрягать  мышцы  одного,  а  затем  второго  глаза,  после  чего  наступает  непроизвольное  расслабление.

Игровые  упражнения  для  расслабления  сегмента  рта

    «Орешек»

Инструкция: «Представьте,  что  вы  разгрызаете  твердый  орешек. Крепко  сожмите  зубы. Вот  так (ведущий  показывает  как  надо  сжать  зубы).  Челюсти  напряглись,  стали  как  каменные. Это  неприятно. Разожмите  челюсти – легко  стало,  рот  приоткрылся,  все  расслаблено. Слушайте  и  делайте  как  я.

Зубы  крепче  мы  сожмем,  

А  потом  их  разожмем.

Губы  чуть  приоткрываются.

Все  чудесно  расслабляется».

   «Мыльные  пузыри»

Можно  на  начальном  этапе  использовать  настоящие  пузыри,  а  в дальнейшем  вымышленные.

Инструкция: Вы  не  раз  надували  мыльные  пузыри. Сделаем  круг  из  пальчиков. Вдохнем  воздух  и  медленно,  в  круг  из  пальчиков  выдуваем  его,  стараясь  надуть  большой  пузырь.

Упражнение  используется  с  целью  показать,  что  дыхание  является  способом релаксации  и  обретения  спокойствия,  и  с  целью  научить  произвольно  и  правильно  дышать,  используя  жизненный  и  игровой  опыт  ребенка.

      «Муха  на  лице»

Вдох  свободный,  на  выдохе  звук «З-з-з-з». Представим,  что  муха  села  на  нос,  на  лоб,  на  левую  щеку,  на  правую  щеку,  на  подбородок. Учим  детей  направлять  дыхание  и  внимание  на  определенный  участок  лица,  напрягая  его,  а  затем  наступает  расслабление.

Игровые  упражнения  на  сегмент  шеи

     «Голосянки» («Волосянки») (русская  народная  игра)

Дети  с  ведущим  повторяют  четверостишие  хором,  последнее  слово  стараются  растянуть  как  можно  дольше  до  полного  выдоха:

Давайте,  ребята,  голосянку  тянуть;

Кто  не  вытянет,  того  за  волосы  будем  рва-а-а-ать….!

    «Утренняя  подзарядка»

Из  положения  стоя,  ноги  слегка  расставлены,  корпус  слегка  наклонен  вперед,   руки  с  раскрытыми  ладошками  опущены,  прокричать  звук «А-а-а-а!»  одновременно  с  силой  хлопая  в  ладоши. Происходит  большая  энергетическая  подпитка  в  ладонях  с  одновременным  сильным  напряжением  мышц  горла,  шеи,  с  последующим  выраженным  расслаблением.

Дыхательные  упражнения

     «4-х – фазное  упражнение  на  дыхание»

Упражнение  выполняется  3-5  раз,  содержит  равные  по  времени  фазы:

«вдох»  на  счет  1-2-3-4;

«задержка  дыхания»  на  счет  1-2-3-4;

«выдох»  на счет  1-2-3-4;

«задержка  дыхания»   на  счет  1-2-3-4.

Если  для  выполнения  этого  упражнения  обеспечить  хорошую  звукоизоляцию  помещения,  добавить  очень  легкую,  тихо  звучащую  музыку и  приятный  аромат,  то  эффект  будет  гораздо  выше. Необходимо  обеспечить  еще  и  предварительное  проветривание  помещения.

Внимание! Осторожно!!!  При  наличии  у  ребенка,  каких  либо  травм  шейного  отдела,  венозного  притока  или  оттока   крови  к  головному  мозгу.  Так  как  при  выполнении  этого  упражнения  происходит  гипервентиляция  сосудов  головного  мозга,  могут  проявиться  головокружения  или  гипертензионные  явления.

Игровые  упражнения  для  расслабления  мышц  рук

     «Карандашик-кисточка»

Для  выполнения  упражнения  необходимо  напрячь  вытянутую  руку  вперед,  изображая  карандашик,  и  «прорисовать»  выдуманный  предмет  в  воздухе. Затем  расслабленной  рукой  и  очень  мягкой  кистью  все  это  «смыть». Упражнение  можно  выполнять  с  усложнением:

- одной  рукой;

-двумя  руками  синхронно;

-двумя  руками,  работая  в  разных  плоскостях (вверху,  внизу,  по  сторонам).

     «Мухи  на  паркете»

Дети  с  ведущим  проговаривают  слова  и  одновременно  на  ударные  слоги  соединяют  на  обеих  руках  2-е, 3-е, 4-е, 5-е  пальцы  поочередно  с  1  пальцем  рук:

На  паркете  в  восемь  пар  

Мухи  танцевали,

Увидали  паука –

В  обморок  упали.  

На  слова  «  в  обморок  упали»  расслабить  кисти,  уронив  их.

Игровые  упражнения  на  расслабление  мышц  спины

     «Ласковый  мелок»

Существует  хорошее  развлечение - рисовать  или  писать  на  спине  друг  у  друга  различные  картинки  или  буквы,  а  затем  отгадывать,  что  было  изображено.

Данная игра  нравится  многим  детям,  но,  к  сожалению,  не  очень  подходит  тревожным  мальчикам  и  девочкам,  т.к.  они,  пытаясь  разгадать  задумки  партнера  по  игре,  могут  волноваться,  переживать,  вследствие  чего  напрягать  мышцы  еще  сильнее. Поэтому  мы  предлагаем  модификацию  данной  игры.

Взрослый  говорит  ребенку  следующее: «Мы  с  тобой  будем  рисовать  друг  другу  на  спине. Что  ты  хочешь,  чтобы  я  сейчас  нарисовал? Солнышко? Хорошо». И  мягким  прикосновением  пальцев  изображает  контур  солнца. «Похоже? А  как  бы  ты  нарисовал  на  моей  спине  или  руке?  А  хочешь,  я  нарисую  тебе  солнце  «ласковым  мелком»?  И  взрослый  рисует,  едва касаясь  поверхности  тела. «Тебе  приятно,  когда  я  так  рисую?  А  хочешь,  белка  или  лиса  нарисует  солнце  своим  «ласковым  хвостиком?  А  хочешь,  я  нарисую  другое  солнце,  или  луну,  или  еще  что-нибудь?».  После  окончания  игры  взрослый  нежными  движениями  руки  «стирает»  все,  что  нарисовал,  при  этом,  слегка  массируя  спинку  или  другой  участок  тела.

Общерасслабляющие  игровые  упражнения

     «Котики»

«Котики  бегали,  и  устали,  и  на  коврик  прилегли. И  беленький  котик  Ваня  прилег  и  черненький  котик  Саша  прилег,  и  шустрый  котенок  Таня  прилегла. Лапки  котята  вытянули,  лапки  у  котят  становятся  тяжелыми (слегка  надавливая,  поглаживаем),  теплыми: и  у  котика  Тани  теплые,  и  у  котика  Толи  теплые,  и  у  котика  Андрюши  теплые  и  тяжелые,  никак  не  поднять. Всем  тепло  и  хорошо  лежать  на  мягком  коврике.  Закрываются  глазки  котят: Заснул  котенок  Ванюша,  слипаются  глазки  у  кошечки  Танюши. Спят  котики. Снится  им  зеленая  полянка,  теплое  солнышко…. Отдохнули  котики,  вытянули  лапки,  глубоко  вздохнули  и  открыли  глазки!»

       « Солнечный зайчик» (для детей с 4 лет)

Сядь  поудобнее,  расслабься. «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть его  на  голове, шее, животике, руке, ноге, он забрался за шиворот – погладь его и там. Он не озорник – он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним. А  теперь  вздохнем  и  улыбнемся  друг  другу».

     «Полет птицы»

Всем нам часто снятся прекрасные сны. В них мы превращаемся в принцев и принцесс, зайчиков и белочек, понимаем язык птиц и зверей. Давайте сегодня попробуем превратиться в птицу. Мы узнаем секрет красоты и легкости, полетаем над землей, почувствуем свежесть ясного голубого неба. Оно очень похоже на море, тело в нем такое же легкое, гибкое, как в воде. Небо – это голубое царство великолепных птиц. Одна из самых красивых лебедь: белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом. Поднимите подбородок вверх. Да, именно такая шея у лебедя! Выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы прекрасны, такая шея у лебедя! Закройте глаза. Давайте подышим, как птицы. Вдох – выдох. После вдоха говорите про себя: «Я – лебедь», потом выдохните. Вдох: – «Я – лебедь» – выдох (3 раза). Хорошо!

Шея лебедя вытянута, напряжена, спина гордая, прямая. Широко раскиньте руки-крылья, шире, плавно... Молодцы!

Согните чуть-чуть в коленях ноги, напрягите их и... резко выпрямите... Глубокий вдох... и... о, чудо! Мы взлетели... Вдох – выдох (3 раза). Вдох – выдох... Можете свободно взмахнуть крыльями. Тело, как пушинка, легкое, мы совсем его не чувствуем. Как радостно и свободно! Чистое голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада... тишина... покой... Вдох – выдох... (3 раза).

Под нами, как зеркало, блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть в нем себя. Какая красивая, гордая птица!.. Вдох – выдох. Мы плавно летим, нам нравится и совсем не страшно.

Спустимся пониже, еще ниже, еще ниже... Вот уже совсем близко поле, лес, дом, люди... И вот ноги легко коснулись земли... Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья.

Замечательным был полет!

Пусть у кого-то не очень получилось. Не беда! И лебедь-красавец не сразу взлетел. Когда-то он был Гадким утенком, перенес много горя и бедствий, над ним смеялись, его обижали, и никто не понимал. Но не страшно родиться Гадким утенком, важно хотеть быть Лебедем! Все прекрасное когда-нибудь сбывается. Нужно только очень-очень верить в себя!

Неизменным успехом в занятиях по выработке механизмов саморегуляции у детей пользуется «Бэби-йога». Дети, рожденные самыми совершенными существами на Земле, с удовольствием выполняют несложные ассаны (так называются отдельные позы-упражнения), испытывают умиротворенность, внутреннюю свободу, открытость в восприятии окружающего мира. Мышечная раскрепощенность и радостное настроение передается и взрослым, занимающимся с ними, они становятся добрее, мягче, спокойнее.

Комплекс «Бэби-йоги» апробирован во многих детских садах, он несет детям здоровье и душевное равновесие.

Выполнять упражнения надо на коврике под спокойную, лучше восточную музыку. Ритуальными являются упражнения «Приветствие Солнцу» и «Благодарение Солнцу». Другие ассаны можно выполнять по усмотрению; дозировка и темп зависят от возраста и настроения детей в данный момент.

Комплекс «Бэби-йога» развивает в детях умение управлять своим телом, дыханием, освобождаться от стрессов и перенапряжения.

Ниже приводится текст комплекса.

Комплекс гимнастических упражнений «Бэби-йога»

                 Сейчас мы займемся гимнастикой.

Лягте на пол. Руки лежат вдоль тела ладонями кверху, пальцы полусогнуты, носки ног разведены. Головку поверните набок. Рот чуть-чуть откройте, язычок прижмите к верхнему ряду зубов, как будто говорите букву «Т». Глаза закройте. Полежите немного, послушайте музыку. Постарайтесь ни о чем не думать, ровно, красиво дышите вдох-выдох, вдох – выдох, вдох – выдох. 1 минута. (Музыка).

Представьте себе голубое небо, белые облака, тепло, приятно, уютно. Откройте глаза.

А сейчас мы с вами поприветствуем солнце, яркое, золотое. Встаньте на колени, выпрямите спину в струну, головку слегка поднимите, руки сложите вместе. Дышите ровно и глубоко.

Вдох, прогнитесь спиной и поднимите руки вверх – выдох. Опустите руки на пол – вдох. Правую ножку назад – выдох, левую ножку назад – вдох. Прогнули спинку – вдох – выдох. Легли на живот. Правую ногу поджали – вдох, левую ногу поджали – выдох. Прогнули спинку – вдох – выдох.

Сложили руки ладошками вместе перед грудью. Здравствуй, Солнце! Скажем все вместе: «Здравствуй, Солнце!»

А теперь ляжем на спину. Будем глубоко дышать. Вдох – выдох, вдох – выдох. Ни о чем не думаем, отдыхаем (музыка 30 сек). Повернулись на бок, поджали ножки к груди и обхватили их руками. Лежим, дышим, думаем только о приятном: о зеленой травке, божьей коровке, бабочке, ромашке... Дышим ровно, спокойно...

А сейчас сядем, согнем ножки друг к другу, сложим ручки ладошками к груди. Вы стали похожи на красивый цветок лотос, белый, стройный, нежный, спинку выпрямили, головку подняли, подбородок вверх. Хорошо, молодцы, ровно, красиво дышим, как будто нюхаем этот цветок...

Легли на спину, расслабились, руки и ноги лежат свободно, дышим четко, четко вдох – выдох, вдох – выдох. Хорошее! Потянулись сладко, попробуйте зевнуть. Возьмите себя руками за бока, поднимайте медленно ноги и постарайтесь встать на лопатки. Держите ноги прямо, подбородок нажимает на грудь. Чувствуем, как улучшается наше состояние. Вы чувствуете себя хорошо!

Ляжем на спину, вытянем руки и ноги, расслабились. Закроем глаза. Вдохнем глубоко-глубоко... – выдохнем глубоко (повторить вдох – выдох 3 раза).

Давайте превратимся в рыбку. Ляжем на спину, выпятим грудь, уберем руки под спину, выгнемся, дышим глубоко, ровно, спокойно 30 секунд. Вы рыбки в воде, дышите глубоко и ровно.

Теперь снимем всю усталость, ляжем ровно. Уберем руки за голову, сядем. Руки вверх и наклоняемся вперед – вдох, руки вниз – выдох, вверх – вдох, вниз – выдох... вдох – выдох... Спасибо, Солнце!

Все вместе: «Спасибо, Солнце!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей" Упражнения для дошкольников по оздоровлению и коррекции здоровья"

Я сделала подборку  игр и упражнений, которые в игровой форме помогут нашим детишкам укрепить зрение, а также снять усталость с глаз, сделать весёлую гимнастику  пальчикам, освоить несложный...

Практическое пособие для педагогов. Тема: "Оздоровительные игры по снятию мышечных зажимов у дошкольников"

Оздоровительные игры предназначены для профилактики переутомления, укрепления различных групп мышц, вестибулярного аппарата....

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

Консультация для педагогов «Книги для дошкольников. Что и зачем нужно читать дошкольникам»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениемуниципального образования г. Нягань «Детский  сад  №10 «Дубравушка»   Консультация для педагог...

Консультация по художественно- эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка - дошкольника"

В стремлении воспитать маленького человека мы должны стараться, чтобы каждый фрагмент нашего «произведения» - каждая сторона личности ребенка – была яркой и интересной. Изобразительное искусство...

Консультация для родителей Консультация для родителей ДОУ "Закаливание дошкольников".

Консультация для родителейКонсультация для родителей ДОУ "Закаливание дошкольников"....