ПРОЕКТ "БУДЬ ЗДОРОВ"
проект

Белова Наталья Александровна

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_primernyy_1.docx118.32 КБ

Предварительный просмотр:

E:\картинки, фоны\экология3.jpg

                     ВВЕДЕНИЕ

Все хорошее в людях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как
цветы, малыши,

Чтоб для них экология и природа стала

Не наукой, а частью души!

(А. В. Смирнова)

На сегодняшний день одной из актуальных тем является тема экологии. 2017 год объявлен годом экологии. Всем известно, в каких сложных экологических и социальных условиях растут наши дети. Оставлять этот факт без внимания, а тем более усугублять недопустимо. Формирование основ экологической культуры и экологически сообразного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного образования и воспитания XXI века.

Я считаю, что для наиболее успешного решения задач воспитания экологической культуры дошкольника можно добиться благодаря использованию метода проектов. Метод проектов предполагает использование разнообразных средств и приемов обучения, а также необходимость интегрирования различного рода знаний и умений. Метод проектов актуален и очень эффективен. Учитывая все это, я решила разработать проект «Добро пожаловать в страну Экология».

Проект «Добро пожаловать в страну Экология»  –  эколого-оздоровительный. В эколого-оздоровительном образовании ребенка большую роль играют методы работы, которые позволяют детям усвоить знания о разнообразных связях и зависимостях в природе.

В результате совместной деятельности педагога и детей создаются условия для развития, оздоровления и самореализации личности ребенка, развивается интеллект, выносливость, формируется познавательное, эмоционально-нравственное, практически – деятельностное отношение к окружающей среде и своему здоровью.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

Педагогический проект

«Добро пожаловать в страну Экология»

Организация заявитель

Адрес

МДОУ «Детский сад №79»

430017, Республика Мордовия, г. Саранск,

ул. Пушкина, д. 6

тел. 73-00-20

Разработчик проекта

Инструктор по физической культуре

Гордеева Елена Геннадьевна

Цель проекта

Создание условий для укрепления здоровья дошкольников, формирования основ ЗОЖ и экологической культуры на основе физкультурно-экологического интегрированного подхода.

Задачи проекта

  1. Создать условия для эколого-оздоровительной работы.
  2. Приобщать детей к здоровому образу жизни.
  3. Повышать сопротивляемость инфекционным заболеваниям.
  4. Воспитывать у детей элементы экологического сознания.
  5. Формировать представление о единстве человека и природы.
  6. Улучшать эмоционально-психическое состояние детей.
  7. Повышать компетентность родителей в области здоровьесбережения.

Срок реализации

1 год (сентябрь - май)

Ожидаемые результаты

  1. Внедрение научно-методических подходов в организации эколого-оздоровительной работы в ДОУ и семье.
  2. Формирование у дошкольников основ экологической культуры и основ валеологического сознания.
  3. Улучшение соматических показателей здоровья дошкольников, снижение уровня заболеваемости.
  4. Овладение детьми, родителями и педагогами   элементарными навыками оздоровления факторами ближайшего природного окружения.

Трансляция проекта

Информация на сайт ДОО


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

E:\картинки, фоны\экология3.jpg

«Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка, и лесок,

В поле - каждый колосок,

Речка, небо надо мною-

Это все мое, родное!»

В. Орлов

Экологическое состояние нашей планеты требует от человеческого общества понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Очень  важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного воспитания и образования.

 Основы экологического сознания и навыки здорового образа жизни должны закладываться с детства, тем не менее, оно не должно рассматриваться как изолированное направление работы

Экология и здоровье неразрывно связаны между собой. Основа здоровья человека – это экологическое мышление, от которого зависит образ его жизни, взаимодействие с окружающим миром. В этой связи актуальным является ведение эколого-оздоровительной работы.

Взаимосвязь экологического и физического воспитания отражается в комплексном использовании средств физической культуры (физических упражнений, оздоровительных сил природной среды и гигиенических факторов), которые с одной стороны содействуют развитию двигательных умений и навыков воспитанников, укрепляют их здоровье, а с другой – воспитывают глубокое понимание многогранного значения природы для жизни людей, их здоровья, духовного и физического совершенствования.

Эколого-оздоровительная работа – не кампания одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематическая, спланированная работа всего коллектива на длительный период.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ПРОЕКТА

Научная новизна проекта определяется целесообразностью интеграции двигательной и познавательной деятельности детей для формирования у них физкультурно-экологических знаний на основе общей задачи сохранения и укрепления здоровья:

- разработана система физкультурно-экологической работы в дошкольной образовательной организации, позволяющая объединить усилия сотрудников ДОО и родителей с целью сохранения и укрепления здоровья детей в условиях современной экологической ситуации;

- определен оздоровительный эффект применения методики физкультурно-экологической работы с дошкольниками в современных экологических условиях.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- результаты работы расширяют представления о возможности формирования экологических знаний у дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями, позволяющей оптимизировать процесс образования в дошкольной образовательной организации;

- в работе конкретизируются положения интеграции физкультурного (физическое развитие) и экологического образования (познавательное развитие) на основе решения задачи сохранения и укрепления здоровья ребенка;

- результаты работы уточняют положения о деятельности инструктора по физической культуре в организации физкультурно-экологической работы в ДОО.

Практическая значимость заключается в том, что в результате исследования:

- разработаны рекомендации к физкультурным занятиям (играм) экологической направленности;

- определены особенности планирования, организации, содержания занятий (НОД) с целью комплексного решения задач физкультурного и экологического образования.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта: создание условий для укрепления здоровья дошкольников, формирования основ ЗОЖ и экологической культуры на основе физкультурно-экологического интегрированного подхода.

Задачи:

  •  Создавать условия для эколого-оздоровительной работы.
  •  Приобщать детей к здоровому образу жизни.
  •  Повышать сопротивляемость инфекционным заболеваниям.
  •  Воспитывать у детей элементы экологического сознания.
  •  Формировать представление о единстве человека и природы.
  •  Улучшать эмоционально-психическое состояние детей.
  •  Повышать компетентность родителей в области здоровьесбережения.

ГИПОТЕЗА

Повышение эффективности образования дошкольников в области физической культуры и в области экологии возможны при условии их интеграции, что может быть достигнуто за счет формирования у детей экологических знаний в процессе занятий физическими упражнениями, а также взаимодействия сотрудников ДОО и родителей.


ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Планируемая работа

Ожидаемый результат

Сроки

  1. Подготовительный

Цель: самосовершенствование по данной теме.

  • Составление перспективного плана по реализации проекта.
  • Изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам эколого-оздоровительного воспитания детей.
  • Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к сбору наглядного материала и необходимой литературы.
  • Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы.

Будет собран необходимый материал для работы в данном направлении.

Сентябрь 2016 г.

  1. Основной

Цель: реализация проекта в образовательную практику

  • Разработка конспектов занятий, сценариев к праздникам.
  • Проведение совместных мероприятий с родителями.
  • Посещение СК «Мордовия».
  • Оснащение физкультурно-оздоровительных центров в группах.
  • Участие в конкурсе рисунков «Мой любимый вид спорта», «Мы - юные спортсмены»
  • Создание презентаций к тематическим занятиям и беседам.

Появится устойчивый познавательный интерес к своему здоровью и природе родного края

Октябрь 2016 – май 2017г.

  1. Заключительный

Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив.

  • Творческий отчет (эколого-оздоровительное мероприятие, презентация)
  • Анализ результатов проекта, оформление результатов проекта.

Работа над проектом найдет продолжение в дальнейшем воспитательно-образовательном процессе.

Май 2017г.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

• Заведующий ДОО – создание условий для реализации проведения мероприятий.

• Старший воспитатель – координация проекта

• Инструктор по физической культуре – реализация проекта

• Дети  дошкольного возраста – участники проекта

• Родители – участие и помощь в реализации проекта

• Педагоги (воспитатели, музыкальные руководители, учитель-логопед) – проведение совместных мероприятий, помощь в реализации проекта.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Материально - техническое:

  • Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.

Учебно-методическое:

  • Детская художественная литература
  • Методическая литература
  • Дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры
  • Конспекты занятий и бесед.

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Проект может быть реализован в дошкольных образовательных организациях различного типа. Для его реализации не требуется дополнительных материальных затрат. Проект способствует консолидации усилий педагогов и родителей по формированию экологического сознания и основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста, на основе эколого-оздоровительного  интегрированного подхода .

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически адаптированными методиками.

Принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОО.

Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Принцип связи теории с практикой обеспечивает формирование  у детей умения применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

Принцип повторения – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений в процессе освоения умений и навыков, вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.

Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований  и физических нагрузок.

Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип коммуникативности  помогает  воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

Принцип взаимодействия ДОО и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.

Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

На уровне ребенка:

  • Формирование у дошкольников основ экологической культуры и основ валеологического сознания.
  • Улучшение соматических показателей здоровья дошкольников, снижение уровня заболеваемости.
  • Овладение детьми элементарными навыками оздоровления факторами ближайшего природного окружения.

На уровне педагога:

  • Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.
  • Внедрение научно-методических подходов к организации эколого-оздоровительной работы в ДОО и семье.

На уровне родителей воспитанников:

  • Повышение уровня ответственности педагогов за формирование у детей основ экологической культуры.

На уровне педагогических технологий: 

  • Обогащение методов, приемов, средств и форм эколого-оздоровительного воспитания дошкольников.

На уровне предметно-пространственной среды:

  • Создание материально-технической базы для плодотворной работы по данному направлению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольное образовательная организация призвана создать основу для развития ребёнка и обеспечить максимально благоприятные условия для формирования его здоровья, гармоничного физического, психического и социального развития.

Проведенная работа в ходе проекта оказалась эффективной, показала, что в результате совместной деятельности педагога и детей создаются условия для развития, оздоровления и самореализации личности ребенка, развивается интеллект, выносливость, формируется познавательное, эмоционально-нравственное, деятельностное отношение к окружающей среде и своему здоровью.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

Сентябрь - Ноябрь

Направление работы

Формы работы

Взаимодействие с детьми 

Познавательные беседы:

Человек-живое существо.

Что такое здоровье? Чтобы нам не болеть. Здоровому все здорово.

НОД: Здоровье – бесценный дар.

Подвижные и пальчиковые игры на осеннюю тематику.

Подвижные игры:

«Прыг-скок». «Огородники». «Лягушки и цапля».

«Грибы-шалуны». «Шишки, желуди, орехи». «Ноги от земли».

Пальчиковая гимнастика:

Тема «Домашние животные»

1. «Коготочки»

2. «Козочка»

3. «Уточка»

4. «Котята»

5. «Поросята»

6. «Кролик»

Тема «Животные леса»

1. «Зайчик»

2. «Пляска зайчиков»

3. «Белочки»

4. «Дружат добрые зверята»

5. «Ёжик»

6. «Лужок»

7. «Медвежонок»

8. «Перчатка»

9. «Мышонок»

День здоровья 

Досуги, праздники: «Осень, осень, в гости просим».

«С детства береги природу»

Походы: Поход по экологической тропе

Взаимодействие с педагогами

Консультация «Эколого - оздоровительная работа в детском саду».

Круглый стол «Сохраним здоровье ребенка вместе».

Взаимодействие с родителями

Анкета для родителей «Экологическое образование в семье».

День открытых дверей.

Декабрь – Февраль

Взаимодействие с детьми 

Познавательные беседы: Значение природы для людей (старший возраст); Ешь правильно и лекарств не надобно (средний возраст).

НОД: Лес полон сказок и чудес (все возрастные группы).

Делу время, потехе час (старший возраст).

Подвижные и пальчиковые игры на зимнюю тематику (все возрастные группы).

Досуги, праздники: На лесной полянке (средний возраст); Зимний праздник для малышей (младший возраст); Зимние забавы (старший дошкольный возраст).

Походы: Поход по экологической тропе

Взаимодействие с педагогами

Мастер-класс для педагогов «Нестандартное использование классических здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников»

Взаимодействие с родителями

Консультация «Идем в поход».

Совместный эколого-оздоровительный лыжный поход в лесопарк.

Март – Май

Взаимодействие с детьми 

Познавательные беседы: Природа в опасности (средний и старший возраст).

НОД: Поход в зоопарк (все возрастные группы); Насекомые (старший возраст) Мы весною в лес пришли (старший возраст).

Подвижные и пальчиковые игры на весеннюю тематику.

Досуги, праздники: Масленица (все возрастные группы); КВН «Берегите землю» (старший возраст)

Походы: Поход по экологической тропе.

Итоговое мероприятие «Весёлые туристы» (старший возраст).

Взаимодействие с педагогами

Открытый просмотр физкультурно-экологического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Юный эколог».

Взаимодействие с родителями

Спортивный праздник, посвященный Международному Дню семьи»

Научно-методическое обеспечение проекта

Нормативно-правовое обеспечение

  • Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании РФ»
  • Приказ Министерства образования и науки  РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на переходный период до утверждения Примерной основной образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрировано в минюсте РФ 14 ноября 2013 года, № 30384)
  • Приказ Министерства образования и науки  РФ от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации  и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
    2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26.

  • Устав МДОУ «Детский сад № 79»
  •  Закон «Об образовании в Республике Мордовия» от 8 августа 2013 г. №53-З (в редакции Закона Республики Мордовия от 19.12.2014 № 103-З)

Теоретические концепции

  • Теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода в жизни ребенка, в соответствии с которой главной линией его развития является амплификация (обогащение) наиболее значимыми для него формами и способами деятельности.
  • Теория Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева о деятельностном подходе к развитию ребёнка, которая признает главенствующую роль деятельности (особенно её ведущего вида - игры) для развития ребёнка.
  • Теория Л.А. Венгера  о развитии способностей, утверждающая, что основная линия в развитии ребенка – способности, позволяющие ему самостоятельно анализировать, находить новые варианты решений в проблемных ситуациях.


Методическое оснащение:

  • Общеобразовательная программа МДОУ «Детский сад №79»
  • Методика дыхательной гимнастики Б.С. Толкачева.
  • Методика  дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
  • Методика коррекции зрения В.Ф. Базарного.
  • Методика игрового обучения С. и Е. Железновых.
  • Аэрофитотерапия по Ю.В. Акимову и И.Ф. Остапчук.
  • Фитотерапия по Н.И. Куракову.
  • Закаливание водой, воздухом и солнцем, по методикам Г.Н. Сперанского, Ю.Ф. Змановского, Р.П. Нарцисова, С.В. Хрущева.
  • Психогимнастические этюды по М.И. Чистяковой.
  • Коммуникативные игры по К. Орфу, В.А. Жилину, Е.В. Рыбак.
  • Музыкотерапия по И.Р. Тарханову, М.Я. Мудрову, О.В. Машкову.
  • Цветотерапия по В.М. Бехтереву, Э.М. Гейлу, Э.Д. Бэббиту.


ПРИЛОЖЕНИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если хочешь быть здоров...

На празднике участвуют сказочные герои. Они учать быть здоровым......

"Если хочешь быть здоров". Перспективное планирование физкультурных занятий познавательного цикла.

Перспективное планирование физкультурных занятий познавательного цикла (средняя, старшая, подготовительная группы)...

Проект " Будь здоров без докторов"

Разработка проекта в старшей группе " Будь здоров без докторов"...

Педагогический проект "Если хочешь быть здоров!" Подготовительная к школе группа

Педагогический проект  разработан на 1 год. В нем представлено система работы и задачи по формированию у воспитанников интереса к компонентам здорового образа жизни, приобретению детьми знаний и ...

Проект "Будь здоров-всегда здоров"

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. Здоровье—это не только отсутствие болезней или физических дефектов. Это состояние полного душевного и ...

АКЦИЯ «Делай зарядку, будешь здоров!» Участие родителей в проекте «Будь, всегда здоров» Средняя группа

Участие родителей в проекте «Будь, всегда здоров». Цель: Формирование здорового образа жизни в семье.Задача:  Показать. как родители способствуют укреплению здоровья детей д...