Основные принципы внедрения и реализация оздоровительных технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций.
консультация
Основные принципы внедрения и реализация оздоровительных технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozdorovitelnye_tehnologii.docx | 22.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему:
Основные принципы внедрения и реализация оздоровительных технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций.
Современная модель образования ставит перед дошкольными образовательными учреждениями качественно новые задачи в области воспитания, образования и сохранения здоровья детей. Решить эти задачи должны помочь разнообразные здоровьесберегающие технологии. Сегодня термин «здоровьесберегающие технологии» получил широкое распространение, как в педагогической литературе, так и в повседневной жизни.
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая.
Педагогическая технология отличается конкретностью и четкостью целей и задач; Технологию, применительно к заявленной теме, возможно, обозначить как педагогическую деятельность, которая по-новому строит свои отношения между образованием и воспитанием, переводя воспитание в рамки здоровьесбережения, направленного на сохранение и укрепление здоровья ребенка. Если философия образования отвечает на вопрос «зачем учить?», а содержание образования – «чему учить?», то педагогические технологии отвечают на вопрос «как учить?». С точки зрения здоровьесбережения учить необходимо так, чтобы не наносить вреда здоровью субъектов образовательного процесса – детям и педагогам. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.
термин «здоровьесберегающие технологии» можно определить и как качественную характеристику любой образовательной технологии, которая направлена на сохранение и укрепление здоровья, и как совокупность определенных принципов, приемов и методов педагогической деятельности, наделенных признаком здоровьесбережения. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.
Основной их признак – использование психолого-педагогических методов, приемов, подходов в решении проблем сохранения, поддержания и обогащения здоровья всех субъектов педагогического процесса в дошкольном учреждении.
Целью здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании является достижение оптимального уровня здоровья воспитанников детского сада, формирование представлений о здоровье и умений сохранять и укреплять его; обеспечение валеологической компетентности, которая позволяет дошкольнику эффективно и самостоятельно решать задачи, здорового образа жизни и безопасного поведения.
В современной литературе представлены основные компоненты здоровьесберегающих технологий.
характеристике этих компонентов.
• Аксиологический компонент – характеризуется осознанием того, что здоровье является высшей ценностью, убежденностью в необходимости вести здоровый образ жизни, позволяющий осуществлять поставленные цели, использовать свои физические возможности. Реализация аксиологического компонента осуществляется в процессе формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье, здоровьесбережение, у человека развивается осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях.
• Гносеологический компонент – включает необходимые для процесса здоровьесбережения знания и умения, познание себя, своих возможностей, интересов к вопросам собственного здоровья. Этот процесс направлен на формирование системы знаний и практических умений и навыков поведения в повседневной деятельности, обеспечивающих ценностное отношение к личному здоровью и здоровью окружающих людей.
• Здоровьесберегающий компонент – включает определенную систему ценностей и установок, формирующие гигиенические умения и навыки, которые необходимы для нормального функционирования организма, а также включает систему упражнений, направленных на развитие двигательных функций. Большое значение в данном компоненте отводится режиму дня, рациональному питанию, двигательной активности, чередованию нагрузки и отдыха, психогигиене, использованию экологоприродных факторов и нетрадиционных способов оздоровления организма.
• Эмоционально-волевой компонент – включает в себя проявление психологических механизмов. Положительные эмоции являются необходимым условием сохранения здоровья, они закрепляют у человека стремление быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Воля – психический процесс, способствующий сознательному управлению деятельностью, которое проявляется в преодолении препятствий и трудностей на пути к обозначенной цели. Воля чрезвычайно важный компонент, особенно в начале оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью личности.
• Экологический компонент – проявляется осознанием бытия человеческой личности в единстве с биосферой, раскрывающий зависимость физического и психического здоровья человека от эколого-природных факторов. Этот компонент характеризуется тем, что человек как биологический вид существует в определенной окружающей среде, из которой он черпает необходимые для его жизнедеятельности средства. Общение с природой предоставляет широкие возможности для оздоровления человека, способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро- и макросоциуме.
• Физкультурно-оздоровительный компонент включает овладение разными способами двигательной деятельности, которые направлены на увеличение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Так же, этот компонент способствует оздоровлению организма, обеспечивает высокие адаптивные возможности. Физкультурно-оздоровительный компонент обеспечивает освоение жизненно-важных психофизических качеств, которые повышают общую работоспособность организма, а также формирование навыков личной и общественной гигиены.
Перечислим основные виды здоровьесберегающих технологий применяемые в дошкольном образовании и дадим им краткую характеристику:
Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании это технологии, которые обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под пристальным руководством медиков в соответствии с медицинскими требованиями и нормативами, с использованием медикаментозных средств. К ним можно отнести следующие технологии: мониторинг здоровья дошкольников и разработка на его основе рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация рационального питания детей раннего и дошкольного возраста и его контроль; организация физического воспитания и развития дошкольников; закаливание; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощи в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, которые направлены на обеспечение физического развития и укрепления здоровья ребенка: развития психофизических качеств, двигательной активности, становления физической культуры дошкольников, закаливания. К данным технологиям также относятся: дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной двигательной активности и заботе о своем здоровье и другие. В реализации этих технологий, участвуют специалисты по физическому воспитанию, а также педагоги дошкольных образовательных учреждений в специально организованных формах физкультурнооздоровительной работы: на физкультурных занятиях, прогулках, в режимные моменты, в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и других.
Технологии обеспечения социально–психологического благополучия ребёнка – технологии, которые обеспечивают психическое и социальное здоровье ребёнка. Основная задача данных технологий обеспечить эмоционально-комфортное и позитивное психологическое самочувствие ребёнка в процессе его общения со сверстниками и взрослыми, как в детском саду, так и в семье. В реализации этих технологий принимают участие психолог, посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образовательного учреждения в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования это технологии, которые направлены на формирование культуры здоровья педагогов дошкольного учреждения, в том числе культуры профессионального здоровья, а также формирование у педагогов потребности в здоровом образе жизни.
К элементам технологии валеологического просвещения родителей относятся: папки-передвижки, памятки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, круглые столы, семинары-практикумы, вечера вопросов и ответов и другие формы работы.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОО это, прежде всего, технологии которые направлены на воспитание валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель данных технологий формирование у ребёнка осознанного отношения к здоровью и жизни человека; формирование знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его; обретение валеологической компетентности, которая позволит дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, а также задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помощи и самопомощи.
Рассматривая различные виды здоровьесберегающих технологий, следует обратить внимание на основные принципы внедрения и реализации их в деятельность дошкольных образовательных организаций:
• комплексность использования оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья детей, структуры воспитательно-образовательного процесса, условий воспитания и обучения;
• непрерывность проведения оздоровительных мероприятий в течение года; • максимальный охват оздоровительными мероприятиями всех участников образовательного процесса;
• интеграция оздоровительных технологий в воспитательно-образовательный процесс;
• преимущественное применение немедикаментозных средств оздоровления, широкое использование средств, стимулирующих защитные силы организма;
• использование простых и доступных технологий;
• формирование положительной мотивации у детей, педагогов, медицинского персонала к проведению оздоровительных мероприятий;
• реализация в условиях образовательного учреждения на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию, охране психического здоровья;
• повышение эффективности системы оздоровительных мероприятий за счет соблюдения в образовательных учреждениях санитарно-гигиенических норм и правил.
Таким образом, залогом успешного осуществления здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса является понимание педагогами сущностных особенностей применяемых технологий, их видов, условий и принципов реализации в ДОО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружной семинар "Реализация регионального проекта «Внедрение модели вариативного развивающего образования в условиях дошкольной образовательной организации» на территории Барабинского района"
18 апреля 2018 года на базе МКДОУ №7 «Радуга» Барабинского района проведен окружной семинар для руководителей муниципальных органов управления образованием,...
Консультация для воспитателей "Основные принципы внедрения и реализация оздоровительных технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций"
Современная модель образования ставит перед дошкольными образовательными учреждениями качественно новые задачи в области воспитания, образования и сохранения здоровья детей. Решить эти задачи должны п...
Консультация для родителей "Основные принципы внедрения и реализация оздоровительных технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций"
Современная модель образования ставит перед дошкольными образовательными учреждениями качественно новые задачи в области воспитания, образования и сохранения здоровья детей. Решить эти задачи должны п...
Консультация для воспитателей "Основные принципы внедрения и реализация оздоровительных технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций" консультация
для воспитателей...
Консультация "Основные принципы внедрения и реализация оздоровительных технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций"
Современная модель образования ставит перед дошкольными образовательными учреждениями качественно новые задачи в области воспитания, образования и сохранения здоровья детей....
Консультация для воспитателей "Основные принципы внедрения и реализация оздоровительных технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций"
Современная модель образования ставит перед дошкольными образовательными учреждениями качественно новые задачи в области воспитания, образования и сохранения здоровья детей. Решить эти задачи должны п...