Методическая разработка конспектов занятий по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Конспекты занятий по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект занятия по формированию ЗОЖ в старшей группе

(В рамках Основной образовательной программы дошкольного образования

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учереждения "Детский сад № 388"

с изменениями, дополнениями, 2015г)

Тема: «Витамины укрепляют организм»

Задачи:

  •  Продолжать закреплять знания детей о пользе  витаминов для  нашего организма.    
  •  Познакомить с понятием «витамины  группы  А, В, С, D, Е» и продукты, в которых они содержатся.
  • Закрепить знания детей о необходимости наличия витаминов в организме человека, о пользе продуктов, в которых содержатся витамины.
  • Развивать речь, внимание, память, упражнять в отгадывании загадок.
  •   Воспитывать желание быть здоровыми.

Предварительная работа: беседа об овощах и фруктах, рассматривание картинок, их описание, игры: «4-й лишний», «Узнай на вкус, запах»,«Чудесный мешочек»

Демонстрационный Материал: кукла «Витаминка», картинки овощей и фруктов, игры «Живые витаминки», Пазлы «Витамины», корзинка с овощами.  

Индивидуальная работа с детьми: Кирилл П.  (упражнять в разгадывании загадок), Арсений Г. ( закреплять умение отвечать на вопросы полным ответом), Вероника С. (активизировать словарный запас)                                                                                                

 Ход занятия:

 1 часть. Сюрпризный момент-кукла "Витаминка" приходит в гости.

Витаминка: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Витаминка.

                       Пищей шоколадною ты не увлекайся,

                       Очень сладкого, солёного

                      Ой, остерегайся.

                     Только овощи и фрукты – очень вкусные продукты

                     Да! Да! Да!

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас занятие о самых полезных продуктах. А вы знаете, что относится к самым полезным продуктам? (овощи, ягоды, фрукты)

- Ребята, а почему так полезны овощи, фрукты?

Варианты ответов детей: (в них много витаминов)

Воспитатель: Витамины необходимы, как воздух, солнце и вода.

Витаминка: Ребята,а если вы отгадаете мои загадки,то узнаете в каких овощах и фруктах много витаминов!

Рослые ребятки, улеглись на грядке,

Все ребятки молодцы и зовутся …  (огурцы)

            * * *        

Фиолетовый кафтан заказал себе Иван.

Лучше не было кафтана, чем кафтан у …  (баклажана)

               * * *

Шло по грядке вдоль забора

Войско храброе дозором.

Держит пики сотни рук.

Подрастает горький … (лук)

              * * *

Красная девица родилась в темнице,

Выкинула косу за окошко ловко.

Наступает осень, выдернут … (морковку)

   * * *

Кругленькие братцы в домике томятся,

В домике зелёном им совсем не плохо.

Варят их в бульоне и зовут … (горохом)

- Как назвать одним словом все эти картинки-ответы? (овощи)

Этот плод продолговатый,

Витаминами богатый.

Его варят, его сушат.

Называется он … (груша)

         *  * *

Он с оранжевою кожей,

Что на солнышко похожа.

А под кожей – дольки,

Посчитали, сколько?

Дольку каждому дадим,

Все по долечке съедим. (Апельсин)

   * * *

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленькие детки.  (Яблоко)

          * * *

Среди листьев изумрудных

Зреет много гроздей чудных.

Они из ягод состоят,

У них чудесный аромат,

И мы зовём их … (виноград)

  * * *

Хоть и кислый он,

В чай положим мы  … (лимон)

 - Как назвать одним словом все эти картинки-ответы? (фрукты)

2 часть.Витаминка: Все овощи и фрукты содержат очень много полезных веществ. Когда мы их едим, то наш организм получает большой запас витаминов, чтобы мы были здоровы и не болели.

Воспитатель: Осенью поспевает большой урожай овощей и фруктов. Всё сохранить в свежем виде не удаётся. От долгого хранения они могут испортится. Что же делают взрослые, чтобы сохранить собранный урожай на целую зиму?

Варианты ответов детей: (консервируют овощи, фрукты, варят варенье, делают компоты …)

Витаминка: А ещё фрукты можно сушить. Высушенные фрукты называют сухофруктами. Даже в сушёном виде они сохраняют много витаминов. Вы, наверное  видели и пробовали изюм – это высушенный виноград, курагу – сухие абрикосы. Из сухофруктов готовится очень вкусный и полезный компот, который вы получаете на обед.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, в какое время года мы больше всего получаем витаминов?

Варианты ответов детей: (Летом, осенью)

Витаминка: А я вас приглашаю сходить в огород.

Физкультминутка

Мы стоим на огороде,                       Потягивания-руки в стороны

Удивляемся природе.

Вот салат, а здесь укроп.                  Правой рукой коснуться левой ступни, а потом

Тут морковь у нас растёт                  левой рукой коснуться правой ступни.

Поработаем с тобой ,

Сорнякам объявим бой –

С корнем будем выдирать

Да пониже приседать.                       Приседания

Всё полили мы из лейки

И садимся на скамейки.

Мы идём во фруктовый сад.                         Ходьба на месте.

Вздыхаем яблок аромат.                               Дыхательные упражнения.

Хотим сорвать яблоки с дерева                   Поднимаются на носочки, тянут 

                                                                        поочерёдно то одну, то другую руку вверх.

Может быть, допрыгнем до них?                Прыжки.

Нужно поставить лестницу.                         Имитируют подъём по лестнице.

Срываем яблоки и кладём в корзину.         Имитируют сбор яблок.

Яблоки собрали, теперь отдохнём.              Дети садятся за столы.

Витаминка: Ребята, вы отдохнули, а теперь отгадайте ещё загадку:

     Он бывает всех цветов

     В нём витаминов куча

     Я пить его всегда готов

     Ведь нет напитка лучше.

     Он морковный и томатный

     И на вкус и цвет приятный

     Чтоб здоровым стать ты смог

     Пей скорей фруктовый …(сок)

Воспитатель: -А вы знаете, что сок не только очень вкусный и полезный напиток, он ещё может быть и замечательным лекарством.

Сок лука – от насморка, при ангине, с мёдом при кашле.

Сок капусты – от боли.

Сок редьки – от кашля.

- Ребята, а витамины содержатся не только в овощах, фруктах, ягодах, но ещё и в разных продуктах.

- Правильно вы ребята сказали, что летом и осенью больше витаминов, поэтому зимой и весной необходимо покупать витамины в аптеке. Их нужно употреблять в определённых дозах (1-2 таблетки в день)

- Ребята, а вы знаете, что все витамины делятся на группы А, В, С, D, Е. Хотите узнать, какие полезные продукты к ним относятся?

Вариант ответов детей: (Да)

Витаминка: Ребята, я привела с собой своих друзей. Это живые витаминки. Их зовут Витамин В и Витамин С.

Воспитательль: -Давайте поиграем в «Живые витаминки»

(Игра проводится за столом, дети стоят полукругом. Дети смотрят, какие продукты образуют данный витамин, когда перепутаются постараться вспомнить, что к какому витамину относится)

-  А Витаминка принесла нам пазлы . Она хочет, чтобы мы с ней поиграли. Игра «Витаминные пазлы»( на столе выкладывается витамин, предлагаю детям отыскать определённую картинку, закрепляем, какие продукты относятся к данному витамину).

3 часть. Воспитатель: Витамины – это такие вещества, которые нужны нашему организму для усвоения пищи, они повышают работоспособность, сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, способствуют росту нашего тела, Если в пищи недостаточно витаминов, человек болеет разными болезнями, становится вялым, слабым, грустным.

Витаминка: Ребята, я принесла вам подарок, а вы уж сами догадайтесь для чего он нужен. Мне пора уходить, до свидания.

Воспитатель: Ребята, это капуста - овощ, в котором есть витамины роста. Морковь – витамины, укрепляющие зубы. Лук - витамины, которые борются с простудой.

- Что можно сделать из этих полезных продуктов?

Варианты ответов детей: (Витаминный салат)

Сегодня мы с вами приготовим его на обед.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия по формированию ЗОЖ в старшей группе

(В рамках Основной образовательной программы дошкольного образования

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учереждения "Детский сад № 388"

с изменениями, дополнениями, 2015г)

Тема: "Знатоки"

Закрепить у детей представление о том, что здоровье – главная ценность в жизни человека.

Задачи:

  •  Закрепить знания о ЗОЖ, понимание того, что занятия физкультурой, закаливание, правильное питание и  гигиенических процедур способствуют хорошему физическому развитию.
  • Развивать логическое мышление и память, умение выслушивать ответ товарища не перебивая.
  • Воспитывать желание быть здоровым, внимательно относиться к себе и другим людям.
  • Закрепить у детей представление о том, что здоровье – главная ценность в жизни человека.

 Материал: Плакат с изображением человека, карточки с видами спорта, коробка с полезными и вредными продуктами; разрезные картинки по теме «Закаливание», карточки "Когда нужно мыть руки"

Воспитатель:

«Здравствуй» - люди говорят.

Здравствуй, - желают здоровья, «здравствуй», значит будь здоров.

И не нужно много слов.

Если здравствуй, ты сказал, ты здоровья пожелал.

Здравствуйте мальчики (Здравствуйте).

 Здравствуйте девочки (Здравствуйте). 

А как еще здороваются люди? Обнимаются. Пожимают друг другу руки.

Вот мы с вами пожелали друг другу здоровья.

За ширмой кто-то чихает.

Воспитатель: Ребята,кто из вас чихнул? Будьте здоровы!

За ширмой: Здоровы,здоровы...Апчхи... И что это такое- здоровье ваше. Апчхи...!

Выходит Домовенок Кузя.

Кузя: Здравствуйте,ребята! Апчхи!...(дети хором говорят :Будьте здоровы!) Вы меня узнали?

Ответы детей.

Кузя: Да,я Домовенок Кузя.

Воспитатель: Кузя,а что ты делаешь у нас в саду? Что с тобой случилось?  

Кузя: Да расчихался я дома,а Нафаня мне-" Будь здоров,да будь здоров!" Тоже мне...как будто я знаю,как это быть здоровым! Лежу себе на печи,да ем калачи-вот и здоров...вроде бы. Так Нафаня меня и отправил к вам в садик. Говорит,сходи,там тебе всё расскажут, да покажут,да помогут стать здоровым.

Воспитатель: Ребята,как вы думаете,сможете Кузе помочь,узнать,что такое здоровье?

Ответы детей.

Воспитатель: давайте расскажем Кузе что же такое- Быть здоровым

Ответы детей: (Соблюдать культурно-гигиенические навыки,заниматься спортом,правильно питаться,знать всё о своём организме)

Кузя: Здорово! Как интересно! Только вот я не понял,а что я должен знать про свой организм? Я как-то и недумал, как тут у нас всё работает. Давайте, я вам вопросики интересные задам,а вы ответите,вдруг вы и сами ничего не знаете.

Воспитатель: Ну,что ж, Кузя, проверь ребят. Вы не против, ребята? Только отвечайте Кузе полным оветом и не перебивайте друг-друга,кто первый поднимет руку,тот и отвечает.  

Кузя: Начнём.

(На доске вывесить плакат человека)

 Какой орган слышит, что мама зовёт обедать?  (Уши.)

 Чего у тебя по пять? (Пальцев.)

 Какой орган сразу чувствует,что в котлеты положен чеснок? (Нос)

 Что лишнее: нос, рот, книга, глаза? (Книга.)

Какой орган определяет,что трава зелёная,а цветок красный? (Глаза)

 Что у вас по одному? (Голова, нос, и т.д.)

 Что лишнее: Голова, кукла, рука, ноги? (Кукла.)

 Самая верхняя часть тела. (Голова.)

Какой орган определяет, что яблоко было вкусным?

Кузя: Молодцы ребята,со всеми вопросами справились!

Воспитатель: Молодцы, ребята правильно ответили.

Да много органов у человека и каждый орган необходим.

А чтобы наш организм работал как "часы",его нужно содержать в чистоте.

Кузя: Это как?

Воспитатель: Как-не скажем,а покажем. А ты,Кузя угадывай сам!

Давайте присядем на ковёр и по очереди покажем Кузе,что нужно делать для соблюдения чистоты тела.

«Правила гигиены».

С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание.

Кузя: Вот здорово! Один раз умылся утром и весь день свободен. Ходишь чистый.

Воспитатель: Ребята,как вы думаете,прав Кузя?

Дети: Нет!

Воспитатель: Ребята сейчас покажут тебе картинки и расскажут когда нужно мыть руки и зачем.

На столе лежит конверт с карточками. Дети берут по одной карточке и объясняют Кузе в каких случаях нужно мыть руки.

Кузя: Вот спасибо,ребята! Я теперь всегда буду мыть руки! Что то я так разволновался и проголодался. У меня тут где-то конфеты были...( достаёт из кармана пачку M&M) . Перекушу немного.

Воспитатель: Ребята, а скажите пожалуйста, полезный перекус решил устроить Кузя?

Ответы детей.

Кузя: А что тут неполезного?

Воспитатель: А мы с ребятами тебе сейчас всё покажем.

Воспитател берёт тарелку,просит детей разложить по кругу конфеты и наливает немного воды на дно тарелки.

Воспитатель: Теперь нужно немного подождать. А пока мы немного разомнемся и сделаем зарядку. И не забываем улыбаться,ведь улыбка-тоже залог здоровья.

Улыбнись.

Вверх и вниз рывки руками,

Будто машем мы флажками.

Разминаем наши плечи.

Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)

Руки в боки. Улыбнись.

Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)

Приседанья начинай.

Не спеши, не отставай. (Приседания.)

А в конце — ходьба на месте,

Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)

Упражненье повтори

Мы руками бодро машем,

Разминаем плечи наши.

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Корпус влево мы вращаем,

Три-четыре, раз-два.

Упражненье повторяем:

Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо.)

Мы размяться все успели,

И на место снова сели. (Дети садятся.)

Кузя: Молодцы ребята! Очень весёлая и интересная зарядка получилась! А что же там с моими конфетами?

Дети подходят к столу и  видят, что в тарелке образовалась целая палитра .

Воспитатель: Видишь,Кузя, узор в тарелке очень красив, но конфеты содержат очень много красителей и вряд ли ты захочешь есть краску.

 Дети делают вывод  о вреде данного продукта.

Кузя: А что же можно есть?

Воспитатель: Ребята, перед вами коробка с полезными и вредными продуктами. Рассмотрите их и в зеленую тарелочку сложите полезные продукты, а в красную вредные.

Дети рассматривают продукты и раскладывают по корзинам, и  рассказывают о вредных и полезных продуктах.

Воспитатель:

Итак, для того чтобы быть здоровым надо…(кушать полезные продукты).

А что можно приготовить из полезных продуктов?

Что делают из молока? (Кефир, творог, сметану, сыр, масло, йогурт.)

Что можно приготовить из овощей? (Винегрет, салат, и т.д.)

Что делают из муки? (Хлеб, пироги, печенье и т.д.)

Что можно приготовить из фруктов? (Сок, компот, варенье, салат и т.д.)

Продолжи: овощи и фрукты - … (Полезные продукты.)

Кузя:Вот это не жизнь,а сказка: Поел и спать на печь,поспал и опять поел... Но только полезное для здоровья!

Воспитатель: Кузя,а не скучно тебе так жить -то?

 Кузя: А чем же ещё можно заниматься?

Дети: Чтобы быть здоровым,нужно заниматься спортом!

Воспитатель: Правильно,ребята! Давйте расскажем Кузе,что такое спорт.

Игра: «Посмотри и угадай»

Перед вами конверт с заданием. (4-5 карточек со схемами и 8-10 с видами)

давйте разделимся на группы.Одна группа рассказывает о видах спорта, а вторая как называют спортсменов данного вида спорта.

Дети рассматривают картинки и рассказывают о каждой.

Кузя: Отлично,теперь то я всё знаю о здоровье!

Воспитатель: Скажите, ребята,обо всём ли мы рассказали Кузе? Ничего не забыли?

Дети: Нужно закаляться!

Воспитатель: Давайте разделимся на две команды и каждая команда соберёт разрезные картинки на скорость и расскажет,какой вид закаливания изображён на картинке.

Кузя: Это всё конечно здорово,но как же успеть столько дел сделать за один день?

Дети: Чтобы всё успевать,нужно соблюдать режим дня!

Ребята рассказывают о том,как они проводят день в детском саду и дома.

  • Подъем,умывание.
  • Приход в детский сад;
  • Утренняя зарядка;
  • Завтрак;
  • Подготовка к занятию,занятия;
  • Прогулка;
  • Обед;
  • Тихий час;
  • Гимнастика после сна;
  • Игры;
  • Уход домой;
  • Вечерняя прогулка;
  • Сон.

Воспитатель: Правильно ребята, вы все молодцы! Давайте с вами повторим для Кузи, что же нужно делать, чтобы быть здоровым!

Дети отвечают

Кузя: Боюсь,я всё не запомню!

Воспитатель: Ребята сейчас всё тебе нарисуют,а ты сможешь сделать из их картин книгу о здоровом образе жизни. Читать сам и учить быть здоровыми всех своих друзей!

Кузя: Отличная идея! А Нафаня то как обрадуется!Спсибо,вам ребята!

Дети садятся за столы рисуют,затем работы перевязывают ленточкой и дарятся Кузе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД область "Здоровье" по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в мир сказки»

Задачи:  Образовательные:   Расширять  знания  о профилактике  простудных  заболеваний  и  о том, что полезно  и  вредно  для  здоровья...

Занятие по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Цель: Формирование у детей привычек здорового образа жизни.Задачи:1.     ВоспитательнаяВоспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни, умение заботиться о своем здоровье, ...

Занятия по формированию здорового образа жизни с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Здоровья»

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок рос здоровым. Здоровье – это дар, который дан человеку от природы. Необходимо помнить о том, что с рождения каждого человека, главное не растерят...

Занятия по формированию здорового образа жизни с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Здоровья»

Цель: Формирование предпосылок здорового образа жизни.Образовательные: продолжать поддерживать и развивать потребность в здоровом образе жизни;закреплять у детей представление о здоровье как ценн...

Занятия по формированию здорового образа жизни с детьми старшего дошкольного возраста «В поисках здоровья»

Цель: Пропаганда и закрепление представлений детей о здоровом образе жизни.Задачи:Образовательные:- расширять и закреплять знания детей о здоровом образе жизни, подвести к пониманию того, что каж...