«Система организации работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников в процессе интеграции деятельности ДОУ и семьи»
методическая разработка

«Система организации работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников в процессе интеграции деятельности ДОУ и семьи»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Система организации работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников в процессе интеграции деятельности ДОУ и семьи»

(методические рекомендации)

             Дошкольный период является наиболее благоприятным  для формирования здорового образа жизни. Осознание ребёнком своего «я», правильное его отношение к миру, окружающим людям -   всё это основа формирования здорового образа жизни. Основная цель педагога -дать информацию ребёнку и сформировать навыки, необходимые для здоровья и работоспособности. Весь комплекс мер -  знания,  умения, навыки, формы и методы включения ребёнка в действия направлены на формирование в себе и своих действиях в условиях нормальной жизни и ситуациях риска. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребёнка потоком пока ещё неосознанной им информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к движениям токов в своём организме.

             Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому особое внимание следует уделять организации различных видов деятельности, приобретению детьми опыта. Всё, чему учат детей, они должны уметь применять в обычной жизни на практике. Педагог должен объяснить детям, что здоровье-  это одна из главных ценностей жизни. Поэтому каждый должен думать о своём здоровье, знать своё тело, научиться заботиться о нём.

      Одно из важнейших слагаемых здорового образа жизни дошкольников-занятия физической культурой и спортом. Их роль состоит не только в непосредственном влиянии на организм, но и в воспитании ценностных ориентаций на здоровье. До сих пор, однако, не удалось решить эту педагогическую задачу: только 10-20% детей систематически занимаются физическими упражнениями. Поэтому формирование у детей интереса к физическим упражнениям, на основе стремления быть здоровым, обучение элементам самомассажа,  формирование правильной осанки так необходимо в этом возрасте. Также в ДОУ вводятся элементы физической и психической гигиены, элементы управления собой, аутотренинг, осуществляется знакомство с элементарными аспектами самоанализа.

       Особое внимание следует уделять таким компонентам здорового образа жизни, как:

-достаточная двигательная активность (ходьба, физический труд, физкультминутки, паузы и т.д.)

-закаливание, которое способствует повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям окружающей среды и заболеваниям (солнце, вода).

-рациональное питание (сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ белки, жиры, углеводы и т.д.)

-соблюдение режима дня с учётом возраста и индивидуальных биологических ритмов, гигиена умственного труда.

-личная гигиена.

-грамотное экологическое поведение

-психогигиена, направленная на формирование умений управлять своими эмоциями и профилактику невротических состояний.

-сексуальное воспитание (воспитание понимания сущности и различия полов).

-отказ от вредных привычек.

-безопасное поведение дома, на улице, в детском учреждении, обеспечивающее предупреждение травм и отравлений,

- формирование основ безопасности, умение понять себя и окружающих, не вредить ни себе, ни им.

Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и отсутствие условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.

      С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка. В “Концепции дошкольного воспитания” подчеркивается: “Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов... Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов”.                                      

      Все это требует переосмысления и изменения содержания и форм работы с семьей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети - родители - педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого.

       Вопросы создания детско-взрослого сообщества, повышения педагогической культуры родителей рассматриваются в нашем педагогическом коллективе в тесной связи с повышением квалификации самих воспитателей, поскольку уровень их профессионального мастерства определяет отношение семьи к детскому саду, педагогам и их требованиям. Причем, для того чтобы быть настоящим пропагандистом идей, средств и методов воспитания здорового образа жизни детский сад в своей деятельности должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт.

      Поэтому, организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка и понимая тесную взаимосвязь данной работы с содержанием всей физкультурно-оздоровительной программы, особое внимание нужно уделить постоянному совершенствованию мастерства педагогов, поиску новых подходов к физическому развитию детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий и т.д. Педагоги в практике работы должны применять и знакомить родителей с современными технологиями оздоровления детей.

Традиционными являются такие формы работы с родителями, как физкультурные досуги и спортивные праздники с участием родителей и сотрудников ДОУ, родительские собрания, консультации, беседы. Но проблема в том, что родители чаще всего выступают в роли зрителей и реже в качестве участников спортивных мероприятий. Сегодня, когда родители зачастую испытывают трудности в общении с собственным ребенком, нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники. Эффективнее использовать такие формы, на которых знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребенка. Одной из таких форм являются совместные занятия физическими упражнениями родителей и детей. На них родители приобретают не только теоретические знания, но и овладевают практическими умениями в области физического воспитания детей. А в случае участия педагога и психолога будет происходить коррекция сложившихся семейных отношений между детьми и родителями. Данной проблеме посвящены многие исследования и научные работы. Так, Н.И. Бочаровой обоснована организация оздоровительного семейного досуга. С.А. Полиевским определены основы физкультуры и закаливания в семье, Э.Я. Степаненкова представила гимнастику для мамы и ребенка, В. Страковской описаны упражнения игрового характера для совместного выполнения родителями и детьми, М.Н. Поповой разработана психолого-педагогическая технология, направленная на коррекцию эмоциональных отношений между взрослыми и детьми.

       Задачи совместной физкультурно-оздоровительной деятельности детей и родителей:

содействие вербальному и невербальному общению детей и родителей;

обогащение двигательного опыта детей и развитие психо-физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы;

развитие у детей психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления;

формирование у родителей практических умений в области физического воспитания ребенка;

повышение уровня педагогической и психологической культуры родителей;

развитие у детей и взрослых творчества в движении;

содействие формированию гармоничных отношений между детьми и родителями, изменение образа ребенка в представлении родителей в положительную сторону.

      Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:

      1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

       2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

       3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

           4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей - в детском саду.

В соответствии с этими основными положениями система работы с семьей включает:

ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;

участие в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей;

целенаправленную санитарно-просветительскую работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.;

 ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;

обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т.д.);

ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапии, ароматерапии и т.д.).

       Для реализации этих задач широко используются:

     -   информация в родительских уголках, в папках-передвижках, в библиотеке ДОУ;

    -   работа консультационной службы «Семья»;

    -   устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физическому воспитанию, а также родителей с опытом семейного воспитания;

    -   семинары-практикумы;

   - деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми, разбором проблемных ситуаций по видеосъемкам, решением педагогических кроссвордов и т.д.;

 - “открытые дни” для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий, закаливающих  процедур и т.д.;

    -   совместные физкультурные досуги и праздники и т.д.;

      Эффективной формой работы с семьей по данному вопросу являются занятия в клубе «Здоровый малыш», позволяющих осуществить полноценный индивидуальный подход к физическому и психическому развитию ребенка через взаимодействие родителей, досконально знающих особенности своего ребенка, и педагогов и медиков, строящих работу на основе профессиональных знаний педагогики, психологии и медицины.

        Еще одной формой эффективного взаимодействия с родителями является проведение совместных акций. Акция – комплекс мероприятий, действий, помогающих детям лучше узнать обозначенную проблему, проявить гражданскую позицию, отношение к чему-либо. Акция-конкурс «Здоровый образ жизни нашей семьи» направлен на взаимодействие педагогов ДОУ и родителей по вопросам воспитания здорового образа жизни и его пропаганду среди жителей микрорайона.

       Цели и задачи конкурса:

Поиск и совершенствование форм работы с семьями воспитанников;

Популяризация семейных праздников и традиций;

Поддержка творческих и спортивных достижений семей;

Пропаганда опыта достойных семейных отношений;

Выявление семей, сохраняющих традиции семейного воспитания, развивающие увлечения и таланты своих членов.

       Совместная деятельность воспитателей и родителей всех возрастных групп при подготовке акции-конкурса включает:

Подбор материалов о здоровом образе жизни;

Включение работы по подготовке акции в занятия;

Выступления родителей-специалистов в данной области перед детьми;

Чтение научной и художественной литературы;

Рисование и выставку рисунков детей;

Придумывание макетов семейных газет;

Создание газет совместными усилиями детей и родителей;

Создание и показ плакатов с беседой-разъяснением;

Совместное проведение досуга «Здоровый образ жизни нашей семьи».

        Вопросы повышения психолого-педагогической компетенции родителей решают практические семинары.

      Чтобы семинары были более плодотворными, можно проводить их в форме игровых тренингов и занятий вместе с детьми, ценность которых заключается в том, что они способствуют раскрепощению родителей, позволяют усваивать теоретические знания и осваивать практические умения. В вводной части используются игровые упражнения, позволяющие родителям вспомнить свое детство, например «Моя любимая игрушка».

        В основной части родителям предлагаются задания и игровые ситуации, помогающие взрослым оценивать воспитательное значение общения со своим ребенком. Так, например, игровая ситуация «Что сказали бы Вы?» позволяет родителям не только выслушать мнение взрослого в конкретной ситуации, но и сопоставить свои высказывания с ответами своих детей на аналогичные вопросы. Подвижные игры и упражнения на игровом занятии вместе с детьми позволяют родителям быстро освоить разные вариации пальчиковой гимнастики (театр в руке, сюжетные упражнения, самомассаж и массаж ладони и стопы) и основы профилактики плоскостопия. В заключительной части семинара подводятся итоги встречи и вручаются родителям буклеты. Практика использования данного вида текстовой информации показывает, что она наиболее эффективна, чем информация на стенде для родителей.

    В последнее время многие дошкольные образовательные учреждения стали организовывать совместные занятия физическими упражнениями родителей с детьми раннего и младшего возраста. Организация подобных занятий имеет свои трудности, однако результат окупает и заботы педагогического коллектива и время, потраченное родителями.

    Занятия совместно с родителями значительно повышают как уровень развития физических качеств, так и скорость формирования жизненно важных двигательных навыков детей. Для овладения новыми движениями большое значение приобретают уже имеющиеся условные связи. Поэтому чем богаче и разнообразнее двигательный режим ребенка, тем легче и правильнее он будет выполнять новые двигательные действия. В связи с тесной взаимозависимостью физического и умственного развития ребенка активизация двигательной деятельности ведет к повышению уровня интеллектуального развития.

   В раннем возрасте на первых порах ведущим в обучении является метод «пассивных движений», так как у детей еще отсутствует зрительно-кинестетические связи, нужные для воспроизведения движения. Поэтому при помощи взрослого создаются определенные кинестетические раздражители в должной последовательности. Слово взрослого, сопровождающее движение, уже здесь несет свою аналитическую функцию: название движения, его характеристика выделяют для ребенка это движение из ряда других. На смену данному методу приходит подражание. В результате восприятия образца движения появляется предварительная ориентировка, по выражению И.М.Сеченова, «мерка для подражания». А взрослый постоянно контролирует правильность выполнения двигательных действий.

   Именно на таких занятиях появляется возможность активно способствовать развитию мелкой моторики детей и тем самым стимулировать их речь. Самостоятельное выполнение детьми упражнений для пальчиков, повторение за педагогом игр-потешек затруднительно, так как дети не могут еще качественно выполнять подобные движения без длительной тренировки. Помощь родителей и их индивидуальный контроль делают этот процесс весьма эффективным.

    Постоянное наблюдение родителей за своим ребенком и осуществление страховки позволяет детям большую свободу двигательной деятельности. Такая свобода приводит к развитию ловкости, освоению ребенком все более сложных движений, умению быстро и четко их выполнять. Движения, особенно новые, доставляют ребенку огромное удовольствие. Он в большой мере совершенствует свои движения в процессе самостоятельной игры, когда ходит, бегает, взбирается на возвышенность, спускается и пр. Задача взрослого — не мешать ребенку, но при необходимости вовремя оказать помощь.

    В результате предоставленной свободы и помощи со стороны взрослых ребенок совершенствуется в жизненно важных двигательных навыках. Хорошее развитие движений имеет большое значение не только для физического, но и для общего развития ребенка: он становится смелее, увереннее в своих силах, способен преодолевать страх, проявлять сообразительность и настойчивость при достижении намеченной цели.

Возникновение радостных эмоций на занятиях активизируют как двигательную, так и умственную деятельность детей. Произвольность психических процессов маленького ребенка невысока, а из всех мотивов, поднимающих ее уровень, положительные эмоции — самые действенные. На фоне положительных эмоций условно-рефлекторные связи создаются значительно легче. Яркие эмоциональные переживания могут придавать этим связям большую прочность.

      Особое значение имеет использование игровых образов. Они наиболее соответствуют восприятию и мышлению детей. В игровом образе концентрируются наиболее существенные стороны данного движения. Игра требует определенного напряжения, связанного с оживлением и радостью, которые положительно влияют на здоровье детей и обогащение детско-родительских взаимоотношений.

     Только на подобных занятиях возможно осуществление полноценного индивидуального развития подхода к физическому и психическому развитию детей через взаимодействие родителя, знающего особенности своего ребенка, и педагога, строящего занятия на основе знаний в области педагогики, психологии, физической культуры, медицины.

      Совместные занятия детей и родителей существенно влияют на создание и поддержание благоприятного психологического климата в семье. Общее развитие ребенка, формирование положительных черт характера происходит преимущественно в то время, когда они участвуют в жизни близких ему старших детей и взрослых, играет, наблюдает за окружающим. И если сами родители постоянно показывают ребенку, какую радость доставляют им совместные физкультурные занятия, то и в дальнейшем самостоятельно ребенок будет заниматься физическими упражнениями с удовольствием, так как у него сформируется понятие об этой деятельности как одобряемой его близкими и любимыми людьми.

     Привлечение родителей к физкультурным занятиям на первых этапах посещения ребенком дошкольного учреждения помогает уменьшить негативные последствия адаптационного периода. Свобода выбора двигательной деятельности дает возможность ребенку проявить свои склонности, и, таким образом, получить психологическое удовлетворение помимо удовлетворения естественной потребности в движении.

     Взаимодействие педагогов и родителей ведет к единообразию требований при проведении физкультурных занятий и созданию программы индивидуального развития каждого ребенка. Такое сотрудничество улучшает их взаимопонимание и повышает степень доверия родителей к педагогическому коллективу.

     Совместные занятия формируют у родителей основы физкультурной грамотности, так как дают элементарные навыки организации двигательной деятельности детей раннего возраста, знания о физических особенностях организма ребенка, о реакции на физическую нагрузку и методах педагогического контроля состояния организма ребенка.

Здоровый образ жизни необходимо соблюдать каждому человеку с детства. Поэтому  ДОУ, семья призваны в дошкольном детстве заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы в этом направлении.

 

Информационные источники:

Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М., 2009.

Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М., 2005.

Ермакова Л.А., Кулакова Е.А., Зубова Г.Г., Арнаутова Е.П. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей. – М., 2006.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: из опыта работы /Авт.-сост. О.Н.Моргунова. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.-127 с.

Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. – М. Просвещение, 1974 г.

Интернет-ресурсы:

Все для детского сада,

Детский сад.ru,

Кошки-мышки,

http://www.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по формированию здорового образа жизни у детей

Быть здоровым-это естественное стремление человека. Здоровый и духовно развитой человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию,...

организация работы по формированию здорового образа жизни у детей

Быть здоровым-это естественное стремление человека. Здоровый и духовно развитой человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенство...

Система работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников

Здоровьесберегающие технологии по формированию представлений о здоровом образе жизни...

Организация работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

О роли педагога в формировании здорового образа жизни в процессе воспитательно-образовательной деятельности....

Организация работы по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников.

Сообщение из опыта работы на заседании совета педагогов МБДОУ № 24....

Презентация " Система работы по формированию здорового образа жизни старших дошкольников"

В даной презентации представленна работа  по формированию здорового образа жизни старших докольников. Эот материал подготовлен для педагогического совета....

Презентация "Система работы по формирование здорового образа жизни у дошкольников"

Презентация "Система работы по формирование здорового образа жизни у дошкольников"...