Играем-здоровье укрепляем
консультация

Материал содержит ряд здоровьесберегающих упражнений, гимнастик для детей с ОВЗ ( с ТНР), который можно применить как в НОД, так и в ходе режимных моментов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ukreplenie_zdorovya.docx40.95 КБ

Предварительный просмотр:

 «ИГРАЕМ – ЗДОРОВЬЕ УКРЕПЛЯЕМ»

 Понятие «здоровье» очень обширно и сложно. В современной  медицине его принято определять как такое состояние организма, когда функции всех его органов и систем уравновешенны с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. Для детей дошкольного возраста возможность посещать ДОУ, овладение знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой, — показатели нормального функционального состояния их организма, состояния уравновешенности с внешней средой. Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии и ослабленным здоровьем весьма тревожит всю общественность. Общероссийская проблема детского здоровья весьма актуальна и для дошкольников нашего города. Данные анализа состояния здоровья воспитанников свидетельствуют об уменьшении из года в год количества здоровых детей, поступающих в  дошкольные учреждения.

   Важнейшими особенностями воспитательно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях является организация всех режимных моментов соответственно возрасту детей (питание, сон, бодрствование) и формирование предметной среды с целью проведения развивающих физических упражнений и закаливающих процедур. Формирование умения с ранних лет заботиться о сохранении своего здоровья и здоровья своих близких, противостоять отрицательным явлениям в поведении окружающих становится приоритетным направлением работы с детьми. Но начинаться и закрепляться эта работа должна прежде всего в семье.

    Первым и основным видом деятельности ребенка раннего возраста является совместная игра с членами семьи в домашних условиях и с детьми в коллективе. Игра для дошкольника является важным фактором в развитии продуктивных видов деятельности: двигательных умений, логического мышления, становления произвольного внимания, развития смысловой памяти, тренируется воля, личностные отношения, формируются нравственность и внутренняя оценка ситуации, поступка. Дети учатся умению подчиняться общим правилам игры, строить свои отношения со сверстниками и с незнакомыми взрослыми, что способствует формированию психологической готовности к школьному обучению.

И, конечно, есть игры, направленные непосредственно на сохранение и поддержание  детского здоровья. Их можно и нужно проводить не только в ДОУ, но и дома.

К ним относятся:

- дыхательная гимнастика

-  гимнастика пробуждения после сна - «Пробудки»

- оздоровительное дорожки

-  массаж

- упражнения по профилактике плоскостопия

-  для формирования правильной осанки

- пальчиковая гимнастика

-  гимнастики для профилактики нарушений зрения

-  аквапроцедуры

    Неотъемлемая часть оздоровительного режима — дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Она включается в комплекс утренней гимнастики, разминки после сна. Ребёнок  учится технике дыхания: глубокий вдох через нос с закрытым ртом, продолжительный выдох через рот. Упражнения проводятся в игровой форме: «Упрямый ослик», «Плакса», «Веселая пчелка», «Часики»... Детям, имеющим заболевания органов дыхания,  предлагают надувать по два воздушных шарика ежедневно.

Особой популярностью пользуются мимические разминки, стимулирующие развитие мимических мышц: « Лошадки », « Спать хочется », «Вкусное варенье», 

«Слоники», «Облака».

Особое место в режиме дня занимает гимнастика для мышц глаз, способствующая снятию их статического напряжения, улучшению кровообращения. Эти комплексы проводятся по нескольку раз в день перед серьезной зрительной работой и после нее.

Упражнения по развитию мелкой моторики пальцев, тактильных ощущений помогают вовлечь ребенка в активное речевое общение.

Одним из немаловажных факторов в процессе оздоровления детей является обучение детей умению расслабляться. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим — сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи. Упражнения по релаксации помогают создать спокойное настроение, радостную и свободную обстановку.

Умение распознавать отдельные группы мышц, выделять их среди всех остальных начинается с расслабления наиболее знакомых, крупных мышц рук, ног, корпуса, шеи. Сначала вызывается расслабление мышц рук, потом остальных. Еще больше помогает сопоставление напряженности мышц рук с их расслаблением. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным.

Научиться произвольному расслаблению мышц, эмоционально успокоиться помогут упражнения, рекомендованные многими авторами (И.Г. Выгодская, Н.В. Берковская и др.).

Расслабление мышц рук

Упражнение «Кулачки»:  Для расслабления мышц рук детям предлагается с силой  сжать кулачки и подержат их в таком состоянии, затем разжать их (расслабиться) дать почувствовать это состояние.

 Руки на столе,

Кулачки сжаты,

Крепко, с напряжением

Пальчики прижаты.

Пальчики сильней сжимаем —

Отпускаем, разжимаем.

Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают ваши пальчики!

Упражнение «Олени». Дети поднимают над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами. Степень напряженности мышц каждого ребенка проверяется, затем обращается его внимание на то, как неприятно это напряжение, поэтому нужно расслабить руки.

Посмотрите: мы — олени,

Рвется ветер нам навстречу!

Ветер стих,

Расправим плечи,

Руки снова на колени.

А теперь немного лени...

Руки не напряжены

И рассла-бле-ны...

Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко, ровно, глубоко.

Расслабление мышц шеи

Упражнение «Любопытная Варвара». Дети поднимают  голову, затем опускают, поворачивают вправо, ощущая напряжение и расслабление шейных мышц.                     Любопытная Варвара

Смотрит влево,

Смотрит вправо.

А потом опять вперед —

Тут немного отдохнет.

Шея не напряжена

И расслаблена...

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх

Возвращается обратно —

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена...

А теперь посмотрит вниз

Мышцы шеи напряглись!

Возвращается обратно —

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена.

Расслабление по представлению

Упражнение «Волшебный сон». Когда дети в достаточной мере научатся общему мышечному расслаблению, появится возможность перейти к снятию эмоциональной напряженности внушение. Дети находятся в позе покоя, внимательно слушают взрослого про себя повторяют «особые» команды. Взрослый говорит тихим голосом, медленно, с длительными паузами.

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Наши руки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают,

Шея не напряжена

И расслаблена.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться!Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать.

Самомассаж  кистей и пальцев рук

(по Йосиро Цуцуми, модифицированный)

Этот массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками («приговорками»), стихами.

  1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца.

Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики-удальчики.

  1. Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками, прыгунками. Вертеть их в

руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять»,состязаясь в  меткости.

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

Взад-вперед его качу,

Вправо-влево — как хочу.

Сверху — левой, снизу - правой

Я его катаю, браво.

  1. Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.

Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

                    Быть послушным научу.

  1. Массаж грецкими орехами (каштанами).

Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.

Научился два ореха,

Между пальцами катать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

  1. Массаж «четками». Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы.

Считать количество «бус» (в прямом и обратном порядке).

Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала.

Бусы я перебираю,

Свои пальцы развиваю.

Пальчиковый тренинг

«Щелчки» — каждым пальцем по бусам, закрепленным на дуге ширмы.

«Кус-кус» — бельевыми прищепками поочередно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.

Котенок

Если кто-то с места сдвинется,

На него котенок кинется.

Если что-нибудьпокатится,

За него котеноксхватится. Прыг-скок! Цап-царап! Не уйдешь из наших лап!

В. Берестов

«Узелки» — перебирать веревочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы, гласные звуки.

«Прогулка» — с помощью подставки под горячее «ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха делая по шагу. Можно «ходить» средним и безымянным, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочередно или одновременно.

Кто идет?

Идет собака, кот идет,

И дождь идет, и град...

Еще часы идут вперед,

Хоть на столе стоят.

Л.Г. Парамонова

На прогулку мы пойдем,

И в футбол играть начнем.

И с хорошей тренировкой,

Каждый станет сильным, ловким

«Лыжники» «вставать» в углубления больших пуговиц указательными и

средними пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.

Ног от радости не чуя,

С горки снежной вниз лечу я!

Стал мне спорт родней и ближе,

Кто помог мне в этом?..

(Лыжи.)

Кто по лесу быстро мчится,

Провалиться не боится?

(Лыжник.)

Две новые кленовые

Подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги,

          И по большим снегам беги.  (Лыжи.)

«Волшебные превращения веревочки» — из различной длины и цвета веревочек, проволочек заплетать косички, рисовать цветы, животных.

«Музыканты» — нажимать сначала пальцами одной руки, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру» из поролона с приклеенными пуговицами, сопровождая игру произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов на один звук.

Слоги:

ша-шо-шу-ши-ше;

шко-шка-шку-шки-шке;

аш-ош-уш-иш-еш;

шта-што-шту-шти-ште.

Чистоговорки:

ша-ша-ша — в доме у нас  Маша;

шо-шо-шо — Маша ведет  себя хорошо;

шу-шу-шу — на руках ее  ношу;

ши-ши-ши — калоши у Маши очень хороши.

Стихотворение:

Кто потерял много игрушек

Маша шла, шла, шла

И игрушки нашла:

Кошку, матрешку, шишку, мартышку,

Мишку, машинку, пушку, зайчишку,

Шар, неваляшку, катушку, лягушку.

«Мой веселый мяч-прыгун» — прокатывать мяч пальцами правой или левой руки по «Спирали», «Универсальному панно», одновременно рассказывая стихи.

Трудно мячик мне вести

Прямо по дорожке —

Так и хочется ему

Спрятаться в ладошке.

«Фокусник» — собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).

Рисование — рисовать «цветы» веревочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.

Правильное речевое дыхание — основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:

  • выполнять упражнения каждый день по 3—6 мин, в зависимости от возраста детей;
  • проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке;

—        заниматься до еды;

  • заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
  • дозировать количество и темп проведения упражнений;
  • вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать — через рот;
  • вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно;
  • в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;
  • после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2—3 с.

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания

«Задуй упрямую свечу» — в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».

«Паровоз» — ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.

«Пастушок» — подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.

«Гуси летят» — медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-у-у» (8—10 раз).

«Кто громче» — выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыть) и произносить (выдыхать) «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох); звук [м] надо направлять в нос, он должен быть звучным; выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю.

«Аист» — стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6— 7 раз).

«Маятник» — сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 с), наклониться вперед — выдох, возвратиться в исходное положение — вдох. Повторить 3— 4 раза.

«Охота» — закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, варенье и т.д.).

«Шарик» — представить себя воздушными шариками; на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1—5 медленно выдохнуть.

«Каша» — вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.

«Ворона» — сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх — вдох, медленно опустить руки — выдох. Произнести: кар!

«Покатай карандаш» — вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.

«Греем руки» — вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

«Пилка дров» — встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя — вдох, руки от себя — выдох.

«Дровосек» — встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6—8 раз.

«Сбор урожая» — встать прямо, поднять руки вверх, чтобы 1 достать яблоки, — вдох (пауза 3 с). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз — выдох. Повторить 3—4 раза.

«Комарик» — сесть, ногами обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик — «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох — и поворот в другую сторону.

«Сыграем на гармошке» — встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 с). Наклон в левую сторону — медленно выдохнуть, растянув правый бок. Исходное положение — вдох (пауза 3 с). Наклон в правую сторону — медленно выдохнуть. Повторить 3—4 раза.

«Трубач» — поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произнося «ту – ту – ту» (10 – 15 с)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В подвижные игры играем – здоровье укрепляем».

laquo;Я не боюсь еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детей, зависит ихДуховная жизнь, мировоззрение, умственное ра...

Консультация "Дома мы играем – здоровье наше укрепляем"#сидимдома

Консультация "Дома мы играем- здоровье наше укрепляем"...

Дома с мамой мы играем – здоровье наше укрепляем.

Подробное описание игр с детьми...