Программа по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ
рабочая программа

Штендер Светлана Владимировна

Рекомендованная программа для самообразования воспитателей по использованию здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programa_samoobrazovaniya_po_zozh.docx29.85 КБ

Предварительный просмотр:

Мероприятие

Цель

Задачи

Содержание

Литература

Сентябрь

Ортопедическая гимнастика.

Ортопедической гимнастики – является укрепление мышц свода стопы у детей через комплекс специальных упражнений.

-обучение правильной постановке стоп при ходьбе;

-повышение тонуса, работоспособности у детей;

-формирование интереса, привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями.

-осознанное выполнение упражнений, знание о пользе их здоровья;

-улучшение -кровообращения стоп;

-улучшение координации движений.

При проведении гимнастики специальные упражнения сочетают с общеукрепляющими в соотношении 3: 1. В начале курса упражнения выполняют из (И. п.) с разгрузкой на стоп: сидя и лёжа, затем в комплекс включают упражнения из исходного положения; стоя, ходьба. При занятиях с детьми дошкольного возраста целесообразно использовать разнообразные яркие предметы; проводить занятия в форме игры. К специальным упражнениям при плоскостопии относятся упражнения, способствующие укреплению передней большеберцовой, длинного разгибателя пальцев, длинного разгибателя 1 пальца, коротких мышц стоп, увеличению длины трехглавой мышцы голени, формированию свода стопы. Эффективны упражнения с захватом и перекладыванием мелких и крупных предметов; перекладыванием предметов; ходьба по палке, обручу, ребристой доске, следовой дорожке, ходьба на носках, на пятках, на наружной стороне стопы.

  1. «Как вырастить здорового ребенка» / Под ред. В.П. Алферова. - Л.: Медицина, 1991 г.
  2. «Лечебная физкультура при заболевания в детском возрасте». / Под ред. С.М. Иванова. - М.: Медицина. 1975 г.
  3. «Справочник по детской лечебной физкультуре» / Под ред. М.И. Фонарева. - Л.: Медицина. 1983 г.
  4. Аленькин П.Ф. «Массаж и движения». - Екатеринбург., Средне-Уральское книжное издательство, 1992 год.
  5. Белая М.А. «Руководство по лечебному массажу», 2-е изд. - М.: Медицина, 1983 г.
  6. Вавилова Е.Н. «Укрепление здоровья детей». М. 1995 г.
  7. Галанов А.С. "Игры, которые лечат", М, "Творческий центр", 2001 г.
  8. Красикова А.С. «Профилактика лечения плоскостопия». М. 2002 г.

Октябрь

Корригирующая гимнастика

Упражнения, которые применяются с целью коррекции уже имеющейся деформации, т.е. восстановительной функции и с целью профилактики дефектов осанки.

Тонизировать весь организм, воздействуя на биологически активные точки. Предотвращать простудные заболевания. Укрепить дыхательный тракт. Воспитывать бережное отношение к своему телу. Дать заряд бодрости.

-корригирующие упражнения необходимы детям с ослабленными мышцами спины, патологические искривления позвоночника.

-корригирующие упражнения восстанавливают гибкость и вытяжение позвоночника,

-укрепляют мышцы спины.

Дети, у которых ослаблена мышечная система, и дети, у которых имеются дефекты в осанке должны заниматься так, чтобы все группы мышц были вовлечены в работу.

Детям, у которых растянуты мышцы, надо их укреплять, способствовать их укорочению, а укороченные мышцы – растягивать.

Особенно много внимания надо уделять расширению грудной клетки. Что для этого необходимо?

В положении стоя ребенок должен полностью выпрямиться. Особое внимание надо уделить на выпрямление тазобедренных суставов. Если они не выпрямлены, то плечи ребенка наклоняются кпереди, и грудная клетка уплощается.

1. необходимо выяснить причины дефектов осанки ребенка. Зная первопричину, не так и трудно найти хорошее «лекарство».

2.обязательно надо знать вид и степень искривления позвоночника, чтобы подобрать именно те упражнения, которые могут помочь укрепить нужные мышцы.

3.важен возраст ребенка и его физическая подготовленность. Для младших и старших дошкольников количество повторов отличается, да и выносливость у малышей намного меньше.

  • 1. Актуальные проблемы возрастной физиологии [Текст] / Материалы конференции по возрастной физиологии. - Свердловск, 1973.
  • 2. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье/ Н.М.Амосов.-М.:ФиС, 1987.-64с.
  • 3. Антонюк, С.Д. Особенности двигательного развития детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья/ С.Д. Антонюк, М.В. Хватова, А.В. Сычёв// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2001.-№4.-С.56-
  • 4. Аршавский, И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития/ И.А. Аршавский-М.:Наука, 1981.-282 с.
  •  Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст] / Б.А. Ашмарин // Пособие для студентов, аспирантов, преподавателей институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1978.
  • 6. Бабенкова, Е.А. Виды контроля за детьми с отклонениями в состоянии здоровья/ Е.А. Бабенкова, Т.М. Параничева// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2006.
  • 7. Баранов, А.А. Состояние здоровья детей в современных социально-экономических и экологических условиях/А.А. Баранов//Экологические проблемы педиатрии. -2004.
  • 8. Барышева, Н.В. Физическая культура и здоровый образ жизни/ Н.В. Барышева, П.А. Виноградов, В.И. Жолдак.-Самара, 2000.

Ноябрь

Гимнастика дыхательная

Методика д.г. Б.С.Толкачев (данный метод физической реабилитации детей, страдающих респираторными заболеваниями, характеризуется сочетанием простых физических упражнений с озвученным выдохом.) Методика д.г. К.П.Бутейко (направлена на стимуляцию обменных процессов в клетках за счет звуковой вибрации. Разные звуки порождают разные вибрации, которые, в свою очередь, влияют на наше самочувствие). Методика звукового дыхания М.А.Лазарева (суть метода заключается в освоении неглубокого дыхания и задержке дыхания, для развития речевого дыхания, используется в логопедии.)

Укрепить дыхательную систему дошкольников

-Укрепление иммунитета

-Развитие мышц гортани, носоглотки и т.д.

-Корректировка дефектов речевого дыхания

-Повысить уровень кислорода в крови

-улучшить обменные процессы детского организма

-Научить детей носовому дыханию

-Избавиться от поверхностного дыхания

-Развить плавный вдох, длительный выдох

-Укрепить физиологическое дыхание дошкольников

-Тренировать силу, ритм вдоха-выдоха.

1. "Игры, которые лечат". .А. С. Галанов. - М., ТЦ "Сфера", 2009.

2. Горбатенко О. Ф., Кардаильская Т. А., Попова Г. П. "Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУпланирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия". – Волгоград: Учитель, 2008 г.

3. Лучшие дыхательные гимнастики для вашего здоровья. Меньшикова Г. В. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.

4. 365 золотых упражнений по дыхательной гимнастике / сост. Н. Ольшевская. – М.: АСТ; СПб.: Сова: Владимир.

5. Подольянская Е. И. "Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок". – Волгоград: Учитель, 2009 г.

6.https://orechi.ru/razvitie-rechi/dyhatelnaya-gimnastika-v-detskom-sadu

7. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-

zhizni/2014/01/27/kompleksy-dykhatelnoy-

gimnastiki-dlya-detey-doshkolnogo

6.ИТК

Декабрь

Гимнастика для глаз

Профилактика нарушений зрения дошкольников

-Предупреждение утомления,
-Укрепление глазных мышц,
-Снятие напряжения.

В детском саду практикуется несколько видов зрительной гимнастики:Без атрибутов (просто выполняются упражнения по словесному указанию воспитателя) и с предметами и наглядными пособиями (дети следят взглядом за перемещающейся игрушкой, «пробегают» глазами по указанной траектории и пр.).Профилактическая (направленная на предотвращение развития заболеваний глаз) и корригирующая (замедляет развитие близорукости, дальнозоркости, астигматизма и пр.).Пассивная (только упражнения для глаз) и активная (сочетается с выполнением общеразвивающих упражнений, задействует мышцы рук, ног, спины и пр.).

1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. — М., 1993.  

2. Ковалько В.И.Школа физкультминуток. – М.: «Вако»2007.

 3. СековецЛ.С. Коррекционно - педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с нарушением зрения. - М.:Школьная Пресса, 2008.

4. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов н/Д: Феникс, 2002.

5. https://infourok.ru/kartoteka-gimnastiki-dlya-glaz-853704.html

6. https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/gimnastika-dlya-glaz-v-detskom-sadu.html

7. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2016/05/03/gimnastika-dlya-glaz

Январь

Теневой пальчиковый театр (пальчиковая гимнастика)

Развитие творческих способностей и мелкой моторики

-развивать эстетические чувства;

-поддерживать у детей стойкий интерес к театрализованной деятельности,

-корректировать и развивать слуховое, зрительное восприятие и память через узнаваниея и воспроизведение произведений теневого изображение объекта.

-подготовка руки к письму.

Театрализованное представление с использованием кистей рук и речи, где речевая скованность компенсируется движениями руки.

Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей» Москва, ООО ИКТЦ ЛАДА» 2009.

Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников». АСТ, 2011

Громова О.Н., Прокопенко Т.А. «Игры и забавы по развитию мелкой моторики у детей» Москва: «ГНОМиД», 2002.

Февраль

Релаксационные упражнения на расслабление всего организма

Сохранение физического и психологического здоровья дошкольников

-обучение приемам саморасслабления

  • психомышечная тренировка;
  • тренировка умения регулировать свои поведенческие реакции;
  • развитие воображения образного мышления.

Этапы релаксационных занятий:

  1. Вводная часть (настрой)
  2. Основная часть (расслабление)
  3. Заключительная часть (выход из релаксационного состояния)

Дербецая С. «Физические занятия с элементами психогимнастики»;

Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления»
Чистякова М.И. «Психогимнастика»

Март

Стретчинг

Безопасное и полезное растягивание определенных групп мышц, растягивание сухожилий и связок.

- разрабатывать и укреплять суставы, защищая их от опасного отложения солей.

-растяжка помогает качественно развить гибкость позвоночника.

-улучшать состояние иммунной системы.

-дети приобретают артистичность, приобретают адекватную самооценку и двигаются более расковано и непринужденно.

Растяжка позитивно влияет на двигательную активность детей, так как у них налаживается координация движений, приобретается наивысшая степень выносливости, достигается быстрота реакций. Физические нагрузки вкупе с правильной растяжкой мышц помогают активировать усиленное кровообращение, ускоряют обменные процессы и способствуют постановке полезного для здоровья глубокого дыхания. Зачастую стретчинг совмещен с обучением дыханию. Простые дыхательные упражнения обеспечивают работу большой площади детских легких, что влечет поступление в кровь достаточных порций кислорода.

Давыдов, В.Ю., Шамарин, А.И.,Краснова, Г.О. Новые фитнес системы

Купцова, В.Г, Панкратович, Т.М. Теоретико-методические аспекты

использования средств стретчинга в процессе воспитания фитнесаэробикой. //Современные научные исследования. Выпуск 2/Под ред.

П.М.Горева и В.В.Утемова. –

Лисицкая, Т.С. Фитнес-аэробика: методическое пособие / Т.С. Лисицкая,

Л.В. Сиднева. – М.: Федерация аэробики Росссии, 2003. – 89с.

Освальд, К., Баско, С. Стретчинг для всех. – М.: Эксмо-Пресс, 2002. – 125 с.

Аптер М.Дж. Наука о гибкости.

Андерсон Б. Растяжка для каждого. Мн., 2002.

Апрель

Подвижные игры

Подвижные игры для детей в детском саду направлены на развитие видов движения: бега, прыжков, лазания.

-помочь детям получить необходимую физическую нагрузку.

-научиться активно и на равных общаться с другими детьми

-увеличить навык быстрой реакции и многое другое.

Все дети обожают двигаться, бегать наперегонки, прыгать. Эти игры универсальны, они подходят для разного количества участников, их можно использовать в детском саду.

Для подвижных летних и зимних игр не понадобится серьезный спортивный инвентарь, очень часто достаточно скакалки или небольшого мяча. А очень часто нужны просто желание замечательно провести время и стремление подвигаться!

1. Бауэр, О.П. Подвижные игры // Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов / О.П.Бауэр; под ред. С.О.Филипповой, Г.Н.Пономарева. - СПб.: ВВМ, 2004. - С.331-332.

2. Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя детского сада / Е.Н.Вавилова. - М.: Просвещение, 1981. - 96 с.

3. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез. 2007. - 240 с.

4. Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Л.Д.Глазырина, В.А.Овсянкин. - М.: Владос, 2000. - 262 с.

5. Дворкина, Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов детей дошкольного возраста / Н.И.Дворкина // Современный олимпийский спорт и спорт для всех. - 2003. - Т-1. - С. 230-232.

6. Демчишин, А.А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков / А.А.Демчишин, В.Н.Мухин, Р.С.Мозола. - К.: Здоровья, 1998. - 168 с.

7. Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М.А.Доронина // Дошкольная педагогика. - 2007. - №4. - С.10-14.

Май

Динамические паузы

Предупреждения утомления и снижения работоспособности. Физиологическая сущность динамической паузы

-переключение на новый вид деятельности, активный отдых. 

Динамические паузы в детском саду - это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые игры, физкультурные минутки, массаж лица, кистей рук, пальцев, ритмические упражнения, игры в физкультурном уголке, ходьба по ребристым дорожкам, пробкам, пуговицам, «классики» и т.д.

Динамические паузы мы используем в непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах.

1.Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие. - 4-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2011.

2.Ковалько В.И. "Школа физминуток". - М.:ВАКО, 2009

3.Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (6-7 лет)./Авт.-сост. Никитина А.В. - СПб.: КАРО, 2009.




муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8 «Матрешка»

г. Волжского Волгоградской области»

(МДОУ д/с № 8)

Программа

«Самообразование воспитателей по использованию здоровьесберегающих педагогических технологий МДОУ д/с №8»

Выполнили: Штендер С.В.

Волжский 2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по использованию здоровьесберегающих технологий «Ключик к здоровью»

Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые...

Рабочие программы по использованию здоровьесберегающих технологий

Рабочие программы по использованию здоровьесберегающих технологий...

Рабочая программа по использованию здоровьесберегающих технологий «Секретики здоровья»

Программа «Секретики здоровья» определяет основные направления оздоровления детей в детском саду, задачи, а также пути их реализации.Здоровье – это сложное п...

Рабочая программа по использованию здоровьесберегающих технологий «Ключик к здоровью»

Программа «Секретики здоровья» определяет основные направления оздоровления детей в детском саду, задачи, а также пути их реализации.Здоровье – это сложное п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ «ШАГИ К ЗДОРОВЬЮ»

Программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Шаги к здоровью»  определяет основные направления оздоровления детей в детском с...

Рабочая программа по использованию здоровьесберегающих технологий «Шаги к здоровью»

Программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Шаги к здоровью» определяет основные направления оздоровления детей в детском са...

Программа по использованию здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности «Больше будешь петь, меньше болеть»

Программа по использованию здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности«Больше будешь петь, меньше болеть»...