Оздоровительная гимнастика после дневного сна /картотека/
картотека (старшая, подготовительная группа)

Гостевская Лариса Валерьевна

Картотека  оздоровительной гимнастики после дневного сна для детей подготовительной к школе логопедической группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ozdorovitelnaya_gimnastika_posle_dnevnogo_sna.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 224 «Здоровье» комбинированного вида

(МБДОУ «Детский сад № 224»)

Оздоровительная   гимнастика  после дневного сна

для детей подготовительной к школе логопедической группы

Цели:  физиологический переход от сна к бодрствованию, активизация   двигательной деятельности через комплексы упражнений в кроватках, в спальне, малые подвижные игры; согласование речи с движениями /пальчиковая гимнастика/,  улучшение  настроения детей, создание  эмоционального  настроя для работы, чувства комфорта и дружеского расположения друг к другу, коммуникативных навыков; поднятие мышечного тонуса; сохранение и укрепление  здоровья  детей через дифференцированное закаливание: /босохождение, хождение по коррекционным дорожкам, массажным коврикам/ обширное умывание, растирание полотенцем, дыхательные упражнения, «пульсирующий микроклимат»; пропаганда здорового образа жизни.

ДИНАМИЧЕСКИЙ   ЧАС № 1

С  ЗАКАЛИВАНИЕМ

         

          1. Дети, лежа в кровати, растирают каждый пальчик, затем потирают  по очереди руки, грудь проводят массирующими движениями по всему телу, по ногам, растирают стопы ног и пальчики ног.

          2. Дети встают с постели «Пальчиковая  гимнастика по   лексической  теме»

         3. Дети идут по залу босиком, выполняя движения в соответствии с текстом.

         Как солдаты на параде

         Мы шагаем ряд за рядом.

         Левой раз, правой раз:

         Посмотрите все на нас.

                 Все захлопали в ладоши

                 Ну-ка дружно, веселей!

        Застучали наши ножки –

        Громче, громче и быстрей.

                 По коленочкам ударим

                 Тише, тише, тише.

                  Ручки поднимаем

                  Выше, выше, выше.

        Завертелись наши ручки

        Снова опустились.

        Мы на месте покружились и остановились.

                  Мы ногами топ-топ,

                  Мы руками хлоп-хлоп,

                  Мы глазами миг-миг,

                  Мы плечами чик-чик.

                 

         Раз – сюда, два – сюда, повернись вокруг себя.

         Раз – присели, два привстали,

         Руки к телу все прижали и подскоки делать стали.

А потом пустились вскачь,

                  Словно мой упругий мяч.

4. Дыхательная  гимнастика

5. Подвижная  игра  по теме  недели.

         Снова выстроились в ряд, словно встали на парад:

        Раз-два; раз- два: умываться нам пора.

6.        Дети бегут друг за другом умываться                  

«Да здравствует мыло душистое

И полотенце пушистое,

И зубной порошок

И густой гребешок!»

       -  Дети  мочат правую руку  от кончиков пальцев до локтя.

         (то же самое  левой);

       - Намочив обе ладошки, дети протирают  тело от подбородка к  шее;

       - Намочив правую руку делают круговые движения по верхней части груди;

        - Намочив обе ладошки, умыть лицо;

        - Затем хорошо растереть руки, лицо, грудь сухим полотенцем.

ДИНАМИЧЕСКИЙ   ЧАС  № 2

С  ЗАКАЛИВАНИЕМ

         

1.  Подъем с постели:

         «Звери все в лесу проснулись,

         Потянулись, потянулись,

         На бочок перевернулись,

         Спинки прогнулись.

         Быстренько встали,

         Танцевать побежали».

 2.  «Пальчиковая  гимнастика  по лексической теме»

        П. Стоя  в кругу под музыку Шаинского  выполняют

  Звероаэробику  (дети выполняют движения в соответствии с текстом)

 

 1. Сидела кошка на окошке

     И стала лапкой ушки мыть.

     Понаблюдай за ней немножко,

     Ее движенья можно повторить.

              1-2-3 – ну-ка повтори,         2 раза

              3,4,5 – повтори опять

              Вот так хорошо!

2. Змея ползет лесной тропою

Как лента по земле скользит.

Ее движение такое

Попробуй ты изобразить (одной и другой рукой)

             /Движения  могут быть изменены/

3. Весь день стоит в болоте цапля

И клювом ловит лягушат.

Ни капли так стоять не трудно,

Для нас, для тренированных ребят.

          1-2-3 – ну-ка повтори,         2 раза

          3,4,5 – повтори опять

          Вот так хорошо!

           Ш. А теперь все зверюшки повернитесь друг за дружкой.

По дорожке побежали, ножками затопали (бегут мелкими шажками  по коррекционной дорожке (или мокрой))

А теперь все  попрыгали, ножками подрыгали /подскоки с продвижением вперед/

А теперь мы отдохнем и по новой все начнем.

          1У. По дорожке побежали, ножками затопали,

                 А теперь попрыгали ножками подрыгали.

                 Все движения выполняются вновь только по сухой дорожке.

           У. Подвижная  игра по лексической  теме.

          У1. Дыхательная  гимнастика.

А теперь братцы – дружно одеваться!

            ДИНАМИЧЕСКИЙ   ЧАС          № 3                                          ДИНАМИЧЕСКИЙ   ЧАС  № 4

       Лежа  в постели:

       1. «Потягушеньки»

       Поднять   прямые руки за голову, немного развести руки в стороны,  слегка развести пальцы и пошевелить ими.

       Ноги также слегка развести в стороны пошевелить пальцами ног   -  2 раза.

       П. «Комочек»

       Подтянуть ноги сжатые в коленях, обхватить колени руками и коснуться бородой коленей – 3 раза.

       Ш. Подняться  с постели   «Пальчиковая гимнастика по лексической  теме»

      1У. Ходьба по коррекционным  дорожкам: ходьба  по ребристой доске, по коврику скрестным шагом, ходьба по колючему коврику, прыжки через бревно и т.д.

      Повторить задание 3-4 раза по всем снарядам.

      У. Подвижная  игра по лексической теме

      У1.  Дыхательная  гимнастика.

      УП. Обширное  умывание.

КОМПЛЕКС   УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ  БОДРОСТИ   ПОСЛЕ   СНА

1. Лежа в постели:

       Не вставая с постели, хорошо потянуться, чтобы суставы мышц тела «размялись» после сна.

       Затем поднять руки вверх за голову и до предела вытянуть ноги – растянуть себя.

       - лежа на спине, вытянуть руки вдоль туловища, потянуться всем телом, широко раздвинув пальцы рук, ощущая кончики ногтей;

       - напрягаясь подтянуть максимально колени к груди;

       - ладонями потереть уши, т.к. на ушных раковинах имеется проекция всех частей тела;

       - сгибание и разгибание пальцев рук и ног;

       - потряхивание рук и ног, поднятых вверх (очищение сосудов и капилляров);

       - легкий самомассаж лица и рук.

П. Подъем  с  постели «Пальчиковая гимнастика по лексической  теме»

Ш. Ходьба по залу: потянуться, пройтись на носочках, пятках, внешней и внутренней стороны стопы.

1У. Ходьба по коррекционным дорожкам, массажному коврики 1-1,5 минуты.

У. Подвижная игра по лексической теме.

У1. Упражнения на дыхание.

УП. Обширное  умывание.

ДИНАМИЧЕСКИЙ   ЧАС   № 5

С  ЗАКАЛИВАНИЕМ (зимний период)

1. Лежа в постели

    «Руки кверху – потянулись, потянись,

    С боку на бок повернулись,

    Ножки вверх подняли

    На велосипеде покатились

    Сели – по кочкам поскакали».

П. В зале

      «Пальчиковая  гимнастика по лексической  теме»

     «Мы погреемся немножко

       Мы похлопаем в ладошки

       Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп,

       Хлоп, хлоп, хлоп-хлоп.

                   Ножки тоже мы погреем,

                   Мы потопаем быстрее

                   Топ-топ, топ-топ,

                   Топ-топ, топ-топ.

       Рукавички мы надели

       Не боимся мы метели

       Прыг-прыг, прыг-прыг,

       Прыг-прыг, прыг-прыг.

Ш.  На полу (лежат снежки из ваты)

       - Ой, сколько снегу намело,

         Поиграем в снежки.

         Посмотрите, что это за соня стоит:

               Мишка, мишка, хватит спать,

               Выходи скорей гулять.

               Нас много ты один,

               Спать тебе мы не дадим.

(дети бросают снежки «мишка» их догоняет).

1У.  Подвижная  игра  по лексической  теме.

У1. Упражнения  на дыхание.

1У. Обширное умывание

       «Кран откройся,

       Нос умойся.

       Мойтесь сразу оба глаза.

       Мойтесь руки,

       Мойся шейка,

       Мойся, мойся хорошенько.

ДИНАМИЧЕСКИЙ   ЧАС  № 6

1.  В постели

1. Потягивание.

2. Потереть  ладони друг о друга.

3. Потереть одну руку другой.

4. «Умываем лицо»  (потирание лица ладонями).

5. Руки вверх – потряхивание расслабленными кистями («стряхнули водичку») – 2-3 раза

6. Упражнение «ножницы»

    И.п. прямые ноги поднять вверх, разводить ноги и сводить,

    перекрещивая их между собой – 4 раза.

П. Сидя  на стульчиках

7. Прямые ноги вытянуть вперед, руки лежат свободно на ногах.

    спина прямая. Движение стопами  от себя и на себя.

    («здравствуйте- до свидания») – 4-5 раз.

8. Сгибание и разгибание пальцев ног – 8-10 раз

    (ножки машут пальчиками).

Ш. Пальчиковая  гимнастика  по лексической  теме.

Ш. Ходьба  по коррекционным  дорожкам.

1У. Подвижная  игра  по лексической  теме.

У.   Упражнения  на дыхание.

У1.  Обширное  умывание.

ДИНАМИЧЕСКИЙ   ЧАС  № 7

                               

1. В постели                                                                              

1. Потягивание.

2. Потереть ладонями друг о друга ладошками и тыльной

    стороной.

3. Потереть растирающими движениями одной рукой другую от

    пальцев к локтю, затем поменять руки 2 раза каждую руку.

4. Потереть плечики – 2 раза.

5. Поднять и опустить прямые  ноги – 4-6 раз.

 2. Сидя на полу 

    (профилактика плоскостопия)

6. Движение больших пальцев вверх, остальные вниз («большой  

    палец поссорился со своими братьями»)  2-3 раза

7. Разведение носков в стороны, сведение вместе («пальцы  

    поссорились, помирились») – 3-4 раза.

8. Стопа на полу. Сидя, передвигаем ноги вперед, поджимая  

     Пальцы («улитка пошла гулять) – 2-3 раза

9. Сидя, захватывание пальцами предметов (карандаши,

    матрешки, грибочки и т.д.), кто больше насобирает.

Ш. Пальчиковая  гимнастика по лексической   теме.

1У.   Ходьба  по коррекционным  дорожкам.

                           (под музыку)

У.  Подвижная  игра  по лексической  теме.

У1. Упражнения  на  дыхание.

УП.  Водные  процедуры.

Ш.  Пальчиковая  гимнастика.

1У. Разные  виды ходьбы по залу.

У. Ходьба  по коррекционным дорожкам

У1. Подвижная  игра  по лексической  теме.

УП. Упражнения  на дыхание.

УШ. Обширное  умывание.

                    ДИНАМИЧЕСКИЙ   ЧАС  № 8

1. В постели.

1. Потягивание.

2. Положить руки на грудь, поднять голову, посмотреть на руки – 3 раза.

3. Руки лежат вдоль туловища ноги согнуты в коленях, стопы поставить на постель, опустить колени вправо, влево по 3 раза в каждую сторону.

4. Лежа на спине, руки вдоль туловища приподнять прямые ноги над постелью примерно под углом 30-40 градусов и удерживать их.

2. На полу

Упражнения для формирования осанки (с мешочком на голове).

1. И.п. - стоя у стены, мешочек на голове.

    Выполнение: отойти от стены, ходьба по залу, стараясь не ронять мешочек.

2. И.п. -  основная стойка, мешочек на голове, руки на поясе.

    Выполнение: 1-2 встать на носочки

                           3-4 опуститься на ступни  - повторить 5-6 раз

3. И.п. – основная стойка

    Выполнение 3 приставных шага влево (вправо) – повторить 2-3 раза в каждую сторону.

4. И.п. – основная стойка.

    Выполнение – сесть на корточки, и.п. – повторить 2-3 раза

5. И.п. – основная стойка

    Выполнение – лечь на пол, и.п. повторить 2-3 раза.

ДИНАМИЧЕСКИЙ   ЧАС          № 9

1. В постели

    Кто спит  в кровати сладко?

    Уже пора вставать!

    Пора делать зарядку

    Здоровье  укреплять!

                             Все проснулись, потянулись

                             И друг другу улыбнулись!

1. Потягивание

    Исходное положение – лежа на спине.

    Выполнение – тянем левую ногу пяточкой вперед, левую руку вдоль туловища на вдохе.

* задерживаем дыхание и на выдохе произносим: «И-да»

* тоже самое правой рукой и ногой с произношением:

   «Пингалла»

* то же самое обеими руками и ногами с произношением на

   выдохе: «Шусумна».

2. Массаж живота «Скульптор замешивает глину»

    И.п. – лежа на спине.

    Поглаживание живота по часовой стрелке, пощипывание,

    Похлопывание ребром ладони, кулачком.

3. «Велосипед»

Исходное положение: лежа на спине

Выполнение: «Крутим» педали велосипеда со звуковым сопровождением «Ж-Ж-Ж» (упражнение улучшает кровообращение в ногах, восстанавливает работу кишечника).

4. «Клубочек»

    Исходное положение – лежа на боку.

    Выполнение: подтянуть колени к животику, выпрямиться

    (3-4 раза)

5. «Прогони сон»

Исходное положение: сидя «по-турецки»

Выполнение: поглаживаем лоб, глаза, щеки, крылья носа, затем массируем уши. От шеи до кистей рук гладим левой (правой рукой), стряхиваем сон, слабость.

6. «ПОРА ВСТАВАТЬ»

Исходное положение: сидя по-турецки

Выполнение: касаемся лбом колена (пальцев ног, пятки)

    А теперь пора вставать,

    Никого не будем ждать!

П. Пальчиковая  гимнастика по лексической  теме.

П. Ходьба по коррекционным дорожкам (под музыку)

Ш часть. Стоя в кругу с мешочком на голове, руки на поясе

Выполнение: Пальцами правой (левой) ноги переложить слева направо мелкие предметы (матрешки, грибочки, трубочки).

1У. Подвижная игра  по лексической  теме

У часть. Упражнения на дыхание.

1. «Ладошки» (поза экстрасенса)

    На каждый вдох делать хватательные движения руками (4х2)

2. «Стирка» (стираем на стиральной доске)

    Кисти рук сжать в кулаки, прижать к поясу. Резко толкаем руки к полу (4х2)  на каждый  вдох.

У  часть. Водные  процедуры.

               

ДИНАМИЧЕСКИЙ   ЧАС  № 10

(с элементами йоги)

           

1. Потягивание

    Исходное положение – лежа на спине.

    Выполнение – тянем левую ногу пяточкой вперед, левую руку вдоль туловища на вдохе.

* задерживаем дыхание и на выдохе произносим: «И-да»

* тоже самое правой рукой и ногой с произношением:

   «Пингалла»

(прочистка правого и левого энергетических каналов)

* то же самое обеими руками и ногами (тянем обе ноги пяточками вперед и 2-мя руками вверх вдоль тела. Задерживаем дыхание и на выдохе с произношением: «Шусумна». (прочистка центрального энергетического канала)

2. Массаж живота (скульптор замешивает глину)

Исходное положение: лежа на спине

Выполнение: поглаживание животика по часовой стрелке, пощипывание, похлопывание ребром ладони и кулачком.

(улучшает работу кишечника)

С левой стороны пальчиками нажимаем более глубоко, проверяем готовность «глины»

(воздействие на сигмовидную кишку)

3. Массаж области груди

Исходное положение: сидя по-турецки.

Выполнение: поглаживаем область грудной клетки со словами: «Я милая, чудесная, прекрасная»

(воспитываем бережное отношение к своему телу, учим любить себя)

4. «Заводим машину»

Исходное положение: сидя по турецки

Выполнение: ставим пальчики на середину грудинки от вилочковой железы вниз 8 точек и вращательными  движениями по часовой стрелке заводим машину со звуком

«Ж-Ж-Ж-Ж». То же против часовой стрелке. Произносим: «ПИ» (сигнал, что машина завелась)

5. «Лебединая шея»

Исходное положение: сидя по-турецки

Выполнение: Поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку, вытягиваем шею, похлопываем по подбородку, любуемся длинной, красивой шеей лебедя.

6. «Чебурашка»

Исходное положение: сидя по-турецки

Выполнение: лепим уши для Чебурашки, поглаживаем ушные раковины, лепим ушки внутри по бороздкам. Растираем за ушами, «примазываем глину», чтобы ушки не отклеились (воздействуем на точки кишечника, выходящие на ушные раковины)

7. Массаж головы

Исходное положение: сидя ноги врозь

Выполнение: прорабатываем активные точки на голове сильным нажатием пальчиков (моем голову). Пальцами, как граблями ведем к середине головы, затем расчесываем пальчиками волосы, спиральными движениями ведем от висков к затылку.

         

8. ЛЕПИМ КРАСИВОЕ  ЛИЦО.

Исходное положение: сидя по-турецки.

Выполнение: поглаживание лоб, щеки, крылья носа, чтобы кожа была упругой. Надавливаемый пальчиками активные точки переносицы, середина бровей, разглаживаем брови, глаза, похлопываем по щекам, подергиваем нос.

9. Игра «БУРАТИНО»

Исходное положение: сидя на коленях

Выполнение: лепим красивый нос для Буратино. Буратино стоя рисует носом «солнышко», «морковку», «домик» д(при этом у детей появляется радостное ощущение от плавных и медленных движений шеи). Упражнение дает терапевтический эффект для шейного отдела позвоночника.

10. МАССАЖ  РУК

а) «Моем» кисти рук, сильно трем ладошки до ощущения сильного тепла, надавливаем каждый палец. Фалангами пальцев одной руки трем по ноготкам другой («стиральная доска» оказывает воздействие на внутренние органы: сердце легкие, печень, кишечник. Создается ощущение легкости и радости внутри организма.).

б) Трем «Рукой-мочалкой» всю руку до плеча, сильно  нажимаем на мышцы плеча, предплечья; «смываем водичкой мыло» - ведем одной рукой вдоль второй руки вверх и затем ладошкой вниз, стряхиваем воду».

11. «ВЕЛОСИПЕД»

Исходное положение: лежа на спине

Выполнение: «Крутим» педали велосипеда со звуковым сопровождением «Ж-Ж-Ж» (упражнение улучшает кровообращение в ногах, восстанавливает работу кишечника).

12. МАССАЖ  НОГ

А) Исходное положение: сидя по-турецки.

Выполнение: Подтягиваем  к  себе стопу левой ноги, разминаем пальцы. Подушечками пальцев сильно нажимаем на пятку, растираем стопу, похлопываем по пяткам ребром ладони, стопой делаем вращательные движения, вытягиваем вперед пальцы, затем пятку.

Б) исходное положение: сидя, ноги вытянуты в разные стороны.

Выполнение: поочередно подтягивать ногу, сгибая в колене. Пассовые движения над ногой. «Надеваем чулок», затем снимаем его и сбрасываем, стряхивая руки.

13. «ПОКАЧАЙ  МАЛЫШКУ»

Исходное положение: сидя  по-турецки.

Выполнение: прижимаем к груди стопу ноги, укачиваем «малышку», касаемся лбом колена и стопы ноги. Поднимаем «Малышку» выше головы, делаем вращательные движения вокруг лица (это упражнение развивает гибкость суставов ног, дает чувство радости  от гармоничного движения ног).

14. «КАЧАЛОЧКА»

Исходное положение:  лежа на спине.

Выполнение: подтянуть за колени ноги к животу.

Раскачиваться вдоль позвоночника, затем с бока на бок (боковая качалочка, происходит улучшение работы межпозвоночных дисков, выведение шлаков из организма).

            УПРАЖНЕНИЯ  ДЛЯ  ГЛАЗ                                            УПРАЖНЕНИЯ  ДЛЯ  ГЛАЗ

1. Игра «Цветные сны»

В положении сидя после напряженной зрительной работы. Дети закрывают глаза ладошками. Воспитатель называет цвет, а дети стремятся увидеть в чем-то задуманный цвет (15-20 сек.) Сначала брать более яркие цветы, затем бледные.

Длительность – 1 мин.

(нужно увидеть предмет заданного цвета)

2. Игра «Метелки»

Дети часто моргают глазами, проговаривают текст:

          Вы метелки, усталость снимите,

          Мы еще заниматься хотим.

          Глазки нам хорошо освежите,

          А потом мы играть побежим.

3. Игра «Далеко-близко»

Стоя перед окном, воспитатель называет предмет, расположенный далеко, а затем близко (2 минуты)

4. Игра «Поймай солнечного зайчика»

Воспитатель или ребенок с помощью  зеркала водит по группе солнечного зайчика, а дети должны следить за его передвижением (вечером можно играть лучом фонарика)

   

1. Слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям, вокруг глаз (этими движениями легко успокоить и усыпить ребенка).

2. Сесть напротив стены на расстоянии 2-5 метров, наметить на стене 2 точки, одна под другой на расстоянии 50 см. Перевести взор с точки на точку (самоуправление засыпанием).

3. Созерцание точки с расстояния 5 метров в течение 10-20 минут – один из йоговских приемов отдыха.

4. Свести взор внутрь и кверху – веки автоматически начнут опускаться. Теперь взор сам вернется в первоначальное положение. Несколько упражнений и появится легкое головокружение.

                ДИНАМИЧЕСКИЙ   ЧАС   № 11                                       ГИМНАСТИКА  

                     ( солевое закаливание)                                                 ДЛЯ  САМОУСПОКОЕНИЯ

        

1. «День и ночь» - 2-3 раза

Бег  по залу обычный, с захлестом, с высоким подниманием колен, с приседанием и остановкой.

Ходьба «Великаны» и «Лилипуты», ходьба с перекатом с пятки на носок, ходьба «большой» и «маленький» человек.

2. «Ходьба  по коррекционным  дорожкам»

Ходьба по ребристой доске, по дорожке с пуговицами, резиновым коврикам, по следам с горохом, солевой дорожке, сухой дорожке, прыжки через бревно с хлопком над головой – 3-4 круга по всем снарядам.

3. Игровое упражнение «Собери мозаику» 

                                                (пальцами ног)

                                              «Кто быстрее?»

4. Пальчиковая  гимнастика по лексической  теме.

5. Подвижная  игра  по лексической  теме.

6. Упражнения на дыхание «Надуваем шар»

Стоя перед воспитателем сделать глубокий вдох – широко развести руки, надуть шарик «Ф-Ф-Ф-Ф»  шар лопнул – хлопок в ладоши.

7. Водные  процедуры

(для снятия  утомления, напряжения, волнения, скованности)

1. Стоя или сидя, уронили голову на грудь, как это делает, засыпая, крайне усталый человек (поза кучера). В этой позе легко покачиваем головой из стороны в сторону (как будто шея резиновая).

2. Из положения, сидя, прямо с расслабленными руками завалится на бок всей тяжестью. Вправо, влево попеременно.

3. Стоя, сидя или равномерно шагая, раскачиваем расслабленные руки, как маятники, постепенно, то увеличивая, то уменьшая амплитуду колебания (пустые рукава на ветру).

4. Сидя или лежа. Плечи висят (лежат) свободно. Двигается предплечье. Согнем под прямым углом. Опусти свободно, как плеть, так, чтобы оно падало лишь под воздействием собственной тяжести. Попеременно слева и справа. В комбинации с расслаблением кистей и пальцев рук.

5. Сидя или стоя на толстой книге, свободно качаем висящей ногой, как разболтанным маятником.

6. Сидя, ноги слегка расставлены и согнуты в коленях. Покачиваем бедрами, сдвигая и раздвигая колени.

КОРРЕГИРУЮЩАЯ  ГИМНАСТИКА

ПОСЛЕ  ДНЕВНОГО  СНА    № 12

    Кто спит в постели сладко?

    Давно пора вставать

    Спешите на зарядку

    Мы вас не будем ждать!

1. Ходьба  на носочках, на пятках, легкий бег, ходьба, сжимая и разжимая пальцы рук, растирая ладони, ходьба  по следам с горохом, по лесенке, по мягкой поролоновой дорожке, по резиновому коврику, легкий бег.

2. Пальчиковая  гимнастика  по лексической  теме.

3. Упражнения для коррекции сутулости (кифоза)

а) исходное положение: основная стойка, руки в замок внизу

Выполнение: встать на носочки, вытянуть соединенные руки, прогнуться  спиной назад – 5-6 раз

б) исходное положение: ноги врозь на ширине плеч, руки на поясе  выполнение: наклон вперед, руки в стороны ладонями книзу, прогнуться в пояснице – 4-5 раз.

4. Упражнения для профилактики плоскостопия  (с палками)

а) Исходное положение: стоя на палке пятками, руки на поясе.

Выполнение: поднимание и опускание носков – 6-8 раз

б) исходное положение: стоять на палке серединой стопы.

Выполнение: одновременно поднимать носки и пятки, уметь удержаться на палке как можно дольше – 4-5 раз.

в) исходное положение: стоять на палке пятками.

Выполнение: ходьба по палке на пятках, боком – 5-6 раз

5. Упражнения для формирования осанки (с мешочком на голове)

а) исходное положение: стоя у стены, мешочек на голове.

Выполнение: отойти от стены, ходьба не уронив мешочка

б) Исходное положение: основная стойка, мешочек на голове, руки на поясе

Выполнение: на 1-2 встать на носки,

                       На 3-4 – опуститься на ступню – 5-6 раз

в) исходное положение: основная стойка, мешочек на голове, руки на поясе

выполнение: 3 приставных шага вправо (влево) – 2-3 раза

г) Исходное положение: основная стойка, мешочек на голове, руки на поясе.

Выполнение: приседания на корточках – 5-6 раз.

д) исходное положение: основная стойка, мешочек на  голове, руки на поясе.

Выполнение: повороты за вытянутой рукой, глядя на ладонь вправо (влево) – 6 раз

е) «Горячий мяч»

Исходное положение: лежа, дети друг против друга.

Выполнение: Лежа на животе отталкивать мяч друг другу от себя.

6. Подвижная  игра  по лексической  теме.

7. Упражнения  на дыхания.

8. Водные  процедуры.

ДИНАМИЧЕСКИЙ  ЧАС № 13

(ОБТИРАНИЕ  ВОДОЙ)

1. Дети, лежа в кровати, растирают каждый пальчик, затем потирают по очереди руки, грудь, проводят массирующими движениями по всему телу, по ногам, растирают стопы и пальчики ног.

2. Дети босиком бегут  в зал

Как солдаты на параде

Мы шагаем ряд за рядом

Левой раз, правой раз:

Посмотрите все на нас

                  Все захлопали в ладоши

                  Дружно, веселее!

                  Застучали наши ножки –

                  Громче и быстрее

По коленочкам ударим:

Тише, тише, тише

Ручки наши подниманием:

Выше, выше, выше

                   Завертелись наши ручки,

                   Снова опустились,

                   Мы на месте покружились

                   И остановились

Мы ногами – топ-топ,

Мы руками – хлоп-хлоп,

Мы глазами – миг-миг,

Мы плечами – чик-чик

     Раз-туда, два – туда,

Повернись вокруг себя

               

   

                   Раз присели, два – привстали,

                   Руки к телу все прижали

                   И подскоки делать стали

А потом пустились вскач,

Словно мой упругий мяч.

3. Пальчиковая  гимнастика  по лексической  теме.

4. Ходьба  по коррекционным  дорожкам.

5. Подвижная  игра.

6. Упражнения на дыхание.

Снова выстроились в ряд,

Словно вышли на парад

                   Раз-два, раз-два, умываться нам пора

                          (дети бегут умываться)

1. Дети смачивают правую руку и проводят ее от кончиков пальцев до локтя (то же левой рукой)

2. Намочить обе ладошки и провести ими от подбородка к шее.

3. Намочить правую ладошку и сделать круговые движения по верхней части груди.

4. Намочить обе ладошки и умыть лицо

5. Затем хорошо растереть руки, лицо, грудь сухим полотенцем.

   ДЫХАТЕЛЬНАЯ  И     ЗВУКОВАЯ   ГИМНАСТИКА                                          «ПОКОРИТЕЛИ  КОСМОСА»

1. Погладить боковые части носа от кончика к переносице – вдох. Вдох левой ноздрей, правая закрыта, выдох правой

(при этом закрывается левая). 

На выдохе постучать по ноздрям    (5 раз).

2. Сделать 8-10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую указательными пальцами.

3. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «М-М-М» одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

4. Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «Г-М-М-М», на выдохе то же самое, закрыв левую ноздрю.

 

5. Энергично произносить «П-Б», «П-Б», П-Б» (произношение этих звуков укрепляет мышцы губ).

6. Энергично произносить «Т-Д» не менее 3 раз

(укрепляются мышцы языка)

7. Высунуть язык, энергично произносить «К-Г», «Н-Г» - 3 раза (укрепляются мышцы полости глотки).

8. Несколько раз зевнуть и потянуться

(зевание стимулирует не только гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние)

Дети садятся по-турецки, расслабляются, готовясь к полету:

1. Полет на Луну – на выдох дети тянут звук «А», медленно поднимая левую руку вверх, достигая Луны, и медленно опускают.

2. Полет на Солнце – также на выдохе, но звук громче и длиннее, поднимают правую руку, достигают  Солнца и  возвращаются.

3. Полет к инопланетянам – на выдохе звук «А» нарастает по высоте и громкости. Громкость доходит до предела, словно выплеск

(Обе руки вверх. Появляется ощущение легкости, радости).

(На выдохе достигается длительная задержка дыхания, укрепляющая голосовые связки. Во время крика происходит выброс «грязной» энергии).

                           

ДИНАМИЧЕСКИЙ   ЧАС  № 14

1. В постели

Мы  спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулаки сжимаем,

Их повыше поднимаем. /сжать кулаки, поднять руки вверх/

А лисята как проснуться,   /лежа на спине дети потягиваются/

Очень любят потянуться.

Обязательно зевнуть,

Ловко хвостиком махнуть.

Ну, а мишка косолапый,  /растопырить пальцы рук и ног/

Широко разводят лапы,

Долго топчутся на месте

                                      /ноги согнуты в коленях, топать ногами/

А когда зарядки мало.

Начинаем все сначала.

Во поле березка стояла,     /поднимаю прямые ноги под прямым  Во поле кудрявая стояла    углом 2-3 раза/

Вот так чудо-чудеса!         /упражнение «велосипед» круговые

Подо мной два колеса,       вращения ногами/

Я ногами их верчу,

И качу, качу, качу!

Этот конь не ест овса.

Вместо ног два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем.

Только лучше правь рулем.

2. Упражнения для профилактики плоскостопия

                           (сидя на стуле)

- Носки от себя   («ножки обиделись»);

- Носки на себя  («ножки мы про вас не забыли») – 2-3 раза

- Носки на себя, пальчики сгибаем и разгибаем

  («ножки обрадовались, что пойдут с нами» 10-12 раз;

- Стопа на полу, передвижение ноги вперед, поджимая и выпрямляя пальцы;

(«улитки выползают посмотреть, что мы делаем» 2-3 раза)

3. Пальчиковая  гимнастика.

4. Ходьба  по коррекционным  дорожкам.

               Чтоб зимою не хворать, надо закаляться,

               По дорожкам нам шагать весело смеяться.

               Молодцы у нас ребята: ловкие, умелые,

               Дружные и смелые!

/дети идут по ребристой дорожке, ползут по дорожке, идут по колким следочкам и т.д./

5. Подвижная  игра.

6. Упражнения  на  дыхание.

7. Водные  процедуры

Дед спросил у внучки

- Почему не моешь ручки?

Отвечает внучка

- Я не белоручка.

Давайте покажем как надо мыть руки.

/дети моют руки, обширное умывание/

МЕТОДЫ  САМОРЕГУЛЯЦИИ И СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ                        

                                 У  ДЕТЕЙ

                                 

                                  Заряд  бодрости

Сядьте свободно.

         Вытяните вперед руки и приготовьте 2 пальчика: указательный и большой. Взяться этими пальчиками за самые кончики ушей – один сверху, другой снизу ушка. Помассировать ушки, приговаривая: «Ушки, ушки слышат все! – 10 раз в одну сторону, 10 раз в другую. А затем опустить руки и стряхнуть ладошки.

         Приготовьте указательный пальчик, вытяните руку и поставьте его между бровей над носом. Помассируйте эту точку столько же раз со словами: «Просыпайся третий глаз!» Стряхни ладошки.

         Соберите пальцы руки в горстку, найдите внизу шеи ямочку, положите туда руку и со словами: «Я дышу, дышу, дышу! – помассировать ямку 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую сторону.

         Молодцы!  Вы видите, слышите, чувствуете!

ДИНАМИЧЕСКИЙ  ЧАС  №  15

Солевое закаливание

1. Потягивание в постели.

2.  Стоя  в кругу

а) Руки вверх – вдох

    Руки вниз – выдох – 6-8 раз

б) Руки на поясе – повороты головы в стороны – 5-6 раз в каждую сторону.    

3. Пальчиковая  гимнастика  по лексической  теме.

2. «Муха-цокотуха»

Муха, муха-цокотуха,         /Ходьба по кругу, с поглаживанием

Позолоченное брюхо.          живота/

Муха по полю пошла

Муха денежку нашла.         /Наклоняются/

Пошла муха на базар          /Ход с перекатом с пятки на носок, 

И купила самовар:                наклон – руки развести в стороны/

«Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу».

Тараканы прибегали,          /Легкий бег по кругу/

Все стаканы выпивали.

А букашки по три чашки   /Наклоны вперед с разведением рук 

С молоком и крендельком.  в стороны.

Нынче муха-цокотуха именинница.

«Эй сороконожки,               /Бег на месте, под музыку, вначале

бегите по дорожке,               на мокром одеяле, затем на сухом/

Зовите музыкантов,

Будем танцевать».

Гости все устали                 /Глубокий вдох и выдох/

Разом замолчали,

С именинницей простились, /Помахали рукой, ушли в группу/

И тихонько удалились.

3. Подвижная  игра.

4. Дыхательная  гимнастика.

5. Водные  процедуры.

ДИНАМИЧЕСКИЙ  ЧАС  №  16

Упражнения выполняются босиком на ковре под ритмическую музыку.

                          Подготовительная часть

1. И.п. основная стойка, руки опущены

    Выполнение: круговые вращения плечами.

2. И.п.: ноги врозь, кисти рук в замок:

    1 – руки  вверх, ладони наружу, подняться на носки,

    2 – приседая, руки вытянуть вперед, ладони наружу,

          Вернуться и т.п.

3. И.п.: основная стойка, руки к плечам, локти в стороны

    1 - пружинка с поворотом влево                 2 – И.п.

    3 – пружинка с поворотом вправо              4 – И.п.

                            Основная  часть

1. «Буратино»

    И.п.: стойка, ноги врозь, руки на поясе.

    1 – поднять правое плечо,             2- вернуться в и.п.

    3 – поднять левое число                4 – вернуться в и.п.

    5 – опустить руки вперед, вниз ладонями наружу, пальцы

          раскрыты, поднять плечи вверх, выразить удивление.

2. «Матрешки»

    И.п.: основная стойка, правую руку согнуть, левый локоть

     Поставить на правую ладонь, левую ладонь – под щеку

     /локти вперед/

     1 – приседая, левую ногу выставить вперед на пятку;

     2 – вернуться в и.п.;

     3-4 – покачивание туловищем влево, вправо;

     То же в другую сторону.

3. «ТИК-ТАК»

И.п.: ноги врозь, руки на поясе: покачивание бедрами вправо и

         влево;

4. Бег и различные варианты прыжков /не более 1 минуты/

5. «Наклоны»

И.п.: встать  прямо, руки на поясе, ноги шире плеч.

     1 – наклониться вперед, прогнуться, руки вперед, голову

           вверх.      2 – и.п.

6. «Пяточки-носочки»

И.п.: сесть, руки сзади, ноги прямые:

Выполнение: сгибание и разгибание стоп /обеих ног, затем поочередно, сопровождаются движением головы/

7. «АРЛЕКИНО»

И.п.: сидя, руки сзади, ноги прямые

       1 – развести ноги в стороны, наклонить туловище вперед,

             локти поставить на пол, подбородок положить на

             ладошки

       2-3 – покачивание головой вправо-влево.

       4 – вернуться в и.п.

8. «Я на солнышке лежу»

И.п.: лежа на животе, опереться на локти, подбородок поставить

на тыльную сторону ладоней: поочередно сгибание разгибание ног в коленях с одновременным покачивание головой вправо и влево.  

 

                              Заключительная часть

И.п.: стойка, ноги врозь

1 – медленно поднять руки вверх /вдох/

2 – руки опустить вниз /выдох/

               

ДИНАМИЧЕСКИЙ  ЧАС  № 17

С элементами ритмической гимнастики

после дневного сна

Упражнения  в постели

1. «Потягушки»                 -        потягивание

2. «Потрем ладошки»       -   потирание  ладошек между собой

3. «Умоем лицо, шею, руки» - поглаживание

4. «Я – хороший»  -             легкий самомассаж живота, рук, ног

5. «Стряхнем  водичку»  -  поднять руки вверх пальцы напряжены,

                                                  затем расслабить и потрясти

                                                  кистями   2-4 раза

6. «Разминаем пальчики» - быстро шевелить пальцами  рук и ног

7. «Мы – силачи»              - сгибание рук, согнутых  к плечам

                                                  пальчики сжаты в кулак

8. «Комочек»                     - подтянуть  колени к подбородку,

                                                 обхватить их руками   4-5 раз

9. «Солнышко»                 - руки вверх - в стороны, пальцы в 

                                              стороны, ноги в стороны: напряжение –

                                                  расслабление

          ДИНАМИЧЕСКИЙ   ЧАС   № 18                                       ДИНАМИЧЕСКИЙ   ЧАС  № 19

                                                   

В постели

1. Потянулись

2. Потирание  ладоней друг о друга 2-3 раза

3. Ладонями потереть уши.

4. Сгибание и разгибание  пальцев рук и ног.

5. «Велосипед»

6. «Березка»  - руки лежат вдоль туловища, ноги поднять вверх

                         под 90 градусов, не сгибая колени

Упражнения на полу

-  Ходьба по коррекционным дорожкам, ползание по коврику, прыжки через бревно;

- «Лисичка крадется»

- «Каблучки сломались» - ходьба на пятках

- «Ходьба на месте» - ходьба на месте, не отрывая носки от

                                      пола, руки произвольно, «посмотри,

                                      что там лежит на полке»

- Ходьба приставным шагом по шнуру

- Сидя захваты внутренними сводами стоп предметов (кегли, мячи)

Игра «Кто больше перебросит предметов через веревку (шнур))

Комплекс упражнений  в постели

Бег  по залу в рассыпную.

Ходьба друг за другом:

- с высоким подниманием колен

- «великаны» на цыпочках

- «лилипуты» - полуприседе

- Бег по залу друг за другом

Игра «Собери предметы» - пальцами ног, кто быстрее

Упражнение на дыхание «Надуваем  шар»

Дети стоят в кругу, делают глубокий вдох – широко разводя руки надувают шарик.

«Шарик лопнул» - хлопок в ладоши.

ГИМНАСТИКА  С  ЭЛЕМЕНТАМИ  РЕЛАКСАЦИИ                            ГИМНАСТИКА  С  ЭЛЕМЕНТАМИ  РЕЛАКСАЦИИ

            Этюд «Из семени в дерево»                                         «ВЕСЕЛАЯ  ЗАРЯДКА»

       

        Ведущий – «садовник» предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть ее руками).

       Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит по головке и телу), ухаживает.

       С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти. (Дети поднимаются). 

       У него раскрываются листочки (руки свешиваются с головы и тянутся кверху), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты).

        Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), и росток превращается в прекрасный  сильный цветок.

       Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам – соседям (улыбки соседям), кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей).

       Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивая руками, головой, телом). Ветер срывает лепестки с листьями (опускаются руки, голова), цветок сгибается, клонится к земле и ложиться на нее. Ему грустно.

        Но вот  пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно.

        Скоро опять наступит весна и оно оттает!

                     

ИГРА    «ОГОНЬ-ЛЕД»

По команде ведущего:  «Огонь!» - стоящие в кругу начинают двигать всеми частями тела.

По команде: «Лед!» - дети застывают в позе, в которой их застала команда. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя время, выполнение той и другой.

Ведущий рассказывает, а все остальные показывают в движении:

«Чтобы машина заработала, надо завести мотор. Спящий человек похож на выключенную машину (дети «спят»). Каждый из вас – хозяин своего тела. Вы можете его «завести» и «выключить». Давайте попробуем.

           Вы -  проснувшиеся котята – потяните лапки, выпустите коготки, поднимите мордочки. А сейчас вы  - упавшие на спину божьи коровки. Лапки кверху, постарайтесь перекатиться со спины на лапки. А вот вы – крадущиеся в джунглях тигры. Станем осенними листочками, качающимися на ветру, Полетаем, как оторвавшиеся листочки. Вдохнем поглубже и превратимся  в воздушные шарики, попробуем подпрыгнуть и взлететь мягко и плавно. Тянемся вверх, как жирафы. Попрыгаем, как кенгуру, чтобы стать такими же ловкими и сильными. А теперь мы – маятники, тяжелые, громоздкие, покачаемся из стороны в сторону. А сейчас мы пилоты, заведем мотор самолета, расправим крылья и полетим. Изогнемся как лук индейца и станем упругими. Какая из ваших ног сегодня больше и выше подпрыгнет? А сколько раз вы наклонитесь, срывая цветок? Молодцы!

ДИНАМИЧЕСКИЙ   ЧАС  № 20

1. ЛЕЖА  В  ПОСТЕЛИ

Исходное положение: лежа на спине

Выполнение:

а) тянем левую ногу пяточкой вперед, левую руку вверх вдоль туловища на вдохе. Задерживаем дыхание и на выдохе произносим: «ИД-да»

б) То же самое с правой ногой и рукой: «Пингалла»

в) Тянем обе ноги пяточками вперед и 2-мя руками вверх вдоль туловища. Задерживаем дыхание, на выдохе «Шусумна»

(Очистка правого, левого, центрального энергетического каналов)

2. ХОДЬБА  ПО  ДОРОЖКАМ:

На носочках, на пяточках, по ребристой, на коленях и ладошках, с крестным шагом, как обезьянки, приставным шагом (на пробках), по поролоновым дорожкам с пуговицами (на внимание: только по грибкам, только по ягодкам), легкий бег, обычная ходьба.

3. УПРАЖНЕНИЕ

1. Исходное  положение: основная стойка, руки в замок внизу.

Выполнение: встать на носки, вытянуть соединенные руки вверх, прогнуться спиной назад 5-6 раз;

2. Исходное положение: ноги врозь на ширине плеч, руки на поясе.

Выполнение: наклоны вперед, руки в стороны, ладонями книзу, прогнуться в пояснице 5-6 раз

3. Исходное положение: стоя на коленях, руки внизу.

Выполнение: прогнуться назад, руки в стороны., вернуться в исходное положение.

4. УПРАЖНЕНИЯ с мешочком на голове

1. Ходьба по кругу – 2  круга в разных направлениях.

2. исходное положение: стоя,  мешочек на голове, руки на поясе, встать на носки, опуститься  5-6 раз.

3. исходное положение: основная стойка, руки на поясе.

Выполнение: приседания. Присели, раздвинув колени, локти назад – 5-6 раз.

5. ИГРА «ПЕРЕДАЙ  МЯЧ»

1. Впереди себя – 1 круг;

2. Над головой – 1 круг;

3. Отбиваем мяч и прыгаем

    «Я тебя ладонью хлопал,

      Ты скакал и звонко топал!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна.

1. Гимнастика в постели;       2. Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушения осанки...

Сообщение из опыта работы по теме:«Оздоровительная работа в лагере с дневным пребыванием детей»

Положительный опыт проводимой оздоровительной работы, позволили нам продолжить деятельность по оздоровлению детей в летний период. На базе нашего детского сада на протяж...

Картотека оздоровительной гимнастики после дневного сна.

Комплекс  оздоровительной гимнастики после дневного сна Сентябрь 1. Спокойно сделайте вдох, выдох – полным дыханием.2. Пошевелите пальцами рук и ног.3. Сожмите пальцами в кулаки.4. Согните р...

"Гимнастика пробуждения после дневного сна" картотека в помощь педагогам ДОУ и родителям

quot;Гимнастика пробуждения после дневного сна" картотека в помощь педагогам ДОУ и родителям...

Картотека оздоровительной гимнастики после дневного сна

Оздоровительная гимнастика после дневного сна...

Картотека оздоровительной гимнастики после дневного сна в старшей группе

Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.Задачи: - продолжать работу по...

Картотека оздоровительной гимнастики после дневного сна в старшей группе

Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.Задачи: - продолжать работу по...