Консультация для воспитателей "Спортивные игры в детском саду"
консультация (старшая группа)

Макиенко Елена Станиславовна

       Дети старшего дошкольного возраста с большим желанием и интересом принимают участие в спортивных играх, таких как баскетбол, футбол, ручной мяч, бадминтон, городки, настольный теннис, хоккей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Дети старшего дошкольного возраста с большим желанием и интересом принимают участие в спортивных играх, таких как баскетбол, футбол, ручной мяч, бадминтон, городки, настольный теннис, хоккей.

      Освоение элементов спортивных игр составляют основу для дальнейших занятий спортом. Однако методика проведения спортивной игры имеет свою специфику: она требует обязательного учёта возрастных особенностей детей, их физического развития и физической подготовленности. Заниматься спортом в прямом смысле этого слова детям дошкольного возраста не рекомендуется, но некоторые элементы соревнования не только возможны, но и целесообразны.

                                                  Баскетбол 

     Игра в баскетбол- командная игра. Оно включает в себя бег, прыжки, бросание мяча, которые выполняются при сопротивлении партнёра. В Состав команд входит определённое количество участников, продолжительность игры ограниченно по времени.

      Техника игры в баскетбол состоит из двух видов действий. Для одного из них характерны движения, которые выполняются без мяча или с мячом в руках без передачи его партнёру. К ним относятся: стойка, остановка, повороты, прыжки, ложные движения. Другой вид действий- действие с мячом: ловля, передача, ведение и забрасывание мяча в корзину.

      Основная стойка баскетболиста: ноги согнуты в коленях, расставлены на ширине плеч, одна из них выставлена на пол шага вперёд, тело направляется вперёд, тяжесть его распределяется равномерно на обе ноги. Руки согнуты в локтях и находятся около туловища. Перемещение по площадки осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, поворотами. Во время бега ребёнок должен делать перекат с пятки на носок.

      Учить детей остановкам следует в следующий последовательности: Остановка после ходьбы, потом после бега в медленном темпе, после бега в быстром беге и неожиданная остановка.

       Основное внимание необходимо обратить на технику удержания и выполнения действий с мячом. Важно научить ребёнка правильно держать мяч. Исходное положение- держать мяч на уровне груди обеими руками. При этом руки должны быть согнуты, локти опущены в низ, кисти рук лежать сзади- сбоку, пальцы широко расставлены.

        При ловле мяча необходимо обратить внимание детей на то, что мяч нужно встречать руками, следить за его полётом. Мяч не следует долго задерживать в руках, нужно действовать быстро. Одновременно детей учат передавать мяч сначала двумя руками, а потом правой и левой рукой (на месте и в движении). При передачи мяча держать его нужно на уровне груди. Одним из наиболее важных действий с мячом является его ведение. В начале дети ведут мяч с высоким отскоком. Такое ведение мяча не требует низкой стойки, ребёнок учится правильно держать спину, не наклоняться к мячу, видеть площадку. Дети учатся не бить по мячу, а толкать его в низ, вести в перёд- сбоку, а не прямо перед собой, смотреть вперёд, а не вниз на мяч.

      Целесообразно использовать подготовительное упражнение отбивание мяча двумя руками (по очереди) на месте. После этого дети переходят к ведению мяча, передвигаясь шагами, а потом во время бега (мяч ведётся по прямой, со сменой направления, а также при противодействии другого игрока).

      Успех игры зависит и от точности попадания мячом в корзину. Движение при передаче мяча и забрасывании его в корзину являются одинаковыми по своей структуре, поэтому детей учат забрасывать мяч в корзину двумя руками то груди и одной рукой от плеча. При первом способе ребёнок мячом описывает небольшую дугу до туловища вниз на себя и, выпрямляя руки вверх, бросает мяч в корзину. При втором способе- мяч находится на ладони согнутом в локтевом суставе руки и поддерживается другой. Слегка согнутые ноги выпрямляются, одновременно рука с мячом выносится вперёд- вверх и мяч толчком кисти направляется в корзину. Расстояние до корзины вначале 1 м., потом 2- 2,5 м.

      Дошкольники играют в баскетбол два таима по 5 минут, между ними обязательно планируется небольшой перерыв. Воспитатель следит за продолжительностью игры. Во время перерыва он может предложить детям поиграть в игру малой подвижности, заменить уставших детей. Если мяч перелетает через боковую линию, игра останавливается. Возвращает мяч в игру команда противника. С мячом в руках ребёнок может сделать не более трёх шагов, после этого он должен вести мяч, передать его другому игроку или забросить в корзину. Запрещается: вести мяч двумя руками одновременно, бежать с ним в руках, толкать детей, держать их за одежду, руки.

                                                  Футбол

        Со старшими дошкольниками проводится упрощённый вариант игры  футбол.

         Основными приёмами техники игры являются перемещения, удары по мячу, приёмы мяча, ведение, отбор мяча, действия вратаря. Дети перемещаются ходьбой или бегом в разных направлениях: по прямой, зигзагом, по дуге и т.д.

          Удары ногой по мячу выполняются серединой подъёма, внутренней и внешней частью подъёма, внутренним боком стопы, носком ноги. Приёмы мяча осуществляются подошвой, бедром, носком ноги, грудью или головой. Вести мяч по площадки дети учатся носком ноги, внутренним боком подъёма ноги. Вратарь ловит мяч, отбивает его, защищает ворота, бросает пойманный мяч на поле. Для того чтобы научится владеть мячом, детям необходимо много упражняться. Полезны следующие упражнения: катать мяч ногой вперёд, назад, в стороны; подбивать мяч подъёмом ноги; подбрасывать мяч руками, подбивать мяч ногой и ловить; подцепить мяч носком ноги и подбросить вверх. В дальнейшем дети овладевают умением прокатывать мяч правой и левой ногой в определённом направлении, попадать в кеглю, закатывать в ворота. Дошкольники учатся отбива мяч об стену несколько раз подряд (задерживают мяч ногой и снова отбивают), передавать мяч друг другу, прокатывая его по земле. Удары выполняют внутренним боком ступни.

      Освоив необходимые приемы, дошкольники могут играть в футбол. В игре принимают две команды по 5- 7 игроков. Играют два тайма по 15 мин. Между ними пяти минутный перерыв. Игра начинается с центра поля. Игроки пытаются подвести мяч к воротам противника и забить гол. Все действия с мячом выполняются только ногами, руками дотрагивается до мяча только вратарь. Во время игры запрещено: ударять соперника сзади; дотрагиваться до мяча руками.

                                            Игра в ручной мяч

       Большой популярностью среди игр с мячом занимает игра в ручной мяч, в которую дети могут играть на баскетбольной площадке. Особенностями этой игры являются: высокая скорость перемещения каждого игрока, неожиданные действия с мячом, взаимодействия с партнёром по команде, своевременная реакция на игровые ситуации, ведение спортивного единоборства.

       Техника игры в ручной мяч делиться на технику нападения и технику обороны.

       Техника нападения включает в себя перемещения игрока по площадки, ловлю, передачу и ведение мяча, забрасывание его в ворота. Основная стойка гандболиста: ноги расставлены на ширину плеч, колени полусогнуты, согнутые в локтях руки чуть отведены от туловища, туловище слегка наклонено вперёд. Передвижение по площадки осуществляется с бегом в сочетании с ходьбой, остановками, поворотами, прыжками. Во время бега ребёнок должен ставить ногу на всю стопу или использовать перекат с пятки на носок. При этом нага значительно сгибается в коленном суставе. Расслабленные руки полусогнутые в локтях, двигаются свободно. Резкое увеличение скорости достигается сильным наклоном туловища и резким движением ног, постановкой первых шагов с носка.

      При передвижении приставными ногами необходимо следить, чтобы шаги были скользящими, а неподпрыгивающими, движения мягкими. Остановки выполняются после ходьбы шагом, после медленного бега, после быстрого бега и внезапная остановка.

      Правильное держание мяча обеспечивает более надёжное сохранение его при соприкосновении (в борьбе) с противником, повышает результативность бросков в ворота и  сокращает количество потерь.

      Правила держание мяча: дети держат мяч на уровне груди. При этом плечи опущены, предплечья выдвинуты в перёд и слегка вверх. Пальцы рук свободно расставлены и прочно удерживают мяч. Ладони слегка касаются мяча.

       По ходу игры ребенок может держать мяч в зависимости от игровой ситуации и последующих действий с ним по разному: приподнимать его в верх, опускать в низ, отводить в сторону так, чтобы его не смог выбить противник.

       Ловля мяча- игровой прием, с помощью которого команда обеспечивает себе возможность вести коллективные действия и продлить время владения мячом. В подавляющем большинстве случаев ловля мяча производиться двумя руками. Ребёнок поворачивается лицом в сторону мяча, вытягивает руки на встречу мячу, слегка сгибая их в локтевых суставах. Напряженные пальцы расставлены в стороны, большие пальцы почти соприкасаются, а остальные образуют «воронку», несколько превосходящую размеры мяча. В момент соприкосновения с мячом пальцы обхватывают мяч, а руки сгибаются в локтевых суставах.

     Правила ловли мяча: мяч полагается ловить кистями рук (и не прижимая их к груди), продвигаюсь навстречу летящему мячу. Следить за мячом до тех пор, пока его не поймаешь, а поймав мяч, сразу переложить его в основную руку, чтобы без промедления бросить своему товарищу или в ворота.

    Основным видом передач являются передачи одной рукой на месте, в движении, в прыжке. Передачи могут быть короткими или длинными, высокими или низкими. Наиболее часто применяются короткие передачи.

     Выполняя передачу, ребёнок должен выбрать наиболее простой и целесообразный способ передачи мяча для данной игровой ситуации. Передача должна быть неожиданной для противника и проводиться без подготовительных движений. К числу основных передач относятся: передачи от плеча, прямой и согнутой рукой сверху, сбоку, снизу, двумя руками от груди, с отскоком от площадки.

      Ведение мяча даёт ребёнку возможность двигаться по основному полю. Отскочивший от площадки мяч ребёнок встречает согнутой рукой. Кисть руки с раздвинутыми пальцами свободно касается поверхности мяча и, немного придерживая его, толчком направляет вниз- вперёд. Основные движения выполняются в локтевом и лучезапястном суставах. Ноги для сохранения равновесия и для быстрого изменения направления движения слегка сгибаются.

     Ведение мяча проводится сначала шагом, потом бегом. Ребёнок должен выполнять движение свободно, непринуждённо.

     Вначале осваивается ведение мяча по прямой, затем с изменением направления.

     При забрасывании мяча в ворота могут быть использованы приемы передачи мяча одной рукой.

     Обычно каждому броску в ворота предшествует небольшой замах руки с мячом. Чем меньше замах, тем меньше времени игрок тратит на бросок.

      Правила выполнения броска с места: мяч необходимо бросить сильно, согнутой рукой сверху, сделав шаг правой ногой, замахнуться рукой с мячом и шагнуть вперёд левой, тяжесть тела переносится на правую ногу; замахнувшись рукой с мячом отвести за голову; Встать на левую ногу, резко махнуть правой рукой; наклониться всем телом и бросить мяч в ворота; бросок завершить резким движением кисти.      

       Техника защиты ворот. Ребёнок- защитник должен быстро перемещаться в любых направлениях по площадке, оказывать сопротивление передачи мяча (игроками соперника) и забрасывания его в ворота. Ребёнок- вратарь ловит мяч, отбивает его руками и ногами, выбрасывает из ворот.

     Цель игры: забросить как можно больше мячей в ворота противника. В состав команды входит семь игроков, один из них вратарь. Время игры два тайма по пять минут, между ними небольшой перерыв. Правила игры: ребёнок, который получил мяч, может сделать с ним не больше трёх шагов, после этого он должен передать его партнёру, или бросить в ворота. Запрещается подставлять ногу, толкать игроков, вести мяч двумя руками одновременно. Выигрывает команда, забросившая большее количество мячей в ворота.

                                                  Бадминтон

      Бадминтон- спортивная игра, требующая ловкости и быстроты. Для игры необходимы ракетки и волан.

       Сначала детей необходимо познакомить с особенностями полёта волана: неравномерность, изменчивость направления полёта, зависимость от силы удара. Для этого дети забрасывают волан вверх и ловят его, а потом перебрасывают волан друг другу (на месте, во время ходьбы, бега). Эти упражнения развивают глазомер, ловкость. Когда ребята освоят эти упражнения, их учат действовать с воланом и ракеткой. Воспитатель показывает как нужно держать ракетку. Рукой необходимо обхватить рукоятку ракетки близко к её концу, чтобы можно было свободно перемещать кисть руки во время удара. Между большим и указательным пальцем должен образоваться угол. Для того, чтобы проверить хват, руку с ракеткой выносят в перёд. Головка ракетки должна быть перпендикулярна поверхности площадки. Детям можно сказать: «Представьте себе, что у вас в руке молоточек, которым вы вбиваете гвозди» (обод ракетки). По волану бьют с правой и левой стороны, а также сверху и снизу. Исходное положение: ноги расставлены на ширину плеч, слегка согнуты в коленях. Рука с ракеткой направлена вперёд- вверх, обод на уровне плеч перпендикулярно земли.

       Действия с воланом и ракеткой: стоя на месте, подбивать волан, поворачивая ракетку одной и другой стороной; бить по волану подвешенному на верёвочке; бить по волану перебрасывая его через сетку.

      Игра парами. У одного ребёнка ракетка, у другого волан. Один ребёнок набрасывает волан, другой отбивает ракеткой (расстояние 3 м.). Когда дети овладеют этими навыками, они могут играть в паре друг с другом, в дальнейшем дошкольники могут играть в бадминтон через сетку. Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не наберёт 10 очков.

                                                   Городки 

      Городки- спортивная народная игра. Для игры необходимы палки- биты (длина 50 см) и городки (12- 20 см). На земле чертят квадрат (1х1), это- «городок». Городки выставляют на передней стороне «города» в виде различных фигур: звезда, ракетка, рак, самолёт, колодец, слон, письмо. Каждая фигура строится из пяти городков. На расстоянии 10 м от «города» чертится линия кана. С этой линии дети бросают биту. Каждый игрок бросает две биты подряд. Когда будет выбит хотя бы один городок, ребёнок подходит ближе и оставшиеся городки выбивает с линии полукона, которая расположена на расстоянии 5 м от «города». Когда будут выбиты все городки фигуры, строится новая. Выигрывает тот, кто выбьет городки всех фигур партии за меньшее количество бросков биты. Количество фигур в партии произвольное (2-4). Выбитым городок считается тогда, когда он выкатится за линию «городка». Играть можно командами (по 5 игроков). Бросать биту необходимо медленно, придавая ей вращательное движение. При бросании биты ребёнок становиться на линию кона лицом к «городку». Левую ногу выставляет вперёд, правая на шаг сзади. При замахе тяжесть тела переносится на правую ногу, вместе с броском биты осуществляется энергичный поворот туловища в левую сторону.

                                             Настольный теннис  

      В игре в настольный теннис принимают участие двое или четверо детей. Для игры необходим прямоугольный стол и сетка, а также ракетки (с короткой ручкой) и маленький мячик. Играть в настольный теннис учат в такой последовательности: держание ракетки, знакомство с исходным положением, перемещением, ударами, подачами. Ребёнок держит ракетку в горизонтальном положении, указательный палец прижат к тыльной поверхности ракетки, остальные пальцы свободно обхватывают ручку. Перед приёмом мяча ребёнок находится  в 40-60 см от стола. Туловище наклонено вперёд, ноги слегка согнуты в коленях, рука с ракеткой согнута в локте. Перемещается ребёнок шагами, прыжками. При подаче мяча игрок слегка подбрасывает его одной рукой, а потом бьёт по мячу ракеткой.

      Мяч должен опуститься на стороне стола подающего, а потом перелететь через сетку и опуститься на стороне стола противника. Ребёнок который принимает мяч, должен отбить его после отскока от стола. При выполнении удара необходимо находиться на небольшом расстоянии от стола,  рука выноситься вперёд, плоскость ракетки принимает вертикальное положение относительно положения стола, центр тяжести переносится на правую ногу. Удар осуществляется в момент отскока мяча от стола выше сетки. Проигравшим считается тот, кто первым пошлёт мяч за пределы стола или в сетку.

                                                    Хоккей

     Хоккей- командная спортивная игра. Она проводится на ледяной площадке. Игроки скользят по льду на коньках и пытаются клюшками забить шайбу в ворота противника. Техника хоккея включает в себя: перемещение на коньках, держание клюшки, ведение, броски и остановку шайбы. Дети должны уметь бегать на коньках в разном темпе, быстро останавливаться, менять направление бега. Все движения в хоккее осуществляются в положении стойки- туловище наклонено вперёд, ноги слегка согнуты, клюшка находиться на льду. Клюшку ребёнок должен держать двумя руками: одной рукой сверху за конец рукоятки, другой- снизу на 30-40 см от конца рукоятки.

       Ведение шайбы- это соединение бега на коньках с одновременным перемещением шайбы клюшкой. Игрок толкает шайбу в одну сторону, потом останавливает её клюшкой и снова толкает её в другую сторону. Бросание шайбы может выполнятся на льду и в воздухе. Детей учат останавливать шайбу клюшкой. Для этого нужно не очень сильно держать клюшку в руках, чтобы сделать удар шайбы мягким.

    Игра с клюшкой и шайбой проводится вначале на снегу. Детям легче удержать равновесие. На первых занятиях необходимо научить игроков правильной  стойки хоккеиста, а потом ведению и забрасыванию шайбы в ворота. Играть в хоккей вначале можно без вратаря, так как действия детей ещё не точные. Играют две команды по 6 человек. Игра состоит из двух таймов по 10 минут. Перерыв между ними 5 минут. Правила игры в хоккей на льду простые: перебрасывать шайбу только клюшкой; запрещаются подножки, хваты руками, нельзя толкать друг друга. Выигрывает команда, забросившая большее количество шайб в ворота соперника.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация учителя - дефектолога. «Строительные игры в детском саду».

Строительные игры в детском саду – это один из видов продуктивной деятельности и основа воспитания и обучения детей в дошкольном возрасте.Становление конструктивной деятельности начинается с воспитани...

Консультация для воспитателей "Речевые игры в детском саду"

Целью консультации является систематизация знаний воспитателей о возможностях использования речевых игр....

Дошкольник учится играя. Сюжетно-ролевые игры в детском саду Консультация для воспитателей

Дошкольник учится играя. Сюжетно-ролевые игры в детском саду...

Консультация для воспитателей «Полевая кухня, штаб и квест-игра в «Полевая кухня, штаб и квест-игра в детском саду, или Как по-новому организовать День Победы с дошкольниками» март 2021 г.

Проведите в этом году праздник в честь Дня Победы в детском саду по-новому. Предложите педагогам организовать мероприятие в форме интерактивной военно-полевой игры с элементам...