Практическое применение кинезиологических упражнений с дошкольниками
консультация (старшая, подготовительная группа)

Скороходова Елена Николаевна

Перед современными дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу. В последнее время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации.  Каковы же эффективные формы и приемы профилактики и укрепления здоровья детей в условиях детского сада?

Одним  из универсальных методов является кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическое применение кинезиологических  упражнений с дошкольниками

Скороходова Е.Н., воспитатель

ДО «Знайки» ГБОУ Школа Перспектива

Перед современными дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу. В последнее время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации.  Каковы же эффективные формы и приемы профилактики и укрепления здоровья детей в условиях детского сада?

Одним  из универсальных методов является кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения.

В каждой группе детского сада встречаются подвижные, вспыльчивые, раздражительные дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, контролировать свои эмоции и поведение. Не являются исключением и ребята моей подготовительной группы. И, конечно же, как и каждый педагог, я  ищу свой подход, методы воздействия на таких дошкольников.

Большим подспорьем в моей работе стала кинезиология как наука, способствующая развитию умственных способностей через определенные двигательные упражнения.

Упражнения выполняем с детьми на прогулке, во время динамических пауз, физкультминуток, включаю также в утреннюю зарядку.

Особенно нравится моим «подготовишкам» изображать добродушного слоника с большими ушами и длинным хоботом. Ненавязчиво и в игровой форме дошколята рисуют в воздухе длинным носом – хоботом незамысловатые фигуры, энергично массируют ушки, тянутся за воображаемыми высоко растущими экзотическими фруктами. Вживаясь в роль, охотно демонстрируют свои актерские способности.

Как маленькие исследователи, дошкольники не остались равнодушны к упражнению «Сова». Выполняют с удовольствием, очень точно передавая интонацию ночной охотницы с острым зрением и цепкими когтями.

Кинезиологические упражнения провожу в речевом сопровождении: стихи, потешки, чистоговорки, песенки. Например, упражнение «Массаж ушных раковин»: «Уши сильно разотрем и погладим, и потрем». Стихи и песенки очень нравятся детям, они обеспечивают весёлое общение, снимают напряжение, учат малышей быть дружными и доброжелательными.  

Рисование и раскрашивание разноцветными карандашами да еще с двух рук -занятие  не просто интересное, но и увлекательное для малышей. Своего рода «кляксография» развивает воображение: чего только не увидишь в тех линиях, что переплелись на бумаге и сложились в художественные узоры!

Считаю, что кинезиологические упражнения позволяют улучшить работу головного мозга, улучшают память, развивают речь, активизируют словарь, развивают воображение и мышление.

Систематическое включение кинезиологических упражнений в повседневную жизнь дошколят, использование во время зарядки, динамических пауз, физкультминуток, подвижных игр на прогулке дает положительные результаты. А учитывая тот факт, что дети от рождения артисты, актеры и музыканты одновременно, просто необходимо использовать музыкальное сопровождение в сочетании с  физическими упражнениями. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии. Знакомые и полюбившиеся мелодии, песни, музыкальные зарисовки помогают поднять настроение, улучшить самочувствие и помочь включиться в ритм активной жизни в детском саду.

И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Неподвижный ребенок не обучаем, поэтому  его нельзя ругать за излишнюю двигательную активность. Неусидчивому, чрезмерно активному, подвижному ребенку для закрепления мысли необходимо движение.

Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов начинается с развития движений пальцев и тела. Наиболее эффективны эти упражнения в сочетании друг с другом, т. к. позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга. Поэтому так важны для детей дошкольного возраста пальчиковая гимнастика, игровой массаж и самомассаж, физкультминутки во время образовательной деятельности.

Это не всегда легко для детей, но интересно и забавно. А систематическое ненавязчивое повторение  таких упражнений помогает наладить процесс. И очень скоро нескладные движения становятся более осмысленными, дружными и четкими, а затем выполнение их становится непринужденным, доставляющим удовольствие самому ребенку. Возникает желание научить этому своего соседа, подсказать советом, синхронизируя движения вместе с другими детьми.

Не всем детям и не сразу удалось освоить перекрестные  движения рук и ног. Но мы работаем в этом направлении, ребята помогают друг другу, подбадривая тех, кому нелегко они даются. А это очень важно – научить ребенка не только научиться самому, но и иметь желание помочь окружающим его людям.

        Активные, подвижные дети более любознательны и способны буквально на лету схватывать новую информацию, запоминать ее, решать сложные задачи, запоминать схемы, тексты и заучивать наизусть стихи. Да, они менее усидчивы, но вероятнее всего им и времени на усвоение нового материала потребуется меньше. Важно именно в дошкольном возрасте научить такого ребенка самодисциплине, умению учиться, направляя его двигательную активность в нужное русло. Здесь и приходит на помощь педагогу универсальные кинезиологические упражнения, позволяющие  эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее этим детям давались с трудом.

        Также у многих современных детей отмечается снижение двигательной активности. Отсутствие физической нагрузки тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационные способности, выносливость, возникают проблемы с речевым развитием. Движение является своеобразным рычагом, с помощью которого творческий педагог можем воздействовать на  развитие ребенка. В данном случае специальные кинезиологические упражнения обладают не только оздоравливающим, но и антистрессорным эффектом, улучшают мыслительную деятельность.

        Таким образом, кинезиологические упражнения помогают развивать тело, повышать стрессоустойчивость организма, синхронизировать работу полушарий, улучшать мыслительную деятельность, улучшать память и внимание, облегчить процесс чтения и письма, развивать творческую деятельность ребенка. Тем самым, через эти методики можно помочь дошкольнику не только благополучно и гармонично развиваться, но и более качественно подготовится к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Практическое применение здоровьесберегающих технологий в режиме дня дошкольника». Семинар-практикум для педагогов

«Практическое применение здоровьесберегающих технологий в режиме дня дошкольника» Семинар-практикум для педагогов...

Методическая разработка "Цикл занятий по практическому применению элементов здоровьесберегающих технологий в экологическом воспитании старших дошкольников в условиях ГБДОУ № 31

Данная методическая разработка включает пять конспектов с разной формой проведения занятий по экологическому воспитанию дошкольников с включением элементов здоровьесберегающих  технологий....

Практическое применение методов и приемов для формирования навыков связной речи у дошкольников

Основной задачей логопеда на логопункте является развитие связной речи и коммуникативных навыков у дошкольников. Дети с ФНР труднее овладевают основными формами устной речи. Наблюдаются проблемы в осв...

«ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЖИМЕ ДНЯ ДОШКОЛЬНИКА»

Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания....

«Практическое применение здоровьесберегающих технологий в режиме дня дошкольника»

Семинар-практикум для педагогов«Физкультминутки для дошкольников»...