Консультация для родителей
консультация (младшая группа)

 Виктория Валентиновна Семенова

Что должны знать родители о ФГТ?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей 

«Роль развивающих игр для детей 3 - 4 лет» 

Что  нужно,  чтобы  ребёнок  рос  любознательным,  умным,  сообразительным?

Постарайтесь  прислушаться  к  малышу,  понять  особенности  его  возраста,  оценить

его собственные, индивидуальные возможности. 

Три  года  -  это  тот  рубеж,  на  котором  кончается  раннее  детство  и  начинается

дошкольный  возраст.  Ребёнок  начинает  отделять  себя  от  мира  окружающих

взрослых,  он  вступает  в  более  самостоятельную  жизнь.  Малыш  уже  многое

понимает, знает и умеет и стремится узнать ещё больше. Ваша задача - помочь ему в

этом.  В  умственном  развитии  дошкольника  -  главное  это  знакомство  с

окружающими  его  предметами.  Их  форма,  величина,  цвет,  расположение  в

пространстве, передвижение - вот то, что привлекает ребёнка. 

Игры-занятия, которые предлагаются детям этого возраста, строятся в основном на

действиях  ребёнка  с  разнообразными  предметами.  Для  развития  восприятия

полезны игры, в которых ребёнку надо будет сравнивать предметы по цвету, форме,

величине и находить среди них одинаковые. Иногда при этом требуется не обращать

внимание  на  другие  важные  особенности  предметов,  например  на  их  назначение.

Если это вызовет у малыша затруднение, помогите ему. 

Игры,  направленные  на  развитие  внимания,  потребуют  тщательного

рассматривания  и  сопоставления  предметов,  выявления  их  сходства  и  различий.

Развивать  словесную  память  рекомендуется  в  ролевой  игре,  где  запоминание  слов

станет  необходимым  условием  выполнения  ребёнком  взятой  на  себя  роли.  Другие

игры направлены на тренировку зрительной памяти. Большая группа дидактических

игр направлена на развитие мышления ребёнка. Для трёхлетнего малыша наиболее

целесообразно  решение  мыслительных  задач,  требующих  раскрытия  строения

предметов и их взаимного пространственного расположения. Следующая группа игр

ориентирована  на  развитие  творческих  способностей ребёнка,  стимулирование  его

воображения.  Малыш  будет  стремиться  замечать  одновременно  разные  качества

предметов,  искать  разнообразные  варианты  видения  одной  и  той  же  вещи  или

рисунка.  И  наконец,  математические  игры-задания  помогут  научить  ребёнка

выделять количественные отношения между предметами. 

Организуя  игры  с  ребёнком,  внимательно  присмотритесь  к  нему,  оцените  его

индивидуальные  особенности.  Если  он  быстро  и  легко  справляется  с  заданиями,

можно  предлагать  ему  более  сложные  и,  наоборот,  в  случае  затруднений,  лучше

подольше  задержаться  на  простых.  Ни  в  коем  случае  нельзя  форсировать

выполнение заданий, упрекать малыша в том, что он что-либо не умеет, даже если

это с лёгкостью делают его сверстники. 

Важно  не  только  научит  ребёнка  чему-либо,  но  и  вселить  в  него  уверенность  в

себе,  сформировать  умение  отстаивать  свою  идею,  своё  решение.  Особенно  это

касается  выполнения  творческих  заданий,  которые  обычно  имеют  несколько

решений  и  которые  не  предполагают  жёсткой  оценки:  «верно  -  неверно».  Нужно

научить ребёнка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи. 

И опять-таки здесь важны индивидуальные черты ребёнка. Если он смел и уверен в

себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив,

нерешителен, лучше сначала подбодрить его и поддержать любую инициативу. Если

малыш  стремится  быстро  менять  задания,  отделываясь  первым  попавшимся

ответом, то хорошо бы заинтересовать его заданием, научить находить в нем новые

детали, насыщая знакомое новым содержанием. И наоборот, если, выполняя игровое

задание,  ребёнок  «увязает»  в  бесконечных  деталях,  что  мешает  ему  двигаться

вперёд,  лучше  помочь  ему  выбрать  один  вариант,  оставив  всё  лишнее  в  стороне,

потренироваться в умении переходить от одной идеи к другой, что особенно важно

при выполнении творческих заданий. 

Занимаясь  с  ребёнком,  помните,  что  его  действия  лишь  только  начинают

становиться целенаправленными. Малышу ещё очень трудно следовать намеченной

цели,  он  легко  отвлекается  и  переходит  от  одного  занятия  к  другому.  Быстро

наступает утомление. Внимание  ребёнка  может быть  сосредоточено одновременно

только  на  небольшом  количестве  предметов.  Интерес  легко  возникает (особенно,

Поэтому,  если  вы  хотите  организовать  развивающие  игры-занятия,  помните  три

правила: 

Правило  первое: не  давайте  малышу  для  постоянного  пользования  игрушки,  с

которыми будете проводить игры, чтобы к него не пропал интерес к ним. 

Правило  второе: во  время  игры  ребёнка  не  должны  отвлекать  посторонние

предметы. Все лишнее нужно убрать из поля зрения малыша. 

Правило  третье: пусть  игры  будут  достаточно  простыми  и  совсем  короткими.

Даже  5  минут  вполне  достаточно!  Но  всегда  стремитесь,  чтобы  ребёнок  довёл

начатое  дело  до  конца.  А  после  этого  смените  игру  на  новую  - и  вы  увидите,  что

внимание ребёнка снова оживёт. 

Каждая  игра  -  это  общение  ребёнка  со  взрослым,  с  другими  детьми;  это  школа

сотрудничества,  в  которой  он  учится  и  радоваться  успеху  сверстника,  и  стойко

переносит  свои  неудачи.  Доброжелательность,  поддержка,  радостная  обстановка

выдумки и фантазии - только в этом случае наши игры будут полезны для развития

ребёнка. 

В каждую игру можно играть с одним малышом, а можно и с несколькими. А ещё

лучше играть всей семьёй, хоть на несколько минут откладывая свои дела. Радость,

которую  вы  доставите  ребёнку,  станет  и  вашей  радостью,  а  проведённые  вместе

приятные  минуты  помогут  вам  сделать  добрее  и  веселее  совместную  жизнь.Так

играйте же вместе с малышомПоэтому,  если  вы  хотите  организовать  развивающие  игры-занятия,  помните  три

правила: 

Правило  первое: не  давайте  малышу  для  постоянного  пользования  игрушки,  с

которыми будете проводить игры, чтобы к него не пропал интерес к ним. 

Правило  второе: во  время  игры  ребёнка  не  должны  отвлекать  посторонние

предметы. Все лишнее нужно убрать из поля зрения малыша. 

Правило  третье: пусть  игры  будут  достаточно  простыми  и  совсем  короткими.

Даже  5  минут  вполне  достаточно!  Но  всегда  стремитесь,  чтобы  ребёнок  довёл

начатое  дело  до  конца.  А  после  этого  смените  игру  на  новую  - и  вы  увидите,  что

внимание ребёнка снова оживёт. 

Каждая  игра  -  это  общение  ребёнка  со  взрослым,  с  другими  детьми;  это  школа

сотрудничества,  в  которой  он  учится  и  радоваться  успеху  сверстника,  и  стойко

переносит  свои  неудачи.  Доброжелательность,  поддержка,  радостная  обстановка

выдумки и фантазии - только в этом случае наши игры будут полезны для развития

ребёнка. 

В каждую игру можно играть с одним малышом, а можно и с несколькими. А ещё

лучше играть всей семьёй, хоть на несколько минут откладывая свои дела. Радость,

которую  вы  доставите  ребёнку,  станет  и  вашей  радостью,  а  проведённые  вместе

приятные  минуты  помогут  вам  сделать  добрее  и  веселее  совместную  жизнь.Так

играйте же вместе с малышом!

Консультация для родителей

«Что должны знать родители о ФГТ»

Мы уже знаем, что введение ФГТ связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

Здесь необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут заданы требования к результатам, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, то мы лишим детей детства, не учитывая самоценности дошкольного периода жизни и специфики психического развития детей-дошкольников. Будет упорно осуществляться подготовка детей к школе, где постоянно будет проверяться уровень предметных знаний, умений и навыков. И ко всему к этому образовательный процесс будет выстраиваться по подобию школьного урока, а это противоречит специфике развития детей дошкольного возраста.

Поэтому, в дошкольном образовании определены две группы требований, а не три, как в стандарте начального общего образования. Это требования к структуре программы дошкольного образования и требования к условиям ее реализации.

При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. В ФГТ указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны такие интегративные качества (качества! а не ЗУНы: знания, умения, навыки), которые ребенок может приобрести в результате освоения программы: например, физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др.

Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т. е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

В тексте ФГТ не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в российских детских садах. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.

Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие. Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса – отказ от специально организованной деятельности уже давно назрела. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

Содержание основной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. В программе нет привычных предметных областей – развития речи, развития элементарных математических представлений, рисования, лепки и т. д. Все это заложено в образовательные области.

Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы детского сада – все они в равной степени должны быть представлены в образовательной программе дошкольного образования.

Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия заявленным в ФГТ принципам:

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- принцип необходимости и достаточности(соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму")

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

Программа строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастом детей. Интеграция разных образовательных областей – важный сдвиг в структурировании программного материала.

Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Безусловно, в новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей. Например, инструктор по физической культуре будет участвовать в проведении прогулок, организуя подвижные игры, эстафеты по теме. Музыкальный руководитель будет осуществлять подбор музыкального сопровождения для проведения мастерских, релаксации, разминок, гимнастик и др.

- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГТ предлагают для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Такими событиями станут Российские праздники (Новый год, День семьи и др.), международные праздники (День доброты, День Земли и др.). Праздники – это радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.

- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей(образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей;

Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная(партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

- взаимодействие с родителями;

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

- И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее.

Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду на качественные изменения в данной сфере. Делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в развитии.

Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно. Во-первых, система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства, которые обнародованы в этом приказе. Во-вторых, в приказе много положительного:

  1. Желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной.
  2. Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и многое другое.
  3. Попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области.
  4. Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка.
  5. Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения.
  6. Ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...